Original size 1140x1600

Элементы классики в современных интерьерах. Нестандартные решения

PROTECT STATUS: not protected
67
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

РУБРИКАТОР

— Концепция — Силуэтное обращение — Неправильное использование — Деформация или комбинирование — Заключение — Список литературы — Список источников изображения

КОНЦЕПЦИЯ

Вопрос актуальности классики, на мой взгляд, не имеет смысла, так она на то и классика, что имеет место всегда. Следовательно, и все размышления, затрагивающие тему классического искусства, всегда актуальны. В своём визуальном исследовании я хочу рассмотреть, как классика вписывается в современность, а именно в современный интерьер.

Для меня, понятие классика — это собирательный образ. К нему я отношу не только выдержанный и симметричный стиль классицизма, но и пышность барокко, лёгкость рококо и мощность ампира. Такую смесь я делаю осознанно, так как эти стили последовательно или даже параллельно заменяли друг друга, при этом сохраняя или совершенствую элементы каждого. Вторая причина, по которой я умышленно собираю стили в один образ, связана с менталитетом современного поколения. Я уверен, что лишь малая часть молодёжи способна разбираться в отличиях стилей, и ещё меньшая действительно знает в чём разница. Гораздо легче использовать некий собирательный образ, называть его одним словом — классика.

big
Original size 2128x1416

Интерьер дома в Бруклине (диз. Robert Couturier)

Тенденция нового поколения связана с желанием показать свою уникальность. Эта мысль отражается в интерьерах комнат, домов и квартир. И что как не эклектика, лучше всего проиллюстрирует этот тренд. Поэтому этот стиль становится одним из главных в современном мире. И вот мне стало любопытно и интересно, как же в современное пространство вписывается идея вечной классики. Ведь её сила не столько в уникальности, сколько в постоянстве и неизменности, а следовательно — в единообразии.

Исследуя этот вопрос, я выявил некоторые способы, с помощью которых элементы классики отлично вписываются в современные интерьеры. В основном, они заключаются или в том, чтобы соединить идеи современных стилей (таких, как скандинавский, лофт, минимализм) с непротиворечащими идеями классических стилей, или в том, чтобы вписать в концепцию современного стиля мебель и декор прошлых веков, лишь изменив их внешний вид (цвет или материал). Например, в проекте «YOO Panama» французского дизайнера Филиппа Старка, красная классическая люстра отлично вписывается в холл жилого комплекса в стиле лофт.

Original size 1800x1200

Часть холла жилого комплекса «YOO PANAMA» (диз. Phillippe Starck, 2019)

Однако эти способы я бы назвал стандартными, оттого и довольно понятными. Мне же было интересно найти необычные и нестандартные способы совмещения. Так, последующие поиски позволили мне выявить основные направления нетипичного использования классических элементов в современных интерьерах. В соответствии с ними, визуальное исследование делится на три главных раздела: силуэтное обращение, неправильное использование и деформация или комбинирование.

Выбор и анализ источников я проводил на основе материалов, вышедших в XXI веке, а также на основе исторических данных, описывающих предыдущие эпохи.

СИЛУЭТНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Original size 2480x1395

Книжный шкаф «Vintage» (диз. Jaren Goh, студия «Munkii»)

Original size 2480x1395

Напольные часы «Inside Out». (студия «POLART Design»)

К первому варианту обращения современных дизайнеров к классике, классическим элементам, я отношу использование силуэтов мебели. Этот способ позволяет не заимствовать напрямую все параметры внешнего вида классической мебели, не требует использования материалов, использовавшихся при оригинальном создании. Благодаря этому способу можно довольно легко и необычно подчеркнуть свою принадлежность и заинтересованность к высшим стилям, при этом не уходя далеко в классику, тем самым имея возможность и дальше экспериментировать с различными стилями в интерьере. На примерах выше сразу узнаются очертания мебели, относящейся к эпохе барокко. На это нам намекают сложные края силуэтов, закрученные ножки.

