

КОНЦЕПЦИЯ
Что если бы на территории Луизианы не существовало бы свода правил “ Le Code Noir»? Услышали бы мы когда-нибудь джаз таким, каким привыкли его слышать? Существовали бы такие незабываемые и вневременные произведения как «Fly Me To The Moon» Фрэнка Синатры, «What A Wonderful World» и «Hello, Dolly!» Луи Армстронга, «In A Sentimental Mood» Дюка Эллингтона и многие другие?
Джазовая музыка зародилась в XIX веке в Новом Орлеане в штате Луизиана, когда прибывшие в Америку рабы-африканцы по воскресеньям стали собираться на площади Конго — в месте объединения культур и уникальных звучаний различных стран Африки. Это было возможным благодаря особенному своду правил, который не позволял рабовладельцам заставлять рабов трудиться по воскресеньям или католическим праздникам. Именно поэтому рабы могли использовать свободный день для сборов на площади, где сливались воедино многообразные ритмы и мелодии, идущие из души. Чуть позже музыкальные традиции племенных культур Западной Африки встретились и переплелись с простой развлекательной музыкой и мелодиями гимнов.

«Бамбула». Офорт Эдварда У. Кембла, сопровождавший описание танцев на площади Конго. Джордж Вашингтон Кейбл, публикация 1886 г.
Джаз объединил в себе множество различных музыкальных влияний: ритмические мотивы (и такие инструменты как ударные и гитара) сформировались под западноафриканским влиянием, гармоничные мотивы (и такие инструменты как саксофон, фортепиано, труба, тромбон) вытекли из европейских традиций, эмоциональные мотивы импровизационной музыки сформировались под влиянием блюза, а экспрессивная, живая и выразительная вокальная манера — под влиянием госпела, формы духовного песнопения.
Джаз, как в крайней степени уникальное явление, — это не просто музыкальный жанр — это послание, которое выходит за рамки простого исполнения различных мелодий на инструментах. Будучи в первую очередь формой искусства афроамериканских народов, джаз был голосом, криком, рычагом справедливости угнетенных людей, которые страдали от неприемлемого и жесткого обращения. В 1964 году Мартин Лютер Кинг-младший говорил: «Большая часть силы нашего Движения за свободу в Соединенных Штатах исходила от этой музыки. Она укрепляла нас своими сладкими ритмами, когда мужество начинало угасать. Она успокаивала нас своими богатыми гармониями, когда настроение было упадочным».
Глубокая боль и тоска, искренняя и чистая радость, праведный гнев, умиротворяющее спокойствие, светлая надежда — все это можно услышать в джазовых мотивах, ведь изначально эта музыка — это попытка достичь социальной справедливости. История жанра отражает не только музыкальное развитие, но и культурный обмен и стремление к свободе слова.
Лично для меня джаз — это не просто музыкальный жанр, это культура, пронизанная духом стремления к свободе самовыражения, именно поэтому джазовые произведения так самобытны и уникальны. Моя любовь к данному музыкальному жанру вдохновила меня на исследование основных инструментов джаз-бенда. Мне стало интересно рассмотреть эволюцию этих инструментов с момента их создания до включения в джазовые группы. Я предположила, что эти инструменты не были изначально предназначены для джаза и их использования в музыкальных бендах. А набор инструментов, ставший основой джазовой группы, возник в результате длительного процесса эволюции, адаптации и совершенствования, а также благодаря развитию техник импровизации и появлению новых музыкальных стилей, требующих собрания вместе подходящих для инновационного исполнения инструментов.
САКСОФОН
Когда мы думаем про джазовые музыкальные инструменты, то первым в голову приходит, конечно же, саксофон, он — это синоним этого музыкального жанра, часть истории и его сущности.
(1) Альт-саксофон А. Сакса. 1857 году. Фото: Национальный музыкальный музей, Южная Дакота (2) Альтовый саксофон в тональности ми-бемоль, ок. 1855 г. Изготовлен А. Саксом. Музей искусств Метрополитен
Изобретателем саксофона является Адольфом Саксом, именно благодаря ему инструмент впервые увидел свет в начале 1840-х годов. В ходе экспериментов с бас-кларнетом замыслом Сакса было создание уникального музыкального инструмента, который объединял бы в себе функции флейты и кларнета, которые имели способность играть пассажи с характерным звучанием медных духовых.
Патент Адольфа Сакса, зарегистрированный в 1846 году, включал в себя описание 14 разных версий саксофона: от F контрабаса до E бемоль сопранино.
Саксофон относится к деревянным духовым инструментам, так как в нем использовалась деревянная трость вместо латунного мундштука, хотя изобретатель Сакс довольно скоро переключился на изготовление саксофонов из латуни.


