Original size 710x1064

Эволюция дабстепа: от UK Garage до EDM

5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 5000x3348

Georgina Cook, Drumz Of The South: The Dubstep Years (2004-2007)

1. Концепция 2. Зарождение 3. Формирование сцены 4. Коммерческий взлёт 5. Распад и диффузия 6. Вывод

«Я подумал, что это землетрясение. Вышел на улицу, посмотрел — и понял, что это бейс»

— Джо Куиллин, житель Стэйплтона

Концепция

Что приходит вам в голову, когда вы слышите термин «дабстеп»? Скорее всего — интро популярных блогеров начала 2010-х, YouTube-мемы, агрессивные «дропы» и визжащее, металлизированное синтезаторное звучание, доведённое до абсурда. Когда-то дабстеп достиг такой популярности, что жители штата Колорадо приняли мощные басы с концерта Bassnectar за землетрясение. Такой образ жанра прочно укоренился в массовом сознании. Но на деле это лишь поверхностный срез куда более многослойного и сложного музыкального направления. За громким хайпом скрывается богатая история, берущая своё начало в лондонском андеграунде конца 1990-х. Дабстеп — это не просто жанр, это культурный феномен, эволюция которого отражает социальные, технологические и эстетические сдвиги в электронной музыке больше чем за последние 20 лет.

Loading...

Выбор темы обусловлен, прежде всего, яркими воспоминаниями о bro-step, когда в 2012 все школьники, в том числе и я, сходили с ума от Скриллекса. Однако, в такое узкое восприятие жанра широкой аудиторией необходимо внести ясность. Дабстеп стал жертвой собственной популярности: подменённый поп-клише, он оказался вытеснен из мейнстрима, в то время как его оригинальные формы продолжают развиваться в андеграунде. Визуальное исследование позволяет наглядно показать, как изменялись эстетика, звук и структура треков, клубная культура и восприятие жанра в целом. Такой подход делает возможным не только проследить развитие жанра, но и переосмыслить его значение в музыкальной истории XXI века.

Музыкальный материал для исследования отбирался прежде всего с опорой на звучание. Ключевым критерием отбора треков стало их звуковое соответствие определённому этапу развития дабстепа: характер ритмики, обработка баса, использование эффектов, атмосферность. Для достижения максимальной достоверности и контекстуальной точности, я опиралась на материал, представленный в документальных фильмах, образовательных видео, аналитических разборах и интервью с продюсерами. Таким образом можно услышать ключевые произведения в нужном контексте и понять, почему именно эти треки стали определяющими для жанра. Также в исследовании представлены фотографии с клубных мероприятий (особенно легендарных вечеринок Forward>> и DMZ), фрагменты музыкальных клипов и сопутствующие визуальные материалы.

Текстовые источники отбирались по критерию авторитетности и документальные фильмы и интервью с главными игроками жанра, материалы специализированных музыкальных изданий, таких как Pitchfork. Также будут использоваться интервью с продюсерами, записи радиошоу (Rinse FM, BBC Radio 1) и форумные архивы (Dubstepforum).

Исследование структурировано хронологически и тематически. Хронологически оно делится на четыре основных этапа: зарождение (1998–2005): переход от UK garage к дабстепу, андеграундные клубы Лондона, лейблы вроде Tempa и Hyperdub; формирование сцены (2005–2007) — укрепление жанра, выход первых знаковых альбомов (Burial, Skream); коммерческий взлёт (2007–2013) — интернационализация жанра, влияние Skrillex и появление «brostep», популяризация в США; а также расслоение и диффузия (2016 — настоящее время) — уход из мейнстрима, смешение с другими жанрами, возвращение к минимализму и эксперименту.

