Original size 1140x1600

Мегаполис как неотделимая часть супергеройской идентичности

46
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Комикс, будучи двумерным медиумом, объединяет слова и изображения, имитирует звуки и движение, пространство и время, связывая все в одно целое и прокладывая путь к созданию невероятных и захватывающих историй.

В настоящее время невозможно представить супергеройский комикс без характерного места действия — огромного мегаполиса, в котором разворачиваются все главные события и закручиваются перипетии сюжета.

Город — это не просто фоновая зарисовка, обозначающая какое-либо место и заполняющая пустоту в повествовании. Это полноценный символический протагонист, «неотделимая часть супергеройской идентичности, наравне с суперсилами, костюмом и двойной идентичностью»1, которая выполняет бесчисленное множество важных функций: она активно влияет на сюжет и главных героев, формируя их характер и ценности.


1 Кузнецова, Е. В. Супергерои в большом городе: место мегаполиса в философском анализе феномена супергероя в американских комиксах ХХ века / Е. В. Кузнецова, А. А. Крашенинников // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 2-2(92). — С. 74-76.
big
Original size 2480x600

Bendis M.B., Bagley M., Immonen S., Lafuente D. Ultimate Spider-Man, 2000

Стоит отметить, что популяризация образа большого города в различных медиа непосредственно связана и продиктована самой эпохой. Ближе ко второй половине-концу XIX века начался бурный рост и расцвет мегаполисов, а супергерои, появившиеся в США уже в первой половине XX века, стали отражением данных кардинальных изменений в обществе, технологического прогресса и вместе с этим новых социальных, политических, экономических, философских и иных проблем.

«Супергерой и большой город — неразделимы». 2

2 Там же.

Original size 2480x382

Miller F., Janson K. Valrley L., Costanza J. Batman: The Dark Knight Returns, 1986

Городской пейзаж постепенно становится ключевой локацией для большинства историй о сверхлюдях и неотъемлемой частью супергеройской идентичности — трудно представить Супермена, «спасающего мир» в богом забытой деревушке, вне гигантского урбанистического центра, в котором он может реализовать весь свой пафосный потенциал и предотвратить очередную глобальную катастрофу.

«Совокупность качеств, которые определяют супергероя как уникального субъекта в системе взаимоотношений с миром, раскрывается в полной мере лишь в подходящих для этого условиях» 3.

Целью данного визуального исследования является изучение влияния мегаполиса на супергероя и наоборот, формирования личности, ценностей и характера персонажа со сверхсилами средой, в которой он существует и действует. Также передо мной стоит задача рассмотреть, как визуальная составляющая урбанистического города подчеркивает философские и этические аспекты историй о супергероях в золотом, серебряном, бронзовом веке и современности.


3  Там же.
Original size 2480x394

King T., Finch D., Batman v3, 2016

Я выдвигаю гипотезу, что мегаполис в супергеройских комиксах — это не просто фоновая декорация, а ключевой элемент нарратива и важный аспект идентичности супергероя.

Через архитектуру, масштаб, стиль, свет, тень и взаимодействие героев с мегаполисом создаётся глубокий философский контекст, способствующий лучшему раскрытию острых социальных проблем, амбивалентности тех или иных действий, терзаний, мыслей, а также более качественному погружению в общую атмосферу и непосредственно саму историю.

Отбор материала для исследования будет основываться на анализе наиболее популярных и репрезентабельных взаимосвязях «город — супергерой» на примере Супермена [Метрополис — идеализированный город, символ прогресса], Бэтмена [Готэм — воплощение криминального урбанистического кошмара] и Человека-Паука [Нью Йорк — реальный город, подчеркивающий близость супергероев к обыденной жизни]. Такая выборка позволит проследить и проанализировать наиболее ярко выраженные образцы рассматриваемого феномена.

В ходе работы я обращаюсь к текстовым источникам, подтверждающим выдвинутую гипотезу, ссылаюсь к уже проведенным исследованиям в рамках заданной темы.

