Original size 2126x3200

Понятие оригинальности: одинаковое и уникальное в современной фотографии

15

Введение

big
Original size 1080x720

«Без названия». Питер Кул.

Представители творческих сфер деятельности часто сталкиваются с проблемой невозможности создания самобытного произведения. Сильно впечатление, что все идеи уже изобретены и воплощены. Следовательно, необходимость работы автора ставится под вопрос. Ведь если все в мире создано, то зачем множить копии?

Но несмотря на описанный выше конфликт желания созидать и нежелания копировать, современные творцы продолжают создавать произведения. Многие из них не боятся повторять и быть повторенными. Эта работа раскроет цели и мотивации этих авторов и представит многообразие способов повторения фотографического материала.

Исследование рассматривает наиболее радикальные способы остаться «неоригинальным».

Его цель — пересмотреть важность проблемы оригинальности и описать возможные границы практик повторения в сфере фотографии.

«Отель Виндзор и площадь Доминион из собора Святого Иакова в Монреале», 1897. Уильям Нотман и сыновья. / «Отель Виндзор и площадь Канады в Монреале». Серия «После Нотмана», 1999. Анджей Мацеевский.

Сперва мы рассмотрим вопрос подбора моделей для фотографий. Может казаться, что именно изображенные на фотографии объекты или люди определяют степень ее самобытности.

Однако практика говорит об обратном. Талантливый фотограф может снять одного человека так, чтобы портреты были абсолютно непохожи.

Первый раздел состоит из нескольких смысловых частей, каждая из которых рассказывает о разных способах взаимодействия фотографа и модели и их комбинациях. Мы увидим фотографии одной модели от одного фотографа и от нескольких авторов.

Отдельным направлением портретной фотографии можно назвать создание снимков с близнецами. Несмотря на то, что люди на фотографиях разные, эта практика говорит о намеренном стремлении фотографа работать с вопросом уникальности, так как близнецы являются природным воплощением идеи похожего, но не одинакового.

Original size 1600x1200

«Красный цвет», 2016. Франческо Семболини.

Далее мы переходим к повторению сюжетов снимков. Ключевой частью этого раздела станет вопрос о намеренности таких повторений.

Первая половина повествования посвящена одинаковым сюжетам в фотографиях разных авторов. Уязвимое место современной фотографии — непроизвольное копирование.

Отсюда вытекает вопрос о возможности творчества вообще. Но главным противовесом является мысль о том, что творческий порыв не нуждается в оправдании уникальностью результата. Предполагаемая невозможность чистого творчества должна влиять на оценивание произведения, но не на возможность его создания.

Вторая часть второго раздела расскажет о практике самоповторения. Фотографы воспроизводят любимые сюжеты для снимков. Часто это становится исследовательской работой в рамках серии, когда похожие фотографии объединены одной темой и идеей.

«Рыбак». Эксперимент «Приманка», 2015. Автор неизвестен. / «Завязавший алкоголик». Эксперимент «Приманка», 2015. Крис Мередит.

Затем исследование представит три раздела о трех направлениях фотографии. Речь пойдет о рефотографии, сериях-типологиях и полной апроприации снимков.

Рефотография — это практика повторения снимков городской или природной местности. Часто это делается с целью отследить социальные процессы и изменение окружающей среды.

Типология — это серия фотографий, которые похожи в ключевых деталях. Часто они изображают одинаковые предметы и обстоятельства.

Только при совместном показе они начинают быть иллюстрацией идеи автора. Типология является исследованием, когда творец заинтересован в определенном явлении и запечатлевает его из раза в раз.

Эта практика также относится к идее самоповторения, но является ее наиболее осознанным видом и подкрепляется вложенным в проект смыслом.

Последним разделом станет рассказ об апроприации фотографий. Речь пойдет о полном присвоении сторонних снимков или их точном воспроизведении.

Это наиболее зависимая от наличия и качества концепции практика. Чтобы остаться понятыми и признанными, авторам заимствованных фотографий необходимо представить ясное описание идеи, которая бы оправдала копирование.

Original size 800x533

«Без названия». Проект «Фотографы снимают одну модель», 2017. Деррик Фреске.

Перейдем к описанию гипотезы исследования. Она связана со степенью дозволенности практик повторения в сфере высокого творчества и переопределением важности проблемы неоригинальности. Вот основные положения гипотезы:

Оригинальность объектов и моделей на фотографии не являются залогом уникальности снимка.

