Original size 1140x1600

Изображение терроризма и патриотизма в комиксе «Holy Terror»

116
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Фрэнк Миллер — американский автор комиксов, таких, как «Daredevil: Born Again», «The Dark Knight Returns» (и др.) и, главным образом, «Holy Terror», художник и режиссер, известен своим стилем повествования и смелым художественным видением. Он приобрел известность в индустрии комиксов в конце 1970-х годах и остается одной из самых знаменитых и противоречивых фигур в этой области.

И, так как комиксы давно уже стали инструментом для выражения и исследования своих эмоциональных вопросов, Миллер не упускает возможности использовать это в работе, которую я хотела бы изучить — комиксе «Holy Terror».

«Я считаю, что комиксы лучше всего получаются, когда они провокационные, и их противозаконный характер — это то, что я хочу в них найти», — говорит Фрэнк Миллер в интервью с Уиллом Айснером.

Изначально «Holy Terror» задумывался как история о Бэтмене под названием «Holy Terror, Batman!», но в процессе разработки претерпел значительные изменения и в итоге был выпущен как отдельный графический роман, что позволило ему получить большую творческую свободу и не ограничиваться моралью Бэтмена, то есть создать такого главного героя-мстителя, который бы противостоял более широкому кругу угроз, включая терроризм в международном масштабе. Такое смещение акцента позволило Миллеру исследовать различные аспекты терроризма и патриотизма, которые, возможно, были не так легко доступны в контексте мира Бэтмена.

После выхода комикс получил смешанные отзывы: критики высказывали опасения по поводу его изображения терроризма и обращения к щекотливым политическим темам.

«У меня есть куча работ, которые я хочу сделать», — говорит он. Один из проектов, который начинался как «Holy Terror, Batman!», серия с контекстом после 11 сентября, изменился. По мере того как я работал над ним, он превратился в нечто, что больше не было Бэтменом», — говорит Миллер для The New York Times.

В этом визуальном исследовании я бы хотела рассмотреть то, как Фрэнк Миллер изображает терроризм, а также страх и разрушения, связанные с террористическими актами; как автор определяет патриотизм, что заставляет героев объединяться против общей угрозы; связь патриотизма и применения насилия в борьбе с терроризмом; как Миллер проецирует свои взгляды на современные политические проблемы через комикс; насколько связаны события комикса с реальностью 11 сентября 2001 и изучить статьи от критиков.

В качестве источников были подобраны интервью с автором и статьи из авторитетных изданий, а также критические очерки.

1. Исторический контекст

11 сентября 2001 года экстремистская группировка «Аль-Каида» совершила серию скоординированных террористических актов против Соединенных Штатов. Нападения были направлены на известные достопримечательности Нью-Йорка и Вашингтона, что привело к огромным человеческим жертвам и повсеместным разрушениям.

Фрэнк Миллер называет террористическую организацию в комиксе их официальным названием, делая целенаправленные отсылки на реальные события.

«Три тысячи моих соседей были убиты. Моя страна подверглась совершенно неспровоцированному жестокому нападению», — написал Фрэнк Миллер на своем официальном сайте.

И, хоть он и называет город, в котором происходят события комикса, Эмпайр-Сити, в нем все равно угадывается Нью-Йорк — вместо Статуи Свободы присутствует Статуя Правосудия.

И позже в контексте комикса Статуя Правосудия становится объектом террористических атак, символизируя посягательство на ценности и институты, поддерживающие верховенство закона, а также, возможно, собирательным образом символически важных зданий в Нью-Йорке и Вашингтона, которые пострадали от атак: башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и западный фасад Пентагона — огромного здания министерства обороны США рядом со столицей, Вашингтоном.

Рейс авиакомпании American Airlines, захваченный пятью террористами, врезался в Северную башню Всемирного торгового центра в Нижнем Манхэттене. В результате столкновения произошел мощный взрыв и начался бушующий пожар, люди оказались в ловушке, а в окрестностях возник хаос, и через 17 минут второй лайнер, также захваченный террористами, врезался в Южную башню. В башнях вспыхнул пожар, отрезав путь к спасению людям на верхних этажах. Третий самолет врезался в юго-западную часть Пентагона, вызвав пожар и неминуемые жертвы.