Ключевой вопрос исследования: как эволюция дабстепа отражает изменения в музыкальной культуре и технологиях с начала 2000-х годов по настоящее время? Гипотеза состоит в том, что дабстеп, изначально рождённый как локальное явление в лондонском андеграунде, стал глобальной культурной формой, путь которой иллюстрирует не только историю одного жанра, но и более широкие процессы: диджитализацию музыкального производства, коммерциализацию андеграунда и возврат к самобытному эксперименту после культурного перенасыщения.

Зарождение (1998–2005)

Корни дабстепа уходят в британскую бейс-культуру 1990-х, сформированную под мощным влиянием ямайской музыкальной традиции. Звучание UK jungle, одного из главных андеграундных жанров начала десятилетия, объединило в себе скорость, перкуссию и плотный бас, вдохновлённые дабом и рэгги. В то же время в Лондоне происходили sound clashes — баттлы саунд-систем, где такие фигуры, как Kenny Ken, побеждали с драм-н-бейс-сетами (Jungle Sound Clash 1999), сохраняя преемственность между ямайским саундом и новым британским звучанием.

Loading...
Loading...
Loading...
Loading...

К середине 90-х в Британии появился UK garage — жанр, который вырос из хаус-музыки и обрёл собственную идентичность в клубах Лондона. Он отличался ровным ритмом с бочкой на каждую долю, синкопированными хай-хэтами и яркой перкуссией. В 1996–97 годах этот стиль начал расходиться по направлениям: с одной стороны — более мейнстримное, танцевальное звучание, представленное треками вроде «Flowers» Sweet Female Attitude или «Chocolate Boy» Shanks & Bigfoot; с другой — мрачный, басовый андерграунд. Важным моментом стал ремикс Armand Van Helden на «Spin Spin Sugar», положивший начало dark garage. Вскоре появился и speed garage, вдохновлённый мощным басом jungle, как в треке Double 99 — «RipGroove».

Loading...
Loading...
Loading...
Loading...

С 1997 года звучание UK garage сместилось от ровного four-to-the-floor к ломаному ритму 2-step, что стало основой для будущего дабстепа. Под влиянием андеграунда продюсеры с корнями в драм-н-бейс и хардкоре начали экспериментировать с басом. Такие артисты, как EL-B, Zinc, Steve Gurley, Horsepower Productions, формировали новый тип звучания — с синкопированной ритмикой, атмосферностью и глубоким сабом.

«2-step — это общий термин для всех видов дрожащих, нестабильных ритмов, которые не соответствуют традиционному четырёхдольному пульсу garage»

— Саймон Рейнолдс, 1999

Loading...

Одновременно с этим начали выходить на первый план MC, что способствовало переходу к более текстоцентричной форме, что сближало формирующийся жанр с граймом. Коллективы вроде So Solid Crew, Heartless Crew, Pay As U Go Cartel играли важную роль в формировании культуры, где вокал и ритм существовали на равных. Именно в этот период тёмный 2-step garage и ранний грайм были особенно тесно связаны. Ведущие фигуры UKG, такие как Wookie, тоже начали искать собственный подход к звуку, смещаясь от ярких, танцевальных треков к более тяжёлому и атмосферному продакшену. Это движение отражало общее настроение сцены: реакцию на коммерциализацию и стремление сохранить глубину, эксперимент и связь с андерграундом.

Всё это создало плодородную почву для появления дабстепа как естественного продолжения и реакции на коммерциализацию garage. Дабстеп вобрал в себя басовую глубину jungle, ломаный ритм 2-step, саунд-дизайн ямайского даба и темную атмосферу андерграундных клубов, заложив тем самым основу для новой музыкальной эпохи.

Loading...

Формирование сцены (2005–2007)

Original size 1200x900

Big Apple Records

Возникновение dubstep невозможно представить без района Кройдон на юге Лондона, где в начале 2000-х сформировалась важнейшая точка притяжения для UK бейс-сцены — магазин Big Apple Records. Этот магазин, расположенный в историческом Croydon Market, стал чем-то большим, чем просто местом продажи пластинок. Он был своеобразной лабораторией, в которой варился будущий звук дабстепа. Магазин специализировался на UK garage, который тогда уже начал разветвляться на тёмные и более экспериментальные формы.

