
КОНЦЕПЦИЯ ВИ:
Архитектура силовых структур — это не просто функциональные здания, а мощные визуальные коммуникаторы, которые транслируют идеи о власти, государстве, его отношениях с обществом и приоритетах (безопасность, открытость, подавление). В своем исследовании я хочу рассмотреть, как через архитектурные формы, стили и городское планирование конструируется публичный образ силовых институтов в разных политических и культурных контекстах.
«Писатель может работать „в стол“, непризнанный гений может создавать живописные шедевры в мансарде, но архитектору нужны камни, люди, машины, земля и, самое главное, покровитель, который может все это обеспечить.» (Владимир Паперный: «Архитектура и власть: история взаимоотношений»)
Основной фокус исследования направлен на анализ визуально-архитектурных кодов, включая стилистические особенности, масштаб, используемые материалы, композиционные решения и интеграцию в городскую среду. Именно эти элементы формируют семиотику власти, где монументальность, стеклянные фасады, исторические аллюзии или брутализм становятся метафорами государственной воли.
Например, «цитадели» советского наследия, такие как здание ФСБ на Лубянке, подчеркивают неприступность и иерархичность, тогда как прозрачные конструкции современных зданий, как ОВД «Якиманка», транслируют идеи подотчетности и сервисной модели государства.
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
— Первый блок посвящен российскому контексту и его эволюции: от имперских традиций и советских «крепостей» до постсоветского поиска идентичности и современных экспериментов с прозрачностью и технологичностью.
— Второй блок охватывает сравнительный анализ зарубежных кейсов, включая брутализм ФБР в США, «постмодернистскую крепость» MI6 в Великобритании, стеклянную открытость МВД Германии и неоклассический империализм Министерства общественной безопасности КНР.
— Третий блок синтезирует полученные данные, выявляя универсальные и уникальные визуальные паттерны, и демонстрирует, как архитектура кодирует идеологию и политические установки. после следует интерпретация главного здания силовой структуры в дипломном комиксе, т. е. Специального Штаба Быстрого Регирования.
На чьи труды опирается исследование:
В визуальном исследовании автор будет полагаться на работы следующих авторов: Ефремова Е. А. «Градостроительная политика и власть // Коммуникология», Розина Вадима Марковича «Архитектура и политика государства // Архитектура и дизайн», а также на статью Владимира Паперного: «Архитектура и власть: история взаимоотношений»и их коллег, которые занимающимся созданием научных трудов в выбранной в исследовании сфере на сайтах, посвящённым архитектуре и политике.
«Архитектор может иногда принимать позу фрондера, на самом же деле ему нужна сильная власть. Но и власть не может без архитектуры — как средства легитимизации и репрезентации.» (Владимир Паперный: «Архитектура и власть: история взаимоотношений»)
В результате исследования автор пришёл к выводу, что в результате исследования автор пришёл к выводу, что памятники и монументальная архитектура служат инструментами легитимации власти через создание визуальной преемственности с историческими образами. Сравнительный анализ выявил чёткую корреляцию между политическим режимом и архитектурной стратегией, где «стеклянная» архитектура, как в полицейских участках Грузии, демонстрирует положительные результаты, транслируя идеи прозрачности и служения обществу. Эти выводы формируют системное понимание того, как визуальные коды архитектуры отражают и формируют отношения между государством и обществом в разных политических контекстах.
*При создании макетов СШБР в результате было использовано Ideogram AI, промпт к которому был создан с помощью Deepseek.
РУБРИКАТОР:
Глава 1. Мировые визуальные стратегии: иностранный контекст
1. Страны «открытой демократии» (США, Великобритания, Германия, Грузия).
— Штаб-квартира ФБР (Джей. Эдгар Гувер Билдинг), Вашингтон. Брутализм, массивность, но отсутствие классического декора. Образ «эффективной бюрократической машины», а не дворца. — Штаб-квартира MI6, Лондон. Постмодернистская «крепость на воде», отсылки к зиккурату. Образ «закрытой, но высокотехнологичной» службы. — Здание Федерального министерства внутренних дел Германии, Берлин. Модернизм, стекло, прозрачность. Визуальная метафора «открытости государства перед обществом». — Рейхстаг, Берлин. Исторический фасад в сочетании со стеклянным куполом, символизирующим демократическую прозрачность и доступность власти для народа. — Стеклянные полицейские участки, Атланта (арх. Микеле де Лукки, 2009). Минимализм и тотальное остекление как декларация прозрачности и общественного контроля над правоохранительными органами.
2. Страны «управляемой демократии» / авторитарного капитализма (Китай, Венесуэла).
— Министерство общественной безопасности КНР, Пекин. Грандиозный масштаб, неоклассические формы, национальные символы. Образ «несокрушимой государственной мощи», преемственности традиции.
— Офис CCTV в Пекине (арх. Рем Колхас). Деконструктивизм, петлевая структура из наклонных башен. Технологическая мощь как демонстрация государственного превосходства и контролируемой инновационности.
— «Геликоид» (El Helicoide), Каракас. Изначально — футуристический модернизм, символ прогресса. После достройки — оккупация службой разведки SEBIN, превращение в тюрьму. Визуальная метафора провала утопии, извращения первоначального замысла и использования архитектуры как инструмента репрессий.
Глава 2. Образы силы в камне и бетоне: российский контекст
1. Советское наследие: Мощь и идеология
— Здание ФСБ (Лубянка) в Москве. Синтез конструктивистской основы и сталинского ампира: первоначальный авангардный объем (арх. Щусев, 1926) с последующей гранитной облицовкой и монументализацией. Архитектура как воплощение государственной несокрушимости, где форма транслирует идею «неприступной цитадели». — Сталинский ампир (МГУ, МИД, гостиница «Ленинградская»). — Статуя Феликса Дзержинского (скульп. Евгений Вучетич, 1958). — Мемориал Линкольна (Вашингтон, арх. Генри Бэкон, 1922). — Здание МВД РФ (ул. Житная, 16). Позднесоветский модернизм с элементами неоклассики: монументальный объем, 8-колонный портик при отсутствии избыточного декора. Визуальный компромисс между имперским наследием и бюрократическим функционализмом.
2. Современные тенденции: Технологичность и наследие
— ОВД «Котловка» (Москва). Типовой проект в духе функционализма: нейтральные объемы, рациональная планировка, отсутствие символических элементов. Архитектура как воплощение рутинной бюрократической службы, лишенной идеологических коннотаций. — Комплекс ГУ МВД в Красногорске. Радикальный хай-тек с тотальным остеклением и сложной геометрией. Проектируемый образ «технократической прозрачности», где доминирование в ландшафте сочетается с декларируемой открытостью. Символический разрыв с советской традицией при сохранении монументального масштаба.
Глава 3. Сравнительный анализ и визуальное проектирование СШБР
— ТАБЛИЦЫ: 3.1. Таблица «Страны открытой демократии: архитектурные коды»; 3.2. Таблица «Другие политические режимы: альтернативные подходы»; 3.3. Таблица «Российские архитектурные стратегии: эволюция образа».
— Резюме исследования для создания промпта
1. Систематизация ключевых визуальных кодов по политическим режимам; 2. Формулировка архитектурных принципов для СШБР: баланс открытости и защиты, технологичность, историческая преемственность.
— Промпт для генерации макетов СШБР
Детальное текстовое описание архитектурного решения, указание материалов, масштаба, ключевых элементов и символических смыслов
— Визуальные макеты СШБР
1. Серия генераций по разработанному промпту; 2. Анализ полученных результатов на соответствие исследовательским выводам; 3. Финальный отбор оптимального визуального решения.
ГЛАВА 1: МИРОВЫЕ ВИЗУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ
Штаб-квартира ФБР, Вашингтон:


