Original size 606x834

Public Spaces: развитие идей Альдо Ван Эйка

28
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Введение

Послевоенный период в Европейской культуре иногда обозначается термином «человечный модернизм». После радикального довоенного модернизма, воспринимающего человека как набор потребностей и функций, приходит новый, более мягкий и человекоцентрический подход к устройству жизни. Послевоенная человечность проявлялась везде. Визуальный язык эпохи тяготел к нейтральным приёмам, люди смогли позволить себе автомобили, которые стали символами свободы и экономической независимости.

Спесимен шрифта Helvetica/Neue Haas Grotesk, 1968 // Автомобиль Vauxhall Cresta, 1961

Говоря об архитектуре, идеи об устройстве города, предлагаемые Ле Корбюзье и его единомышленниками, не нашли отклика, поэтому так и остались утопическими проектами светлого будущего. На первый план мировой архитектуры вышла группа архитекторов, старающихся спроектировать универсальные пространства, цель которых была в том, чтобы дать людям свободу действия. Грубо говоря, архитектура должна наполняться смыслом лишь исходя из того, как её используют люди. Такая свобода расширяет представление о функциональности зданий и сильно размывает понятие «типология», но именно это становится ключевым принципом урбанизма и архитектуры «человечного» модернизма, который даёт свободу интерпретации людям. Таким образом, весь город должен был стать большой игровой площадкой, на которой правила продиктованы не «взрослым» рациональным расчетом, а «детскими» эмоциональными порывами. Для реализации подобных проектов были необходимы новые универсальные строения и пространства, которые бы подталкивали горожан на организацию пространств и гармоничному выстраиванию счастливых взаимоотношений, в отличие от искусственно созданному опыту предыдущих десятилетий.

Во время своего выступление на десятой конференции CIAM (Congrès International d’Architecture Moderne) в 1959 году Альдо Ван Эйк представил композицию из 4 панно под названием «Lost Identity».

post

На них Нидерландский архитектор и участник объединения «Team 10» указывает на проблемы отсутствия игрового пространства для детей, которое по его мнению было парадоксально для города. Именно это наблюдение сподвигло Ван Эйка на разработку амстердамских детских площадок, состоящих из примитивных геометрических форм, которые предоставляли детям свободу игры. Так как предназначение каждого элемента было неопределенным, дети могли использовать каждую конструкцию, исходя из игрового и фантазийного потока. Важной характеристикой детских площадок Ван Эйка, как городских пространств, является их дуальность. Они одновременно включены в городское пространство и существуют по своим внутренним правилам, иногда совершенно отличным от городской логики. Из-за такого парадоксального определения, детские площадки становятся точками практически абсолютной свободы самоорганизации и равенства внутри городов.

фото слева: портрет Альдо Ван Эйка

Альдо Ван Эйк, Lost identity (1–2), 1959

Альдо Ван Эйк, Lost identity (3–4), 1959

Это визуальное исследование сравнивает идей и взгляды Team 10 (в частности Альдо Ван Эйка) с философией современных public spaces (публичных пространств).

post

Термин public space был развит социологом Шэрон Зукин, которая определила важные принципы публичных пространств: общественное управление, свободный доступ для всех классов и универсальность. Схожие черты двух идей, которые стали основой для сравнения в рамках визуального исследования, заключаются в их социальном назначении. Детские площадки Альдо Ван Эйка были важны для послевоенного общества, потому что восстанавливали связи между людьми, публичные пространства, в свою очередь, важны для современного человека, потому что создают социально равное общество внутри себя. Оба подхода к городскому планированию и архитектуре призваны решать остросоциальные проблемы и создать пространства «нового рая», места полностью соответствующего утопическим идеям эпохи. Дополнительным поводом для сравнения именно этих течений стало то, что они по сути своей родственны и одно продолжает и дополняет другое. Это исследование разделено на две части: первая рассматривает практики «человечного» модернизма как в рамках Нидерландского проекта реконструкции, так и за его рамками; вторая выявляет особенности современных публичных пространств, акцентируя внимание на преемственность типологий. Цель визуального исследования заключается в выявлении «отголосков» философии «Team 10» в современной урбанистике и архитектуре, а также степень их актуальности для современного общества.

фото слева: портрет Шэрон Зукин

Человечный модернизм

post

Послевоенные архитектурные и урбанистические практики были нацелены на то, чтобы восстановить утраченные социальные связи и создать «новый рай», в котором общество становилось самоорганизованной структурой. Именно поэтому появляются общественные пространства, которые были созданы для объединения людей внутри себя. Меняется и подход к проектированию: если практики модернизма предыдущих лет предполагали строгое разделение и рациональный расчёт, новый подход отличался большей свободой и степенью иррациональности.

фото слева: планы Французского и Английского садов. Оба пространства спланированы изначально, но сильно отличаются принципом организации

Детские площадки

Детские площадки, спроектированные Альдо Ван Эйком в период послевоенной реставрации Нидерландов являются важной типологией в рамках этого визуального исследования, так как определяют основные характеристики рассматриваемых пространств: доступность, абстрактность (конструкции не имеют явного предназначения, что даёт детям свободу интерпретации) и универсальность.