Original size 1776x1342

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

«Я вдыхал эту ужасную, напоминавшую мел, дрянь, заполнявшую легкие каждого жителя Нью-Йорка, а потом выкашливал ее, не зная, что именно я выкашливаю» — говорит Миллер в интервью для National Public Radio.

В приведенной выше цитате Фрэнк Миллер описывает опыт вдыхания пыли и мусора, которые наполнили воздух в Нью-Йорке после обрушения башен Всемирного торгового центра. Пыльный остаток, образовавшийся в результате разрушения зданий, содержал смесь измельченного бетона, золы и другого мусора. Возможно, он также выражается метафорически, говоря о хаосе, который последовал за террористическим актом.

Он обращается к этому опыту в комиксе «Holy Terror», где героям тяжело дышать: «мы кашляем и не можем понять, чем», «чем-то вязким», «отравленным мелом / негашеной известью» и «мы едва можем дышать».

0

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

В «Holy Terror» Миллер превращает свою личную реакцию на теракты 11 сентября в интуитивное и эмоционально заряженное повествование, отражающее его чувства гнева, страха и решимости. Комикс служит выходом для эмоций Миллера, позволяя ему справиться с травмой и ужасом нападений, а также выражает его горячую веру в необходимость решительных действий в ответ на терроризм.

2. Комикс как реакция

Реакция Миллера на события 11 сентября 2001 года глубоко повлияла на его творчество, сформировав его взгляд на патриотизм, справедливость и борьбу с терроризмом, а также помогла понять родителей и их поколение, которое пережило войны: «Когда начались нападения, мне показалось, что с меня сняли пелену, и я смог увидеть мир таким, какой он есть. Я воспринимал свою страну как нечто само собой разумеющееся».

Если до этого он писал о выдуманных героях, то теракт позволил ему по-другому посмотреть на его злодеев в комиксах — они были ненастоящими. И теперь он чувствовал, что в комиксах хочет дать возможность своим героям противостоять против чего-то реального.

Так как Миллер живет в Нью-Йорке, для него эти события оказались наиболее болезненны — в различных интервью он часто упоминал, что напали на его соседей, близких. Он воспринимает погибших как личную утрату.

«Затем наступило то солнечное сентябрьское утро, когда самолеты врезались в башни в нескольких милях от моего дома, и тысячи моих соседей были безжалостно сожжены — превращены в пепел. Сейчас я рисую и пишу комиксы. Одна из моих обязанностей — придумывать плохих парней. Воображать человеческое злодейство во всех его проявлениях. Теперь появилось настоящее. Настоящая тварь убила моих соседей. В моем городе. В моей стране» — говорит для Миллер для National Public Radio.

«Это изменило фокус моей работы», — говорит Миллер, имея в виду события 11 сентября. Он называет «Holy Terror» «напоминанием о том, что наша страна имеет привычку двигаться дальше, спрятавшись в красивом безопасном месте. Что существует активный враг, абсолютно преданный своему делу, хорошо оснащенный и очень умный. Мы столкнулись с экзистенциальной угрозой».

Автор не хочет, чтобы американцы (и вообще весь мир) забывали об ужасах терактов, и своей работой «Holy Terror», которую он издал через 10 лет после ужасающих событий 9/11, напоминает о реальности и исходящих угрозах для безопасности и комфорта.

«Супермен расправился с Гитлером. Капитан Америка тоже. Это одна из тех вещей, ради которых они существуют. Это взрыв моей внутренней реакции на то, что происходит сейчас, напоминание людям, которые, кажется, забыли, против кого мы выступаем».

Когда Фрэнк Миллер говорит о своем комиксе «Holy Terror» как о пропаганде, он признает его использование в формировании общественного мнения. Он утверждает, что пропаганда — это инструмент, который может использоваться как в благородных, так и в манипулятивных целях, в зависимости от намерений, стоящих за ним. И признает, что его комикс служит конкретной цели: выразить свое возмущение и осуждение террористических атак 11 сентября 2001 года и выступить за решительный ответ против виновных.

Фрэнк Миллер также утверждает, что комикс является отличным медиумом для выражения эмоций — каждый штрих кисти дает подсказки, и читатель складывает части в мозаику, которая заставляет их что-то чувствовать.