Штаб-квартира ФБР, Вашингтон Архитектор: Чарльз Ф. Мерфи и его партнеры Год постройки: 1965–1975
Штаб-квартира ФБР, Вашингтон Архитектор: Чарльз Ф. Мерфи и его партнеры Год постройки: 1965–1975
Визуальный ряд: Крупный план фасада здания Дж. Эдгара Гувера, демонстрирующий грубый бетон и модульную структуру. Возможно, сравнение с тюремной крепостью или средневековым донжоном через схематичную иллюстрацию.
Архитектурная стратегией здания является «неулыбчивый реализм», а стиль напоминает брутализм (поздний модернизм).
Рассматривая внешни фасад, можно заметить, что у здания есть несколько основных эементов, создающих особое впечатление на зрителя:
Первое — массивность: грубые, необлицованные бетонные формы, создающие ощущение гигантского веса и несокрушимости. Второе — модульность: Повторяющиеся одинаковые оконные проемы, напоминающие ячейки. Это не дворец с уникальным декором, а «машина для работы», где человек — винтик в системе. Третье — закрытость: Глухие бетонные плоскости преобладают над остеклением. Фасад практически не меняется с разных ракурсов, создавая образ непроницаемого монолита.


Штаб-квартира ФБР, Вашингтон Архитектор: Чарльз Ф. Мерфи и его партнеры Год постройки: 1965–1975
Здание Федерального министерства внутренних дел Германии, Берлин:
Здание Федерального министерства внутренних дел Германии, Берлин. Архитекторы: А. И. Гегелло, А. А. Оль и Н. А. Троцкий Год постройки: 1931-1932


Здание Федерального министерства внутренних дел Германии, Берлин. Архитекторы: А. И. Гегелло, А. А. Оль и Н. А. Троцкий Год постройки: 1931-1932
Стиль: Постмодернизм с элементами ар-деко и майянской архитектуры (зиккурат). Символическое послание: Сила через культурный код Образ «Легенды»: В отличие от брутальной откровенности ФБР, MI6 создает образ, напрямую встроенный в поп-культуру. Его архитектура узнаваема и кинематографична. Он не отрицает миф о Бонде, а использует его, делая реальную секретность частью публичного обаяния.


Здание Федерального министерства внутренних дел Германии, Берлин. Архитекторы: А. И. Гегелло, А. А. Оль и Н. А. Троцкий Год постройки: 1931-1932
Двойственность: Здание одновременно является: «Открытой тайной»: Его местоположение и внешний вид всем известны, что создает игру в прозрачность. «Неприступным святилищем»: Несмотря на публичность, его внутреннее содержание и деятельность остаются абсолютно закрытыми. Это демонстрация силы, которая может позволить себе быть узнаваемой, но не проницаемой. Связь с историей и местом: Расположение на набережной Темзы связывает его с имперским прошлым Великобритании и ее морским могуществом, но через призму современных технологий.


