big

На курсе вы узнаете: как дизайнеры могут опередить время на 100 и даже 1000 лет! Почему советский дизайн отличался от западного? Как найти интересные артефакты и почему так важен сторителлинг для создания любого продукта. О том, как проводить предпроектные исследования, структурировать информацию, и на основе полученного опыта создать новые проект.

big
Original size 1380x817

Курс доступен на всех образовательных программах бакалавриата Школы дизайна НИУ ВШЭ.

Продолжительность курса — 1 модуль (8–11 недель). Очная форма обучения. 15–20 мест в группе

Практические занятия будут проходить в библиотеке им. Ленина, в Московском музее дизайна, в библиотеке центра современного искусства «Гараж», во Всероссийском музее декоративно прикладного искусства, в гостях у дизайнеров и коллекционеров.

В рамках курса на основе полученных знаний мы будем готовить исследования — лонгриды о дизайнерах, предметах, выставках, изданиях, организациях, мероприятиях, изобретениях прошлого. На основе найденного и пропущенного через себя исторического материала создадим проект в области современного дизайна.

Чему вы научитесь?

Дизайнер — сложносочиненная, многослойная, многосмысловая профессия. Это не художественное высказывание и не самовыражение. Дизайн зависит от множества факторов: политических, экономических, социальных. Дизайн развивается вместе с технологиями, материалами, меняющимся пользовательским опытом, эстетическими, производственными и законодательными стандартами.

Дизайнеры должны думать на годы, на десятилетия вперед. Дизайнеры средств транспорта сейчас создают автомобили, которые станут востребованными и модными после полного цикла разработки, через 5-6 лет. Фирменные стили должны выглядеть актуально не только в год их выхода на рынок, но и на протяжении многих лет. Чтобы создавать долгоиграющие проекты, интересные большому количеству людей, нужно обладать импатией, кругозором и насмотренностью, вкладывать в них смыслы и культурные коды.

В современном перенасыщенном информационном поле важно улавливать тренды и понимать, откуда они возникают. В море информации выделать главное, уметь мыслить критически и структурировать свои знания.

Original size 2304x1426

Меню кафе с выставки «Советский общепит. Мечты и реальность»

Глобализация дала обратную реакцию — так называемую глокализацию, когда традиционная национальная составляющая в дизайне стала востребована на рынке. По итогам последних международных биеннале, выставок, конкурсов можно проследить пристальное внимание мирового сообщества к локальным культурам. Когда мы с уважение относимся к локальной культуре и транслируем это через свои проекты, она обязательно станет интересна и другим.

Изучение культурного дизайна-наследия и его истоков — декоративно-прикладного и народного искусства — важно не только для теоретиков и историков дизайна, музейных сотрудников. Эти знания дают основу для проектной деятельности во всех областях: будь то медиа, графический, промышленный, фэшн или предметный дизайн.

На курсе истории российского дизайна с середины ХIХ века до настоящего времени в отдельные блоки будут выделены темы: — Российская промышленность в России (конец ХIХ — начало ХХ века) — Инженерная мысль и художественные промыслы в начале ХХ века — Авангард (1920–1930-е годы) — Советское ар-деко и неоклассика (1930–1950-е годы) — Оттепель / система дизайна в СССР (1960–1970-е годы) — Застой / система дизайна в СССР (1970–1980-е годы) — Перестройка (1990-е годы) — Современный дизайн (2000–2020-е годы) — Современные мировые тренды, направления развития дизайна в России.

Original size 2292x1150

Вид выставки «Советский общепит. Мечты и реальность»

Кому подойдет этот курс?

В первую очередь — дизайнерам и художникам. Знания, полученные на курсе, могут быть использованы при создании дизайн-объектов актуализирующих наше культурное наследия, а также для развития стартапов и компаний, в работе с государственными органами и частными производствам, при создании проектов с элементами культурного кода.

Прохождение курса, подразумевает создание проекта на плафторме Студенческого портфолио.

hsedesign.ru — цифровая экосистема Школы дизайна НИУ ВШЭ, объединяющая профессиональное портфолио для дизайнеров — студентов, выпускников и сотрудников университета, образовательную онлайн-платформу, площадку, агрегирующую международные онлайн-конкурсы в креативных индустриях и другие инструменты.

Примеры итоговых проектов

Преподаватель курса

post

Преподавательница курса «История российского дизайна. 1915-2022» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Куратор, историк дизайна, член Национальной академии дизайна, Международного союза дизайнеров, Союза дизайнеров России, Московского союза художников. Основательница и генеральный директор Московского музея дизайна.

О вариативных курсах

Вариативные дисциплины — это авторские курсы преподавателей Школы дизайна для студентов III курса. Выбирая вариатив, студент получает возможность поработать под руководством известных дизайнеров-практиков, преподающих в Школе, и получить уникальные знания и дополнительные компетенции, которые не входят в стандартную программу профиля обучения. Вариатив — обязательная дисциплина: каждый третьекурсник должен посещать вариатив в каждом модуле.

Как записаться на курс?

Запись на вариативы открывается за несколько дней до начала каждого учебного модуля и заканчивается с его началом. Если учащийся не успел записаться на вариатив до начала модуля, ему необходимо обратиться в учебный офис Школы дизайна или к администратору своей группы.

Количество мест в группах ограничено, поэтому каждый студент выбирает сразу три разных вариатива. Необходимо выбрать один приоритетный вариатив и два дополнительных. В случае, если количество записавшихся превышает емкость планируемой группы, то в первую очередь, зачисляются студенты, находящиеся выше по образовательному рейтингу. Студент, не попавший на вариатив первого выбора, распределяется на один из курсов, за которые проголосовал дополнительно. Каждый вариатив может быть выбран только один раз за год — не допускается повторное прохождение одного и того же вариатива.

Как работает межкампусная система вариативов?

Вариативы в Школе дизайна являются межкампусными. Это значит, что выбирать вариативы могут студенты всех кампусов.

По всем организационным вопросам, связанным с выбором вариативов:

— студенты московского кампуса обращаются к Елене Щербининой (eshcherbinina@hse.ru), Елизавете Трушко (etrushko@hse.ru); — студенты кампуса в Санкт-Петербурге — к Анне Прищак (aprishak@hse.ru); — студенты кампуса в Перми — к Елене Ивановой (ENIvanova@hse.ru); —студенты кампуса в Нижнем Новгороде — к Анне Антроповой (aantropova@hse.ru).

История российского дизайна. 1915–2022