Original size 1754x2481

Конференция «Комикс и анимация. Вызовы и перспективы в новой реальности»

219

24 октября с 18:00 до 22:00 в пространстве CREATIVE HUB прошла конференция, посвященная миру комикса и анимации. Организаторами конференции выступили направления «Анимация и иллюстрация» и «Комикс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ и комикс-сообщество.

В рамках TED-сессии послушали, как эксперты видят развитие комикса и анимации, какие материалы и инструменты сегодня используют. Продолжила конференцию дискуссия «Независимые издательства комиксов в России: вызовы и перспективы», на которой выступили представители издательств Alpaca и магазина комиксов BWComics.

big
Original size 2000x1335

«Несмотря на меняющиеся условия, комиксы в России продолжают пользоваться спросом. Издательства пытаются переориентироваться, а авторы ищут новые темы и пространства. Цель нашей конференции — зафиксировать нынешнюю ситуацию и найти здоровые перспективы развития комикса и анимации в России», — говорит Василий Кистяковский, куратор профиля магистратуры «Иллюстрация и комикс» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

big
Original size 2000x1335

Первым в TED-сессии выступил с докладом «Выжить несмотря на… Опыт художника комикса 90-х» Алексей Иорш, художник, преподаватель курсов «Теория и история комикса» и «История японской манги» в Школе дизайна НИУ ВШЭ.

Алексей представил фотографии с их первой презентации комикс-студии «Ком». По словам Алексея, костяк студии «Ком» составили те, кто действительно хотел работать в прессе и печатать комиксы. Поэтому был широкий разброс стилистик. Известный ныне всем Аскольд Акишин и тогда любил рисовать комиксы нуарного плана. Евгений Жигунов был в студии «Ком» недолго, затем стал довольно известным художником в Бельгии. Игорь Колгарев рисовал смешные комиксы про снеговиков, а впоследствии стал одним из основателей издательства христианских комиксов Amencomics.

Original size 2000x1335

«А я как был, так и остался карикатуристом и любителем андеграундного комикса, благо, я не настолько хорошо рисовал, чтобы делать коммерческие работы».

Original size 1920x1045

В 1990 году студия издаёт 4 сборника, среди которых: «Прорыв», «Некрополис», «Компания», «КОМпозиция». Один из первых сборников — «Прорыв» с обложкой от Аскольда Акишина.

«Мы часто ездили на День Бородино — международный военно-исторический фестиваль. Тогда это не было каким-то политическим высказыванием: те же самые люди ходили на панк-концерты, те же самые люди ходили на Бородино, те же самые люди рисовали комиксы, те же самые люди играли рок-н-ролл».

Original size 1920x1045

«Самое главное, что можно сделать в тяжелые времена, когда вам не сулит блестящая карьера и издательства вас особо не замечают, — объединяться и общаться между собой, показывать друг другу свою работу, хотя бы внутри своего небольшого коллектива».

Затем выступила Валерия Чуйкова, преподаватель мастерской «Махловка», руководитель проекта «Сом в летнюю ночь», преподаватель сценарного мастерства в Школе Дизайна НИУ ВШЭ. Ее доклад назывался «Комикс как сценарий: как опыт драматургии переносится на визуальные истории», и Валерия проиллюстрировала свое выступление комикс-презентацией.

Original size 2000x1335

«В комиксе можно рисовать что угодно и о чем угодно».

Original size 1920x1045

Валерия начала свой рассказ с Жоржа Польти и одной из ключевых задач современной драматургии. Жорж Польти предположил, что всего есть 36 классических сюжетов в драматургии, и существует миф, что никто не способен придумать новый сюжет. Наряду с ним существует и другой миф, что всегда можно придумать нового героя. Как совместить эти два противоречия — вот вопрос современной драматургии, в том числе комикса.

В пример того, что драматургия развивалась человекоцентрично, Валерия приводит наскальные рисунки, которые тоже своего рода комиксы, они были про людей, про животных, про момент встречи людей с животными. А в комиксе можно идти совсем другими путями, и героем может быть не только человек.

