Конференция о театре и впечатлениях «Пушкин. Хаос» — это посвящение к юбилею поэта в 2024 году. Все гости и участники конференции попали в пространство эксперимента Лаборатории впечатлений, где авторы предложили свое видение Пушкина-творца.

big
Original size 930x621
Loading...
big
Original size 930x621
Original size 930x670

TED-talk о лабиринтах творческих профессий в экономике впечатлений «Много хаоса, много возможностей»

Original size 2000x1335

Елена Кузьмакова начала свой рассказ со слов Бориса Юхананова, художественного руководителя Электротеатра Станиславский о том, что театр создаёт активную интеллектуальную среду. Как и университет.

Театр «Практика» — это экспериментальный театр, который в первую очередь ставит современные тексты, современных авторов и говорит со зрителем на одном языке. «Практика» — театр без трупы — это резидентский театр, который собирает как независимые театры, так и проектные команды под спектакли. Театр «Практика» — это официальная резиденция мастерской Дмитрия Брусникина, Театр вкуса Юрия Макеева, Бинарный биотеатр Василия Березина, авторский театр «Эскизы в пространстве» и Команда уличного и экспериментального танца Jack’s Garret Александра Тронова и Анны Дельцовой. В предыдущие годы резидентами театра «Практика» еще была Мастерская Олега Кудряшова, сейчас этот театр называется «а39».

Original size 930x621

«Наш проект объединяет студентов, кураторов, выпускников креативных направлений Вышки с командой театра, причём не только с творческими командами, как это часто бывает, но и с дирекцией, художественно-постановочной частью, пиаром и маркетингом. Форматы партнёрства и событий — это лаборатории, конкурсы, перформансы, перформативные экскурсии, паблик-токи, создание аудиовизуальных материалов, выставки, конференции, открытые лекции».

Елена о перформансе Лаборатории впечатлений Школы дизайна перед спектаклем «Кровоизлияние в МОСХ»: «Для театра это достаточно большая нагрузка — осмысленно работать со студентами и реализовывать это сотрудничество. И тем не менее, поскольку мы видим очень большой смысл в этом, мы это делаем. Я думаю, что за два года мы все реализуем и осилим».

Original size 2000x1335

Нана Абдрашитова рассуждает о художнике вне театра и вне сцены: работают ли внутри другого пространства те же законы драматургии пространства, которые работают в театре.

«Чем отличаются выставка и театральный перформанс? Для меня они в первую очередь отличаются тем, кто является в них драматическим героем. Экспонаты на выставке не будут драматическими героями, потому что, как мы знаем, герой — это тот, с кем случаются изменения. И, конечно, на выставке героем должен стать посетитель, а не экспонат, потому что мы добиваемся того, чтобы именно с ним произошло это изменение».

По мнению Наны, кураторы не всегда могут на себя взять роль рассказчика истории, которая сейчас необходима в выставочном дизайне. Выставки-блокбастеры, которые начались еще в Гугенхайме, делали архитекторы. Есть современные кураторы, которые работают именно с эмоциями и с выставочной драматургией, но их единицы. В этом случае, очень полезен театральный опыт, когда умеешь работать с пространством, говорит Нана.

«Есть ещё одна очень важная вещь — время. Инсталляция не может быть равна сценографии. На инсталляцию мы вольны смотреть сколько мы хотим, а в театре мы привязаны к креслу, и мы вынуждены смотреть два часа на какой-то объект. И сегодня я заметила момент сближения этих жанров».

Original size 2000x1335

Илья Морозов представляет Театр кукол имени Сергея Владимировича Образцова.

Илья рассказал, что театр кукол считается, в отличие от драматического театра, не режиссёрским театром, а театром художника. Потому что в театре кукол как нигде важна роль именно художника, художника-конструктора, художника-технолога, который не просто создаст эскиз какой-то куклы, а который сможет её оживить. Потому что театр кукол — это про оживление неживого, и только за счёт этого создаётся настоящее творчество и настоящее искусство. Есть множество сложных механизмов, позволяющих осуществлять различные движения, даже самые незаметные.

«Театр кукол — это технологично, это серьёзно, это настоящий арт, и это безгранично. Безграничные возможности для художников, чтобы реализовать свои самые смелые идеи».