Саксофон Эб Альто. А. Сакс. 1867 г. (слева). Саксофон Си-би-тенор. А. Секс. 1862 г. (справа)


Сопрано саксофон (слева). Альт саксофон (справа)
Сопрано-саксофоны компактны и, в отличие от других типов саксофонов, обычно не имеют изогнутой формы. Они звучат достаточно высоко, но при этом мягко и глубоко.
Альт обладает завораживающим и многогранным звучанием, а также он самый популярный из разновидностей саксофонов, так как он обладает довольно компактными размерами и удобным расположением клапанов.
Тенор обладает более низким и густым тембром и более крупными размерами по сравнению с альтом.
Баритон обладает самым низким из всех видов саксофонов, но при этом его звучание невероятно выразительно из-за своей глубины и красоты. невероятно красивым, выразительным и глубоким звучанием в своем классе. Также баритон отличается своими большими размерами.


Тенор саксофон (слева). Баритон саксофон (справа)
Легендарный саксофонист Чарли Паркер с Майлзом Дэвисом и Томми Поттером на бас-гитаре, выступающие вживую на сцене. Фото Уильяма Готтлиба. Год неизвестен
Американские джазовые музыканты Чарли Паркер (альт-саксофон) и Телониус Монк (фортепиано) выступают в Open Door Cafe в Нью-Йорке 14 сентября 1953 года. Фото Боб Пэрент. 1953 г.
Саксофон не имел значительным изменений со дня его создания, однако, как я сказала ранее, инструмент является прямым синоним к джазовой музыке. Популярность и сила саксофона заключается в его уникальном гибком и выразительном звуке. Мелодия саксофона стала неотъемлемой частью множества джазовых хитов, придав им эмоциональную глубину.
ТРУБА
Труба, так же как и саксофон, является довольно выразительным и узнаваемым инструментом джаз-бенда. При исполнении произведений труба часто используется для солирования, а многие великие музыканты, такие как Луи Армстронг, Майлс Дэвис и Диззи Гиллеспи, сделали её основой своего творчества.


(1) Керамическая труба, 300 г. н. э., коллекция музея Ларко, Лима, Перу. (2) Трубы из гробницы Тутанхамона. Египет. Ок. 1500 лет до н. э.
Самые ранние трубы датируются 1500 годом до н. э. и ранее, они были примитивны, звук происходил лишь из-за движения губ игрока на инструменте, поэтому такие трубы были очень схожи с их предшественником — рогом. Первоначально трубы использовались для военных сигналов или различных религиозных целей, основой труб служили дерево, глина, кости и другие разнообразные материалы, иногда трубы могли быть изготовлены даже из серебра и бронзы.
Думать о трубе как о инструменте, на котором возможно играть музыку, начали только в конце Средних веков. В то время модель была изготовлена без спайки, «натуральная труба» состояла из двух трубок, раструба и двух смычков, все эти элементы фиксировались чаще всего смолой. Как можно понять, конструкция была довольно простой, то есть какие-либо клапаны и отверстия, позволяющие музыканту исполнять мелодии в различных тональностях и диапазонах, отсутствовали. Именно поэтому для игры на таком инструменте требовалось немалое мастерство и отличное владение техникой.
«Натуральные трубы» изготавливались из различных металлов (латунь, медь и др.) вручную, поэтому этот процесс был довольно время затратным.


Серебряная труба Булла и Дадли, ок. 1680 г., Английская школа (XVII век). Музей Лондона (слева). Натуральная труба в ми-бемоль. Андреас Наеплаеснигг. 1790 г. Латунь, цветной камень (справа)
Следующим этапом эволюции инструмента, пройдя введение различных «крюков» и «хвостиков», стало появление трубы с ключом. Это произошло в конце XVIII века. Венский трубач Антон Вайдингер изобрел конструкцию с клавишами, которая открывала и обратно закрывала тоновые отверстия, что позволяло музыканту исполнять мелодии, используя полную хроматическую гамму в любом регистре.
Однако из-за недостатков в конструкции трубы с ключами возникали частые и существенные проблемы с настройкой, поэтому было ясно — модель нуждается в доработке. Поэтому следующий прорыв произошел уже в 1818 году, когда немецкие валторнисты Генрих Давид Штёльцель и Фридрих Блюмель создали первый рабочий клапан для духового инструмента, который перенаправлял воздух в трубки разной длины. После 1820 года, когда клапан был присоединен к инструменту, обновленная и усовершенствованная труба приобрела широкую известность и популярность, ведь теперь ее диапазон идеально подходил для исполнения мелодических партий.


