Original size 776x1056

Драматургия пространств в «Blade Runner» и «Blade Runner 2049»

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Введение

Научно-фантастические фильмы всегда служила не только источником развлечения, но и средством социальной рефлексии, позволяющим нам выразить современные страхи и надежды на воображаемое будущее. Тем не менее, лишь немногим фильмам удается превратить эти размышления в полноценное визуальное представление, которое также сможет дать нам какой никакой ответ. Фильмы «Бегущий по лезвию» (1982) Ридли Скотта и «Бегущий по лезвию 2049» (2017) Дени Вильнева представляют собой иллюстрации этого метода, где драматургия пространства занимает основное место, выступая не просто как декорация для развития сюжета, а как полноценный и неотъемлемый персонаж нарратива.

В этой работе я хочу провести анализ того, как городские пейзажи, архитектура, интерьеры и атмосферные эффекты используются в этих фильмах как часть драматургического элемента. То, как пространственные решения раскрывают характеры персонажей, передают ключевые философские темы, дают нам увидеть собственными глазами как пространство может влиять на смотрящих и формируют у них принципиально иные взгляды на природу человека в условиях технологически развитого, но разобщенного общества, которым оно стало.

Разделенные 35-летним промежутком, эти фильмы демонстрируют собой два противоположных метода визуального изображения будущего. Оригинальная картина Ридли Скотта рассказывает о плотном, перенасыщенном деталями, «обжитом» мире, где следы человеческого присутствия ощущаются в каждом кадре, даже когда люди в этих кадрах, показывают в себе следы упадка и деградации. И наоборот, сиквел Дени Вильнева намеренно создает обстановку, которая выглядит холодно, минималистично и отчужденно, где пустота и масштаб становятся метафорой экзистенциального одиночества. Этот визуальный контраст не случаен, он напротив отражает внутренние различия во взглядах режиссера на будущее и место человека в нем. Скотт, снявший свой фильм на пороге цифровой революции, смотрит на технический прогресс с тревогой и в то же время восхищением, видя в нем как угрозу, так и своего рода волшебство.

Вильнев, работающий в эпоху господства цифровых технологий и нарастающей социальной маргинализации, создает будущее, которое уже пережило технологическую сингулярность и теперь существует в состоянии постапокалиптического бесплодия и размеренной уже стерильности. Его вселенная рождается не в результате хаотичного развития, как у Скотта, а в результате преднамеренного тщательного конструирования, в котором человечество подчинено абсолютному контролю и строгому порядку.

Изучая пространственную динамику в этих двух фильмах, прослеживается не только эволюция научной фантастики, но и изменение страхов и ожиданий за три с половиной десятилетия. Кажется то, что этот сдвиг, который привел нас от «обжитого ада» Скотта к «стерильному раю» Вильнева говорит о наших коллективных представлениях о будущем и то, что в каждой версии будущего, есть то, о чем не стоит забывать и терять в каком бы в будущем не оказался человек. Пространственные стратегии в кино могут стать ключом к пониманию сути человеческого сознания. И чтобы понять это, в своем исследовании я проанализирую ключевые пространственные элементы этих двух фильмов, рассматривая их не как простой декоративный элемент, а как активного участника повествования, который несет важный смысл в раскрытии основных тем этих фильмов.

«Blade Runner» (1982) — текстурированный, обжитый ад

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Лос-Анджелес 2019 года у Ридли Скотта — это хаотичный, многослойный мир, который находится в состоянии упадка и бурного движения. Экологическое состояние планеты изображено как критическое: в фильме полностью отсутствуют сцены с какой-либо растительностью, все что окружает пространство это тягучий туман проникающий даже в помещения и создает ощущение давления. Архитектурный ландшафт простирается до небес и заставляет чувствовать себя под натиском — высотные здания, например здание корпорации Тайрелла, возвышается в два раза больше, чем современные небоскребы. Весь фильм это здание показывали статичными кадрами с зумом и давали как будто понять: «вот оно — будущее». Фильм перенасыщен визуальной информацией и заполнен зданиями, соружениями, летающими машинами, неоновыми вывесками, которые проецируются прямо в воздух и постоянным дождем. Этот мир можно назвать «трэш-шиком», где настоящее стало фасадом, который рассыпается в упадке.

