Original size 1140x1600

«Если долго смотреть»: художники о визуальности искусства

5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рецензия на выставку «Если долго смотреть».

Галерея XL, 04.06.25–04.07.25 Куратор: Алиса Савицкая

Художники: Антон Мороков, Артём Филатов, Яков Хорев

0

Виды экспозиции

©Галерея XL

Выставочный проект Антона Морокова, Артёма Филатова и Якова Хорева «Если долго смотреть» поднимает вопрос о визуальности искусства, аффектах и режимах зрительного опыта и их дальнейшего осмысления через выставочные практики и академические тексты.

Original size 3444x2431

Вид экспозиции

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод». Фотограф: Денис Лапшин

В экспозиции художники приглашают стать участником увлекательного процесса считывания и анализа разнообразных образов от абстрактных красочных фигур до формальных и понятных изображений. Авторы совместно с куратором Алисой Савицкой создают экспериментальную площадку для исследования визуальности и методов смотрения: взгляд включен в культурный контекст, он находится в постоянной калибровке и в тесном взаимодействии со структурами вещей, становящихся искусством. Куратор предлагает прицельно посмотреть на визуальность искусства как идею и проблему: в ней пересекаются видимое и скрытое, субъективное и объективное, культурные коды, бытовые реакции и научные гипотезы. Каждый из трех художников аккумулирует собственный режим визуального опыта, вписывая его в ткань научной, повседневной или символической действительности.

0

Антон Мороков. «Скрытые параметры», 2025. Серия: дерево, эмаль, диодные светильники, бумага, тушь, линер, машинопись

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод». Фотограф: Денис Лапшин

Интерактивная серия «Скрытые параметры» (2025) Антона Морокова основана на попытке уловить то, что существует «по ту сторону» видимого слоя. Стартовой точкой стала эйнштейновская теория скрытых параметров в квантовой механике — гипотеза о том, что наблюдаемая картина мира лишь частично отражает более сложные процессы. Мороков представляет шесть «окон», где графика репрезентирует спекулятивные диаграммы, координатные прямые, фантастические биологические организмы. Около «окон» есть кнопки, при нажатии на которые загорается ультрафиолетовый свет, и каждая работа проявляет скрытые элементы изображений, меняя их смысловую структуру, добавляя новые слои и текстовые блоки. То, что при первом взгляде кажется завершенным, при включении иного оптического режима демонстрирует новые подходы понимания вещей.

0

Антон Мороков. «Скрытые параметры», 2025. Серия: дерево, эмаль, диодные светильники, бумага, тушь, линер, машинопись

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод». Фотограф: Денис Лапшин

В представленных двух экспонатах Артёма Филатова тема зрения смещается в поле бытового опыта. Инсталляция «Обои» (2025) строится вокруг повседневных сбоев и искажений, возникающих в нашем окружении по вине человека. Обои Филатова не просто декорируют пространство, а моделируют его — вводя в оборот визуально наивные, но тревожные паттерны. Формат сайт-специфичности работает как игра с восприятием среды. Поверхности стен, покрытые многослойными «обоями», в которых элементы расползаются, стекают, разрываются, напоминают и о психофизических тестах Роршаха. В абстрактных контурах появляются субъективные смыслы и эмоциональные отклики.

Original size 3444x2431

На заднем фоне: Артём Филатов. «Обои», 2025. Инсталляция, бумага

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод». Фотограф: Денис Лапшин

Мотив маскировки — важная часть инсталляции. Камуфляжные паттерны Филатова продолжается в трех «Книгах» (2025), где замысловатые орнаменты приобретают объем, сохраняя визуальную странность и неразборчивость. Зритель не просто смотрит на работу, а втянут в процесс разгадывания и сомнения.

0

Артём Филатов. «Книга I, II, III», 2025. Бумага, дерево, ткань

©Галерея XL

В работе Якова Хорева «Маяк» (2025) зрение переключается в иной режим: от бытового или научного — к символическому и знаковому. Хорев работает с орнаментом и технологией нижегородского гипюра. Вышивка нитками по сетке, напоминающей кружево, открывает сложные связи между материальной техникой и абстрактным мышлением.

Original size 3444x2431

Яков Хорев. «Маяк», 2025. Ткань, металл, диодный светильник

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод». Фотограф: Денис Лапшин

Автор соединяет рукодельный орнамент с системой речных знаков и флагов — элементами навигации. Таким образом Хорев предлагает поймать смысл и культурный код в структуре узора. Тонкий орнамент выступает не просто декоративной формой, но визуальной системой, немым алфавитом, где каждый элемент может скрывать функциональное сообщение. Хорев оставляет в работе видимые лакуны, напоминая тем самым, что процесс считывания всегда останется неполным, с зазорами и пустотами, которые зритель может заполнить субъективным мышлением в ходе со-творчества.

«Если долго смотреть» — выставка, не столько призывающая смотреть на искусство, сколько заставляющая отслеживать то, как зритель смотрит на него. Это проект о самом акте вглядывания, о культурных и психологических фильтрах, через которые проходит восприятие. Зритель оказывается внутри амбивалентного поля «различимое-неразличимое»: сам процесс смотрения становится частью произведения. Выставка напоминает, что визуальное искусство — не только иллюстрация мира, но и пространство личного перформанса. Куда смотреть? Как смотреть? Что считать достойным внимания, а что нет? Действие по «рамированию» окружения определяет ту реальность, которую мы в итоге видим.


Изображения предоставлены Галереей XL и пресс-службой ЦСИ «Винзавод» (фотограф: Денис Лапшин).

Автор текста: Майкл Арутюнян

«Если долго смотреть»: художники о визуальности искусства
5