Сюда приходили ключевые фигуры сцены: Hatcha, Hijak, Artwork. Более того, прямо над магазином находилась студия, где и создавались треки, которые позже стали классикой. Сотрудники Big Apple активно играли сеты и помогали продвигать тёмный 2-step. Hatcha был своего рода куратором: он не только ставил треки посетителей, но и давал фидбэк — добавь баса, сделай мрачнее, работай над ритмом.

Среди завсегдатаев Big Apple были и два подростка — будущий Skream и Benga. Они начали делать музыку в 14 лет с помощью игры Music 2000 на PlayStation 1, и приносили свои эксперименты Hatcha, чтобы тот проверил — «звучит ли это как следует».

Магазин стал неформальным sound system-хабом, где обменивались дабплейтами, шла гонка за эксклюзивами, и каждый хотел, чтобы именно его трек зазвучал первым. Но этим трекам нужно было своё пространство — они были слишком тяжёлыми, тёмными и нестандартными для коммерческих клубов. Так появилась необходимость в новой площадке — и ею стал клуб The Velvet Rooms.

Вечеринки FWD>> стали поворотной точкой в становлении жанра. Изначально организованные Сарой Локхарт, они начались в клубах Velvet Rooms в Сохо и Plastic People. Именно здесь дабстеп получил своё первое устойчивое звучание и начал восприниматься как отдельное направление. FWD>> превратились в лабораторию для артистов: диджеи и продюсеры могли испытывать свежие дабплейты на публике, которая не просто слушала, а буквально чувствовала музыку всем телом. Тогда ещё не было устоявшегося названия для жанра — треки называли «forward beats» по названию самих вечеринок.

Параллельно с FWD>> развивались и ключевые лейблы. Tempa Records начал выпускать тёмные и абстрактные 2-step треки от Horsepower Productions. Их музыка — с нарушенным ритмом, минималистичной перкуссией и явным влиянием ямайского dub — стала фундаментом dubstep-звучания.

Другой важной силой стала команда DMZ, состоящая из Mala, Coki (вместе Digital Mystikz), Loefah и Sgt Pokes. DMZ позже получили своё пространство в клубе The Mass (бывшая церковь в Брикстоне), где проходили легендарные вечера. Их субботние ночи стали священным местом для сцены — попасть туда можно было только с действительно уникальными треками.

Loading...

Также рывок в развитии дабстепа произвели два молодых продюсера из южного Лондона — Skream и Benga. Более мелодичное и энергичное звучание быстро нашло отклик за пределами столичных клубов. С распространением интернет-форумов и платформ вроде Dubstepforum жанр стал выходить за границы Лондона и распространяться по всему миру.

Технически стиль стал узнаваем благодаря синкопированным ритмам при темпе около 138–142 BPM, фирменной структуре с бочкой на первую долю и снейром (или хлопком) на третью. Но главное — это характерный вибрирующий бас или wobble bass. Его звучание создаётся за счёт модуляции басовой линии с помощью низкочастотного осциллятора (LFO), который придаёт звуку пульсирующий, «качующий» эффект.

Конечно, основным методом распространения музыки оставались пиратские радиостанции, например Rinse FM, созданная в 1994 году, стала важной медиаплатформой для продвижения звука. Через неё вышли в эфир ранние миксы Hatcha, Youngsta, Kode9 и других.

Позже к движению подключился BBC Radio 1, где шоу Мари Энн Хоббс на BBC 1Xtra открыло жанру тысячи новых слушателей. Её знаменитый эфир «Dubstep Warz» в 2006 году стал поворотным моментом для сцены.

Хотя Лондон был эпицентром, Бристоль стал второй столицей dubstep благодаря сильной ямайской культуре, sound system-традиции и энтузиастам вроде DJ Pinch. Его вечеринки Subloaded и лейбл Tectonic привлекали внимание не только британских, но и международных артистов. Именно из Бристоля вышел один из первых крупных dubstep-треков — «Qawwali» от Pinch.