Original size 1536x1156

Альдо Ван Эйк, Laurierstraat, 1965

Original size 1503x1123

Альдо Ван Эйк, Saffierstraat, 1950

Original size 5000x2262

Чертёж элементов, из которых Альдо Ван Эйк составлял детские площадки

Альдо Ван Эйк, Nieuwmarkt, 1968 // Конструкция Iglo, которую Ван Эйк часто использовал в разных проектах детских площадок

Original size 1756x2142

Первая детская площадка Альдо Ван Эйка, Bertelmanplein, 1947

Советская практика

Советская практика «человечного» модернизма отличается от европейской масштабом экспериментов и проектов. Из-за того, что советские зодчие имели возможность на более радикальные решения при проектировании новых городов или модернизации уже существующих пространств, общественные пространства часто включены в архитектурные ансамбли и спроектированы уже в рамках ритма города.

0

Москва, район Черкизово, 1983 г. // Это же место, 1966 г.

Москва, проспект Калинина, 1962–1968 гг. М. Посохин, А. Мндоянц, Г. Макаревич, Б. Тхор

Ленинград, Новоизмайловский проспект, 1962–1964 гг. С. Сперанский

Original size 800x524

Ереван, Сквер «Лебединое озеро» у Оперного театра

Original size 800x604

Ташкент, Площадь Ленина (макет), Б. Мезенцев, А. Якушев, Е. Розанов

Ульяновск, вид улицы Минаева, площадь у здания мемориала и гостиница «Венец»

Современные практики

Современное общество стремится полностью побороть любые виды неравенств. Эта ключевая характеристика находит своё отражение в проектах связанных с публичными пространствами (public spaces). Современная практика сохраняет традиции 50–60ых годов, дополняя её новыми смыслами: теперь общественные места стремятся не только к созданию и укреплению социальных взаимосвязей, но и к уменьшению любого рода неравенств.

Точки фокуса

Современное общество стремится полностью побороть любые виды неравенств. Эта ключевая характеристика находит своё отражение в проектах связанных с публичными пространствами (public spaces). Современная практика сохраняет традиции 50–60ых годов, дополняя её новыми смыслами: теперь общественные места стремятся не только к созданию и укреплению социальных взаимосвязей, но и к уменьшению любого рода неравенств. Public space в рамках данного визуального исследования разделены на 4 группы по особенным чертам пространств: точки фокуса, пространства движения, места игры и обособленные пространства.

Ruten Park

Original size 1436x1000

SpaceGroup, Ruten Park, Норвегия, 2021

Original size 1500x214

На этапе проектирования, были предложены варианты использования нового пространства, которые подчёркивают его универсальность

0

Внутреннее пространство Ruten Park

The Moravian Square Park

Original size 2000x1333

Consequence Forma Architects, The Moravian Square Park, Чехия, 2016–2022

Original size 2000x1414

Планы пространства парка The Moravian Square в городском контексте

Наземный фонтан в центре The Moravian Square Park и места отдыха вокруг него

Community hall in Umedacho

Original size 2364x1330

OHArchitecture, Community hall in Umedacho, Япония, 2025

План внутреннего пространства здания

Community hall in Umedacho является открытым пустым зданием, которое может быть использовано гражданами для любых целей.

Hiyoshi Pavilion

Original size 2000x1498

Jorge Almazán & Keio University Studiolab, Hiyoshi Pavilion, Япония, 2023

План павильона и его связь с окружающими потоками пешеходов

0

Использование Hiyoshi Pavilion. Современные публичные места иногда задумываются как временные постройки, для объединения людей в определённом месте, в определённое время.

Project Malachi Modular

0

George Fisher, Project Malachi, Англия, 2020

Схемы модульных конструкций для лондонского хостела для бездомных Project Malachi

Модульные конструкции для Project Malachi. Современный подход обращает внимание на социальные проблемы, поэтому часто встречаются проекты для социальных институций

Пространства движения

Пешеходная улица в современном городе, наполненном транспортом становится сакральным местом, на которое архитекторы обращают внимания, превращая его в особый тип общественного пространства. Пространства движения пешеходов обретают новую ценность и функцию.

The High Line

0

Field Operations & Diller Scofidio + Renfro, The High Line, США, 2019

План The High Line, пространство занимает 1,5 мили в длину

Cuauhtémoc Park Ramp

Original size 2000x1333

Carreño Sartori Arquitectos, Cuauhtémoc Park Ramp, Чили, 2022

Схема спиральной конструкции, собранной из отдельных модулей

The Pulse of Amsterdam

Original size 2400x1466

MVSA, The Pulse of Amsterdam, Нидерланды, 2024

Pulse of Amsterdam — общественное место, «вшитое» в жилой комплекс

Места игры

Идея Team 10 о приходе homo ludens на смену homo economicus не нашла предполагаемого развития, но безусловно повлияла на архитектурную традицию современности. Таким образом, игровые пространства стали более доступными (для всех возрастов) и разнообразными, продолжая традиции Ван Эйка.

