Original size 1140x1600

Анонимность и массовость: визуальный язык подпольных комиксов

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Выбор темы исследования был обусловлен интересом к изучению феномена анонимного массового искусства, которое априори лишает авторов возможности проявиться. При определении массового искусства как такового, на ум приходят традиционный фольклор и народные сказания. На удивление, «Тихуанские библии» смогли зайти в этот список по причине массового и серийного распространения не только в США, но и в Европе впоследствии. Представленный феномен реализовался на стыке фольклора, коммерции и пропаганды, что положило начало развитию такого направления, как андеграундное искусство. «Тихуанские библии» представляли собой вызов традиционному обществу и строгим устоям, и именно по причине того, что их производство и распространение было нелегальным, они и вызвали такой диссонанс и востребованность в обществе 1920-х годов.

Рубрикатор

1. Визуальный язык Тихуанских библий 2. Анонимность и псевдо-авторство 3. Массовость и серийность производства 4. Зеркало американской морали 5. Современные параллели и адаптации

Материал был отобран по принципу целесообразности и дополняемости к основному повествованию. Использовался материал, состоявший из популярных комиксов 1920-1960-х годов, а также карикатурный и художественный материал подпольных комиксов, изображения которых были отсканированы в различных виртуальных архивных библиотеках. Были соблюдены принципы корректности представления материала, а также поставлены определенные метки и предупреждение 18+. Отдельно рассматривался материал современных интерпретаций комиксов в мем-культуре и фан-арте.

Основная гипотеза визуального исследования заключается в идее о том, что несмотря на условия, когда авторы априори остаются анонимными, в работах проявляется индивидуальный стиль, который становится узнаваем для зрителя или читателя. То есть, несмотря на полную анонимность, пользователи «Тихуанских библий» могли по цвету, штриху, тени или раме узнать «почерк автора».

Принцип структурирования материала заключался в представлении визуального исследования в виде последовательного анализа визуальных симптомов «Тихуанских библий», рассмотрения визуальных подписей анонимных авторов, художников, издателей, анализа массовости и серийности производства восьмистраничников во взаимосвязи с феноменом «массового фольклора». Затем была рассмотрена социальная функция распространенности «Тихуанских библий» и их влияния на последующую интерпретацию андеграундного искусства. В конце визуального исследования были проведены современные параллели с феноменом мем-культуры и фан арта.

При выборе и анализе текстовых источников использовались принципы достоверности и логичности представления информации. Так как в российском научном поле данная тема практически не исследовалась, в основном использовались непосредственно зарубежные источники, статьи, краткие резюме, которые позволили составить теоретическую часть анализа визуального исследования.

1. Визуальный язык Тихуанских библий

«Тихуанские библии» — популярные восьмистраничные порнографические комиксы периода 1920-1960-х года, которые приобрели свою популярность в период Великой депрессии. Важно понимать, что печать и продажа таких восьмистраничников была незаконной и подпольной, в связи с чем они были анонимными, авторами были неизвестные люди. Подпольные комиксы по своей сути являлись эротическими и аморальными пародиями на существующие и популярные комиксы «Блонди», «Барни Гугл», «Мун Маллинс», «Попай». Также в карикатурах нередко выступали популярные звезды спорта и кино.

Original size 1296x602

Блонди с изображением Дэгвуда, Блонди, Дейзи, их сына Александра и дочери Куки / 1930

Original size 1296x557

Попай — Моряк / 1929

Original size 1296x557

Фрэнк Уиллард и Мун Маллинс / 1924

Типичные «Тихуанские библии» выпускались в черно-белой печати на дешевой белой бумаге размером 7 на 10,5 сантиметров. Более того, в каждой библии стандартно было всего 8 страниц, из-за чего их и прозвали «восьмистраничниками». Только пару десятилетий спустя начались эксперименты с десятистраничным форматом, которые не увенчались успехом.

Original size 1296x557

Palm Sized Pornographic Comic Books / 1920-е

Визуальный язык восьмистраничников 1920-х годов характеризовался грубыми линиями, упрощенной перспективой, штамповкой тел, повторяющимися лицами и персонажами — это все было признаками дешевой типографии и быстрой скорости производства. И, в действительности, такие подпольные комиксы выпускались сериями.

Original size 0x0

Слева направо: Blondie and Dagwood make a baby! / 1920-е; Blondie gets her pipes fixed! / 1920-е; Dagwood in A Days Work / 1920-е

Еще одной характеристикой визуального языка «Тихуанских библий» стали карикатурность и упрощенные изображения. Преувеличенные акценты не только добавляли комичности изображаемым ситуациям, но и упрощали и удешевляли печать, так как тратилось меньше средств на типографию за счет малого количества используемых чернил.