3. Изображение терроризма в комиксе

После 9/11 терроризм оказался в центре внимания, определив то, как люди думают и говорят о безопасности, внешней политике и национальной идентичности. Такое смещение акцента помогло укрепить чувство единства, поскольку люди сплотились перед лицом общей угрозы.

По сути, столкнувшись с серьезными историческими потрясениями, общество часто ищет нового врага или угрозу. Этот процесс создания нового нарратива может быть сложным, но он часто рассматривается как необходимый для движения вперед и восстановления после кризиса.

Изображение Фрэнком Миллером терроризма в «Holy Terror» отражает его точку зрения на эту тему, которая часто характеризуется как безжалостная угроза обществу. В комиксе терроризм изображается как тактика, используемая экстремистскими группировками для нагнетания страха, хаоса и разрушений. Террористы в «Holy Terror» изображены как фанатичные идеологи, готовые совершать чудовищные акты насилия ради достижения своих целей.

По мнению Миллера, терроризм представляет собой фундаментальный вызов ценностям справедливости, свободы и цивилизации, и для равноценного противостояния также приходится применять силу.

«Это, если не сказать больше, пропаганда — Бэтмен надирает задницу Аль-Каиде», — сказал Фрэнк Миллер на съезде комиксов в Сан-Франциско. «Просто глупо гоняться за Риддлером, когда на дворе Аль-Каида».

Фрэнк Миллер использует визуально плотный и хаотичный стиль, чтобы передать ощущение беспорядка и разрушений, вызванных терроризмом. Использование Миллером гвоздей, бритвенных лезвий, мусора, дождя и даже отпечатков пальцев помогает читателю погрузиться в хаоc террористических атак и их последствий.

Также на развороте говорится, что не было никаких предупреждений — что угроза безопасности присутствует всегда и к этому невозможно быть готовым.

Original size 1780x1340

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Фиксер, главный герой, отвечая на вопрос Натали, сразу говорит, что началась война.

Террористы в «Holy Terror» изображены как идеологические экстремисты. Их действия продиктованы радикальной идеологией, которая стремится навязать свои убеждения с помощью насилия и террора, в результате чего конфликт выглядит как столкновение цивилизаций.

Original size 1776x1335

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Представляется новая героиня, которой автор даже дал имя — Амина. Возможно, для большей персонификации. Она находится в нетерпении: «Эмпайр-Сити будет кричать. В агонии». Девушка язвительно отзывается о городе, говорит, что Эмпайр-Сити — это будто олицетворение Америки. Она собирается ударить в самое сердце.

Более того, присутствие дождя на картине усиливает атмосферу суматохи и отчаяния, отражая мрачное настроение и усиливает эмоциональное воздействие повествования.

0

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Появление террористки-смертницы в «Holy Terror» можно рассматривать как отражение реальных событий с использованием террористическими организациями смертников в качестве тактики. Эта девушка, Амина, будучи иностранной студенткой гуманитарных наук, совершенно не выглядит как типичная представительница террористической организации. Она заходит в комнату и видит, что в ней много людей: разного пола и расы, возраста — возможно, Фрэнк Миллер хотел показать, что каждый читатель может сопоставить себя или своих близких с представленными разнообразными лицами. Ее друг видит, что у нее что-то под плащом, и она отвечает ему, что там «рай», и на следующем развороте изображен взрыв бомбы с гвоздями. Это показывает жестокость и безжалостность террористической угрозы, нависшей над Эмпайр-Сити.

Кроме того, готовность Амины пожертвовать собой ради дела подчеркивает фанатизм и веру в экстремистскую идеологию, которые часто присущи террористам-самоубийцам. Несмотря на свою молодость и кажущуюся невинность, она становится добровольной пешкой в разрушительных планах террористов, подчеркивая моральную двусмысленность и этические дилеммы, присущие террористическим актам.

Original size 1764x1335

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Original size 1774x1338

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Автор, как житель Нью-Йорка, часто в интервью говорит, что в теракте были убиты его соседи, и в комиксе также отсылается на эти реплики: «Как много моих соседей они убили?»

«3000 моих соседей были убиты. Моя страна подверглась совершенно неспровоцированному, жестокому нападению. Я желаю всем, кто несет ответственность за злодеяние 11 сентября, гореть в аду.

Я слишком стар, чтобы служить своей стране каким-либо другим способом. В противном случае я бы сам с удовольствием нажал на курок», — эмоционально пишет Фрэнк Миллер на своем официальном сайте, но уже в удаленной колонке.