Здание Федерального министерства внутренних дел Германии, Берлин. Архитекторы: А. И. Гегелло, А. А. Оль и Н. А. Троцкий Год постройки: 1931-1932
Здание Федерального министерства внутренних дел Германии, Берлин. Архитекторы: А. И. Гегелло, А. А. Оль и Н. А. Троцкий Год постройки: 1931-1932
Штаб-квартира MI6, Лондон:
Штаб-квартира MI6, Лондон Архитектор: Терри Фаррелл Дата основания: 1994 года
Штаб-квартира MI6, Лондон Архитектор: Терри Фаррелл Дата основания: 1994 года


Штаб-квартира MI6, Лондон Архитектор: Терри Фаррелл Дата основания: 1994 года
Архитектурной стратегией MI6 можно назвать «Сдержанным мониторингом». Стиль — неоклассицизм или постмодернизм.
Из важных моментов могу выделить массивность в виде тяжелых каменных блоков, создающих образ неприступности и постоянства, а также симметрию и порядок: Строгая геометрия фасада транслирует идею системности и бюрократической точности. И наконец — граниченное остекление: Узкие, ритмично расположенные окна напоминают бойницы, минимизирующие визуальный контакт с внешним миром.


Штаб-квартира MI6, Лондон Архитектор: Терри Фаррелл Дата основания: 1994 года
Штаб-квартира MI6, Лондон Архитектор: Терри Фаррелл Дата основания: 1994 года
В отличие от стеклянной метафоры прозрачности, это здание демонстрирует прагматичный подход — использование исторической структуры с переосмыслением ее функций.
Архитектура напоминает гигантское хранилище — место, где данные защищены, а процессы упорядочены, но не обязательно вынесены на публичное обсуждение.
Рейхстаг, Германия:
Рейхстаг (1894), Германия.
Рейхстаг в Берлине (Reichstagsgebäude) — знаменитый символ и одна из главных достопримечательностей города. Здание с богатым прошлым, не один раз реконструированное. Его видно издалека из-за высокого купола, спроектированного британским архитектором.
Несмотря на то, что в 1945 году Рейхстаг не имел никакого военного значения, но, по словам Г. К. Жукова, при штурме Берлина советские войска должны были иметь «заметную цель». Этой целью, которую одобрил И. В. Сталин, стало крепостеобразное здание с куполом и четырьмя башнями у сгоревшего парка Тиргартен. Над Рейхстагом было водружено Знамя Победы.


Здание прокуратуры, Тбилиси:
Здание прокуратуры, Тбилиси Архитектор: Нико Джапаридзе Год постройки: 2012


Здание прокуратуры, Тбилиси Архитектор: Нико Джапаридзе Год постройки: 2012
Здание прокуратуры в Тбилиси демонстрирует осознанный отход от стереотипного образа силовых структур. Его архитектура, сочетающая монолитную темную форму и сложные объемные окна, создает образ сдержанного технологичного авторитета. В отличие от советских проектов, стремящихся к подавлению масштабом, или современных стеклянных конструкций, метафоризирующих тотальную прозрачность, этот объект выбирает другой путь.


Здание прокуратуры, Тбилиси Архитектор: Нико Джапаридзе Год постройки: 2012
Глубокий цвет и строгая геометрия подчеркивают серьезность и нейтралитет института закона, а ритмичные оконные элементы, выступающие из плоскости фасада, символизируют структурную сложность и многослойность судебных процессов. Это не «крепость» и не «офис», а визуальная декларация современного правового государства — строгого, компетентного и уверенного в своих процедурах.
Дополнительные примеры стеклянных зданий полиции в Грузии, городе Джорджия:
Стеклянный полицейский участок, Джорджия Архитектор: Микеле де Лукки Год постройки: 2009
Современный архитектурный стиль с большим количеством стекла характерен для зданий полиции в Грузии, построенных после 2004 года. Сейчас большинство зданий полиции сделаны исключительно в таком архитектурном стиле.


Стеклянный полицейский участок, Джорджия Архитектор: Микеле де Лукки Год постройки: 2009
«Стеклянные полицейские участки определенно оказали психологическое воздействие на рядовых граждан Грузии. Среди населения еще живы воспоминания о временах беззакония, наступивших в республике после распада СССР в 1991 году, когда правоохранительные органы действовали скорее как охочие до взяток и не подчиняющиеся законам вооруженные группы, чем блюстители порядка. Сегодня, по данным опроса, проведенного в 2011 году при финансовом содействии Агентства США по международному развитию, действия МВД поддерживают 87 процентов общества, а это больше, чем любого другого официального ведомства.» («Грузия: Насколько прозрачны правоохранительные органы республики?» Молли Корсо May 24, 2012)


Стеклянный полицейский участок, Джорджия Архитектор: Микеле де Лукки Год постройки: 2009
Таким образом, Грузия на собственном примере доказала, что «стеклянная стратегия» действительно работает и вызывает доверие граждан.
Офис CCTV в Пекине Рема Колхаса:
Офис CCTV в Пекине Архитекторы: Рем Колхас и Оле Шерен из компании OMA. Год завершения строительства: 2009.
«Здание телевизионного центра CCTV, построенное Ремом Колхасом, — пишет архитектурный критик Кристофер Хоторн, — это безусловно tour de force (демонстрация силы — прим. ред.). Но, учитывая жесткую цензуру, царящую в этом центре, здание по существу является рекламой всемогущества государства».


