Original size 984x1277

Recycle Group: работа с пространством в выставочной практике

16
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Мое знакомство с работами Recycle Group началось в 2017 году с визита в Пушкинский музей. Я намеревалась посмотреть постоянную экспозицию и, покупая билет, не обратила внимание на проходящие параллельно выставки. Оказавшись среди скульптур эпохи Возрождения, я размышляла о силе искусства, прошедшего сквозь века и сохранившего способность вдохновлять людей разных сфер и профессий. Неожиданно мой взгляд остановился на инородном объекте. Пара скульптур в нехарактерных для окружения серых тонах была странным образом созвучна с остальными произведениями. Я подошла ближе. Эти объекты представляли собой две обезличенные человеческие фигуры, наполовину проступающие из обыкновенных мусорных контейнеров на колесиках. Каждая из этих фигур держала в руках смартфон.

0

Выставка «Homo Virtualis», ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 2017

Расположенные рядом с музейной коллекцией, эти объекты не вступали с ней в конфликт. Напротив, они усиливали ее визуальную и смысловую эстетику, подчеркивая при этом временной разрыв. Рассматривая постоянную экспозицию последующих залов, я находила все больше скульптур, выбивающихся из общего контекста и, в конце концов, остановилась около многофигурной композиции из строительной сетки, возвышающейся над статуей Давида. В течение пути я ощущала, будто все эти объекты преследуют меня: оставаясь в тени, они не привлекали внимания напрямую, но мимикрировали под обстановку, прячась в, казалось бы, гармонично выстроенных классических интерьерах. Я невольно воспринимала их как некие сигналы из виртуального будущего. Они казались не созданными руками человека, но сгенерированными безучастной машиной. Это произвело на меня впечатление.

Позже я узнала, что это была выставка-интервенция краснодарской арт-группы Recycle Group, основанной Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым в 2008 году. В своих работах они обращаются к современным культурным тенденциям — в частности, к распространению цифровых технологий и виртуального пространства, которое, по мнению художников, трансформирует систему человеческих ценностей. Какое место займут в будущем эти новые ценности и что человек XXI века оставит после себя — вопросы, которые Recycle Group поднимают посредством лаконичных и выразительных образов, отличающихся высоким уровнем визуального воплощения.

Свое исследование я решила сосредоточить не столько на идейно-смысловом наполнении работ, сколько на том, как эти идеи преподносятся зрителю. Очевидно, что художники проводят тщательную концептуальную работу по выстраиванию каждой экспозиции — будь то классическая репрезентативная выставка или полностью виртуальный проект, воспринимаемый зрителем в контексте определенного пространства, без которого он перестает существовать. В своей работе я планирую рассмотреть несколько ключевых выставок, проанализировав их с точки зрения архитектуры пространства и взаимодействия произведений с аудиторией. Моя цель — выявить, что именно отличает подход краснодарских художников в контексте такой популярной и актуальной для многих современных авторов темы.

Original size 960x620

Recycle Group (Андрей Блохин и Георгий Кузнецов) на фоне Центрального выставочного зала «Манеж», Санкт-Петербург, 2021

Техника и типология работ

В одном из интервью Андрей Блохин и Георгий Кузнецов упомянули, что в своих работах сознательно используют демонстративное слияние «высокого» и «низкого» [10]. На мой взгляд, именно этот контраст является одним из стилеобразующих элементов их произведений. Известно, что художники вдохновляются образами древнего искусства — скульптурой, шумерской клинописью, символикой саркофагов, а также батальными сценами, изображенными на античных барельефах. Они берут за основу эти визуальные формы, переосмысляя их содержание через призму взаимодействия человека и технологий. Благодаря этому трансформируется и сама оболочка: например, человеческие фигуры становятся стерильными и обезличенными, а тело деконструируется — распадается на части, осыпается, пронизывается другими объектами, становясь визуально бесплотным, подобно цифровой 3D-модели.

