
«В детстве иногда случались неправильные книги. Без картинок. Совсем. Это было обидно, несправедливо, жестоко. Ведь я была уверенна: книга должна быть с картинками! Каким злыднем должен быть издатель, выпускающий слепые книги! Так что детская иллюстрация — это мой посильный вклад в борьбу со злом.» [1] - А. Юфа
Концепция
В последние годы российский книжный рынок переживает настоящий расцвет; десятки различных издательств почти сражаются за внимание читателя, используя для этого любые средства, в том числе визуальное сопровождение книг. Множество талантливых иллюстраторов работают над сотнями книгами ежегодно. Это создает уникальное полем для творчества, где разнообразие стилей и подходов порождает новые художественные направления. Однако среди иллюстраторов есть художники, которые особенно выделяются среди других. Алиса Юфа — одна из них.
Алиса Юфа (род. 1987) — художник-график и одна из самых известных и издаваемых иллюстраторов России. Она занимается живописью, графикой, иллюстрацией книг и мультипликацией, выступая в роли художника-постановщика. Также Алиса работает в Александринском театре и Театре эстрады имени Аркадия Райкина в Санкт-Петербурге как художник-постановщик. Она принимает участие в различных выставках, а ее произведения хранятся в частных коллекциях как в России, так и за границей. Иллюстрации Алисы Юфы печатаются издательствами «Самокат» («Само собой и вообще» (2017), «Просто праздник!» 2020, «Коты на ёлке» 2024 и т.д), «Поляндрия» («Амалия Коко де Нель в погоне за временем» 2023), «Росмэн» («Встретимся во сне»), «Миф» («Йети, камера, мотор!» 2022, серия книг «Как устроен город» 2023-н.в) и другие.

Отрывок из мультфильма «Привет, бабульник!» (реж. Наталья Мирзоян, художник-поставновщик Алиса Юфа) / 2020
За более чем десять лет творчества Алиса Юфа выработала уникальный стиль, легко узнаваемый среди остальных современных иллюстраторов. Несмотря на необычность и самобытность его стиля, он прекрасно работает в различных проектах: сериях открыток, различных детских книгах, шуточных иллюстрациях. Я слежу за деятельностью А. Юфы несколько лет, и мне всегда было интересно понять, в чем заключается магия ее работ, которые нравятся почти всем; какие особенности ее уникального стиля делают ее иллюстрации такими привлекательными.
Для исследования тщательно отбирались наиболее характерные иллюстрации Алисы Юфы разных периодов ее творчества; главным критерием отбора была характерность, показательность ее стиля на каждой конкретной иллюстрации.
В исследовании работы Алисы Юфы структурированы не в хронологическом, а «смысловом» порядке: каждая следующая картинка углубляет понимание особенностей ее стиля.
Для наиболее полного погружения в тему было выбрано и исследовано несколько книг по иллюстрации, а также вся возможная информация о биографии А. Юфы, но в основном исследование строится на самостоятельном анализе иллюстраций.
Для написания исследования были поставлены два взаимосвязанных ключевых вопроса:
В чем особенности уникального стиля Алисы Юфа? И почему ее иллюстрации можно назвать «поэзией повседневности»?
Кроме того, перед написанием визуального исследования были поставлены цели работы: изучить работы Алисы Юфы разных лет и периодов и проанализировать основные черты ее стиля.
Вступление: в поисках стиля
Алиса Юфа — иллюстратор активный и довольно плодовитый. В интернете ее иллюстрации в ретроспективе можно отследить с сегодняшнего дня и вплоть до 2013 года. Несмотря на то, что с самого начала своего творческого пути в иллюстрации Алиса Юфа обладала своим взглядом на визуальное искусство, ранние ее работы все же отличаются пробой пера и активным поиском новой техники.
В ранних работах Алисы уже можно разглядеть черты ее будущего стиля и метода. К примеру, на иллюстрации «Мойва» (2014) техника отличается от того, что появится на более поздних работах: это простые линии на крафтовой бумаге, больше похожие на эскиз или набросок. Тут почти нет характерных Алисе цветных заливок (кроме нескольких белых элементов), неравномерная текстура бумаги используется в качестве их замены. Однако фигуры и их окружение изображены вполне в стиле художницы, как и тема этой иллюстрации, очень характерная для Алисы — передача моментов повседневности.