Офис CCTV в Пекине Архитекторы: Рем Колхас и Оле Шерен из компании OMA. Год завершения строительства: 2009.
Две наклонные башни, соединенные консольным переходом, создают замкнутую петлю, бросая вызов традиционной концепции небоскреба. Сплошное остекление фасада символизирует прозрачность медиапространства, хотя и остается вопрос о степени этой прозрачности в условиях государственного контроля.


Офис CCTV в Пекине Архитекторы: Рем Колхас и Оле Шерен из компании OMA. Год завершения строительства: 2009.
Конструкция здания демонстрирует технологический прогресс Китая, его стремление к инновациям, но при этом сохраняет монументальность, характерную для государственных институтов. Архитектура CCTV стала компромиссом между авангардным дизайном и традиционными представлениями о репрезентации власти. Здание функционирует как визуальная метафора современного китайского медиапространства — технологически продвинутого, но остающегося под контролем государства.
Офис CCTV в Пекине Архитекторы: Рем Колхас и Оле Шерен из компании OMA. Год завершения строительства: 2009.
Этот архитектурный — в виде стеклянного круглого окна в полу — символически связывает массивную конструкцию с природой, смягчая ее монументальность. Подобное решение демонстрирует попытку совместить технологичную эстетику с элементами гуманизации пространства.
Офис CCTV в Пекине Архитекторы: Рем Колхас и Оле Шерен из компании OMA. Год завершения строительства: 2009.
Министерство общественной безопасности КНР, Пекин:
Министерство общественной безопасности КНР, Пекин Архитектор: неизвестно Год постройки: 1949 года
Символическое послание, которого придерживается министерство общественной безопасности КНР — преемственность и тотальность. Создаётся образ «Современной Империи»: Архитектура не скрывает, а подчеркивает дистанцию между гражданином и властью. Это не сервис, а воплощение «Небесного мандата» в современной форме.
Министерство общественной безопасности КНР, Пекин Архитектор: неизвестно Год постройки: 1949 года


Министерство общественной безопасности КНР, Пекин Архитектор: неизвестно Год постройки: 1949 года
Важно отметить, что существует университет МОБ КНР, который действительно использует тот же архитектурный код — тот же масштаб, те же симметричные фасады, ту же цветовую гамму. Это создает систему: «от обучения до управления — мы едина структура, один механизм».
Отсутствие западных метафор: Никакой прозрачности (Германия), технологичной игры (MI6) или утилитарности (ФБР). Только вес, порядок и наследие.
Народный университет общественной безопасности Китая Архитектор: Неизвестен Дата основания: 1948 год
Штаб-квартира тайной полиции Венесуэлы, известное как «Геликоид», в Каракасе
«Геликоид» (El Helicoide), Каракас, Венесуэла Архитекторы: Педро Нойберг, Дирк Борнхорст и Хорхе Ромеро Гутьеррес. Дата основания: 1961 год (не достроен)
Его ключевая визуальная характеристика — гигантская спиралевидная рампа, опоясывающая холм, — должна была символизировать прогресс и доступность, воплощая утопическую веру в то, что архитектура может формировать новое, современное общество. Однако недостроенный проект был национализирован и с 1980-х годов занят службой разведки и безопасности Венесуэлы (SEBIN), превратившись в печально известную тюрьму.


«Геликоид» (El Helicoide), Каракас, Венесуэла Архитекторы: Педро Нойберг, Дирк Борнхорст и Хорхе Ромеро Гутьеррес. Дата основания: 1961 год (не достроен)
Визуальные коды и их трансформация:
Первое — форма: изначально футуристическая спираль, символ движения и динамики, сегодня визуально читается как лабиринт или ловушка. Ее монументальный масштаб теперь вызывает не восхищение, а подавленность.
Второе — материал: грубый, неотделанный бетон, характерный для брутализма, в изначальном замысле должен был подчеркивать современность. В нынешнем состоянии он ассоциируется с запустением, суровостью и насилием, усиливая образ цитадели.
Третье — функция: кардинальная смена функции с коммерческой и общественной на карательную является ключевым аспектом его визуального послания. Архитектура, созданная для свободного перемещения людей, теперь используется для их изоляции. Это мощнейшая метафора извращенной утопии и провала модернистского проекта.


«Геликоид» (El Helicoide), Каракас, Венесуэла Архитекторы: Педро Нойберг, Дирк Борнхорст и Хорхе Ромеро Гутьеррес. Дата основания: 1961 год (не достроен)
«Архитектура всегда была мощным инструментом репрезентации государственной власти. В тоталитарных режимах она тяготеет к монументальным формам, подавляющим человеческий масштаб и визуализирующим абсолютный контроль государства над обществом.» (Katerina Clark. Moscow, the Fourth Rome: Stalinism, Cosmopolitanism, and the Evolution of Soviet Culture, 1931-1941.)


