
Содержание
–Концепция исследования -Вестибюль -Турецкий (Мавританский) зал -Купольный зал -Большой зал -Малый зал -Заключение -Список источников
Концепция исследования

«Серебряный век» — это исторический период русской культуры, продолжавшийся более четырех десятилетий и охватывающий в основном 1890–1920-е годы.
В 1737 г. Центральные бани во время большого пожара, случившегося в Москве, сгорели. После этого посетители переместились в Сандуновские бани.
История основания новых бань в «Белом городе» старой столицы началась в конце XIX века.
Купец Герасим Иванович Хлудов захотел повторить и даже превзойти успех Сандуновских бань. Он, как и многие промышленники того времени, любил искусство и занимался коллекционированием. Поэтому и бани захотел оформить в дворцовом стиле.
Приглашённому архитектору Семёну Эйбушитцу будущий владелец сказал следующее: «Я хочу, чтобы бани были сказочные. Такие, что в точности и описать невозможно. А еще пышные. С русскими парилками разного разряда, большой Турецкой залой. Ты главное работай, а я подскажу» [4].

Семён Эйбушитц внёс вклад во внешний облик здания комплекса, инженерные конструкции, коммуникации. Его главный помощник Лев Николаевич Кекушев спроектировал многие элементы комплекса, используя разные стили.
Так на месте сгоревшего банного комплекса возник новый, архитектурный и интерьерный стиль которого успешно сочетали в себе как Большие стили (классицизм, барокко) так и малые.
Например, фасадная композиция бань, которые народ называл «хлудовскими» представляет собой искусное сочетание черт русского классического зодчества и малых архитектурных форм западноевропейского барокко [4].
Открытие новых бань стало значимым событием для Москвы. Они быстро завоевали популярность среди москвичей благодаря роскошному оформлению, высокому уровню обслуживания. В интерьере бань были использованы мрамор, позолота, кованные изделия, резные деревянные элементы и витражи, что делало их похожими на дворец.
Кроме того, в банях были оборудованы отдельные залы для мужчин и женщин, а также помещения различного назначения: парилки, бассейны и массажных кабинетов. Этот комплекс был оснащен передовыми на тот момент инженерными решениями, что обеспечивало комфорт и удобство посетителей.
Далее в статье будут рассмотрены признаки смешения разных стилей (полистилизм) в интерьерах Центральных бань.
Главный вход в здание. Строгие прямые линии, колонны — признаки классицизма.
Задняя часть здания.
Вестибюль
Парадная лестница мужского отделения в банях, ведущая на второй этаж на момент открытия была самой поразительно монументальной и красивой в Москве.
Самой характерной её чертой было устройство маршей: первый — семиступенчатый, плавно расширенный книзу, далее он раздваивался, так что на уровень парадного этажа можно было попасть по двум маршам — и слева, и справа.
Схожим приёмом пользуется парадная лестница Парижской Оперы Гарнье, которая так же расходилась на два рукава. К ней так же были обращены три арочных проёма.
Уже в этом заглавном интерьере Центральных бань молодой Кекушев сумел проявить превосходные способности распределения пространства, что, несомненно, высоко оценили Хлудовы.
Кованое ограждение завершается фигурами свирепых драконов или грифонов.
Раздвоенный сегмент парадной лестницы.
Многочисленные колонны в вестибюле украшены позолоченным декором.
Стены и торшеры содержат игривые путти — скульптурные фигурки или барельефы мальчиков-купидонов.
Общий вид на потолочные узоры вестибюля.
В лепную отделку и в эффектное ограждение лестницы были вкомпонованы даты окончания строительства — 1891 год. Существует версия, что тогда Кекушев вел хлудовскую постройку в качестве полноправного соавтора, а не помощника у Эйбушитца.
На входе посетителей встречают сказочные узоры, люди, растения и драконы.
В потолке в роскошной золотой раме расположено полотно с небом от чешского художника Августа Томашки.
Турецкий (Мавританский) зал
Турецкий или Мавританский зал, служил курительной комнатой. Декоративная отделка была вдохновлена интерьерами замков Арабской Испании.
Стены также украшены красочной орнаментальной лепниной.
Интерьер содержит множество деталей характерных для мусульманского стиля: роскошные арки, узорная резьба, колоритные светильники, разноцветная мозаика.
Также прослеживаются черты символизма: настенный декор из металла в виде животных и растений.
Геометрических узоры и растения, плавно переходящие в птиц.
Купольный зал
Одной из визитной карточек банного комплекса был купольный зал с бассейном, отделанный колоннами.

