
Опера 20 века богата различными направлениями, каждое из которых рассматривает мир под своим углом и привносит что-то новое в нашу картину мира (веризм, натурализм, импрессионизм, экспрессионизм, символизм и многие другие). Некоторые направления и жанры модернизма стремились порвать с прошлыми классическими традициями, создать что-то категорически новое, бунтарское и смелое, изменив путь развития оперного искусства.
Несмотря на все стремления к новизне, существуют вещи, волнующие людей на протяжении всей истории человечества. Экзистенциальные вопросы — вечный спутник человеческого бытия. В чем смысл жизни и существует ли он? Возможна ли истинная свобода? Как строить свою жизнь осознавая неизбежность смерти? На что мы в силах влиять и за что можем нести ответственность? Как понять, что мы совершаем правильный выбор? Тяжело жить в мире без малейшей инструкции и задаваться вопросами, на которых нет единого правильного ответа.
Именно поэтому экзистенциальная тема так часто встречается в работах философов, психологов, писателей, художников, драматургов и композиторов на протяжении многих веков. Как писал Платон: «Человек — существо в поисках смысла». [1]
Я выбрала исследование данной темы в контексте оперных произведений в рамках своего визуального исследования именно из-за ее актуальности и остроты для каждого человека. Цель моей работы — исследовать, как разные авторы подходили к поиску ответов на экзистенциальные вопросы, с какого ракурса рассматривали данную проблему и какие делали выводы. Гипотеза исследования: опера способна вызвать глубокие трансцендентные переживания, обратить наше внимание вглубь себя, сподвигнуть искать ответы сложные личные вопросы, апеллируя к чувствам. Все это позволяет, в конечном итоге, выйти за пределы своего «Я», измениться в лучшую сторону и подняться на новый уровень духовного развития.
При отборе материала для исследования я основывалась на принципах качества и полноты визуального контента, оптимизации объема и эргономичности материала, а также придерживалась строгой логической последовательности при его расположении.
Для системного рассмотрения обозначенного феномена я разделила глобальную тему экзистенциальных проблем на ключевые подтемы, ставшие отдельными разделами: рождение и смерть, одиночество, свобода и ответственность. В рамках каждого такого раздела я рассматриваю оперные произведения, в которых в значительной мере раскрыта обозначенная проблема. Принцип построения работы является проблемно-хронологическим: в рамках каждой проблемы оперные произведения представлены в хронологическом порядке.
Первый тематический раздел посвящен вопросу рождения и смерти. Смертность — экзистенциальная данность (также, как и рождение, ведь мы не выбирали, хотим ли прийти в этот мир), с которой очень тяжело смириться. Поэтому затрагивание данной темы в произведениях вызывает ощущение особого трагизма: мы будто вспоминаем, что сами смертны, психологические защиты на время ослабляются. Через это осознание нам открывается возможность многое узнать о себе и своих ценностях.
В центре сюжета оперы двое влюбленных: Рудольф и Мими. Мими неизлечимо больна чахоткой, поэтому пара не знает, как долго могут продлиться их отношения. В повествовании применен интересный прием: на фоне легких, веселых или комичных событий с участием друзей Рудольфа показана человеческая трагедия, отображая тем самым дуальность нашего мира.
Экранная адаптация оперы, 2008. Рудольф и Мими
Экранная адаптация, 2018. Праздник, момент веселья и беззаботности
В 4 действии друзья оставляют Рудольфа и Мими наедине, всем ясно, что она скоро умрет. Влюбленные вспоминают своё прошлое. Мими начинает задыхаться, Рудольф кричит и зовет всех остальных. Он дольше всех не может осознать случившееся, но когда понимает, что его любимая умерла, то начинает истошно кричать.
Показана трагедия двух людей, чью любовь разделяет смерть.
Экранная адаптация оперы, 2008
Мэри Гарден, сыграла роль Мелизанды в самой первой постановке оперы, 1902
Сюжет оперы строится вокруг ревности Голо: его жена Мелизанда взаимно влюблена в его брата, Пеллеаса. Не сумевший сдержать своей ревности, Голо в четвертом акте подстерегает влюбленных, убивает Пеллеаса мечом и ранит Мелизанду.
Постановка Мариинского театра, 2019
Буэнос-Айрес, постановка 2018
Мелизанда была беременна, и в пятом действии мы видим, что после рождения ребенка она умирает. При этому муж продолжает сцену ревности и расспрашивает, любила ли она Пеллеаса. В конце разворачивается самая трагичная сцена: Мелизанде приносят ее новорожденную дочь, но мать лишь тихо плачет, осознавая насколько несчастная судьба ждет ее ребенка. Она говорит, что дочь тоже обречена на страдания.
В данной опере отображен как трагизм смерти, так и рождения (ребенок, родившийся не вовремя, обреченный на тяжелую судьбу с самого начала своей жизни).