Original size 2000x1335

Светлана Сулаева, исследователь современного танца, продюсер современного танца, художница перформанса. Светлана рассказала, что компетенции, которые она приобрела во время обучения в Школе дизайна, помогают в ее нынешней профессиональной деятельности и карьере.

«События, которые объединяют в себе разные виды, формы искусства, танец, музыку, живопись, пространство, галереи, я уже создавала и до обучения, но мне казалось, что я занимаюсь исключительно менеджментом, даже когда я была автором этих событий. В Школе дизайна в процессе обучения я была поставлена в такие рамки, где я открыла в себе возможность авторства, способность придумывать. Более того, Школа дизайна дала мне инструменты, с помощью которых я могу придумывать. Мне кажется, что авторство и возможность придумывать — это очень важные качества для создания события и для формирования впечатления. Придумывать можно как концепцию события, так и то, как найти балетные розовые туфли 46 размера ночью в выходные в Алматы».

«Впечатление, мне кажется, главной и ключевой ценностью любого события. И неважно, где мы это впечатление получаем — на капустнике, на конференции, на спектакле, на презентации последней коллекции ювелирного бренда, на свадьбе друзей. Неважно, от чего мы это впечатление получаем — от невероятной техники, техничности танцовщиков, или от звуковой партитуры, или от цветовой партитуры, или от цветочка в букете, который стоит где-то на столе. Впечатление — это то, за чем приходит зритель, и то, что зритель уносит с собой, то, что он хранит в памяти, и то, чем он потом делится».

Виктория Моторнюк однажды дала Светлане очень ценный совет. Она сказала, что в человеке, с которым тебе не очень приятно работать, нужно найти какое-то самое лучшее качество, пусть профессиональное, и работать именно с ним.

«Для меня очень важно пространство, с которым я работаю. Оно формирует высказывания, которые я делаю. Например, в Электротеатре я делала перформанс в подвале, и поэтому лекции „История свободного танца“ приобрела приставку „Basement version“ — это подвал. И в ММОМА я делала показ в рамках выставки о том, как художница стала танцовщицей, и поэтому моя лекция стала называться „История свободного танца, или почему танцовщица тоже художница“».

Original size 2000x1335

Светлана рассказала, что на протяжении всего обучения у студентов огромное количество мастеров, каждый из которых делится своими инструментами, об этих инструментах невозможно нигде прочитать, их невозможно собрать самостоятельно за такие короткие сроки. Школа дизайна и магистратура по театру и перформансу дали возможность определить свой художественный почерк.

«Мы в процессе обучения реализовывали реальный проект с нуля. Еще студентов магистратуры и бакалавриата часто интегрируют в реальные проекты, и это дает возможность и получать опыт, и выстраивать контакты с самыми разными людьми, потому что во время обучения мы коллаборируемся с факультетом саунд-арта, с модой, с графикой, с графическим дизайном, и кроме того, это помогает выстроить связи, контакты с преподавателями, и эти контакты очень помогают в дальнейшем».

Original size 2000x1335

«Мне кажется, важным в конструировании впечатления продолжать самому впечатляться. Это такая мышца, которая тренируется постоянно, это делается очень просто. Важно замечать детали. Когда мы начинаем на детали обращать внимание, мы формируем вот эту практику, привычку, впечатление».

Original size 2000x1335

Екатерина Лисейчева рассказала, что в основном работает с технологичными компаниями, которых отличает скепсис к наслоению смыслов. Екатерина говорит, что раньше люди не хотели сложных вечеринок, на которых им приходилось бы что-то продуцировать, они не хотели расширяться, людей надо было развлекать, а не вовлекать. Теперь все поменялось, люди готовы платить за усложнение, большое впечатление и «безопасный» вау-эффект.

«Не столь важно, от чего произойдет это впечатление, важно его качество и умение дойти до сердца каждого, потому что мы приходим на события с разным багажом, в разном состоянии, соответственно, мы не можем рассчитывать на синхронизацию энергии. Поэтому этот вау-эффект должен быть, но должен быть асинхронным для множества».