Original size 1772x1338

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Автор снова изображает портреты совершенно разных людей, показывая читателям, что они могут идентифицировать себя с жертвами терактов.

В полосах к «Holy Terror» Фрэнк Миллер черпает вдохновение из журналистских фотографий с портретами жертв 11 сентября. Таким образом, автор передает эмоции и реальность событий 9/11.

Детально прорисованные портреты интегрируются в визуальный язык разрушений путем добавления белого шума к портретам персонажей. Эта техника повышает уровень абстракции, что отражает растерянность и ужас, пережитые теми, кто непосредственно присутствовал в информационном пространстве событий.

Original size 1775x1336

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Фрэнк Миллер приглашает читателя как будто бы взаимодействовать с портретами — заполнять недостающие детали собственным воображением и воспоминаниями.

Читатели становятся не просто пассивными наблюдателями, а активными участниками повествования, где они могут с большей эмпатией подойти к мотивам героев, жаждущих мести.

Original size 1774x1340

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Original size 1774x1335

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

В «Holy Terror» Фрэнк Миллер иногда использует цвет на фоне своих черно-белых изображений, чтобы персонализировать и очеловечить ужас террористических атак, контрастируя с преимущественно монохромной эстетикой комикса. Добавляя всплески цвета в сцены, изображающие разрушения и хаос, Миллер создает визуальный контраст, который привлекает внимание к определенным элементам повествования.

Например, изображение зеленого автомобиля, направленного вверх среди обломков, или огромного красного ботинка на фоне кучи разрушений в центре города — Миллер позволяет увидеть человеческую цену террористических актов наглядным и непосредственным образом.

Original size 1778x1338

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Террористы не жалеют никого, ни медиков, ни товарищей, явно намекая на террористов-смертников и показывая, насколько далеко они могут зайти. Автор будто бы этими словами сравнивает террористов с противоположной стороной конфликта — с Фиксером, который ценит человеческую жизнь (только если это не жизнь террориста, иначе он будет подвергать их любым пыткам).

Original size 1772x1339

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

В «Holy Terror», когда террористы атакуют Статую Правосудия самолетами, присутствует некоторое сходство с реальными событиями 11 сентября 2001 года, когда угнанные самолеты были использованы в качестве оружия для атаки на Всемирный торговый центр и Пентагон. Однако в контексте комикса это выглядит скорее символическим действием, чем прямой отсылкой к терактам 11 сентября.

Разрушение статуи правосудия в «Holy Terror» служит метафорическим отображением более широкой темы терроризма и разрушения справедливости перед лицом хаоса и насилия. Оно символизирует стремление террористов нанести удар в самое сердце системы правосудия и подорвать принципы законности и порядка.

0

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Кроме того, разрушение таких знаковых символов, как Статуя Правосудия, вызывает чувство шока, страха и уязвимости, которое испытывало общество после терактов 11 сентября. Включая эти образы в повествование, Фрэнк Миллер усиливает эмоциональное воздействие истории и подчеркивает серьезность террористической угрозы, нависшей над городом.

К примеру, Натали Стэк (Cat Burglar) спрашивает у Фиксера, почему он молчит на протяжении 20 минут. И он говорит, очевидно, в шоковом состоянии, что они [террористы] обрушили ее [Статую Правосудия] — символ города, и для большего эффекта — они разорвали ее на куски, и что это только начало. И Натали находится в ужасе.

Original size 1318x615

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

4. Патриотизм в комиксе

События 11 сентября 2001 года оказали глубокое влияние на определение и понимание патриотизма в Соединенных Штатах и во всем мире. Сразу после террористических атак патриотизм приобрел особое значение, поскольку люди объединились в знак солидарности и поддержки своей страны. Многие американцы испытывали глубокое чувство единства и национальной гордости, оплакивая гибель людей и пытаясь противостоять угрозе, исходящей от террористов.

Миллер представляет патриотизм как нечто большее, чем просто сентиментальное или националистическое чувство. Он видит патриотизм как форму самосохранения нации, где единство и взаимная поддержка играют решающую роль в выживании.