Алиса Юфа / «Мойва» / 2014
На иллюстрации с огородом (2014) появляются цветные заливки и общая небрежность картинки, однако изображению пока недостает всеобщей текстурности, да и цвета слишком повышены в насыщенности по сравнению с более поздними работами. А еще на этой иллюстрации появляются прототипы будущих постоянных спутников Алисы — характерные птицы с огромными клювами и длинными трехпалыми лапами.
Алиса Юфа / «Без названия» / 2014
На более поздней иллюстрации с торговым центром (2015) уже видны многие черты формирующегося стиля художницы: общий колорит, работа с текстурами, повседневный сюжет. Однако это изображение будто сделано несмелой рукой, которая еще не привыкла к новому стилю; в последующих работах Алиса Юфа раскроет потенциал своего стиля, подстраивая его под различные цели и умело экспериментируя с ним, при этом удивительным образом умудряясь сохранять его индивидуальность и узнаваемость.
Алиса Юфа / «Без названия» / 2015
Колорит
Одним из важнейших пунктов любого визуального искусства является цвет. Он влияет на зрителя первым, сразу, еще до того, как последний успеет разглядеть силуэты, формы и линии и понять смысловую нагрузку изображения.
Иллюстрации А. Юфы часто решены в ограниченной палитре: черный (или очень темный оттенок какого-либо цвета), белый (или очень светлый оттенок) и один-два цвета. Возможно, это следствие техники исполнения: графика не подразумевает обилия оттенков, которое обычно можно найти в живописи. Но более вероятно художница намеренно выбирает ограниченное колористическое решение: оно делает изображение лаконичным и простым, легким для восприятия, обладающим своей атмосферой.
Алиса Юфа / «Без названия» / 2017
Часто выбранные цвета сочетаются друг с другом либо благодаря их близости на цветовом круге (например, на иллюстрации с кинотеатром два акцентных цвета — желтый и персиковый, близкие друг к другу оттенки) либо, наоборот, противоположному положению, так называемые хроматические пары (такое колористическое решение применено на иллюстрации с перекрестком).
При этом яркие цвета не всегда являются акцентными; иногда они наоборот кажутся цветом заливки «общих» мест, а белый и/или черный выделяют композиционный центр.
Алиса Юфа / «Без названия» / 2020
Часто (однако не всегда) выбранные цвета являются акцентными. К примеру, на иллюстрациях с вечерним Санкт-Петербургом яркий оранжевый цвет выделяет композиционные центры изображений: ярко-освещенный подземный переход, коробы доставщиков или картины уличного художника. Однако даже в таком случае Алиса Юфа не боится использовать эти цвета и в других местах иллюстраций: улице вне перехода, фонарях, парапете. Это делает ее иллюстрации особенно гармоничными и сбалансированными, несмотря на маленькое количество использованных оттенков.
Алиса Юфа / «Без названия» / 2024
Однако художница не зацикливается на формуле «черный + белый + пара ярких цветов» и для некоторых проектов, таких как иллюстрации к книге «Искатели сокровищ» (2024), использует более яркие и насыщенные цвета, чем для большинства своих работ, а также более богатую цветовую палитру. Это помогает сделать ее иллюстрации более сказочными и живыми, однако одновременно с этим более простыми и универсальными.
Алиса Юфа / Иллюстрации к книге «Искатели сокровищ» / 2023
Техника
Техника Алисы Юфы заслуживает отдельного внимания. Работая в основном традиционными материалами на бумаге или картоне, она умело «выжимает» из этого максимум: ее иллюстрации обладают своим очарованием, во многом благодаря их уникальной технике исполнения.
Иллюстрации А. Юфы можно условно разделить на две группы по основному материалу, который использовался для их создания. Первая — изображения, сделанные в основном красками. Вторя — картинки, выполненные стереотипно графическими материалами (пастелью, цветными карандашами, пером).
Иллюстрации из первой группы отличаются небрежностью и живостью исполнения. На них цвета часто перекрывают друг друга (из-за основного, «укрывистого» свойства гуаши, масла и других подобных материалов; это видно на иллюстрации «Туристы на площади искусств», где белые хлопья снега были «поставлены» поверх цветного фона), различные текстуры достигаются посредством использования разных кистей и разного количества воды или разбавителя (к примеру, деревья на той же иллюстрации явно сделаны плоской сухой кистью), а также довольно часто встречается «прозрачность» различных предметов (например, лавок или лица и ног героини).
