big
Константин Аджер: от первого лица

«Вырабатывать электричество можно через ветряные мельницы — а можно через атомные электростанции. И всё равно будет электричество, будет результат».

ВООБРАЖАЕМЫЕ МИРЫ, РИСОВАНИЕ, МУЗЫКА

С именем Константин Кузнецов я не помню как родился в Москве, в Первой Градской. Спасибо! По следам импринтинга люблю эту часть города, которая протекает через Нескучный сад, пролетает по Воробьёвым горам и плавно поднимается к Университетскому проспекту. Лет в пять я хотел быть разным: милиционером, пожарным или космонавтом… хотя в последнем уже не уверен, но больше всего прикатывало заниматься фигурным катанием. Я с упоением скользил в носках по паркету, (воображая коньки и лед) превращая их в коньки и лед. Наверное, это и были одни из моих первых перформативных опытов. Многочисленные игры, удавшийся побег из детского сада, разные шалости и хулиганства, одним словом проба мира на вкус — это, полагаю, и было ранними проявлениями моей художественной идентичности.

0

Константин Аджер | «Реставрация» | 2010

Я любил рисовать. Когда я болел и оставался дома, в мороз и холод я проводил много часов у окна, из щелей которого на меня задувал холодный ветер. Через оконное стекло я перерисовывал интересные для меня картинки. А после этого заболевал еще больше. Мне кажется, эти практики одиночества, болезни уводили меня иногда от бестолковой школьной суеты; была возможность больше погрузиться в свои актуальности.

Я придумывал различные миры, свой язык, алфавит и тд. Сейчас, наверное, я делал бы это на компьютере, а тогда изрисовывал целые тетради, тетради и тетради.

0

Константин Аджер | «Реставрация» | 2010

С девяти лет я занимался на кларнете во Дворце пионеров на тех же ленинских/воробьевых, в том числе, чтобы укрепить моё здоровье — после тех оконных арт-стояний. Спасибо! Я еще толком не умел ничего существенного извлекать из инструмента, но меня посадили в первый ряд духового оркестра, выдали яркую форму, и я делал вид, что играю, можно сказать под фанеру. Такое мощное начало карьеры.

И музыка тоже зацепила, как и рисунок и, параллельно, я занимался и тем, и другим. В итоге, не без колебаний, я поступил в Гнесинское училище по классу кларнета. Спасибо! Три года играл с увлечением, а на четвертый появился соблазн вернуться к живописи, которая такое хобби, в котором я никому ничего не должен, я же уже музыкант; ну, и рисую между прочим… И это было ловушкой: через год-два-три я себя стал ощущать больше художником, чем музыкантом. В итоге в музыке я достиг тупика, потому что научился технике, но не научился какому-то другому творческому пониманию. И мне стало скучно. Это как если бы меня, как художника, научили технике, но непонятно, что с ней делать дальше. И это было бы таким же тупиком.

Original size 1280x853

Константин Аджер | «хрен зажжешь» | 2020

БИЗНЕС, АБСТРАКЦИЯ И ВЫСТАВКА, ЧТО МЕНЯ ПЕРЕВЕРНУЛА

Вскоре я закончил заочный университет по станковой живописи и графике: получил разрешение от не самых убедительных корочек заниматься искусством, и не удержался от того, чтобы делать бизнес на картинах. В конце 1980-х было время дикой персональной экономики: очень многие что-нибудь да продавали и перепродавали. Я стоял на вернисаже в Измайлово и достаточно прилично для студента на этом зарабатывал. У покупателей был дикий голод по искусству и брали все без наживки. Красивый закатик один раз купили — делаю два. Еще два — делаю четыре… Возник творческий диссонанс. Я притормозил и начал экспериментировать, что-то искать, не зная что. Мир вокруг открывался и, казалось, было время открытий, возрождения, роста и перспектив. Я решил стать серьезным художником. Сделал серию интуитивных абстрактных работ и в 1995-м случилась моя первая выставка в галерее на дебаркадере на Фрунзенской набережной, прямо напротив осеннего Нескушника. Спасибо! На вернисаже меня представили Борису Гребенщикову и в разговоре он спросил меня про смыслы, с которыми я работаю. И это было важно, потому как про смыслы я не особенно тогда задумывался. Спасибо!

0

Константин Аджер | End Credits | 2012

Тогда же я вынужденно придумал псевдоним. Я зашел в галерею МАРС, тогда она располагалась на Филях, буквально за день до открытия моей выставки, и увидел там работы художника Константина Кузнецова: нормальная живопись, с легкими оттенками неповиновения. Стало ясно, что я не могу сейчас себя заявить дубликатом. Этот Константин Кузнецов меня опередил. Спасибо! После бессонной полночи я родился с псевдонимом: «Аджер». Аджер — это плато с наскальными рисунками в Алжире. Мне это слово просто понравилось по звучанию.