Слияние dubstep, UK garage и атмосферной электроники в эфире Mary Anne Hobbs привело к появлению нового звучания — future garage. Одним из его пионеров стал Burial, выпускавшийся на Hyperdub (лейбл Kode9). Его альбом Untrue, номинированный на Mercury Prize, вдохновил новое поколение продюсеров и закрепил dubstep как неотъемлемую часть британской музыкальной истории. Pitchfork так же назвал альбом самым влиятельным электронным альбомом последних 20 лет.

Коммерческий взлёт (2007–2013)

2007 год стал поворотным моментом — dubstep начал звучать везде.

Вечеринки FWD>> и DMZ к тому времени уже превратились в культовые события на британской сцене. Постепенно стало ясно: это не просто локальное явление. Запрос на дабстеп начал расти не только в Великобритании, но и по всему миру. Артисты начали выезжать за пределы Лондона и гастролировать по Европе, США и другим странам, появляясь на крупных фестивалях, клубных ночах и рейвах.

Особенно важную роль в распространении звука за океаном сыграли два диджея — Joe Nice и Dave Q, пионеры американской сцены. Они первыми начали крутить оригинальные дабстеп-пластинки в США ещё в 2005 году, вдохновлённые атмосферой DMZ и стремящиеся передать её на другой континент.

Тем временем, в Великобритании dubstep начал привлекать внимание мейнстрим-артистов. Даже Snoop Dogg записал вокал для трека Chase & Status — «Eastern Jam», что стало сигналом: жанр готов к массовой аудитории. За первым крупным именем последовали другие. Мир начал вглядываться в андеграунд Лондона — и всё больше продюсеров по всему миру подключались к новому звуку.

Но с ростом популярности пришли и перемены. Многие из тех, кто стоял у истоков, начали замечать: изначальная атмосфера теряется, звучание становится другим. Постепенно акцент сместился от глубинных басов и пространственных текстур к более жёсткому, агрессивному звучанию.

Так родился бросьте. Новая волна была ориентирована на среднечастотный дисторшн и резкие дропы, которые идеально подходили для фестивалей и больших арен. Британские лейблы вроде Circus Records и Sub Soldiers начали продвигать это направление. Продюсеры Caspa, Doctor P, Cookie Monsta и другие стали лицами этой новой сцены.

В США тем временем взошла звезда Bassnectar, одного из первых американских артистов, который привёл жанр к массовому слушателю. Именно тогда появился артист, чьё имя навсегда изменило траекторию жанра: Skrillex, он же Сонни Мур. Его релиз «Scary Monsters and Nice Sprites» (2010) стал вирусным, принес жанру «Грэмми» и представил американской аудитории свою версию бростепа, в которой смешались электроника, эмо и металл. США стали новым эпицентром. Дабстеп звучал повсюду: от Coachella до Ultra, от клубных шоу до ТВ-рекламы. Многие вспоминают тот период как Золотую эру дабстепа: эпоху YouTube-видео с монтажом под тяжёлые биты, геймплей с Modern Warfare 2… Это стало частью ностальгии целого поколения.

Тем не менее, несмотря на коммерциализацию, оригинальные деятели сцены не ушли — они продолжали двигать звук вперёд, сохраняя корни и экспериментируя. Теперь дабстеп и бростеп жили параллельно, влияя друг на друга и оставляя мощный след в музыкальной культуре на годы вперёд.

Loading...
Loading...
Loading...

Расслоение и диффузия (2013 — настоящее время)

Со временем артисты начали отходить от агрессивного звучания дабстеп. То, что раньше цепляло слушателей — перегруженные дропы и рычащие басы — стало утомлять. Уже к 2013 году жанр начал смешиваться с другими направлениями. Появились артисты вроде Джеймса Блейка и Маунта Кимби, создававшие более атмосферную, замедленную музыку.

