Original size 1541x2021

Этика в биоарте: когда искусство становится безумием?

PROTECT STATUS: not protected
25

В 1996 году художника под псевдонимом Стеларк посетила идея вырастить на себе третье ухо, которое будет неким звуковым порталом для людей со всего мира, давая им возможность проживать совместный аудиальный экспириенс с автором посредством Wi-Fi. Через 11 лет первый этап был выполнен — Стеларк, используя биоматериалы, встречающиеся в работе пластических хирургов, поместил «ухо» под кожу левой руки.

big
Original size 2301x1308

Стеларк «Третье ухо»

Каркас прижился к организму художника и сейчас Стеларк воспринимает «ухо» как естественную часть себя. Однако, реакция общества была противоречивой: некоторые считали Стеларка гением, другие же с презрением восприняли работу как нечто отталкивающее. Тем не менее, именно «Третье ухо» по сей день является одним из самых ярких произведений биоарта.

Биоарт — это направление современного искусства, в котором инструментами художника становятся бактерии, живые организмы и ткани, жизненные процессы и всё то, что мы можем представить под словом «био».

big
Original size 1280x851

Эдуардо Кац «Капсула времени»

Термин «биоарт» был впервые упомянут в 1997 году Эдуардо Кацом при определении жанра своей перфоманс-инсталляции «Капсула времени». В свою ногу художник вшил чип, к которому зрители могли подключаться дистанционно. Данные, хранящиеся в нем, несли информацию и фото из жизни Каца. Так аудитория будто проникала в воспоминания артиста.

Original size 864x648

Эдуардо Кац — Трансгенный цветок с ДНК художника

Несмотря на то, что именно Кац дал название новому направлению в искусстве, считается, что первым биохудожником был Александр Флеминг. Ученый не только сделал значимое медицинское открытие пенициллина, но нашел его применение в искусстве. Экспериментируя с бактериями в чашке Петри, Флеминг создавал первые картины в жанре биоарт.

Картины Александра Флеминга в чашке Петри

Метод рисования бактериями широко используется и по сей день.

Loading...

Совершенствование научных технологий повлияло на развитие биоарта. Синтез инновационных решений и биологических материалов создает предметы искусства на стыке «живого» и «неживого».

Original size 1500x1000

Дарко Вукич «Гальванизация ребенка». Размышления на возможность будущего покрывать неродившегося ребенка серебром и сохранять в качестве предмета искусства.

«Я создала живых бабочек, узоры крыльев которых были изменены в художественных целях. Такие изменения были достигнуты путем вмешательства на стадии развития крыла, что привело к формированию нового рисунка, никогда ранее не встречавшегося в природе. Крылья бабочки состоят исключительно из нормальных клеток, без искусственных пигментов и рубцов, но созданы художником. Эти крылья — пример чего-то одновременно естественного, но возникшего в результате вмешательства человека. Художественное вмешательство оставляет гены бабочки неизмененными. Таким образом, новые закономерности не передаются потомству модифицированных бабочек. Новые узоры — это то, чего никогда раньше не существовало в природе, и что быстро исчезает из природы — их больше нельзя увидеть. Эти произведения искусства буквально живут и умирают. Они являются образцом искусства с продолжительностью жизни — продолжительностью жизни бабочки. Они являются примером чего-то, что одновременно является искусством и жизнью», — Марта Де Менезес

Original size 935x569

Марта Де Менезес — «Природа?»

Однако, если результат биоарта понятен — создание содержательных предметов искусства, то разгадать цели художников немного сложнее. Осмыслить место человека во Вселенной, осветить проблему экологии, способствовать популяризации биотехнологии… Что, если именно отсутствие какой-то одной общей цели между деятелями создает резонанс в реакции общества на произведения? Актуальным стоит вопрос этики биоискусства: допустимо ли использование живых организмов, даже если речь идет о простом наборе клеток, для выражения своего манифеста?

0

Йоко Шимицу «Биодинамики»

Original size 600x400

Джо Девис «Бактериальное радио»

0

Алана Линч «Интуитивное чувство» («Gut feeling»)

0

Мириам Симун «Звук шмеля, отказывающегося колонизировать искусственное гнездо»

С одной стороны, нельзя отрицать, что искусство в целом является рычагом развития философской мысли. Такой же принцип относится к биоарту. Произведения поднимают острые темы и привлекают внимание общества к ним.

Original size 2036x1423

Анна Лаура Кантера «Менструальные нити»

«Сейчас я вяжу и развязываю свое тело. Я использую свою менструальную кровь, чтобы разобрать и раскрыть себя в образе женщины, со всем, что с этим связано. В процессе плетения я отказываюсь от своей истории и вяжу новую», — Анна Лаура Кантера

0

Анна Димитру «Сифилис платье»

0

Осбанова София «Я Другой»

Шпела Петрич «Противостояние растительной непохожести»

Кроме того, биоарт освещает открытия в научном мире. Что плохо в популяризации открытий пластичекой хирургии, генной и клеточной инженерии, клонирования объектов?

Original size 1200x914

Эми Карле «Регенеративный реликварий»

0

Нил Харбисон — Антенна, передающая цвета звуковыми волнами

0

Йоко Шимицу «Соноситез»

Original size 1080x720

Дарья Леконцева «Я вас слышу: паросмия и другие призраки COVID-19»,

Противники биоарта считают, что художники заходят слишком далеко в попытках создать «киборг-человека», нарушая природные законы. В качестве аргумента приводится отсутствие доказательной базы безопасности чрезмерных вмешательств в свой организм. Так, например, художница Мун Рибас в попытках расширить спектр своих ощущений вшила в свои ноги и руки сейсмические индикаторы, которые вибрировали каждый раз при землетрясении в любой части планеты. После семи лет эксперимента, художница удалила импланты, не объясняя причины, однако, призналась, что теперь чувствует фантомные вибрации в своем теле и с трудом привыкает к «обычной» жизни.

Original size 1350x900

Мун Рибас танцует, слушая вибрации сенсоров

Loading...
0

Орон Кэттс и Ионат Зурр «Несодранная кожа»

Original size 900x600

Хезер Дьюи Хаборг «Наверное Челси». Каждое лицо смоделировано посредством изучения ДНК незнакомцев

Методы биоискусства иногда включают использование животных как инструментов. Защитники зоомира уверены, что нет необходимости в том, чтобы пресекать границы живых существ.

Original size 720x486

Эдуардо Кац «Проект Альбо». В гены животных вливались ген медузы для получения флуоресцентного эффекта

Loading...

Брендон Баланжере « Новые реликварии Малампа»

0

Марион Лаваль-Жанте и Бенуа Манжен «Пусть лошадь живет во мне!»

И если биоарт пытается выйти за границы существующего в природе, как тогда определить в какой момент искусство становится безумием?

0

Марта Де Менезес «Анти-Марта»

0

Роза Каннибал «Гемоглофилия (Рецепты как удалить голод каннибала)»

0

Орлан «Возрождение Святой Орлан»

Original size 2175x1534

Пекка и Тейя Исораттьяс «Робот-инвалид»

Несмотря на резонанс реакции общества, биоарт продолжает существовать и развиваться. Каждое произведение биоискусства напоминает нам об изменениях в технологиях и всеобщей новой волне модернизации. Возможно, именно это ощущение чего-то неизведанного и чего-то, что «сильнее» природы вызывает у некоторых зрителей чувство страха, пока другие восхищаются способностям человека конструировать мир. Так этично ли биоискусство?

Гопка Виктория, Каплан Ася, Осбанова София «Живой труд»

Используемые источники

Этика в биоарте: когда искусство становится безумием?
25