Original size 1296x511

Слева направо: Bathless saves an innocent lass! / p. 2 / 1920-е; Bathless saves an innocent lass! / p. 3. / 1920-е

Именно в период 1920-х годов эти порнографические комиксы стали популярными. Они продавались в киосках, барах подпольно, под прилавком. И как нельзя кстати на ум приходит выражение: «запретный плод — сладок», что имело прямое и переносное значение.

2. Анонимность и псевдо-авторство

Как уже было сказано ранее, подпольные комиксы выпускались анонимно, так как их печать и производство были незаконными, поэтому авторов никто не знал. Но, изучая визуальный язык комиксов, можно заметить, что в некоторых из них прослеживаются характерные черты, такие, как манера обводки, ритм панелей, акценты на лицах или телах. В условиях полной потери авторства все равно можно увидеть индивидуальный стиль.

Original size 1296x459

Слева направо: Joe Palooka / p. 1 / неизв. год; Joe Palooka / p. 3 / неизв. год

Original size 1296x520

Слева направо: Flash Gordon On A Lark / p. 1 / неизв. год; Flash Gordon On A Lark / p. 1 / неизв. год

Интересно, что тематика комиксов была достаточно однообразной — они все крутились либо вокруг эротики и аморальности, либо вокруг комических ситуаций, существовавших десятилетиями, лишь с дополнением в виде карикатурных изображений. Несмотря на это, некоторые авторы пытались выделяться в выбранном сеттинге.

Original size 1296x962

Plastic Man in The Stretch / 1920-е

В некоторых сериях можно было заметить наличие орнаментированной рамки, которая являлась своеобразной защитой от подделки, так как ее было трудно повторить точь-в-точь. Именно так неизвестные авторы пытались уберечь свое творчество от плагиата.

Original size 1296x323

Mickey Mouse And Donald Duck / 1940-е

Так, можно увидеть, что даже в условиях тотальной потери авторства, неизвестные художники, редакторы и издатели старались внести что-то индивидуальное даже в такую простую вещь как порнографические комиксы, чтобы остаться в памяти у читателей хотя бы по отдельным штрихам, теням и линиям.

3. Массовость и серийность производства

Е. Р. Секачева в своем исследовании феномена «массового фольклора» отмечает: «в начале ХХ в. происходит трансформация мироощущения людей, в этот период происходят сдвиги в мире эстетических норм, изменение социальной ориентации культуры, демократизация вкусов» [1]. И в действительности, это тесно связано с популярностью и широким распространением подпольных комиксов, так как они по сути своей являются искусством без авторства, но имеют устойчивые сюжеты и архетипы.

Original size 1296x463

Andy gets away from the wife for a little erotic fun by Mr.Prolific / 1930-е

Original size 1296x483

A little hillbilly lust from Mr. Prolific! / 1935

«Тихуанские библии» приобрели настолько широкую популярность и распространение, что они издавались сериями в кустарных типографиях по несколько десятков тысяч копий. Передавались они подпольно через киоски или бары, в местах продажи табака и алкоголя.

Original size 1296x557

Три «Тихуанские библии» / 1940-е

Интересным является факт того, почему эти комиксы называются именно «Тихуанскими библиями». Ответ достаточно прост. Изначально США не признавали факт производства порнографических комиксов у себя в стране. Очень много подозрений падало на Тихуан в Мексике, однако, это оказалось неправдой, и источником производства были именно США. Несмотря на это, комиксы настолько распространились в массы, что их производство не ограничивалось только Соединенными Штатами. В качестве примера можно привести «Тихуанскую библию», произведенную в Германии.

Original size 1296x484

Snow White № 1 / немецкое издание / неизв. год

Так, можем наглядно увидеть, что с «Тихуанскими библиями» сработал феномен «массового фольклора», и распространились они не только в США, но и по всему миру.

4. Зеркало американской морали

«Тихуанские библии» можно смело назвать зеркалом американской морали 1930-х годов. В действительности же, почему их прозвали именно библиями — как метафора святости, которой противопоставляется изображенный в подпольных комиксах «грех». Более того, популярность подпольных комиксов стала народным бессознательным искусством. Одним из таких выходцев из народа стал Роберт Крамб — художник-карикатурист, основатель андеграудного комикс-движения.

Original size 1296x557

Zap comix/ Роберт Крамб / 1968

Когда Роберт Крамб учился в школе, на этот период пришел пик популярности продажи «Тихуанских библий» и именно за счет их распространенности, они наложили значительный отпечаток на творчество карикатуриста в будущем. Начинал он с поздравительных открыток, где уже прослеживались характерные черты подпольных комиксов, а наибольшую популярность ему принесли непосредственно комиксы «Zap», «Кот Фриц», «Mr. Natural» и другие.

