Original size 1140x1600

Как «Притворяться — значит лгать» исследует тему памяти

99
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

«Притворятся — значит лгать» автобиографический комикс бельгийской художницы Доминик Гобле, где она исследует важные для себя темы: семья, отношения, материнство. Удивительно, что работа над комиксом продолжалась на протяжении двенадцати лет, начиная с 1995 года. Это совершенно не значит, что авторка безвылазно сидела в своей студии и все дни тратила на создание точно выверенного шедевра. Все началось с первой главы, а после автобиография откладывалась и откладывалась, ведь параллельно находились и другие увлекательные проекты. Так, первоначальная задумка, где Гобле больше сосредотачивалась на семейной проблематике своей работы, начинала обрастать новыми сюжетными линиями.

Еще до создания «Притворятся — значит лгать» Доминик волновала взаимосвязь автобиографического и вымышленного внутри произведения, так в своей предыдущей работе «Memory of a Perfect Day», к истории придуманного персонажа (но с взятым именем реального человека) она добавляет собственные переживания о смерти отца. И впоследствии Гобле продолжает эту тему в одной из своих последующих работ — «Chronographie». «Chronographie» — это сборник, где мать (Доминик Гобле) и дочь (Никита) рисовали друг друга раз в две недели, в течение десяти лет. Здесь автобиографичность приобретает личный, даже интимный характер, бессловесно выражая изменения, которые видят друг в друге самые близкие люди.

Как выглядит привычная читателю автобиография? Это взгляд автора свысока на себя из прошлого, а события, что важно, расставлены хронологически верно, создавая ощущение максимальной документальности и фактичности. Но это точно не про «Притворятся — значит лгать», на самом деле, Доминик Гобле ищет, как она говорила на выступлении для International Comics Arts Forum, свою собственную правду. Для этого она обращается к собственной памяти, личным воспоминаниям.

Но «Притворятся — значит лгать» особенно выделяется не только среди работ Гобле, но и среди других автобиографичных произведений. Я считаю, что Доминик Гобле в своей автобиографии смогла максимально приблизиться к ощущению и визуализации памяти. Сам комикс работает словно память человека — самой Доминики, куда нам, как читателям, удалось попасть. Иногда я буду обращаться к книге Дэвида Лоуэнталя «Прошлое — чужая страна», поскольку в одной из глав он детально рассматривает личную память.

«Таким образом, автобиография — это „описание человеком того, что его предшествующие Я сочли достойным запоминания“, результат диалектической игры „нынешнего и прошлого Я, в результате которой изменились и то, и другое“ — Дэвид Лоуэнталь, „Прошлое — чужая страна“.

Сначала будет рассматриваться совершенно запутанная хронология внутри комикса, сюжет и то, каким вообще образом такие разные эпизоды оказываются связаны между собой, почему в памяти Гобле эти события взаимно переходят друг в друга. В подразделе «Специфика воспоминаний» я обращаю внимание на маленькие детали, которые помогают в полной мере воссоздать для читателя опыт воспоминаний. А в конце, находится взаимосвязь между определенными воспоминаниями и их визуальными решениями, почему, например, детство и вся история отношений с партнером Гобле рисует в едином стиле.

Повествование

«Образы памяти редко бывают последовательными. Мы располагаем воспоминаемые события, скорее, по ассоциации, нежели методично движемся во времени вперед или назад» — Дэвид Лоуэнталь, «Прошлое — чужая страна».

Хронология

Комикс позволяет взглянуть на память как на структуру, существующую не только в прошлом, но и в настоящем, используя её странную ненадежную природу, случайность, осколочность как нарративный прием. Именно поэтому оригинальный нарратив Доминик такой обрывочный, словно хаотичный. Не ограничивая себя строгими хронологическими рамками, Гобле позволяет себе и своим воспоминаниям затейливо переплетаться, они связаны эмоционально, ассоциативно, неосознанно. Так, посередине разговора глава может резко оборваться и перейти к следующей, с совершенно другой истории. Такой подход к рассказу истории может запутать, но в этом и есть прелесть «Притворятся — значит лгать».