«Патриотизм, как я теперь считаю, — это не сентиментальное, старое самомнение. Это самосохранение. Я считаю, что патриотизм играет центральную роль в выживании нации. Бен Франклин сказал: Если мы не держимся все вместе, то держимся все по отдельности. Вы должны сражаться, чтобы защитить своих друзей и семью, и рассчитывать на то, что они прикроют вашу спину», — говорит Фрэнк Миллер для National Public Radio.

Фиксер представляется героем, который не стесняется своей приверженности к насилиям и пыткам в ответ на угрозу безопасности своей страны. Миллер хотел создать того, «гораздо лучше приспособлен к совершению ужасных актов насилия над очень злыми людьми».

Он «сильно отличается от Бэтмена тем, что у него не измученная душа». Вместо этого «он гораздо более приспособленное существо, хотя по ходу истории ему довелось застрелить 100 человек», как утверждает Фрэнк Миллер.

Фиксер говорит, что он за мир, поэтому он на войне — его роль защитника справедливости требует от него участия в актах насилия ради защиты невинных жертв, предполагая, что эта практика является частью так называемой «постмодернистской дипломатии».

Original size 1780x1336

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Original size 1774x1338

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Фрэнк Миллер изображает членов Аль-Каиды в карикатурной и стереотипной манере. Этот прием можно сравнить с теми полосами, где автор изображает жертв теракта, но в этот раз он показывает лица преступников. При этом он подчеркивает контраст между жертвами, изображенными как реальные люди, и террористами, представленными как абстрактные и зловещие фигуры. Это изображение соответствует замыслу комикса как пропагандистского произведения (как он и утверждал в приведенных выше цитатах).

Высказывание Фиксера, что «мы даем им именно то, что они хотят… кроме невинных жертв» демонстрирует его принципиальный подход к борьбе с экстремизмом. Он стремится уничтожить террористов, но делает это, сохраняя свою человечность и неприкосновенность невинных.

В любом случае герой противостоит, кажется, не отдельным личностям, а организации в целом, поэтому, возможно, Миллер и не хотел изображать каждого террориста так же детально, как жертв теракта, чтобы не персонализировать.

Original size 1772x1330

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

В комиксе Миллер изображает пытки так, будто одобряет их в качестве средства реакции на террористические атаки. Фиксер и Натали как герои-мстители действуют вне рамок закона, так что они применяют пытки как средство возмездия без каких-либо ограничений. Они видят себя как защитников своей страны, готовых пойти на любые жертвы в ее защиту.

Патриотизм переплетается с идеей мести за террористические атаки, и использование пыток становится частью этого стремления к возмездию.

Original size 1774x1336

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Изображение Миллером пыток в «Holy Terror» — одна из самых противоречивых и морально неоднозначных сцен в комиксе. В этой сцене Фиксер и Натали, движимые жаждой мести, становятся исполнителями садистского насилия над захваченным террористом. Террорист, к телу которого пристегнут пояс со взрывчаткой, подвергается жестоким пыткам, пока Фиксер и Натали ищут информацию о частоте детонатора.

Их действия можно расценить как эмоциональную реакцию. В своем стремлении отомстить они воплощают крайнюю форму патриотизма, движимые желанием защитить свою родину и отомстить за потерянные жизни. Хотя патриотизм часто подразумевает чувство долга и преданности своей стране, им также можно манипулировать и искажать, превращая в оправдание насилия.

Original size 1772x1339

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Original size 1772x1339

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Американский флаг занимает особенное место в комиксе и служит визуальным напоминанием о национальной идентичности и единстве, которое так легко забыть — как осязаемый символ жертв, принесенных прошлыми поколениями, и продолжающейся борьбы за отстаивание идеалов свободы, демократии и справедливости.

«Так что мне очень понравился этот старый кусок ткани [флаг]. Теперь, когда я смотрю на это, я вижу что-то драгоценное. Я вижу что-то скоропортящееся», — говорит для National Public Radio Фрэнк Миллер.

В «Holy Terror» используется изображения крупным планом реальных политиков, комментаторов и простых людей, чтобы прервать повествование. В отличие от других персонажей комикса, эти персонажи не говорят — они молчат. Это молчание символизирует односторонность истории, в которой действия главного героя, антигероя, не подлежат обсуждению.

