Original size 1600x2200

Эволюция красок в комиксах

121
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 2048x1549

Цветовая схема Marvel Comics от апреля 1984 г.

Рубрикатор

• концепция • узы печатного станка • эксперименты • переломный момент • инцидент акиры • цифра • проблема репринтов • заключение

Концепция

Какие элементы всплывают в голове при слове «комикс»? Наверняка это истории, супергерои, диалоговые облачка, кадры. Но также, наряду с чёткой чернильной линией, в комиксах стоит цвет. Несомненно, существуют и чёрно-белые комиксы, прекрасное работающие без красок, но в эпоху зарождения и распространения комикса основной задачей перед печатными изданиями стояла массовость и в дальнейшем большие продажи. А есть ли способ продать что-либо лучше, чем заманить потенциального покупателя яркой картинкой? В действительности, цвет — это первое, на что своё внимание обращает читатель, и только затем он замечает линию, целостность изображения, композицию и сюжет. Всё это начинается с ярких пятен, помогающих рассказать историю внутри. Попросту говоря — цветные комиксы имели больший спрос, и оттого разрослось цветное предложение.

Современный читатель может заметить, что классические комиксы так называемых золотого, серебряного и частично бронзового веков несколько однообразны в своей цветовой составляющей, когда как сегодня комиксы могут похвастаться вычурной пестротой и всеобъятной цветовой палитрой. Первой мыслью на эту тему может быть «раньше читатель не был так требователен к цвету». Второй — «у печати были ограничения». Коротким ответом будет нечто посередине, но если остановиться на этой мысли чуть дольше, то какие именно ограничения стояли перед индустрией комиксов столь долгое время? Был ли это ограниченный бюджет, ограниченные технологии, невозможность использовать альтернативы, или всё одновременно?

Целью данного визуального исследования стоит разобраться в истории цвета в комиксах — почему долгое время цвет не развивался и что сподвигло его эволюционировать, кто и как пытался использовать свои методы покраса до распространения компьютерных технологий, и что произошло после их появления.

Так как на протяжении большей части своего жизненного цикла доминирующим «жанром» в комиксе была американская супергероика, мы рассмотрим этот вопрос именно на её примере с парой отклонений в пользу целостности исследования.

Узы печатного станка

Original size 5262x2400

«Crisis On Infinite Earths» #11. Колорист Карл Гаффорд

Покрас страницы комикса можно было разделить на два этапа: работу колориста и сепараторов у печатного станка.

Колорист получал на руки очищенную чёрно-белую копию комикса, которую раскрашивал при помощи кисточки и красок.

Original size 3840x2400

Краски Dr. Martin’s рядом с цветовой схемой

Original size 3840x1488

Цветовая палитра Мёрфи Андерсона, напечатанная на газетной бумаге и бумаге Бакстер соответственно

Краски выбирались строго и осознанно: существовала целая система оттенков и соответствующих им кодов, которые подчинялись цветовой модели CMYK.

Разные студии использовали разные краски, но долгое время самыми популярными красками были Dr. Martin’s Dye.

Original size 2048x1549

«World’s Finest» Vol 1. #163. YR — Yellow 100% + Red 100%, R2B2 — Red 25% + Blue 25%

Original size 2000x1164

Заметки Тодда Клейна по краскам

Original size 2295x1606

«Adventures of Superman» Vol 1 #450. Колорист Гленн Витмор

Используемая цветовая система поддерживала от 64 до 125 оттенков. Они получались путём скрещивания основных CMY-цветов с разным уровнем насыщенности: 0%, 25%, 50%, 75% и 100%. Смешивать полученные оттенки дальше было запрещено, так как из-за ограниченности возможностей печати любой оттенок, выходящий за рамки системы, получался грязным на газетной бумаге. Исключением были обложки, для которых использовалась бумага лучшего качества.

Колорист подписывал раскрашенные элементы кодами для массовой печати и передавал работу сепараторам.

Original size 1760x754

Принцип работы станка

Original size 2000x935

Сепараторы за работой в Chemical Color Plate Corp, Бриджпорт, Коннектикут

Говоря об ограниченности печати: задача сепаратора заключалась в пропечатывании страницы, раз за разом добавляя на неё необходимое количество основного CMY-цвета.

Original size 1376x410

Точки Бэна Дея в приближении

Слой за слоем станок печатал на бумаге так называемые точки Бэна Дэя — разреженные цветовые круги. Их размер и расстояние между друг другом варьировались, а в результате раскрашенное изображение создавало оптическую иллюзию полного цвета.