Само название Recycle связано с тем, что свои объекты Георгий и Андрей изготавливают из перерабатываемых промышленных материалов: пластика, резины, полиуретана, строительной сетки, гранулированного пенопласта, гофрированных труб и лишь иногда — из массива дерева. Благодаря этому каждое произведение приобретает дополнительный индустриальный оттенок: из производственных отходов вырастают изящные и точные образы, наделенные физическими характеристиками этих материалов. Работают художники исключительно с объемом. В их портфолио есть скульптуры (бюсты, статуи, абстрактные формы), барельефы разных масштабов и конфигураций, объемные настенные композиции, интерактивные и световые инсталляции с использованием LED-технологий, а также объекты дополненной реальности. Они практически не используют цвет — их объекты монохромны, но иногда палитра смещается в сторону песочных оттенков. Насыщенный цвет появляется только в подсветке и световых инсталляциях, создавая красивый контраст с мягкой монохромной гаммой.

«Paradise Network» Мультимедиа Арт Музей, Москва, 2012-2013

0

Выставка «Paradise Network», Мультимедиа Арт Музей, Москва, 2012-2013

Я бы хотела начать с одной из ранних выставок Recycle Group, открывшейся в Московском Мультимедиа Арт Музее в 2012 году. В экспозиции художники представили несколько объектов, через которые провели параллель между современной цифровой средой и религиозной символикой. Так, массивная скульптура, созданная по мотивам логотипа социальной сети, отсылала к образу христианского креста, а уходящие в перспективу ворота, выполненные из гофрированных черных труб, становились аллегорией врат Рая. Эти ключевые произведения сопровождались витражной композицией с изображениями супергероев, табличками из искусственно состаренного полиуретана с фрагментами пользовательских соглашений, а также барельефами, посвященными теме потребления.

В пространстве классического «белого куба» объекты были размещены свободно, образуя небольшие композиционные группы. Белые стены создавали необходимый «воздух» для восприятия детализированных и массивных произведений, а наливной пол — с технологической точки зрения — перекликался с полиуретановыми скульптурами и барельефами в монохромных оттенках. Экспозиция не выглядела монотонной: объекты сочетались между собой тонально, материально и по масштабу, местами трансформируя само пространство — на их фоне зал словно растворялся. Все это формировало целостное, тактильно и визуально выразительное пространство, мягко погружающее зрителя в ироничный подтекст филигранно исполненных работ.

«Conversion» Церковь Святого Антония, Венеция, 2015

0

Выставка «Conversion», Церковь Святого Антония, Венеция, 2015

В противовес Paradise Network я бы хотела обратиться к проекту, развивающему схожую идею, но реализованному в пространстве, нетипичном для традиционной выставочной практики. В 2015 году Андрей Блохин и Георгий Кузнецов разместили свое высказывание о параллелях между цифровым миром и религиозной символикой в стенах древней венецианской церкви. На этом проекте мне бы хотелось остановиться подробнее.

Художники вписали современное художественное высказывание в аутентичный исторический интерьер — духовное и аскетичное пространство, которое не только не утратило при этом своей глубины, но и оказалось подчеркнуто и переосмыслено через эту интервенцию. В то же время и само пространство усилило идею выставки, предложив уникальный угол восприятия визуально смелых и концептуально дерзких объектов.

Выставка «Conversion», Церковь Святого Антония, Венеция, 2015

Выставка Conversion открылась на два года позже, чем Paradise Network, и за это время в коллекции Recycle Group появились барельефы из строительной сетки, ставшие знаковыми для их дуэта. Композиционно они отсылали к античным батальным сценам, однако сюжетная основа обманчиво проста: при ближайшем рассмотрении визуальная поэзия превращалась в иронию. Зритель видел сцены групповой установки Wi-Fi-вышки и онлайн-конференции, участники которой, облаченные в драпированные одежды, расположились за длинным столом перед мониторами. В интерьере церкви Святого Антония, на фоне подлинных скульптур, эти сетчатые произведения казались почти невесомыми. Несмотря на свои габариты и положение в пространстве, они не подавляли собой окружение, а, напротив, выглядели эфемерными — как визуальное воплощение цифрового мира, лишенного физической плотности. Деликатным жестом стало и оформление оконных проемов со стороны фасада: фигуры людей в них напрямую не раскрывали тему цифрового пространства, но за счет контраста с древней архитектурой притягивали внимание прохожих.