Историческая сводка

Так как я собираюсь рассматривать влияние крупного города на супергероя и наоборот [начиная с Золотого века американского комикса (1938 — 1955)], стоит отметить, что помимо времени в быстро развивающемся технологическом мире изменяется и человеческое самосознание, а вместе с тем и запросы людей, которые непосредственно влияют на спрос и предложение.

Так, в 1930-х годах комиксы приобретают большую популярность и в основном носят приключенческий характер, рассказывая незамысловатые, яркие истории о «человеке будущего», об «американской мечте», вплоть до Второй мировой войны, где в силу вступает антифашисткая направленность повествования.

Original size 2480x406

Siegel J., Shuster J. Superman, 1939 | Kane B. Detective Comics, 1939

С этого момента начинается постепенный спад заинтересованности в данном медиуме, лишь некоторым героям удается обойти полное забвение: Супермену, Бэтмену и Чудо-Женщине. Постепенно нарратив переходит в сторону более юмористических историй.

С началом Серебряного века (1956–1972), на первое место снова встают истории о супергероях, уже более живых и имеющих свои слабости [в это время появляется и третий супергерой, которого я обозреваю в данном исследовании — Человек-Паук].

Бронзовый век (1973–1985) принято отсчитывать с гибели Гвен Стейси в комиксе «Новый Человек-паук» (1973). Из основных черт — истории еще больше приближаются к реальности, затрагивают более тяжелые темы и поднимают острые социальные проблемы, отходят от привычной яркой стилизации и начинают экспериментировать с формой, цветом, повествованием.

Original size 2480x510

Miller F. , Janson K. Valrley L., Costanza J. Batman: The Dark Knight Returns, 1986

Современность, или же Железный век (начиная с 1986), обычно характеризуется реалистичностью, мрачностью, готикой. Многие истории «перезапускаются», а герои переосмысляются, обнажая всему миру темную, потаенную сторону личности и повсеместный дуализм.

Таким образом, исторический контекст на протяжении всего времени влиял на характер комиксов, на их сюжетную и визуальную составляющую, определяя то, как подавался сам образ супергероя и вместе с тем образ города.

С. И. Борисов отмечает, что «героический образ — это художественная квинтэссенция лучших черт определенной эпохи, определенного поколения. Через него можно обнаружить фактический срез приоритетных идей самых разных социальных групп, классов, широких общественных и субкультурных образований» 4.


4 Борисов, С. И. Героический образ в жанрах «боевик» и «фильм-комикс» в начале XXI века в кинематографиях США и России / Борисов Сергей Игоревич. — М., 2010. — 193 с.

Метрополис

Предисловие

Супермен — яркий супергерой, созданный писателем Джерри Сигелом и художником Джо Шустером. Данный персонаж впервые появился в июне 1938 года в серии комиксов «Action Comics».

Изначально город героя был безымянным — отдаленно он напоминал Нью Йорк, но точного места действия не обозначал. Это имитация, репрезентирующая реальный мир без привязки к конкретной точке.

В осеннем выпуске № 2 мы все-таки узнаем тайну анонимного мегаполиса — Кларк Кент (альтер эго Супермена) посылает телеграмму на адрес Метрополиса.

Original size 2480x408

Siegel J., Shuster J. Action Comics, 1938

Метрополис в комиксах про Супермена — это воплощение идеализированного города, концентрирующего в себе передовые технологии, надежду на будущее. Он играет центральную роль не только как место действия, но и как отражение философии, миссии и характера самого героя.

Original size 2480x832

Siegel J., Shuster J. Action Comics, 1938

Визуальный язык

Несмотря на то, что в самых первых комиксах многие сцены все еще находились внутри зданий / вне локаций урбанистического центра, можно сказать, что Метрополис изображался стандартным городом, представляющим современную Америку. В уличных сценах особого акцента на архитектуре не было — и герой и город только начинали свой долгий путь.