Original size 3123x1209

«The Avengers» #201. Процесс печати обложки. Колорист Бэн Шон

С развитием технологии расстояние между точками удалось сжать до доли миллиметра, что делало изображение насыщеннее прежнего.

Но проблема ограниченности цветовой палитры оставалась: смешивать оттенки вне устоявшейся системы всё ещё не дозволялось. Главным виновником была низкокачественная газетная бумага, использовавшаяся в комиксах повсеместно, и замена ей не появлялась долгое время — это попросту считалось ненужным.

Original size 3123x1191

«The Avengers» #201. Процесс печати обложки. Колорист Бэн Шон

Пока новых возможностей для расширения цветового спектра не намечалось, колористы для своего удобства разработали негласное правило привязки цветов: главные герои чаще всего использовали первичные яркие цвета, такие как красный и синий, а злодеи — вторичные цвета, такие как зелёный и фиолетовый.

Эксперименты

Original size 1940x1426

«Uncanny X-men» Vol 1 #17. Обложка. Колорист Стэн Голдберг

Множество колористов пытались выжимать из цветовых рамок всё возможное и пошли на различные эксперименты.

Например, Стэн Голдберг предложил идею монохромного покраса, за счёт чего выпуски выделялись на полке.

Original size 1400x861

«Nick Fury, Agent of SHIELD» #2. Колорист Джим Стеранко

Другим ярким примером стал Джим Стеранко, известный работой над «Ник Фьюри, Агент Щ.И.Т». Джим отлично понимал рамки красок и печати, в своих работах он часто использовал крайне яркие оттенки — в результате печати они тускнели до необходимого.

Original size 3300x2356

«The Dark Knight Returns» #1. Колорист Линн Варли

В «The Dark Knight Returns» Линн Варли напечатала копию контура Фрэнка Миллера в светло-голубом цвете и сделала покрас поверх него гуашью. Изначальный контур был затем наложен поверх на ацетоновом листе. Финальное изображение получалось атмосферно угрюмым в тон комикса и не становилось грязным. К сожалению, этот метод был достаточно ресурсозатратным.

Original size 3222x1600

«The Watchmen» #6. Колорист Джон Хиггинс

Джон Хиггинс, один из авторов «Хранителей», уделял особое внимание непрямому значению цвета. В третьем выпуске комикса сцена с психологом начинается в мягких пастельных оттенках и заканчивается тёмными и болезненными оттенками, интерпретируя чувства психолога по ходу всего сеанса.

Original size 2000x1600

«The Watchmen» #3. Колорист Джон Хиггинс

Забавным факт: персонаж в комиксе читает другой комикс, который вычурно закрашен знакомыми точками.

Original size 3000x1890

[1] «Batman: The Killing Joke». Колорист Джим Хиггинс [2] «Batman: The Killing Joke» Deluxe. Колорист Брайан Болланд

В «Убийственной шутке» Хиггинс снова использовал цвет как передачу настроения. К сожалению, художник, Брайан Болланд, был очень недоволен решением Хиггинса, сделав цвета реалистичными и приглушёнными в переиздании, из-за чего сцены потеряли свою эксцентричность.

Переломный момент

Original size 1900x1251

«Camelot 3000» #1. Колорист Татьяна Вуд. Слева — оригинальная печать на бумаге Бакстер, справа — интерпретация классической газетной бумаги

К 80-м проблема бумаги постепенно начала рассеиваться: к индустрии пришло осознание, что у общества есть желание хранить и коллекционировать старые выпуски комиксов, но из-за дешёвой бумаги делать это было проблематично. В скором времени было решено печатать комиксы на новой бумаге: Бакстер, Гудзон, Мандо — качество картинки комиксов значительно возросло.

Original size 2000x1600

«The Outsiders» Annual. Колорист Кевин Нолан

Теперь, когда низкокачественная бумага сошла на нет, оставалось только разорвать оковы ограниченной цветовой системы.

Инцидент Акиры

Original size 1900x1100

«Akira» #1. Колорист Стив Олифф

Шло время, технологии развивались, и на помощь американскому комиксу пришли…японские комиксы!

К 80-м японский рынок был захвачен «Акирой». Настолько, что Marvel Comics обратились к создателю манги Кацухиро Отомо с просьбой издать комикс на американском рынке.

Отомо хотел, чтобы «Акира» стал хитом и в США: он развернул и перерисовал некоторые сцены для чтения слева-направо и решил сделать мангу цветной, чтобы соответствовать тенденциям.