Ниже, есть два графика, для наглядного понимания того, как строит свой нарратив Доминик Гобле. На первом экране главы расставлены хронологично относительно друг друга. На втором то, как главы оригинально идут в книге. Интересно, что статичным все равно остается вступление (начало всей истории) и конец, только события внутри перемешиваются между собой образуя затейливый калейдоскоп воспоминаний и образов.

Далее, я буду рассматривать сюжет по логике первого изображения.

Original size 4378x2480

Хронологически логичное расположение глав внутри «Pretending is lying»

Original size 4378x2480

Авторская хронология расположение глав внутри «Pretending is lying»

Сюжет

В данном разделе, для удобства и лучшего понимания, рассмотрим сюжет сначала в хронологическом порядке, чтобы впоследствии перенести увиденное на ту очередность, которую предлагает сама авторка.

Первая главная линия в комиксе — взаимоотношения Доминик со своей матерью и отцом. Во вступлении показана милая семейная сцена, где маленькая Доминик падает и рвет свои колготки. Огорчению и обиде ребенка нет предела, особенно расстраивают дырки на колготках. Но мама обещает исправить ситуацию и волшебным образом на девочке оказываются уже целые колготки. Чудеса! Но в последнем фрейме видно, что на самом деле мать просто одела колготки на Доминик другой стороной. Здесь закрепляется первое впечатление от мамы — добрая, спокойная, любящая.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

В третьей главе продолжается линия детства главной героини. Маленькая Доминик, уставшая от всех своих игр, не знает чем заняться. Мать, в начале, терпеливо пытается занять девочку, но, как любой ребенок, Доминик начинает капризничать. Опустошенная своей несчастливой жизнью, мать срывается на дочери и в наказание отводит ее на чердак, где привязывает руки ребенка. Ссора и последующее наказание проходит на фоне кричащего телевизора, которым полностью поглощен отец. Его больше тревожит показанная авария, а не крики своей жены и дочери, все, что это занимает — это мечты о том, как бы он мог героически спасти водителя. 
Вспышка агрессии проходит и мать пытается успокоить свою плачущую дочь, вновь превращаясь из тирана в маму-волшебницу.

Теперь первое и последующее впечатление от матери Доминик вызывает диссонанс. Все-таки, кто она? Любящий родитель или страшный в своем гневе абьюзер? Правда Доминик в том, что и то и другое, все это — ее мать.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Перед читателем появляется уже взрослая Доминик, которая идет за руку со своей дочкой. Оказывается, она (Доминик) не виделась с отцом уже четыре года, из-за его алкоголизма. Также, мы узнаем, что отец ни разу не видел свою внучку — Никите только только должно исполнится четыре. Здесь впервые изображается хоть какое-то взаимодействие отца и дочери, но все в итоге заканчивается ссорой на тему родительства. Доминик безрезультатно пытается донести то, что элементарный уход за собственным ребенком — это не подвиг. Обед заканчивается очередным скандалом, когда Сесиль, новая партнерка отца главной героини, устраивает истерику и даже пытается забрать Никиту у матери. Финал этого эпизода происходит в машине, где отец хвастается машиной, совершенно позабыв по только что развернувшейся сценой. Он снова предпочитает игнорировать происходящее.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

В своих взаимоотношениях с родителями Доминик мучает их абсолютно человеческая дуальность. Отец — пожарный, который на службе спасает множество человеческих жизней, пропускает необходимость помочь собственной дочери из-за пьянства и избегания реальности. Нездоровый эскапизм и постоянные мечты о том, какой он великий пожарный, не дают отцу героини предотвратить бытовое насилие.

Особенно сложным было выразить всю гамму чувств по отношению к матери (которую, кстати, Гобле благодарит в самом конце книги), с одной стороны безумная любовь за проведенное с ней время, с другой — тирания и абьюз. В этих главах читатель наблюдает за абсолютно дисфункциональной семьей и ребенком, который вынужден терпеть все это.