«Геликоид» (El Helicoide), Каракас, Венесуэла Архитекторы: Педро Нойберг, Дирк Борнхорст и Хорхе Ромеро Гутьеррес. Дата основания: 1961 год (не достроен)
«Геликоид» сегодня — это зримое воплощение трансформации политического режима и его отношения к обществу. Из симвора открытого, ориентированного на будущее государства он превратился в символ репрессивного аппарата и государственного контроля.
«Геликоид» (El Helicoide), Каракас, Венесуэла Архитекторы: Педро Нойберг, Дирк Борнхорст и Хорхе Ромеро Гутьеррес. Дата основания: 1961 год (не достроен)
ГЛАВА 2: ИССЛЕДОВАНИЕ
Федеральная Служба Безопасности на ул. Лубянка, Москва:
Федеральная Служба Безопасности на ул. Лубянка, Москва Архитекторы: Н. Д. Струков, Б. Палуй, Г. Макаревич, М. Д. Быковский Дата основания: 1738 г.
Здание ФСБ на Лубянке придерживается стиля неоклассицизма. Этот стиль был официально признан и хорошо отражал поставленные И. В. Сталиным и партией задачи психологического, идеологического воздействия на сознание советского народа.
Стиль неоклассицизма, имеющий свои истоки в древней Римской империи, должен был утверждать некие «вечные» идейные и эстетические ценности правящей партии


Федеральная Служба Безопасности на ул. Лубянка, Москва Архитекторы: Н. Д. Струков, Б. Палуй, Г. Макаревич, М. Д. Быковский Дата основания: 1738 г.
Федеральная Служба Безопасности на ул. Лубянка, Москва Архитекторы: Н. Д. Струков, Б. Палуй, Г. Макаревич, М. Д. Быковский Дата основания: 1738 г.
«Архитектура — искусство мощного идеологического воздействия. В ее сущностных возможностях — создание самых сильных впечатлений: силы и легкости, суровости и лиричности. Замкнутости и демократичности, связи с природой и противопоставление ей.» (Бархин М. Г. Архитектура и город. М., 1979. 169 с)
Федеральная Служба Безопасности на ул. Лубянка, Москва Архитекторы: Н. Д. Струков, Б. Палуй, Г. Макаревич, М. Д. Быковский Дата основания: 1738 г.
Сейчас мы видим здание на лубянке, хоть и претерпевшее внешние измнения, но всё еще напоминающее привычный нам сталинский ампир (1939-1947).
Говоря о символике, мы видим следующее: глухие нижние этажи, облицованные гранитом, массивные колонны, симметричный фасад, уходящий ввысь. Это уже не «машина», а «цитадель». Оно транслирует сообщение о несокрушимой, вечной и подавляющей силе.
Власть здесь предстает не как слуга народа, а как незыблемая, отдельная от общества сущность, которая доминирует над городским пространством и человеком. Материалы это камень — символ прочности, незыблемости, вечности. Здание словно вырублено из единой скалы государственности.
ПРИМЕРЫ СТАЛИНСКОГО АМПИРА:
Министерство Иностранных Дел (МИД), Москва Архитектор: И. И. Ловейко Дата основания: 1944–1946 годах.
Сталинский ампир –– лидирующее направление в архитектуре советской России с 1936 по 1955 гг. Этот стиль отражает советскую идеологию, культ личности руководителя государства.
Здание Главного павильона ВДНХ в Москве Архитектор: Л. Полякова Дата основания: 1939 год
Здания в стиле ампир в Москве помпезны и величественны. Для сталинского ампира в архитектуре характерно использование архитектурных ордеров, барельефы с советской символикой, композиции из скульптурных фигур трудящихся, спортсменов, военных. В оформлении фасадов домов используется мрамор, гранит, бронза.
Что стало с памятником Феликсу Дзержинскому на улице Лубянка?
После событий 1991 и 1993 годов памятник Дзержинскому был убран. Это создало символический вакуум. Но сама архитектура и последующие изменения лишь усилили образ закрытости:
1. Исчезли таблички с названием ведомства. 2. Появились глухие заборы и антитеррористические сооружения (бетонные блоки, столбики). 3. Окна нижних этажей часто забраны решетками или затемнены.
Для чего в принципе нужны памятники возле важных стратегически зданий?