Алиса Юфа / «Туристы на площади искусств» (из книги «Смотри, какой Петербург!») / 2016
Алиса Юфа / «Туристы на площади искусств» (из книги «Смотри, какой Петербург!») / 2016 (фрагменты)
Вторая, условно «графическая» группа, тоже имеет ряд характерных особенностей, появившихся из-за использующихся для их создания материалов. Первая особенность — использование цвета бумаги через; художница намеренно оставляет некоторые фрагменты бумаги нетронутыми, чтобы цвет листа работал в общей композиции. Например, в иллюстрации «Домой! Домой! Домой!» белым остается небо, из-за чего на нем выгодно смотрятся синие пятна облаков. Вторая особенность группы — создание различных текстур, например, через легкое нанесение масляной пастели так, чтобы она оставляла пустые места. В общем и целом, иллюстрации «графической» группы отличаются точностью изображения и относительной аккуратностью.
Алиса Юфа / «Домой! Домой! Домой!» / 2017
Алиса Юфа / «Домой! Домой! Домой!» / 2017 (фрагменты)
Пространство
Пространство на иллюстрациях А. Юфы решено по-своему и не подчиняется классическим правилам перспективы.
Алиса Юфа / «Без названия» / 2016-2018
Художница, получившая «классическое» академическое образование (она училась в Новосибирском государственном художественном училище на направлении «живопись» и в РГПУ Им. Герцена на направлении «изобразительное искусство»), умело искажает законы построения пространства для достижения желаемого эффекта. Дома на ее иллюстрациях могут как превращаться в плоские декорации (что делает изображения более стилизованными и плоскими, почти лубочными), так и, наоборот, подчиняться правилам перспективы (в таком случае пространство кажется зрителю более осязаемым и приземленным).
Алиса Юфа / «Без названия» / 2017
Кроме того, А. Юфа почти никогда не изображает на иллюстрациях тени; ее персонажи, дома и машины как бы бесплотно парят над полом, что еще сильнее отдаляет ее иллюстрации от реальности и делает их более сказочными.
Отрывок из мультфильма «Привет, бабульник!» (реж. Наталья Мирзоян, художник-поставновщик Алиса Юфа) / 2020
Алиса Юфа / «Без названия» / 2024
Стилизация реальности
На удаление иллюстраций Алисы Юфы от реальности влияет и еще один важный фактор: стилизация персонажей. В ее изображениях часто именно человеческие фигуры являются композиционным центром, на них сосредотачивается внимание зрителя. И то, как их изображает художница, напрямую влияет на восприятие целой иллюстрации.
Алиса Юфа / из серии «Гав-гав гррррафика Алисы Юфа» / 2024
При изображении человеческих фигур художница мастерски совмещает черные линии (небрежные и вероятно сделанные тушью) и цветные пятна (как правило, текстурные). Обычно силуэты персонажей Алисы Юфа достаточно самостоятельны и выразительны и не нуждаются в «лайне», однако почти всегда художница уточняет линией черты лица своих героев, их пальцы и другие нюансы человеческой фигуры.
Алиса Юфа / Иллюстрации к книге «Искатели сокровищ» / 2023
А еще постоянными героями иллюстраций А. Юфы являются всегда одинаково изображаемые птицы: округлые формы их тел сочетаются с тонкими упрощенными лапками с тремя длинными пальцами на каждой, забавная стилизация голубей и других городских птиц, которых мы ежедневно встречаем на улицах.
Отрывок из мультфильма «Привет, бабульник!» (реж. Наталья Мирзоян, художник-поставновщик Алиса Юфа) / 2020
Сюжеты
Сюжеты иллюстраций Алисы Юфа удивительны в своей простоте. Они очаровывают даже людей, далеких от искусства иллюстрации, чем-то притягивают взгляды зрителя и «уговаривают» рассмотреть их поближе. Конечно, часть их очарования заключена в их колорите, технике исполнения, пространстве и персонажах, однако очень важным остается и выбор художницей тем и мотивов для своих иллюстраций.
Алиса Юфа / «Без названия» / 2017
С первого взгляда в сюжетах иллюстраций А. Юфы нет и не может быть ничего привлекательного: вот старый двор-колодец, вот обычная сцена в метро, а вот доставщики в знакомой всем желтой формы несут заказы. Однако именно в этой простоте и кроется большая часть очарования изображений художницы: она с удивительной точностью вычленяет уют и спокойствие в окружающем мире и умело передает их в своих иллюстрациях.