Original size 1800x1320

Константин Аджер | End Credits | 2012

На послевыставочном драйве я въехал на скользкую дорожку, коварно ведущую на неизведанную территорию современного искусства. Так я оказался в глубокой растерянности в ТВ-галерее; ну, потому-что не понимал там ничего из того искусства, которое совсем нельзя назвать искусством в моем тогда понимании. Я ушел оттуда озадаченным, потому-что ничего не понял и выстроенный мир пошатнулся. Это меня задело и раззадорило. Встретился с Авдеем Тер-Оганяном. Спасибо! , походил по «непонятным» галереям и понял, что созрел чтобы серьезно научиться этому всему. Следующий вопрос — где? Где получить образование по современному искусству в 1995? В России — нигде. Книг нет, а интернет еще где-то только роет дыры в модемах.

В то время я преподавал в очень приличной экспериментальной школе. То есть я тогда делал что-то издалека похожее на современное искусство, но этого не понимал: с детьми мы раскрашивали снег, что-то собирали по помойкам (тогда они были значительно более щедрые, чем сейчас), из этого что-то делали, собирали объекты, раскрашивали, работали с реди-мейдом, короче… Это было очень увлекательно и задорно для всех, а главное, школа меня поддерживала. Спасибо!

Loading...

ЦАРСКОЕ СЕЛО, ЮРИЙ СОБОЛЕВ И КАЙРОС

Неожиданно в ТВ-галереи читаю маленькое объявление о наборе курса современного искусства в Международную мастерскую паратеатральных форм «Интерстудио» в Царском селе — под крылом филиала питерской Театральной Академии. Этот транзит осуществляла московская галерея «Spider& Mouse», с которой вскоре сложились выставки и приключения. Спасибо! Я не сомневаясь набиваю тяжелый рюкзак двумя вступительными проектами, хватаю спальник и на вокзал.

Так, в солнечный июльский день, я попал в Запасный дворец Царского села. Мне сразу понравилось все и все. Я сразу оказался в деле: поднимаюсь на второй этаж и встречаю ребят, которые монтируют выставку. Они спрашивают: ты чего? Я говорю: вот так вот. Они говорят: круто, давай с нами, сейчас нужно забрать лодку для инсталляции. И мы идем через всю эту пышность Екатерининского парка на задворки парка Александровского, грузим лодку на трактор… Это было классным погружением в творческую атмосферу: Мастерская, где художники живут и работают, все увлечены, вместе обсуждают проекты. Настоящая групповая энергия.

Original size 720x576

Константин Аджер | «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ» | 2010

Современное искусство в «Интерстудио» держалось Юрии Соболеве, очень серьезной фигуре в мире искусства. Юрий Соболев проходил через разные медиумы — от графики к экспериментальному театру, перформансу, фотографии, слайд фильмам, мультипликации…. Он был фантастическим человеком, который, казалось, знает всё, видит всё, со всеми знаком, такая фигура гуру, фигура учителя. Спасибо!

Original size 1800x1800

Константин Аджер | «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ» | 2010

И вот я показываю вступительную работу в виде слайд-фильма. Визуально эффектная театральная мистерия — эффекты: один горящий экран, за ним экран расползающийся от воды, наложения слайдов, музыка и тп. Вообщем не очень современное искусство. Пришло время уезжать в Москву: результат экзамена надо немного подождать. И тут я говорю: я ещё не сделал один перформанс, сделал его на камеру. И именно с этой работой меня приняли, как я узнал позже. И это — про то, что важно делать, реализовывать, что ты придумал, что чувствуешь необходимым как воздух. Для художника важно не уходить в кредит по отношению к своим работам, делать их, когда они актуальны, делать сразу, потому что потом их может не случиться или может быть не актуально. Это какой-то вариант кайроса, счастливого мгновения (в древнегреческой мифологии Кайрос — бог счастливого мгновения, удачи, благоприятного стечения обстоятельств): мне удалось поймать его за хвост и влететь в современное искусство.

Loading...

