
Изучая эпоху романтизма, легко заметить стремление творцов этого периода к идеалу, противопоставление его реальности. Распространение городов повлияло на растущее желание быть ближе к природе, интерес к которой возник в том числе у художников этого времени.
При изучении представителей романтизма мне больше всего запомнился немецкий художник Каспар Давид Фридрих, интерес которого к изображению природы сделал пейзаж важным жанром в его творчестве. Рассматривая его произведение «Монах и море», я вспомнила картину русского художника второй половины 19 века Исаака Ильича Левитана и его картину «Над вечным покоем». Я уловила очень похожий посыл в этих картинах, очень схожие атмосферу и настроение.
Пейзаж, значимый в творчестве Каспара Давида Фридриха, также очень важен и для русского искусства — в 19 веке в России многими художниками создавались произведения в этом жанре. Задумавшись над этим, я решила поискать в искусстве представителя немецкого романтизма и русских пейзажистов связи — помимо общего интереса к изображению природы.
Подбирая визуальный материал, я изучила творчество Каспара Давида Фридриха и таких русских художников, как Исаак Ильич Левитан, Иван Иванович Шишкин, Архип Иванович Куинджи, Василий Дмитриевич Поленов, Алексей Кондратьевич Саврасов и Фёдор Александрович Васильев. Моей целью было найти пары произведений, чем-либо напоминающие друг друга, и сопоставить их. После поиска я разделила полученный материал на три части.
Первый раздел я посвятила теме одиночества, являющейся одной из черт романтизма, выделив ее как одну из самых значительных, напрямую или косвенно встречающуюся на холстах Каспара Давида Фридриха.
Следующим разделом стала композиция. Многие произведения Фридриха и русских художников, похожие или несколько различающиеся по сюжету и настроению, имеют схожие композиции, из-за чего после просмотра картин остается ощущение чего-то общего между ними.
Последний раздел я назвала «Характерные черты произведений романтизма». В нем я сопоставила картины Каспара Давида Фридриха и русских художников-пейзажистов, в которых нашла некоторые черты романтизма: интерес к закатам, рассветам и лунному свету, радугам, тучам, горным пейзажам и широким панорамам. Интересно, что некоторые из пар произведений оказались схожи и композициями.
Текстовые источники и электронные ресурсы я подбирала в трех направлениях. Первое — материал в целом про романтизм, его влияние на понимание мира человеком: такая информация помогала лучше уловить настроение произведений. Второе направление — материалы о творчестве Каспара Давида Фридриха, третье — информация о русском пейзаже 19 века и его создателях — такие материалы были полезны для подбора и анализа визуального материала.
Одиночество
Каспар Давид Фридрих «Монах у моря» 1808 г.–1810 г. / Исаак Ильич Левитан «Над вечным покоем» 1894 г.
На этих произведениях художников можно заметить похожую черту — противопоставление маленького, принадлежащего к миру людей — монаха на полотне Фридриха и церкви на картине Левитана — и бескрайнего холодного простора природы.
Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана» 1818 г. / Иван Иванович Шишкин «На севере диком…» 1891 г.
Странник Фридриха, смотрящий вдаль на бескрайний горный пейзаж, напоминает дерево на полотне Шишкина, одиноко стоящее где-то на севере и будто глядящее вперед. Картина русского художника передает мотив одиночества, содержащийся в романтическом стихотворении Лермонтова, к которому полотно отсылает зрителя — такое настроение есть и на работе немецкого мастера.
Каспар Давид Фридрих «Одинокое дерево» 1822 г. / Иван Иванович Шишкин «Среди долины ровныя…» 1883 г.
Каспар Давид Фридрих «Крест у Балтийского моря» 1815 г. / Архип Иванович Куинджи «Море с парусным кораблем» 1876–1890 гг.
На двух парах произведений — Фридриха и Шишкина и Фридриха и Левитана —, каждая из которых схожа и композицией, тема одиночества выражена через нахождение объекта изображения дерева, корабля или креста среди бесконечного простора поля или моря.