Вторая важная линия — отношения Доминики и её партнера (фактически, этот персонаж — Ги-Марк Энан, но в самом комиксе к нему ни разу не обращаются по имени. Поэтому, я придерживаюсь канону комикса). Сама Доминик называет их историю довольно банальной, страдающая от постоянно недосказанности героиня и мужчина, который не может забыть свою бывшую девушку. В целом, это набор фрагментов их повседневной жизни, за исключением того, что Доминик буквально визуализирует постоянно ощущение от присутствия кого-то третьего в их паре, это призрак бывшей девушки, который то следует, то окутывает ее партнера.

Кстати, лицом призрак поворачивается к читателю только после того, как партнер Доминики убеждает её в том, что сейчас он действительно один. Да и вообще, призрак становится более материальным и понятным, что создает контраст между словами и реальностью. Когда воспоминания о бывшей девушки не преследуют мужчину рядом с Доминикой, призрак всё равно отчетливо и навязчиво появляется на разворотах

Постоянно внутреннее напряжение и тревога доводят главную героиню до мигреней, а желание разобраться в сложившейся ситуации — к расставанию. Впоследствии, Доминик становится вторым призраком, который преследует мужчину.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Интересно, что в конце главы, посвященной личным романтическим переживаниям Доминик, в конце вновь появляется ее отец. Но его личность открывается с новой стороны (как и у матери ранее), когда он искренне поддерживает свою дочь после расставания. Завершив историю с одним важным человеком в своей жизни, Доминик Гоблен как будто стремиться прийти к какому-то итогу и со своим отцом. Глава заканчивается непривычно монотонным разворотом, извещающим о смерти отца. Но авторка стремиться отстраниться от него, называя в итоге Пожарным.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Финал комикса

В четвертой главе авторка и вовсе отказывается от изображения себя/своей героини. Визуально она присутствует только в самом начале, где уже традиционно рисует свой автопортрет. Читатель следит за бывшим партнером Доминик, в начале главы он спорит в обувной мастерской, что нет смысла выкидывать практически новую пару обуви. В этот момент ботинок буквально распадается в руках работника мастерской. Так, через юмор Доминик указывает на невозможность мужчиной (бывшим партнером) отпустить произошедшее с ним и идти дальше. Подчеркнутое отсутствие главной героини может означать, что она наоборот, полностью прожила эти отношения и двинулась дальше, даже дальше своей собственной автобиографии, когда бывший партнер продолжает шататься между призраками прошлого.

Завершающая глава наполнена очевидными сравнениями, которые все равно отлично работаю. Уже упомянутые выше разваливающиеся ботинки — неумение бывшего партнера Доминик оставлять прошедшее и двигаться дальше (а как вообще можно куда-то дойти в ботинках, у которых даже подошва не держится). Птица, которую ловит кот мужчины, не смотря на слабость, все равно взлетает на небо, в ней Доминика видит себя. И цвета, на фоне которых происходит диалог по телефону. Предположительно, цвет Доминик — нежно-голубой, чистый, воздушный, легкий. Когда фразы бывшего партнера располагаются на землисто-бежевом, наоборот, словно тянущим вниз.

Кажется символичным, что комикс заканчивается на слове «сейчас», героиня смогла принять свое прошлое и начала жить настоящим.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Почему именно такой порядок?

В это части я попытаюсь ответить на вопрос, по какой причине Доминик выстраивает события именно в такой последовательности, решая идти по хронологии собственной памяти, а не комфортной и привычной.

Итак, вернемся к графику, представленному в самом начале, чтобы вспомнить как строится нарратив внутри комикса, по законам авторки. Для удобства я добавила важные события, которые произошли внутри каждой главы.

Original size 4378x2480

Авторская хронология комикса

Важно помнить, что память и воспоминания строятся на эмоциях и ассоциациях, поэтому, порой переходы между одной историей к другой может показаться на первый взгляд абсурдной. Но если присмотреться, то можно хотя бы немного приблизиться к понимаю выстроенного нарратива внутри воспоминаний Доминик. Я ищу связи внутри самого комикса, поскольку это единственный контекст, который мне доступен. Через ассоциации и визуальные параллели будут складываться предположения о той или ной взаимосвязи.