Труба с ключом в G. 1817 г. И. Бауэр. Прага (слева). Труба в тональности G. 1823 г. Алоиз Доке. Линц (справа)
(1) Клапанная труба в си-бемоль. XIX век. Латунь. (2) Клапанная труба фа мажор. 1881–85 гг. Courtois & Mille. Посеребренная латунь. (3) Клапанная труба. ок. 1845 г. Элбридж Г. Райт. Латунь, мельхиор
Современные производители труб постоянно совершенствуют музыкальный инструмент для того, чтобы повышать уровень комфорта от использования музыкантам: различные инновационные конструкции, специальные мундштуки и тому подобное.
Bb труба в Си-бемоль. Yamaha
(1)Луи Армстронг в Париже, 5 июня 1965 года. Фотограф неизвестен. (2) Майлз Дэвис, январь 1955 г. Фотограф неизвестен. (3) Диззи Гиллеспи в Гамбурге, 1973 г. Фотограф Генрих Клаффс
Труба в си-бемоль мажоре. 1953. Martin Band Instrument Company. США. Латунь, перламутр. Труба с перевернутым раструбом и игра не ней стали визиткой карточкой и отличительной чертой Диззи Джиллеспи
Благодаря Луи Армстронгу произошла трансформация трубы из рядового участника группы в виртуозный и очень яркий инструмент, являющийся ведущим инструментом в раннем периоде джаза. В одном из самых известных в мире джазовых альбомов «Kind of Blue» Майлза Дэвиса труба выступает эффектным акцентом в композициях.
ТРОМБОН
Тромбон — инструмент, позволяющий музыкантам джаз-бенда импровизировать вместе с ним, а также обеспечивающий ритмическую и гармоническую поддержку произведения.
История тромбона началась примерно 500 лет назад в XV веке, его предшественником был инструмент называвшийся по-французски «saqueboute» или по-английски «sackbut». Некоторые этимологии считают, что слово происходит от французского «sacquer» — вытаскивать (меч или что-то подобное). И действительно в инструменте можно проследить действие вытаскивания меча из ножен, например у фехтовальщика.
Раньше в музыке композиторы избегали использования тромбона, так как его использовали в церквях, поэтому для включения в светские композиции он не подходил.
Первым музыкантом, использовавшим тромбон вовне церкви, считается Бетховен, включивший инструмент в «Симфонию № 5 до минор, соч. 67», после чего тромбон стал неотъемлемой частью оркестров в XIX веке.
Духовой оркестр с шавмами, корнетами, сакбутами и курталями (фрагмент). Процессия в Брюсселе. 1615 г. Деннис ван Алслут. Мадрид, Прадо
Тромбон GETZEN CO. ELKHORN. 1920 г. США. Посеребренная латунь
Слово «тромбон» означает «большая труба» на итальянском и немецком языках. Сам инструмент был громким акцентом в произведениях, поэтому в начале XIX века раструб тромбона был увеличен, чтобы повысить громкость звука инструмента. Но в целом кроме этого в конструкции тромбона не было произведено других изменений. Сейчас различают три основных вида тромбонов: альт, тенор и бас. Из-за своего звучания инструмент стал очевидным выбором для джаз-бендов из-за его резкого и пронзительного тона.
Тромбон с самого начала развития джазовой музыки и до нашего времени появляется в произведениях и является частью множества композиций, являющихся основополагающими в жанре.
(1) Тенор тромбон. (2) Басс тромбон. (3) Альт тромбон
ПИАНИНО
Пианино тоже является неотъемлемой частью джаза, оно — его фундаментальная составляющая, ведь способность к одновременному исполнению мелодии, гармонии и ритма делают его незаменимым в джаз-бендах. Благодаря такой вариативности пианино вписывается в различные джазовые стили, такие как свинг, фьюжн и другие.
Пианино относится в том числе и к семейству клавишных инструментов, поэтому можно говорить, что клавикорд, впервые появившийся в XIV веке и получивший большую популярность в эпоху Возрождения, является самым очевидным прародителем фортепиано (из предшественников он первым больше всего похож на то, что мы сейчас называем пианино). Схема работа клавикорда выглядит так: нажимом клавиши латунный стержень, называемый тангенсом, отправлялся ударять по струне, тем самым вызывая вибрации, которые, соответственно, издавали звук в диапазоне от четырех до пяти октав.


