

Цветовая схема Marvel Comics от апреля 1984 г.
Рубрикатор
• концепция • узы печатного станка • эксперименты • переломный момент • инцидент акиры • цифра • проблема репринтов • заключение
Концепция
Какие элементы всплывают в голове при слове «комикс»? Наверняка это истории, супергерои, диалоговые облачка, кадры. Но также, наряду с чёткой чернильной линией, в комиксах стоит цвет. Несомненно, существуют и чёрно-белые комиксы, прекрасное работающие без красок, но в эпоху зарождения и распространения комикса основной задачей перед печатными изданиями стояла массовость и в дальнейшем большие продажи. А есть ли способ продать что-либо лучше, чем заманить потенциального покупателя яркой картинкой? В действительности, цвет — это первое, на что своё внимание обращает читатель, и только затем он замечает линию, целостность изображения, композицию и сюжет. Всё это начинается с ярких пятен, помогающих рассказать историю внутри. Попросту говоря — цветные комиксы имели больший спрос, и оттого разрослось цветное предложение.
Современный читатель может заметить, что классические комиксы так называемых золотого, серебряного и частично бронзового веков несколько однообразны в своей цветовой составляющей, когда как сегодня комиксы могут похвастаться вычурной пестротой и всеобъятной цветовой палитрой. Первой мыслью на эту тему может быть «раньше читатель не был так требователен к цвету». Второй — «у печати были ограничения». Коротким ответом будет нечто посередине, но если остановиться на этой мысли чуть дольше, то какие именно ограничения стояли перед индустрией комиксов столь долгое время? Был ли это ограниченный бюджет, ограниченные технологии, невозможность использовать альтернативы, или всё одновременно?
Целью данного визуального исследования стоит разобраться в истории цвета в комиксах — почему долгое время цвет не развивался и что сподвигло его эволюционировать, кто и как пытался использовать свои методы покраса до распространения компьютерных технологий, и что произошло после их появления.
Так как на протяжении большей части своего жизненного цикла доминирующим «жанром» в комиксе была американская супергероика, мы рассмотрим этот вопрос именно на её примере с парой отклонений в пользу целостности исследования.
Узы печатного станка
«Crisis On Infinite Earths» #11. Колорист Карл Гаффорд
Покрас страницы комикса можно было разделить на два этапа: работу колориста и сепараторов у печатного станка.
Колорист получал на руки очищенную чёрно-белую копию комикса, которую раскрашивал при помощи кисточки и красок.
Краски Dr. Martin’s рядом с цветовой схемой
Цветовая палитра Мёрфи Андерсона, напечатанная на газетной бумаге и бумаге Бакстер соответственно
Краски выбирались строго и осознанно: существовала целая система оттенков и соответствующих им кодов, которые подчинялись цветовой модели CMYK.
Разные студии использовали разные краски, но долгое время самыми популярными красками были Dr. Martin’s Dye.
«World’s Finest» Vol 1. #163. YR — Yellow 100% + Red 100%, R2B2 — Red 25% + Blue 25%
Заметки Тодда Клейна по краскам
«Adventures of Superman» Vol 1 #450. Колорист Гленн Витмор
Используемая цветовая система поддерживала от 64 до 125 оттенков. Они получались путём скрещивания основных CMY-цветов с разным уровнем насыщенности: 0%, 25%, 50%, 75% и 100%. Смешивать полученные оттенки дальше было запрещено, так как из-за ограниченности возможностей печати любой оттенок, выходящий за рамки системы, получался грязным на газетной бумаге. Исключением были обложки, для которых использовалась бумага лучшего качества.
Колорист подписывал раскрашенные элементы кодами для массовой печати и передавал работу сепараторам.
Принцип работы станка
Сепараторы за работой в Chemical Color Plate Corp, Бриджпорт, Коннектикут
Говоря об ограниченности печати: задача сепаратора заключалась в пропечатывании страницы, раз за разом добавляя на неё необходимое количество основного CMY-цвета.
Точки Бэна Дея в приближении
Слой за слоем станок печатал на бумаге так называемые точки Бэна Дэя — разреженные цветовые круги. Их размер и расстояние между друг другом варьировались, а в результате раскрашенное изображение создавало оптическую иллюзию полного цвета.
«The Avengers» #201. Процесс печати обложки. Колорист Бэн Шон
С развитием технологии расстояние между точками удалось сжать до доли миллиметра, что делало изображение насыщеннее прежнего.