Ключевые факторы — мастерство фотографа и свойство природы постоянно изменяться.

Именно автор определяет прочтение изображаемого и запечатлевает непостоянство сущего, что становится гарантией самобытности произведения.

Original size 1500x1000

«Без названия». Димитрис Макригианнакис.

Степень намеренности копирования произведений определяет значимость такого произведения для глобального творческого процесса.

При условии умышленного повторения часто сила идеи может объяснить этот прием. Чтобы быть высоко оцененной в рамках профессиональной фотографии, эта практика должна иметь в основе доказуемый новаторский замысел.

Самоповторение является наиболее «легальным» методом оставаться неоригинальным. Эта практика является основой исследовательских инициатив со стороны фотографов и помогает направить внимание автора на конкретный объект.

Также она не предполагает моральных и юридических дилемм в отношении правомерности заимствования.

«Без названия». Серия «42-я улица и Вандербильт», 2007-2016. Питер Фанч.

Рефотография — наиболее прикладное направление фотографии. Часто она основывается на предельно точном воспроизведении снимков.

Вместе с самоповторением она является оправданным способом работы фотографа. Это объясняется особой социальной значимостью данного направления фотографического творчества.

Это исследование проследит все описанные выше предположения. Повествование поделено на смысловые блоки по основным типам повторения в сфере фотографии.

Глава 1: «Одинаковые модели снимков»

Original size 1080x720

«Без названия». Питер Кул.

Один фотограф и одна модель

Питер Фанч 9 лет посещал одно место, создавая серию портретов прохожих. Однако после он часто находил одинаковые лица на снимках разных лет. Благодаря этой случайности, автор смог проследить изменения в жизни этих людей.

«Без названия». Серия «42-я улица и Вандербильт», 2007-2016. Питер Фанч.

«Без названия». Серия «42-я улица и Вандербильт», 2007-2016. Питер Фанч.

Энни Лейбовиц известна фотографиями знаменитостей. В разные годы она создавала фотопортреты королевы Великобритании. Примечательно, как сильно эти снимки различаются. Один человек выглядит и воспринимается совершенно по-разному в непохожих обстоятельствах и окружении.

Фотографии королевы Елизаветы II за 2016 год. Энни Лейбовиц.

Original size 1080x1244

«Королева в Белой гостиной Букингемского дворца», 2007. Энни Лейбовиц.

На этих фотографиях Питера Кула запечатлен один человек. Второй фотографии могло бы и не быть, если бы автор не встретил героя своих кадров снова. Во второй раз фотография была сделана уже с разрешения модели. Примечательно то, как эти снимки показывают и постоянные, и изменяющиеся детали.

«Без названия», 2017. Питер Кул. / «Повторение», 2019. Питер Кул.

Разные фотографы и одна модель

Это эксперимент от компании Canon. Каждый фотограф знал историю жизни модели, но все эти рассказы были разными. В результате получились совершенно непохожие по настроению и впечатлению снимки.

На самом же деле герой — просто приглашенный актер. Это говорит о важности восприятия и идеи самого автора.

«Бывший заключенный». Эксперимент «Приманка», 2015. Кейт Дишер-Куилл. / «Миллионер, добившийся всего сам». Эксперимент «Приманка», 2015. Тристан Стефан Эдуард.

Original size 1920x1080

«Экстрасенс». Эксперимент «Приманка», 2015. Линдал Айронс.

Джессика Кобисси тоже создает похожие проекты. Она и еще три приглашенных фотографа снимают моделей в одинаковых обстоятельствах. В ее шоу показан процесс создания снимков. Для каждого ролика она собирает разных фотографов, так что размах эксперимента только увеличивается со временем.

«Без названия». Проект «Фотографы снимают одну модель», 2017. Джессика Кобисси. / «Без названия». Проект «Фотографы снимают одну модель», 2017. Джерри Местас.

Original size 1617x1080

«Без названия». Проект «Фотографы снимают одну модель», 2019. Кен Осима.

Original size 860x1080

«Без названия». Проект «Фотографы снимают одну модель», 2019. Коки Ямагучи.

Один фотограф и модели−близнецы

Отдельно стоит представить авторов, которые заинтересованы в съемке близнецов. Основная идея таких проектов — показать, как неодинаковы похожие внешне люди. У них разные интересы и характеры. Однако постоянной остается их родственная связь.

