Original size 1140x1600

Археология: форма мышления. О выставке «Не слитно, не раздельно» в «ГЭС-2»

10
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рецензия на выставку «Не слитно, не раздельно».

Дом культуры «ГЭС-2», 03.04.25–28.09.25 Кураторы: Ярослав Алешин, Катерина Чучалина

0

Виды экспозиции

За последние несколько лет в современном искусстве и шире — в современной культуре — приобрела популярность археология как форма мышления и практики. Кросс-дисциплинарные проекты, вовлекающие в свою матрицу формы историографии, антропологии, социологии, этнографии, геологии и иных дисциплин социогуманитарных и естественно-научных областей, стремятся осмыслить сложную ткань времени и пространства существования человека. Творческие деятели и научные работники, вступая в коллаборации и создавая большие художественно-исследовательские проекты, рассматривают проявления культуры, науки и форм творческой экспрессии как ответов на многие вопросы о минувшем, текущем и грядущем. Как можно через раскопки и современное искусство поставить под вопрос локальные исторические события? Как исследуемые локальные исторические события рифмуются с глобальными процессами в государстве? Можно ли считать археологию, историографию, источниковедение, этнографию и современные художественные практики моделями критики и активации диалога о судьбе?

Выставка «Не слитно, не раздельно» в Доме культуры «ГЭС-2» — многослойная «экспозиция-лаборатория», в котором археология, история, искусство и личные воспоминания профессионалов и обычных людей вступают в сложное переплетение. Проект предлагает не линейный, но органический способ считывания прошлого: через фрагменты, остатки, реконструкции, реконфигурации и их художественные отклики.

Original size 3444x2431

Вид экспозиции. Архивная карта

В основе экспозиции — хроника Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, начатой Сергеем Толстовым в 1937 году и продолжавшейся вплоть до распада СССР. Отталкиваясь от контекста одного из самых масштабных и продолжительных советских научных проектов, авторы проекта (кураторы, художники и многопрофильные исследователи) рефлексируют относительно того, как взаимодействуют друг с другом разные эпистемологии: модернизм, наука, память, визуальность, звук, личные истории и критическое переосмысление прошлого.

Original size 3444x2431

Вид экспозиции. Входная группа

Один из главных героев выставки — ее особая свободная архитектура, напоминающая то запасники музея, то научную лабораторию, то галерею, то археологический раскоп в Центральной Азии. Выставка разбита на семь сюжетных блоков: «Пролог», «Топрак-кала» (три раздела), «Кой-Крылган-кала», «Картография» и «Ирригация». Внутри блоков возникают сквозные темы: «Археология», «Искусство», «Реставрация», «Люди» и «Вода». Архитектура выставки работает с метафорой фрагмента и структуризации информации — отдельные части (стены, экраны, каменные блоки, коробы, тканевые модули, столы) словно помещают зрителя в пространство исследования, включают его в процесс, но в то же время передают ему следы и плоскости разных отрезков времени.

Original size 3444x2431

Виды экспозиции

Блок «Пролог» погружает в контекст: архивные снимки, схемы раскопок, рукописные таблицы и выцветшие карты фиксируют начальные этапы Хорезмской экспедиции и конструируют образ «научного подвига» — масштабного освоения прошлого в духе советского модернизма. Здесь возникают первые важные пересечения: между жестом изучения (раскопа) и жестом преобразования (строительства), между интересом к истории и стремлением к будущему.

0

Виды экспозиции

Центральный сюжетный блок — «Топрак-кала», посвященный древнему городу-крепости, обнаруженному в 1938 году. Именно он стал символом экспедиции. Панорамы, живописные реконструкции, кальки и схемы, созданные разными поколениями исследователей, а также обнаруженная в ходе раскопок мелкая пластика и слепки фресок представлены здесь вместе с современными художественными работами: от живописи и скульптур до видео, обнажающих процесс реконструкции как акт интерпретации (Магомед Кажлаев, Рустам Хальфин, Павел Альтхамер, Зигмар Польке). В этом разделе археология предстает перед зрителем не как точная наука, а как сложная система догадок, где каждый найденный фрагмент требует домысливания, работы воображения.

