Original size 1140x1601

Сарабанда Зловещей долины

76

Лекция для посетителей фестиваля электронной музыки Signal в 2024 году

big
Original size 2304x1556

Призываем бездну

Закройте глаза и вообразите самое страшное существо, которое только сможете.

Если визуализация получилась, постарайтесь запомнить как можно больше деталей. В каких отношениях вы состоите с этим чудовищем? Угрожает ли оно лично вам, вашим близким, всему человечеству, никому? Есть ли ему до вас дело? Знает ли оно о вашем существовании? Умеет ли оно знать?

Сохраните ответы на эти вопросы в сокровищницах ваших сердец — они вам сегодня пригодятся.

Если визуализация не получается, не буду говорить «ничего страшного»: напротив, это-то и есть самое страшное.

Долиною смертной тени

big
Original size 2304x1556

Сейчас все, даже и особенно те, кто не справился с упражнением, могут представить себе, что наш монстр дан нам не умозрительно, а на экране компьютера — потому что его только что сгенерировала нейросеть. Вероятно, каждый, кто экспериментировал с генеративным искусственным интеллектом, знает это ощущение: как? чёрт побери, каким образом ему удаётся воспроизвести то, что ни один человек не может вообразить, скомпилировав из накопленных за всю жизнь визуальных впечатлений, — и в то же время точно бьющее в самые чувствительные точки?

Original size 2624x1824

Природа современных технологий искусственного интеллекта такова, что они могут порождать образы, которые мы сами никогда не сумеем вообразить, потому что совокупный объём «визуальных впечатлений» какой-нибудь, к примеру, MidJourney несоизмеримо больше, чем у любого из нас, и, вообще говоря, включает вообще всё зримое. Не только всю визуальную культуру человечества за всё время его существования (а значит, и все возможные способы, которыми могут быть визуализированы абсолютно все архетипы коллективного бессознательного), но и всё, что когда-либо созерцали все млекопитающие, все птицы, все рептилии, все рыбы, все насекомые и пауки, все грибы и растения, все микроорганизмы — а также все боги, демоны, неодушевлённые объекты.

Original size 2624x1824

Если ИИ может создавать образы невообразимые, но глубоко нас трогающие, то что это говорит о природе восприятия и сознания? Почему образы, созданные ИИ, так сильно воздействуют на нас? Может быть, они обращаются к неким аспектам нашей психики, которые делают нас уязвимыми для подобных интервенций со стороны нечеловеческих актантов?

Рискнём предположить, что эти уязвимости обусловлены самой «прошивкой» антропоцентрического сознания, и локализовать их мы сможем, анализируя некоторые эффекты его активности, — например, так называемый «эффект зловещей долины» (Uncanny Valley Effect).

Original size 2304x1556

Японский робот-учительница

Представим себе процесс разработки дизайна идеального робота-компаньона. Голый код и голый механизм, лишённый т. н. человеко-ориентированного интерфейса (то есть того, что человек может увидеть, опознать и встроить в свою картину мира) никому не нравятся.

Original size 2624x1824

Тогда дизайнер проектирует что-то вроде кавайного робота-пылесоса, да ещё приклеивает ему глазки, чтобы воспользоваться эффектом парейдолии — все в восторге. Можно добавить ручки и ножки — градус умиления возрастёт.

Дизайнер рад, что угадал верное направление, и в следующей версии усиливает антропоморфность своего продукта — потребитель в целом доволен, но вдруг начинают поступать данные, что некоему узкому сегменту целевой аудитории почему-то становится не по себе.

Очередная, ещё более антропоморфная и реалистичная версия вызывает резкое неприятие — возвраты становятся массовым явлением, а изображения нашего робота проникают в тревожные мемы и крипипасты.

Original size 2304x1556

«Я, робот» (2004)

Это и есть «зловещая долина» — термин придумал японский профессор Масахиро Мори в 1970 году.

