Original size 1140x1600

Консенсуальные интонации и сторителлинг в популярной песне 80х-00х

4

В 2022–2024 гг., обучаясь в Аспирантской школе по искусству и дизайну НИУ ВШЭ, я в рамках реализации части задач своего диссертационного исследования рассматривала сторителлинг в массовой популярной песне. В процессе изучения явлений трансформации деятельности композитора с цифровизацией практик в креативных индустриях 2000–2024 гг. наблюдение парадигмальных сдвигов в элементах музыкального языка массовой популярной песни приобретали системный характер, поэтому возникла мысль выделить найденные закономерности в отдельный блок исследования.

Актуальность проблемы

Нарративные практики в деятельности композитора и музыкального продюсера — явление, известное ещё с древности.

Рассказывать захватывающие истории с помощью музыкальных образов человек научился ещё в эпоху античности. Об этом американский культурный экономист Тэд Джойя писал в своей монографии «Музыка для воскрешения из мёртвых». Во вступлении к монографии Т. Джойя анализирует культурную ценность орфического гимна, найденного при археологических раскопках близ Салоник во фрагментах Дервенийского папируса, датируемого двумя тысячами лет назад (Джойя, 2022).

Loading...
big
Original size 1920x1080

С развитием музыкальных стилей и эволюцией гармонического языка в цивилизованном обществе сложились определённые музыкально-эстетические приоритеты.

Массовую популярность приобретали сюжеты, воплощённые в песенной форме с использованием исторически отобранных формульных гармоний и интонационно-ритмических комплексов, которые широко распространились в вокальной музыке.

Проведённое мною исследование, таким образом, представляет анализ наиболее распространённых формульных гармоний и интонационных структур в популярных песнях восьмидесятых, девяностых и нулевых годах.

Loading...
Original size 1920x1080

Теоретики, занимающиеся вопросами popular music studies, музыкальные критики, музыковеды, культурологи и музыкальные юристы часто связывают проблемы формульных интонационно-структурных комплексов в массовой популярной песне с явлениями музыкального плагиата и музыкального цитирования.

Дизайн исследования

Задачей исследования стало выявление взаимосвязей в вербальном (поэтика), музыкальном (интонационно-ритмические комплексы и формульные гармонии) и визуальном (видеоряд к клипам) субтекстах массовой популрной музыки 1980-х, 1990-х и 2000-х гг. Такой многофакторный анализ позволил мне найти наиболее часто употребляемые в популярных песнях формульные гармонии и объяснить закономерности трансформации гармонического языка популярной песни.

Кроме того, проведённый анализ каталогизирует нарративы в клипах отечественных медийных артистов.

Original size 1920x1080

Гармонические формулы популярных песен

Обнаруженные в ходе исследования формульные гармонии массовой популярной песни явились следствием естественного процесса культурно-исторического заимствования моделей интонационно-гармонического мышления композитора, сформировавшегося в более ранние периоды — от эпохи барокко, когда родилось учение о музыкально-риторических фигурах и музыкальной эмоции в трудах А. Кирхера, И. Кванца и др., приблизительно до конца эпохи романтизма и начала эпохи импрессионизма.

Выявленные мною в ходе исследования девять наиболее распространённых формульных гармоний присутствуют в массовой популярной песне исследуемого периода в России и в мире.

Original size 1920x1080

Взаимодействие нарративов в клипах 1980-х гг.

Для анализа сторителлинга в клипах исполнителей 1980-х гг. мною в качестве источника была использована монография Дарьи Журковой «Песни ни о чём?» (2023), в которой представлен дайджест песен отечественных музыкальных исполнителей в контексте освещения роли музыкальных телепередач в качестве основной площадки для популяризации массовой песни. Меня же интересовали непосредственно музыкальные артефакты и классификация нарративов песен по сюжетному принципу.