«В драматургии есть закон, который звучит так: чтобы всё работало, у нас есть два пути — создать обычного героя и поместить его в необычные обстоятельства или поместить необычного героя в обычные обстоятельства. Поэтому у нас работает Гарри Поттер и Форест Гамп. В комиксе же драматургия эволюционирует так, что у нас могут быть необычные герои в необычных обстоятельствах».

Original size 1920x1045

Комикс, в отличие от игрового кино, устроен иначе. Когда мы видим диалог, который визуализирован, он сразу выглядит гораздо интереснее. В комиксе каждая страничка, которую мы переворачиваем, должна создавать интригу, и каждый раз этих неожиданных поворотов в истории становится больше, и комикс нам позволяет делать что-то неординарное.

Валерия считает, что в медиуме комикса в центре вселенной — визуальная метафора, которая может раскрываться в самом неожиданном образе, и путь героя не обязательно должен проходить по Кэмпбеллу. Мы можем сами изобретать эти визуальные пути.

«Комикс — это большая степень условности, потому что в нем есть большая степень свободы».

Original size 1920x1045

Александра Латышева-Галеева занимается продюсированием образовательных проектов и ведет курс по выбору, который называется «Анализ комиксов в контексте трансмедийного сторителлинга». В Институте медиа две образовательные программы — это журналистика и медиакоммуникации. У медиакоммуникаций есть четыре трека. Первый — это продюсерский трек, второй — сценарный сторителлинг, третий — технология медиа и четвертый — media studies. На курсе Александра рассказывает, какие есть школы комикса, какие внутри них направления, какие есть художники, как вообще в этом начать разбираться. Этот курс вызывает огромный интерес студентов и растет лояльность к комиксу, более того сами студенты хотят создавать комиксы.

Original size 2000x1335

«Самый классный студент на входе для меня — это человек, который, может быть, когда-то комиксы в руках держал, но сейчас он их не читает, однако видит, что его друзья читают комиксы, выходят фильмы по комиксам, это какая-то растущая индустрия, но при этом он совершенно не понимает, как к нее войти».

Александра сейчас работает над книгой про историю комикса для издательства «Искусство XXI века».

В прошлом году Александра со студентами реализовали проект веб-комикса для поступающих в Вышку, где приёмная комиссия выступила в качестве заказчика. У них была команда из продюсера, сценариста и художника, которые сделали эту серию веб-комиксов, её можно было видеть этим летом в telegram-каналах Вышки.

Original size 1920x1045

Владимир Апёнов, владелец магазина комиксов BWComics, продюсер программы комиксов книжного фестиваля «ЛитераТула», куратор проекта «Школа комиксов на Октаве», представил доклад «Комикс за пределами мегаполиса. Превращение субкультуры в культуру».

Владимир Апёнов открыл магазин комиксов в 2012 году, когда комиксов на русском языке было мало и они занимали две полки в магазине. В магазин привозят все комиксы, без предрассудков и предпочтений, и торгуют только лицензионными вариантами.

Владимир был одним из организаторов книжного фестиваля «ЛитераТула», который ежегодно проводился в Туле с 2016 года. Несмотря на то, что это был книжный фестиваль, комиксы там занимали равноценное с классической литературой место. В 2022 году фестиваль «ЛитераТула» был закрыт «до лучших времен».

Original size 2000x1335

«Основная проблема в регионах — это непринятие комикса как культурной единицы, поэтому он застрял между поп-культурой и субкультурой. Поп-культура предполагает, что комикс обслуживает ваши хайповые интересы. То есть выходит фильм, вы приобщаетесь к фильму и идете за комиксами. А субкультура предполагает, что все люди, которые интересуются комиксом, отделяют его от любого другого вида искусства — кино, большой литературы, театра, оперы и прочего».

Original size 1280x854

Фестиваль «ЛитераТула»

По словам Владимира, внутри «комикс-тусовки» все друг друга поддерживают: «Ребята делают зины, мы их продаем. Ребята рисуют мерч, мы как-то с ним работаем. У нас есть комикс-клуб, где мы обсуждаем всякие задротские и не очень комиксы. У нас есть школа комиксов, в которой я веду „Историю комиксов“, а коллеги учат раскадровкам».