Original size 1296x557

Trading cards / Роберт Крамб / 1965

Original size 1296x557

Snatch Comics / Роберт Крамб / 1968

Original size 1296x557

Snatch Comics № 1 / Роберт Крамб / 1968

Original size 1296x396

Snatch Comics № 3 / Роберт Крамб / 1969

Original size 1296x557

Comics and Stories / Роберт Крамб / 1969

Original size 1296x557

Jiz Comics № 1 / Роберт Крамб / 1969

5. Современные параллели и адаптации

Закат эпохи подпольных комиксов наступил примерно в середине 1970-х годов, когда они уже пересекли океан и охватили Европу. Причиной было исчерпывание тем, которые ограничивались впоследствии лишь сексом и наркотиками. В связи с этим появилась потребность в создании альтернативных комиксов.

Original size 1296x557

Слева направо: Nasty Tales / 1971; The Trials of Nasty Tales / 1973

Original size 1296x557

Слева направо: OZ № 35 / OZ Magazine / 1971; OZ № 18 / OZ Magazine / 1960-е

Слева: в правом копыте поросёнок держит 28 номер журнала Oz, подготовленный школьниками. Справа: один из ключевых персонажей Роберта Крамба на обложке Oz

На сегодняшний день есть современная параллель подпольных комиксов, она достаточно условная, но обладает схожими характеристиками. К этому относится мем-культура, а также фан-арты. Данные изображения также являются анонимными и быстро распространяются. Более того, мем-культура — это феномен современного «массового фольклора», так как обладает вирусностью распространения и большим охватом, по аналогии с «Тихуанскими библиями» 1920-х годов.

В целом, можно увидеть, как развитие комиксов повлияло на формирование визуальной интерпретации современных мемов и фан-артов. Можно отметить не только выраженные черты оформления, но и представленную тематику.

Original size 1296x1214

Мем «6-7» / 2025

Original size 1296x1015

Мем «Совещание» / John Kleckner / 2012

Original size 1296x1127

Мем «Две кнопки» / TheFool / 2011

Original size 1296x557

Слева направо: Optipess / Кристиан Нюгард / 2008; Dancing Baby / Джон Чедвик / 1996

Заключение

«Тихуанские библии» как феномен массового фольклора не был достаточно изучен ранее, однако его популярность и распространение не вызывают сомнений, в связи с чем можно смело заявить, что широкая известность подпольных комиксов значительно повлияла на основание и развитие андеграунда, а также и на современные визуальные интерпретации комиксов, фан-арта и мем-культуры. Несмотря на имевшуюся коммерциализацию, восьмистраничники действительно на определенный период стали традиционной культурной ценностью, отображающей не только необходимость перемен, но и тайные желания, облаченные в дешевую обложку с черно-белой печатью.

Bibliography
Show
1.

Секачева, Е. Р. Городской фольклор как феномен массовой городской культуры начала XX в. // Новый исторический вестник / Е. Р. Секачева. — 2001. — № 5. — С. 1-6.

2.

Tijuana Bibles — 1920s Palm Sized Pornographic Comic Books // Сайт pleaseknockstudios.com (URL: https://www.pleaseknockstudios.com/post/tijuana-bibles-1920s-palm-sized-pornographic-comic-books) Просмотрено: 12.11.2025.

3.

Tijuana Bible Library // Сайт https://www.tijuana-bibles.com (URL: https://www.tijuana-bibles.com/tijuanabible-comics.html) Просмотрено: 12.11.2025.

4.

Found in the Collection: Tijuana Bibles // Сайт library.osu.edu (URL: https://library.osu.edu/site/cartoons/2012/09/14/found-in-the-collection-tijuana-bibles/) Просмотрено: 12.11.2025.

5.

On R. Crumb and Some Underground Inspiration // Сайт fourthirty.wordpress.com (URL: https://fourthirty.wordpress.com/2009/11/09/on-r-crumb-and-some-underground-inspiration) Просмотрено: 12.11.2025.

6.

Tijuana Bible Library // Сайт tijuanabible.org (URL: https://www.tijuanabible.org/comiclibrary/tijuana-bible-of-the-month-list.htm) Просмотрено: 12.11.2025.

Image sources
Show
1.2.3.4.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/en/6/60/Barney72642.jpg (Дата обращения: 12.11.2025)

5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.38.39.40.41.42.

https://www.pinterest.com/pin/84583299248059980/ (Дата обращения: 12.11.2025)

Анонимность и массовость: визуальный язык подпольных комиксов
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old