Каспар Давид Фридрих «Луга вблизи Грайфсвальда» 1824 г. / Архип Иванович Куинджи «После дождя» 1879 г.
Эти полотна отличаются состояниями природы, однако в них также чувствуется мотив одиночества. На обеих картинах маленькие здания среди широких полей навевают мысли о том, насколько человек невелик для этого мира.
Композиция
Каспар Давид Фридрих «Полярное море» 1823 г. / Архип Иванович Куинджи «Эффект заката» 1885–1890 гг.
И на картине Фридриха, и на полотне Куинджи привлекают внимание острые формы. В них будто скрывается опасность — как и во льдах, где затонул корабль на первом произведении, так и в красных отблесках заката на втором.
Каспар Давид Фридрих «Кирасир в лесу» 1814 г. / Исаак Ильич Левитан «Осень. Охотник» 1880 г. / Иван Иванович Шишкин — «Заповедник. Сосновый бор» 1881 г.
Темная тропинка, уходящая в лес, встречается и на полотне Фридриха, и на картинах русских пейзажистов: произведения наполнены таинственной и задумчивой атмосферой.
Каспар Давид Фридрих «Дольмен в снегу» 1807 гг. / Архип Иванович Куинджи «В Крыму» 1900–1905 гг.
Каспар Давид Фридрих «Зимний пейзаж» 1822 г. / Исаак Ильич Левитан «Разлив. Эскиз к картине „Разлив на Суре“» 1887 г.
На этих полотнах среди пустоты несолнечных пейзажей в приглушенных тонах выделяются разрозненные небольшие пятна, создающие чувство потерянности.
Каспар Давид Фридрих «Вход на кладбище» 1825 г. / Василий Дмитриевич Поленов «Старые ворота. Вель. Нормандия» 1874 г.
Каспар Давид Фридрих «Этапы жизни (Вид побережья, сцена на пляже в Вике)» 1835 г. / Исаак Ильич Левитан «Сумерки. Стога» 1899 г.
Корабли на картине Фридриха напоминают стога Левитана, «уплывающие» в поле: они также разбросаны по холсту и отдаляются от зрителя, приближаясь к линии горизонта. Оба художника запечатлевают сумерки, что характерно для творчества Фридриха в частности и романтизма в целом.
Каспар Давид Фридрих «Мечтатель» 1835 г. / Архип Иванович Куинджи «Березовая роща» 1898–1908 гг.
Эти полотна сближают закрытые композиции и тоновой контраст между «рамкой» и серединой холста. Также обе композиции «делятся пополам» — на произведении Фридриха — окном, у Куинджи — краем зеленого массива и его отражением в водоеме.
Характерные черты произведений романтизма
Каспар Давид Фридрих «Пейзаж с величественными горами» 1810 г. / Архип Иванович Куинджи «Снежные вершины гор. Кавказ» 1890–1895 гг.
Каспар Давид Фридрих «Пейзаж в Силезских горах» 1819 г. / Исаак Ильич Левитан «Вечер. Золотой Плёс» 1889 г.
И в творчестве Фридриха, и среди произведений русских пейзажистов часто встречаются пейзажи с величественными горами, панорамы с бескрайними просторами.
Каспар Давид Фридрих «Дуб в снегу» 1829 г. / Иван Иванович Шишкин «Зимняя лунная ночь» 1892 гг.
Каспар Давид Фридрих «Вечерние облака» 1824 г.
Архип Иванович Куинджи «Закат» 1898–1908 гг. / Алексей Кондратьевич Саврасов «Рассвет в пустыне» 1852 г.
Интерес к лунным ночам, рассветам и закатам, свойственный романтическому творчеству Каспара Давида Фридриха, заметен и у русских художников.
Каспар Давид Фридрих «Восход луны над морем» 1822 г.
Алексей Кондратьевич Саврасов «Лунная ночь. Болото» 1870 г. / Архип Иванович Куинджи «Лунная ночь на Днепре» 1880 Г.