Буэнос-Айрес, постановка 2018
Мы все одиноки в экзистенциальном смысле: никто полностью не ощутит какого это — быть нами, поэтому другие никогда не смогут понять наши чувства до конца. Но когда к этой данности добавляется также изолированность, изгнание, отщепление человека от других людей, то барьер между ним и окружающим миром становится непреодолимым.
Сюжет произведения не нов: историю о Синей Бороде пересказывали в разных вариациях уже не одно столетие. Но идея Белы Бартока разительно отличается от предыдущих версий.
Герцог Синяя Борода приводит новую жену Юдифь в свой мрачный замок, где та находит 7 дверей, за каждой из которых скрыты страшные тайны.
Постановка в Эрмитажном театре, 2016
В своей опере Барток хотел отразить тему экзистенциального одиночества, хорошо знакомую ему самому. Он писал: «Я одинокий человек!… У меня могут быть друзья в Будапеште… но бывают моменты, когда я вдруг осознаю тот факт, что я абсолютно одинок! И я предсказываю, у меня есть предвидение, что это духовное одиночество будет моей судьбой. Я оглядываюсь вокруг в поисках идеального компаньона, но полностью осознаю, что это тщетный поиск. Даже если мне когда-нибудь удастся найти кого-нибудь, я уверен, что вскоре меня разочарует». [6]
Метафорически опера отражает тему одиночества и страха раскрыть уголки нашей души другому человеку (через образ дверей).
Постановка Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, 2017
Постановка Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, 2017
Постановка Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, 2017
Главный герой, рыбак Питер Граймс, поначалу несправедливо обвиненный и отвергнутый обществом, всё больше противопоставляет себя другим людям. В этой изолированности он становится замкнутым одиночкой, способным на жестокость и антисоциальные поступки, что приводит к реальной трагедии по его вине и впоследствии желанию общества расправиться с Граймсом.
Постановка Большого театра в Варшаве, 2023
При этом Граймс в опере не является «жертвой толпы», а показан трудным, высокомерным, алчным и неуравновешенным человеком, во многом виноватым в своем положении, хоть тема обезумевшей и утратившей человечность толпы также хорошо раскрыта. Ближе к концу оперы Граймс и вовсе теряет связь с реальности и оказывается абсолютно оторванным от внешнего мира.
История о том, как одиночество и внутренняя отрешенность человека от мира и других людей приводят к агрессии и порой непоправимым поступкам.
Йонас Кауфман в партии Питера Граймса, 2022
Два этих термина объединены в один раздел, поскольку наличие свободы воли всегда ставит перед нами трудный вопрос: «За что мы ответственны?», свобода подразумевает ответственность.
Лейтенант Франклин Бенджамин Пинкертон, приплывает в Нагасаки и заключает договор аренды дома на 999 лет, «в придачу» к которому идет гейша Чио-Чио-Сан (Мадам Баттерфляй) — лишенная всякой свободы 15-летняя девушка, выросшая в тотальной бедности. Пинкертон хочет жениться на ней, как выясняется позже, с циничными намерениями. На родине лейтенанта, в Америке, их союз не имеет никакой юридической силы, поэтому он с самого начала понимает, что это не больше, чем временное развлечение.
Рафал Ольбиньский, деталь постера к опере
Мадам Баттерфляй, искренняя и наивная девушка, действительно влюбилась в Пинкертона, даже сменив ради него вероисповедание. Вскоре после свадьбы лейтенант уезжает в Америку, откуда возвращается спустя 3 года уже с новой американской женой. Всё это время Чио-Чио-Сан восторженно ждет его и растит их общего ребенка. По приезду Пинкертон оправдывается, якобы он не догадывался, что Мадам Баттерфляй воспримет их брак так серьезно и просит отдать им с новой женой ребенка. Отчаявшаяся и потерявшая всякий смысл в своей жизни Баттерфляй кончает жизнь самоубийством, вонзая кинжал себе в живот.
В конце оперы Пинкертон, видя как Чио-Чио-Сан вонзила в себя кинжал, истошно кричит «Баттерфляй, Баттерфляй» и этот выкрик является по сути отображением слома сознания: человек видит, к чему привели его циничные действия.
Опера о том, как отсутствие ответственности за свои действия приводят к трагедии. О боли угнетенных и бедных людей, у которых по сути отобрали всю свободу.
Московская филармония, 2016
Мариинский театр, 2023
Воццек — бесправный немецкий солдат, задавленный муштрой, живущий в бедности и тотальной несвободе. К тому же врач признает Воццека душевнобольным (у него случаются галлюцинации) и желает изучить его случай, предлагает деньги за согласие участвовать в исследовании.
Жена Воццека, Мари, изменяет ему с тамбурмажором, о чем и сам Воццек уже догадывается.