«Когда ты живешь в маленьком городе, то если ты что-то не сделал сам, за тебя это либо кто-то плохо сделает, либо не сделает вообще. Моя задача, как человека, который пытается что-то делать с комиксами в Туле, сделать так, чтобы это превратилось в культуру, чтобы люди стали бы воспринимать комикс точно так же, как любое другое искусство».

Юлия Блюхер, руководитель направления «Комикс», куратор специализации «Иллюстрация», рассказала про функционал комикса и ответила на вопрос, как стать нужными и полезными не в субкультуре, а в популярной культуре: как решать задачи и помогать в обучении.

В образовательной литературе важно структурирование информации: разделение понятий, разбивание их на отдельные фреймы. Это напоминает мнемотехнику. И именно этот потенциал комикса и вообще работы с визуальной информацией, по мнению Юлии, мы должны использовать сегодня.

Original size 2000x1335
Original size 1227x808

Альманах «Звездная пыль», Издательство «Кит» Елизавета Копай-Гора, куратор ШД НИУ ВШЭ

«Мы берем классический текст, литературное произведение, научную статью и разбиваем ее на ту часть информации, которую может доносить картинка, и на ту часть информации, которую может доносить текст. Что происходит с нами, когда мы видим этот разворот? Создается лакуна, пространство между картинкой и текстом, которое каждый человек — ребенок, студент или взрослый — может осмыслить самостоятельно».

Original size 1356x733

«Как стать бактерией?» веб-комикс основанный на материале научной статьи, Мария Степанок, студентка направления Комикс ШД НИУ ВШЭ

Далее Юлия привела примеры использования комикса в точных науках — учебник химии в комиксах Ларри Гонника, «Занимательная информатика. Криптография. Манга», альманах «Звездная пыль», в котором с помощью комикса рассказываются какие-то совершенно понятные, точные вещи, проект Брайана Бойда «Grammarman», где учитель из Таиланда придумал восхитительного супергероя, который помогает справляться с трудностями языка.

В комиксе или в учебных материалах можно разместить QR-код, ведущий на страницу с дополнительными материалами, с онлайн-тестами и аудиоуроками, или с чем-то еще.

Original size 1366x781

«Этикет» веб-комикс основанный на материале научной статьи, Анна Белышева, студентка направления Комикс ШД НИУ ВШЭ

«Для меня инструментарий комикса гораздо более интересен в подобного типа литературе, чем в просто нарративе, потому что здесь есть какая-то еще информация, какое-то ощущение не зря проведенного времени и при этом непотерянный интерес».

Андрей Дроздов, библиотекарь и руководитель комикс-центра Smart библиотеки им. Анны Ахматовой, рассказал, как создать библиотеку комиксов и как с ней работать. Андрей придумал и реализовал проект «Соберем библиотеку комиксов»: любой мой подарить библиотеке свои комиксы или сделать взнос, на который потом закупают комиксы в фонд библиотеки.

«Я работаю в бюджетном учреждении, в котором есть определенный регламент, где заложена цена на покупку книги. И ты не можешь купить комиксы по той цене, по которой они продаются, просто потому что нет бюджета. И его тебе никто не купит, это не федеральная библиотека. И хочешь сделать библиотеку комиксов, сделай ее сам».

Original size 2000x1335

«Самый популярный комикс в нашей библиотеке — это „Дневник Анны Франк“. Он выдан свыше 560 раз. Было куплено уже мною 6 экземпляров. Они все порваны, они все перечитаны. Эта девочка затоптала своими маленькими сандальками и Человека-паука, и Халка».

После этого Андрей, на 130-летний юбилей Анны Ахматовой, запустил серию графических романов «Поэты Серебряного века ― в комиксах» и занялся выпуском комиксов, написанием сценариев, созданием историй, поиском художников. И впервые в истории российских библиотек комиксовые книги, выпущенные в федеральной библиотеке, стали продаваться по всей России и по всему миру. Художником-иллюстратором серии стал Аскольд Акишин.