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 1800x1056

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Интерьеры в фильме Скотта так же визуально перегружены, как и улицы, однако они создают ощущение своеобразной обжитости. Офис Тайрела содержит много минималистичных вещей, острых углов и много массивных колон, который заполняют почти все пространство и самым ключевым элементом становятся панорамные окна, больше походящее на балкон, которые дают полный обзор на башню Тайрелла, что недвусмысленно говорит, что наш герой оказался в месте, обладающем масштабом и властью. В противовес ему квартира Декарда, которая загромождена разбросанными вещами и декоративными стенами, на которых изображены узоры, которые создают ощущение будто он окружен трубами и проводами. Также в фильме нам показывают апартаменты Себастиана, который отличается от остальных помещений своей захламленностью разными изделиями, куклами, игрушками-автоматами, личными вещами, что подчеркивает его эксцентричный и одинокий характер. Эти интерьеры функционируют как убежища и полностью отражают внутренний мир персонажа и как же хорошо это было показано.

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Сцены погони за репликантом или поисков Декарда в китайском квартале насыщены жизнью, которая кипит и заполняет все внимание. Завалы мусора, обсыпающаяся штукатурка и торчащие провода создают ощущение грязного, но живого места. Хотя действие происходит в Лос-Анджелесе, в его облике доминирует неоновая эстетика азиатских городов 1980-х, в частности Гонконга. Это создает ощущение культурного синтеза и глобализации, доведенной до абсурда.

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Оператор Джордан Кроненвет использовал необычные для того времени источники света и методы освещения, например, ксеноновые лампы, использование луж как отражателей и другие интересные методы. Его световой дизайн агрессивен, контрастен и часто был «немотивированным» — то есть у него не было видимого источника в кадре, как будто он исходил ниоткуда, создавая ощущение неестественного мира. Это создавало резкие тени и множество зон света и тени в одном кадре, усиливая ощущение дисбаланса и тревоги. Цветовая палитра пестрая, но объединена общим неоновым свечением.

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 1800x1202

За кадром «Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

За кадром «Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 1800x1204

За кадром «Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, реж. Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

«Blade Runner 2049» (2017) — стерильный, монументальный ландшафт одиночества

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Лос-Анджелес 2049 года у Дени Вильнева и оператора Роджера Декинса кардинально отличается. Он лишен хаотичной насыщенности оригинала, став стерильным, пустынным и архитектурно выверенным. В отличие от оригинала, в этой части жителей мы видим редко. Город невероятно чист, детали сведены к абсолютному минимуму и больше ничего не движется хаотично и громко. Как отмечал VFX-супервайзер Пол Ламберт, одной из задач было вырезать машины и углубить дороги, создав ощущение безлюдности, при этом сохранив рекламу и дроны как признаки жизни, которую нельзя разглядеть, будто бы жизнь есть, но как будто нет. Дизайн решения города в фильме выполнен в стиле брутализма и заставляет чувствовать подавленность и неустойчивость.

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 1280x546

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 1280x546

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 1876x800

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Штаб-квартира Уоллеса это чистой воды стерильное пространство, они грандиозны и в то же время пугающе безличны. Это место с ее гигантскими бассейнами и строгими линиями напоминает храм или усыпальницу, что подчеркивает его богоподобные амбиции в желание создать репликантов, которые смогли бы размножаться сами. Очень большой контраст с перегруженным офисом Тайрела.

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 1876x800

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 1920x802

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 1876x800

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 2872x1196

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 1920x802

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Атмосфера в сиквеле создается не за счет деталей, а за счет работы с цветом, светом и огромными абстрактными зданиями. В городских сценах почти нет прямого жесткого света. Небо затянуто густым смогом, создающим мягкое, бестеневое, рассеянное освещение. В этом фильме преобладают: холодные, серые, синие и зеленые тона, изредка разбавленные неоном. Ярким контрастом была сцена в Лас-Вегасе где теплый оранжевый цвет, является основным, настолько, что практически других цветов там нет, который еще приправлен туманом. Свет, по словам Декинса, часто упирается в черноту. Он мягок, рассеян и создает не драму, а как будто меланхолию. Все локации в фильме представляют собой постапокалиптические пустыни.

Original size 1876x800

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 1920x802

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 1876x800

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 1920x802

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Original size 1920x802

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, реж. Дени Вильнев). Студия «16:14 Ent, Alcon Ent, Columbia P, Scott Free P, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros». США, Канада, Испания

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, что фильмы показывает, что разница в драматургии пространств не является следствием случайности. Это результат двух разных философских и режиссерских позиций, в котором каждый в свое время во что-то верил, надеялся и предполагал. В оригинале пространство активно вовлекает зрителя в свой мир. Оно детализировано и интерактивно, который служит полноправным участником действия. Декард, постоянно находясь на улицах, буквально сливается с городом, который становится его естественной средой обитания. В сиквеле пространство, наоборот, дистанцирует и герой не взаимодействует со средой, а перемещается через нее, как будто пространство уже не является особенным местом, к которому зритель обращает свой взор. Огромные, пустынные интерьеры и экстерьеры подчеркивают его одиночество и поиск себя. Пространство становится метафорой внутреннего состояния Кея — пустого и лишенного эмоций. Единственное место, напоминающее обжитый мир — это квартира старого Декарда, что символично дает понять, что это некая связь между эпохами.