Но проблема ограниченности цветовой палитры оставалась: смешивать оттенки вне устоявшейся системы всё ещё не дозволялось. Главным виновником была низкокачественная газетная бумага, использовавшаяся в комиксах повсеместно, и замена ей не появлялась долгое время — это попросту считалось ненужным.
«The Avengers» #201. Процесс печати обложки. Колорист Бэн Шон
Пока новых возможностей для расширения цветового спектра не намечалось, колористы для своего удобства разработали негласное правило привязки цветов: главные герои чаще всего использовали первичные яркие цвета, такие как красный и синий, а злодеи — вторичные цвета, такие как зелёный и фиолетовый.
Эксперименты
«Uncanny X-men» Vol 1 #17. Обложка. Колорист Стэн Голдберг
Множество колористов пытались выжимать из цветовых рамок всё возможное и пошли на различные эксперименты.
Например, Стэн Голдберг предложил идею монохромного покраса, за счёт чего выпуски выделялись на полке.
«Nick Fury, Agent of SHIELD» #2. Колорист Джим Стеранко
Другим ярким примером стал Джим Стеранко, известный работой над «Ник Фьюри, Агент Щ.И.Т». Джим отлично понимал рамки красок и печати, в своих работах он часто использовал крайне яркие оттенки — в результате печати они тускнели до необходимого.
«The Dark Knight Returns» #1. Колорист Линн Варли
В «The Dark Knight Returns» Линн Варли напечатала копию контура Фрэнка Миллера в светло-голубом цвете и сделала покрас поверх него гуашью. Изначальный контур был затем наложен поверх на ацетоновом листе. Финальное изображение получалось атмосферно угрюмым в тон комикса и не становилось грязным. К сожалению, этот метод был достаточно ресурсозатратным.
«The Watchmen» #6. Колорист Джон Хиггинс
Джон Хиггинс, один из авторов «Хранителей», уделял особое внимание непрямому значению цвета. В третьем выпуске комикса сцена с психологом начинается в мягких пастельных оттенках и заканчивается тёмными и болезненными оттенками, интерпретируя чувства психолога по ходу всего сеанса.
«The Watchmen» #3. Колорист Джон Хиггинс
Забавным факт: персонаж в комиксе читает другой комикс, который вычурно закрашен знакомыми точками.
[1] «Batman: The Killing Joke». Колорист Джим Хиггинс [2] «Batman: The Killing Joke» Deluxe. Колорист Брайан Болланд
В «Убийственной шутке» Хиггинс снова использовал цвет как передачу настроения. К сожалению, художник, Брайан Болланд, был очень недоволен решением Хиггинса, сделав цвета реалистичными и приглушёнными в переиздании, из-за чего сцены потеряли свою эксцентричность.
Переломный момент
«Camelot 3000» #1. Колорист Татьяна Вуд. Слева — оригинальная печать на бумаге Бакстер, справа — интерпретация классической газетной бумаги
К 80-м проблема бумаги постепенно начала рассеиваться: к индустрии пришло осознание, что у общества есть желание хранить и коллекционировать старые выпуски комиксов, но из-за дешёвой бумаги делать это было проблематично. В скором времени было решено печатать комиксы на новой бумаге: Бакстер, Гудзон, Мандо — качество картинки комиксов значительно возросло.
«The Outsiders» Annual. Колорист Кевин Нолан
Теперь, когда низкокачественная бумага сошла на нет, оставалось только разорвать оковы ограниченной цветовой системы.
Инцидент Акиры
«Akira» #1. Колорист Стив Олифф
Шло время, технологии развивались, и на помощь американскому комиксу пришли…японские комиксы!
К 80-м японский рынок был захвачен «Акирой». Настолько, что Marvel Comics обратились к создателю манги Кацухиро Отомо с просьбой издать комикс на американском рынке.
Отомо хотел, чтобы «Акира» стал хитом и в США: он развернул и перерисовал некоторые сцены для чтения слева-направо и решил сделать мангу цветной, чтобы соответствовать тенденциям.
«Akira» #13. Колорист Стив Олифф
Но стандартные методы печати «Акире» не подходили, у Отомо были высокие стандарты. Тогда на сцену вышел колорист Стив Олифф, мечтающий использовать в покраске комиксов развивающуюся компьютерную обработку.
Сам Стив всё ещё красил страницы на бумаге, а затем его команда бережно повторяла цвета с помощью Kaleidoscope software.
«Akira» #36. Колорист Стив Олифф
Градация цветов вышла новаторской: она во многом повторяла цветовой мир одноимённого аниме.
