
Густав Климт. Подсолнух. 1907
Холст, масло, сусальное золото. 110 × 110 см Галерея Бельведер (Венгрия, Вена)
«Цветок — дар или же цивилизованное оформление влечения: влечение, представленное как нечто утонченное (хрупкое, смертное)»
Ролан Барт, из цикла лекций «Как жить вместе» [1]
С 1899 года австрийский художник Густав Климт ежегодно проводил летнее время на озере Аттерзее, находящемся в известном курортном регионе Зальцкаммергут. Здесь он написал многие из своих пейзажей, вдохновленные местной природой.

(рис. 1) Озеро Аттерзее
Среди них — серия из четырех живописных полотен, написанная летом 1907 года. Все они изображают пышную зелень и яркие ковры из цветов, заполняющие всю поверхность холстов. Но одна все же отличается от других, и это картина «Подсолнух».

Крестьянский сад с подсолнухами. 1907–1908
Крестьянский сад. 1907 Маковое поле. 1907Хотя формально произведение относится к пейзажному жанру, многое в нем напоминает скорее парадный портрет в полный рост. В центре композиции — пышный подсолнух на фоне пестрой и густой зелени, заполняющей весь задний план картины. Голова подсолнуха немного опущена, словно скромно склонилась. Одеяние из огромных зеленых листьев кое-где оголяет устойчивый стебель. Кусты цветов у его основания образуют яркий и пышный подъюбник.
Фрагмент картины
Композиционная простота картины сочетается с узнаваемой орнаментальной избыточностью живописи Климта. Статичная «фигура» подсолнуха существует вне времени и пространства, даже ветер не может побеспокоить его. Но вибрирующая материя — яркие зелень и цветы, переливы замешанного в краску сусального золота (к сожалению, трудно различимые на цифровой копии) — не дают усомниться в «человечности» цветка.
На антропоморфность подсолнуха обращали внимание многие исследователи и художественные критики. Одни сравнивали его зеленое одеяние с Мадонной Милосердия — типом изображения Девы Марии, расстилающейся свой плащ. Другие выдвигали предположение, что картины представляет собой скрытой портрет Эмилии Флёге, музы и близкой подруги Климта, вместе с которой они отдыхали в Зальцкаммергуте. Сторонники этой теории в качестве другого доказательства также приводят сделанную самим художником в 1906 году серию снимков Флёге в широких пестрых платьях ее собственного кроя [2]. Самое точное описание «Подсолнуха», пожалуй, предложил художественный критик Венского сецессиона Людвиг Хевези, он сравнил его с «влюбленной феей», «чье зеленовато-серое одеяние струится вниз со страстным трепетом» [3].
Эль Греко. Мадонна делла Мизерикордия. Между 1603 и 1605. Холст, масло.
Густав Климт. Подсолнух. 1907 Эмилия Флёге. Фото Густава Климта. 1906Картина «Подсолнух» — еще одно подтверждение того, что Густав Климт был «художником вечного цветения»[4]. Сюжеты его работ существуют вне времени и пространства: лепестки цветов переливаются золотом, а зеленые листья и стебли никогда не увядают.
Фрагмент картины
Барт, Ролан. Как жить вместе: романические симуляции некоторых пространств повседневности. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. — 272 с.
Sonnenblume // Österreichische Galerie Belvedere URL: https://sammlung.belvedere.at/objects/21865/sonnenblum (дата обращения: 26.02.2025).
Up Close With Klimt’s 'Sunflower' // Google Arts & Culture URL: https://artsandculture.google.com/story/BAWRR8DfPwz-Lw (дата обращения: 26.02.2025).
Bauerngarten mit Sonnenblumen // Österreichische Galerie Belvedere URL: https://sammlung.belvedere.at/objects/2483/bauerngarten-mit-sonnenblumen? (дата обращения: 26.02.2025).
Густав Климт. Подсолнух. 1907. URL: https://sammlung.belvedere.at/objects/21865/sonnenblume
Озеро Аттерзе. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Attersee_(lake) (дата обращения: 26.02.2025)
Густав Климт. Крестьянский сад с подсолнухами. 1907–1908. URL: https://sammlung.belvedere.at/objects/2483/bauerngarten-mit-sonnenblumen? (дата обращения: 26.02.2025)
Густав Климт. Крестьянский сад. 1907. URL: https://www.klimt-database.com/de/klimt-werk/1907-1909/goldene-periode/ (дата обращения: 26.02.2025)
Густав Климт. Маковое поле. 1907. URL: https://sammlung.belvedere.at/objects/3917/bluhender-mohn? (дата обращения: 26.02.2025)
Эль Греко. Мадонна делла Мизерикордия. Между 1603 и 1605. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/The_Virgin_of_Charity_(El_Greco) (дата обращения: 26.02.2025)
Эмилия Флёге. Фото Густава Климта. 1906. URL: https://artchive.ru/publications/2756~Istorija_ljubvi_v_kartinakh_Gustav_Klimt_i_Emilija_Flege (дата обращения: 26.02.2025)