Original size 2000x1335

«Во многом для нас 2023 год стал годом, когда мы помогаем людям выдохнуть. Если раньше это было больше про вдох, мы хотели накачать всех радостной энергией и не за счет алкоголя, а за счет чего-то интересного, то сейчас это больше про выдох».

Екатерина считает, что сейчас необходим «ненасильственный интертеймент», когда пространство говорит без слов. Потому что это возможность, с одной стороны, дать человеку воздух и выбор, а с другой стороны, все же не превратить всё в хаос.

«Знаете, какой самый популярный сейчас интерактив на наших событиях? Карты Таро, предсказания. Людям очень хочется что-нибудь знать, желательно хорошее. И поверьте мне, бухгалтерия, айти-специалисты, инженеры, разработчики — все люди разных профессий стоят в этой очереди. Мы уже поняли, что одного таролога недостаточно, лучше двух, а лучше еще и гадалку для тех, кто любит альтернативную версию Вселенной. И это для меня поразительно, потому что такого не было никогда».

Original size 2000x1335

Вторая вещь, помимо Таро, которая набирает обороты, — это сказочный эскапизм. «Люди хотят сбежать от того, что происходит здесь и сейчас, и даже, условно говоря, нанося блестки на лицо, как будто ты можешь скинуть эту серьёзную шкурку, побыть другим, и взрослые люди всех вышеперечисленных профессий хотят это делать. Люди хотят сказки совершенно искренне, и мы помогаем это сделать».

«Как никогда у нас много сказок, совершенно разных историй, много иммерсива, где всем хочется ощутить эту эксклюзивность, ее ждут. Мы учим людей петь, танцевать, выступать, перформить, все что угодно, даже если они этого не умеют».

Екатерина отметила, что очень важно продюсирование впечатлений. Люди хотят понимать, что они будут чувствовать. Люди хотят меняться за время ивента за счет полученного впечатления.

«Поиск смысла через интертеймент — это довольно увлекательная вещь».

Original size 2000x1274

Василий Ратчин рассказал о специфике работы с малыми формами в инвет-индустрии. Основная особенность этого процесса в том, что у команды нет большого временного ресурса для разработки. И поэтому всегда точность действий требуется.

«Весь наш быт — это Excel-таблицы и тайминги. Малая форма — не значит малые бюджеты. Мероприятие для 50 гостей могут готовить 200-250 человек».

Для Василия на площадке важны два фактора — это высокий потолок и наличие туалетов. Потому что если этого нет, то это вы уже вряд ли исправите.

«Когда спрашивают, что есть малая форма в ивент-индустрии, я говорю, что это — технологии больших сцен в пространстве лифта».

«Хулиганьте, следуйте своей мечте». Василий считает, что нет ни одного человека на земле, который бы не имел отношения к ивент-сфере, каждый в жизни что-то организовывал: накрывал на стол, придумывал программу и т. д.

Original size 2000x1335

«Ты — это последнее, что ты сделал, поэтому дорожите тем, что вы делаете».

Original size 2000x1335

Закончился первый блок конференции перформативным стендап-спичем от Дмитрия Тихновича и Анастасии Нероновой об искусственном интеллекте.

Анастасия опасается, что искусственный интеллект заберет себе авторство художника, и задается вопросом о том, может ли ИИ быть соавтором.

«Я обычно все делаю сама. Сама ресерч, сама анализ, сама структуру, сама мудборд, сама выводы, сама расшифровки. И интересно, как можно к этому процессу подключить ИИ».

Дмитрий считает, что это то, что определяет профессионала: он сам компетентен в большом спектре задач.

Original size 2000x1335

«Искусственный интеллект не отберет у вас работу. У вас отберет работу человек, который освоил работу с искусственным интеллектом и имеет те же компетенции, что и вы».

Еще один вопрос, который волнует Анастасию в контексте работы с ИИ, — как сделать так, чтобы почерк художника был авторским при использовании ИИ? Дмитрий говорит, что это определяет то, как ты формируешь задание.

«Как часто мы встречаемся с тем, что у нас есть какая-то идея, но нам немножко не хватает экспертизы в этом? Вот хотим мы какое-нибудь приложение запустить, или хотим мы какой-то сервис сделать, но мы ничего не знаем про рынок. Мы можем просто написать ИИ и попросить его по определенным критериям помочь и покритиковать».