0

Виды экспозиции

Сквозная тема «Археология» задает важный сдвиг: предметом изучения становится не столько находка, сколько сам способ ее обнаружения, история взглядов, сомнений, исправлений. В этом смысле археология — не застывший музей, а пространство допущений, множества версий, сборки образа истории. Вторят этой линии мысли темы «Искусство» и «Реставрация»: художники работают как археологи, а реставраторы как полноправные исследователи структуры времени. Особенно сильны здесь работы, где проявляется обломочность — намеренное подчеркивание недостачи, утраты, невозможности полной реконструкции в процессе изучения (Али Шерри, Виллем де Кунинг).

Original size 3444x2431

Изображение 1: (Слева) Али Шерри. «Окаменелые», 2016. Видео, 20'00''; (Справа) Павел Альтхамер. «Костер», 2012. Инсталляция, пластик, металл, эпоксидная смола / Изображение 2: Виды экспозиции

Блок «Кой-Крылган-кала» посвящен найденной в 1938 Толстовым в пустыне приземистой круглой башне, которую предположительно считали древней обсерваторией. Историческая и художественная реконструкция этого сооружения становится метафорой взгляда сквозь века: как можно реконструировать то, что изначально было построено для наблюдения за недоступным? Подобному вопросу об эфемерности и неуловимости правды задается Маяна Насыбуллова.

0

Виды экспозиции и инсталляция Маяны Насыбулловой «Без названия» (2025)

Дальнейшие опорные разделы — «Картография» и «Ирригация» — указывают на взаимодействие между знанием и властью. Проект Хорезмской экспедиции был не только академическим — он был включен в масштабные советские проекты трансформации природы: постройку Главного Туркменского канала, переустройство течений рек, подчинение ландшафтов. Здесь археология вступает в диалог с геополитикой, где «вода» становится не только и не не просто источником жизни, но и объектом контроля. Картированию местности как процессу организации реальности посвящены работы Шуи Цао, Бориса Засыпкина, Урала Тансыкбаева, Нигмата Кузынбаева, Ильи Соколова, Ле Занга, Макса Пенсона и др.

0

Виды экспозиции

Сквозная тема «Люди» — о коллективности и процессуальности. Выставка создавалась большой сетью специалистов; кроме того, она наполнена голосами тех, кто был связан с Центральной Азией (участники экспедиции, ученые, писатели): Владимира Пилявского, Милицы Земской, Юрия Кнорозова, Игоря Савицкого. Эти фрагменты личных историй собраны в шатрах по всему периметру зала. Вместе они создают полифоническую звуковую и визуальную ткань, где документальные свидетельства обретают поэтическое звучание.

0

Вид шатра. На изображении: шатер с материалами Ю. В. Кнорозова

Финальная точка — история семьи фотографа Ильяса Хаджи. Через воспоминания, вещи и образы рождается линия, связывающая археологию с памятью частной, телесной, интимной. Там, где заканчивается государственный нарратив, вступает в силу ближневосточная повседневность. Это выход из «имперской археологии» в поле личного опыта. Рифмуются с темой объекты и работы самого Ильяса Хаджи и антрополога Насти Индриковой, а также тотальная инсталляция Ирины Кориной.

0

Ильяс Хаджи и Настя Индрикова. «Люди и вещи между Меккой и Дагестаном», 2022–2024. Инсталляция, объекты, смешанная техника

0

Ирина Корина. «Дежурный чудак», 2025. Инсталляция, смешанная техника

Выставка «Не слитно, не раздельно» избегает жесткой дидактики и вместо этого предлагает археологию как форму мышления: метод раскопа, сопоставления, сомнения, уточнения. В этом смысле она не столько о прошлом, сколько о настоящем — и о способах его выстраивания через фрагменты, обломки, пустоты. Проект не дает окончательных ответов, но предлагает несколько маршрутов движения, инструкции и спутников. Зритель волен следовать за попутчиками, но также волен и выстраивать собственное путешествие по «Среднеазиатскому Египту», его ландшафтам, артефактам, духам местности и нарративам об утраченной культуре, советской власти, уловках модернизма и экспедиции как буфера для эскапизма и уклонения от идеологии. Авторы экспозиции создают предельно уникальный опыт для рефлексии о вопросах геополитики и культуры.


Автор текста: Майкл Арутюнян

Археология: форма мышления. О выставке «Не слитно, не раздельно» в «ГЭС-2»
10