Original size 1920x1045

«Графический роман „Маяковский. Как делать стихи“ — это самая массивная моя работа, которой я когда-либо занимался. Во-первых, я участвовал в создании сценария. Во-вторых, я обзвонил 50 художников по всему миру от Америки до Японии и договорился с ними, чтобы они нарисовали альтернативные обложки. И мы поставили абсолютный рекорд — 14 магазинов комиксов в России заказали книги с дополнительными обложками на свой выбор. И благодаря этому комикс продался очень быстро. А обложка от художника Джо Филлипса, который работал с Marvel и DC, была распродана за рекордный срок для российского комикса — за 15 секунд».

Марина Сазоненко, руководитель выставочных проектов ЦТИ «Фабрика» и педагог, рассказала про детскую литературу советского периода как основу детских творческих программ.

Исследование Марины — визуальная репрезентация гендерных образов в детских журналах советского периода. Марина смотрела, как в детских журналах меняется отношение к играм для мальчиков и как репрезентируются гендерные роли. И особый интерес представляло то, что обычно находилось в конце журнала — это «вырезалки», небольшие рисованные картинки.

По мотивам своего исследования Марина сделала выставку «Гендер. Ножницы. Бумага», в которой как раз на основе бумажных игр проследила, как гендерная политика советского государства менялась с 1920-х до 1930-х годов. В начале 1930-х годов появляется очень много рисованных историй, а позже, в 1950-х, появляется журнал «Веселые картинки», в котором было очень мало текста и много рисунков, из-за чего он рассматривался как журнал для очень маленьких детей.

Original size 2000x1335
Original size 1920x516

«У меня возникла идея сделать курс для детей по бумажному творчеству. И так я оказалась в Некрасовке и в библиотеке ЮЗАО с этим курсом. Затем я сделала передвижной вариант этой выставки».

Original size 1920x795

«Выставка „Войти и разрешить“ на ЦСИ „Фабрика“ стала точкой сбора, где мы проводили мастер-классы в коллаборации с художниками. Екатерина Козейкина занимается, например, поп-ап-книгой, Яна Кульшова — комиксом. И мы хотели объединить эту историческую составляющую, чтобы не только детям, а и родителям было интересно узнать, что же было в творчестве в советский период. Мы старались объединить комикс и конструирование из бумаги».

Original size 2000x1335

Дискуссия «Независимые издательства комиксов в России: вызовы и перспективы»

Дискуссия началась с вопроса Василия Кистяковского о том, как за последние три года поменялась работа издательств и книжных магазинов и как живется комиксному издательству в России 2023 года.

«С уходом из России компаний крупных медиахолдингов вроде Disney, Warner Brothers и их медиаподдержки интерес к комиксам, входящим в их Вселенную, стремительно падает. Тем временем интерес к манге неуклонно растет последние лет 20. Азиатский контент, условно объединяющийся в китайское, корейское, японское превалирует и доминирует на рынке уже очень и очень заметно. Если отобрать ТОП-50, туда, помимо манги, попадет разве что Федор Нечитайло, русский комиксист, которого мы издаем последние годы четыре», — говорит Максим Федюшкин.

Original size 2000x1335

Разговор зашел и о французских комиксистах: «Мы общаемся и издаем время от времени французских комиксистов. Французы никогда не переставали с нами работать. К сожалению, французские комиксы до сих пор недостаточно популярны, а я всех призываю обратить на них внимание, у них огромный рынок. Манга во франко-бельгийском сегменте настолько популярна, что там есть местные авторы манги и поджанр, который называется мангфра. Кстати, Last Man выходит в России, и это, наверное, ТОП-3 из французской манги».

«Если условный Marvel к нам вряд ли в ближайшее время вернется, потому что для огромной корпорации Disney мы крошечный рынок, то все независимые издательства из США с нами прекрасно общаются».

Original size 2000x1242

Спикеры видят перспективу руманги, потому что есть огромный интерес к азиатской культуре и благодаря росту нового поколения художников и художниц такого контента будет больше. Издательствам было бы интересно работать с российскими комиксами в любом направлении, не важно, как именно они себя позиционируют.