Постепенно, ближе к 60-м выпускам «Action Comics», мегаполис начинает обрастать своими высотками (помимо гигантского небоскреба «Дейли пленет» с культовым глобусом на вершине, где работает Кларк Кент), что усиливает важность и пафос самого героя — чем крупнее и величественнее то, что нужно защищать, тем губительнее и безнадежнее будут последствия от провала.

Метрополис становится более ярким и футуристичным, отражая дух технологического прогресса середины XX века.

Original size 2480x1234

Siegel J., Shuster J. Superman, 1939

Цвета в комиксах используются яркие и насыщенные — это упрощает восприятие истории, но не мешает передаче смыслов.

Еще одной важной особенностью является то, что действия в Метрополисе зачастую происходят средь бела дня, что можно интерпретировать как амбиции и надежды на светлое будущее. Ночные сцены, в основном, сопровождают переломные моменты, чувство отчужденности, одиночества и напряжения, тяжелые сражения (можно проследить в более поздних выпусках, например, № 1014-1015 (2019 г.)).

Современные комиксы финализируют облик города, подробно прорисовывая пейзажи. С развитием истории, авторы вводят все больше перипетий, которые вынуждают главного героя переступать через себя, раз за разом превосходя собственный предел.

Original size 2480x577

Siegel J., Shuster J. Superman, 1939

Можно наблюдать взаимосвязь между проработкой и детализацией внушительного урбанистического центра и развитием самого героя, что позволяет разворачивать все более и более захватывающие дух сюжеты.

Бесконечное множество стеклянных небоскребов, современные постройки, чистое небо передают атмосферу прогресса и будущего, создавая образ высокоразвитого утопического мегаполиса, идеально подходящего для реализации потенциала самого Супермена.

Напоследок стоит сказать, что супергерой зачастую находится где-то над мегаполисом, не на его улицах [сейчас мы не берем в расчет его альтер эго]. Он наблюдает за происходящим с высоты птичьего полета, что отдаляет фигуру героя от обыкновенных людей — сердца города.

Original size 2480x1134

Azzarello B., Lee J., Williams S. Superman: For Tomorrow, 2004

Связь с супергероем

Метрополис нуждается в Супермене, как и герой нуждается в мегаполисе.

Развитый город вместе со своим многомиллионным населением сталкивается с угрозами как человеческого, так и сверхчеловеческого масштаба (вплоть то различных инопланетных нападений), создает конкретную среду для совершения «суперподвига», вдохновляет героя своей динамикой и энергией. Это город, где идеалы Супермена и его надежды находят наибольший отклик.

Мегаполис то живет своей бурной жизнью, то меняется вместе с изменением морального состояния героя, то затихает в моменты напряжения, то вновь ярко блистает, показывая всем свою силу и доблесть, давая народу надежду и указывая дорогу в светлое будущее.

Original size 2480x954

Siegel J., Shuster J. Superman, 1939

Таким образом, Супермену не место в скромных, малозначительных городках, его образ неразрывно связан с его городом — Метрополисом. Масштаб и грандиозность супергероя требует такого же грандиозного мегаполиса, где любые злодейские угрозы выглядят по-настоящему разрушительными. Только в таком городе, как Метрополис, можно полностью раскрыть пафос и эпичность всех противостояний и философии героя.

Супермен — воплощение света и надежды Метрополиса.

Метрополис — символ надежды, прогресса и возможностей, который идеально дополняет философию Супермена.

Original size 2480x452

Siegel J., Shuster J. Superman, 1939

Готэм

Предисловие

Впервые комикс о Брюсе Уэйне был опубликован в мае 1939 года в «Detective Comics» № 27 [художник Боб Кейн, писатель Билл Фингер].

Перед нами предстает силуэт летучей мыши на крыше дома — Бэтмен — «загадочный и отважный человек».

