Original size 1140x1600

Архитектура света: роль естественного света в архитектуре ХХ — XXI века

458
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 1400x624

Жан Нувель, Бурдж-Доха, 2005-2012

Техническая и промышленная революция XIX века стала главным источником для развития архитектуры модернизма. Появившиеся новые, легкие и прочные, каких не было никогда прежде, конструкции и материалы (железобетон) дали начало для экспериментов архитекторов в создании новых форм архитектурных построек. Стремительно осваивалось строительство из металла в связи с развитием поточного производства со стандартизацией деталей. В этот период времени архитектура представляла собой здания, зачастую высотные, с металлическим каркасом внутри и декоративной каменной облицовкой снаружи. Неостили продемонстрировали новые возможности: большие остекленные поверхности, активно применяемые сталь и железобетон. Новые возможности открылись в использовании естественного света: больше нет ограничений в оконных проемах и толщине стен.

Современные конструктивные решения быстро нашли свое применение в промышленных сооружениях, но не в гражданской архитектуре, где все еще оставался актуальным орнамент в противовес целесообразности и чистоте формы.

Некоторые архитекторы, в том числе Фрэнк Ллойд Райт, выступали за обновление архитектуры, выражающееся в ориентире на рациональность и функциональность. Дома с «открытым» планом выявляют взаимодействие объемов, функциональность пространств и «чистоту» материалов. Здания интегрированы в ландшафт, непосредственно связаны с ним, внутреннее пространство вступает в диалог с окружающей средой. Еще одни архитекторы-реформаторы и создатели архитектуры для потребностей человека XX века — Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ. Проекты Ле Корбюзье были универсальными, имели социальное наполнение, представляли собой свободные формы. Мис ван дер Роэ работает над концепцией «универсального» здания, используя простую форму и обильно применяя стекло. Дома архитектора пронизаны естественным светом, в связи с философией, которой он придерживался. Ленточное остекление, присутствующее в постройках архитекторов, позволило фасадам стать «прозрачными» — просматриваемыми насквозь. Внутреннее пространство домов полностью раскрыто в окружающий его пейзаж. Теперь, внешняя среда со своим освещением также принимает участие в формировании и наполнении интерьера, а статичная точка зрения теряет свою актуальность.

В архитектуре ХХ — XXI века важное место занимает обработка естественного света. Рассматриваю эволюцию значения и роли света на примерах модернистской, постмодернистской и современной архитектуры. Выявляю цели, преследуемые архитекторами, и определяю, чем в их достижении помогал естественный свет.

Фрэнк Ллойд Райт

Original size 1276x851

Дом над водопадом, 1936-1939

«Дома прерий» органической архитектуры Фрэнка Ллойда Райта представляют собой целостное единение с окружающей природой. Архитектор придерживался идеи интеграции здания в ландшафт, непрерывности архитектурного пространства и использования природных материалов конкретного региона.

Original size 736x942

Офисное здание Джонсона Вакса, 1936-1939

Как сторонник свободной планировки, Райт создает крестообразные планы с камином в центре, от которого расходятся остальные помещения. Мобильные перегородки позволяют менять конфигурацию. Таким образом, в архитектуре нет глухих углов и стыковки стен — на их месте появляются ленточные окна. Это позволило лучше освещать помещения.

Original size 1920x1256
Original size 1200x684

Дом над водопадом, 1936-1939

Благодаря ленточным и угловым окнам облик архитектурного сооружения стал менее массивным — дом «открыт» пространству и органично вписывается в него. Открытые террасы поддерживают эту идею.

Original size 1500x1023

Офисное здание Джонсона Вакса, 1936-1939

Конструкцией зала выступают «древовидные» колонны», расширяющиеся к верху. Освещение пространства сделано через систему полупрозрачных стеклянных трубок, продолжающихся по углам вверх до мансардных окон. Такая конструкция создает эффект фонарного мягкого света и способствует созданию комфортной рабочей атмосферы.

Original size 2000x1125

Стеклянные трубки, использованные для освещения зала офиса

Ле Корбюзье

Original size 800x1066

Вилла Ла Рош/Жаннере, 1923-1925

Цвет и сочетание разных объемов в вилле напоминают пуристскую живопись. Кроме того, роль цвета велика для архитектурно-художественного облика: цвет подчеркивает объемы и усиливает взаимодействие света и тени. В манифесте пуристы призывали к «очищению» от несовершенных форм.