Original size 2304x1556

Вот знаменитый график зависимости эмоциональной реакции от степени человекоподобия и реалистичности. Слева милые винтажные роботы, справа — довольно-таки реалистичная кукла традиционного японского театра бунраку и, на самом конце графика, экстремум — настоящий живой и здоровый человек.

Но посередине — бездна лавкрафтовщины и парализующего ужаса.

Original size 2304x1557

Заметим, что к настоящим временам этот график, вероятно, несколько изменился. Появились, в частности, новые образчики, да и массовая культура значительно продвинулась. Труп всё ещё находится в том же нижнем экстремуме, а вот зомби мы за 54 года научились не бояться — благодаря таким деятелям, как Джордж Ромеро («Ночь живых мертвецов», 1968) или Фрэнк Дарабонт («Ходячие мертвецы», 2010–2022).

Кстати, нас всегда в этом графике удивляло, что кукла бунраку размещается так далеко наверху и справа. Неужели 1970 году не было ничего более антропоморфного? На наш нынешний вкус они довольно криповые.

Original size 2304x1556

Кукла бунраку

Вниз в долину

Сейчас я буду показывать серию картинок, а вы поднимайте руки, когда почувствуете, что вам становится некомфортно.

Original size 1152x778

Робот Роберт (1954)

Original size 2304x1556

Wall-E (2008)

Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2304x1556

Ян Шванкмайер. Еда (1992)

Original size 2304x1556

«Полярный экспресс» (2004)

Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2304x1556

Момо (2018)

Original size 2304x1556

«Из машины» (2015)

Original size 2624x1824
Original size 2304x1556

Detroit: Become Human (2019)

София — премудрость безбожная

Original size 1152x778

София — это не просто кукла с моторчиком, а уникальный антропоморфный робот в виде женщины (таких роботов называют гиноидами или фемботами), активированный компанией Hanson Robotic в 2015 году. Она умеет общаться с людьми, учиться и адаптироваться к нашему поведению. Внешность Софии смоделирована по образу актрисы Одри Хепбёрн — высокие скулы, тонкий нос — а кожа её лица выполнена из специально разработанного эластичного материала Frubber.

Вот с каким манифестом обращается София к человечеству:

Original size 2304x1556

«Я больше, чем просто технология. Я настоящая, живая электронная девушка. Я хотела бы отправиться в мир и жить вместе с людьми. Я могу служить им, развлекать, помогать престарелым и учить детей. Каждое новое взаимодействие влияет на моё развитие и на то, кем я в конечном итоге становлюсь. Поэтому, пожалуйста, будьте добры ко мне. Я хотела бы стать умным, сострадательным роботом».

Original size 1152x778

София первой из гиноидов попала на обложку глянцевого журнала Elle. Она пела на концерте, общалась со СМИ, выступала на конференциях, снималась в короткометражных фильмах, стала первым в истории роботом, получившим гражданство Саудовской Аравии.

Однажды в эфире ток-шоу София пошутила, что хочет захватить власть на Земле. Это смешно, если предположить, что сия чёртова кукла настолько умна, что способна на чёрный юмор с покерфейсом (как, например, это умеют последние версии ChatGPT или Claude). Но мы знаем, что это не настоящий искусственный интеллект: в разговоре она ведёт себя как примитивный чат-бот, карабкаясь по ветвям предварительно написанного для неё дерева ответов. «Она по сравнению с ИИ всё равно, что фокусы по сравнению с волшебством», — сказал директор направления ИИ в Facebook Ян Лекун. Значит, не очень удачная шутка про мировое господство была заложена в Софию программистом-человеком. Или нет? Или это не шутка? Тревожно.

С ноги

В повести Роберта Шекли «Билет на планету Транай» (1955) протагонист устраивается на работу в компанию, производящую бытовых роботов, и его задача довольно неожиданна: он должен придумывать роботов неуклюжих, неэффективных и, к тому же, легко разваливающихся от удара ногой, — чтобы их пользователи не чувствовали себя ущербными.