Original size 1600x1058

«Akira» #13. Колорист Стив Олифф

Но стандартные методы печати «Акире» не подходили, у Отомо были высокие стандарты. Тогда на сцену вышел колорист Стив Олифф, мечтающий использовать в покраске комиксов развивающуюся компьютерную обработку.

Сам Стив всё ещё красил страницы на бумаге, а затем его команда бережно повторяла цвета с помощью Kaleidoscope software.

Original size 1700x1061

«Akira» #36. Колорист Стив Олифф

Градация цветов вышла новаторской: она во многом повторяла цветовой мир одноимённого аниме.

Эксперимент Олиффа убедил Marvel Comics в том, что пришла пора использовать в комиксах цифровой покрас повсеместно.

Цифра

Original size 2500x1506

«Youngblood» #1. Колорист Стив Олифф

Уже к 90-м большинство крупных печатных изданий использовали цифровой покрас.

Одними из первых полностью компьютерно окрашенных комиксов стали работы Image Comics.

Их первый комикс «Youngblood», перегибая палку с неограниченными возможностями, выглядел слишком ярко.

Original size 2500x1600

[1] «Spawn» #10. Колорист Стив Олифф [2] «The Maxx» #1. Колорист Стив Олифф

«Spawn», покрашенный всё тем же Стивом Олиффом, выглядел уже презентабельно со своим цветовым настроением.

В «The Maxx» Олифф развивал такие продвинутые техники, как несколько источников света, объёмный покрас.

Original size 1600x1230

«Flashpoint» #1. Колорист Алекс Синклейр

Ближе к современности колористы используют текстуры, градиент, наложение и даже покрас контура, позволяющий создавать эффект прозрачности изображения. Основной платформой художников становится Adobe Photoshop.

Original size 2000x1600

«Flashpoint» #5. Колорист Алекс Синклейр

В мире массового комикса устанавливаются новые стандарты: возможности цифровых технологий делают цвета в комиксах объёмными, вычурными и безграничными.

Original size 2500x1600

«Hellboy» #8. Колорист Дейв Стюарт

Есть и те колористы, которые не следуют индустриальным тенденциям и руководствуются своими методами, когда использовать все возможности цифры, а когда использовать авторский подход.

Так Дейв Стюарт в «Hellboy» остаётся верен плоскому покрасу и дополняет им контур.

Original size 2500x1600

«Hawkeye» #1. Колорист Мэтт Холлингсворт

В «Hawkeye» 2012-го года Мэтт Холлингсворт использует оттенки, не перебивающие главный цвет в изображении: если перевести страницу в монохром, глаз сразу обратит внимание на ключевую фигуру.

Проблема репринтов

Original size 2400x1426

«Swamp Thing» #4

С цифровым покрасом также появилась возможность выпустить старые комиксы в новых красках — репринты.

Зачастую репринты не учитывают особенностей современной печати — если раньше колорист должен был подбирать цвета с ограничениями газетной бумаги, то сегодня, когда этих ограничений нет, многие репринты выглядят слишком пёстро или, можно даже сказать, по-детски.

Original size 2500x1410

«Marvel Treasury Edition» Vol 1 #23

Original size 2500x1422

«Detective Comics» Vol 1 #400

Другие репринты используют современный стандарт покраса.

Часть из них оживляет старые истории новыми цветами, часть берёт на себя слишком много внимания, разрушая целостность изображения.

Заключение

Суммировать всё вышесказанное достаточно легко: до цифровой эпохи в комиксах преобладала «заливка» ввиду ограниченности печати, в наше время комикс, можно сказать, отыгрывается за угнетённые годы, используя возможности компьютера на все 200%.

Что ждёт цвета в комиксах в будущем, предположить уже не так просто: благодаря цифре комикс стремительно догнал своих собратьев в сфере искусства и преобразуется наравне с ними, но в то же время современная эпоха комиксов именуется тёмным веком. Так ли помогают новые краски?

Одно можно сказать точно: и в до-, и в цифровую эпохи было и есть множество экспериментов с миром красок в комиксе: с тем, как цвет влияет на читателя и с тем, как цвет рассказывает сюжеты вместе с линией. Уникальные цветовые решения могут преобразить даже самую обыденную историю в нечто особенное.

Bibliography
Show
1.

Jeff «Simon Maggots» Robertson. A Brief and Broad History of Post Golden Age-Pre-Digital Comic Book Coloring // Портал Medium. 31 июля 2021 (URL: https://simonmaggots.medium.com/a-brief-and-broad-history-of-post-golden-age-pre-digital-comic-book-coloring-9fe9e386149a) Дата обращения: 20.11.2023

2.