Проиллюстрирую найденные закономерности на примере анализа взаимного влияния музыкального, вербального и визуального субтекстов на целостное восприятие клипов Александра Серова и Аллы Пугачёвой с песнями о всепоглощающей любви и страсти.

Original size 1920x1080
Loading...

Визуальные образы в музыкальных клипах советского периода, как отмечает Дарья Журкова, к концу 80-х гг. стали дистанцировать фигуру музыкального исполнителя от массового зрителя, отделяя личность медийного певца роскошными нарядами, дорогостоящим антуражем сцены, многочисленным персональным составом эстрадного ансамбля и прочими элементами роскоши, не доступными простому обывателю.

Игорь Крутой искусно маскировал банальные гармонические интонации «золотой секвенции» в миноре, добавляя в песни для Александра Серова изящные ходы в мелодии голоса и разнообразя гармоническую вертикаль полифоническими приёмами нисходящих фригийских интонаций в партии баса и фактурными решениями для группы струнных.

Игорь Николаев и Раймонд Паулс для Аллы Пугачёвой придумывали оригинальные экспрессивные вокальные партии, подчёркивая эмоциональный потенциал примадонны, и разнообразили формульную гармонию полного функционального оборота (T-S-D-T) вариантами с медиантами, параллельно-переменным ладом в куплете и припеве, и представлением функции субдоминанты малым минорным септаккордом от второй ступени в мажоре.

Такие приёмы «ухода от банальности» стали эмблематическими для песен 1980-х гг.

0

Взаимодействие нарративов в клипах 1990-х гг.

Loading...
Loading...
Loading...

Культурно-исторические события перестройки, появление на массовом рынке синтезаторов с автоаккомпанементом и музыкальное влияние популярной западной музыки на аранжировочное мышление музыкальных продюсеров в 1990-е гг. выразилось в стилевом разделении музыкально-визуальных нарративов.

Выделившиеся два крупных эстетических течения — (1) техно-художественные гибриды эстрадной музыки, украшенной синтетической электроникой и (2) экспериментальные альбомы в жанрах танцевальной музыки для дискотеки, часто сделанные под синтезаторный автоаккомпанемент, разделили музыку популярной сцены по социально-классовому признаку.

Отдельной трансформации в сторону упрощения гармонического мышления подверглась постсоветская рок-музыка, в которой всё чаще стали звучать банальные гармонические ходы.

На фоне перечисленных массовых явлений индивидуальной гармонией отличалась музыка группы «Агата Кристи», в нарративах которой явно обозначалась тема зависимости от веществ, изменяющих сознание.

Нарративы в клипах 2000-х и культура ремикса

Loading...
Loading...
Loading...

Популярная музыка миллениума и первой декады нулевых была представлена, как и в конце 1980-х, хитами, звучащими с телеэкранов в музыкально-развлекательных программах и шоу «Старые песни о главном», которое давало новое прочтение массовой советской песне и представляло новые имена отечественной эстрады.

Через проект «Рождественские вечера» с Аллой Борисовной Пугачёвой на эстраде в середине 1990-х оказались братья Меладзе, и выбранный Валерием Меладзе образ «последнего романтика» стал настолько популярен среди его многочисленных поклонниц, что феномен тридцатилетнего устойчивого успеха композитора и музыкального продюсера Константина Меладзе, представившего в нулевых проект гёрлзбэнда «ВИА Гра», дал импульс ряду явлений медиатизации музыкального творчества с помощью инструментария трансмедийного продвижения музыкальных проектов.

Параллельно выделяется на общем фоне особый подход Константина Меладзе к аранжировке. Лейт-гармония в песнях артистов Константина Меладзе содержит как обязательные элементы ярко выраженный мелодизм, секстаккордовую гармонизацию проходящими ступенями баса, тонико-доминантовое противопоставление в ладовоом тяготении и фокус на стилевых закономерностях.

Loading...

Дискуссия

Original size 1920x1080
Консенсуальные интонации и сторителлинг в популярной песне 80х-00х
4