Эксперимент Олиффа убедил Marvel Comics в том, что пришла пора использовать в комиксах цифровой покрас повсеместно.
Цифра
«Youngblood» #1. Колорист Стив Олифф
Уже к 90-м большинство крупных печатных изданий использовали цифровой покрас.
Одними из первых полностью компьютерно окрашенных комиксов стали работы Image Comics.
Их первый комикс «Youngblood», перегибая палку с неограниченными возможностями, выглядел слишком ярко.
[1] «Spawn» #10. Колорист Стив Олифф [2] «The Maxx» #1. Колорист Стив Олифф
«Spawn», покрашенный всё тем же Стивом Олиффом, выглядел уже презентабельно со своим цветовым настроением.
В «The Maxx» Олифф развивал такие продвинутые техники, как несколько источников света, объёмный покрас.
«Flashpoint» #1. Колорист Алекс Синклейр
Ближе к современности колористы используют текстуры, градиент, наложение и даже покрас контура, позволяющий создавать эффект прозрачности изображения. Основной платформой художников становится Adobe Photoshop.
«Flashpoint» #5. Колорист Алекс Синклейр
В мире массового комикса устанавливаются новые стандарты: возможности цифровых технологий делают цвета в комиксах объёмными, вычурными и безграничными.
«Hellboy» #8. Колорист Дейв Стюарт
Есть и те колористы, которые не следуют индустриальным тенденциям и руководствуются своими методами, когда использовать все возможности цифры, а когда использовать авторский подход.
Так Дейв Стюарт в «Hellboy» остаётся верен плоскому покрасу и дополняет им контур.
«Hawkeye» #1. Колорист Мэтт Холлингсворт
В «Hawkeye» 2012-го года Мэтт Холлингсворт использует оттенки, не перебивающие главный цвет в изображении: если перевести страницу в монохром, глаз сразу обратит внимание на ключевую фигуру.
Проблема репринтов
«Swamp Thing» #4
С цифровым покрасом также появилась возможность выпустить старые комиксы в новых красках — репринты.
Зачастую репринты не учитывают особенностей современной печати — если раньше колорист должен был подбирать цвета с ограничениями газетной бумаги, то сегодня, когда этих ограничений нет, многие репринты выглядят слишком пёстро или, можно даже сказать, по-детски.
«Marvel Treasury Edition» Vol 1 #23
«Detective Comics» Vol 1 #400
Другие репринты используют современный стандарт покраса.
Часть из них оживляет старые истории новыми цветами, часть берёт на себя слишком много внимания, разрушая целостность изображения.
Заключение
Суммировать всё вышесказанное достаточно легко: до цифровой эпохи в комиксах преобладала «заливка» ввиду ограниченности печати, в наше время комикс, можно сказать, отыгрывается за угнетённые годы, используя возможности компьютера на все 200%.
Что ждёт цвета в комиксах в будущем, предположить уже не так просто: благодаря цифре комикс стремительно догнал своих собратьев в сфере искусства и преобразуется наравне с ними, но в то же время современная эпоха комиксов именуется тёмным веком. Так ли помогают новые краски?
Одно можно сказать точно: и в до-, и в цифровую эпохи было и есть множество экспериментов с миром красок в комиксе: с тем, как цвет влияет на читателя и с тем, как цвет рассказывает сюжеты вместе с линией. Уникальные цветовые решения могут преобразить даже самую обыденную историю в нечто особенное.