На протяжении первых выпусков все события происходят в анонимном городе. Нам прямо не говорят его название, однако отдаленно, по периодически всплывающим высоткам и небоскребам, читатели вновь начинают проводить параллели с Нью Йорком того времени.

Постепенно, изначально задуманный как повторение Супермена, супергерой начинает обрастать своими особыми чертами и становиться самостоятельным персонажем, что приводит к появлению отдельного журнала с одноименным названием весной 1940 года. Именно тогда, в 4 выпуске «Batman»-а поклонники впервые увидели название города — Готэм.

Original size 2480x634

Kane B. Detective Comics, 1939

Готэм — собирательный образ американского мегаполиса, концентрирующий в себе самые худшие черты крупных городов: бедность, коррупция, высокий уровень преступности, мафия, бандитизм, неутихающий гул полицейских машин.

Это вымышленный урбанистический центр, которого не существует на карте в реальном мире, однако визуально он очень сильно напоминает Нью Йорк и Чикаго.

Original size 2480x552

Finger B., Kane B. Batman, 1940

Визуальный язык

Как и в ситуации с комиксами про Супермена, в первых выпусках городской ландшафт можно было увидеть редко: в основном все события происходили внутри зданий, фокус был смещен больше на камерные зарисовки. Иногда фоном выступал просто залитый цветом фрейм.

Комиксы 40-х и 50-х годов были больше развлекательные, однако, в отличие от историй про Супермена, Готэм на тот момент уже выглядел гораздо мрачнее и загадочнее, чем яркий Метрополис.

Хоть у него и не было особых архитектурных особенностей [отдаленно он напоминал примитивный мегаполис с высотками], все равно можно было почувствовать разительное отличие в атмосфере, которая модулировалась используемыми цветами.

Original size 2480x1240

Finger B., Kane B. Batman, 1940

К началу 1970-х годов подход к изображению Готэма начал кардинально меняться, его образ переосмыслили Фрэнк Миллер и Дэвид Маццукелли — тон города, а вместе с этим и тон истории в целом стали более грубыми.

Мегаполис превратился в темное и мрачное место, преобразился из схематичных набросков в подробнейший неоготический нуарный город с уникальными архитектурными решениями [скульптуры гаргулий на зданиях, старинные соборы, шпили высоток], который концентрировал в себе всю грязь и пороки современного общества.

Важным визуальным элементом, помимо прочего, являлась лечебница «Аркхем», аккумулирующая и экстраполирующая все безумие и хаос, что собрались в стенах одного здания.

Вместе с этим вырисовывалась дуалистическая тенденция: город являлся крупным экономическим центром [фондовая биржа, высотные офисы банков и корпораций, большое количество театров и музеев], а также местом, концентрирующим все самые яркие социальные пороки.

«Город холоден и бессердечен, все торопятся по своим делам, не замечая никого вокруг, не заботясь ни о ком другом».

«Detective Comics» № 53

Original size 2480x450

Miller F., Janson K., Valrley L., Costanza J. Batman: The Dark Knight Returns, 1986

Постепенно мегаполис обрамляется еще бо́льшим мраком и производственным смогом, сгущая краски повествования. Начиная с «The Dark Knight Returns» (1986) и «Batman: Year One» (1987), Готэм превращается в угнетающий, морально разрушенный город, которому может помочь только сверхчеловек с такой же темной аурой.

Готэм, определенно, ночной мегаполис. В отличие от Метрополиса, подавляющее большинство миссий проходит под покровом темного времени суток, что усиливает чувство неопределенности и угрозы.

Визуально данная особенность коррелирует с самим супергероем — его темный костюм позволяет сливаться с городом постиндустриального разложения, становясь его частью и используя структуру урбанистического центра в своих целях [например, слияние с тенью, отбрасываемой зданием, для того, чтобы выследить врага и не раскрыть свое присутствие].

