Original size 1140x1600

Север в творчестве Юлии Никитиной

PROTECT STATUS: not protected
360
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
Finalist of the competition
big
Original size 1321x929

«Полярный урал», 2017

Наверное, в современном российском комикс-сообществе тяжело найти кого-то более самобытного, чем художницу Юлию Никитину. Юлия Никитина — авторка комиксов родом из Салехарда, которая пишет о собственном опыте. Опыт Юлии немного специфичен, хоть, конечно, и соотносится с общечеловеческими проблемами и трудностями (болезни, переезды, сложности адаптации, поиск собственного пути в жизни), но все же имеет в себе чуть больше, чем то, к чему привык обычный читатель.

Основная тема комиксов и работ Юлии — это север, конкретно, русский север, еще конкретнее, заполярный Урал. Через ее комиксы читатель погружается в атмосферу вечной мерзлоты, холода, полярных ночей, пугающих природных катаклизмов и очень милой маленькой растительности.

Даже визуальный стиль Юлии в комиксах очень напоминает о ее «северном» прошлом: много свободного «воздуха» на страницах с какими-то мелкими, проработанными, темными деталями — очень даже полярный день с низкими кустарниками посреди снега.

В ее работах у слова «север» возникает некоторое комплексное значение: север становится не только географической единицей или направлением части света, нет, он также становится частью жизни Юлии, частью ее судьбы и построенной на этой судьбе личности. Во многих ее работах присутствует как раз-таки эта доля автобиографичности, искренности, которая умело переплетается с ее прошлой жизнью в Салехарде и ее настоящими экспедициями в горы Полярного Урала. Юлия много рефлексирует и стремится осмыслить то, что происходит с ней в подобном контексте.

Так, в интервью для Бумкниги Юлия Никитина сказала: «…Место, с которым ты связан, в нужный момент помогает почувствовать, чем ты отличаешься от других, и понять, что ты можешь рассказать, о чём ещё не говорили другие. Если у тебя перекрыта вся связь с местом и с личным опытом, потому что если ты из маленького города на Севере и этот опыт тебе не нравится, то какой опыт остаётся? Что у тебя вообще есть? Получается, что у тебя нет ничего».

В этом визуальном исследовании я бы хотела рассмотреть, что входит в понятие «севера» в комиксах Юлии Никитиной. Изучить, что отличает ее работы, какие характерные приемы она использует, какие есть отсылки к Полярному Уралу, каким образом простраивается нарратив вокруг ее личности и ее мест жизни, каким образом визуальный стиль напоминает северные узоры и почему это происходит. Для того, чтобы рассмотреть это наиболее комплексно в этом исследовании будут использованы такие работы Юлии, как печатные «Полуночная земля», «Дневник штормов», «Азбука северных растений», а также некоторые опубликованные в сети Интернет комиксы, выложенные на сайте Goethe Institut и в социальную сеть Вконтакте, в группу, которую ведет Юлия, под названием «Путешествия чародея».

Север как детство

Очевидно, что раз Юлия родилась в Салехарде, то север России для нее важен. Так, например, в комиксе «Полуночная земля» читатель больше узнает о прошлом Юлии, о том, как встретились ее родители и как прошло ее детство в северном городе, «в точке света в ледяной темноте тундры».

Для Юлии Салехард — место воспоминаний, место, в котором они были вместе с мамой только вдвоем: она, мама и беспросветная тьма, которая всегда окружает город. Салехард — место силы и спокойствия, в котором всегда комфортно и приятно. Бесконечные морозы, трудности с прогревом квартиры, лишения, болезни Юли и другие проблемы, с которыми семья была вынуждена столкнуться, не становятся для Юлии Никтиной чем-то страшным и тяжелым. Для нее Салехард в первую очередь — это детство, и ничто не может изменить ее бережное отношение к этому месту.

Original size 2480x1600

«Полуночная земля», 2017

Original size 2480x1600

«Полуночная земля», 2017

Original size 2480x1600

«Полуночная земля», 2017

Так, в разговоре Юлии с матерью, мать говорит, что «„дом“ остается там, где человек родился», из чего она делает вывод, что для маленькой Юли Салехард навсегда останется домом. И кажется, что эта мысль становится основной для комикса: куда бы Юля не поехала и где бы не оказалась, внутри она всегда хранит «кусочек той зимней темноты»

Север как путешествие

После школы Юлия уехала из Салехарда: сначала в Тюмень, затем в Санкт-Петербург. Мир детства стал для нее слишком маленьким и тесным, однако пропало чувство комфорта и безопасности, которое присутствовало с ней в Салехарде: она начала больше болеть и тревожиться, ей стало тяжелее существовать. Предыдущая жизнь в маленьком городе на севере не помогла приспособиться к новым условиям.