Выставка «Conversion», Церковь Святого Антония, Венеция, 2015

Выбор строительных лесов, на которых располагались барельефы, был не случаен: художники упоминали, что в церкви запрещалось устанавливать дополнительные крепления. На мой взгляд, грубые металлические конструкции, как признак временного состояния, только подчеркнули динамичный, почти эфемерный характер выставки. Она будто возникла и растворилась, оставив зрителя в размышлениях о будущем.

«Heaven Carrier» Richard Taittinger Gallery, Нью-Йорк, 2015

0

Выставка «Heaven Carrier», Richard Taittinger Gallery, Нью-Йорк, 2015

Возвращаясь к пространству «белого куба», я хотела бы выделить выставку, проходившую в нью-йоркской галерее в том же году. Здесь Recycle Group сосредоточились на образе человека, переживающего экзистенциальный кризис, вызванный зависимостью от потребления и социальных сетей. Экспозиция состояла из белоснежных сетчатых барельефов, деконструированных бюстов, настенных объемных композиций, а также скульптуры башни сотовой связи, отсылающей к образу древнего обелиска.

Пространство визуально напоминало зал ММАМ, однако здесь художники использовали более уравновешенную палитру: за основу был взят белый цвет, независимо от материала произведения. Он мягко оттенялся композицией бюстов в центральной части зала и создавал контраст со строгими, графичными очертаниями башни, которая открывалась зрителю при входе.

Выставка «Heaven Carrier», Richard Taittinger Gallery, Нью-Йорк, 2015

Выставка «Heaven Carrier», Richard Taittinger Gallery, Нью-Йорк, 2015

Было представлено несколько бюстов, визуализирующих застывший момент разрушения человеческого тела цифровой субстанцией в виде объемных иконок приложений. Деконструированные тела и головы, несмотря на пугающий посыл, выглядели отстраненными. Вероятно, это было не столько визуализацией самого человека, сколько его цифрового аватара, что стирало границу между виртуальным и материальным. Бюсты были выполнены из полиуретана разных оттенков. Три фигуры составляли центральную композицию, остальные были размещены по периметру, обособленно друг от друга.

Original size 1252x1080

Выставка «Heaven Carrier», Richard Taittinger Gallery, Нью-Йорк, 2015

В Heaven Carrier художники обратились к форме круга: зритель буквально оказывался под куполом, отсылающим своей идеей к эпохе Возрождения и знаменитой Камере дельи Спози в Мантуе. Визуально легкое, несмотря на характерный для Recycle Group ироничный подтекст, это произведение стало, пожалуй, самым изящным и выразительным элементом всей экспозиции. Оно было зарифмовано с круглым барельефом из той же строительной сетки в другой части пространства, а между ними на стене располагался круглый сюжет с человеком, освобождающим свое тело от гофротруб — отсылка к археологическим раскопкам.

Выставка «Heaven Carrier», Richard Taittinger Gallery, Нью-Йорк, 2015

Несмотря на внешнюю простоту экспозиции, художники в первую очередь работали с пространством между объектами, обособляя их настолько, чтобы зритель мог ощутить внутреннее звучание каждого. Главным смыслообразующим элементом стала башня сотовой связи. На фоне чистых форм и белоснежных произведений она выглядела почти демонически, что соответствовало идее неиссякаемой силы корпораций, предоставляющих услуги связи.

«Homo Virtualis» ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 2017

0

Выставка «Homo Virtualis», ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 2017

Проект Homo Virtualis был подготовлен специально для Пушкинского музея и представлял собой выставку-интервенцию. Идея Recycle Group заключалась в том, чтобы разместить свои объекты среди исторических экспонатов, с которыми прослеживалось визуальное сходство. Тем самым художники маскировали посыл того, что виртуальная реальность, все глубже поглощая наше внимание, в конечном счете может подменить собой материальное и духовное наследие, которое формировалось на протяжении тысячелетий.