Причина такого подхода в том, что Миллер рассматривает 9/11 как момент глубоких исторических перемен. По его мнению, нападения были настолько разрушительными, что требовали немедленной, инстинктивной реакции — перед лицом терроризма нет места колебаниям и переговорам. Вместо этого необходимы решительные действия, чтобы противостоять угрозе и восстановить порядок, и Фиксер представляется главным мстителем и вершителем справедливости.

Original size 1777x1333

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Фиксер, получив тяжелые раны, еле может передвигаться, и Натали подбадривает его, говоря, что он должен выжить. Он кажется символом справедливости, мести и патриотизма, олицетворяет стремление защитить свою страну, а его несокрушимость можно рассматривать как метафору неустанной борьбы с терроризмом. И нерушимость главного героя дает понять террористам, целями которых является вселить страх и ослабить противников, что, несмотря на потери, борьба с терроризмом будет продолжаться до тех пор, пока угроза не будет нейтрализована.

Original size 1772x848

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

5. Критика

«Holy Terror» подвергся серьезной критике за изображение ислама и мусульманских персонажей. Критики утверждали, что комикс увековечивает вредные стереотипы и способствует исламофобии, изображая мусульман как единообразно злодейских, а ислам — как по своей сути жестокий и экстремистский.

И фраза, появившаяся на первой странице комикса («Если вы встретите неверного убей неверного»), по мнению критиков, также подтверждает, что врагом является не только терроризм, но и весь ислам. Миллер сводит текст Корана, священной книги мусульман, к атаке на религиозные и политические ценности Соединенных Штатов в рамках событий 11 сентября. Автор предполагает, что ислам — это религия насилия, поддерживающая терроризм.

«Мы являемся свидетелями растущей индустрии информации и нагнетания страха, и эта работа вписывается в ее центр. Прискорбно, что исламофобия становится мейнстримом», — сказал Нихад Авад, исполнительный директор Совета по американо-исламским отношениям, базирующейся в Вашингтоне группы по защите гражданских прав мусульман.

Original size 3492x1336

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Джулиан Дариус, основатель интернет-журнала о комиксах Sequart Organization, подмечает, что выбор имени «Амина» для террористки-смертницы в комиксе «Holy Terror» имеет значение, особенно учитывая его [имя] связь с матерью пророка Мухаммеда. Хотя Фрэнк Миллер и говорил, что ничего не знает об исламе, критики утверждают, что использование этого имени нельзя считать простым совпадением. Напротив, они интерпретируют его как преднамеренный выбор, который усиливает подтекст комикса как антиисламской пропаганды.

Ассоциируя персонажа с матерью пророка Мухаммеда, Миллер, возможно, намеренно связывает ее действия с исламом в целом, а не представляет ее как отдельную личность, движимую экстремистской идеологией.

А также, изображая ее как иностранную гражданку-мусульманку, комикс, вероятно, усиливает ксенофобские стереотипы и разжигает антииммигрантские настроения, особенно в отношении мусульман.

Original size 1776x1342

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

Когда Джей взаимодействует с Аминой, предлагая ей свое пиво, сцена приобретает символическое значение. Решение Амины пристраститься к опьяняющему напитку перед своей взрывоопасной смертью можно истолковать по-разному. Миллер может рассматривать это как свидетельство лицемерия Амины, предполагая, что она готова к греховному поведению, несмотря на свою исповедуемую преданность Богу. С другой стороны, это можно рассматривать как момент неповиновения или восстания против строгостей, навязанных ей экстремистской идеологией, мимолетный акт самообладания перед лицом неминуемой смерти.

Такое упрощенное изображение не только увековечивает вредные стереотипы об исламе и мусульманах, но и не позволяет разобраться в более глубоких сложностях религиозного экстремизма. Сводя Амину к символу зла, Миллер упускает возможность исследовать глубинные причины терроризма и потенциал для диалога и взаимопонимания между различными религиозными общинами, и вместо этого усиливает пропагандистскую повестку.

Original size 1772x1339

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

В отличие от западных людей в кинотеатре на левой полосе, на правой изображена избитая женщина, зарытая по шею, а силуэтные мужчины забрасывают ее камнями, выкрикивая оскорбления.

Миллер, возможно, подчеркивает резкий контраст между свободами — которыми пользуются в западных обществах, где за насилием следят в кино, — и жестокими реалиями, с которыми сталкиваются женщины в других частях мира.