Начнем, привычно, с вступления. Что связывает короткое вступление и насыщенную первую главу? Можно проследить мотив материнства, даже на уровне изображения — в последнем кадре вступления Доминик и ее мать, держась за руки, идет дальше. Открывающий фрейм первой главы — Доминик уже держится за руки со своей дочерью Никитой, они тоже куда-то направляются. Так, вспоминая о своих счастливых мгновениях с матерью, Доминик переходит к волнующему ее вопросу о собственной роли родителя. Возможно, в первой главе, ей необходимо вновь столкнуться со своим прошлым (хоть и в лице отца), но уже повзрослевшей.

Original size 3500x2480

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Конец первой главы эмоционально опустошающий, Доминик не может, да ей и не дают, возможность высказаться в споре с отцом. Этот разговор триггерит сразу два воспоминания: на вербальном уровне (отец утверждает, что все делал для благополучия своей семьи) и на эмоциональном. Фрустрация, вновь обретенное чувство неустойчивости, бессилия перед мужчиной напоминает о точно таких же пережитых ощущениях, но уже с другим человеком. Эта выстроенная стена непонимания отсылает героиню к ее взаимоотношениям с бывшим партнером, который точно так же держит дистанцию и забывается в собственных мыслях, не допуская Доминик к себе.

Эмоциональный триггер оказывается ярче и нарратив движется к истории романтических отношений.

Original size 3500x2480

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Предпосылкой к продолжению сюжета в третьей главе, я считаю вербальный триггер. Когда отец упрекает Доминик, что он все для нее делал, это напоминает героине акт домашнего насилия, когда отец проигнорировал происходящее. Это воспоминание она и пересказывает отцу, хронологически мы снова возвращаемся к тому, с чего начали в первой главе.

Даже фреймы в конце первой главы и начале третьей — одинаковые. Доминик словно вынырывает из одного воспоминания, возвращаясь к другому.

Мне кажется, что третья и четвертая главы между собой объединяются уходом Доминик из некомфортного токсичного места. В конце третьей главы она покидает дом, в котором ее мнения не прислушиваются, обесценивают детские травмы, в чем-то бесконечно обвиняют. Это напоминает ей, как она покидает своего бывшего партнера. Возможно, сначала Доминик вспоминает разговор по телефону, а потом стремится дополнить свои воспоминания чужими (бывшего партнера). Теперь на первый план выходит история мужчины, Доминик словно маскирует чужие воспоминания под свои собственные. С помощью такого хода, она как будто придает устойчивости собственным воспоминаниям.

Original size 3500x2480

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Специфика воспоминаний

Вся автобиография — это коллекция разных личных воспоминаний, которые выстраиваются в единый нарратив, но в этом разделе я хочу поговорить немного о другом. Что я имею в виду под спецификой? Возможность лихорадочно прокручивать в голове события прошлого и придавать им новые значения. Так работает и память. И это Доминик Гобле мастерски переносит на страницы своей автобиографии. По сути фреймы, запечатленные на страницах остаются теми же, как и воспоминания оседают в памяти такими, какими мы их запомнили. Но возможность вернуться и произвести в памяти произошедшее с новым опытом или новой информацией рождает новые интерпретации или большее количество вопросов.

Больше всего вопросов, конечно, вызывают сцены связанные с ее бывшим партнером, сказывается постоянно ощущение недосказанности и повисшей тайны. Доминик, как и читатель, перечитывая главы с его участием, больше не доверяет его словам и, возможно, даже своим воспоминанием, теперь все ставится под вопрос.

Например, в начале второй главы партнер Доминик навещает своих родителей и рассказывает им о том, что встретил новую девушку. При первом прочтении читатель сразу проводит ассоциацию — он говорит о Доминик. Но вернувшись второй, третий и любой последующий раз к этой сцене, появляются сомнения. Точно ли он говорит о Доминик? Может речь идет о его бывшей девушке, которую он не может забыть? А вдруг есть еще кто-то, третий персонаж?