Helen Diller Civic Center Playgrounds

Original size 1509x1000

Endrestudio Architects & Engineers, Helen Diller Civic Center Playgrounds, США, 2018

Использование и планы игровых площадок в Helen Diller Civic Center

Play with Nature

Original size 2000x1125

DL Atelier, Play with Nature, Китай, 2023

Конструкция Play with Nature

Обособленные пространства

Иногда современные публичные пространства призваны создать место уединения. В особенности это прослеживается в северо-европейских практиках. Эти места зачастую располагаются вне городской среды, дополняя природный ландшафт, как это делали художники ленд-арта.

Barnetraakk

Original size 2000x1325

Barnetraakk, Rintala Eggertsson Architects & TYIN Tegnestue, 2013

0

Ручные зарисовки капсул Barnetraakk

Схема, на которой представлено строение конструкций показывает, что пространство проектировалось специально с расчётом человеческих пропорций и размеров

Sundshopen

Original size 2000x1333

Rever & Drage Architects, Sundshopen, Норвегия, 2023

Original size 2000x1464

План всего пространства у реки Sundshopen

0

Amager Nature Park

0

LYTT Architecture & ADEPT, Amager Nature Park, Дания, 2024

План построек. Внутренне пространство полностью освобождено и поднято над землёй, создавая смотровую площадку

Заключение

post

Современные архитектурные и урбанистические практики, связанные с общественными пространствами, продолжают идеи Альдо Ван Эйка, расширяя их функционал и всячески изменяя форму. При этом они сохраняют в себе главное качество — направленность в сторону людей и общества. Оба подхода стремятся решить остросоциальные проблемы своих эпох, что сближает их по духу и сути. Говоря про развитие традиции, важно обратить внимание, что нейтральность и сдержанность послевоенных архитектурных решений эволюционирует в разнообразие многополярного мира XXI века. Поэтому отголоски «человечного» модернизма прослеживаются во множестве разных общественных пространствах по всему миру, которые обладают своими региональными и культурными особенностями.

фото слева: Добрые Петербуржцы восстанавливают достопримечательность Васильевского острова «Змей Горыныч» во дворе дома на 7-й линии. Меня позвали помогать, скинув эту фотографию. Так public space объединил людей для реставрации.

Bibliography
Show
1.

Эллард Колин Среда обитания: Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие. — М.: Альпина Паблишер, 2023. — 288 с.

2.

Уилсон Бен Метрополис: город как величайшее достижение цивилизации. — М.: Эксмо, 2021. — 544 с.

3.

Ле Корбюзье Когда Соборы были белыми. Путешествие в край нерешительных людей. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2022. — 360 с.

4.

Йорн Шиманн, Отто Вейерс, Лариса Арарипе Рэнд, Евгения Репина, Сергей Малахов, Александра Гниломедова Самарский двор. — Екатеринбург: TATLIN, 2020. — 448 с.

5.

Зукин Шэрон Naked City: The Death and Life of Authentic Urban Places. — Нью-Йорк: Oxford University Press, 2010. — 312 с.

6.

Public space. A tool against inequalities // Future Architecture URL: https://futurearchitectureplatform.org/projects/0926976e-a138-4a57-bd17-ee086bac46d4/ (дата обращения: 20.05.2025).

7.

Spaces for Children — Playgrounds by Aldo van Eyck // Illustrarch URL: https://illustrarch.com/articles/2692-spaces-for-children-playgrounds-by-aldo-van-eyck.html (дата обращения: 20.05.2025).

8.

Aldo van Eyck: Playing in the City // Arcenreve URL: https://arcenreve.eu/en/explorations/aldo-van-eyck-jouer-dans-la-ville (дата обращения: 20.05.2025).

9.

Эстетика советской жилой архитектуры // Archi.ru URL: https://archi.ru/russia/64030/estetika-sovetskoi-zhiloi-arkhitektury (дата обращения: 20.05.2025).

Image sources
Show
1.2.3.

https://circarq.wordpress.com/2014/01/15/aldo-van-eyck/ (дата обращения: 20.05.2025)

4.5.

https://centerforthehumanities.org/person/sharon-zukin/ (дата обращения: 20.05.2025)

6.7.8.9.

https://arquitecturaviva.com/articles/the-rebel-humanist (дата обращения: 20.05.2025)

10.11.12.13.

https://eho-2013.livejournal.com/1652269.html (дата обращения: 20.05.2025)

14.15.

https://www.armmuseum.ru/news-blog/2017/5/25/--2 (дата обращения: 20.05.2025)

16.17.18.19.20.21.22.23.24.

https://delva.la/en/projects/the-pulse-of-amsterdam/ (дата обращения: 20.05.2025)

25.26.27.28.29.30.31.

Личный архив

Public Spaces: развитие идей Альдо Ван Эйка
28