ГРУППА «ЗАПАСНОЙ ВЫХОД»

Первая художественная группа в Царском селе, с которой я общался — «Запасной выход»: мы вместе учились, вместе делали работы, но обучение было не в том, что мы ходили на нудные занятия — мы занимались практикой, общались с Юрой (так мы звали Соболева), к нам приезжали делать воркшопы разные интересные художники, часто из Швейцарии и Германии. Мы самоотверженно и увлеченно делали работы и по их итогам выставки. Тогда я неожиданно вернулся к музыке как к художественному самовыражению, стал включать музыкальные инструменты в перформанс. С огромным теплом вспоминаю это время реального погружения, когда ты делаешь арт с высунутым языком, когда тебе ясно, что ты эту работу делаешь, и ее важно сделать, а дальше хоть потоп. Выкладываешься полностью.

Original size 768x576

Арт-группа «Запасной выход» | документация выставки | Центр современного искусства | 1996

А ещё — групповая энергия. Работа в «Запасном выходе» была внутригрупповая индивидуальная. Есть разные типы художественных групп. Часто — это совме совместный продукт. В «Запасной выходе» в целом это твоя личная работа, которая проходит через групповые обсуждения, когда другие участники группы помогают с чем-то разобраться, чтобы работа вышла более точной. Таким образом проявляются вещи, темы, понимания, которые раньше не входили в твою оптику. Это было очень важно.

Ну и, конечно, была, кажется, абсолютная свобода действий. Нашим было всё пространство вокруг, ни у кого ничего не нужно было спрашивать, всё использовалось для решения задач. Момент свободы и радости от процесса, от этих возможностей, этого прекрасного мира вокруг, прекрасных людей, с которыми я общался — это все было очень здорово.

0

Константин Аджер | «Свою тень я оставил в Москве» | 2000

«Запасной выход» закончил свою практическую работу в начале нулевых. Потом мы продолжали общаться — собирались, делали совместные выставки, было много фестивалей во Дворце, в Питере… Наверное, с уходом Юрия Соболева группа еще сделала последний проект в Риге. Потом был перерыв до 2014 года — все собрались на большой выставке Соболева в Ермолаевском и был день, когда вся группа сделала перформанс на открытии выставки. Это был жест памяти, уважения, возможности, причина вместе собраться, увидеться… потому что все разбрелись по своим историям. Спасибо!

Original size 600x424

Константин Аджер | Wall music | 2002

ГРУППА ESCAPE И СПОСОБЫ ВЫРАБАТЫВАНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

Групповая энергия может работать по-разному. В группу ESCAPE я мог попасть в начале нулевых, но в итоге я там оказался в районе 2007 года. Тогда там не было уже Богдана Мамонова — были Лиза Морозова, Валера Айзенберг, Антон Литвин. Кеша Нилин присоединился и мы недолго работали вместе.

Как распадаются группы? Я много раз видел это со стороны. Какие-то очень нервные отношения, обиды, накопленные годами — и всё, конечно, распадается. Внутри ESCAPE это зафиксировано в той книжке, для которой я делал дизайн. В какой-то момент все могут друг друга очень любить, а в какой-то — дико ненавидеть, доходить до драк, до конфликтов. И это другого рода групповая энергия: для того, чтобы выдать общий результат, должен произойти какой-то жуткий беспорядок, какие-то сложности… это какое-то ритуальное цоканье вокруг огня, которое вводит в некоторый транс: зажигается искра и появляется результат. Постепенно ESCAPE разбежался, оправдывая свое название. В конечном итоге перешло в мой дуэт с Валерием Айзенбергом. Мы сделали с ним, как мне кажется, интересные и важные проекты. Потом уже перешли на самостоятельные высказывания, на сольную практику, но продолжали общаться. Спасибо!

0

Константин Аджер | «Digital Dream» | 2012

«Запасной выход» и ESCAPE были две абсолютно разные группы, основанные на разных принципах вырабатывания электричества. Можно через ветряные мельницы — а можно через атомные электростанции. И всё равно будет электричество, будет результат.

Loading...

ЛЮБИМЫЕ ПРОЕКТЫ

Мне близки до сих пор те звуковые эксперименты, которые я делал в 1990-х и начале нулевых. Есть какие-то проекты, про которые не знаешь, как рассказать: это что-то, что невозможно передать, ощущение чуда. И это важный момент. Не знаю, транслируется ли это ощущение чуда на других людей, на зрителей… наверное, каким-то образом транслируется. Но именно как внутреннее ощущение — оно одновременно очень энергичное, очень мощное, но при этом очень тонкое… Наверное, вот такие ощущения по отношению к работам для меня важны, такие маркеры. Но это не значит, что они обязаны быть всегда. Просто когда что-то такое появляется — это важно.

Проект «Фантомный поиск» достаточно долго рождался, я пытался в нем разобраться с собой внутренним. Сейчас, кажется, разобрался… не буду пересказывать, но это такое рождение мира, вынимание реальности из ничего. Наверное, объяснимо с точки зрения концепции, но есть что-то, что я не могу выразить словами.