Или эта сцена может служить метафорой для более широкой темы, затронутой в «Holy Terror». Образ избитой женщины символизирует уязвимость людей, которые становятся объектами ненависти и насилия, а силуэты мужчин — безликие силы экстремизма, которые увековечивают подобные злодеяния.

Original size 1774x1338

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011

«Holy Terror» не смог провести различие между радикальными экстремистами и подавляющим большинством мирных мусульман, тем самым рисуя всех мусульман под одной кистью и увековечивая вредные стереотипы. Такая демонизация целой религии особенно опасна в уже пропитанных исламофобией и антимусульманскими предрассудками условиях.

Спенсер Акерман для Wired: «Но не Бог разрушил башни. Это были фанатики, которые считали, что расшифровали Его истинное послание. Миллер не понимает, что, изображая их как истинных учеников ислама, он дает убийцам то, чего они больше всего хотят. В этом и заключается настоящий ужас „Holy Terror“, настоящая ложь и настоящая наивность».

«Болеть за вымышленного персонажа, избивающего вымышленных террористов, кажется декадентской индульгенцией, когда реальные террористы убивают реальных людей в реальном мире», — Грант Моррисон для Newsarama, предлагая Фрэнку Миллеру заканчивать заниматься комиксами и пойти мстить террористам в реальном мире.

«Holy Terror» является «работой художника, на которого события 11 сентября оказали глубокое влияние, и страх взял верх над художественными побуждениями Миллера. Это не столько история, сколько фантазия о мести человека, который явно напуган миром, в котором он оказался, и в результате закрылся от реальности».

Габриэль Коннор Солтер в статье под названием «How Writers Can Get Angry But Still Write Great Stories» написал, что хорошие писатели должны делать больше, чем просто говорить о своем гневе, любви и других страстях и что им приходится переваривать эти чувства и вплетать их в хорошие истории, потому что эмоции сами по себе не создают хороших историй, но, Миллер, очевидно, позволил боли пересилить свои таланты и создал несколько плохих работ [«Holy Terror» в том числе].

Франк Миллер в своих высказываниях часто подчеркивал, что создание комикса «Holy Terror» было для него эмоциональным выражением его реакции на события 11 сентября 2001 года. Он отмечал, что повествование в значительной степени было продиктовано эмоциями, а не чисто разумным подходом к теме терроризма и патриотизма.

Заключение

«Holy Terror» до сих пор является очень противоречивым произведением — критических статей на порядок больше, а художественный стиль Миллера меркнет на фоне противоречий. Будучи очень эмоциональным человеком, он искренне выразил свою ярость от событий 11 сентября 2001 в доступном ему медиуме — комиксе.

«Мои вещи всегда отражают то, что я переживаю», — говорит Миллер сегодня. «Всякий раз, когда я смотрю на свою работу, я чувствую, какой у меня был настрой, и вспоминаю, с кем я был в то время. Когда я смотрю на „Holy Terror“, что я делаю не так уж часто, я чувствую, как гнев выплескивается со страниц. Есть места, где он кровожаден до невозможности».

В любом случае «Holy Terror» является феноменом, в котором отражены взгляды его автора на борьбу с терроризмом и на какие меры можно пойти ради защиты своей страны, яркий художественный стиль, отсылки к реальным событиям и, возможно, способ Миллера самому пережить события и травмы от 9/11.

Есть ли у него какие-нибудь сожаления? «Я не хочу возвращаться назад и стирать книги, которые я написал», — отвечает он The Guardian. «Я не хочу стирать главы своей собственной биографии. Но я не способен снова написать эту книгу».

Bibliography
Show
1.

Frank Miller Talks Islam, Al Qaeda // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=P7IMNtmxWZw (дата обращения: 28.04.2024)

2.

Daniele Croci. Holy Terror, Batman!Frank Miller’s Dark Knight and the Superhero as Hardboiled Terrorist [Текст] University of Milan, 2016 — 23 с.

3.

Frank Miller, Propaganda // frankmillerink URL: https://web.archive.org/web/20141016134216/http://frankmillerink.com/2011/9/propaganda (дата обращения: 28.04.2024)

4.

Frank Mehring. Holy Terror! : Islamophobia and Intermediality in Frank Miller’s Graphic Novel // OpenEdition Journal URL: https://journals.openedition.org/ejas/16274 (дата обращения: 28.04.2024)

5.