Дмитрий дополнил, что факт-чекинг делается тоже с помощью искусственного интеллекта, просто надо уметь писать эти задания. И в целом надо относиться к информации, которую выдает ИИ, как к той, которую требуется еще переработать.

Original size 2000x1335

Относительно эмпатии и эмоциональной чуткости ИИ Дмитрий высказался так: «ИИ гораздо лучше, чем кто угодно из тех, кого я знаю, эти эмоции умеет вылавливать и понимать. Но будет ли он их чувствовать — нет. Но если вы его попросите их чувствовать, зададите ему роль сочувствующего, то он ее будет просто исполнять, потому что он прочитал все книги о сочувствии. Например, пишете ему, что у вас сегодня плохой день, и просите поговорить, как психолог, как подруга и т. д. Задайте ему роль».

Original size 930x640

Панельная дискуссия: «Ивент-дизайн. Тренды, перспективы, взгляд в будущее. Социально-культурные вызовы/ требования/ задачи времени. Личный опыт»

Original size 2000x1335

Эмма Васильева, модератор дискуссии, поставила перед коллегами вопрос, как научить студентов мыслить не только креативно, но и инженерно. И кто этот студент, который приходит именно в такую сложную креативную профессию? Кто такой ивент-дизайнер?

Виктория Моторнюк говорит, что ивент-индустрия формируется до сих пор. Виктория считает, что дизайнер событий — это человек, который придумывает этот маленький мир, от начала до конца продюсирует его, создаёт сценографию события. Это человек, который должен быть талантлив во всех областях, которые только возможно себе представить. «Его задача быть одновременно и художником, и психологом, и бизнесменом, и полицейским, и злым, и добрым, и всевозможным, и инженером, конечно».

Original size 2000x1335

«И мне кажется, нам нужны именно такие студенты, которые в своей профессии не могут успокоиться. То есть им всё время нужно, чтобы было лучше, было интереснее, было по-новому придумано, без клише и стереотипов. Применяешь ИИ, применяешь вообще всё, что можно, лишь бы это было не так, как в прошлый раз. Насмотренность и неуспокоенность — это просто бесконечное любопытство».

Original size 2000x1335

Василий Ратчин считает, что смысл подобного образования в том, чтобы воспитывать чувство вкуса. Но как это делать — уже другой вопрос.

«В задачи своей компании мы ставим повышать уровень сервиса, пусть даже на своем микро-уровне, потому что уровень культуры идёт рука об руку с уровнем сервиса. То, как это сделано, очень важно, за это дают звёзды Мишлена, а не только за вкусную еду».

Original size 2000x1362

Эмма обратилась к Екатерине Лисейчевой с вопросом, какие у студентов Вышки перспективы пройти практику в ивент-агентствах.

Екатерина Лисейчева: «Мне кажется, что помимо насмотренности и всего прочего, важно уметь быть хорошим менеджером, важно уметь поставить задачу, принять результат, спродюсировать то, что ты хочешь получить». Екатерина отметила, что сегодня часто встречаются завышенные ожидания от собственных талантов.

В работе Екатерине кажется важным и сложным такой момент коммуникации со студентами: «Когда я говорю, твой розовый мир я уважаю берегу, но давай я тебе покажу мир чернухи».

Екатерина говорит, что студентов зачастую не учат этике и чувству такта. Это та лакуна, которую следует заполнить в воспитании и образовании. «Чувство своевременности, достаточности, и того, что можно, а что нельзя. Мне кажется, передать это возможно только соприкосновением с практикой».

По мнению Екатерины, сила состоит в синтезе опыта — в возможности взглянуть по-новому на то, что ты уже делал миллион раз. «Ничего хорошего с нами дальше не произойдет, если мы сами себе это хорошее не создадим».

Original size 2000x1335

«Проработав на некоторых проектах в агентствах, я ушел свое, потому что захотел создать ту среду, где в первую очередь будет уважение к людям», — говорит Василий Ратчин.

Виктория говорит, что тренды вытекают из того, что произошло с нами за последние два года. Это трансформирует индустрию, трансформирует процессы внутри, меняются игроки на рынке и лидеры рынков.