Владимир Апёнов предположил, что комиксы для детей 7-12 лет — сегмент, где больше всего фанатов, а всё остальное, включая мангу, очень привязано к тенденциям на поп-культурном рынке.

Выступающие поделились, что регулярно ходят на маркеты («Гнездо», «Хокку» и другие) и наблюдают, что практически никто не делает именно комиксы: на 250 стендов можно встретить 2-3 зина нарисованных комиксов. А фестивалях по типу «Комикона» авторы андеграудных комиксов могли продать по несколько сотен экземпляров за день.

Максим Федюшкин про российский комикс: «Бум русского комикса создала „КомФедерация“ в 2018 году, тогда мы продавали по 100-200 штук комиксов. Мы продали 180 тысяч книг первого тома Федора Нечитайло, 150 тысяч — второго. У нас есть Маша Протас, которая рисовала в свой паблик на протяжении многих лет прекрасный комикс „Дешево и сердито“. И в какой-то момент мы начали работать вместе, и теперь мы стабильно допечатываем каждый из её трех томов раз в несколько месяцев по несколько тысяч экземпляров. При этом у читателей есть возможность абсолютно бесплатно с ним ознакомиться в интернете».

Original size 2000x1350

Максим Федюшкин: «Мы стараемся находить новых авторов и пытаемся их продвигать. Буквально пару недель назад мы запустили серию комиксов „Своя волна“. Мы начали, правда, с козырей. Пошли в „Шкя“, там выпустили комикс с Евой Морозовой. В серии также есть комиксы от Насти Жук, Ани Рыжовой (она же Нюшанчел) и Лауры».

В магазинах по типу «Лабиринта» и «Читай-города» все зависит от усилий издателя и усилий авторов, которые сами себя рекламируют, а магазин комиксов — это такая единица, где все зависит от тех, кто там работает, и того, как они контактируют с аудиторией, и с издателями.

Участники дискуссии видят перспективы в том, что сейчас на рынок вышли крупнейшие игроки: МТС со «Строками» и Яндекс с «Букмейтом». Комикс может быть причиной выразить поддержку автору. И чем больше площадок для масштабирования, тем лучше всем.

Максим Федюшкин: «Мы не очень пока широко представлены на цифровых платформах, но я думаю, все последующие наши лицензии будут там. Я не вижу никакой особой угрозы для печатных изданий. У нас в принципе книги всегда были достаточно дорогие, и очень часто их покупают, уже зная, что они берут. Очень многие читали пиратские версии книг и потом купили себе это на полку. Плюс эти компании вкладываются в промо, что опять же нам на руку и художникам тоже».

Относительно перспектив российского рынка комиксов в ближайшие 2-3 года Максим настроен оптимистично, и у издательства есть горизонт планирования на пару-тройку лет вперед, а вот Владимиру приходится перестраиваться, чтобы обезопасить магазин от стихийных рисков.

«Я много работаю с библиотеками. Например, несколько тульских библиотек покупают у нас комиксы, потому что они не знают, как собрать фонд. А я собираю им фонд. Это помогает мне не думать о том, сколько человек сегодня пришло ко мне в магазин. И я стараюсь выстроить структуру, в которой есть и образование, и самообразование, и DIY, и продажи, и так далее. Это непросто, но это то, чем я планирую заниматься в ближайшее время», — говорит Владимир Апёнов.

Original size 2000x1296

Гости задавали спикерам много вопросов касательно децентрализации комиксного комьюнити и того, как молодым авторам предлагать свои комиксы издательствам, как сохранить авторское право на персонажа, какой формат комиксов самый перспективный, почему манга стала дороже и какой вайб у российского комикса.

«Когда к нам поступают какие-то идеи, самыми перспективными кажутся небольшие комиксы страниц на 100, то есть какая-нибудь законченная история. С 20-страничными комиксами или периодическими изданиями сложно работать — если у вас нет аудитории, то купив первый выпуск, они могут не вернуться за вторым. Законченная история позволяет этот фактор исключить, но вы можете писать историю так, что она оставляет возможность продолжения».