Harry Mount. Holy propaganda!Batman is tackling Osama bin Laden // The Telegraph URL: https://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/northamerica/usa/1510556/Holy-propaganda-Batman-is-tackling-Osama-bin-Laden.html (дата обращения: 03.05.2024)

6.

Frank Miller. That Old Piece of Cloth // MORNING EDITION, National Public Radio, URL: https://www.npr.org/2006/09/11/5784518/that-old-piece-of-cloth (дата обращения: 03.05.2024)

7.

Frank Miller Interview at San Diego Comic-Con 2022 // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=PpI-723SZxg (дата обращения: 03.05.2024)

8.

Sam Thielman, Frank Miller: I wasn’t thinking clearly when I said those things // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/books/2018/apr/27/frank-miller-xerxes-cursed-sin-city-the-dark-knight-returns (дата обращения: 03.05.2024)

9.

Spencer Ackerman. Frank Miller’s Holy Terror Is Fodder for Anti-Islam Set // Wired URL: https://www.wired.com/2011/09/holy-terror-frank-miller/ (дата обращения: 03.05.2024)

10.

Julian Darius. Reading Holy Terror’s First Act // Sequart Organization URL: http://sequart.org/magazine/9083/reading-frank-miller-holy-terror-first-act/ (дата обращения: 03.05.2024)

11.

Eisner/Miller: A One-On-One Interview Conducted by Charles Brownstein. [Текст] Dark Horse Books, 2005 — 347 с.

12.

Andy Webster. Artist-Director Seeks the Spirit of ‘The Spirit’ // The New York Times URL: https://www.nytimes.com/2008/07/20/movies/20webs.html (дата обращения: 03.05.2024)

13.

Peter L. Bergen. September 11 attacks // Britannica URL: https://www.britannica.com/event/September-11-attacks (дата обращения: 03.05.2024)

14.

Patrick Jackson. September 11 attacks: What happened on 9/11? // BBC URL: https://www.bbc.com/news/world-us-canada-57698668 (дата обращения: 03.05.2024)

15.

Alison Flood. Frank Miller’s Holy Terror sends superhero to battle al-Qaida // The Guardian URL: https://www.theguardian.com/books/2011/jun/29/frank-miller-holy-terror-superhero-al-qaida (дата обращения: 04.05.2024)

16.

Borys Kit. Holy Terrible: Reviews of Frank Miller’s ‘Holy Terror’ Are In // The Hollywood Reporter URl: https://www.hollywoodreporter.com/movies/movie-news/holy-terror-reviews-frank-millers-242179/ (дата обращения: 04.05.2024)

17.

J. Caleb Mozzocco. Frank Miller’s 'Holy Terror' is ugly politics // Las Vegas Weekly URL: https://lasvegasweekly.com/ae/print/2011/oct/19/frank-millers-holy-terror-ugly-politics/ (дата обращения: 04.05.2024)

18.

Morrison in the Cave: Grant Morrison Talks Batman // newsarama.com URL: https://web.archive.org/web/20070705190553/http://www.newsarama.com/dcnew/Batman/Morrison/Morrison_Batman.html (дата обращения: 04.05.2024)

19.

Calvin Reid. Frank Miller: Comics and Patriotism // Publishers Weekly URL: https://www.publishersweekly.com/pw/by-topic/authors/profiles/article/48551-frank-miller-comics-and-patriotism.html (дата обращения: 05.05.2024)

20.

Gabriel Connor Salter. How Writers Can Get Angry But Still Write Great Stories // The Odyssey URL: https://www.theodysseyonline.com/how-writers-get-angry-still-write-great-stories (дата обращения: 05.05.2024)

21.

Milo George. The Comics Journal Library: Frank Miller: The Interviews: 1981-2003 [Текст] Fantagraphics Books, 2003 — 120 с.

22.

Michael Hernandez, Holy Terror comic is 'Islamophobic', say critics // The National News URL: https://www.thenationalnews.com/world/holy-terror-comic-is-islamophobic-say-critics-1.427509 (дата обращения: 05.05.2024)

Image sources
1.

Frank Miller, Holy Terror. Legendary Comics, 2011 — 120 с.

Изображение терроризма и патриотизма в комиксе «Holy Terror»
116