К 2016 году dubstep ушёл с мейнстримной сцены, но не исчез — он трансформировался. Смесь с южным трэпом породила EDM-trap, популярный до сих пор. Появились десятки ответвлений: filth, glitchstep, half-step, chillstep, drumstep. Даже Skream ушёл в сторону хауса и диско.

Loading...

Многие стали говорить, что дабстеп «умер». Одни обвиняли индустрию, другие — публику, третьи — самих продюсеров. Но dubstep не умер — он вернулся в андерграунд. США и Канада продолжили развивать бростеп-наследие: riddim, industrial-звучание. А в Великобритании и Европе сохранился дух оригинала — тёмный, медитативный звук.

Жанр продолжает развиваться под обобщённым названием «140» — из-за темпа в 140 BPM. Это не правило, а скорее маркер сцены.

В 2023 году даже Skrillex удивил фанатов, выпустив альбом Quest for Fire. Он отошёл от бростепа и обратился к более глубокому, текстурному звучанию, близкому к корням жанра.

Вывод

Несмотря на то, что в массовом восприятии дабстеп давно утратил актуальность, говорить о его «смерти» — некорректно. Наиболее коммерчески успешной формой жанра стал brostep, оттеснивший оригинальное звучание, зародившееся в лондонском андеграунде. Агрессивный, кричащий бас, ориентированный на средние частоты, заменил глубокие сабы и атмосферу напряжённого минимализма. Это изменение звука, подкреплённое стремительным ростом популярности и последующим упрощением клубной культуры, стало одной из причин «кризиса идентичности» дабстепа. Однако, как и в случае с другими жанрами, всплеск интереса и последующий спад в мейнстриме не означают исчезновение самого направления.

Дабстеп, несмотря на спад популярности в мейнстриме, не исчез — он трансформировался и продолжает жить в андеграунде. Жанр пережил коммерческий пик, но сохранил своё ядро: глубокий бас, мрачную атмосферу и экспериментальный подход. Эволюция дабстепа — это пример того, как музыка меняется под влиянием технологий, культуры и времени, оставаясь живой и актуальной для тех, кто готов слушать глубже.

«Дабстеп — это музыка, созданная людьми для людей. Это то, чего никто вроде бы и не ищет, но в итоге все хотят, просто ещё не знают об этом — вот что такое дабстеп. Дабстеп — это музыка из разных мест, из разных пространств, из разных жанров — и она волшебным образом складывается воедино, и всем она нравится.»

— Джо Найс, интервью для A Beginner’s Guide

Bibliography
Show
1.

Dubstep Music Style Overview | AllMusic [Электронный ресурс]. — URL: https://www.allmusic.com/style/dubstep-ma0000004465. — Дата обращения: 20.05.2025.

2.

That UK Sound — The Sound of Dubstep [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/a3PjeY8kaOY?si=AEZi7X6Ujuvkik6o. — Дата обращения: 20.05.2025.

3.

Dubstep // Wikipedia [Электронный ресурс]. — URL: https://en.m.wikipedia.org/wiki/Dubstep. — Дата обращения: 21.05.2025.

4.

The Origins of Dubstep // Producertech Blog [Электронный ресурс]. — URL: https://www.producertech.com/blog/the-origins-of...-dubstep. — Дата обращения: 22.05.2025.

5.

Croydon, community, soundsystem culture: Tracing the history of dubstep // Red Bull [Электронный ресурс]. — URL: https://www.redbull.com/gb-en/history-of-dubstep-music. — Дата обращения: 22.05.2025.

6.

A Brief History of Early Dubstep // Museum of Youth Culture [Электронный ресурс]. — URL: https://www.museumofyouthculture.com/a-brief-history-of-early-dubstep/. — Дата обращения: 23.05.2025.

7.

