Original size 1528x2160

Поэзия повседневности в иллюстрациях Алисы Юфы

PROTECT STATUS: not protected
15
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

«В детстве иногда случ­ались неправильные кн­иги. Без картинок. Совсем.­ Это было обидно, нес­праведливо, жестоко. Ведь я была уверенна: ­ книга должна быть с картинками! Каким злыднем должен ­быть издатель, выпуск­ающий слепые книги! Так что детская иллюстрация — это мой посильный вклад в борьбу со­ злом.» [1] - А. Юфа

Концепция

В последние годы российский книжный рынок переживает настоящий расцвет; десятки различных издательств почти сражаются за внимание читателя, используя для этого любые средства, в том числе визуальное сопровождение книг. Множество талантливых иллюстраторов работают над сотнями книгами ежегодно. Это создает уникальное полем для творчества, где разнообразие стилей и подходов порождает новые художественные направления. Однако среди иллюстраторов есть художники, которые особенно выделяются среди других. Алиса Юфа — одна из них.

Алиса Юфа (род. 1987) — художник-график и одна из самых известных и издаваемых иллюстраторов России. Она занимается живописью, графикой, иллюстрацией книг и мультипликацией, выступая в роли художника-постановщика. Также Алиса работает в Александринском театре и Театре эстрады имени Аркадия Райкина в Санкт-Петербурге как художник-постановщик. Она принимает участие в различных выставках, а ее произведения хранятся в частных коллекциях как в России, так и за границей. Иллюстрации Алисы Юфы печатаются издательствами «Самокат» («Само собой и вообще» (2017), «Просто праздник!» 2020, «Коты на ёлке» 2024 и т.д), «Поляндрия» («Амалия Коко де Нель в погоне за временем» 2023), «Росмэн» («Встретимся во сне»), «Миф» («Йети, камера, мотор!» 2022, серия книг «Как устроен город» 2023-н.в) и другие.

big
Original size 1280x720

Отрывок из мультфильма «Привет, бабульник!» (реж. Наталья Мирзоян, художник-поставновщик Алиса Юфа) / 2020

За более чем десять лет творчества Алиса Юфа выработала уникальный стиль, легко узнаваемый среди остальных современных иллюстраторов. Несмотря на необычность и самобытность его стиля, он прекрасно работает в различных проектах: сериях открыток, различных детских книгах, шуточных иллюстрациях. Я слежу за деятельностью А. Юфы несколько лет, и мне всегда было интересно понять, в чем заключается магия ее работ, которые нравятся почти всем; какие особенности ее уникального стиля делают ее иллюстрации такими привлекательными.

Для исследования тщательно отбирались наиболее характерные иллюстрации Алисы Юфы разных периодов ее творчества; главным критерием отбора была характерность, показательность ее стиля на каждой конкретной иллюстрации.

В исследовании работы Алисы Юфы структурированы не в хронологическом, а «смысловом» порядке: каждая следующая картинка углубляет понимание особенностей ее стиля.

Для наиболее полного погружения в тему было выбрано и исследовано несколько книг по иллюстрации, а также вся возможная информация о биографии А. Юфы, но в основном исследование строится на самостоятельном анализе иллюстраций.

Для написания исследования были поставлены два взаимосвязанных ключевых вопроса:

В чем особенности уникального стиля Алисы Юфа? И почему ее иллюстрации можно назвать «поэзией повседневности»?

Кроме того, перед написанием визуального исследования были поставлены цели работы: изучить работы Алисы Юфы разных лет и периодов и проанализировать основные черты ее стиля.

Вступление: в поисках стиля

Алиса Юфа — иллюстратор активный и довольно плодовитый. В интернете ее иллюстрации в ретроспективе можно отследить с сегодняшнего дня и вплоть до 2013 года. Несмотря на то, что с самого начала своего творческого пути в иллюстрации Алиса Юфа обладала своим взглядом на визуальное искусство, ранние ее работы все же отличаются пробой пера и активным поиском новой техники.

В ранних работах Алисы уже можно разглядеть черты ее будущего стиля и метода. К примеру, на иллюстрации «Мойва» (2014) техника отличается от того, что появится на более поздних работах: это простые линии на крафтовой бумаге, больше похожие на эскиз или набросок. Тут почти нет характерных Алисе цветных заливок (кроме нескольких белых элементов), неравномерная текстура бумаги используется в качестве их замены. Однако фигуры и их окружение изображены вполне в стиле художницы, как и тема этой иллюстрации, очень характерная для Алисы — передача моментов повседневности.