Расположенная в пространстве «белого куба», Homo Virtualis затрагивала бы эту тему в более абстрактной форме. Но спрятанная среди мощнейших произведений искусства, эта выставка по сути усложнила концепцию рассмотренного ранее проекта Conversion. В результате получился более тонкий диалог со зрителем, который скорее напоминал интеллектуальную игру.

0

Выставка «Homo Virtualis», ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 2017

В противовес мимикрирующим под классику скульптурам, Recycle Group разместили перед входом в музей, а также в пространствах Итальянского и Греческого двориков объекты с использованием дополненной реальности. Увидеть их целиком можно было с помощью специального приложения, установленного на гаджет.

Выставка «Homo Virtualis», ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 2017

Без использования приложения инсталляции представляли собой стерильные, геометрические фигуры, имитирующие машинное зрение. Посредством этих форм и стремительно развивающегося инструмента дополненной реальности художники поставили вопрос: что сегодня можно считать фигуративным искусством? И снова стоит отметить, насколько мощно здесь сработал контраст между современным и историческим.

Выставка «Homo Virtualis», ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва, 2017

«Blocked Content» Российский павильон на 57-й Венецианской биеннале, Венеция, 2017

До этого я рассматривала проекты, помещенные в светлое, хорошо освещенное пространство. Однако я задумалась: предлагаемые художниками темы популяризации виртуального мира несут в себе мрачный подтекст, несмотря на тонкие, визуально изящные рифмы и нюансы. Как изменится восприятие этого подхода, если поместить его в темный антураж?

0

Выставка «Blocked Content», Российский павильон на 57-й Венецианской биеннале, Венеция, 2017

В рамках 57-й Венецианской биеннале Recycle Group создали проект Blocked Content. Он стал частью Российского павильона, где были представлены работы трех участников. Для того, чтобы увидеть инсталляцию Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, нужно было спуститься по лестнице и пройти сквозь лабиринт.

Зритель оказывался в пространстве черного куба, выполненного из специального пластика: он просвечивал фронтально, но под углом становился полностью черным. Для того, чтобы производить такой пластик, художники сделали специальную машину. Эта фактура визуально усложняла пространство и не смотрелась массивно — что снова отсылало к образу мерцающего цифрового мира, не имеющего материальной плотности.

0

Выставка «Blocked Content», Российский павильон на 57-й Венецианской биеннале, Венеция, 2017

Далее перед зрителем открывалось пространство некой «цифровой пещеры», где абстрактные полигональные фигуры поглощали человеческие тела. Осмыслить происходящее возможно было лишь с помощью дополненной реальности. Открыв приложение, зритель видел эти фигуры целиком: застывшие в напряженных позах, они олицетворяли тот самый blocked content — заблокированных пользователей, навсегда подвисших в виртуальном мире.

Несмотря на белые стены, помещение было слабо освещено и, вместе со сценарием перемещения от входа к инсталляции, создавало ощущение темноты. На мой взгляд, цифровое пространство ассоциируется именно с черным, что в физике фактически означает отсутствие света. В этом проекте высказывание Recycle Group вновь оказалось точно подчеркнуто выбранным пространственным решением.

«Template of Life» ЦСИ «Винзавод», Москва, 2017

В этом же году Андрей Блохин и Георгий Кузнецов сфокусировались на создании более атмосферных, интерактивных инсталляций, еще больше углубившись в фантазию о том, как видит мир сама машина. В Цехе Красного на территории ЦСИ «Винзавод» они открыли выставку, состоящую из одного объекта, который предлагал посетителям испытать некий психоделический опыт.