Памятник Феликсу Дзержинскому Скульптор: Евгением Вучетичем Был установлен в 1958 году и разрушен в 1991 году
Есть основания полагать, что установка памятников «основателям» (Дзержинскому у здания ФСБ лишь один из примеров) — это стратегия легитимации власти через создание «культа основателя».
Гипотеза заключается в том, что этот прием служит для обоснования преемственности текущих действий ведомства, представляя их как продолжение «исторической миссии».
Памятник Феликсу Дзержинскому Скульптор: Евгением Вучетичем Дата основания: 2023 год
Сейчас памятник установлен уже для другого стратегически важного здания — здания СВР.
В день рождения Железного Феликса — так называли первого руководителя отечественных органов государственной безопасности Феликса Дзержинского — в Москве появился Феликс бронзовый. Памятник открыли на территории штаб-квартиры Службы внешней разведки в Ясеневе.
Если раньше комплекс «Памятник + Здание» говорил: «Мы — наследники Дзержинского, сильная и открыто демонстрирующая свою силу власть», то сейчас здание говорит иначе: «Наша сила теперь не в демонстрации символов, а в абсолютной закрытости и недоступности. Наша власть не нуждается в публичном обосновании, она есть самодостаточный факт».
Это универсальная практика, встречающаяся и в других странах (например, памятник Гуверу у Апелляционного суда США), где фигура основателя символически связывает современный институт с героическим прошлым.
Мемориал Линкольна в Вашингтоне Скульптор: Даниэлем Честером Френчем Дата основания: 1914-1922
Мемориал Линкольна в Вашингтоне Скульптор: Даниэлем Честером Френчем Дата основания: 1914-1922
Министерство Внутренних Дел, Москва:
Министерство Внутренних Дел, Москва Архитектор: Осип Бове (предпололожительно) Дата основания: 1800 год.
Возведенное в 1980-х годах и достроенное в 2000-х, здание МВД демонстрирует характерный переход от советского модернизма к неоклассической традиции. Масштабный семиэтажный комплекс с симметричным главным фасадом и монументальным восьмиколонным портиком сознательно отсылает к имперской архитектуре, однако лишен излишней декоративности.


Министерство Внутренних Дел, Москва Архитектор: Осип Бове (предпололожительно) Дата основания: 1800 год.
Министерство Внутренних Дел, Москва Архитектор: Осип Бове (предпололожительно) Дата основания: 1800 год.
Такой синтез — использование классических форм (портик, рустовка нижних этажей) при общей сдержанности и применении современных материалов (сплошное остекление части фасадов) — создает образ «реформируемой, но незыблемой» власти. Визуальный язык здания говорит не о революционности или тотальном контроле, как в случае с Лубянкой, а о стабильности, преемственности и возрождении государственной традиции, что соответствует общей идеологической тенденции 2000-х годов.
Ключевым аспектом является его расположение — вблизи других ключевых министерств и ведомств, формируя новый административный кластер. В отличие от обособленной «цитадели» ФСБ, здание МВД интегрировано в городскую среду, оставаясь при этом физически и визуально отделенным мощными транспортными магистралями.
Министерство Внутренних Дел, Москва Архитектор: Осип Бове (предпололожительно) Дата основания: 1800 год.
ОВД района Котловка, Москва


ОВД района Котловка, Москва Архитектор: неизвестно Дата основания: 2020 год.
ОВД по району Котловка стал новым золотым стандартом зданий такого типа.
Это типовое, почти лишенное стиля здание позднесоветского или раннего постсоветского периода. Его архитектура относится к модернизму, но лишенному каких-либо амбиций. Простой параллелепипед, плоская крыша, стандартные оконные проемы. Акцент осуществляется через видимость функциональности и экономичности здания. Государство не тратит лишние средства на «архитектурные излишества» для районного уровня. Это не дворец, а контора, инструмент для работы.
ОВД района Котловка, Москва Архитектор: неизвестно Дата основания: 2020 год.


ОВД района Котловка, Москва Архитектор: неизвестно Дата основания: 2020 год.
Присутствие официальной атрибутики: Есть вывеска установленного образца («Отдел МВД России…»), герб России. Но это не декор, а регламентированная информация. Это напоминает вывеску на любом государственном учреждении — от налоговой до ЗАГСа. «Защищенность» без «крепостности»: Часто можно видеть решетки на окнах первого этажа, камеры видеонаблюдения. Но это не делает здание «крепостью». Это элементы функциональной безопасности, а не символы неприступности.
ОВД района Котловка, Москва Архитектор: неизвестно Дата основания: 2020 год.


ОВД района Котловка, Москва Архитектор: неизвестно Дата основания: 2020 год.
Данный архитектурный подход контрастирует с традиционной архитектурой силовых ведомств прошлого.
Если здания советской эпохи (например, районные отделы милиции) или более ранние «цитадели» власти (как здание на Лубянке) использовали глухие стены, гранит, массивные формы и минимум окон для создания образа неприступности и отчужденности, то здание в Котловке демонстрирует желание к интеграции в городскую среду и созданию менее «внушающего» присутствия.
ОВД района Котловка, Москва Архитектор: неизвестно Дата основания: 2020 год.
Комплекс общественно-административных зданий ГУ МВД, Красногорск
Комплекс общественно-административных зданий ГУ МВД, Красногорск Архитектор: ООО «Олимпроект» Дата основания: ведётся строительство
Проект будущего комплекса ГУ МВД в Красногорске, с его всеобъемлющим стеклянным дизайном, представляет собой кульминацию стратегии «архитектурной прозрачности», доведенной до своего логического максимума. В отличие от здания на Житной, где классический портик интегрирован в современный дизайн, или от сдержанного ОВД в Якиманке, этот проект — это чистая, ничем не замутненная метафора «государства как открытого офиса».
Комплекс общественно-административных зданий ГУ МВД, Красногорск Архитектор: ООО «Олимпроект» Дата основания: ведётся строительство