Original size 2480x312

Miller F., Mazzucchelli D., Klein T., Lewis R. Batman: Year One, 1987

«Города в комиксах не просто обладают необходимой фоновой нагрузкой, но и обладают как бы типичной манерой держаться, показывая своеобразное „лицо, осанку, репертуар жестов“» 5.

5 Бократ Ф. Городской габитус и габитус города / Бократ Ф. — М.: Новое литературное обозрение, 2018

Original size 2480x340

Grant A., Blevins B., Roy A., Klein T., Stelfreeze B. Batman. Shadow of the Bat, 1992

Original size 2480x1048

Starlin J., Wrightson B., Wray B. Batman. The Cult, 1988

Темнота, резкие тени являются модулирующими элементами визуальной составляющей Готэма в подавляющем количестве комиксов, а постоянные дожди, тусклый свет фонарей — важными аспектами, усугубляющими атмосферу отчаяния.

Это идеальное место для реализации Бэтмена как супергероя, который ради правосудия опускается к самым низам человечности.

Original size 2480x810

Miller F., Janson K. Valrley L., Costanza J. Batman: The Dark Knight Returns, 1986

Связь с супергероем

Анализируя все вышеперечисленное, можно предположить, что Готэм является отражением и продолжением внутреннего мира Бэтмена, так как между городом и героем существует сильная тесная связь.

Город не только выступает фоновым пространством, но и служит необходимым условием самого существования альтер эго Брюса Уэйна и его противников.

Темный рыцарь защищает Готэм от преступности и несправедливости, в то время как мегаполис формирует его как героическую личность, выступая одним из главных элементов супергеройской идентичности.

«Чем мрачнее визуально становился Готэм, тем более сложным и мрачным становился сам Бэтмен»6.


6 Кузнецова, Е. В. Супергерои в большом городе: место мегаполиса в философском анализе феномена супергероя в американских комиксах ХХ века / Е. В. Кузнецова, А. А. Крашенинников // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 2-2(92). — С. 74-76.
Original size 2480x752

Grant A., Blevins B., Roy A., Klein T., Stelfreeze B. Batman. Shadow of the Bat, 1992

Original size 2480x346

Grant A., Blevins B., Roy A., Klein T., Stelfreeze B. Batman. Shadow of the Bat, 1992 | Snyder S., Dragotta N., Martin F. Absolute Batman, 2024

Готэм выступает местом, в котором Бэтмен может реализоваться как супергерой, защищающий общество и отстаивающий свои идеалы, а также причиной, почему сверхчеловек вообще существует.

Урбанистический центр, переполненный криминалом, слишком опасен для урегулирования привычными институтами власти [более того, в них самих не все так гладко], так что Брюс выступает той самой силой, которая может противостоять тирании антагонистов.

Таким образом, Готэм в комиксах про Бэтмена является одним из центральных персонажей, который олицетворяет мрак, хаос и дает начало идейному дуализму. Город неразрывно связан со сверхчеловеком, что создает уникальную динамику, которая делает истории о Тёмном Рыцаре глубокими и многослойными.

«Метрополис — это Нью-Йорк днем, а Готэм — это Нью-Йорк ночью».

Original size 2480x768

Siegel J., Shuster J. Superman, 1939 | Miller F. , Janson K. Valrley L., Costanza J. Batman: The Dark Knight Returns, 1986

Нью Йорк

Предисловие

Если Метрополис и Готэм выступают полярными подражателями Нью Йорка, то в истории про Человека-Паука действие происходит в непосредственно существующем городе.

Этот факт немного сокращает дистанцию между человеком со сверхспособностями и остальным населением мегаполиса, акцентируя повествование не на инопланетных катастрофах, а больше на локальных повседневных городских трудностях.

Впервые мир познакомился с Питером Паркером [альтер эго супергероя], разработанным Стэном Ли и Стивом Дитко, на страницах «Amazing Fantasy» № 15.