Клавикорд. ок. 1763 г. Приписывается Кристиану Кинцингу — экспонируется в музее Метрополитен, Нью-Йорк (слева). Клавикорд «Dolmetsch». XVIII в. Арнольд Долметч (справа)
А в XVI веке появилась обновленная и адаптированная версия клавикорда — спинет, названный в честь Джованни Спиннетти. Отличие инструмента состояло в том, что струны и тангенсы в нем были длиннее, чем в его предшественнике, а также тангенсы прокалывали струны с помощью пера, прикрепленного к гнезду. Спинетом нельзя было управлять при помощи давления.
Следующий этап эволюции — это клавесин, который был создан в процессе попыток улучшения качества звука спинета. Струны в этом инструменте еще более длинные, но из-за этого большинство слушателей находили звук, издаваемый клавесином, слишком резким.
Существовал даже редкий вертикальный клавесин, называемый клавицитерием. Главной целью такого инструмента, в котором струны и дека были установлены к игроку лицом, была экономия места на полу.


Бентсайд Спинет. ок. 1700 г. Франция (слева). Бентсайд Спинет. 1753 г. Джон Крэнг. Англия (справа)


Итальянский клавесин. Конец XVII в. Дерево, краска, различные материалы (слева). Фламандский двухмануальный клавесин. 1617 г. (справа)
Клавицитерий. Середина XVIII в. Дерево, различные материалы
Создатель первого в мире фортепиано — итальянец Бартоломео Кристофори. В инструменте изобретатель использовал конструкцию молоточного механизма, а не щипкового, как это было раньше. На самом деле были и другие конструкторы, которые придумали механизм с молоточком, например, Шретер и Мариус, но именно Бартоломео в начале XVII века использовал данный механизм вместе с переработкой корпуса инструмента. Именно так и было создано «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с мягким и громким звучанием). Обновленный механизм позволял звуку быть более плавным.
Одно из старейших сохранившихся фортепиано Кристофори. 1720 г. Италия. Кипарис, самшит, латунь, прочие материалы
Механизм, изобретенный Бартоломео Кристофори
Последующая степень эволюции — это изобретение Иоганнесом Цумпе в 1760 году квадратного пианино, которое представляло из себя внешне клавикорд, однако внутренне инструмент со струнами из металла, с механизмом с молоточками и с рамой, которая была усилена.
После этого в 1781 году англичанин Джон Бродвуд произвел интересное изменение в конструкции механизма, позволяющее звуку громче резонировать: положение подъема молоточка было перемещено с центра клавиши в ее конец.
Квадратное фортепиано. 1767 г. Йоханнес Цумпе. Красное дерево, железо, латунь, слоновая кость, черное дерево, различные материалы
Квадратное пианино Steinway & Sons. 1877-78 гг. Нью-Йорк
Многие производители предпочитали форму «крыла» для своих инструментов, так как благодаря этому можно было добиться более высокого качества звука, а также громкости. В 1780 году венский производитель Иоганн Андреас Штайн и его дочь Нанетт Штайн-Штрайхер обновили инструмент так, что создавался самый элегантный и изящный тон, благодаря механизму, который производил прямой удар, при этом касаясь струны легко. В 1838 году Себастьян Эрар изобрел специальную прижимную планку, которая увеличивала жесткость струн, тем самым улучшая тон. А через 21 год Steinway & Sons запатентовали инновационную модель рояля с железной рамой и веерообразными струнами и натянутой мензурой. Но основными элементами рояля остались и до сих пор рама, клавиатура, механизм с молотками и дека.
Рояль Steinway & Sons. 1859 г. Нью-Йорк