Original size 2480x1395

Слева стул «Manchez», справа стул «Opera» (диз. CASAMIDY)

Иной подход к трактовке классического стиля демонстрирует группа дизайнеров из Мексики. В довольно брутальной технике им удаётся создать достаточно утончённые варианты мебели. Особенно привлекателен для меня стул «Opera». Он идеально передаёт мысль о том, что передо мной не просто так стул, а довольно величественное кресло эпохи Классицизма. При этом не обязывающее вписать его в контекст этой эпохи, а совершенно спокойно встроить в любой стиль.

Original size 2480x1395

Люстра серии «COCKTAIL» (диз. Hanna Anonen)

Original size 2480x1395

Люстра в спа-салоне «Tierra Santa Healing House» в отеле «Faena» (диз. Тинеке и Марике Виллем)

Original size 2480x1395

Слева: Люстра «Medusa» (диз. Grégory Parsy& Camille Debons, 2013) / Справа: Люстра (диз. Joseph Cavalieri, 2009)

Люстр из приведённых примеров выше, напоминают своей формой нижнее очертание классических хрустальных люстр. Свисающие с последнего ряда хрустальные подвеску создавали форму полукруглой чаши, а так как они не были соединены друг с другом ничем, между ними образовывалось пространство, создающее эффект лёгкости. Эту особенность отлично передают первые две пары люстр («COCKTAIL» и люстра в спа-салоне «Tierra Santa Healing House» в отеле «Faena»). Люстра «Medusa» навевает своими извилистыми и хаотичными трубками настроение барокко. Наверное, классического стиля в ней всё-таки не так много, однако я не мог пройти мимо этой интересной работы, тем более что она прекрасно передаёт концепцию эпохи помпезности, празднества и роскоши.

Original size 2480x1395

Континентальная позолоченная люстра 19-го века

Original size 1000x665

Люстра (диз. Adam Wallacavage, 2015)

Original size 1000x957

Люстра (диз. Adam Wallacavage, 2015)

Потрясающие примеры сочетания классики и фэнтези. Для сравнения, вначале я прикрепил люстру периода ампир, чтобы наглядно показать схожесть форм. Дизайнеру из Филадельфии Адаму Уоллакаведж удалось сохранить настроение классического стиля, при этом использовав довольно смелые элементы декора. Люстры не превратились в попсовые элементы декора, благодаря симметричной конструкции и гармоничном сочетании форм. И даже люстра с драконами, несмотря на то, что одна из голов поднята чуть выше остальных, не выглядит от этого хуже.

Original size 2480x1395

Слева: «The Drip Candle Holder» (диз. Pascal Smelik) / Справа: «SuperTrooper» (диз. Anki Gneib, 2015)

Original size 2480x1395

Подсвечник Myst Tree (диз. Pascal Smelik& Pols Potten)

Original size 2480x1395

Слева: Стальной подсвечник «No screw no glue» (диз. JOOST VAN BLEISWIJK) / Справа: Настольная лампа «This is not a lamp» (диз. Hakmin Lee)

Плавно перетекая от более крупных предметов интерьера, мы переходим к меньшим. Почему-то именно подсвечники чаще всего интерпретируется в современных интерьерах. Видимо, людей всегда привлекает магия огня.

В современных интерьерах канделябры и подсвечники выходят за рамки своих исторических размеров, а их формы типизируются и подгоняются под одну стилистику. Особенно интересно это выглядит в работах «No screw no glue» Й.ван Блэйсвейка, где для сравнения рядом с гигантским стальным канделябром поставлены макеты ягнят, и в работе «SuperTrooper» дизайнера Анки Гнейб, где для сравнения рядом со светильником поставили живую собаку.

Original size 1500x994

«For Now We See Through A Glass Darkly» (диз. JOYCE LIN x 3.PARADIS)

Но самый необычный из всех способов силуэтного обращения к классике, наверное, был представлен на совместной выставке JOYCE LIN x 3.PARADIS, под названием «For Now We See Through A Glass Darkly». Авторы выставки вдохновились идеями снов, в которых мы не видим чётких форм и пространств, а тем более не можем представить их в полной ясности после пробуждения. Но меня заинтересовал в этой работе эффект, возникающий, когда мы отходим от экспонатов. Внешняя граница почти стирается, и перед нами предстаёт облик чего-то совершенного, гармоничного.

НЕПРАВИЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Original size 2000x1333

Интерьер ресторана «EGEO» (диз. Masquespacio)

Под неправильным использованием классических элементов я подразумеваю использование предмета интерьера, части архитектуры не по своему основному назначению.

Однако это не означает, что способ называется неправильным, то и все приведённые ниже примеры имеют негативный характер. Наоборот, большинство проектов заставляют по-новому посмотреть на вещи, задуматься о вопросе многофункциональности и удобстве, о которой сейчас все говорят и думают.

В проекте «EGEO' от дизайнерской студии Masquespacio, греческие колонны. используются как элементы декора и не несут никакой опорной функции. Часть колонн на половину отрезана, так что остальная часть просто крепится к верху комнаты. Другая часть выполняет роль подсвечников.

В итоге создаётся очень приятная для глаз картина. Интерьер, несмотря на наличии колонн в нём, выглядит очень легко и ненагруженно.

Original size 2480x1395

Слева: Ионический настенный светильникСправа: Коринфский настенный светильник (диз. JUSTICE DESIGN)

Ещё один пример использование колонн, а именно их ордеров, представляет дизайнерская студия JUSTICE DESIGN. Светильники в форме ионического и коринфского ордеров несомненно притягивают внимание, а наличие подсветки добавляет большей величественности.

Original size 1500x1050

«Antiquity Bookshelf» (Sebastian ErraZuriz, 2021)

Очень забавный, но и одновременно довольно увлекательный предмет мебели. Это книжный шкаф, стенками которого являются мраморные скульптуры. За основу были взяты самые известные скульптуры, изображающие персонажей античной мифологии. Заранее были сделаны 3D модели, а затем уже изготовлены настоящие скульптуры.

Забавно в этом предмете мебели наблюдать то, как Зевс держит полочку с книжками. Но при этом ощущение от этого книжного шкафа, будто там непростые книжки, раз они лежат на таких полках.

Original size 2480x1395

Слева: «Golden Snake #1» (диз. Mathias Kiss, 2015) / Справа: «Folded Cornice» (диз. Mathias Kiss, 2008)

Original size 960x957

«Out of Frame» (диз. Mathias Kiss, 2018)

Необычная интерпретация и интересное переосмысление такой понятной вещи, как рама картины. Думаю, слова автора, описывающие эти работы, подойдут сюда как нельзя лучше:

«Бруталистический орнамент, иначе говоря, в первую очередь „брутальный орнамент“. Потому что брутальизировать эти формы — значит позволить им освободиться от безобидной неподвижности, в которой они поддерживались и которая позволила бруталистской архитектуре 1950-х годов просто и просто удалить их из модернистских интерьеров. Короче говоря, украшение должно сойти с петель.

Отсюда эта рамка, которая прогнала то, что должна была создать, и которая начинает многословно бушевать, возвышаться. Отсюда снова эта Золотая Змея, которая больше не скользит по стенам, больше не лежит горизонтально.» (пер. Матиасс Кисс)

Таким образом автор не только визуально интерпретировал классические подрамники, но и наполнил их новым смыслом, благодаря которому этот предмет теперь воспринимается по-новому.

ДЕФОРМАЦИЯ ИЛИ КОМБИНИРОВАНИЕ

Original size 2480x1395

«Lucidity». Концепт интерьера (диз. Artur Akopov, 2019)

Последний способ, который я рассматриваю в ходе своего визуального исследования, касается деформации классических объектов или комбинировании их с другими. В каких-то моментах он будет немного пересекаться с предыдущим способом, но я решил не делать отельный раздел про комбинированные методы, а лишь дополнять, ставить пометки, где необходимо в этом разделе.

