
«Дама с белкой и скворцом» (ок. 1527–1528) — камерный портрет Ганса Гольбейна Младшего, в котором точность наблюдения сочетается с загадочной плеядой символов и шифров, требующих внимательного декодирования. Написанный во время первого пребывания художника в Англии с лета 1526 до лета 1528 года, этот портрет раскрывает суть северного ренессанса: эксперименты с о светским, бытовым и др. жанрами, акцент на повседневности, натурализм, расширение технико-технологических аспектов масляной живописи, а также скрупулезное воспроизведение деталей и применение визуальных аллюзий, скрывающих историю идентичности, власти и памяти.
Картина создана Гансом Гольбейном Младшим во время его первого визита в Лондон — в тот момент, когда он искал покровителей за пределами Германии. В Англии художник работал преимущественно для круга Томаса Мора, гуманиста, философа и государственного деятеля. Это одна из самых тонких работ Гольбейна Младшего, сочетающая почти фотографическую точность с визуальной загадочностью. Женщина изображена в профильном ракурсе, на фоне темного аквамаринового драпированного занавеса и легкой пейзажной вставки — характерного фона английского портрета. Художник часто намекает на некий пейзаж сзади, однако остается верным плоскому заднику, отсылающему к иконам.
Сидящая дама — это Анна Лавел, богатая английская придворная из Норфолка, чей муж, сэр Фрэнсис Лавел, служил при Генрихе VIII. Особую роль играют животные: белка и скворец. Они не только распространенные звери в Англии, но и геральдические символы, дающие подсказку об идентичности сидящей. Белка, расположившаяся на руках у дамы, скорее всего, символизирует не только ее фамильный герб, где белка — эмблема, но и домашнюю прирученность, укрощенную дикость, о чем указывает серебряная цепочка. Скворец с гладкими блестящими перьями, сидящий на ветке в верхнем правом углу, связывает портрет с реальной лондонской топографией — вероятно, он указывает на локацию поместья Лавелл в Норфолке (лингвистическая игра: Starling — скворец, East Harling («Estharlyng» в тюдоровские времена) — локация).
Техника живописи демонстрирует выдающийся реализм: полупрозрачная ткань, уложенные пряди волос, открывающие лоб, сверкающий глаз белки переданы с тонкой градацией света. Это не просто портрет натуры, но образ женщины в состоянии настороженного самообладания, где телесная близость (животные на теле) сочетается с эмоциональной замкнутостью. Гольбейн создает многослойный портрет — одновременно частный, символический и мемориальный.
Автор текста: Майкл Арутюнян