0

Выставка «Template of Life», ЦСИ «Винзавод», Москва, 2017

Объект представлял собой 35-метровую трубу, внутри которой зритель мог проехать лежа, переживая на собственном опыте процесс отключения машины от сети. Конструкция была выполнена из уже упоминавшегося специального пластика, текстура и плотность которого меняются в зависимости от угла зрения. Неравномерный ритм черно-белых полос перекликался с шестиканальным звуковым сопровождением внутри трубы.

Выставка «Template of Life», ЦСИ «Винзавод», Москва, 2017

0

Выставка «Template of Life», ЦСИ «Винзавод», Москва, 2017

Визуально инсталляция поддерживалась ритмом размещенных на стене арт-объектов из того же пластика. Они «зажигались» при приближении зрителя и «гасли», когда тот отходил. В темном помещении с изящными сводами это выглядело футуристично и по-настоящему эффектно. Отдельно я бы хотела отметить архитектурное решение выставки: лаконичное и сдержанное, оно визуально строилось на горизонтальном ритме, частью которого стали колонны со сводами, обрамляющие центральный объект.

«They were lying to you, everything is different» Центр Жоржа Помпиду, Париж, 2018

Идея «пиратской» выставки пришла Георгию и Андрею еще раньше, однако реализовать ее они смогли именно в разгар своей карьеры. Это определенно стало интересным шагом, логически вытекающим из их насыщенного и экспериментального выставочного опыта. Проект не был выставкой в классическом понимании — он существовал исключительно в пространстве дополненной реальности.

В Центре Жоржа Помпиду в Париже, в залах с постоянной коллекцией, художники пофантазировали о том, что могла бы почувствовать машина, оказавшись в окружении знаменитых произведений современного искусства.

0

Выставка «They were lying to you, everything is different», Centre Georges Pompidou, Париж, 2018

Выставка «They were lying to you, everything is different», Centre Georges Pompidou, Париж, 2018

Восемнадцать произведений оказались «проанализированы» условным искусственным интеллектом, что на самом деле являлось работами Recycle Group, которые можно было увидеть только через специальное приложение, оказавшись внутри Центра Помпиду. Этим проектом художники подняли вопрос трансформации роли музеев в цифровую эпоху и наглядно продемонстрировали, как произведения, обладающие ценностью в материальном мире, могут быть легко сведены к набору данных, когда речь идет об алгоритмах.

«New Nature» Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, 2021

Завершить исследование я бы хотела выставкой, проходившей в 2021 году в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге. Она стала неким промежуточным итогом практики Recycle Group: на двух этажах пространства Манежа были размещены практически все созданные художниками объекты, дополненные свежими интерактивными и световыми инсталляциями, а также более интенсивным взаимодействием с AR-приложением. Проект New Nature получился многослойным и насыщенным, нацеленным, в первую очередь, на то, чтобы пробудить в зрителе новые ощущения, которые остались бы с ним надолго.

0

Выставка «New Nature», Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, 2021

Манеж представлял собой единое двухуровневое пространство с перепадами высот пола и потолка, опорами, создающими дополнительное зонирование, а также сочетанием черно-белой гаммы с отделкой из дерева. Recycle Group выстраивали структуру экспозиции, группируя объекты по смыслу и технике исполнения, учитывая при этом архитектуру интерьера. Зритель мог свободно выбирать направление движения. В центральной части помещения располагались новые для их визуального языка арт-объекты с цветной подсветкой, тогда как по периметру открывались более «тихие» зоны, предназначенные для вдумчивого и глубокого погружения в замысел произведений.

Новым эффектным объектом стала масштабная инсталляция второго этажа, символизирующая некий лес цифровых данных. Визуально она представляла собой плотно «высаженные» растения, изготовленные из полиуретана, на поверхности которых были нанесены различные коды. Внутри этого леса находились интерактивные звуковые арт-объекты, реагировавшие на прикосновения человека. Бионическая тематика хорошо контрастировала с геометрией и строгостью остальной экспозиции, что при таком уровне насыщенности было действительно красивым ходом.