Original size 1448x2048

Алиса Юфа / «Мойва» / 2014

На иллюстрации с огородом (2014) появляются цветные заливки и общая небрежность картинки, однако изображению пока недостает всеобщей текстурности, да и цвета слишком повышены в насыщенности по сравнению с более поздними работами. А еще на этой иллюстрации появляются прототипы будущих постоянных спутников Алисы — характерные птицы с огромными клювами и длинными трехпалыми лапами.

Original size 1536x2048

Алиса Юфа / «Без названия» / 2014

На более поздней иллюстрации с торговым центром (2015) уже видны многие черты формирующегося стиля художницы: общий колорит, работа с текстурами, повседневный сюжет. Однако это изображение будто сделано несмелой рукой, которая еще не привыкла к новому стилю; в последующих работах Алиса Юфа раскроет потенциал своего стиля, подстраивая его под различные цели и умело экспериментируя с ним, при этом удивительным образом умудряясь сохранять его индивидуальность и узнаваемость.

Original size 2560x1791

Алиса Юфа / «Без названия» / 2015

Колорит

Одним из важнейших пунктов любого визуального искусства является цвет. Он влияет на зрителя первым, сразу, еще до того, как последний успеет разглядеть силуэты, формы и линии и понять смысловую нагрузку изображения.

Иллюстрации А. Юфы часто решены в ограниченной палитре: черный (или очень темный оттенок какого-либо цвета), белый (или очень светлый оттенок) и один-два цвета. Возможно, это следствие техники исполнения: графика не подразумевает обилия оттенков, которое обычно можно найти в живописи. Но более вероятно художница намеренно выбирает ограниченное колористическое решение: оно делает изображение лаконичным и простым, легким для восприятия, обладающим своей атмосферой.

Original size 1433x2160
Original size 3612x285

Алиса Юфа / «Без названия» / 2017

Часто выбранные цвета сочетаются друг с другом либо благодаря их близости на цветовом круге (например, на иллюстрации с кинотеатром два акцентных цвета — желтый и персиковый, близкие друг к другу оттенки) либо, наоборот, противоположному положению, так называемые хроматические пары (такое колористическое решение применено на иллюстрации с перекрестком).

При этом яркие цвета не всегда являются акцентными; иногда они наоборот кажутся цветом заливки «общих» мест, а белый и/или черный выделяют композиционный центр.

Original size 1444x2160
Original size 3612x286

Алиса Юфа / «Без названия» / 2020

Часто (однако не всегда) выбранные цвета являются акцентными. К примеру, на иллюстрациях с вечерним Санкт-Петербургом яркий оранжевый цвет выделяет композиционные центры изображений: ярко-освещенный подземный переход, коробы доставщиков или картины уличного художника. Однако даже в таком случае Алиса Юфа не боится использовать эти цвета и в других местах иллюстраций: улице вне перехода, фонарях, парапете. Это делает ее иллюстрации особенно гармоничными и сбалансированными, несмотря на маленькое количество использованных оттенков.

Original size 2503x1714
Original size 0x0

Алиса Юфа / «Без названия» / 2024

Однако художница не зацикливается на формуле «черный + белый + пара ярких цветов» и для некоторых проектов, таких как иллюстрации к книге «Искатели сокровищ» (2024), использует более яркие и насыщенные цвета, чем для большинства своих работ, а также более богатую цветовую палитру. Это помогает сделать ее иллюстрации более сказочными и живыми, однако одновременно с этим более простыми и универсальными.

Original size 3910x1714
Original size 3612x287

Алиса Юфа / Иллюстрации к книге «Искатели сокровищ» / 2023

Техника

Техника Алисы Юфы заслуживает отдельного внимания. Работая в основном традиционными материалами на бумаге или картоне, она умело «выжимает» из этого максимум: ее иллюстрации обладают своим очарованием, во многом благодаря их уникальной технике исполнения.

Иллюстрации А. Юфы можно условно разделить на две группы по основному материалу, который использовался для их создания. Первая — изображения, сделанные в основном красками. Вторя — картинки, выполненные стереотипно графическими материалами (пастелью, цветными карандашами, пером).

Иллюстрации из первой группы отличаются небрежностью и живостью исполнения. На них цвета часто перекрывают друг друга (из-за основного, «укрывистого» свойства гуаши, масла и других подобных материалов; это видно на иллюстрации «Туристы на площади искусств», где белые хлопья снега были «поставлены» поверх цветного фона), различные текстуры достигаются посредством использования разных кистей и разного количества воды или разбавителя (к примеру, деревья на той же иллюстрации явно сделаны плоской сухой кистью), а также довольно часто встречается «прозрачность» различных предметов (например, лавок или лица и ног героини).