Нью-Йорк, живой и многослойный мегаполис, на страницах комикса занимает центральное место в истории Человека-Паука, выступая не только фоном, но и важным фактором идентичности героя и его близости к простому народу.

Original size 2480x976

Conway G., Buscema S., Esposio M. Spectacular Spider-Man, 1976

Визуальный язык

Марвеловский Нью-Йорк изображается натуралистично, без особых прикрас, ровно таким, какой он есть в реальной жизни, со всеми шумными и неугомонными улицами, локальными проблемами, бурлящим ритмом.

Как и в предыдущих случаях, со временем наблюдается сдвиг в сторону бо́льшей детализации и проработки локации. Иногда художники повторяют не просто отдельно взятые достопримечательности, но и целые улицы или даже кварталы, сильнее погружая читателя во вселенную франшизы.

Original size 2480x350

Wieringo M., David P. Friendly Neighborhood Spider-Man, 2005

Original size 2480x624

Bendis M.B., Bagley M., Immonen S., Lafuente D. Ultimate Spider-Man, 2000

Мегаполис в комиксах представлен как динамичный, шумный и переполненный жизнью урбанистический центр с бесконечными высотками, которые определяют один из методов взаимодействия сверхчеловека с его инфраструктурой — способности Человека-Паука идеально интегрируются в архитектуру города, благодаря паутине он может свободно перемещаться в пространстве, молниеносно рассекая улицы и быстро добираясь до цели.

Что касается иных аспектов визуальной составляющей в ранних комиксах, прослеживается преимущественное использование ярких, насыщенных цветов, не имеющих определенного символизма.

Вместе с этим город все также приобретает более мрачные черты, когда герой попадает в переломную ситуацию и переживает болезненные моменты.

Original size 2480x408

Bendis M.B., Bagley M., Immonen S., Lafuente D. Ultimate Spider-Man, 2000

Original size 2480x891

Conway G., Buscema S., Esposio M. Spectacular Spider-Man, 1976

Cities with social problems and disparities present heroes with moral questions that define their character identities, seen most famously with the oft-quoted Spider-Man principle, «with great power there must also come great responsibility».

«Города с социальными проблемами и неравенством ставят перед героями моральные вопросы, которые определяют их характер, что наиболее ярко проявляется в часто цитируемом принципе Человека-паука: „С большой силой приходит и большая ответственность“».

— Why Superhero Comics Are Obsessed With Cities, Jules Chin Greene, 2021

Original size 2480x1104

Bendis M.B., Bagley M., Immonen S., Lafuente D. Ultimate Spider-Man, 2000

Связь с супергероем

Анализируя все вышесказанное, мы приходим к выводу, что сверхчеловек может прижиться и во вполне реальном мегаполисе. Именно Нью Йорк позволяет Питеру Паркеру реализовывать себя.

В отличие от ранее рассмотренных, более «монументальных» супергероев, Человек-Паук активно взаимодействует с сердцем города — людьми. «Добрый сосед» помогает даже в самых банальных бытовых проблемах, будь то заблудившийся человек или бабушка, которой надо перейти дорогу.

Тем самым в глазах публики герой становится более реальным и осязаемым, близким и понятным. Он концентрируется на спасении обычных людей: прохожих и друзей, незнакомцев и близких.

Original size 2480x672

Lee S., Ditko S., Amazing Spider-Man, 1963

В этом плане можно обособить «гуманистический характер» Нью Йорка. Реальный город и супергерой, близкий народу, образуют характерный симбиоз, который делает историю более реалистичной и применимой к настоящему миру.

Мегаполис также служит фоном для размышлений Питера о потерях, любви и взрослении и выступает продолжением и важным элементом его личности. Нью Йорк меняется в зависимости от состояния героя, позволяя читателям лучше проникнуться внутренним миром персонажа.