Часто это проявляется в «забавности» ее иллюстраций: на картинке «Международный женский день» смешно смотрится целая ватага очень похожих и при этом очень разных женщин с одинаковыми «горящими» букетами. Однако художница не насмехается над этой сценой; она с любовью передает цветки мимозы, антураж метро, шапки и пальто женщин. Алиса Юфа просто указывает зрителю на случайно замеченную ей прелесть реальности, и разделяет с ним эмоции от нее.
Алиса Юфа / «Международный женский день» / 2017
Отрывок из мультфильма «Привет, бабульник!» (реж. Наталья Мирзоян, художник-поставновщик Алиса Юфа) / 2020
Алиса Юфа вообще умело сочетает знакомые всем россиянам детали и свой авторский взгляд на них. Она в одной иллюстрации может изобразить и желтые коробы доставщиков, и выходящего из кафе посетителя, и играющего с палкой ребенка, и добавить к этому всему яркий солнечный свет, объединяющий все происходящее в одну композицию и вызывающий ассоциации с теплом, уютом и весной.
Алиса Юфа / «Без названия» / 2022
Именно в этом заключается все «волшебство» сюжетов иллюстраций Алисы Юфы: в гармоничном сочетании повседневных и вечных мотивов.
Алиса Юфа / «Без названия» / 2015-2018
Некоторые поздние работы Алисы Юфы отличаются более глубокой и сложной тематикой. Они все еще изображают повседневные картины и ставят во главу угла передачу мимолетных ощущений от действительности, но в них реальность кажется уже не такой простой и уютной, как прежде. В иллюстрации «Гав?» (2021) мы видим уже знакомый нам мотив «хозяин — питомец», однако герои намеренно изображены маленькими на фоне огромных зеленых деревьев; такая композиция создаёт у зрителя ощущение величия природы, так, что герой (человек) кажется незначительным и маленьким существом по сравнению с вечным лесом, и даже пес не решается нарушить эту тишину своим лаем. Однако это не давит на зрителя, а парадоксально успокаивает.
Алиса Юфа / «Гав?» / 2021
Заключение
Уникальный стиль Алисы Юфы имеет ряд особенностей: гармоничный колорит, привлекательная в своей небрежности, мастерски отточенная техника исполнения, уникальная работа с пространством и композицией, запоминающаяся стилизация персонажей, и, конечно же, очаровательные житейские сюжеты. Все это в совокупности делает иллюстрации художницы атмосферными, живыми, глубокими, где-то воздушными, где-то приземленными, но всегда интересными для зрителя. Они многогранные, жизненные, динамичные, их хочется рассматривать, чтобы полнее ощутить исходящие от них эмоции и настроение. Именно за это любят и ценят творчество Алисы Юфы сотни людей по всему миру.
Отрывок из мультфильма «Привет, бабульник!» (реж. Наталья Мирзоян, художник-поставновщик Алиса Юфа) / 2020
Алиса Юфа // Издательство «Мелик-Пашаев» URL: https://melik-pashaev.ru/yufa-alisa/ (дата обращения: 19.11.2024).
Чегодаев А. Д. Русская графика. Рисунок. Эстамп. Книга. 1928—1940. М., 1971.
Блинов В. Русская детская книжка-картинка 1900—1941. М., 2005.
Алиса Юфа // Издательство «Миф» URL: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/authors/alisa-iufa/ (дата обращения: 19.11.2024).
Юфа, Алиса // Издательство «Самокат» URL: https://samokatbook.ru/izdatelstvo/illustrators/yufa-alisy/ (дата обращения: 19.11.2024).
Алиса Юфа // ВКонтакте URL: https://vk.com/alisa_yufa (дата обращения: 19.11.2024).