Часто встречаются лунные ночи около разных водоемов. Море это, река или болото — художников привлекают отражения луны.
Каспар Давид Фридрих «Дрейфующие облака» 1820 г. / Исаак Ильич Левитан «Хмурый день» 1895 г.
Каспар Давид Фридрих «Пейзаж на Рюгене с радугой» 1810 г.
Алексей Кондратьевич Саврасов «Радуга» 1875 г. / Архип Иванович Куинджи «Радуга» 1900–1905 гг.
Изображение других природных явлений — хмурых дней с бегущими по небу облаками и радуги после дождя — тоже встречаются и у Фридриха, и у пейзажистов России.
Каспар Давид Фридрих «Утренний туман в горах» 1808 г. / Фёдор Александрович Васильев «Горы в облаках» 1873 г.
Эти произведения Фридриха и Васильева иллюстрируют как желание художников создавать горные пейзажи, так и интерес к туманам и облакам, эти горы окружающим. Также схожи и композиции картин: в центре фрагмент горы, скрывающийся облаками, заполняющими остальное пространство.
Вывод
Мотив одиночества, характерный полотнам Фридриха, нередко встречается и на работах художников России — в обоих случаях творцы доносят его до зрителя с помощью изображения природы.
Иногда встречаются и схожие композиции — часто такие произведения передают похожие атмосферу и настроение.
Черты романтизма, связанные с изображениями различных состояний природы, также свойственны как творчеству немецкого мастера, так и полотнам русских авторов.
Таким образом, между произведениями представителя немецкого романтизма Каспара Давида Фридриха и картинами русских художников-пейзажистов второй половины 19 века можно провести параллели.
https://arzamas.academy/courses/85/1 (дата обращения 15.05.24)
https://arzamas.academy/materials/2224 (дата обращения 15.05.24)
Фокин Константин Владимирович Размышления о русской пейзажной живописи // Вестник ЧГАКИ. 2013. № 2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-russkoy-peyzazhnoy-zhivopisi (дата обращения: 15.05.2024).
Храповицкая Г. Н. Природа в литературе и живописи немецкого романтизма // Вестник культурологии. 2008. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priroda-v-literature-i-zhivopisi-nemetskogo-romantizma (дата обращения: 15.05.2024).
https://static.wixstatic.com/media/1071a8_24704205b1cc4d7bb5e0e8f8752b9c66~mv2.jpg/v1/fill/w_925,h_589,al_c,q_85,usm_0.66_1.00_0.01,enc_auto/1071a8_24704205b1cc4d7bb5e0e8f8752b9c66~mv2.jpg (дата обращения 11.05.24)
https://cdn.tretyakov.ru/mytretyakov/24/1c101001f00df16246e4927e3dbee4dc/thumb/5a3829129ef2b95642e629915c912d36_x1.jpg (дата обращения 11.05.24)
https://arthive.com/res/media/img/oy1000/work/cec/618719@2x.webp (дата обращения 11.05.24)
https://sr.gallerix.ru/_EX/863931103/499023437.jpg (дата обращения 11.05.24)
https://arthive.com/res/media/img/oy800/work/dda/228909@2x.webp (дата обращения 11.05.24)
https://arthive.com/res/media/img/oy800/work/212/321056@2x.webp (дата обращения 11.05.24)
https://arthive.com/res/media/img/oy1200/work/14f/228901@2x.webp (дата обращения 11.05.24)
https://sr.gallerix.ru/_EX/1075871509/293963623.jpg (дата обращения 11.05.24)
https://arthive.com/res/media/img/oy800/work/d00/228906@2x.webp (дата обращения 11.05.24)
https://sr.gallerix.ru/_EX/1075871509/212033081.jpg (дата обращения 11.05.24)
https://sr.gallerix.ru/_EX/1075871509/332827758.jpg (дата обращения 11.05.24)
https://arthive.com/res/media/img/oy800/work/e3d/221296@2x.webp (дата обращения 11.05.24)