Комплекс общественно-административных зданий ГУ МВД, Красногорск Архитектор: ООО «Олимпроект» Дата основания: ведётся строительство
Этот архитектурный выбор можно трактовать как попытку сформировать окончательный образ МВД как технократической и сервисной корпорации безопасности. Здание ассоциируется с передовым бизнес-центром, штаб-квартирой крупной IT-компании, чья деятельность основана на данных, скорости и эффективности.
Глава 3. Сравнительный анализ и разработка СШБР
3.1. СТРАНЫ «ОТКРЫТОЙ ДЕМОКРАТИИ»
3.2. ДРУГИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
3.3. РОССИЙСКАЯ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТРАТЕГИИ
Резюме анализа для создания макета штаба СШБР:
Ключевые архитектурные паттерны, значимые для проектирования:
Политический контекст определяет стиль — демократические режимы используют стекло и открытость (Германия, Грузия), авторитарные — камень и монументальность (Китай, Россия)
Историческая преемственность проявляется через неоклассические элементы (МВД РФ, МОБ КНР)
Технологичность выражается через хай-тек и сложные геометрические формы (CCTV, Красногорск)
Баланс открытости и защиты — даже стеклянные здания сохраняют элементы контроля
Тезисы, которые стоит включить при создании макета СШБР:
— Сочетание прозрачности (стекло) и защиты (бетон/камень)
— Масштаб, соответствующий статусу учреждения
— Интеграция национальных архитектурных кодов
— Символические элементы (портик, купол, ступенчатая структура)
Я попросила Deepseek создать мне промпт, учитывая выявленные мною критерии, чтобы потом сгенерировать макеты штаба:
«Спроектировать здание штаба силовой структуры СШБР в синтезе архитектурных традиций, сочетающее:
Стили: современный хай-тек с элементами неоклассики и брутализма Материалы: стеклянные фасады с гранитными/бетонными акцентами, металлоконструкции Ключевые элементы: — Монументальный входной портик с колоннадой — Асимметричные стеклянные объемы — Выступающие бетонные ригели — Внутренний атриум с круглым стеклянным полом Символика: баланс между открытостью и защищенностью, технологичность и преемственность Масштаб: 7-9 этажей, доминирующее положение в городской среде Окружение: интеграция с парковой зоной, отдельный подъездной путь Стиль: синтез архитектуры CCTV Пекина и МВД Германии с элементами сталинского ампира. Сочетание стеклянных поверхностей с каменной кладкой, технологичная эстетика с имперским масштабом.»
РАЗРАБОТКА:
Макет СШБР // Ideogram AI


Макет СШБР // Ideogram AI
Макет СШБР // Ideogram AI
Приятная обустройка главного входа, остекление, объем, но всё ещё не приближенно к образу, который хотелось бы создать.