Юлия прожила некоторое время в этих двух городах, затем захотела узнать о мире больше, однако все равно не смогла отпустить свой детский опыт. Мне кажется, что из-за того, что ее опыт взаимодействия с севером был довольно ограничен (во многом из-за месторасположения Салехарда и болезней Юлии), во взрослой жизни Юлия решила попробовать «обновить» отношения с этими мерзлотными землями, что вылилось в большое количество поездок и экспедиций по различным частям северного Урала.

Original size 2480x1600

«Полуночная земля», 2017

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Путешествия на север стали для нее «зоной комфорта»: именно во время поездок она ощущала себе гораздо легче и спокойнее, несмотря на то, что здоровье Юлии не всегда позволяло ей без проблем выносить все северные испытания. Из таких поездок появились путевые дневники, которые она вела и в которых фиксировала свои мысли и переживания. Подобные путешествия создавали хорошую почву для рефлексии: не только о себе и собственном опыте, но и о местах, которые окружают вокруг.

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Юлия стала фиксировать то, как ведут себя люди в поездке, какие пейзажи можно увидеть, поднявшись чуть выше в гору, какие растения можно найти в ущельях и как зовут собак, с которыми приехали такие же искатели приключений, как и она.

Original size 2480x1600

«Путешествие на полярный урал», 2020

Север как история

Опыт путешествий и исследования окружающего мира как будто бы приводит Юлию к новому способу отображения севера — через историю, через прошлое.

Так, на страницах ее комиксов начинают появляться сначала небольшие отсылки на то, к какому периоду было привязано то или иное место. Во многих ее «путевых» комиксах рассказывается история о заброшенных городах на севере, о том, как они жили раньше, даже есть моменты, где Юлия берет «интервью» у бывших жителей или исследователей этих мест и встраивает их в повествование. Здесь, наверное, хорошими примерами является комиксы «Дневник штормов» с заметками о Воркуте и комикс «Полярный урал» про забытый всеми поселок Полярный, в который Юлия отправилась с экспедицией: в нем как раз больше упор на внешние составляющие — на прошлое поселка, на людей, которые окружают, на фиксацию разговоров и красивых мест, чем на внутренние переживания.

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Original size 2480x1600

«Полярный», 2022

Original size 2480x1600

«Полярный», 2022

Тема прошлого оказалась для Юлии новым способом для разговора о северном опыте. После того, как были сделаны многочисленные путевые записки, заметки, зарисовки о советском прошлом мест, Юлия перешла к более сложной, как мне кажется, но не новой для себя теме — культуре коренных народов. Небольшие подобные заметки появляются, например, в комиксе «Дневник штормов», которые отсылают к каким-либо мифам коренных народов, но также у Юлии есть и опыт создания комикса «Эдейка» на основе поэмы Леонида Лапцуя, рассказывающей о судьбе ненецкого мальчика.

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Original size 2480x1600

«Эдейка», 2020

Север как природа

Из подобной рефлексии от частному к общему в творчестве Юлии стало появляться все больше каких-то конкретных элементов севера России: растения, животные, горы, промерзшая земля. Юлия из человека, который фиксирует собственные ощущения или повествует об ощущениях других, превратилась в исследователя, в биолога, в человека, который хочет найти и показать зрителю то, на что он бы не обратил внимания по той причине, что это обыденно и слишком просто. Но для Юлии подобные заметки про цветы или камни становятся дополнением к ее опыту путешествий и взаимодействий с собой и другими. Есть ощущение, как будто Юлия Никитина влюблена в каждый подобный листочек, о котором пишет и который изображает.

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Мне кажется, что из подобной любви к мелочам выросли и другие работы Юлии. Они становятся больше похожими на ботанические иллюстрации из энциклопедий, но их отличает наличие нарратива. Даже у красивых картинок, как например, в «Азбуке северных растений» есть чаще всего описание, которое погружает зрителя в контекст жизни на севере.

Original size 2480x1600

«Азбука северных растений», 2022

Original size 2480x1600

«Азбука северных растений», 2022

Север как стиль

Тематика работ, прошлый опыт, обращение к культуре и мифологии севера — все это деформировало стиль Юлии Никитиной, как мне кажется. Ее рисовка отличительна, ее легко узнать относительно других комиксистов. Так, например, у нее есть характерные черты.

Во-первых, детальность, проработанность каждого изображения. В каждом фрейме обычно присутствует паттерн, орнамент, который напоминает природные мотивы, либо же просто очень проработанный задний план — пейзаж гор или города. Когда смотришь на такую проработку кадров, возникают ассоциации или с морем, или с узором на замерзшем стекле, или с порывом ветра, или с ледяными пустошами, покрытыми мелким мхом.

Original size 2480x1600

«Полуночная земля», 2017

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Во-вторых, выбор палитры, в которой работает Юлия. Для более ранних работ, конечно, были характерны более яркие цвета, чем используются в настоящее время, но все же цветовая палитра смещена больше в сторону холодных оттенков, чем теплых. Так, по большей части комиксы Юлии исполнены в синих, фиолетовых, темно-зеленых тонах, либо же уходят в черно-белый формат, который работает даже лучше, так как позволяет показать контрастность атмосферы на севере относительно всех других мест.

