Original size 1574x2048

Властные женщины в истории искусств

Тема женского лидерства в истории представляет собой крайне актуальную и значительную проблему. Искусство всегда было отражением общественных ценностей и идеалов, поэтому благодаря нему отношение к роли женщин в лидерстве отражает изменения в политике, социокультурных факторах и гендерных категориях.

big
Original size 900x495

Рубрикатор:

•Концепция •Средневековье •Эпоха Возрождения •Новое время •Модернизм •Заключение •Библиография •Источники изображений

Концепция:

В современном мире многие имеют различные мнения о том, могут ли женщины успешно управлять государством.

Некоторые сомневаются в их способностях, в то время как другие находят эту идею привлекательной. Несмотря на то, что в истории женщины-правители встречались реже, их влияние на мировую культуру оказалось непреходящим. Даже несмотря на то, что они были в меньшинстве, их влияние на ход истории было значительным и нашло отражение в множестве произведений искусства, отображающих их жизнь и управление. Работая над этим исследованием, я подняла актуальную проблему и задалась интересующими вопросами.

Каким образом культурные ценности определенного народа в конкретную эпоху могли повлиять на становление образа правительниц того времени? Какие изменения происходили в их восприятии со сменой поколений?

Помимо этого, я также поставила себе несколько задач: во-первых, выявление закономерности в изображении правительниц у разных народов в определенные периоды времени, а во-вторых, прослеживание изменений этих образов. Я проведу анализ найденных мной изображений и попытаюсь выделить ключевые моменты, влияющие на формирование женских властных исторических образов в различные эпохи.

Визуальный ряд подобран и структурирован мной таким образом, чтобы была возможность четко проследить эволюцию образа правящей женщины, его переход от одной временной точки к другой. В своем исследовании я планирую охватить изучение образов представительниц различных культур и эпох, поскольку считаю, что отношение народов к самой идее женского правления может как разительно отличаться друг от друга, так и наоборот — во многом совпадать. Тоже самое касается и временных эпох, в которых проживали люди. Именно поэтому я уверена, что данную тему неправильно и даже некорректно изучать с привязкой лишь к одной культуре или временному промежутку. В связи с этим в моем исследовании будут представлены разные образы и мнения, а также исторические эпохи, которые в итоге создадут общую картину, необходимую для досконального понимания данной темы.

Средневековье:

Период Средних веков привнес новые аспекты в представление искусства о властных женщинах. Не только картины, но и иконы святых стали символами мужества и религиозной власти.

Original size 1200x804

Хильдегарда Бингенская; неизвестный художник, XII в.

Original size 632x474

Жанна д’Арк; неизвестный художник, XV в.

Original size 1433x1002

Въезд Жанны д’Арк в Шинон; неизвестный художник, 1428 г.

Original size 1466x1495

Жанна д’Арк на миниатюре из рукописи «Жизни знаменитых женщин»; Антуан Дюфур, 1504 г.

В Средневековье женщины-правительницы часто становились объектом изображения на религиозных и художественных произведениях, которые служили не только для отражения власти, но и для закрепления династических прав.

Original size 1685x1757

Бьянка Мария Сфорца; Амброджо де Предис, XV в.

Эпоха Возрождения:

В эпоху Возрождения арт-пространством начали интересоваться не только монархи и другие представители высшего света, но и образованные женщины, которые стали заказчицами и покровительницами искусства. Некоторые из них даже стали правительницами, влиявшими не только на политику, но и на развитие искусства своего времени.

Original size 1677x2711

Портрет Изабеллы д’Эсте; Тициан 1534–1536 гг.

Original size 2611x3239

Изабелла д’Эсте; Питер Пауль Рубенс 1605–1608 гг.

Original size 3292x4001

Мария де Гиз; Корнель де Лион, 1515–1560 гг.

Мария де Гиз при поддержке Франции стала регентшей Шотлании и взяла в свои руки реальную власть в стране.

Original size 2273x2880

Екатерина Медичи; Юстус Сустерманс, 1621 г.

Королева Екатерина Медичи, супруга Генриха II, сделала огромное влияние на искусство эпохи Возрождения. Она была покровительницей многих художников, руководила строительством Лувра, историческим исследованиям и составлению знаменитой Медичианской библиотеки.

