

Концепт-арт к фильму «Призрак в доспехах» / «Ghost in the Shell». Мачей Кучара (Maciej Kuciara). 2017
Концепция
Последние успехи в компьютерных технологиях позволяют достичь все большей и большей реалистичности и перцептивной привлекательности внешнего образа, в своем создании ориентированного на передачу убедительных человекоподобных характеристик. Однако в стремлении правдоподобно реплицировать человека нередко создатель вызывает у зрителя эффект психологического отторжения. Этот феномен описал в своей работе японский робототехник Масахиро Мори, построив гипотетический график зависимости человекоподобности и внешней привлекательности разных объектов и субъектов. Согласно гипотезе Мори, чем сильнее объект напоминает по своим признакам человека, тем более привлекательным он кажется, но до тех пор, пока не достигнута определенная граница (между 80% и 85% сходства с человеком), после которой наблюдается стремительный спад — резкий отрицательный эмоциональный отклик1. Апеллируя к работе Зигмунда Фрейда («Unheimlich»), Мори обозначил феномен как эффект «зловещей долины» (яп. 不気味の谷 bukimi no tani).
1 Mori M., MacDorman K. F., Kageki N. The uncanny valley [from the field] // IEEE Robotics & automation magazine. — 2012. — Т. 19. — №. 2. — С. 98-100.

Оригинальный график М. Мори. 1970. (В переводе К. МакДормана) описывает связь между похожестью объекта на человека (ось абсцисс) и его привлекательностью (ось ординат)
Кроме того, принципиально важно учитывать эффект «зловещей долины» в контексте игровой индустрии, цифрового кинематографа и анимации после череды провальных премьер в 2000-х гг. Один из ярких примеров — анимационный фильм, выпущенный Walt Disney Pictures, «Mars Needs Moms», который претерпел кассовый провал с убытками в 140 миллиона долларов (с учетом инфляции)2. Аналогично, компьютерные игры, такие как «L.A. Noire» или «Mass Effect: Andromeda», получили резкую критику из-за непривлекательного, отталкивающего внешнего вида персонажей.
Стремление же продюсеров оживить цифровые образы по-максимуму (например, с помощью технологии «motion capture») в результате вызывает у смотрящего неосознанное ощущение отторжения. Малейшие аномалии, сопровождающие мимику, жесты и эмоциональное поведение персонажа, слишком схожего с реальным человеком, придают ему «жуткий» вид.
2 Matthews C. The Top 10 Biggest Money-Losing Movies of All Time [Электронный ресурс] // Time Magazine URL: https://business.time.com/2012/03/21/the-top-ten-biggest-money-losing-movies-of-all-time/slide/mars-needs-moms/ (дата обращения: 11.11.2023).
Однако подчас в системе тех эстетических ценностей и концептуальных ориентиров, которые провозглашают и утверждают своим творчеством авторы кинокартин и VFX-специалисты, феномен «зловещей долины» может выступать как моделирующим инструментом, так и побочным фактором, который мешает целостному восприятию фильма.
Исходя из этой вероятности, можно вывести гипотезу о том, что эффект «зловещей долины» амбивалентен в своем проявлении: может влиять и благополучно, и пагубно на итоговый результат — быть как сильным средством художественной выразительности, так и слабой стороной фильма, портящей его. Учитывая это, VFX-специалисты могут намеренно обращаться к эффекту как к визуальной доминанте, чтобы вызвать яркий эмоциональный отклик у зрителя.
Поскольку эффект «зловещей долины» возникает только при взгляде на людей и животных, а не на неодушевленные предметы3, я буду рассматривать эти категории, а именно людей, антропоморфных существ и андроидов/роботов (только тех, целью создания которых было воспроизведение человеческих черт, искусственное «оживление» объекта). Поэтому предлагается порядок рубрикации, определяющий принципы применения CGI в вышеупомянутых трех категориях с их последующим сравнением.
3 Chattopadhyay D., MacDorman K. F. Familiar faces rendered strange: Why inconsistent realism drives characters into the uncanny valley // Journal of Vision. — 2016. — Т. 16. — №. 11. — С. 7.
При отборе визуального материала я руководствовалась художественными задачами фильмов и гипотетической возможностью намеренного/бессознательного применения феномена «зловещей долины» в формате визуальных эффектов. Именно поэтому в каждой тематической рубрике исследования фильмы даются парами, в которых одно произведение противопоставляется другому.
Текстовые источники, которыми я апеллирую в этой работе и подтверждаю те или иные выводы, представляют из себя эмпирические исследования о феномене эффекта «зловещей долины» (как в «вакууме», так и в контексте цифрового кинематографа). Кроме того, в ходе исследования я обращаюсь к техническим подробностям создания различных визуальных эффектов, которые описаны в соответствующих трудах.
Люди
В создании правдоподобного образа человека инструментами CGI необходимо учитывать его характерные черты.
Несмотря на индивидуальность эстетического восприятия, существуют определенные перцепционные сигналы, которые можно рассматривать в контексте общей оценки человечности визуально воспринимаемого объекта или субъекта. Например, движение глаз и характер взгляда персонажа могут быть организованы определенным образом, позволяющим интерпретировать его поведение как человекоподобное, обладающее типичными признаками.