Как итог, Питер Паркер вряд ли смог бы стать Человеком-пауком, если бы у него не было района, который он мог бы защищать. Так, мы снова можем наблюдать взаимную зависимость таких понятий, как «город — герой».

Original size 2480x1350

Bendis M.B., Bagley M., Immonen S., Lafuente D. Ultimate Spider-Man, 2000

Original size 2480x742

Mackie H., Romita Jr., Peter Parker: Spider-Man, 1999

Заключение

Города в комиксах — это неотъемлемая часть супергероев, которая проявляется во взаимной зависимости сверхчеловека и мегаполиса, их онтологическое обоснование.

Все рассмотренные персонажи идеально вписываются в философию их мира и урбанистического центра, в котором они существуют. Более того, суперсила, которой авторы наделяют своих героев, имеет тенденцию быть пропорциональной месту, в котором они должны раскрываться [яркий и сверкающий Метрополис для Супермена, темный и криминальный Готэм для Бэтмена и реалистично шумный и активный Нью Йорк для Человека-Паука].

«Защищая город, супергерой защищает свою идентичность» 6.

6 Кузнецова, Е. В. Супергерои в большом городе: место мегаполиса в философском анализе феномена супергероя в американских комиксах ХХ века / Е. В. Кузнецова, А. А. Крашенинников // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 2-2(92). — С. 74-76.

Original size 2480x804

Azzarello B., Lee J., Williams S. Superman: For Tomorrow, 2004 | King T., Finch D., Batman v3, 2016 | Bendis M., Pichelli S. Spider-Man v2, 2016

Во всех работах город не просто выполняет роль фонового изображения, он является активным, основополагающим участником повествования, который сильно влияет на нарратив и восприятие работы, а также отражением и продолжением внутреннего мира супергероя.

Представленные городские образы не ограничиваются точной репрезентацией архитектуры того или иного мегаполиса, они раскрывают общественные волнения, моральные терзания главных героев.

Противоречивая природа городов [центр прогресса и концентрат преступности и страха] идеально вписывает в свою легенду супергеройский дуализм, вынося комикс на новую ступень, благодаря отражению всевозможных социальных, политических, экономических проблем в обществе.

Подводя итоги, в то время как супергеройский костюм, будучи иным важным аспектом идентичности сверхчловека, скрывает «человеческую» сущность субъекта, город нацелен на то, чтобы, наоборот, раскрыть его потаенные мотивы и личностные переживания, цели и амбиции, идеологию и философию, что делает эту концепцию основополагающим элементом супергеройской индивидуальности.

Bibliography
Show
1.

Кузнецова, Е. В. Супергерои в большом городе: место мегаполиса в философском анализе феномена супергероя в американских комиксах ХХ века / Е. В. Кузнецова, А. А. Крашенинников // Международный научно-исследовательский журнал. — 2020. — № 2-2(92). — С. 74-76.

2.

Алиев Р. Т. Комикс как отражение социокультурной динамики в американской массовой культуре / Алиев Р.Т. //Каспийский регион. — 2015. — № 1. — с. 320-326

3.

Дмитриева, Д. Г. Между Готэмом и Метрополисом: образ Нью-Йорка в комиксах о супергероях 1938–1945 гг / Д. Г. Дмитриева // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 8. — С. 259-260.

4.

Борисов С. И. Философия супергероя / Борисов С. И. // Театр. Живопись. Кино. Музыка. — 2008. — с. 121-126

5.

Борисов, С. И. Героический образ в жанрах «боевик» и «фильм-комикс» в начале XXI века в кинематографиях США и России: дис. … канд. искусствоведения / Борисов Сергей Игоревич. — М., 2010. — 193 с.

6.

Дмитриева, Д. Г. Феномен американского супергероя в контексте визуальной культуры XX века: специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Дмитриева Дарья Георгиевна. — Москва, 2014. — 219 с.

7.

Бократ Ф. Городской габитус и габитус города / Бократ Ф. — М.: Новое литературное обозрение, 2018

8.