Макет СШБР // Ideogram AI
Макет СШБР // Ideogram AI
Итоговые варианты макета:
Макет СШБР // Ideogram AI
Макет СШБР // Ideogram AI
Выбраны именно эти макеты из-за попадания в образ масштабности, интересной структуры штаба, а так же интересная цельная картина, которая будет иметь значительную роль при создании образа и впечатления главной силовой структуры в дипломном комиксе.
Заключительный анализ:
Исследование подтверждает, что архитектура силовых структур служит мощным инструментом визуальной коммуникации, где каждый элемент подчинен идеологической задаче. Выявлена прямая зависимость между политическим режимом и архитектурной стратегией: от прозрачности стеклянных полицейских участков Грузии, символизирующих реформу и открытость, до монументальности сталинского ампира, выражающего абсолютный контроль. Отдельные здания, как Рейхстаг с его стеклянным куполом, демонстрируют трансформацию из закрытого института в общедоступный культурный и политический центр.
Легитимация власти достигается не только через архитектуру, но и через монументальную скульптуру — от статуи Дзержинского перед зданием КГБ до современных попыток ее восстановления. Российский контекст показывает сложный синтез наследия и современных тенденций: от «цитаделей» советской эпохи к технократическим комплексам, где стеклянные фасады сочетаются с имперским масштабом. Этот анализ предоставляет необходимый понятийный аппарат для проектирования семиотически насыщенного образа штаба СШБР, где архитектура становится носителем идеологических смыслов.
Ефремов Е. А. Градостроительная политика и власть // Коммуникология. 2013. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gradostroitelnaya-politika-i-vlast (дата обращения: 11.11.2025).
Розин Вадим Маркович Архитектура и политика государства // Архитектура и дизайн. 2017. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-i-politika-gosudarstva (дата обращения: 12.11.2025).
Хоторн К. Архитектура как демонстрация силы: случай телецентра CCTV в Пекине // Архитектурный вестник. — 2012. — № 4. — С. 45–52.
Clark K. Moscow, the Fourth Rome: Stalinism, Cosmopolitanism, and the Evolution of Soviet Culture, 1931–1941. — Cambridge: Harvard University Press, 2011. — 342 p.
Бархин М. Г. Архитектура и город. — М.: Стройиздат, 1979. — 169 с.
Сталинский ампир в архитектуре [Электронный ресурс] // Фасад Проект: сайт. — URL: https://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/stalinskij_ampir_v_arhitekture/ (дата обращения: 05.11.2025).
Архитектура и власть: история взаимоотношений [Электронный ресурс] // Про-Россия: сайт. — URL: https://prorus.ru/interviews/arhitektura-i-vlast-istoriya-vzaimootnoshenie/ (дата обращения: 08.11.2025).
Можно ли посетить штаб-квартиру ФБР? [Электронный ресурс] // Washington.org: офиц. сайт. — URL: https://washington.org/ru/DC-faqs-for-visitors/can-i-tour-fbi-headquarters (дата обращения: 12.11.2025).
Комплекс зданий ФСБ РФ [Электронный ресурс] // Um.Mos.ru: сайт. — URL: https://um.mos.ru/houses/kompleks-zdaniy-fsb-rf/ (дата обращения: 15.11.2025).
Здание Рейхстага в Берлине [Электронный ресурс] // GermanyTrip.ru: сайт. — URL: https://germanytrip.ru/reichstagsgebaude/ (дата обращения: 18.11.2025).
Стеклянные полицейские участки Грузии [Электронный ресурс] // Georgia About: сайт. — URL: https://georgiaabout.com/2012/07/08/about-architecture-georgias-glass-police-stations/ (дата обращения: 22.11.2025).
Сталинский ампир [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинский_ампир (дата обращения: 25.11.2025).
Мемориал Линкольну [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мемориал_Линкольну (дата обращения: 28.11.2025).
Сталинский ампир [Электронный ресурс] // Википедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сталинский_ампир (дата обращения: 12.11.2025).
Комплекс зданий ФСБ РФ [Электронный ресурс] // Um.Mos.ru. — URL: https://um.mos.ru/houses/kompleks-zdaniy-fsb-rf/ (дата обращения: 15.11.2025).
Архитектурные визуализации комплекса ГУ МВД [Электронный ресурс] // Олимпроект. — URL: https://olimproekt.ru/ (дата обращения: 18.11.2025).
Здание прокуратуры Тбилиси [Электронный ресурс] // Eurofasad. — URL: https://eurofasad.ge/ (дата обращения: 22.11.2025).
Бывшее здание ЦК СЕПГ [Электронный ресурс] // Википедия. — URL: https://commons.wikimedia.org/ (дата обращения: 25.11.2025).
Штаб-квартира ФБР [Электронный ресурс] // Википедия. — URL: https://commons.wikimedia.org/ (дата обращения: 28.11.2025).
Здание МИ-6 в Лондоне [Электронный ресурс] // TripAdvisor. — URL: https://tripadvisor.com/ (дата обращения: 05.11.2025).
Здание МВД РФ на Житной [Электронный ресурс] // Википедия. — URL: https://commons.wikimedia.org/ (дата обращения: 08.11.2025).
Современное здание полиции в Брянске [Электронный ресурс] // Крым.РУ. — URL: https://crimea.ria.ru/ (дата обращения: 12.11.2025).
Здание полиции в США [Электронный ресурс] // Google Photos. — URL: https://googleusercontent.com/ (дата обращения: 15.11.2025).
Административное здание в Берлине [Электронный ресурс] // Wikimapia. — URL: https://wikimapia.org/ (дата обращения: 18.11.2025).
Современная архитектура Берлина [Электронный ресурс] // Flickr. — URL: https://staticflickr.com/ (дата обращения: 22.11.2025).
Здание МВД Германии [Электронный ресурс] // BerlinJournal. — URL: https://berlinjournal.biz/ (дата обращения: 25.11.2025).
Архитектура общественных зданий [Электронный ресурс] // Accelerator. — URL: https://accelerator.net/ (дата обращения: 28.11.2025).
Стеклянная архитектура полицейских участков [Электронный ресурс] // LiveJournal. — URL: https://livejournal.com/ (дата обращения: 05.11.2025).
Стеклянные полицейские участки Грузии [Электронный ресурс] // GeorgiaAbout. — URL: https://georgiaabout.com/ (дата обращения: 08.11.2025).
Современная немецкая архитектура [Электронный ресурс] // Deutschland.de. — URL: https://deutschland.de/ (дата обращения: 12.11.2025).
Рейхстаг [Электронный ресурс] // GermanyTrip. — URL: https://germanytrip.ru/ (дата обращения: 15.11.2025).
Комплекс CCTV в Пекине [Электронный ресурс] // Archi.ru. — URL: https://archi.ru/ (дата обращения: 18.11.2025).
Министерство государственной безопасности КНР [Электронный ресурс] // CNN. — URL: https://cnn.com/ (дата обращения: 22.11.2025).
Административные здания Китая [Электронный ресурс] // Hurriyet. — URL: https://hurimg.com/ (дата обращения: 25.11.2025).
Университет общественной безопасности КНР [Электронный ресурс] // Tu-tu.ru. — URL: https://tu-tu.ru/ (дата обращения: 28.11.2025).
Архитектурный комплекс «Геликоид» [Электронный ресурс] // Википедия. — URL: https://commons.wikimedia.org/ (дата обращения: 05.11.2025).
Современная архитектура Венесуэлы [Электронный ресурс] // Novate.ru. — URL: https://novate.ru/ (дата обращения: 08.11.2025).