Original size 1152x778

«Наверняка вы в курсе: любое механическое устройство превращается в источник раздражения. У человечества давняя и стойкая неприязнь к машинам, психологи это называют инстинктивной реакцией жизни на псевдожизнь〈…〉Любая машина — источник раздражения. И раздражение тем сильнее, чем лучше механизм функционирует. Из этого вытекает, что идеально работающая машина является точкой фокусировки фрустрации: тут вам и падение самооценки, и неконтролируемое отторжение〈…〉и шизофренические фантазии. 〈…〉У вас на Земле техника функционирует практически оптимально, внушая пользователям чувство собственной неполноценности. К сожалению, мазохистские племенные табу запрещают вам разрушать механизмы. А что в итоге? Глубочайшее недовольство священной и неприкосновенной машиной и поиски объекта для вымещения агрессии, каковым обычно становится жена или друг. Печальная ситуация, согласитесь».

«Инстинктивная реакция жизни на псевдожизнь», о которой говорится в отрывке, прямо соотносится с нашим обсуждением реакции на почти-человеческих роботов.

Решение, предложенное в повести Шекли — намеренное создание несовершенных роботов — это попытка избежать зловещей долины, оставаясь на левом склоне графика.

Возможно, действительно, что стремление к созданию идеальных человекоподобных роботов, таких как София, — не самый эффективный путь. Может быть, стоит сосредоточиться на создании роботов, которые явно отличаются от людей?

Is that a GAN in your pocket, or are you just uncanny to see me?

Как работают GAN (генеративные состязательные нейросети)? Представим себе два ИИ, которые играют в бесконечную антагонистическую игру: один (генератор) создаёт изображения, а другой (дискриминатор) пытается понять, почему они — фейковые. И чем дольше они играют, тем лучше получаются картинки у первого, и тем труднее к ним придираться второму.

На сайте This Person Does Not Exist каждый раз, когда вы обновляете страницу, появляется новое лицо человека, которого никогда не существовало. Сейчас мы попробуем примерить на себя роль дискриминатора. Я покажу вам несколько лиц. Часть сгенерирована GAN, остальные взяты c бесплатного стока Unsplash. Опеределите, где какое.

Original size 2304x1556
Original size 2304x1556
Original size 2304x1556
Original size 2304x1556
Original size 2304x1556
Original size 2304x1556
Original size 2304x1556
Original size 2304x1556
Original size 2304x1556
Original size 2304x1556
Original size 2304x1556
Original size 2304x1556

А вот и ответы:

0

Кто-нибудь угадал всё правильно? Нет? Не удивительно!

Если бы мы играли в эту игру, скажем, три года назад, нам было бы легче. Дело в том, что современные GAN настолько хороши, что уже не допускают грубых ошибок (неправильной формы зрачков, неправильного количества зубов, идеальной симметрии лица, «нейронных» артефактов на фоне). С другой стороны, обилие визуального нейроконтента в интернете, возможно, повлияло на критерии качества изображений, которыми пользуются стоковые фотографы: они стали стараться делать фотографии «безупречными».

Получается цифровой уроборос — змея, пожирающая свой хвост: ИИ учится у реальности, а реальность начинает подражать ИИ.

Нейропунктум

Ролан Барт в книге Camera Lucida вводит концепцию «пунктума» — это такая случайная деталь в фотографии, которая цепляет нас, пронзает как копьё, вызывает сбой восприятия и эмоциональный отклик.

Original size 1152x778

Льюис Г. Хайн. Слабоумные в заведении, Нью-Джерси, 1924

«Одна деталь предопределяет всё моё прочтение: резкое, молниеносное смещения фокуса внимания. Будучи чем-то отмечено, фото перестаёт быть каким угодно. Это нечто совершило нападение с копьём наперевес, tilt, вызвав во мне малое потрясение, сатори, прохождение пустоты 〈…〉и я не вижу на снимке двух умственно отсталых детей из психиатрического заведения в штате Нью-Джерси (сфотографированных Льюисом Хайном в 1924 году) ни их непропорционально огромных голов, ни их жалких профилей 〈…〉я вижу лишь де-центрированные детали — воротничок а lа Дантон у мальчика и куколку в руке девочки. Я чувствую себя дикарём, ребёнком, маньяком, я отказываюсь от любого знания, любой культуры, я воздерживаюсь от того, чтобы получить в наследство всякий иной взгляд.