Цифровые рояль (слева) и пианино (справа) Yamaha
(1) Дюк Эллингтон играет на фортепиано. Фотограф и год неизвестны. (2) Телониус Монк играет на пианино. Фотограф и год неизвестны
Несмотря на то, какой инструмент использует музыкант (цифровой или акустический) джаз невозможно представить без фортепиано, ведь его роль в крайней степени многогранна, его мелодичное и гармоническое звучание помогает передать множество эмоций. Поэтому фортепиано является неотъемлемой частью джазового стиля музыки.
ГИТАРА
Гитара — универсальный инструмент, именно благодаря ее адаптивности она стала одним из основных элементов джазового жанра музыки. Благодаря использованию музыкантами широкого спектра техник, создаются многослойные сложные мелодии в музыке, что делает произведения многогранными и полными.
Многие исследователи спорят, можно ли считать такие инструменты как уд и лютня ранними версиями гитары, так как их гриф был короток, а корпус кругл. Так что старейшим инструментом, который был похож на гитару, был египетский танбур, датируемый около 1500 годом до н. э.
После вторжения мавров в Испанию в 711 году было произведено объединение уды и кифары (инструмент, популярный в Древней Греции, из семейства лир, сыгравший немаловажную роль в развитии лютни) и их характеристик, приведшее к созданию лютни.


Три музыкантши. Рисунок из гробницы Нахта. Ок. 1422—1411 гг. до н. э. (слева) Лютня. 200-500 гг. Дерево со следами краски (справа)
Важным этапом в эволюции гитары является эпоха Возрождения, когда в 1488 году была опубликована книга Heidelberger Totentanz, содержащая гравюры, на которых были изображены фигуры смерти, играющие на лютнях и виелах (инструмент, распространенный в средневековой Европе, представляющий их себя смычковый инструмент с лютне- или гитарообразной формой корпуса).
Виелы были очень популярны в Испании, Италии и Португалии, и хоть их популярность начала снижаться к концу XVI века, они начали преобразовываться и эволюционировать в гитару.


Гравюр из книги XV века Heidelberger Totentanz
Виела эволюционировала в гитару с четырьмя рядами струн, на которой было исполнено первое произведение, считающееся гитарным, такой инструмент назывался читарой. Период с начала XV века и до середины XVI века является временем расцвета барочной гитары: читара эволюционировала в гитару с 5 струнами.
Временем, когда гитара стала похожа на ту, которую мы привыкли видеть сегодня, является начало XIX века и изобретение Антонио де Торрес Хурадо его инструмента. До Торреса гитары были очень разнообразными и непохожими друг на друга— некоторые большие, некоторые маленькие, некоторые с несколькими рядами струн. А конструктор сделал корпус гитары более широким, а ее «талию» более выраженной. А одним из важнейших изменений была установка веерных распорок внутри корпуса гитары. Такая гитара издавала более громкий и насыщенный звук


Гитара. 1697 г. Жан-Батист Вобоам. Франция. Ель, черепаховый панцирь, перламутр, слоновая кость, черное дерево (слева). Гитара Антонио де Торреса Хурадо. 1864 г. (справа)
Следующий важнейший этап эволюции гитары — это работа Кристиана Фредерика Мартина, создавшего Х-образную распорку, выдерживать натяжение, создаваемое стальными струнами. Это дало начало музыке, которая основывается на аккордах.
Инновационным инструментом стала гитара Archtop, созданная Орвиллом Х. Гибсоном в начале ХХ века, в которой были проделаны отверстия похожие на скрипичный ключ для резонанса звука, имелся регулируемый бридж. Такие изменения позволили звуку быть более громким и живым, именно поэтому она особенно полюбилась исполнителям джаза, кантри, свинга и др.


Гитара. 1838 г. Кристиан Фредерик Мартин. США. Дерево, клен, ель, морское ушко, черное дерево, металл, латунь, слоновая кость (слева). Строение Х-образной распорки внутри корпуса гитары (справа)
Гитара Гибсона L-7 Archtop. 1939 г.
Изобретение Джоном Допером резонаторной гитары в 1927 году и её последующие адаптация и воссоздание с помощью гитары Selmer ещё больше увеличили громкость. Наконец, появление электроакустических гитар в 1950-х годах, например, Gibson J-160E, прославившуюся благодаря The Beatles полностью решило проблему недостаточной громкости акустической гитары на сцене.
В 1970–1980-е годы произошел значительный прогресс в области звукоснимателей для акустических электрогитар. FRAP и Barcus Berry представили пьезоэлектрические звукосниматели, а Ovation использовала пьезоэлектрические элементы в своей стекловолоконной акустике. Sunrise, Ken Donnell и другие мастера вносили свои уникальные решения.
Но ключевым новатором был Takamine, представивший паллатетический звукосниматель (каждая струна имеет свой пьезоэлектрический преобразователь) и активный звукосниматель с предусилителем и эквалайзером. Эта конструкция стала стандартом для современных акустических электрогитар, предоставляя исполнителям широкий контроль над звуком при усилении.