What is Dubstep Music? History, artists, and subgenres // Splice [Электронный ресурс]. — URL: https://splice.com/blog/what-is-dubstep-music/. — Дата обращения: 23.05.2025.

8.

What is Dubstep Music: Definition, Types, Artists // Study.com [Электронный ресурс]. — URL: https://study.com/academy/lesson/what-is-dubstep-music-definition-types-artists.html. — Дата обращения: 24.05.2025.

9.

The VICE Oral History of Dubstep // VICE [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vice.com/en/article/an-oral-history-of-dubstep-vice-lauren-martin-610/. — Дата обращения: 24.05.2025.

10.

On Cue: Youngsta and the History of Dubstep // DJ Mag [Электронный ресурс]. — URL: https://djmag.com/features/cue-youngsta-and-history-dubstep. — Дата обращения: 25.05.2025.

11.

10 Moments That Defined Skrillex // DJ Mag [Электронный ресурс]. — URL: https://djmag.com/content/10-moments-defined-skrillex. — Дата обращения: 25.05.2025.

12.

МЕЛОЧЬ, КОТОРАЯ ДЕЛАЕТ МУЗЫКУ ATL ТАКОЙ ВОЛШЕБНОЙ // БРОКЕН ДЭНС [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/mk43GU6fNbQ. — Дата обращения: 25.05.2025.

13.

Why Burial’s Untrue Is the Most Important Electronic Album of the Century So Far // Pitchfork [Электронный ресурс]. — URL: https://pitchfork.com/features/article/why-burials-untrue-is-the-most-important-electronic-album-of-the-century-so-far/. — Дата обращения: 26.05.2025.

14.

The Best Electronic Music of 2023 // Pitchfork [Электронный ресурс]. — URL: https://pitchfork.com/features/lists-and-guides/best-electronic-music-2023/. — Дата обращения: 26.05.2025.

15.

Dance Dance Revolution: How EDM Conquered America in the 2010s // Pitchfork [Электронный ресурс]. — URL: https://pitchfork.com/features/article/2010s-reverberations-of-edm-skrillex-zedd/. — Дата обращения: 27.05.2025.

16.

Skrillex Interview // Pitchfork [Электронный ресурс]. — URL: https://pitchfork.com/features/interview/8798-skrillex/. — Дата обращения: 27.05.2025.

17.

The History of Dubstep [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/vnkHAzFhwW8?si=45ul9Mfzh9Q_MKfd. — Дата обращения: 27.05.2025.

18.

История SKRILLEX: как он изменил музыкальную индустрию [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/GZdmWeuTuog?si=AMxJJhYzrsWicRWS. — Дата обращения: 28.05.2025.

19.

Новая глава в музыке Skrillex’а [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/xFgMxi5ONes?si=Dfdc6gE5OiSmTrO4. — Дата обращения: 28.05.2025.

20.

Возродился из пепла и изменил музыкальную индустрию! Skrillex — величайший продюсер XXI века. [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/5LTOmWGDVho?si=gTXY7qtEClWxTMkw. — Дата обращения: 28.05.2025.

21.

An Ignorant Guide to Dubstep — URL: https://youtu.be/ehGvyDCvmTQ (дата обращения: 29.05.2025).

22.

Wait… Where Did Dubstep Go? [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/5z5CSlyo0PM (дата обращения: 29.05.2025).

23.

A Short History Of Dubstep [Электронный ресурс]. — URL: https://youtu.be/RM6jBF94t8Q (дата обращения: 29.05.2025).

Image sources
1.

On Cue: Youngsta, and the history of dubstep [Изображение] // DJ Mag. — URL: https://djmag.com/features/cue-youngsta-and-history-dubstep (дата обращения: 25.05.2025).

2.

Georgina Cook. Drumz of the South: photographic archive [Изображение] — URL: https://www.georginacook.net/drumzofthesouth (дата обращения: 25.05.2025).

Эволюция дабстепа: от UK Garage до EDM
5