«Мы не делаем в стране сейчас коммерческие ивенты, которые нацелены на продажу продукта, презентацию продукта, потому что этого продукта нет сегодня здесь. Мы делаем это в СНГ, мы делаем это в Азии, мы делаем это в Европе. Мы сейчас пошли за нашими международными брендами и делаем ивенты за пределами нашей страны».

Виктория рассказала про запросы на ивенты в России.

Original size 2000x1329

«Первое — это все, что касается коллаборации с культурными институциями, поскольку здесь у нас довольно большой опыт. Мы поработали практически со всеми культурными институциями, сделали совместные проекты, некоммерческие как раз, а имиджевые: это и презентации балетов, совместных выставок, кино, съемки. Сейчас за этим к нам приходят российские компании, которые выходят в сегмент люкса или премиальный сегмент и хотят занять ту нишу, которая освободилась. Это Большой театр, это ГЭС-2, это Мариинка, Манеж и так далее».

Для брендов основной вопрос — как выстроить взаимоотношения с культурными институциями вдолгую. Именно как простроить эти отношения с точки зрения ивента, потому что они каким-то образом осуществляют имплементацию своего продукта в культурной институции.

«Сейчас это очень нужно культурным институциям и государству, и с другой стороны, это очень нужно коммерческим компаниям и брендам».

Original size 2000x1328

«Объединение на сегодняшний момент времени — это, как мне кажется, очень важная тенденция. Нужно присматриваться ко всем своим коллегам и партнерам».

«Я очень надеюсь, что наша кафедра, которая организовала не так давно свой собственный юнит — Лабораторию впечатлений, окрепнет за этот год и еще поразит нас какими-то невероятными форматами. У нас теперь множится команда из наших же, собственно, выпускников», — говорит Анастасия Нефедова.

«Возможно сейчас как раз созреет потребность в каких-то очень неадекватных, непричёсанных проектах. Мне как художнику очень хочется верить, что эти форматы все равно нужны».

Original size 2000x1335

«Сегодня я на одном перформансе студентки просто разрыдалась, потому что это было очень настолько остро, что за таким впечатлением, я думаю, стоит прийти. Я не знаю, насколько оно коммерческое, потому что оно слишком настоящее, но как раз настоящее не стоит даже денег, а стоит чего-то совершенно другого».

Original size 2000x1335

Василий Ратчин видит тенденции в точности воспроизводимого процесса. Еще порой очень важен опыт проведения мероприятия у самого заказчика, чтобы было понятно, какие у него ожидания. Исходя из этого, задается планка.

«Когда ты с кем-то беседуешь, чтобы взять человека в проект, и он говорит, что он творческий человек, то это сразу нет. В этой профессии творчества мало. Здесь любое явление описывается в Excel: тут пошел человек, тут зажглась лампочка, здесь занавес, здесь еще что-то. Это все прописывается, это технология. А вот на то самое чудо остается совсем вот этот маленький процент. И твоя задача — везде подложить соломку».

«Надо всем спуститься с небес и просто стать хорошими исполнителями. А все остальное приложится».

«Я два года занималась креативным кластером в Самаре. И отвечала там за ивент и все прочее. И в этом августе мы с командой делали там Хакатон креативных индустрий. Пять команд победителей, четыре идеи уже в работе, две из них получили гранты. Вот для меня это супер-результат пересечения образования и ивента», — говорит Анастасия Лисейчева.

«Мы решили, что Хакатон будет для нас трендом следующего года, и никто, в общем, не поспорит, что есть тренд. Тренд — то, что мы будем продавать, учреждать».

Original size 2000x1335

«Мы делали события в Арабских Эмиратах, в Кипре, в Швейцарии, во Франции. Знаете, что приятно осознавать? Что в российском ивенте мы лучшие. Мы лучшие объективно. И это так было и в 2017 году во Франции, и в 2019 в Швейцарии, в 2023 в Арабском ивенте — там лучшее делают русские люди».

В завершении дискуссии спикеры пожелали всем иметь силы на любопытство. Любопытство — великое свойство личности.

Мероприятие прошло 24 октября с 18:00 до 22:00 в пространстве CREATIVE HUB.

Подробнее об этом и других событиях, проходящих на площадке CREATIVE HUB, можно прочесть на сайте creative.hse.ru