Original size 2000x1288

Константин Аджер | из серии «Фантомный поиск» | 2018

В ESCAPE было ощущение, будто каждый раз работу делает другой художник или другая группа. Если многие группы или художники, которые как только поймали что-то, они узнаваемы. А ESCAPE часто выходил с неожиданными вещами. Это достаточно неудобная для сообщества история. Я понимаю, что если посмотреть мои работы, то они тоже достаточно разные: есть вещи, которые близки к иронии и стендапу, а другие наоборот, уходят в личное или социальное. Понимаю, что я каждый раз разный, но где-то это соединяется и понятно, что есть определенное количество тем, с которыми я работаю, которые повторяются.

Для меня важно работать над тем, что для меня сейчас актуально. Есть какие-то вещи, которые объективно могут получиться интересными, но их актуальность для меня ушла, и я их просто не делаю — или мне нужно потратить очень много энергии и смысла, чтобы заставить себя их сделать.

0

Константин Аджер | из серии «Фантомный поиск» | 2018

КРИЗИС И ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЕ

Кризис — это нормально. Мы же многое получаем в момент кризиса: это может быть момент выздоровления, момент возрастания, момент изменений. Для художника важно — не быть забронзовевшим, не делать одно и тоже без продвижения, потому что так в какой-то момент художник заканчивается и начинается ремесленник, у которого все хорошо, он производит какой-то товар, но творческая жизнь — она уходит. Вроде все правильно, но уже не актуально, скучно, в этом не чувствуется какой-то силы. Я комфортный художник, вы комфортный зритель, всё хорошо, мы друг друга понимаем… Это достаточно опасная вещь. Но, конечно, здесь нельзя обобщать.

0

Константин Аджер | Memory of Rain | 2011

Из кризиса есть много способов выхода. Правильно себя изучать, знать, какую скорую помощь применять. Но в любом случае это, наверное, выход из каких-то привычных рамок. На простом бытовом уровне — поездка в другое место, в другой город, общение с другими людьми, саморазвитие и т. д. Выход из паттернов, потому что уныние рождает в том числе паттерновое однообразие. Безусловно, работы других художников могут вывести из кризиса. Часто люди искусства ревнивы к успехам, к работам других: мы все слышали, как одни художники других в глаза хвалят, а за спиной говорят противоположное. Здесь важно умение восхищаться вне зависимости от того, кто это сделал. Если видишь профессиональную, яркую, новую работу — это то, что тебя может зажечь и вывести из твоей сложной ситуации. Кстати, профессиональный художник слово «вдохновение» не использует: ты просто берёшь и работаешь, и в процессе работы что-то происходит.

Original size 1800x1349

Константин Аджер | Memory of Rain | 2011

Важно что-то делать, даже самое минимальное, какую-то ерунду. Важно, когда ты в депрессии, взять и начать, и это уже первый шаг. И надо понимать, что внутренне ты человек с большим творческим потенциалом и можешь придумывать много разного. И ты это должен понимать, тогда будет получаться. Также может иметь смысл менять медиум, осваивать новые технологии, делать новые шаги, не сидеть в освоенном. Открывать новые земли. Ходить за грибами в соседний лес.

Loading...

НА ЧТО НРАВИТСЯ СМОТРЕТЬ

Если говорить о выставке, то её важность выставки — ценность высказывания. Мы читаем романы, смотрим фильмы, и там есть какие-то потрясающие отрывки или блестящие операторские решения…, но в целом, произведение может быть неровным или даже неудачным. Хорошая выставка — это удачное, целостное законченное высказывание, и неважно, высказывание одного художника, группы или это высказывание многих художников.

А вообще мне нравится смотреть или слушать всё, что, во-первых, каким-то образом вдруг случайно сочетается с моими внутренними настроениями, темами, актуальностями. И во-вторых — то, в чем заложена новая интересная творческая мысль. Я не про то, что каждый день должны появляться суперновые направления, принципиально другие технологии и — я скорее про нюансы. И если нюансы продлевают жизнь этого мира, это то, что вдохновляет.

Понятно, зрители, наверное, по-разному это улавливают, но вот если вдруг я что-то для себя нахожу, меня это вдохновляет. Я радуюсь за художника. А художниками я называю всех — неважно, писатели, кинематографисты, музыканты… они все художники. Один и тот же принцип везде. Творческий.

Original size 747x450

Константин Аджер | [mju: t] | Московский музей современного искусства | 2011

материал подготовила Лиза Мовчан