Резонаторная гитара Джона Допера. 1927 г. (слева). Гитара Selmer Maccaferri. 1933 г. (справа)


Гитара Gibson J-160E. 1964 г. США (слева). Гитара Takamine. 70 серия (справа)
Многие инновации 70-х и 80-х годов до сих пор остаются стандартом для электроакустических гитар, но сегодня появляется множество невероятных новых систем звукоснимателей, а именно гитарные усилители сыграли решающую роль в формировании культового глубокого звука гитары, позволив музыкантам экспериментировать с громкостью, тембром и эффектами.
(1) Уэс Монтгомери играет на гитаре. Фотограф и год неизвестны. (2) Чарли Кристиан играет на гитаре. Ок. 1940 г. Фотограф неизвестен.
Гитара в джазовой музыке неотъемлемая часть, она выступает ритм-инструментом и средством для импровизации. Инструмент может использовать воспроизводить гармонические приемы, создавая интересные музыкальные текстуры и обогащая мелодию.
УДАРНЫЕ
Ударные в джазе — это воздействие на динамику произведения, это инструмент, определяющий темп, это ритмическая основа музыки, можно сказать, ее «пульс».
Самым ранним известным ударным инструментом является идиофон, сделанный из костей мамонта. А в Древнем Египте, Греции и Риме неотъемлемая часть религиозных церемоний, военных маршей и общественных собраний — это игра на барабанах, которые изготавливались при помощи натяжения мембраны. Такие инструменты развивались по всему миру во всех его частях. В средние века был популярен такой инструмент как табор, он, вместе с флейтами и трубами, часто использовался на городских праздниках, наполняя их энергичными ритмами. А в эпоху Возрождения табор преобразовался в малый барабан. В это время он начал использоваться в военных целях, а именно для подачи различных команд солдатам, привития им дисциплины.


Африканский барабан. 1600–1800 гг. Барабан вырезан из древесины дерева cordia africana (слева). Древний Египетский барабан. Год неизвестен (справа)
Однако барабанная установка, являющаяся частью джаз-бенда, — это американское изобретение. Изначально в 40-х годах XIX века барабанщики маршевых оркестров использовали индивидуальные ударные инструменты, которые предназначались для игры на них вручную. Однако через 20 лет начали создавать так называемые трэп-наборы, то есть объединенные в одно целое несколько ударных инструментов. Именно в то время была изобретена педаль для управления тарелками, чтобы исполнитель мог одновременно играть и на бас-барабане, и на малом барабане, используя как раз эту педаль.
В начале XX века компании Gretsch, Ludwig (изобретатель педали в том виде, в котором мы привыкли ее видеть сейчас), Slingerland начали изготавливать для продажи различное оборудование для барабанных установок: педали, барабаны и другое сопутствующее оборудование. А современная ударная установка состоит из следующих элементов: барабан том-том из Китая и Японии, тарелки с Ближнего Востока и Азии, басовые и малые барабаны из Европы и различные ударные инструменты из Африки и Карибского бассейна.


Педаль для управлением тарелками. Середина XIX века (слева). Трэп-установка. Начало XX века (справа)