0

Портрет Екатерины Медичи; Франсуа Клуэ, 1659 г. / Екатерина Медичи; Франсуа Клуэ, XVII в.

После смерти своего второго супруга, которого она искренне любила, Медичи облачилась в черное в знак траура и носила подобную одежду до самой смерти. За это в народе была призвана «Черной Королевой» и на многих картинах, в частности, полотнах Франсуа Клуэ, изображалась именно в этом обличии.

Original size 800x1057

Портрет Марии I; Мастер Джон 1544–1545 гг.

Мария Тюдор (она же Мария I) — так же, как и Екатерина Медичи, с детства испытала величайшее разочарование в собственной семье. Отец предал дочь отказавшись от нее и заперев «под замком» в одиночестве на долгие годы. После смерти Генриха VIII Мария Тюдор стала первой в Англии, кого короновали единолично, по праву наследования, и была абсолютно самовластной.

Original size 1493x2000

Мария I, королева Англии; Антонис Мор 1554 г.

Этот портрет Марии Тюдор, написанный Антонисом Мором, глубоко передает через мимику всю ту жестокость, что копилась у нее в сердце с самого детства, и отлично отражает реальность, которую Мария I создавала вокруг себя в обществе.

Original size 1393x1640

Мария I, королева Англии; Антонис Мор 1554 г.

День смерти Марии Тюдор долгое время считался праздником в Британии, и она стала единственным английским монархом, которому нет ни одного памятника в стране. В народе ее прозвали «Кровавой».

Новое время:

В период Нового времени искусство начинает отражать не только властные черты женщин-правительниц, но и их интеллектуальные и образовательные достижения.

Original size 800x1170

Елизавета I, королева Англии, стала объектом многих произведений искусства, изображающих ее как мудрую и властную правительницу. Искусство ее эпохи также отразило ее величие и влияние.

Original size 1305x1600

Королева Франции Анна Австрийская прославилась своими коллекциями искусства, включая выдающиеся произведения пейзажной живописи и статуй.

0

Портрет Анны Австрийской в возрасте шести лет; Хуан Пантоха же да Крус, 1607 г. / Анна Австрийская, неизвестный художник, XVII в. / Анна Австрийская; Шарль Бобрен, 1650 г.

Удивительно то, как Анну изображали в разные периоды её жизни. На детском портрете она одета в белое платье на чёрном фоне, что символизирует чистоту и невинность. Самым ярким элементом портрета выступает крест на груди маленькой Анны, который повествует о важности веры. В молодости портрет Анны также отсылает нас к церкви, а её образ и насыщенность красок раскрывают период взросления девушки через призму её красоты, женственности. Это передаёт красный цвет платья Анны, а также алый румянец на её щеках. В зрелости королева предстаёт на картине властной женщиной своей эпохи, которая обладает благоразумностью и престижным статусом. Это подчёркивается роскошными тканями, а также «глубокими» оттенками цветовой палитры.

В изображениях русских правительниц очень прочно закрепилась традиция показывать их независимость и величие, при этом не забывая подчеркивать их красоту. То с каким вниманием написаны их портреты, не может не вызывать восторга и уважения.

Original size 1200x1548

Анна Павловна из России; Жан-Батист Ван дер Хюльст, 1837

Original size 1200x1638

Царевна Софья; Илья Репин, 1879 г.

Императрица Софья Алексеевна, сестра Петра Великого, была его правой рукой в управлении государством, а также проявила большой интерес к изучению науки и искусства.

Её изображения в работах разных художников диаметрально противоположны друг другу. На одних полотнах она предстает в образе суровой, жестокой женщины с бунтарским духом, что подчёркивается темными оттенками, которые нагнетают ужас и отягощают атмосферу.

Original size 504x600

Софья Алексеевна; неизвестный художник, между 1801 и 1850 годами

На других картинах изображена изящная молодая девушка с круглым румяным лицом, одетая в аккуратную монашескую мантию. Однако практически ни одно их этих изображений не было создано во время жизни Софьи, поэтому они отражают только представление автора и догадки о том, как на самом деле выглядела великая русская княгиня.