Среди всех прочих черт неестественная природа поведения глаза сразу выдает неправдоподобность образа, его фальшивость. Помимо эффекта «мертвого глаза» это также могут быть резкие неестественные движения мимических (и других) мышц, искаженные пропорции тела, бледный, мертвенный цвет кожи и т. д.
Именно на это обращено внимание при анализе персонажей-людей в выбранных фильмах.
Режиссер: Тим Бёртон Главный супервайзер по визуальным эффектам: Кен Ралстон Супервайзер по визуальным эффектам (ответственный за визуальный образ Красной Королевы): Кэри Вильегас Супервайзер по анимации: Марко Маренги
Кадр из фильма «Алиса в Стране чудес» / «Alice in Wonderland» (2010). Режиссер: Тим Бёртон. Главный VFX-супервайзер: Кен Ралстон
Фильм «Алиса в Стране чудес» (2010) — live-action экранизация, а также и переосмысление сказок Льюиса Кэрролла («Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье»). По сюжету кинокартины повзрослевшая Алиса попадает в странный мир, наполненный чудаковатыми существами с порой пугающими физиономиями.
Абсурдистская природа Страны чудес полностью оправдывает примененные VFX-технологии. Так эффект «зловещей долины» (вероятно, отразившийся в графике непреднамеренно) убедительно вписывается в повествовательную канву фильма.
Особенно ярко феномен «зловещей долины» отразился в образах братьев-близнецов (Труляля и Траляля) и Красной Королевы.
Кадры из фильма «Алиса в Стране чудес» / «Alice in Wonderland» (2010). Режиссер: Тим Бёртон. Главный VFX-супервайзер: Кен Ралстон
3D-модель близнецов // Анимация цикла бега. Сравнение 3D-модели головы актера с 3D-моделью персонажа. Главный VFX-специалист: Кен Ралстон. Супервайзер по анимации: Марко Маренги
Процесс создания сцены c близнецами послойно // От live-action съемки до пост-продакшена. Главный VFX-специалист: Кен Ралстон. Супервайзер по анимации: Марко Маренги
Как и многие персонажи «Алисы в стране чудес», братья-близнецы Траляля и Труляля были воплощены в жизнь благодаря сочетанию live-action’a и CGI.
Для достижения максимального сходства голова Мэтта Лукаса (актера, играющего роль близнецов) была отсканирована, а топология его лица была интегрирована в 3D-модель. Риг лица был очень точным, с множеством контролеров, чтобы каждое выражение и эмоцию можно было воспроизвести с большей достоверностью.
Характерные движения лицевых мышц Мэтта Лукаса были перенесены на 3D-модель персонажа — анимированы с нуля4, чтобы точность соответствия референсу игры актера была максимальной, а подробность была реалистичной.
Именно поэтому одутловатые, дородные физиономии братьев вызывают чувство дискомфорта у смотрящего. В анимации героев стремились передать с точностью человекоподобные черты и повадки, из-за чего это выглядит нарочито экспрессивно, вызывает психологическое отторжение.
4 ALICE IN WONDERLAND: Behind the Scenes — Meet the Tweedles / [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=W4v6dPNz6l4 (дата обращения: 14.11.2023).
Процесс создания сцены с Красной Королевой // Увеличение головы за счет уменьшения плейта всего тела и последующего прикрепления не уменьшенного плейта головы. VFX-супервайзер: Кэри Вильегас
Для воссоздания образа персонажа Красной Королевы актрису снимали с помощью камеры Dalsa в разрешении 4K, а затем изменяли размер плейта до разрешения 2160×1080.
Поскольку размер головы героини в течении фильма меняется, VFX-супервайзер Кэри Вильегас и его команда прибегнули к методу: уменьшили весь плейт — тело Красной Королевы, голову и все остальное — имея при этом неуменьшенную версию, и снова прикрепили ее голову из немасштабированной версии обратно на уменьшенную версию. «По сути, мы получили увеличение на 90% от этого микса, вообще не прибегая к раздуванию (blow-up)»5, — утверждает в интервью VFX-супервайзер.
В контексте эффекта «зловещей долины» Красная Королева пугает своей несоразмерностью пропорций и при том сохраняет общую реалистичность образа.
5 Failes I. Alice in Wonderland: interview with VFX-supervisor / [Электронный ресурс] // fxguide: [сайт]. — URL: https://www.fxguide.com/fxfeatured/alice_in_wonderland/ (дата обращения: 15.11.2023).
Создатель: Джессика Гао Супервайзеры по визуальным эффектам: Ян Филипп Кремер, Дади Эйнарссон, Фрэнк Гальего, Шеннон Джастисон, Дэйв Левин и т. д. (полный список) Супервайзер по motion capture: Энтони Ромеро
Кадр из сериала «Женщина-Халк: Адвокат» / «She-Hulk: Attorney at Law» (2022). Создатель: Джессика Гао
Мини-сериал «Женщина-Халк: Адвокат» (2022) повествует об адвокате по имени Дженнифер Уолтерс. Героиня сталкивается с трудностями не только на своем рабочем месте, но и в личной жизни, а также справляется с вызовами своей супергеройской идентичности в обличии Женщины-Халка.