Вокруг расположены четыре скульптурные композиции, созданные в мастерской скульптора Августа Фольца.
Декорации изображали рождение богини Венеры, Нептуна — властителя морей, Венеру как богиню любви, и снова Нептупа — но уже как покровителя торговли.
Между колоннами расположены керамические панно с узорами растений, присущие символизму.
Пример панно из керамики.
Настенная керамика с растениями, фруктами и волнистыми узорами.
Поверхность купола комнаты разделена на восемь долей с круглыми окнами, внутри которых помещены изображения кораблей. В центре купола висит огромная люстра.
Внутри распалубков свода находятся корабли.
Большой зал

Большой зал представляет собой комнату с богато отделанной позолоченной лепниной и полированным деревом.
Зал включает в себя готические особенности, включая резные элементы стульев, декоративные скульптуры и кесонный потолок.
Цвет мебели, штор, пола тоже соответствует данному стилю.
«Кессонный потолок — один из видов архитектурного оформления потолков. Представляет собой углубления, образованные на потолках пересекающимися балками, несущими на себе перекрытия» [8].
Камин зала украшен декоративными львами с крыльями. Сверху находится скульптура из двух мальчиков.
Верхняя часть узора камина содержит много декора в виде растений.
Позолоченный элемент на перекрытиях сводов напоминает инжир.
Малый зал
Настенные узоры малого зала содержат в себе элементы барокко.
Мебель ничем не отличается от большого зала.
Заключение
Центральные бани представляют собой результат эклектики, преимущественно в том же стиле строились здания Китай-Города того времени.
Архитекторы и дизайнеры интерьеров Китайских бань скрестили множество Больших стилей таких как: классицизм, барокко и готика.
В настоящее время банного комплекса не существует. С 1993 года здесь расположен ресторан «Серебряный век». Однако примерно с 2020 года множество исторически значимых комнат закрыты и находятся под охраной государства.
Нащокина М. В. Лев Кекушев. Архитектурное наследие Москвы. — М.: ВЕГА, 2012. — 416 с. Дата обращения: 09.11.2024.
Дом недели: Китайские бани в Театральном проезде [Электронный ресурс] // URL: https://clck.ru/3EfVfq. Дата обращения: 14.11.2024.
Архитектура московских бань [Электронный ресурс] // URL: https://engineer-history.ru/blog/29. Дата обращения: 14.11.2024.
Центральные (Китайские) бани [Электронный ресурс] // URL: https://neglinka-msk.livejournal.com/332764.html. Дата обращения: 15.11.2024.
Центральные («Китайские») бани [Электронный ресурс] // URL https://um.mos.ru/houses/tsentralnye_kitayskie_bani_1891_1892_gg/. Дата обращения: 15.11.2024.
Бусева-Давыдова И. Л. и др. Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. Дата обращения: 15.11.2024.
Центральные бани [Электронный ресурс] // URL: https://moskvam.ru/publications/publication_1078.html. Дата обращения: 14.11.2024.
Кессонный потолок [Электронный ресурс] // URL: http://www.m-e-t-r.ru/publ/slovar/k/kessonnyj_potolok/12-1-0-46. Дата обращения: 14.11.2024.
Архив фотографий посетителя https://disk.yandex.ru/a/77fQlu2b3TA7bu/5aa1564ba69d2383d15d2b5c