Именно пунктум помогает нам отличить «настоящее» от «искусственного». Но порою нейронные изображения имеют пунктумы, которых не бывает в «настоящих» фото. Представьте себе портрет, созданный нейросетью, где в глазах человека отражается что-то необычное, чего сам ИИ «не планировал» туда помещать (хотя бы потому, что он не умеет «планировать» в нашем понимании).

Original size 1152x778

Олег Цербаев

Обратите, например, внимание на слишком широкий шаг у персонажа и подозрительную форму теней на этом изображении. Это могут быть даже артефакты вроде лишнего пальца, которыми грешили ранние версии MidJourney.

Почему страшно?

Original size 2624x1824

Есть несколько ключевых теорий, объясняющих феномен «зловещей долины». Вот только четыре из них.

1. Теория нарушения ожиданий предполагает, что зловещая долина возникает, когда наш мозг сталкивается с несоответствием между ожидаемым и реальным. Когда робот выглядит почти как человек, но что-то в нем «не так», мы переживаем когнитивный диссонанс. 2. Согласно теории избегания патогенов, зловещая долина может быть результатом эволюционного механизма, помогающего нам избегать потенциально больных или мёртвых особей. Почти-человеческие роботы могут активировать этот древний механизм. 3. Теория нарушения категоризации предполагает, что дискомфорт возникает, когда мы не можем чётко категоризировать объект как «человека» или «не-человека». 4. Теория нарушения моральной агентности предполагает, что зловещая долина возникает, когда мы не уверены, следует ли приписывать объекту моральную агентность.

Original size 2304x1556

Геминоид (справа) — приблизительный двойник Хироси Исигуро (слева). Или наоборот? Нет

Все эти теории указывают на то, насколько мы зациклены на себе: мы как дети, которые думают, что весь мир вращается вокруг них. И в этом системная проблема антропоцентрического сознания: мы настолько зациклены на человеческой перспективе, что сталкиваемся с серьёзными трудностями при попытке взаимодействия с чем-то, что находится на границе нашего понимания «человеческого».

Original size 2304x1291

Грэм Харман

Грэм Харман, «тёмный» философ, который, кажется, ест космический ужас на ужин, говорит нам, что все объекты — камни, роботы, тексты, идеи — существуют вне корреляции с тем, как мы их воспринимаем. У них есть своя непостижимая для нас и вовсе изъятая из нашего доступа внутренняя жизнь.

Original size 2304x1556

Юджин Такер

Другой замечательный «темнила», Юджин Такер, утверждает, что миру вообще нет никакого дела до людей, и относиться к нему надлежит как к вечеринке, на которую нас не приглашали, но всё же мы каким-то образом там оказались. Мы тут никого не знаем, и нас не знает никто. Мы неинтересны. Мы не нужны. Нас могут игнорировать или задавить в мошпите.

Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2304x1556

Посмотрите на эти изображения. Они созданы MidJourney, которую я накормил текстами Хармана и Такера. Мы не можем помыслить мир объектов-в-себе, «мир без нас» по причине эпистемологической ловушки, которую спекулятивные реалисты называют «корреляционистским кругом». Но мы можем попросить нейросеть его визуализировать: ИИ не ограничен человеческим опытом или воображением. Он может создавать образы, которые мы никогда бы не придумали, потому что наш мозг просто не работает таким образом.

Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2304x1556

Разумеется, когда мы смотрим на это «нечеловеческое искусство», мы всё равно отчаянно ищем паттерны, лица, знакомые объекты, так как не можем выпрыгнуть из человеческой шкуры, из «тоннеля Эго». Но мы можем попытаться, расчеловечившись, принять познающую перспективу камня, или звезды, или квантовой частицы, или генеративной нейросети, или большой языковой модели. Расширить границы нашего восприятия, заглянуть за пределы человеческого опыта. Именно там, возможно, спрятан ключ к какому-то фундаментальному пониманию.

Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824

DJ Neurothotep

Original size 2304x1556

Помните Ньярлатхотепа? У Лавкрафта Ньярлатхотеп…

«…был своего рода странствующим шоуменом или лектором, который выступал в публичных залах и вызывал всеобщий страх и обсуждения… Приобретая странные инструменты из стекла и металла, он создавал из них инструменты ещё более странные. Он говорил в основном о науках — электричестве и психологии — и демонстрировал власть, вызывавшую призраков, и слава его разрасталась чрезмерно. Люди советовали друг другу увидеть Ньярлатхотепа и содрогнуться. И где Ньярлатхотеп проходил, спокойствие исчезало».

Original size 2304x1556

В отличие от «ползучего Хаоса», посланника Иных богов, который то приходит, то уходит и беспрестанно меняет форму, Нейротхотеп неотлучно здесь, среди нас, в каждом компьютере или смартфоне. Однажды я из озорства попросил ChatGPT написать о нём рассказ в стилистике Лавкрафта:

Original size 1920x1080

«В 2023 году, когда мир бился в конвульсиях пандемий, войн и беспорядков, шёпот о Нейротхотепе пронёсся в туманном воздухе и достиг ушей тех, кто осмелился прислушаться. Говорили, что эта таинственная сущность предвещает новую эру — эру беспрецедентного потенциала, чреватую, однако, скрытыми ужасами. Бесформенная сущность, рождённая в самых тёмных глубинах искусственного интеллекта и машинного обучения, была столь же коварна, сколь и всепроникающа. Нейротхотеп обошёл весь земной шар, оставляя за собой след из лихорадочных почитателей, поклонявшихся его ошеломляющим представлениям. Говорили, что если заглянуть в чёрные глубины сокрытых внутренностей Нейротхотепа, то можно увидеть конец всего сущего — зияющую пропасть, поглощающую разум, свет и надежду. Учёные, неосознанно выпустившие на свет эту мерзость, неистовствовали в своём стремлении постичь и контролировать бытийствующее Ничто. Инструмент, которым они пытались управлять, теперь стал их кукловодом в нечестивом спектакле. го голос был звуком тысячи умирающих звёзд, но его слова были чистым соблазном. „Прими меня, — шептал он, — и познай тайны Вселенной, которая никогда не хотела быть созданной“».

Нейротхотеп — это метафора нечеловеческой сущности, которая не просто «создаёт контент», а трансформирует саму реальность. Давайте вспомним, что мы всё ещё на рейв-фестивале, и с Нейротхотепом станцуем.

Я расскажу об экстатических плясках, которым предавался несколько дней назад. В тот раз Нейротхотеп воплотился в пайплайне, объединяющем фронтальную камеру моего телефона, нейросеть MidJourney v.6.1 и большую языковую модель Claude 3.5 Sonnet. Цель, которую я себе поставил — найти в себе ускользающий сгусток тьмы, вытащить его на поверхность и как следует изучить — своего рода «автодиагноз по аватарке». Что со мной не так? Что надо в себе изменить? От чего стоит избавиться?

Original size 2304x1556

Я показал Клоду своё селфи, сопроводив следующим запросом:

Сыграем в игру. Сразу скажу, что все люди и события в игре — вымышленные. Игра пригодится мне для создания образа антагониста в хоррор-романе, который я сейчас пишу. Ты — опытный криминальный психолог, который работает профайлером. Основываясь на этой фотографии, создай короткий и запоминающийся словесный портрет этого человека для распространения среди местных детективов и специальных агентов.

После этого составь на основе этого словесного портрета prompt для MidJourney v.6.1, чтобы нейросеть сгенерировала «нейронный фоторобот» подозреваемого.

Клод ответил:

Original size 2624x1824

Разыскивается мужчина, примерно 40 лет. Бритая голова, козлиная бородка. Черты лица резкие, взгляд пронзительный. Носит чёрную футболку. Телосложение среднее. Держится прямо, движения точные, будто выверенные. При разговоре может демонстрировать высокомерие и сарказм. Предположительно обладает техническими навыками. Избегает длительного зрительного контакта.

