В парном «Автопортрет с Изабеллой Брант в беседке из жимолости» (ок. 1609) Питер Пауль Рубенс, знаменитый фламандский живописец эпохи барокко, впервые пишет откровенно личную сцену, наполненную любовью и уважением. Он изображает себя рядом с молодой женой, среди зелени, на фоне умиротворенного. Это не столько жест демонстрации четы, сколько признание совместной жизни. Их позы уверенные, не натянутые, жесты сдержанны, но полны скрытой нежности. Композиция выстроена с особой точностью, свойственной парадному портрету, но воздух вокруг пронизан интимностью. В этом двойном автопортрете любовь и живопись становятся единой системой координат.
Питер Пауль Рубенс — нидерландский живописец, один из основоположников барокко, коллекционер и дипломат. Автопортрет с женой Изабеллой Брант, дочери антверпенского гуманиста, посвящен теме супружеской верности и, вероятно, адресован отцу Изабеллы в качестве подарка. Картина сочетает в себе элементы свадебного портрета, жанровой сцены и интеллектуальной аллегории. В отличие от формальных парных портретов того времени, здесь чувствуется теплота и равноправие.
В «саду любви» восседают Рубенс и Изабелла. Художник находится на возвышении, тогда как жена сидит пониже, предположительно, на мягкой подушке. Такое расположение фигур может говорить о положении двух партнеров в семье, где муж — глава семьи, а жена — правая руки и хранительница семейного покоя. Вдобавок, совместная посадка отражает идею партнерства, основанного на любви. К сожалению, Изабелла Брант умерла в возрасте 34 лет из-за бубонной чумы, оставив Рубенса глубоко опечаленным. Знание подобных фактов усиливает меланхоличную интонацию работы и ее важность в творческом опусе художника.
О силе любви указывают две соединенные правые руки супругов. Они — смысловой центр картины и символ непоколебимости отношений. Две правые руки отсылают к древнеримской богине Фидес, которая в пантеоне божеств отвечала за согласие и верность. В латыни соединенные руки двух людей называют Dextrarum iunctio, что означает гармонию, дружбу и лояльность. На руки супругов и их скрытое значение указывает палец левой руки художника — это определитель верности мужа и жены навеки до и после смерти. Опершаяся на шпагу левая рука Рубенса — знак сословия и мужской чести. Изабелла сидит почтенно рядом, ее лицо одухотворено, проявляется легкая улыбка счастья и тепла от союза.
Фон картины — арка из жимолости — традиционный символ верности и любви в нидерландской культуре. Беседка также служит устройством, создающим интимность: пара обрамлена природой, будто уединена в своем собственном пространстве.
Колористика подчеркнута теплая: золотисто-коричневые, зеленые и алые тона создают впечатление спокойствия, зрелости, плодородия. Одежда — богата, но не вычурна, особенно костюм Рубенса, отсылающий к испанской моде — и одновременно к его стремлению утвердиться как джентльмен и интеллектуал. Он изображает себя не только как художника, но и как часть культурной элиты.
Эта картина — о любви и о самосознании: Рубенс рисует себя в союзе с женщиной, равной по духу. Через живопись он вписывает свою личную историю в визуальную историю искусства. Этот двойной портрет — не просто память, а заявление: вот я, художник, мужчина и любящий супруг. И эти стороны жизни нераздельно связаны. С другой стороны, эта работа, вписанная в биографию художника, наталкивает на размышления о скоротечности жизни, встающих препятствиях и силе вечной и крепкой любви.
Автор текста: Майкл Арутюнян