Patrick Brown. Before digital technology, how were comic books colored? // Портал Quora. 2019 (URL: https://www.quora.com/Before-digital-technology-how-were-comic-books-colored) Дата обращения: 20.11.2023

3.

The History of Ben Day Dots // Сайт Legion of Andy. 3 июня 2013 (URL: https://legionofandy.com/2013/06/03/roy-lichtenstein-the-man-who-didnt-paint-benday-dots/) Дата обращения: 20.11.2023

4.

Todd Klein. Coloring Comics, Old School // Архив Todd’s Blog. 3 февраля 2008 (URL: https://kleinletters.com/Blog/coloring-comics-old-school/) Дата обращения: 20.11.2023

5.

Akira // Wikipedia (URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Akira_(manga) Дата обращения: 20.11.2023

6.

Colorist // Wikipedia (URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Colorist) Дата обращения: 20.11.2023

Image sources
Show
1.

Обложка: Mick Anglo, «Marvelman» #1, London, L. Miller & Son, Ltd, 1952 / Alan Moore, Mick Anglo, Garry Leach, Don Lawrence, «Miracleman» #1, California, Eclipse Comics, 1985 / Alan Moore, Mick Anglo, Garry Leach, Don Lawrence, «Miracleman» #1, New York, Marvel Comics, 2014

2.3.

Marv Wolfman, George Pérez, «Crisis On Infinite Earths» #11, California, DC Comics, 1985

4.5.6.

Jim Shooter, Curt Swan, «World’s Finest» Vol 1 #163, California, DC Comics, 1966

7.8.

Jerry Ordway, «Adventures of Superman» Vol 1 #450, California, DC Comics, 1989

9.10.11.

John Romita, Sr, «Heart Throbs» Vol 1 #70, California, DC Comics, 1961

12.

Stan Lee, Jack Kirby, «The Avengers» #201, New York, Marvel Comics, 1980

13.

Stan Lee, Jack Kirby, «Uncanny X-men» Vol 1 #17, New York, Marvel Comics, 1965

14.

Jim Steranko, «Nick Fury, Agent of SHIELD» #2, New York, Marvel Comics, 1968

15.

Frank Miller, «The Dark Knight Returns» #1, California, DC Comics, 1986

16.

Alan Moore, Dave Gibbons, «The Watchmen» #3, California, DC Comics, 1986

17.

Alan Moore, Dave Gibbons, «The Watchmen» #6, California, DC Comics, 1986

18.

Alan Moore, Brian Bolland, «Batman: The Killing Joke», California, DC Comics, 1988

19.

Alan Moore, Brian Bolland, «Batman: The Killing Joke» Deluxe, California, DC Comics, 2019

20.

Mike W. Barr, Brian Bolland, «Camelot 3000» #1, California, DC Comics, 1982

21.

Mike W. Barr, Jim Aparo, «The Outsiders» Annual, California, DC Comics, 1985

22.

Katsuhiro Otomo, «Akira» #1, New York, Marvel Comics, 1988

23.

Katsuhiro Otomo, «Akira» #13, New York, Marvel Comics, 1989

24.

Katsuhiro Otomo, «Akira» #1, New York, Marvel Comics, 1995

25.

Rob Liefeld, Dan Fraga, «Youngblood» #1, Portland, Image Comics, 1992

26.

Todd McFarlane, «Spawn» #10, Portland, Image Comics, 1993

27.

Bill Messner-Loebs, Sam Kieth, «The Maxx» #1, Portland, Image Comics, 1993

28.

Geoff Johns, Andy Kubert, «Flashpoint» #1, California, DC Comics, 2011

29.

Geoff Johns, Andy Kubert, «Flashpoint» #5, California, DC Comics, 2011

30.

John Byrne, Mike Mignola, Dunkan Fegredo, «Hellboy» #8, Milwaukie, Dark Horse Comics, 2008

31.

Matt Fraction, David Aja, «Hawkeye» #1, New York, Marvel Comics, 2012

32.

Len Wein, Bernie Wrightson, «Swamp Thing» #4, California, DC Comics, 1973

33.

Roy Thomas, John Buscema, «Marvel Treasury Edition» Vol 1 #23, New York, Marvel Comics, 1979

34.

Frank Robbins, Neal Adams, «Detective Comics» Vol 1 #400, California, DC Comics, 1970

Эволюция красок в комиксах
121