«Антонио Эстрада и Иисус Эстрада». Серия «Одинаковые», 2011. Мартин Шоллер.

Original size 2020x1430

«Пу и Пла». Серия «Одинаковые, но непохожие», 2014-2018. Питер Зелевски.

Глава 2: «Одинаковые сюжеты снимков»

Original size 750x500

«Без названия» Эфи Лонгиноу.

Вемодален

С недавнего времени существует слово, которое может обозначить чувство сожаления о том, что все уже было создано и сфотографировано. Это называется «вемодален». Действительно, можно найти множество авторов, которые снимают похожие сюжеты, пространства и объекты.

«Без названия». Серия «Небесные кристаллы», ок. 2008-2013. Дон Комаречка. / «Снежинка. Триптих: часть 3». Фотоэссе «Снежинки», ок. 2020. Натан Мирволд.

«Без названия». Серия «Исландия», ок. 2019. Кат Симард. / «Драконьи яйца», 2020. Роксоляна Хилевич.

Самоповторение

Эфи Лонгиноу занимается уличной фотографией. Объектом ее интереса является съемка людей на фоне безликих многоэтажных зданий и чистого синего неба. Столкновение данной природой яркости и созданных человеком монохромных построек является крайне символичным фоном для портретов.

«Без названия», 2017. Эфи Лонгиноу. / «Без названия», 2018. Эфи Лонгиноу.

Димитрис Макригианнакис начинал свое творческое развитие с создания серии фотографий об Индии. Видно, что он очень увлечен символикой, которая выражается в использовании яркого жеста кисти на фотографии.

Как известно, указующий перст с давних пор является для художников и фотографов кладезем различных смыслов.

Original size 1920x1280

«Без названия». Серия «Порочный», 2012. Димитрис Макригианнакис.

«Без названия». Серия «Порочный», 2012. Димитрис Макригианнакис. / «Без названия». Серия «Порочный», 2012. Димитрис Макригианнакис.

«Корби». Серия «Дерево, линия», 2005. Зандер Олсен. / «Без названия». Серия «Дерево, линия», 2008. Зандер Олсен.

Франческо Семболини активно работает в городской среде и снимает на улицах. Неудивительно, что в кадр часто попадают дорожные знаки. Автор намеренно делает их объектами съемки.

Вероятно, это объясняется тем, что знаки своим внешним видом поддерживают абстрактный характер этих фотографий.

Original size 1600x1200

«Без названия», 2017. Франческо Семболини.

«Детали в темноте», 2020. Франческо Семболини. / «Углы улиц», 2020. Франческо Семболини.

Глава 3: «Рефотография»

Фотография Шарля Марвиля. / Фотография из серии «Париж после Марвиля», 2009. Питер Срамек.

Снимки людей

Чешский автор создал серию фотографий, где он сопоставляет давние кадры из архива и сделанные им недавние снимки. Он пытается отследить, как меняются люди по прошествии очень длительного времени.

«Власта Чижкова, 23 года и 101 год». Серия «Лица века», 2010. Ян Лангер.

Снимки городов

Снимки городского пространства интересны тем, с какой точностью они показывают изменения в обществе через время. Наглядно можно увидеть, как перестраивается городская среда и как в ее внешнем виде отражаются новые веяния и идеи.

«Статуи возле таможни и здание биржи, Манхэттен», 1936. Беренис Эббот. / «Статуи национального музея американских индейцев и штаб-квартира MTA, Манхэттен», 1997. Дуглас Левер.

«Улица Арбалет, Париж», 1865. Шарль Марвиль. / «Улица Арбалет, Париж». Серия «Париж после Марвиля», 2009. Питер Срамек.

Военно-морские силы США организовали съемку с целью перефотографировать места сражений при Перл-Харбор. Диана Куинлан в точности повторила кадры, созданные в 1941 году, и на моменте постобработки совместила свои фотографии и кадры военных лет.

Original size 860x572

«Без названия», 2013. Диана Куинлан.

Глава 4: «Типологии»

Ханс Эйкельбум на протяжении своей фотографической карьеры занимается созданием типологий с участием людей. Зачастую он распределяет своих героев на основе выделяющихся деталей внешнего вида.

«Без названия». Серия «Фотозаметки», 2006. Ханс Эйкельбум. / «Без названия», 2005. Ханс Эйкельбум.