Электронная ударная установка Alesis (слева). Ударная установка Yamaha (справа)
В 70-е годы прошлого века начали появляться электронные ударные установки, они могли воспроизводить различные звуки, расширяя тем самым возможные до этого границы игры на инструменте. Именно благодаря созданию барабанной установки и ее включению в джаз-бенд, музыка проникается эмоциями и интенсивностью, которые являются смыслом и сутью джаза. Барабанщик способен изменить настроение произведения с помощью изменения интенсивности и громкости своей игры, и даже стиль произведения определяется характером игры на ударных. Таким образом, ударная установка является не просто ритмическим фоном джазовой музыки, она — ключевой элемент музыкального образа произведения.
(1) Арт Блэйки. Архив Майкла Окса. Год неизвестен. (2) Терри Лайн Кэррингтон. Фотограф и и год неизвестны. (3) Луи Беллсон. 19 апреля 1962 года. Фотограф неизвестен
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Между техническим прогрессом, развитием музыкальных стилей и формированием уникального инструментального состава джаз-бенда существует прямая взаимосвязь. Джазовые музыканты не только переняли существующие инструменты, но и изменили их звучание и роль в бенде, создавая тем самым уникальную музыкальную среду, передающую особенности возникновения жанра в целом.
Появление новых музыкальных стилей диктовало необходимость новых звуков и техник исполнения. Это требовало усовершенствования существующих инструментов и поиска новых моделей, способных лучше и качественнее передавать звук, а также музыкальные идеи и их глубину и многослойность. Только после прохождения долгого пути эволюции инструменты стали лучшими версиями себя, способными удовлетворить музыкантов при исполнении произведений и слушателей, наслаждающихся мелодиями.
Why Jazz Music is Important to American Culture / [Электронный ресурс] // Meduim: [сайт]. — URL: https://medium.com/@birdlandjazz/why-jazz-music-is-important-to-american-culture-f17efdf4a0ae (дата обращения: 01.11.2024)
Jazz Music / [Электронный ресурс] // Britannica: [сайт]. — URL: https://www.britannica.com/art/jazz (дата обращения: 01.11.2024)
What is Jazz? / [Электронный ресурс] // National Museum of American History: [сайт]. — URL: https://americanhistory.si.edu/explore/projects/smithsonian-jazz/education/what-jazz (дата обращения: 01.11.2024)
Jazz music and it’s roots / [Электронный ресурс] // LMT Mucis Academy: [сайт]. — URL: https://www.lmtmusicacademy.co.uk/jazz-music-and-its-roots (дата обращения: 01.11.2024)
The Origin of Jazz / [Электронный ресурс] // Jazz Observer: [сайт]. — URL: https://jazzobserver.com/the-origins-of-jazz/ (дата обращения: 01.11.2024)
A Message Behind the Music: Jazz and Social Justice / [Электронный ресурс] // The SFJazz Magazine: [сайт]. — URL: https://www.sfjazz.org/onthecorner/a-message-behind-the-music-jazz-and-social-justice/ (дата обращения: 01.11.2024)
Penn Live Arts. University of Pennsylvania / [Электронный ресурс] // Reflection: Jazz as protest music: [сайт]. — URL: https://pennlivearts.org/blog/reflection-jazz-as-protest-music (дата обращения: 01.11.2024)
Jazz as a medium for social and political change / [Электронный ресурс] // New York Jazz Workshop: [сайт]. — URL: https://newyorkjazzworkshop.com/jazz-as-a-medium-for-social-and-political-change/ (дата обращения: 01.11.2024)
Jazz made visible / [Электронный ресурс] // The Harvard Gazette: [сайт]. — URL: https://news.harvard.edu/gazette/story/2016/03/jazz-made-visible/ (дата обращения: 01.11.2024)
Blues / [Электронный ресурс] // Britannica: [сайт]. — URL: https://www.britannica.com/art/blues-music (дата обращения: 01.11.2024)
Congo Square / [Электронный ресурс] // A Closer Walk: [сайт]. — URL: https://acloserwalknola.com/places/congo-square/ (дата обращения: 01.11.2024)
The First Saxophone Was Made of Wood / [Электронный ресурс] // Smithsonian Magazine: [сайт]. — URL: https://www.smithsonianmag.com/smart-news/first-saxophone-made-of-wood-180962541/ (дата обращения: 01.11.2024)
A New Met Exhibit Shows Why the Saxophone Was One of the Most Disruptive Innovations in Music / [Электронный ресурс] // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.com/sites/jonathonkeats/2015/08/31/this-met-exhibit-shows-why-the-saxophone-was-one-of-the-most-disruptive-innovations-in-music/ (дата обращения: 01.11.2024)