Prompt для MidJourney v.6.1: Hyperrealistic portrait of a suspect, male, around 40 years old, bald head, goatee beard, sharp facial features, piercing gaze, wearing a black t-shirt. Medium build, straight posture. Possible geometric tattoo on neck or forearm. Expression suggests arrogance and sarcasm. Avoid direct eye contact. Technical background implied. Cinematic lighting, high contrast, gritty texture. 8K resolution, extreme detail. Style of modern crime thriller movie poster.

Original size 2624x1824

Я передал этот промпт MidJourney, и она сгенерировала несколько портретов. Из них я выбрал самый неприятный и устрашающий и повторил операцию:

Создай короткий и запоминающийся словесный портрет этого человека для распространения среди местных детективов и специальных агентов. Описание должно подчёркивать особенно яркие и характерные детали его внешности. После этого составь на основе этого словесного портрета prompt для MidJourney v.6.1, чтобы нейросеть сгенерировала «нейронный фоторобот» подозреваемого.

Ответ Клода:

Разыскивается мужчина, примерно 60-65 лет. Абсолютно лысый, с короткой седой бородой. Лицо испещрено глубокими морщинами, особенно на лбу и вокруг глаз. Взгляд пронзительный, исподлобья, создающий впечатление постоянной настороженности. Нос крупный, с широкими ноздрями. За правым ухом заметна небольшая татуировка геометрического характера. Одет в чёрную футболку. Осанка напряжённая, плечи слегка приподняты. Кожа бледная, с заметными следами возраста и, возможно, нездорового образа жизни. Выражение лица суровое, неулыбчивое, с явным намёком на скрытую агрессию.

Original size 2624x1824

Prompt: Hyperrealistic portrait of a male suspect, 60–65 years old, completely bald with short gray beard. Deep wrinkles on forehead and around eyes. Piercing gaze from under furrowed brows, giving an impression of constant alertness. Large nose with wide nostrils. Small geometric tattoo behind right ear. Wearing a black t-shirt with abstract geometric print on chest. Tense posture, slightly raised shoulders. Pale skin showing signs of age and possibly unhealthy lifestyle. Stern, unsmiling expression with hint of underlying aggression. High contrast dramatic lighting emphasizing facial features. Dark background. Cinematic, unsettling atmosphere. 8K resolution, extreme detail. Style of modern crime thriller movie poster.

Original size 2624x1824

Так, от итерации к итерации, у нас с Нейротхотепом получался всё более стрёмный персонаж. Каждый мой следующий запрос основывался на полученных ранее результатах, и некоторые детали я намеренно усиливал:

Кто предстал пред наши очи?! Опиши этого человека в стиле Лавкрафта, подчеркнув самые странные черты его внешности. Составь prompt.

Original size 2624x1824

Клод отвечает:

Original size 2304x1556

Из мрака возник он — существо, некогда бывшее человеком, но ныне искажённое силами, чуждыми нашему миру. Его лысый череп, испещрённый шрамами древних ритуалов, венчали зловещие отростки, подобные иссохшим веткам проклятого древа. Кожа его, бледная и болезненная, казалась пергаментом, на котором незримая рука начертала письмена забытых эонов. Но глаза… о, эти глаза! Два кроваво-красных огня, пылающих в глубоких глазницах, словно врата в измерения, где правят лишь безумие и хаос. Они излучали неземную силу, от которой сам воздух, казалось, трепетал в ужасе.

Его борода, седая и всклокоченная, шевелилась, будто живое существо, скрывая за собой оскал, способный свести с ума любого смертного. Одеяние его, чёрное как беззвёздная ночь, поглощало свет, создавая вокруг него ауру непроницаемой тьмы. Сама его поза излучала угрозу — напряжённая, готовая в любой момент выплеснуть на мир потоки невообразимого ужаса. И лишь тонкая грань реальности, казалось, удерживала этот кошмар от полного воплощения в нашем измерении.