Одна из серий фотографий Донована Уайли представляет пространство ирландской тюрьмы, которая была построена для содержания политических заключенных.

Основная ее особенность состояла в повторении комнат и блоков, что должно было создавать ощущение дезориентации и подавленности.

Original size 1500x822

«Без названия». Серия «Лабиринт», 2004. Донован Уайли.

Серия «Пляжные портреты», 1992-2002. Ринеке Дейкстра.

Серия «Три сестры», 2008-2014. Ринеке Дейкстра.

Глава 5: «Апроприация»

Ричард Принс — известный апроприатор, который славится множеством актов присвоения снимков. Самая известная его акция — это заимствование снимков из рекламной кампании сигарет Мальборо.

Автор сопровождает этот жест идеей о борьбе с капитализмом и производителями, которых он пытается разоблачить.

«Дух Мальборо в сигарете с низким содержанием смол», 1978. Мальборо. / «Без названия (Ковбой)», 2016. Ричард Принс.

Кэрри Мэй Уимс прибегает к заимствованию с целью критического осмысления истории фотографии. Она показывает, как заказы на фотографии порабощенных людей в 19 веке только подкрепляли имеющиеся стереотипы и усиливали влияние расистских настроений.

Original size 1200x703

Серия «Отсюда я видел, что произошло, и заплакал», 1995-1996. Кэрри Мэй Уимс.

Original size 1323x1795

«Без названия», 1850. Джозеф Зили.

«Мода в цвете — Хелен Беннет, Мюриэль Максвелл и Беттина Болегард», 1939. Хорст П. Хорст. / «Без названия», 2010. Норман Джин Рой.

Заключение

В конечном счете значение практик повторения в фотографии не может быть оценено одной объективной мерой. Несмотря на приведенные доводы о правомерности и даже необходимости оставаться неоригинальным ради высокой цели, всякое произведение с чертами копирования следует рассматривать отдельно.

Отношение зрителя и профессионального сообщества основывается на множестве описанных факторов, но главный во многом опирается на личность фотографа.

Если он обладает некоторой степенью доверия, то многое может быть одобрено и прощено за счет уверенного положения автора в сфере высокого творчества.

«Без названия». Серия «Борьба за демократию с 1989 по 1994 год», 1991. Грэм Уильямс. / «Гравитация», 2018. Хэнк Уиллис Томас.

Остается добавить, что любительская фотография остается вне законов художественного мира. Она почти полностью обособлена от вопросов оригинальности.

Любой человек вне мира профессиональной фотографии может следовать творческой воле, которая часто не обладает самобытными смыслами, но рождается из эмоциональных потребностей человека в созидании.

Bibliography
Show
1.

Фриман М. Взгляд фотографа / М. Фриман. — М.: Добрая книга, 2012.

2.

Флюссер В. За философию фотографии / В. Флюссер. — СПб.: Издательство СПбГУ, 1998.

3.

Silka P. Repetition in Art — To Be Exactly the Same Over and Over Again / / Widewalls. — 2016.

4.

Leanne N. Rephotography / / Nicole Leanne. — [Электронный ресурс]. URL: https://www.nicoleleanne.com/rephotography

5.

Hrudova J. Self-Repeat: Photographers Explain Their Own Repetitions / / Streetrepeat. — 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://streetrepeat.org/self-repeat/

6.

Davis P. Can the photographic typology be defined? / / Medium. — 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://pdtv.medium.com/can-the-photographic-typology-be-defined/

7.

Rose J. Cultivating Originality In Photography / / Medium. — 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://medium.com/the-smart-view/on-becoming-an-original/

8.

Lum S. What’s wrong with wedding photography? The Iceland Problem / / Ground Glass. — URL: https://ground-glass.com/whats-wrong-with-wedding-photography-aka-the-iceland-problem/

9.

Bonet S. Carrie Mae Weems Confronts the Fraught History of American Photography / / Aperture. — 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://aperture.org/editorial/carrie-mae-weems-confronts-the-fraught-history-of-american-photography/

10.

Mongezeleli A. Challenging Appropriation via Scapegoating: Hank Willis Thomas vs Graeme Williams / / Africanah.org. — 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://africanah.org/challenging-appropriation-via-scapegoating-hank-willis-thomas-v-graeme-williams/

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.
Понятие оригинальности: одинаковое и уникальное в современной фотографии
15