Original size 3500x2480

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

А здесь, это воспоминания о прошлой близости с Доминик или с его бывшей девушкой? Или это вовсе мечты без цельного образа?

Эпизод, когда партнер главной героини врывается раздраженный в квартиру, я лично все время считывала как простую усталость от работы. Но присмотревшись к вездесущему призраку появляется логичный вопрос: а точно раздражение из-за работы? Потому что абстрактный ответ на вопрос наталкивает скорее на то, что мужчина раздражен как раз из-за подвешенного статуса его отношений с бывшей партнеркой.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Или когда Доминик устало возражает отцу: «нет папа… это ты всех нас бросил», имеет ли она в виду себя и свою мать? Или здесь более глубокая история о том, что отец бросил маленькую Доминик из детства и взрослую Доминик?

Графический язык

Рассмотрим как Доминик конструирует собственную память через визуальные образы и приемы внутри автобиографии, поскольку показанные эпизоды жизни авторки тесно связанны с выбранными материалами и техниками. Там, где слова не могут выразить в полной мере ощущения или мысли авторки, выступает уникальное стилистическое решение. Память неоднородна, а значит и воспоминания не могут встать в ровынй, одинаковый ряд. Разнообразие стилей внутри комикса, а иногда даже внутри глав, пожалуй, поражает читателей в первую очередь.

Стили внутри комикса

Вступление.

По сути вступление — это счастливое детское воспоминание Доминик о ее матери, времени проведенном с ней. Но с заложенным смыслом контрастирует техника, в которой выполнена эта глава. Здесь сочетается само воспоминание и последующее восприятие произошедшего уже взрослой авторкой.

Красные, подтекшие линии выглядят словно кровоточащие раны или заживающие рубцы, смотреть на них буквально больно, дискомфортно. Изначально радостное мгновение ребенка внезапно оказывается как будто вырезанным на плоти. Пустое, абсолютно неясное, условное пространство, где изредка прослеживается линия горизонта. Даже наивная и оттого умиляющая детская мысль Доминик, что ее мама волшебница, рисуется как продолжение головы ребенка, это начинает вызывать дискомфорт, если рассматривать фрейм немного дольше.

Словно возвращаясь к этому эпизоду из раза в раз рана начинает кровить или, может, постепенно выцветать. Это горько-сладкий момент жизни для Доминик.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Визуальное решение вступления выделяется на фоне остальных частей, своей воздушностью. Если стиль других частей очень материальный, по-своему громоздкий, заземляющий, то вступление как раз отличается большим количеством пустого (белого) пространства. Вступление больше всего приближенно к мимолетному воспоминанию, неважно где это произошло, главное что и с кем.

Вторая глава/начало третьей главы.

Для эпизодов этих глав была выбрана черно-белая графика. Но почему на визуальном уровне Гобле приравнивает эпизод про неудачные, отягощающие отношения и пережитое в детстве насилие? Они связаны общим ощущением беспомощности. Это беспомощность взрослой Доминик перед эмоционально непостоянным партнером, скрытность которого доводит героиню до приступов мигрени. Все что ей остается, это накручивать себя бесконечными вопросами — все ли между ними в порядке?

Это беспомощность маленькой Доминик перед насилием (как физическим, так и психологическим) от матери, которая выступает таким же эмоционально неустойчивым человеком в ее жизни. Перед пьянством и отстраненности отца, который не заинтересован в помощи собственной дочери, зато лихо представляющим как бы он спас водителя во время аварии. Это невозможность маленького ребенка хоть как-то повлиять на мир вокруг себя. Все замыкается на жирных графитных линиях, темных пятнах, которые создают ощущение клаустрофобии, даже пространство оказывается враждебным.

Получается, взрослая Доминик ощущает себя буквально также, как и маленькая Доминик из детства. Они обе погрязают в абьюзивных отношениях, повторяя этот паттерн даже во взрослой жизни.

Это также беспомощность партнера героини, болезненно привязанный к бывшей, которая может только эмоционально изводить его, удерживая в постоянном шатком положении.

