
СОДЕРЖАНИЕ
- Вступление - Ремарка - Что выделяет автора? - История творческих успехов - Вывод - Ссылка на источники
ВСТУПЛЕНИЕ
Однажды, когда я выбирал в магазине очередной комикс, мое внимание привлекло название Преступление и Наказание, а затем и увиденная мной обложка, на которой знакомые образы из произведения сочетались с фантастическими образами роботов. Это было творение Аскольда Акишина, и именно с этого комикса началось мое знакомство с его творчеством.

Преступление и наказание. Обложка. Электронное издание. Издательство КомФедерация
А буквально три недели назад я услышал это имя на парах по истории комикса европы и россии. Разговор шел про ранние российские комиксы, и мои рассуждения зацепились за озвученную мысль о том, что Акишин — единственный из комиксистов того времени, кто остается актуальным до сих пор. Именно из этих рассуждений и появилось это исследование, в котором я хочу ответить на вопрос:
Как Аскольд Акишин, автор «потерянного поколения» творцов, смог «не потеряться» и продолжить творить и издаваться?
РЕМАРКА
Сразу стоит обозначить, что несмотря на то, что исследование, зачастую, будет затрагивать биографию комиксиста, для ее анализа не будет использоваться его произведение «Моя
Моя комикс-биография. Обложка. Издательство Бумкнига. 2013 г.
Моя комикс-биография. Страницы 1-3. Издательство Бумкнига. 2013 г.
ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ АВТОРА?
Прежде чем перейти к прошлому, хочется сделать акцент на настоящем и разобраться, что выделяет книги Акишина среди других на полках современных книжных магазинов.
И сразу же в глаза бросается узнаваемый авторский визуальный стиль. Аскольд не разговорил в интервью, что больше всего в комиксах ценит именно визуальную составляющую, что делает его в большей мере художником, чем автором комиксов.
Акишин чаще всего работает в графике, поскольку, как сам признавался, «не дружит» с цветом. Он не использует графические планшеты, световые столы или другие современные устройства для облегчения работы, а использует карандаш и затем перо и тушь. Именно этот консерватизм в подходе работы, на мой взгляд, формирует значительную часть визуальной узнаваемости автора.
Командировка. Бумкнига. 2017 г.
Лес. Бумкнига. 2015 г.
При создании своих работ художник также вдохновляется работами Гюстава Доре и итальянских графиков.
Гюстав Доре. DEATH OF KORAH DATHAN AND ABIRAM; NAOMI AND HER DAUGHTER-IN-LAW; JOSHUA SPARE RAHAB.
Уго Пратт. Favola di Venezia — Sirat al Bunduqiyyah. 1979 г.
Серджио Топпи. Sharaz’de. 1979 г.
Также фишкой автора можно назвать работу с русской классической литературой и ее авторами. Причем как ее прямое переложение в
Жорж Дантес. Удивительный путешественник во времени. Комильфо. 2016 г.
Меня зовут Гуми-лев. Эксмо. 2020 г.
ИСТОРИЯ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ
Чтобы тебя запомнили, нужно, чтобы о тебе сначала узнали.
И для Аскольда возможностью заявить о себе стало участия в «
Некрополис. Страницы 3-4. 1990 г.
Некрополис. Страницы 5-6. 1990 г.
Некрополис. Страницы 7-8. 1990 г.
К тому же участие в студии позволило Акишину завести множество знакомств как в России, так и за рубежом. И постепенно эти знакомства привели к публикации работ автора за рубежом.
Мастер и Маргарита. Французское издание, обложка. Издательство Actes Sud BD. 2005 г.
Но ничего не может быть вечным. Студия КОМ прекратила свое существование, и именно этот момент стал губительным для большинства авторов, принимавших участие в этом объединении. Но что же позволило Аскольду Акишину остаться на плаву? На мой взгляд, лишь тот факт, кто он продолжил работать. Да, он не получал больших денег, но все же пытался находить
Журнал GЕОЛёнок. Иллюстрации Аскольда Акишина. Выпуск за май 2005 года.
Журнал GЕОЛёнок. Иллюстрации Аскольда Акишина. Выпуск за май 2005 года.
ВЫВОД
Так каким же образом Аскольду Акишину удалось «не потеряться»? Как мне кажется, ответ довольно банален — он дождался и не был избирателен в способах заработать деньги.
Когда большинство, потеряв былую славу перестали заниматься комиксами, а полностью ушли в книжную иллюстрацию или карикатуру, Аскольд просто продолжал планомерно работать. Да, он также зарабатывал не комиксами, а рисовал все подряд ради денег, но делать комиксы он не бросил.
И в итоге, сначала в районе 2010 года общественность, заинтересованная в комиксах, стала ностальгически вспоминать Студию КОМ (судя по всему, спасибо за это стоит сказать Александру Кунину), и Аскольд стал снова получать некую медийность, о чем говорит тот факт, что именно из этих годов идут первые интервью, стенограммы которых мне удалось найти в интернете.
Примерно в это же время он начинает сотрудничать с издательством Бумкнига, и его произведения начинают снова появляться на полках, где их начинают замечать, благодаря визуальному стилю и необычным сюжетом, объединяющем русскую классику с другими подходами.