https://sun9-9.userapi.com/impg/WNshCitQ_RU0bagsRCm4hVvfh_ZB5jco3V3fEQ/S0jRy6cMHGk.jpg?size=1528x2160&quality=96&sign=b44b6e84e8a18d4d31b3bbbeed9d53ff&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://vk.com/video-73154028_456242181 (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-18.userapi.com/impf/c621926/v621926654/2ab83/M0unKZpmrrc.jpg?size=1448x2048&quality=96&sign=2efae004213f6a7ed96cb530e7864495&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-68.userapi.com/impf/c625618/v625618654/48855/YDNvfgiPREw.jpg?size=1536x2048&quality=96&sign=cc0b4b32ef0c57ed02fb6b2996efb2c7&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-79.userapi.com/impf/c627419/v627419654/2f2a0/oPMbrZezk3k.jpg?size=2560x1791&quality=96&sign=dfdf93665c8e66b871dedac5a5061f33&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-19.userapi.com/impf/c836230/v836230133/4b6b9/3en0VU-S8ak.jpg?size=1433x2160&quality=96&sign=476aacea17e7c4836e7382c99b727756&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-78.userapi.com/impg/wqvwjy2kWnnrYcwfeLOfoJJk_DjZsz1Vqrd2kw/rBf6Jqwtbo0.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=67c08951e527023b09f59870bc0ad300&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun1-83.userapi.com/impg/A72lsEeWDvPjfQHkqeyn4Ogw6bfyMx0H0dzPyA/S45afIBIDtI.jpg?size=1527x2160&quality=95&sign=ec8edd0a78712b35aa740185efe966ef&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun1-28.userapi.com/impg/E33dOhvuQuFkavOUvYstme5UpY3Ut4ndUO-KBw/XMsbEIGsAOA.jpg?size=1527x2160&quality=95&sign=1660157dcbfbf3e0f0f53aba7e193098&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
H3dDjjkRq5I.jpg (дата обращения: 19.11.2024)
OXcYpAuIReQ.jpg (дата обращения: 19.11.2024)
rJbL7jHYJg4.jpg (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-48.userapi.com/impf/c638916/v638916654/cc54/WmA2uc89-1U.jpg?size=1615x2160&quality=96&sign=8a8470dca6767b0a17ff50348a9c4a69&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-80.userapi.com/impf/c638616/v638616654/46873/kBCTrFPVDqM.jpg?size=1527x2160&quality=96&sign=5695d32709e0bc6c309998bba1bbcd78&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-38.userapi.com/impg/0T_ly_Vt58OEHbGAnr1l70qTKTnIOA1-8AxR6g/Vw7atXdAkNc.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=b857b368222c5d3ae382689fe200f7be&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-5.userapi.com/impg/U3UkkyPmqTcSgkTk784H6UePPponsHbkt5Iv8Q/Lry2nE_WJm8.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=855d2ed3fcff02328039ade7d6714988&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-29.userapi.com/impf/c638428/v638428654/19cf4/SQea9YZ7kT4.jpg?size=1637x2160&quality=96&sign=56f7c6f85427dedcf63c5afd3f1ffd34&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-77.userapi.com/impg/GrFCxT5I9WE1FQdVl7R3Ge-HJXIHSBxBMYgpDg/Ev8TptFEDdQ.jpg?size=1136x2160&quality=95&sign=b53f1893dfd611c102e4f8dbda0ef997&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-58.userapi.com/impg/VbAfaRVAIlaQ4UrCXkLWYX6lVD4WeMlNUS0EdA/dHKZrOE1i1Q.jpg?size=1531x2160&quality=95&sign=18a66eb5e7ffec68c1b65389bc26782e&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun1-28.userapi.com/impg/E33dOhvuQuFkavOUvYstme5UpY3Ut4ndUO-KBw/XMsbEIGsAOA.jpg?size=1527x2160&quality=95&sign=1660157dcbfbf3e0f0f53aba7e193098&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
Wy8Nnkp0qCA.jpg (дата обращения: 19.11.2024)
w4xgVNtCXEc.jpg (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-1.userapi.com/impf/c837720/v837720654/26679/FByp7-Jli7A.jpg?size=1240x1754&quality=96&sign=8284b0b4950c73711a0427142113b2a6&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-46.userapi.com/impf/c837720/v837720654/27c51/pCqEaD3Ty_s.jpg?size=1499x2160&quality=96&sign=ffa222a7ab20d8de80a487edc6811d9a&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-31.userapi.com/impg/ekPzmIwCsT45SYzOGShnIAF4pmnYzRZlwm9KpQ/c_cwpKgOG9c.jpg?size=1080x1307&quality=96&sign=b80f300998a9e99d5e8b20af40d05c73&type=album (дата обращения: 19.11.2024)
https://sun9-2.userapi.com/impg/BvaP0MWhNDzWi0DwFzdHtMDphhXKulIeLRpyAA/Ef7auIUnNeA.jpg?size=1080x1080&quality=96&sign=508ecd1f04787410da176acf8a0c2079&type=album (дата обращения: 19.11.2024)