Но если присмотреться, то можно понять, что у героини получается разорвать круг абьюза, поскольку, в четвертой главе она не присутствует. Только короткие, обрывистые фразы по телефону.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Некоторые эмоционально напряженные моменты рисуются максимально опустошенными. Казалось бы, наоборот, именно в этот момент должен произойти взрыв цвета или графики, но нет. Только пустота и повисающие в ней диалоги. Словно, прокручивая в голове произошедшее авторка максимально отстраняется, разбирая ситуацию хладнокровно. От насыщенного графичного изображение остается только четкий лайн и фразы героев, причем никакого перехода между фреймами нет, происходящее резко теряет оттенки.

Особенно это заметно в первой главе, где весь цвет уходит с разворотов — Доминик чувствует как беспомощность перед отцом снова возвращается.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Первая глава/конец третьей главы.

В противовес довольно мрачной графике, в первой главе и конце третьей, появляется цвет. Здесь, в сравнении, больше динамики в самом рисунке. Цвет присутствует в главах, где героиня находит в себе силы ответить на обвинения своего отца, поставить его перед фактом домашнего насилия, которое происходило буквально в стенах их общего дома. Доминик также дает отпор мачехе, защищая свою дочь, Никиту, и себя, от ложных обвинений.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Внутри выдержанного стиля первой и третьей главы, есть выделяющиеся вставки.

В одном из разворотов, где мачеха Доминик кричит на Никиту, рисунок становится нарочито наивным, что передает ощущение детского бессилия перед взрослым, оптика дочери и матери сливаются в одно. Так, Доминик перенимает на себя происходящее со своей дочерью, возможно, это стало триггером к детству самой Гобле?

Original size 3500x2480

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

На другом развороте, когда героиня остается наедине с отцом, он начинает обвинять Доминик в том, что «вы (с матерью) меня бросили, просто бросили» и «а я все для вас сделал», постепенно лицо отца буквально становиться животным и в итоге переходит в средневековую гравюру.

Какая может быть первая ассоциация с средневековыми изображениями? Они по-своему пугающие, но в то же время до смешного нелепые. Так и гнев отца визуально обыгрывается как средневековая гравюра, где демон (дьявол?) — отец уже в буквальном смысле тычет в дочь своими нотациями.

Сочетание готического шрифта, Отца в виде Девы Марии с упреками про маленькие сэндвичи подчеркивают абсурдность спора. Возможно, изображая отца как Деву Марию, авторка пытается посмотреть на ситуацию его взглядом, а может, еще раз выделяет, что забота о своем ребенке это норма, а не акт жертвенности.

Original size 3500x2480

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Реалистичные вставки.

Иногда, на страницах можно встретить, на первый взгляд, внезапно появившиеся урбанистические пейзажи или детально прорисованные, крупные кадры. Они смотрятся кинематографично, словно на разворот поместили фотографию. Меланхоличные, одинокие, пустые виды города ставят на паузу конфликты между героями, а также разделяют между собой небольшие эпизоды, из которых состоят главы. Это дает возможность читателю немного отдохнуть, возможно, ненадолго остаться на этой странице (словно посмотреть в окно, отвлечься, чтобы собраться с мыслями) и переосмыслить прочитанное.

Может, этими пейзажами, близкими к реальности, Доминик пытается напомнить себе и читателю о том, что происходящее это правда, все это действительно происходило с ней.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Финал.

Если в первой и третьей главе цвет — это символ обретенной независимости и внутренней силы, позволяющей отстоять себя, он появляется как дополнение к графитному рисунку. То в финале цвет и вовсе заполняет полностью пространство всех разворотов. Он буквально стирает весь рисунок. Цвет здесь становится символом свободы, Доминик получается освободиться от тяготивших ее отношений. Что, еще раз, подчеркивается полным отсутствием героини в самой главе.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Визуальный образ главной героини

Я выделяю это как отдельную главу, потому что единственный кто визуально (не учитывая смену стилистик внутри комикса) изменяется — это сама Доминик. Образы остальных героев остаются статичными и узнаваемыми из главы в главу. И это логично, ведь собственные изменения человек фиксирует буквально каждый день, когда окружающие остаются запечатленными однажды яркими образами и продолжают ими быть.