Original size 1600x1200

Вилла Ла Рош/Жаннере, 1923-1925

Original size 1696x1130

Вилла Ла Рош/Жаннере, 1923-1925

Расположение виллы продиктовало ее архитектурные особенности, заключающиеся в том, что для получения естественного света были созданы светлые дворы и мансардные окна.

«Свет создает атмосферу и ощущение места, а также лучше всего передает структуру» (Ле Корбюзье)

Original size 807x394

Вилла Савой, 1928

«Архитектура — это виртуозная, правильная и великолепная игра архитектурных форм, собранных светом. Я уверен, что наши глаза созданы, чтобы любоваться этими объемами при различном освещении: только свет и тень раскрывают суть архитектурной формы. Кубы, конусы, сферы, цилиндры или пирамиды — великие первичные элементы, красоту которых свет подчеркивает» (Ле Корбюзье)

Original size 1024x768

Вилла Ле Лак, 1923-1924

Ленточное остекление виллы обосновано функциональным зонированием: оно связывает спальни и гостиную. Такой способ остекления позволяет проникать внутрь большому количеству естественного света и намеренно кадрирует ландшафт в горизонтальную линию. Тут можно рассмотреть взаимодействие ландшафта и внутреннего пространства: окружающая среда, ее освещение, также формируют внутреннее пространство.

Original size 1600x678

Монастырь Сен Мари де ля Туретт, 1953-1960

Original size 1440x964

Монастырь Сен Мари де ля Туретт, 1953-1960

В более поздних работах архитектора свет выступает одним из основных элементов архитектурного проекта: усиливает визуальные переживания посетителя и в целом эмоциональное впечатление. Свет в монастыре Ла Туретт падает цветными лучами на алтарь, а галереи акцентируют ритм света и тени.

Original size 1365x2007

Галерея в монастыре Сен Мари де ля Туретт

Original size 1499x977

Галерея в монастыре Сен Мари де ля Туретт

Original size 1280x960

Нотр-Дам-дю-О, 1956

Original size 768x1024

Капелла в Роншане, 1956

Свет и тень в капелле создают разные пространственные ощущения, своего рода, мистические эффекты. Система перетекающих пространств сделана из расчета перемещения человека и движения солнца, свет которого наполняет пространства. То же самое со стенами, их толщина, присутствие или отсутствие изгиба зависит от угла и интенсивности падающего естественного света.

Таким образом, естественный свет является одним из главных элементов, формирующих выразительность внутреннего пространства архитектуры.

Людвиг Мис ван дер Роэ

Original size 1498x1000

Вилла Тугендхат, 1928—1930

Применение современного железного каркаса и стекла дало возможность создать внутренний объем пространства, который заполнил свет. Из декоративных элементов использованы лишь текстуры природных материалов, например, ониксовая стена пропускает естественный свет и меняет свой цвет в закатное время.

Расположение виллы на склоне холма позволило архитектору использовать открывающиеся виды как значимую часть внутреннего пространства. Благодаря этому, изменения в окружающей природе в зависимости от времени суток или сезона также влияют на восприятие интерьера.

Original size 2048x1367

Павильон Германии в Барселоне, 1929

Планировка павильона открытая, в нем нет замкнутых помещений. Фасад свободный, продиктованный принципами современной архитектуры, а стены из природных материалов, стекло и поверхность воды создают живописные отражения и подчеркивают связь между интерьером и экстерьером.

Original size 1200x800

Павильон Германии в Барселоне, 1929

Original size 1882x930

Павильон Германии в Барселоне, 1929

Тадао Андо

Original size 1400x933

Музей современного искусства, 1997 — 2003

Original size 1400x933

Музей современного искусства, 1997 — 2003

Стекло, обилие света и отражения от водной поверхности вместе создают ощущение легкости и невесомости архитектуры. Распределение естественного света подчеркивает целостность внутреннего и внешнего пространства, а контекст меняется наравне с меняющейся природой.

Original size 1200x1800

Церковь Света, 1989

Original size 1000x667

Холм Будды, 2016

Пространство храма задает последовательность: чтобы подойти к статуе, нужно пересечь длинный туннель в холме. Это сделано для усиления ожидания скульптуры, так как снаружи просматривается лишь ее верхняя часть. Попадая внутрь и поднимая голову вверх, посетители видят статую Будды, окруженную ореолом света.