Ридли Скотт создавал «обжитый ад». Его будущее, несмотря на все ужасы, полно жизни. Оно грязное, опасное, но понятное и человечное в своей хаотичности. Это то пространство, которое говорит, что это продолжение человека, зеркало его страстей, пороков и надежд, а Дени Вильнев создал «стерильный рай». Его будущее — это мир, где чистота и порядок были достигнуты ценой уничтожения человеческого, античеловеческая среда, которая подавляет, изолирует и заставляет персонажа искать человечность не вовне, а внутри себя.

Оба подхода являются гениальными, но отвечают на разные вызовы. Оригинал, снятый на пороге цифровой эры, с тревогой вглядывается в технологический прогресс. Сиквел, созданный в эпоху повсеместного распространения цифровых технологий констатирует, что будущее, которого так боялись, уже наступило, и оказалось не ярким ожиданием, а ледяной и выверенной реальностью. Драматургия пространства в обоих фильмах становится главным инструментом для передачи этих фундаментально разных взглядов на будущее человечества.

Bibliography
Show
1.

Шайдуллина А. А., Ившин К. С. РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ФУТУРИЗМА В ДИЗАЙНЕ ИНТЕРЬЕРА //ББК 74я431+ 85.15 я431 Д 44 Рецензенты: доктор педагогических наук, доцент ВВ Мороз кандидат искусствоведения, профессор ВЕ Барышева. — 2023. — С. 43. (URL: https://konf.osu.ru/design-education/assets/files/conf_info/conf1/materials.pdf#page=44) Просмотрено: 23.11.2025

2.

Маевская М. Е. Небоскребы в литературе, кинематографе и массовой культуре новейшего времени //Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». — 2018. — Т. 28. — №. 5. — С. 746-755. (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neboskreby-v-literature-kinematografe-i-massovoy-kulture-noveyshego-vremeni) Просмотрено: 23.11.2025

3.

Науменко В. С., Дорофеева Н. Н. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ФАНТАЗИЙНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В КИНЕМАТОГРАФЕ //Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тихоокеанский государственный университет, 2018. — Т. 2. — С. 235-240. (URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35021934) Просмотрено: 23.11.2025

4.

Габясова Д. С. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦВЕТА В КИНЕМАТОГРАФЕ //Ресурсам области-эффективное использование. — 2019. — С. 617. (URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_42435614_30140359.pdf#page=617) Просмотрено: 23.11.2025

5.

Котлова Е. Д. АРХИТЕКТУРА БУДУЩЕГО В КИНО И ВИДЕОИГРАХ //А43 Актуальные проблемы архитектуры и дизайна: материалы XIX Всероссийской. — 2023. — С. 65. (URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_54381767_31381814.pdf#page=66) Просмотрено: 24.11.2025

6.

Головина Е. А. АРХИТЕКТУРА В КИНО КАК ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ФИЛЬМА //Вестник науки. — 2025. — Т. 3. — №. 5 (86). — С. 2132-2137. (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-v-kino-kak-glavnyy-geroy-filma) Просмотрено: 24.11.2025

7.

Головина Е. А. ГЕНЕЗИС И РОЛЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ПРОСТРАНСТВ В СОЗДАНИИ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОГО МИРА //Вестник науки. — 2025. — Т. 3. — №. 5 (86). — С. 2138-2143. (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genezis-i-rol-arhitekturnyh-prostranstv-v-sozdanii-kinematograficheskogo-mira) Просмотрено: 24.11.2025

8.

Бондарева Н. И., Чернышева Е. В. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ФУТУРИСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ АРХИТЕКТУРЫ В КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ //РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ: ПОТЕНЦИАЛ НАУКИ И СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. — 2022. — С. 361. (URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_50218248_97921883.pdf#page=361) Просмотрено: 24.11.2025

Image sources
Show
1.

«Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, режиссер: Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания

2.

«Бегущий по лезвию 2049» (Blade Runner 2049, 2017, режиссер: Дени Вильнев). Студия «16:14 Entertainment, Alcon Entertainment, Columbia Pictures, Scott Free Productions, Thunderbird Films, Torridon Films, Warner Bros. Pictures». Страна: США, Канада, Испания

3.

За кадром «Бегущий по лезвию» (Blade Runner, 1982, режиссер: Ридли Скотт). Студия «Norman Lear/Tandem Productions, Shaw Brothers, The Ladd Company». Страна: США, Великобритания (URL: https://www.imdb.com/title/tt0083658/mediaindex/) дата обращения: 26.11.25

Драматургия пространств в «Blade Runner» и «Blade Runner 2049»