0

Выставка «New Nature», Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, 2021

Среди объектов дополненной реальности одним из самых выразительных стал изящный мраморный столбик, установленный перед входом в лес. Надпись «it doesn’t exist» активировала эффект исчезновения через приложение, буквально растворяя объект и демонстрируя порой даже пугающие возможности виртуального пространства.

Выставка «New Nature», Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург, 2021

Заключение

В процессе анализа выставочного опыта Recycle Group я пришла к выводу, что их практика, ввиду исследуемых ими социокультурных процессов, нацелена на диалог со зрителем, а значит, требует качественной подачи, чтобы создать то самое пространство для взаимодействия. Художники демонстрируют чуткий проектный подход и предлагают аудитории воспринять актуальные проблемы через нестандартные ракурсы, достигаемые путем смелой экспериментальной работы с концепцией выставки. Их произведения «звучат» как в пространстве «белого куба», где художники концентрируются на работе с ритмом и паузами между объектов, так и в историческом интерьере, усиливающем визуальный и смысловой контраст с характером их произведений.

Bibliography
Show
1.

Homo Virtualis // Recycle Group [Электронный ресурс]. URL: https://recycleartgroup.com/exhibitions/homo_virtualis/ (дата обращения 16.05.25)

2.

Paradise Network // Recycle Group [Электронный ресурс]. URL: https://recycleartgroup.com/exhibitions/paradise_network/ (дата обращения 18.05.25)

3.

Conversion // Recycle Group [Электронный ресурс]. URL: https://recycleartgroup.com/exhibitions/conversion/ (дата обращения 18.05.25)

4.

Heaven Carrier // Recycle Group [Электронный ресурс]. URL: https://recycleartgroup.com/exhibitions/heaven_carrier/ (дата обращения 18.05.25)

5.

Blocked Content // Recycle Group [Электронный ресурс]. URL: https://recycleartgroup.com/exhibitions/blocked_content/ (дата обращения 19.05.25)

6.

Template of Life // Recycle Group [Электронный ресурс]. URL: https://recycleartgroup.com/exhibitions/template_of_life/ (дата обращения 19.05.25)

7.

They were lying to you, everything is different // Recycle Group [Электронный ресурс]. URL: https://recycleartgroup.com/exhibitions/they_were_lying_to_you_everything_is_different/ (дата обращения 19.05.25)

8.

New Nature // Recycle Group [Электронный ресурс]. URL: https://recycleartgroup.com/exhibitions/new-nature/ (дата обращения 19.05.25)

9.

Recycle (арт-группа) // Wikipedia [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Recycle_(%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0) (дата обращения 16.05.25)

10.

Artist talk с художниками Recycle Group // YouTube [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=T0QQ-6fjNjQ (дата обращения 17.05.25)

11.

Russian Pavilion17 // EstherArtNewsLetter [Электронный ресурс]. URL: https://estherartnewsletters.com/2017/03/20/russian-pavilion17/ (дата обращения 19.05.25)

Image sources
Show
1.

Paradise Network. 20.12.2012—20.01.2013, Мультимедиа Арт Музей, Москва

2.

56-я Венецианская биеннале современного искусства. Conversion. 9.05.2015—22.11.2015, Церковь Святого Антония, Венеция

3.

Heaven Carrier. 3.04.2015—3.05.2015, Richard Taittinger Gallery, Нью-Йорк

4.

Homo Virtualis. 21.06.2017—20.08.2017, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва

5.

57-я Венецианская биеннале современного искусства. Blocked Content. 13.05.2017—26.11.2017, Российский павильон, Венеция

6.

Template of Life. 20.09.2017—22.10.2017, ЦСИ «Винзавод», Москва

7.

They were lying to you, everything is different. 26.05.2018, Центр Жоржа Помпиду, Париж

8.

New Nature. 16.07.2021—10.10.2021, Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург

9.

Художники Recycle Group — о нейросетях, плесени и новой природе // РБК Стиль. 30.07.2021 (https://style.rbc.ru/people/610410f39a7947923b778dc0) Дата обращения: 19.05.25

Recycle Group: работа с пространством в выставочной практике
16