Естественный свет в архитектуре Тадао Анддо направляет человека, создающаяся атмосфера погружает в размышления, побуждает чувства и взаимодействие с архитектурой.

Даниэль Либескинд

Original size 1350x900

Еврейский музей, 1999

Здание по-настоящему можно назвать «говорящей» архитектурой: повествование ведется об истории еврейского народа. Каждый элемент музея несет в себе заложенный архитектором смысл и символизирует историческое событие.

«Башня холокоста» — замкнутое пустое пространство с высокими стенами — имеет на верху единственный небольшой источник света. Помимо сильного символического смысла, такое архитектурное решение вызывает глубокий эмоциональный отклик у посетителя.

Original size 2253x1350

Еврейский музей, 1999

Original size 800x1067

Еврейский музей, 1999

SANAA

Original size 1280x853

Общественный центр Grace Farms

Original size 2000x1352

Общественный центр Grace Farms

Архитектуру бюро можно охарактеризовать словом «прозрачность»: в каждом проекте архитекторы стремятся связать внутреннее и наружное пространство. Это удается в том числе благодаря естественному освещению, равномерно изобилующему и проникающему через стеклянные фасады. Здесь будто отсутствуют границы здания, а пространство стремится к бесконечности.

Original size 1920x2880

Новый музей современного искусства в Нью-Йорке, 2010

Первый этаж музея полностью прозрачный и «встраивает» искусство в городской контекст, остальные этажи полупрозрачны и сделаны из светоотражающего алюминия.

Original size 1371x768

Образовательный центр Rolex, 2004–2010

«Прозрачность позволяет делать архитектуру открытой, не создавать лишнюю иерархичность в пространстве, а впускать свет из всех возможных точек» (Рюэ Нисидзава)

Original size 2000x1000

Образовательный центр Rolex, 2004–2010

Original size 2400x1350

Образовательный центр Rolex, 2004–2010

Жан Нувель

Original size 1200x800

Лувр Абу-Даби, 2017

Ажурный купол из металлических модулей пропускает лучи света и создает внутри пространства собственную атмосферу: посетители музея будто находятся под открытым небом. Решение продиктовано символом арабской архитектуры — куполом, а концепцией архитектора, в целом, является гармония между постройками и окружающим миром, чему в значительной мере способствует работа со светом и тенью.

Original size 1953x1350

Лувр Абу-Даби, 2017

Original size 1580x1080

Институт арабского мира, 1981 — 1987

Институт арабского мира находится в Париже. Концепция постройки заключалась в объединении западной и восточной культуры и истории. Алюминиевые панели с арабскими орнаментальными мотивами, пропуская свет, создают геометрический узор в интерьере. Реагируя на условия освещения, облик здания также изменяется.

Original size 4368x2912

Центр культуры и конгрессов, 1998

Идея архитектурного сооружения в соединении воды и света: отражающая поверхность выступающей над водной гладью крыши создает игру света, эффектно меняющуюся в течение дня.

Вывод

В периоды модернизма и постмодернизма естественный свет рассматривается в качестве одного из главных элементов, формирующих архитектурный образ. В эпоху модернизма понимание архитекторами роли света сводилось к формированию внутреннего пространства, в постмодернизме акцентировалось переживание и осмысление архитектурного пространства в определенном контексте: отмечалась способность света влиять на образы архитектуры. Исходя из этого можно сделать вывод, что свет одновременно наделен физическими и метафизическими свойствами. В современной архитектуре роль естественного света сформирована во многом благодаря опыту ХХ века. Свет по-прежнему формирует образ внутреннего пространства архитектуры, кроме этого, помогает достигать особую атмосферу и усиливает эмоциональные впечатления от архитектуры.

Свет направляет человека; изменяясь, привносит в пространство динамику; наполняет пространство контекстом; соединяет архитектуру с окружающей средой; распределение, движение, состояния света оживляют внутреннее пространство. Сегодня свет является важным, неотъемлемым материалом при проектировании, создании атмосферы, ощущений от архитектуры.

Свет — это бесконечные возможности в архитектуре.

Архитектура света: роль естественного света в архитектуре ХХ — XXI века
458