Original size 1400x1840

Портрет княгини Марии Фёдоровны; Александр Рослин, 1770-е г.

Хочется отметить, что в эпоху Нового Времени особое внимание в образах правительниц на полотнах уделялось деталям.

Так, например, на этом портрете автор максимально четко прорабатывает причёску Марии Фёдоровны: детально вырисовывает каждый локон, уделяет особое внимание украшениям (перьям и жемчужным нитям). Это не только подчеркивает статус княгини, но и раскрывает её красоту.

Традиция показывать независимость и величие женщин у власти, при этом не забывая подчеркивать их красоту закрепилась и за Екатериной II.

Original size 1118x800

Путешествие Екатерины II по России в 1787 году; неизвестный художник, конец XVIII в.

Original size 2360x1400

Портрет Екатерины II верхом; Вигилиус Эриксен, после 1762 г.

На одних полотнах она изображена в образе богини, верховной правительницы, которая одним своим видом может заставить трепетать и врагов, и союзников. На других — в образе бесстрашной воительницы, смелой императрицы, готовой на все ради своей страны.

Original size 1920x1200

Портрет Екатерины II; Фёдор Рокотов, вторая половина XVIII века

Помимо этого, Екатерина II также предстоит перед нами в образе роскошной рассудительной дамы, что повествует о принятии ею грамотных политических решений.

Модернизм:

В период модернизма женщины-художницы и музы все активнее начали утверждать себя на искусственной сцене, создавая произведения, отображающие не только их власть над самими собой, но и их влияние на социальные и политические процессы.

Original size 2360x1514

Сломанная колонна; Фрида Кало, 1944

Так, например, Фрида Кало, представляла женщин в контексте политических и социальных изменений, подчеркивая их власть, автономию и борьбу за равенство.

Original size 508x700

Автопортрет (II); Фрида Кало, 1941 г.

Фрида Кало была коммунисткой и политической активисткой. Она преподавала марксизм студентам в Школе живописи и скульптуры Министерства народного просвещения.

Original size 774x1000

Портрет Вирджинии Вулф; Роджер Фрай, 1928 г.

Заключение:

Подводя итоги, хочется сказать, что образ правящей женщины в зависимости от культуры и исторического периода, в которой они проживали, выглядел совершенно по-разному.

В Средневековье правительницы изображались не только на картинах, но и на иконах. Таким образом, они выступали уже не просто в роли глав государства или выдающихся политических деятелей, а становились священными символами, были тесно связаны с религией. Позже, в период Эпохи Возрождения, изображения властных женщин начинали передавать не только их привязку к управлению странами, но также и образ жизни народа в тот период. Яркие факты из истории их правления страной четко отражались через цветовую палитру полотен и проработку костюмов. В эпоху Нового Времени образы правительниц расковались многогранно, тем самым раскрывая их талантливые стороны, большое внимание уделялось проработке деталей. Так, например, императрица Екатерина II изображалась не только как мудрая, рассудительная женщина в красивых нарядах, но и как мужественная, воинственная правительница «на скаку». В период модернизма к властным женщинам в области политики начинают относить не только тех, кто участвует в её управлении напрямую, но также и тех, кто косвенно влияет на политическую жизнь страны. Так, например, Фрида Кало, представляла обществу женщин в контексте политических и социальных изменений.

В одних обществах женщину у власти рассматривают как второстепенную фигуру, не привлекающую сильного внимания на фоне главы государства, в других же она воспринимается как личность, руководитель страны. Однако, к сожалению, во многих культурах из-за патриархальной структуры общества интерес к женщинам-правительницам зачастую ограничивается их внешностью и дворцовыми интригами. Мало кто интересуется их личной жизнью и достижениями, несмотря на то, что среди них есть много ярких личностей, которые преодолели давление патриархата и добились значительных успехов. Тем не менее, традиция подчеркивать красоту правительниц в произведениях искусства четко прослеживается во многих культурах. Из этого можно сделать вывод о том, что в случае правящих женщин их красота, наряду с политическими знаниями и навыками, может стать мощным инструментом влияния как на государственные дела, так и на народ.

Библиография:

Источники фото:

Властные женщины в истории искусств