Сюечжоу, Ч. Основные этапы развития комикса в Америке / Ч. Сюечжоу // Национальная культура глазами молодых: Сборник научных статей ХLVII итоговой научной конференции студентов, магистрантов, аспирантов, Минск, 17 марта 2022 года / Редколлегия: Н. В. Карчевская (пред.) [и др.]. — Минск: Белорусский государственный университет культуры и искусств, 2023. — С. 282-288.

9.

Беляев, Д. А. Концепт «супергерой» как локальный вариант модели сверхчеловека в актуальном пространстве массовой культуры / Д. А. Беляев // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. — 2013. — № 2(20). — С. 35-42.

10.

Грибовская, В. О. Американская мечта и супергерой в комикс-культуре золотого века / В. О. Грибовская, Р. Р. Тухватуллин // Манускрипт. — 2021. — Т. 14, № 1. — С. 85-90.

11.

Wright B.W. Comic Book Nation: The Transformation of Youth Culture in America / Wright B.W. — 2003. 360 с.

12.

Ann Kathrin Weber. Representations of New York City in the Superhero Genre — Metropolis in the Daytime, Gotham City at Night. 1st ed. GRIN Verlag, 2014.

13.

Онищенко А. Комикс и город: как они связаны и почему это важно [Электронный ресурс] / Онищенко А. — URL: https://bit.ua/2016/08/comics-and-the-city/ (дата обращения: 18.11.2024)

14.

Why Superhero Comics Are Obsessed With Cities, Jules Chin Greene, 2021 [Электронный ресурс] URL: https://screenrant.com/marvel-dc-superhero-comics-cities/ (дата обращения: 18.11.2024)

15.

A Guide to the Fictional Cities of the DC Universe, Graeme McMillan, 2016 [Электронный ресурс] URL: https://www.hollywoodreporter.com/movies/movie-news/a-guide-fictional-cities-dc-861874/ (дата обращения: 18.11.2024)

16.

The city in the frame | Intersections between comics and architecture, Gentiana Dumitrascu [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/41725429/The_city_in_the_frame_Intersections_between_comics_and_architecture (дата обращения: 18.11.2024)

Image sources
Show
1.

Siegel J., Shuster J. Action Comics, 1938

2.

Siegel J., Shuster J. Superman, 1939

3.

Wolfman M., Ordway J. Adventures of Superman, 1987

4.

Azzarello B., Lee J., Williams S. Superman: For Tomorrow, 2004

5.

Kane B. Detective Comics, 1939

6.

Finger B., Kane B. Batman, 1940

7.

King T., Finch D., Batman v3, 2016

8.

Miller F., Janson K. Valrley L., Costanza J. Batman: The Dark Knight Returns, 1986

9.

Miller F., Mazzucchelli D., Klein T., Lewis R. Batman: Year One, 1987

10.

Starlin J., Wrightson B., Wray B. Batman. The Cult, 1988

11.

Grant A., Blevins B., Roy A., Klein T., Stelfreeze B. Batman. Shadow of the Bat, 1992

12.

Loeb J., Sale T., Starkings R., Wright G. Batman: The Long Halloween, 1997

13.

Finch D., Williams S. Batman: The Dark Knight, 2011

14.

Snyder S., Dragotta N., Martin F. Absolute Batman, 2024

15.

Lee S., Ditko S., Amazing Spider-Man, 1963

16.

Conway G., Buscema S., Esposio M. Spectacular Spider-Man, 1976

17.

Mackie H., Romita Jr., Peter Parker: Spider-Man, 1999

18.

Bendis M.B., Bagley M., Immonen S., Lafuente D. Ultimate Spider-Man, 2000

19.

Wieringo M., David P. Friendly Neighborhood Spider-Man, 2005

20.

Bendis M., Pichelli S. Spider-Man v2, 2016

Мегаполис как неотделимая часть супергеройской идентичности
46