«Если нам не понравится ваш комикс, самое страшное, что вы от нас услышите, что мы не заинтересованы в издании. А может быть, именно вам мы ответим и предложим с нами поработать».

Цены на комиксы объяснили затратами, которые растут быстрее, чем цены на мангу. И удерживая цены, издательство теряет в рентабельности. В России нет производства нормальной бумаги и химикатов для ее обработки, и это сейчас вызывает много трудностей.

Original size 2000x1285

ТОП-3 манги по мнению участников дискуссии

Владимир Апёнов: «Пинг-понг» Тайо Мацумото «One Piece» Эйитиро Ода «Летящая душа» Дайскэ Игараси

Максим Федюшкин: «Sunny» Тайо Мацумото «BECK. Восточная Ударная Группа» Сакуиси Харольд

Василий Кистяковский: «Коты Лувра» Тайо Мацумото «Одинокий волк и волчонок» Кадзуо Коикэ, Госэки Кодзима «Walking Man» Аруко Хито «Stargazing Dog» Такаси Мураками «20th Century Boy» Наоки Урасава

Что касается детских комиксов, то почти все детские комиксы в России издаются в МИФе. И самые популярные — это «Эмиль и Марго». Еще есть Александр Уткин с проектом «Сказки Гамаюн» и его совместный со Стивеном Десбергом комикс «Неживые», который издали в издательстве «Пешком в Историю». И обе книги серии «Ариоль» от «Карьеры Пресс», «Улыбка» Рейны Тельгемаер.

Участники дискуссии посоветовали делать детские комиксы цветными и не агрессивными для родителей, потому что для ребенка выбирает родитель, и важно, чтобы его не отталкивали картинки.

Владимир Апёнов: «Если говорить про популярный комикс, то сейчас он у нас строится не на сюжетах, а на архетипах. Так же устроены популярные манги, это позволяет быстро собрать конструктор-портрет комикса и наслаждаться тем, как автор использует эти архетипы. А вот именно сюжетные комиксы с интригами у нас сейчас, на мой взгляд, практически отсутствуют».

Original size 2000x1299

Максим Федюшкин: «Мне кажется, что рановато пока говорить о каком-то лице русского комикса, в отличие от американского, французского и японского рынка комиксов. Наш еще слишком молод, чтобы обрести какие-то общие черты. Пока это выглядит, как попытки сделать свой ответ супергеройским вселенным, попытки сделать свою мангу, свои вебтуны, как у корейцев и китайцев. У других рынков фора лет в 60 минимум, так что еще успеем».

Коллеги поделились, что сложно сейчас найти специфического переводчика, а найти верстальщика практически нереально. Так же есть нехватка хороших редакторов, поэтому вакансий для квалифицированных специалистов в сфере комикса много.

Закончили дискуссию следующим вопросом из зала и ответом Василия Кистяковского:

Что будет с миром, какая будет реакция, какие будут настроения после окончания комикса One Piece?

«Когда-то в 2006 году я пришел работать в издательство. Я, как и многие, случайно влип в комикс. И мне не очень нравилось то, чем я занимался. В частности я отвечал на письма детей. И письма этих детей привозили реально пакетами. И в какой-то момент я уже готов был все это бросить и уйти. Но открывая одно письмо, я увидел, что это письмо из Чечни, из какого-то горного села. Из Чечни, которая пережила еще недавно много всего страшного. И ребенка, который мне прислал это письмо и рисунок Росомахи, волновал один из типологически вечных вопросов, которые я получал — какой длины когти у Росомахи? И в этот момент я понял, что если этого ребенка в этот момент в этом чеченском селе волнует, какой длины когти у Росомахи, и этого достаточно, чтобы написать письмо и отправить его неизвестно кому в Москву, то комиксы — невероятно крутая вещь».

Мероприятие прошло 24 октября с 18:00 до 22:00 в пространстве CREATIVE HUB.

Подробнее об этом и других событиях, проходящих на площадке CREATIVE HUB, можно прочесть на сайте creative.hse.ru

Конференция «Комикс и анимация. Вызовы и перспективы в новой реальности»
219