Original size 866x600

«Полярный урал», 2017

Original size 2480x1600

«Эдейка», 2020

Original size 2480x1600

«Полуночная земля», 2017

В-третьих, наслоение реального и происходящего в голове Юлии. Так, картинка становится похожей на какую-то вьюгу, метель, в которой не только происходят какие-то события, описанные в комиксе, но и зрителю становится понятна ситуация в голове Юли, то, как она ощущала себя в этот момент.

Original size 2480x1600

«Полуночная земля», 2017

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Север как жизнь

Наверное, эта составляющая комиксов Юлии Никитиной — основная. Во многом потому, что она включает в себя все предыдущие размышления о Севере. Кажется, что Юлия стала буквально представителем Севера, стала главной персоной в нынешнем сообществе художников, которая создает медийность вокруг этого региона.

Буквально в каждой работе Юлии можно найти признание в любви к северу, а также мысль о том, насколько сильно эти места, эти люди и эти истории засели внутри нее. Во многом поэтому ее работы кажутся такими настоящими и трогательными: Юлия искренна в своих чувствах к дому, к природе и к истории.

Original size 2480x1600

«Полуночная земля», 2017

Original size 2480x1600

«Полуночная земля», 2017

Это то, чем ей бы хотелось делиться с миром: собственным опытом, умноженным на многочисленные истории таких же людей, как она, которые также посвятили часть или всю свою жизнь исследованиям, походам или даже просто проживанию в этих полуночных землях. У Юлии Никитиной получается находить этот баланс между ненавязчивым повествованием и абсолютной влюбленностью в то, чем она занимается. Довольно часто в работах Юлия изображает свой лирический автопортрет в окружении ветров, морских волн или различных зимних узоров, которые как будто бы окутывают ее в минуты грусти и печали, тревоги и страха. Иногда ее портрет как будто врастает в окружающее пространство в комиксе, иногда появляется из-за горы, иногда прячется где-то в метели и вьюге. И мне кажется, что это показатель того, насколько сильно Юлия считает себя связанной с этими местами.

Original size 2480x1600

«Дневник штормов», 2019

Original size 2480x1600

«Полуночная земля», 2017

Она умелым образом собирает все то, о чем было написано ранее, в цельную картину, в одну общую единицу, и из этого можно сделать вывод, что для нее Север — это вся ее жизнь, это прошлое, это настоящее, это будущее.

Заключение

Комиксы Юлии Никитиной — интересный пример того, как человек смог выразить любовь к родным местам через различные способы создания повествования: через использование личного опыта, рассказов друзей и местных жителей, через обращение к прошлому полярных земель, к культуре, к мифологии, через имитацию в рисунке природных ландшафтов, различных стихийных катаклизмов, узоров на стекле. Но самым важным значением слова «север» становится не то, что было перечислено мною ранее и не то, о чем пишет Юлия Никитина в комиксах, а то, что это все означает для Юлии. Для Юлии север — это не просто место, регион, воспоминание или история, это любовь, это вся ее жизнь, которой она хочет поделиться с читателями.

«Север для меня — это место, где я чувствую себя легко, спокойно. Хотя я всего лишь родилась там, и поколения моей семьи жили намного южнее, я люблю эту землю и хочу рассказать о ней другим людям», — говорит Юлия Никитина в интервью.

Original size 2480x1600

«Полярный урал», 2017

Bibliography
1.

Интервью с Юлией Никитиной, автором «Полуночной земли» и «Дневника штормов» // Яндекс. Дзен URL: https://dzen.ru/media/id/5d70e7e0028d6800acd3c810/interviu-s-iuliei-nikitinoi-avtorom-polunochnoi-zemli-i-dnevnika-shtormov-5e01b720a3f6e400b21fe85c (дата обращения: 15.05.2023).

2.

«Спать вы будете на шкуре» Морозы, тундра и советский миф: как россиянка придумала комикс про жизнь на Крайнем Севере // Lenta.ru URL: https://lenta.ru/articles/2021/01/21/edeyka/ (дата обращения: 15.05.2023).

Image sources
Show
1.

Никитина Ю. Полуночная земля. — 1-е изд. — Санкт-Петербург: Бумкнига, 2017. — 155 с.

2.

Никитина Ю. Дневник штормов. — 1-е изд. — Санкт-Петербург: Бумкнига, 2019. — 144 с.

3.

Никитина Ю. Азбука северных растений. — 1-е изд. — Москва: Alpaca, 2022. — 72 с.

4.

Библиография // Вконтакте URL: https://vk.com/@thewizardsjourneys-vnezapno-bibliografiya (дата обращения: 15.05.2023).

5.

Путешествие на Полярный Урал // Goethe Institut URL: https://www.goethe.de/ins/ru/ru/kul/med/gtl/pts.html (дата обращения: 15.05.2023).

Север в творчестве Юлии Никитиной
360