Original size 1615x2160

Алиса Юфа / «Туристы на площади искусств» (из книги «Смотри, какой Петербург!») / 2016

Original size 3737x1714

Алиса Юфа / «Туристы на площади искусств» (из книги «Смотри, какой Петербург!») / 2016 (фрагменты)

Вторая, условно «графическая» группа, тоже имеет ряд характерных особенностей, появившихся из-за использующихся для их создания материалов. Первая особенность — использование цвета бумаги через; художница намеренно оставляет некоторые фрагменты бумаги нетронутыми, чтобы цвет листа работал в общей композиции. Например, в иллюстрации «Домой! Домой! Домой!» белым остается небо, из-за чего на нем выгодно смотрятся синие пятна облаков. Вторая особенность группы — создание различных текстур, например, через легкое нанесение масляной пастели так, чтобы она оставляла пустые места. В общем и целом, иллюстрации «графической» группы отличаются точностью изображения и относительной аккуратностью.

Original size 1527x2160

Алиса Юфа / «Домой! Домой! Домой!» / 2017

Original size 3737x1714

Алиса Юфа / «Домой! Домой! Домой!» / 2017 (фрагменты)

Пространство

Пространство на иллюстрациях А. Юфы решено по-своему и не подчиняется классическим правилам перспективы.

Original size 3862x1714

Алиса Юфа / «Без названия» / 2016-2018

Художница, получившая «классическое» академическое образование (она училась в Новосибирском государственном художественном училище на направлении «живопись» и в РГПУ Им. Герцена на направлении «изобразительное искусство»), умело искажает законы построения пространства для достижения желаемого эффекта. Дома на ее иллюстрациях могут как превращаться в плоские декорации (что делает изображения более стилизованными и плоскими, почти лубочными), так и, наоборот, подчиняться правилам перспективы (в таком случае пространство кажется зрителю более осязаемым и приземленным).

Original size 1637x2160

Алиса Юфа / «Без названия» / 2017

Кроме того, А. Юфа почти никогда не изображает на иллюстрациях тени; ее персонажи, дома и машины как бы бесплотно парят над полом, что еще сильнее отдаляет ее иллюстрации от реальности и делает их более сказочными.

Original size 1280x720

Отрывок из мультфильма «Привет, бабульник!» (реж. Наталья Мирзоян, художник-поставновщик Алиса Юфа) / 2020

Original size 3470x1714

Алиса Юфа / «Без названия» / 2024

Стилизация реальности

На удаление иллюстраций Алисы Юфы от реальности влияет и еще один важный фактор: стилизация персонажей. В ее изображениях часто именно человеческие фигуры являются композиционным центром, на них сосредотачивается внимание зрителя. И то, как их изображает художница, напрямую влияет на восприятие целой иллюстрации.

Original size 2560x2556

Алиса Юфа / из серии «Гав-гав гррррафика Алисы Юфа» / 2024

При изображении человеческих фигур художница мастерски совмещает черные линии (небрежные и вероятно сделанные тушью) и цветные пятна (как правило, текстурные). Обычно силуэты персонажей Алисы Юфа достаточно самостоятельны и выразительны и не нуждаются в «лайне», однако почти всегда художница уточняет линией черты лица своих героев, их пальцы и другие нюансы человеческой фигуры.

Original size 2058x1309

Алиса Юфа / Иллюстрации к книге «Искатели сокровищ» / 2023

А еще постоянными героями иллюстраций А. Юфы являются всегда одинаково изображаемые птицы: округлые формы их тел сочетаются с тонкими упрощенными лапками с тремя длинными пальцами на каждой, забавная стилизация голубей и других городских птиц, которых мы ежедневно встречаем на улицах.

Original size 1280x720

Отрывок из мультфильма «Привет, бабульник!» (реж. Наталья Мирзоян, художник-поставновщик Алиса Юфа) / 2020

Сюжеты

Сюжеты иллюстраций Алисы Юфа удивительны в своей простоте. Они очаровывают даже людей, далеких от искусства иллюстрации, чем-то притягивают взгляды зрителя и «уговаривают» рассмотреть их поближе. Конечно, часть их очарования заключена в их колорите, технике исполнения, пространстве и персонажах, однако очень важным остается и выбор художницей тем и мотивов для своих иллюстраций.

Original size 1240x1754

Алиса Юфа / «Без названия» / 2017

С первого взгляда в сюжетах иллюстраций А. Юфы нет и не может быть ничего привлекательного: вот старый двор-колодец, вот обычная сцена в метро, а вот доставщики в знакомой всем желтой формы несут заказы. Однако именно в этой простоте и кроется большая часть очарования изображений художницы: она с удивительной точностью вычленяет уют и спокойствие в окружающем мире и умело передает их в своих иллюстрациях.