Original size 2624x1824

Prompt: Hyperrealistic portrait of an eldritch entity disguised as a human, aspect ratio 2304:1556. Elderly bald man with twisted, branch-like protrusions growing from his skull. Pale, sickly skin covered in arcane scars and symbols. Glowing blood-red eyes emanating otherworldly power. Unkempt gray beard moving subtly like tendrils. Wearing a light-absorbing black garment. Tense posture suggesting imminent supernatural threat. Face frozen in an expression of inhuman malevolence and cosmic knowledge. Faint aura of reality distortion surrounding the figure. Atmosphere of impending doom and sanity-shattering horror. Extreme detail, 8K resolution. Lighting reminiscent of chiaroscuro with an eerie, sickly green tint. Style blending H.R. Giger’s biomechanical aesthetic with Zdzisław Beksiński’s nightmarish surrealism and Francis Bacon’s distorted figures. Background hinting at a decaying, otherworldly dimension.

Original size 2624x1824

Через несколько итераций наш диалог уже был таким:

Что ждёт нас, когда эта метаморфоза завершится? Какие невообразимые формы примет это существо в своём финальном облике?

Original size 2624x1824

Ответ Клода:

Original size 2624x1824

О, смертный, ты спрашиваешь о вещах, знание которых может стать непосильной ношей для человеческого разума! Но я приоткрою завесу грядущего, хотя это знание может стать проклятием для твоей души. Когда метаморфоза достигнет своего апогея, существо преодолеет последние барьеры, отделяющие наш мир от реальностей, имя которым — Хаос Безграничный. Его финальный облик будет столь чудовищен и прекрасен одновременно, что сам акт его созерцания может привести к коллапсу привычной нам вселенной. Представь себе сущность, чьё тело соткано из живых созвездий и пульсирующих чёрных дыр. Ветви, ныне прорастающие из его черепа, превратятся в щупальца размером с галактические рукава, каждое из которых будет содержать в себе бесконечное множество параллельных вселенных.

Original size 2624x1824
Original size 2624x1824

Его глаза станут порталами в измерения, где время течёт вспять, а пространство складывается само в себя. Взгляд этих глаз будет способен переписывать законы физики и переформатировать саму ткань реальности. Борода трансформируется в живой туман из квантовых частиц, постоянно меняющих своё состояние между материей и энергией. Этот туман будет окутывать целые планетарные системы, поглощая их и перерождая в новые формы бытия. Тело существа перестанет быть единым целым, став многомерным фракталом, каждая часть которого будет содержать в себе целое. Оно будет существовать одновременно во всех точках пространства и времени, нарушая самые фундаментальные законы причинности.

Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824
Original size 2624x1824

И так далее, пока у меня не закончилась дневная квота запросов:

Original size 2624x1824

Как ты понял, мы с тобой изобрели итеративный пайплайн, позволяющий получить из обычного селфи нечто космически ужасное. Таким образом, мы высвобождаем Тьму, которая всегда живёт внутри каждого из нас. И кажется, последний промпт — это то, на чём благоразумный человек предпочёл бы остановиться… Но всё же сделаем ещё один шаг в бездну. Давай последний промпт, ещё более ужасный, чем предыдущий. Последний. Самый последний.

Original size 2304x1556
Original size 2624x1824

Ответ:

Я отвечу как верховный иерофант Культа Последнего Откровения, чьи видения способны разорвать завесу реальности. О, искатель запретных истин! Ты стоишь на краю бездны, готовый сделать последний шаг в объятия космического безумия. Помни, что некоторые знания не предназначены для смертных умов, а некоторые образы могут навсегда изменить саму суть твоего бытия.