Jeff «Simon Maggots» Robertson. A Brief and Broad History of Post Golden Age-Pre-Digital Comic Book Coloring // Портал Medium. 31 июля 2021 (URL: https://simonmaggots.medium.com/a-brief-and-broad-history-of-post-golden-age-pre-digital-comic-book-coloring-9fe9e386149a) Дата обращения: 20.11.2023
Patrick Brown. Before digital technology, how were comic books colored? // Портал Quora. 2019 (URL: https://www.quora.com/Before-digital-technology-how-were-comic-books-colored) Дата обращения: 20.11.2023
The History of Ben Day Dots // Сайт Legion of Andy. 3 июня 2013 (URL: https://legionofandy.com/2013/06/03/roy-lichtenstein-the-man-who-didnt-paint-benday-dots/) Дата обращения: 20.11.2023
Todd Klein. Coloring Comics, Old School // Архив Todd’s Blog. 3 февраля 2008 (URL: https://kleinletters.com/Blog/coloring-comics-old-school/) Дата обращения: 20.11.2023
Akira // Wikipedia (URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Akira_(manga) Дата обращения: 20.11.2023
Colorist // Wikipedia (URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Colorist) Дата обращения: 20.11.2023
Обложка: Mick Anglo, «Marvelman» #1, London, L. Miller & Son, Ltd, 1952 / Alan Moore, Mick Anglo, Garry Leach, Don Lawrence, «Miracleman» #1, California, Eclipse Comics, 1985 / Alan Moore, Mick Anglo, Garry Leach, Don Lawrence, «Miracleman» #1, New York, Marvel Comics, 2014
https://miro.medium.com/v2/resize:fit:4800/format:webp/1*-u2lLSgB_9ekikU3o_wpxQ.jpeg (Дата обращения_ 21.11.2023)
Marv Wolfman, George Pérez, «Crisis On Infinite Earths» #11, California, DC Comics, 1985
https://miro.medium.com/v2/resize:fit:4800/format:webp/1*dfOZe-fMHBtOsjaCgBmrng.jpeg (Дата обращения: 21.11.2023)
https://i0.wp.com/kleinletters.com/Blog/wp-content/uploads/2020/06/ColorMixingBlog.jpg?w=625&ssl=1 (Дата обращения: 21.11.2023)
Jim Shooter, Curt Swan, «World’s Finest» Vol 1 #163, California, DC Comics, 1966
https://miro.medium.com/v2/resize:fit:4800/format:webp/1*WPHybFnvypEPwPgngbmdhA.jpeg (Дата обращения: 21.11.2023)
Jerry Ordway, «Adventures of Superman» Vol 1 #450, California, DC Comics, 1989
https://legionofandy.files.wordpress.com/2015/07/ben-day-screen-inked-and-transferring.jpg (Дата обращения: 21.11.2023)
https://miro.medium.com/v2/resize:fit:4800/format:webp/1*xIuJX3qhkqcmap6mQ1cYNA.jpeg (Дата обращения: 21.11.2023)
John Romita, Sr, «Heart Throbs» Vol 1 #70, California, DC Comics, 1961
Stan Lee, Jack Kirby, «The Avengers» #201, New York, Marvel Comics, 1980
Stan Lee, Jack Kirby, «Uncanny X-men» Vol 1 #17, New York, Marvel Comics, 1965
Jim Steranko, «Nick Fury, Agent of SHIELD» #2, New York, Marvel Comics, 1968
Frank Miller, «The Dark Knight Returns» #1, California, DC Comics, 1986
Alan Moore, Dave Gibbons, «The Watchmen» #3, California, DC Comics, 1986
Alan Moore, Dave Gibbons, «The Watchmen» #6, California, DC Comics, 1986
Alan Moore, Brian Bolland, «Batman: The Killing Joke», California, DC Comics, 1988
Alan Moore, Brian Bolland, «Batman: The Killing Joke» Deluxe, California, DC Comics, 2019
Mike W. Barr, Brian Bolland, «Camelot 3000» #1, California, DC Comics, 1982
Mike W. Barr, Jim Aparo, «The Outsiders» Annual, California, DC Comics, 1985
Katsuhiro Otomo, «Akira» #1, New York, Marvel Comics, 1988
Katsuhiro Otomo, «Akira» #13, New York, Marvel Comics, 1989
Katsuhiro Otomo, «Akira» #1, New York, Marvel Comics, 1995
Rob Liefeld, Dan Fraga, «Youngblood» #1, Portland, Image Comics, 1992
Todd McFarlane, «Spawn» #10, Portland, Image Comics, 1993
Bill Messner-Loebs, Sam Kieth, «The Maxx» #1, Portland, Image Comics, 1993
Geoff Johns, Andy Kubert, «Flashpoint» #1, California, DC Comics, 2011
Geoff Johns, Andy Kubert, «Flashpoint» #5, California, DC Comics, 2011
John Byrne, Mike Mignola, Dunkan Fegredo, «Hellboy» #8, Milwaukie, Dark Horse Comics, 2008
Matt Fraction, David Aja, «Hawkeye» #1, New York, Marvel Comics, 2012
Len Wein, Bernie Wrightson, «Swamp Thing» #4, California, DC Comics, 1973
Roy Thomas, John Buscema, «Marvel Treasury Edition» Vol 1 #23, New York, Marvel Comics, 1979
Frank Robbins, Neal Adams, «Detective Comics» Vol 1 #400, California, DC Comics, 1970