Метрополитен-опера, 2020
Доведенный до отчаяния Воццек погружается в мрачное состояние, так, что однажды прогуливаясь с Мари в сумерках по лесу, им овладевает полное безумие и он убивает жену ножом, после чего убегает. Особенно гнетущей и напряженной выглядит сцена в трактире, куда Воццек отправился после убийства Мари: люди замечают кровь на одежде и атмосфера максимально накаляется.
Финская национальная опера, 2019
Изучив наиболее показательные примеры отображения экзистенциальных тем и вопросов в опере 20 века, я нашла подтверждение своей гипотезе, обозначенной в концепции исследования. Был сделан следующий вывод: опера дает возможность прочувствовать даже самые сложные и глубокие темы, воздействуя на зрителя одновременно музыкой, светом, костюмами и игрой героев. Всё это позволяет проникнуть в глубины своего сознания и исследовать внутренний мир. То есть опера действительно способствует духовному развитию, ставя перед нами трудные, но необходимые вопросы.
Анастасия Плесканева. Что значит быть человеком // Heroine [Электронный ресурс] (URL: https://heroine.ru/chto-znachit-byt-chelovekom-6-mnenij-znamenityh-filosofov/) (дата обращения: 19.11.2023)
Опера Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» // Belcanto.ru: классическая музыка, опера и балет [Электронный ресурс] (URL: https://www.belcanto.ru/pelleas.html) (дата обращения: 20.11.2023)
Беседа пятая. Оперное искусство XX века // Классическая музыка [Электронный ресурс] (URL: https://www.classic-music.ru/books_chernaya05.html) (дата обращения: 18.11.2023)
Смерть в опере. Отравление // Музыкальное обозрение [Электронный ресурс] (URL: https://muzobozrenie.ru/smert-v-opere-otravlenie/) (дата обращения: 20.11.2023)
Модерн в опере XX века // Bilet Sofit [Электронный ресурс] (URL: https://biletsofit.ru/blog/opera-moderna-dekadans-absurd-i-spirichuehls) (дата обращения: 18.11.2023)
Dare to Enter…Bluebeard’s Castle // Нouston Symphony [Электронный ресурс] (URL: https://houstonsymphony.org/bartok-bluebeards-castle/) (дата обращения: 20.11.2023)
Опера «Замок герцога Синяя Борода» // Levelone [Электронный ресурс] (URL: https://levelvan.ru/pcontent/bartok-2/bluebeard-castle) (дата обращения: 20.11.2023)
Опера Пуччини «Мадам Баттерфляй» // Belcanto.ru: классическая музыка, опера и балет [Электронный ресурс] (URL: https://www.belcanto.ru/butterfly.html) (дата обращения: 20.11.2023)
Becoming the Nightmare // The New York Review [Электронный ресурс] (URL: https://www.nybooks.com/articles/2020/02/27/wozzeck-becoming-nightmare/) (дата обращения: 20.11.2023)
Л. М. Кокорева. Клод Дебюсси // Научно-издательская музыкальная коллегия им. П. И. Чайковского. — 2010
Евгения Лианская. Раскинулось море широко // Журнал «Музыкальная жизнь». — 2022. — № 3. — С. 36–37.
Мадам Баттерфляй // Мариинский театр [Электронный ресурс] (URL: https://www.mariinsky.ru/playbill/repertoire/opera/madamabutt/) (дата обращения: 19.11.2023)
Becoming the Nightmare // The New York Review [Электронный ресурс] (URL: https://www.nybooks.com/articles/2020/02/27/wozzeck-becoming-nightmare/) (дата обращения: 20.11.2023)
PETER GRIMES Britten — Polish National Opera // YouTube [Электронный ресурс] (URL: https://youtu.be/tPnlmG4ZMjI?si=yacB9H-szxkVDb9q) (дата обращения: 20.11.2023)
Surrealist Art by Rafal Olbinski // Red spade productions [Электронный ресурс] (URL: https://redspadeproductions.wordpress.com/2011/04/06/surrealist-art-by-rafal-olbinski/) (дата обращения: 19.11.2023)
«БОГЕМА» Метрополитен Опера 2017-18 в кино // YouTube [Электронный ресурс] (URL: https://youtu.be/fapYPqKbitg?si=Wf0i6j-Tb2LX6UcG) (дата обращения: 20.11.2023)
Puccini «La Boheme». Богема (2008) // YouTube [Электронный ресурс] (URL: https://youtu.be/gwZiXxFm4rQ?si=_RXYSs1tPi_WiPdS) (дата обращения: 20.11.2023)
Пеллеас и Мелизанда // YouTube [Электронный ресурс] (URL: https://youtu.be/1wqAJFxFBwI?si=OyRpQIN68bwLn57E) (дата обращения: 18.11.2023)