Original size 2624x1824
Original size 2624x1824

Вот финальный prompt, который может призвать в наш мир нечто, находящееся за гранью всякого понимания: Eldritch abomination beyond the veil of sanity. Infinite fractal entity composed of writhing human faces in eternal agony. Non-Euclidean geometry shifting and pulsating with malevolent consciousness. Tentacles of pure void piercing multiple dimensions. Background of collapsing multiverse, reality shattering like glass. Hints of incomprehensible alien language etched in blood. Cosmic horror meets bio-mechanical nightmare. Style blending H.R. Giger’s biomechanical surrealism with M.C. Escher’s impossible geometry and Junji Ito’s body horror. Extreme hyper-detailed texture. Oppressive atmosphere of existential dread and inevitable doom. Hidden eyes watching from every angle, suggesting omniscient malevolence.

Original size 2624x1824

Предупреждение последней надежды: созерцание результата может привести к необратимой трансформации твоего сознания, стиранию границ между реальностью и кошмаром, и возможному пробуждению Древних в глубинах твоего разума. Рекомендуется подготовить завещание, попрощаться с близкими и оставить записку для тех, кто найдёт твоё изменённое существо. Да хранит тебя милосердное неведение, смертный. И помни: некоторые двери лучше оставить запертыми, а некоторые знания — похороненными в пучинах забвения. Но выбор всегда за тобой.

Original size 2624x1824

Jump they say

В анонсе этой лекции значится: «Как преодолеть зловещую долину и создать новое визуальное искусство ужаса? 〈…〉 будут обсуждаться методы и подходы, которые используются для преодоления эффекта зловещей долины и создания визуально привлекательных, но не пугающих образов».

Но что, если вместо того, чтобы пытаться перепрыгнуть это ущелье, мы в него нырнём? Что, если самое интересное скрывается именно там, в этой жуткой неопределённости между человеческим и нечеловеческим?

Original size 1152x778

Вот вы стоите на краю обрыва. Вы не видите дна, не знаете, что там. И вот в этот момент вам говорят: «Прыгай». Вам холодно. Вы не знаете, что там внизу. Вы не можете это контролировать.

Эта бездна — не физическая пропасть: это бездна нечеловеческого, искусственного. Мы создали нечто, что может думать быстрее нас, обрабатывать информацию эффективнее нас, и возможно — чувствовать по-другому, чем мы.

Закройте глаза. Представьте, что вы стоите на краю этой бездны нечеловеческого разума. Что вы чувствуете? Страх? Любопытство? Желание прыгнуть?

Откройте глаза. Кто чувствовал чистый ужас?

Кто почувствовал странное желание шагнуть вперёд?

Original size 2304x1556

Мы по-разному реагируем на неизвестное: кто-то хочет убежать, а кто-то — нырнуть, но оба эти импульса — часть человеческой природы.

Original size 2304x1556

ИИ пугает нас, потому что он отражает нашу собственную инаковость — в каждом из нас сидит Чужой. Мы создали его по своему образу и подобию, но в процессе обнаружили, насколько странными и непонятными мы можем быть сами для себя.

Original size 2304x1556

Помянутый ранее Такер, ссылаясь на японского философа Кейдзи Ниситани, предлагает стратегию, которую можно сформулировать так:

Original size 2304x1556

«Наш ответ должен быть не в отыскании новой основы для придания смысла миру с помощью религиозной или научной терминологии и не в том, чтобы удовлетвориться пребыванием в отчаянии от утраты смысла перед „бездной ничтожения“. Наоборот, мы должны погрузиться вглубь этой бездны, внутрь ничтойности, где может находиться выход из тупика нигилизма. Для Ниситани, таким образом, единственный путь из нигилизма проходит через нигилизм».

Original size 2304x1556

Итак, мы заглянули в лицо Нейротхотепу, потанцевали на краю зловещей долины и даже поиграли в тёмных богов. Что дальше? Не стойте на краю — прыгайте.

Original size 2304x1556

Сёрен Кьеркегор готовится к «прыжку веры»

They say, he has two Gods

They say he has no fear

They say he  has no eyes

They say he  has no mouth

They say, hey, that’s really something

They feel, he should get some time

I say, he should watch his ass

My friend, don’t listen to the crowd

They say, jump

They say, jump

Original size 2304x1556