The Evolution of the Saxophone in Jazz Music / [Электронный ресурс] // KGU Music: [сайт]. — URL: https://kgumusic.com/blogs/news/the-evolution-of-the-saxophone-in-jazz-music?srsltid=AfmBOorbEUG2vLaEPmn8UgbYgDO2kmzSW1EZc57UNv-uPHzb2_GGqMAT (дата обращения: 01.11.2024)
The invention of the saxophone by the great Adolphe Sax / [Электронный ресурс] // Henri Selmer Paris: [сайт]. — URL: https://www.selmer.fr/en/blogs/infos/invention-du-saxophone-par-adolphe-sax?srsltid=AfmBOooWawG-Q8tCw3rpRxWfVa-hFIp0sxn_ZimzcHcPrNgYm4qqw1IR (дата обращения: 01.11.2024)
The Original Saxophone / [Электронный ресурс] // Saxpics: [сайт]. — URL: http://www.saxpics.com/sax/index.htm (дата обращения: 01.11.2024)
The Saxophone: The History and Evolution / [Электронный ресурс] // Olimpus Music: [сайт]. — URL: https://olimpusmusic.com/saxophones-history-evolution/ (дата обращения: 01.11.2024)
The birth of the trumpet / [Электронный ресурс] // Yamaha: [сайт]. — URL: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/trumpet/structure/ (дата обращения: 01.11.2024)
Виды саксофонов и их особенности / [Электронный ресурс] // Music Market: [сайт]. — URL: https://musicmarket.by/blog/vidy-saksofonov-i-ih-osobennosti (дата обращения: 01.11.2024)
Виды саксофонов и их особенности / [Электронный ресурс] // Music Market: [сайт]. — URL: https://musicmarket.by/blog/vidy-saksofonov-i-ih-osobennosti (дата обращения: 01.11.2024)
A Brief History of the Trumpet / [Электронный ресурс] // Vibe Music Academy: [сайт]. — URL: https://www.vibemusicacademy.com/blog/a-brief-history-of-the-trumpet (дата обращения: 01.11.2024)
The Trumpet Evolution / [Электронный ресурс] // International Journal of Musik: [сайт]. — URL: https://www.vibemhttps://ijm.education/winds/brass/trumpet/the-trumpet-evolution/usicacademy.com/blog/a-brief-history-of-the-trumpet (дата обращения: 01.11.2024)
The Evolution of the Trumpet: From Classical to Contemporary Music / [Электронный ресурс] // KGU Music: [сайт]. — URL: https://kgumusic.com/blogs/news/the-evolution-of-the-trumpet-from-classical-to-contemporary-music?srsltid=AfmBOoou9xCJIok0_67P6oZfpZQHZg98zDVk825d1o9343VrTJ0j8-bp (дата обращения: 01.11.2024)
The Story of the Piano’s Invention / [Электронный ресурс] // Yamaha: [сайт]. — URL: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/piano/structure/ (дата обращения: 01.11.2024)
The World History of Pianos: From Invention to Modern-Day / [Электронный ресурс] // Hidrau: [сайт]. — URL: https://hidraupianobenches.com/the-world-history-of-pianos-from-invention-to-modern-day/ (дата обращения: 01.11.2024)
The history of the piano: a musical journey through time / [Электронный ресурс] // Skoove: [сайт]. — URL: https://www.skoove.com/blog/history-of-the-piano/ (дата обращения: 01.11.2024)
The birth of the trombone / [Электронный ресурс] // Yamaha: [сайт]. — URL: https://www.yamaha.com/en/musical_instrument_guide/trombone/structure/ (дата обращения: 01.11.2024)
The Evolution of the Guitar from Acoustic to Electric / [Электронный ресурс] // Olimpus: [сайт]. — URL: https://olimpusmusic.com/electric-guitar-evolution/ (дата обращения: 01.11.2024)
Going Electric: The History of Acoustic-Electric Guitars / [Электронный ресурс] // String Joy: [сайт]. — URL: https://stringjoy.com/acoustic-electric-guitars-history/ (дата обращения: 01.11.2024)
The history of the acoustic guitar / [Электронный ресурс] // Insure 4 Music: [сайт]. — URL: https://www.insure4music.co.uk/blog/archive/the-history-of-the-acoustic-guitar/ (дата обращения: 01.11.2024)
A Brief History of Drums: From Ancient Times to Modern Era / [Электронный ресурс] // London Drum Institute: [сайт]. — URL: https://londondruminstitute.co.uk/history-of-drums/ (дата обращения: 01.11.2024)
A Brief History of Drums: On the Origin of Percussion / [Электронный ресурс] // Master Class: [сайт]. — URL: https://www.masterclass.com/articles/a-brief-history-of-drums (дата обращения: 01.11.2024)
A brief history of percussion / [Электронный ресурс] // Far Out Magazine: [сайт]. — URL: https://faroutmagazine.co.uk/a-brief-history-of-percussion/ (дата обращения: 01.11.2024)
History & Facts / [Электронный ресурс] // Percussion 4 U: [сайт]. — URL: https://www.percussion4u.co.uk/pages/history-facts (дата обращения: 01.11.2024)
Trombone / [Электронный ресурс] // Britannica: [сайт]. — URL: https://www.britannica.com/art/trombone (дата обращения: 01.11.2024)