Проект «Lucidity» Артура Акопова, на первый взгляд, не подходит под этот способ обращения к классике, однако необходимо сосредоточить внимание на верхнюю часть колонны. Некое подобие люстры, окольцовывает колонну, создавая дополнительный объём сверху, напоминая дорический ордер. Этот способ совмещения схож с силуэтным обращением, но всё-таки здесь люстра выступает отдельным объектом, поэтому происходит комбинация светильника с колонной и создаётся образ древнегреческой колонны

Original size 750x560

«Ercole e Afrodite-nero» (диз. Driade lab, 2017)

И снова бедный Зевс. Но уже не Зевс, а Геркулес или Геракл. В этот раз его засунули в фасад тумбочки. Разные части его тела, а также части Афродиты, выполняют роль дверец шкафа.

Сложно сказать, насколько это функциональная мебель, но то, что она эффектная — это бесспорно.

Original size 2480x1395

Стол «Meleager» (диз. Sebastian Errazuriz, 2018) / Справа: Стол «Афина Лемния» (диз. Sebastian Errazuriz, 2018)

Голова + стул. Почему нет?

В данном проекте дизайнер Себастьян Эрразуриз решил соединить две несовместимые на первый взгляд вещи и выдать нам нечто такое. По функциональности вроде свои функции стулья выполняют, да и эффектности им не занимать.

Возможно в данном проекте есть скрытый смысл. Рискну предположить, что автор заставляет нас перевернуть свой взгляд на искусство и понять, что классика — она везде. Даже под стулом.

Original size 1920x800

Стол «EVO» (диз. Ferruccio Laviani)

Original size 2480x1395

Слева: Шкаф-фуршет (диз. Ferruccio Laviani, 2013) / По центру: Стул (диз. James Plumb) / Справа: Напольные часы «TIME GOES BY CLOCK» (диз. BOCA DO LOBO)

Ещё парочка интересных способов комбинирования мебели в классическом стиле с современными частями. Например, в проекте «EVO» Ферруччо Лавиани в рамках одного стола стремиться показать эволюцию работы с деревянными изделиями: от высшего мастерства классического стиля слева, до максимального упрощения и рациональности современных течений справа.

Original size 2480x1395

Коллекция мебели «BASSORILIEVI» (диз. Luca Scacchetti)

В данном проекте итальянский дизайнер и архитектор Лука Скаккетти стремиться возродить те правила и традиции мебельного ремесла, которые, по его словам, сейчас активно забываются. Конкретно в эту коллекцию мебели он обращается к барельефам, к их красоте и абстрактности. Мебель этой коллекции совмещает в себе как классическую стилистику, так и модернистскую, составляя в результате такую интересную комбинацию.

Original size 2480x1395

Из коллекции «Cut Furniture» (диз. Rolf Bruggink, 2008-16)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе визуального исследования я рассмотрел различные способы, с помощью которых современные дизайнеры используют элементы классики в своих проектах интерьеров. Я выделил три основных направления: силуэтное обращение, неправильное использование и деформация или комбинирование. В каждом из них я привёл примеры из реальных работ дизайнеров, а также проанализировал их эффект и смысл.

Силуэтное обращение заключается в том, что дизайнеры используют только очертания классической мебели, не копируя её полностью. Такой способ позволяет сохранить форму и пропорции классического стиля, но при этом добавить современный акцент.

Неправильное использование подразумевает, что дизайнеры применяют классические элементы не по их прямому назначению, а по своему усмотрению. Такой способ позволяет демонстрировать творческий подход и игривый настрой, а также создавать неожиданные и оригинальные решения.

Деформация или комбинирование заключается в том, что дизайнеры изменяют форму, размер или состав классических элементов, соединяя их с другими объектами или стилями. Такой способ позволяет экспериментировать с пропорциями и композициями, а также создавать новые и необычные образы.

В заключение, я хочу отметить, что классика не теряет своей актуальности и привлекательности в современном мире, а наоборот, находит новые способы выражения и интерпретации. Современные дизайнеры не боятся экспериментировать с классическими элементами, придавая им новый смысл и функцию. Таким образом, они создают интересные и нестандартные решения, которые удивляют и восхищают зрителя.

Bibliography
Show
1.

