Original size 2850x4000
87

Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева впервые посетила Талашкино в 1883 году по приглашению своей близкой подруги, уроженки Смоленской губернии княгини Екатерины Константиновны Святополк–Четвертинской. Ее предки — ​Шупинские — ​владели имением с давних времен.

Состоятельная Тенишева спустя десять лет выкупила поместье, и женщины совместно занялись организацией «идейного имения». На первых порах в Талашкино стали обучать крестьянских детей грамоте и основам сельского хозяйства. Губернская газета «Смоленский вестник» писала: «Княгиня М. К. Тенишева задалась целью осуществить одну из тех грандиозных и серьезных задач, о которых много говорят, признают важными и симпатичными, но которые почему‑то не проникают в жизнь и гаснут перед слабыми попытками к их разрешению. Трудная задача: практическим и реальным путем придти на помощь крестьянину в его борьбе с нуждою, уберечь его от необходимости покидать землю и идти на фабрики и заводы…».

big
Original size 2111x1218

Талашкино. «Скрыня». В левой части снимка — княгиня М. К. Тенишева (справа) и ее секретарь В. А. Хренникова.

Со временем замыслы Тенишевой и Святополк–Четвертинской становились все более дерзкими. Возник ансамбль балалаечников, прославившийся на всю губернию, появились различные художественные мастерские. Муж Тенишевой Вячеслав Николаевич, поддерживавший супругу во всех ее начинаниях, был крупным промышленником, поэтому нехватки средств на новые проекты не ощущалось. В мастерских детей обучал резьбе по дереву художник Сергей Васильевич Малютин, занятия по садоводству в школе вел известный ботаник Роберт Эдуардович Регель.

big
Original size 3248x2182

Храм Святого Духа в Талашкине. Справа — внутренняя роспись храма, слева — мозаика «Спас Нерукотворный». Автор — Н. К. Рерих

Собиранием коллекции русского декоративного-прикладного искусства занимался археолог и фотограф Иван Фёдорович Барщевский. Николай Константинович Рерих расписывал интерьеры Храма Святого Духа, а над входом в собор выложил невероятно выразительное мозаичное изображение «Спаса Нерукотворного». Количество строений в усадьбе росло: неподалеку от барского дома появилось здание театра, для хранения коллекции предметов русской старины возвели одноэтажную каменную «скрыню».

Original size 2400x1540

Общий вид Талашкинского театра

В августе 1896 года в Талашкино гостил Илья Ефимович Репин. В разросшейся с годами коллекции живописи Тенишевой имелись картины Александра Николаевича Бенуа, Константина Андреевича Сомова, Виктора Михайловича Васнецова, Валентина Александровича Серова, Михаила Александровича Врубеля. О Талашкино заговорили как о втором Абрамцеве.

Original size 2667x2165

Марии Клавдиевне, как и многим образованным людям ее поколения, был присущ идеалистический взгляд на общественные отношения. «Совестно было жить в нашем культурном Талашкине в убранстве и довольстве и равнодушно терпеть кругом себя грязь и невежество и непроглядную темноту, — ​писала Тенишева в мемуарах под названием „Впечатления моей жизни“. — ​Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я чувствовала нравственный долг сделать что‑то для них…»

Original size 3307x1926

Авторские изразцы

В 1905 году отношение изменилось. Тенишева готовилась к долгожданному открытию музея «Русская старина» в Смоленске, куда должна была переехать основная часть ее коллекции. Но революционные события в стране напугали княгиню: «Меня брал ужас при мысли, что толпа хулиганов набросится на музей, в окна полетят камни, витрины и хрупкие вещи разлетятся в куски, толпа ворвется внутрь и начнет ломать, рубить иконы, уничтожать все то, что я годами с такой любовью собирала…».

Original size 2662x1760

Здание бывшего музея княгини Тенишевой. Здесь в конце 2022 года был возрождён музей «Русская старина».

Музей все же был открыт и подарен городу, но после 1917 году коллекция (7680 экспонатов по каталогу), как и опасалась княгиня, очень сильно пострадала. От усадьбы Талашкино и вовсе ничего не осталось. Биограф Тенишевой Лариса Журавлева утверждает, что начало разгрому положили талашкинские комсомольцы. Ведомые будущим директором Смоленского краеведческого музея Шкудо они стащили с церкви золотой крест работы Фаберже, забелили фрески Рериха, выбросили из склепа забальзамированное тело мужа Марии Клавдиевны. По другой версии, это сделали приехавшие из Смоленска представители местной власти.

Original size 2950x1623

Интерьеры музея

«Скрыня» и прочие усадебные постройки погибли: некоторые от рук человека, другие — ​от времени. Княгиня всего этого не видела: после свержения самодержавия она отправилась в Крым, а в 1919 году навсегда покинула Россию.

Original size 4200x2800

Сельскохозяйственная школа, село Флёново.

В начале XXI века на остатки усадьбы Тенишевой, получившей статус историко-­художественного заповедника после Великой Отечественной вой­ны, обратили внимание. В музей превратили село Флёново, также принадлежавшее княгине, — ​там сохранились здание сельскохозяйственной школы и сказочный Теремок, построенный Сергеем Васильевичем Малютиным.

Original size 4000x2667

«Теремок», украшенный резьбой по мотивам русских народных сказок, был построен в 1901 году по проекту известного художника С. В. Малютина

Отреставрировали Храм Святого духа, привели в порядок усадебный парк, установили памятник княгине. В общем, воздали должное…

Original size 2841x841

Портреты княгини Тенишевой писали знаменитые русские художники — К. А. Коровин (слева, 1899), И. Е. Репин (в центре, 1896), В. А. Серов (1898).