Мне кажется, что через собственную телесность Доминик показывает самоощущение рядом с разными людьми в ее жизни, в ее воспоминаниях. Так, когда мы видим ее в первой главе, вся фигура героини нарочито вытянутая, руки и ноги временами неловко удлинены.

Original size 3500x2480

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

На контрасте, находясь рядом со своим партнером (во второй главе) мы видим у Доминик более детские, подчеркнуто наивные пропорции: большие глаза, голова меньше тела — она совсем девочка рядом с со своим партнером. Но после расставания пропорции Доминик меняются вновь, она возвращается к более реалистичным, а на фоне своего друга и отца больше не выглядит наивно, она вновь физически наравне с окружающими её людьми.

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Отдельно еще стоит уделить внимание автопортретам Доминик, которые присутствуют в начале каждой из глав. Если первые три автопортрета местами грязные, из-за стёртых линий, которые все равно оставляют свой след (и намеренно не отредактированные), а само изображение довольно странно обрезается, как будто в процессе рисования авторку отвлекли, а портрет так и остался. То финальный, четвертый, выделяется своей законченностью. Нет ощущение оставленной посреди работы картинки, Доминик смотрится гармонично, цельно. Хотя, если присмотреться, всё равно стертые линии остаются и здесь, но разве можно вообще избавиться от своего прошлого?

0

«Pretending is lying», Dominique Goblet, 2017

Заключение

Комикс «Притворяться — значит лгать» сложное, многоуровневое произведение, что доказывают абсолютно разные рецензии прочитавших. Одни видят в истории Доминики раскрытие её взаимоотношений с мужчинами (отец и бывший партнёр), другие рефлексию семейной травмы, ее (семьи) дисфункциональности, когда третьи убеждены, что основная суть — травматичное детство и то, как оно преследует нас и во взрослой жизни. Но мне кажется, что все это равнозначно важно для авторки в ее произведении, как и в ее памяти, все эти эпизоды равнозначно повлияли на Гобле.

Комикс стоит перечитать хотя бы два раза, в первый вы удивитесь и, возможно, ничего не поймете, а в последующие разы начнете раскрывать для себя всё новые и новые детали, используя полученные знания из предыдущих прочтений. Перечитывая историю, уже зная некоторые факты, определённые визуальные ходы и фразы героев заиграют по новому. Разве не так работает память? Воспоминания? Возвращаясь к ним каждый раз с новым опытом, интерпретируя ту или иную ситуацию с другой стороны, вы делаете новый вывод, придаете событию новое значение, когда сама картинка (воспоминание) остаются всё теми же. Искать взаимосвязь между главами оказывается увлекательным, непростым анализом, который требует чуткости к чужой памяти.

Original size 3500x1291
Bibliography
Show
1.

Лоуэнталь Д. Прошлое — чужая страна / Пер. с англ. А. В. Говорунова. СПб.: «Владимир Даль», 2004. С. 305–373

2.

A Belgian Artist’s Graphic Memoir Looks at the Sometimes Tortured Course of Love // The New York Times URL: https://www.nytimes.com/2017/02/24/books/review/pretending-is-lying-dominique-goblet.html (дата обращения: 20.11.2021).

3.

PRETENDING IS LYING // The Comics Journal URL: https://www.tcj.com/reviews/pretending-is-lying/ (дата обращения: 20.11.2021).

4.

Pretending Is Lying by Dominique Goblet, The New York Review Of Books, 2017

5.

With A Photographer’s Eye, A French Cartoonist Interrogates Truth // npr URL: https://www.npr.org/2017/02/05/512043013/with-a-photographers-eye-a-french-cartoonist-interrogates-truth (дата обращения: 20.11.2021).

6.

International Comic Arts Forum. ICAF 2016 Dominique Goblet // YouTube 28 июня 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-IUkw_-fZSA (дата обращения: 20.11.2021).

Image sources
1.

Pretending Is Lying by Dominique Goblet, The New York Review Of Books, 2017

Как «Притворяться — значит лгать» исследует тему памяти
99