Часто это проявляется в «забавности» ее иллюстраций: на картинке «Международный женский день» смешно смотрится целая ватага очень похожих и при этом очень разных женщин с одинаковыми «горящими» букетами. Однако художница не насмехается над этой сценой; она с любовью передает цветки мимозы, антураж метро, шапки и пальто женщин. Алиса Юфа просто указывает зрителю на случайно замеченную ей прелесть реальности, и разделяет с ним эмоции от нее.

Original size 1499x2160

Алиса Юфа / «Международный женский день» / 2017

Original size 1280x720

Отрывок из мультфильма «Привет, бабульник!» (реж. Наталья Мирзоян, художник-поставновщик Алиса Юфа) / 2020

Алиса Юфа вообще умело сочетает знакомые всем россиянам детали и свой авторский взгляд на них. Она в одной иллюстрации может изобразить и желтые коробы доставщиков, и выходящего из кафе посетителя, и играющего с палкой ребенка, и добавить к этому всему яркий солнечный свет, объединяющий все происходящее в одну композицию и вызывающий ассоциации с теплом, уютом и весной.

Original size 1528x2160

Алиса Юфа / «Без названия» / 2022

Именно в этом заключается все «волшебство» сюжетов иллюстраций Алисы Юфы: в гармоничном сочетании повседневных и вечных мотивов.

Original size 3988x2480

Алиса Юфа / «Без названия» / 2015-2018

Некоторые поздние работы Алисы Юфы отличаются более глубокой и сложной тематикой. Они все еще изображают повседневные картины и ставят во главу угла передачу мимолетных ощущений от действительности, но в них реальность кажется уже не такой простой и уютной, как прежде. В иллюстрации «Гав?» (2021) мы видим уже знакомый нам мотив «хозяин — питомец», однако герои намеренно изображены маленькими на фоне огромных зеленых деревьев; такая композиция создаёт у зрителя ощущение величия природы, так, что герой (человек) кажется незначительным и маленьким существом по сравнению с вечным лесом, и даже пес не решается нарушить эту тишину своим лаем. Однако это не давит на зрителя, а парадоксально успокаивает.

Original size 1630x2160

Алиса Юфа / «Гав?» / 2021

Заключение

Уникальный стиль Алисы Юфы имеет ряд особенностей: гармоничный колорит, привлекательная в своей небрежности, мастерски отточенная техника исполнения, уникальная работа с пространством и композицией, запоминающаяся стилизация персонажей, и, конечно же, очаровательные житейские сюжеты. Все это в совокупности делает иллюстрации художницы атмосферными, живыми, глубокими, где-то воздушными, где-то приземленными, но всегда интересными для зрителя. Они многогранные, жизненные, динамичные, их хочется рассматривать, чтобы полнее ощутить исходящие от них эмоции и настроение. Именно за это любят и ценят творчество Алисы Юфы сотни людей по всему миру.

Original size 692x388

Отрывок из мультфильма «Привет, бабульник!» (реж. Наталья Мирзоян, художник-поставновщик Алиса Юфа) / 2020

Bibliography
Show
1.

Алиса Юфа // Издательство «Мелик-Пашаев» URL: https://melik-pashaev.ru/yufa-alisa/ (дата обращения: 19.11.2024).

2.

Чегодаев А. Д. Русская графика. Рисунок. Эстамп. Книга. 1928—1940. М., 1971.

3.

Блинов В. Русская детская книжка-картинка 1900—1941. М., 2005.

4.

Алиса Юфа // Издательство «Миф» URL: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/authors/alisa-iufa/ (дата обращения: 19.11.2024).

5.

Юфа, Алиса // Издательство «Самокат» URL: https://samokatbook.ru/izdatelstvo/illustrators/yufa-alisy/ (дата обращения: 19.11.2024).

6.

Алиса Юфа // ВКонтакте URL: https://vk.com/alisa_yufa (дата обращения: 19.11.2024).

Image sources
Show
1.2.

https://vk.com/video-73154028_456242181 (дата обращения: 19.11.2024)

3.4.5.6.7.8.9.10.

H3dDjjkRq5I.jpg (дата обращения: 19.11.2024)

11.

OXcYpAuIReQ.jpg (дата обращения: 19.11.2024)

12.

rJbL7jHYJg4.jpg (дата обращения: 19.11.2024)

13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.

Wy8Nnkp0qCA.jpg (дата обращения: 19.11.2024)

23.

w4xgVNtCXEc.jpg (дата обращения: 19.11.2024)

24.25.26.27.28.
Поэзия повседневности в иллюстрациях Алисы Юфы
15