Original size 1440x1918

ART & SCIENCE: АЛЬЯНС ХУДОЖНИКА И УЧЕНОГО

89
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Традиционно стратегии, которыми руководствуются учёные и художники, разнятся: первые исходят из принципа экономии мышления, вторые — избытка.

big
Original size 2000x551

Карта биома Нью-Йорка. Кристина Марицци. Коллаборация в Genspace. 2015

Однако встреча в «междисциплинарном пространстве», в «складке» (в терминологии Ж. Делеза) позволяет и тем, и другим оказаться вне привычной системы координат: на территории «искусства» ученый лишен ряда институциональных ограничений, а художник, в свою очередь, оказавшись в зоне «науки», может связать ее с зоной воображаемого в рамках «свободной игры познавательных способностей» (И. Кант).

Коллаборации художников и ученых могут быть обусловлены институциональным сближением науки и искусства — к примеру, научная лаборатория может решить популяризировать свои исследования через выставки, соединив художественное высказывание и научный эксперимент, для чего обращается к современному художнику — либо это может быть совместная работа художника и ученого, основанная на некоей общности интересов.

Все чаще при университетах и крупных научных центрах создаются художественные резиденции.

Loading...

Например, в ЦЕРНе, где находится Большой адронный коллайдер, была создана программа под названием «COLLIDE», открывшая многим художникам доступ к передовым исследованиям. Среди тех, кто принял участие в резиденции были Джон Хеемскерк, Рёдзи Икеда, Сюзанна Трайсер, группа «Полупроводник» и другие.

Original size 1440x960

Группа «Полупроводник» получила приз Collide в 2015 году за инсталляцию, созданную на основе программы ATLAS.

Проекты art & science существуют сегодня не только на площадках музеев и выставочных пространств, но и в рамках научных центров и образовательных инфраструктур.

Художник, вступая в коллаборацию с ученым, либо совмещая компетенции ученого и художника, позиционирует себя следующим образом:

— позиция заинтересованного наблюдателя/любителя (как вариант — в рамках персонажного высказывания);

— позиция практико-ориентированного взгляда на art & science;

— позиция, позволяющая проводить футурологическое прогнозирование (осмысление влияния технопроцессов на общество) и моделирование (создание альтернативных существующим моделей отношений, моделей будущего и т. д.).

Полную версию статьи можно прочесть в журнале «ИЗВЕСТИЯ САМАРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. СОЦИАЛЬНЫЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ, МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» по этой ссылке