Сайт Full House Design. Классицизм в интерьере [Электронный ресурс]. URL: https://fullhousedesign.ru/styles/klassicizm/ (дата обращения: 27.11.2023).

2.

Сайт Интер-Мебель. Классицизм в интерьере [Электронный ресурс]. URL: https://inter-meb.ru/styles/classicism/ (дата обращения: 30.11.2023).

3.

Мебельные стили [Электронный ресурс] / Мебель Розе. URL: https://vk.com/@mebel_rose-mebelnye-stili (дата обращения: 20.11.2023).

4.

Ангстрем. Барокко и рококо в интерьере [Электронный ресурс]. URL: https://www.angstrem-mebel.ru/blog/interernye-idei/99703/ (дата обращения: 27.11.2023).

5.

Bespoke Lights. Baroque and Rococo Lighting [Электронный ресурс]. URL: [https://www.bespokelights.co.uk/blog/2018/03/baroque-and-rococo-lighting/] (дата обращения: 28.11.2023).

6.

Саломатина Дизайн. Современная классика в дизайне интерьера [Электронный ресурс]. URL: [https://salomatina.design/articles/sovremennaya-klassika-v-dizajne-interera] (дата обращения: 28.11.2023).

7.

Яндекс.Дзен. Как сделать интерьер в стиле барокко [Электронный ресурс]. URL: [https://dzen.ru/a/Y6vkdobYSBMe6gzB] (дата обращения: 28.11.2023).

8.

Яндекс.Дзен. Как сделать интерьер в стиле рококо [Электронный ресурс]. URL: [https://dzen.ru/a/Y845GihwcRE-XsjU] (дата обращения: 28.11.2023).

Image sources
Show
1.

https://joyce-lin.com/#/for-now-we-see-through-a-glass-darkly/ (дата обращения: 27.11.2023)

2.3.4.

https://www.sightunseen.com/2021/11/week-of-november-1-2021/ (дата обращения: 27.11.2023)

5.6.

https://showhome.nl/inspiratie/binnenste-buiten-collectie-3/ (дата обращения: 27.11.2023)

7.

https://www.adamwallacavagedesign.com/gallery-1 (дата обращения: 28.11.2023)

8.

https://www.ankigneib.se/supertrooper-lightsculpture-2015 (дата обращения: 28.11.2023)

9.

https://ru.pinterest.com/pin/68745683203/ (дата обращения: 28.11.2023)

10.

https://www.trendir.com/bookcase-vintage-by-munkii/ (дата обращения: 27.11.2023)

11.12.

https://www.behance.net/gallery/88729475/Lucidity (дата обращения: 27.11.2023)

13.

https://www.casamidy.com/furniture/furniture/manchez/25/861 (дата обращения: 27.11.2023)

14.15.

https://www.architects.org/stories/eye-of-the-beholder (дата обращения: 28.11.2023)

16.17.

https://www.labnoirhk.com/cabinets-bookshelves/buffet (дата обращения: 27.11.2023)

18.19.20.

https://www.emmemobili.it/en/portfolio-item/evo/ (дата обращения: 27.11.2023)

21.22.

https://lacasagrifoni.com/portfolio-item/i-bassorilievi/ (дата обращения: 28.11.2023)

23.24.

https://www.mathiaskiss.com/exhibition/private-choice (дата обращения: 28.11.2023)

25.

https://ru.pinterest.com/pin/1039839001451142202/ (дата обращения: 28.11.2023)

26.27.28.

https://sebastian.studio/storage-antiquity-bookshelf (дата обращения: 27.11.2023)

29.

https://zhuanlan.zhihu.com/p/547407211 (дата обращения: 28.11.2023)

30.

https://ru.pinterest.com/pin/1039839001451071217/ (дата обращения: 27.11.2023)

31.

https://masquespacio.com/projects/egeo-souvlakeria (дата обращения: 28.11.2023)

32.33.

http://humanepursuits.com/interview-adam-wallacavage/ (дата обращения: 28.11.2023)

Элементы классики в современных интерьерах. Нестандартные решения
67