Принадлежность мини-сериала к ярким примерам проявления эффекта «зловещей долины» является «неоспоримым признаком», — утверждают журналисты и критики6.
6 Charles Pulliam-Moore. She-Hulk: Attorney at Law review: a lean, green, uncanny valley machine / [Электронный ресурс] // The Verge: [сайт]. — URL: https://www.theverge.com/2022/8/17/23299874/she-hulk-attorney-at-law-review (дата обращения: 21.11.2023).
VFX-breakdown: создание сцен с Женщиной-Халком послойно // «Женщина-Халк: Адвокат» / «She-Hulk: Attorney at Law» (2022). Создатель: Джессика Гао
Применение технологий motion capture в создании облика Женщины-Халка // «Женщина-Халк: Адвокат» / «She-Hulk: Attorney at Law» (2022). Супервайзер по motion capture: Энтони Ромеро
Актриса Татьяна Маслани выполнила отличную работу, облачась в свой «motion capture suit»7 и сыграв роль Женщины-Халка, чтобы в дальнейшем на постпродакшене VFX-художники сотворили «магию визуальных эффектов». Однако чуда не произошло, и визуальный образ главной героини получился плоским и безыскусно исполненным в художественном плане.
Помимо резких неубедительных движений, кожа Женщины-Халка не обладает фактурой, выглядит плоско, слишком гладко, фальшиво — она будто силой натянута на череп и мышцы. Сравнивая главную героиню с Халком, появляющимся в том же мини-сериале, можно сделать вывод о «бедности» текстуринга ее кожи8.
Так, в условиях естественного освещения кожа Халка выглядит желтовато-оранжевой с оттенком зеленого, в то время как кожа Женщины-Халка (в независимости от окружения) всегда яркого лаймового цвета.
7 New Rockstars. SHE-HULK CGI EXPLAINED!Uncanny Valley & Marvel VFX Process Breakdown / New Rockstars. [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=drB_FXjPfX4 (дата обращения: 20.11.2023). 8 Там же, 8:32.
Кадры из мини-сериала «Женщина-Халк: Адвокат» / «She-Hulk: Attorney at Law» (2022). Создатель: Джессика Гао
Авторы называют свое произведение «CG creation», «CG Lead», и это неслучайно, поскольку цифровая графика превалирует над реальной съемкой, и даже «угнетает» ее.
Несмотря на, казалось бы, качественный трекинг, технология motion capture лишь усугубляет ситуацию. Персонаж двигается то чрезвычайно резко, то неправдоподобно медленно и плавно.
Эмоции, сыгранные актрисой, почти не отражаются на лице цифровой версии, не влияют на близлежащие к эпицентру выраженной эмоции лицевые мышцы.
Ко всему вышеупомянутому добавляется и неестественно яркий зеленый цвет кожи. Хотя это и является характерной чертой как Халка, так и Женщины-Халка, в контексте неубедительных визуальных эффектов, «зловещей долины» и стремления к гиперреализму это выглядит нездорово, болезненно и отталкивающе.
Сравнение I
1. «Алиса в Стране чудес» / «Alice in Wonderland» (2010) // 2. «Женщина-Халк: Адвокат» / «She-Hulk: Attorney at Law» (2022)
В отличие от «Алисы в Стране чудес», в которой появление эффекта «зловещей долины» оказалось уместным, попытка представить Женщину-Халка в цифровом обличие, используя технологии motion capture, обратилась неудачей для VFX-художников.
В «Алисе в Стране чудес» избежали подобного результата, поскольку анимация лицевых движений, выражения эмоций и ходьбы близнецов происходила вручную. Аниматоры лишь опирались на заранее отснятые референсы, на которых актер отыгрывает ту или иную ситуацию.
Так, в мини-сериале «Женщина-Халк: Адвокат» демонстрируется пример неосознанного применения эффекта «зловещей долины», который не высвечивает художественные задачи, а наоборот, портит впечатление от произведения.
Антропоморфные существа
Согласно теории «анимализма»9, все неприятные (для человека) объекты имеют природное происхождение, связанное с животным миром. В таких случаях подсознательные сигналы об опасности активируются, что также может быть применимо к восприятию антропоморфных существ, которые из-за своей необычности могут выглядеть и вести себя угрожающе.
В связи с этим на повестку дня выдвигается вопрос о сложности изображения животных в рамках цифровой графики, поскольку гиперреализм только усиливает эффект «зловещей долины» и, соответственно, отталкивает зрителя.
В данной рубрике тема раскрывается через фильм «Атлантида» (2017) и мюзикл «Кошки» (2019).
9 Катерный И. В. Каузальные объяснения эффекта «зловещей долины» в робототехнике: теории и исследовательские данные // Качество и жизнь. — 2017. — №. 4. — С. 91.
Режиссер: Ксавье Жанс Супервайзер по визуальным эффектам: Пау Коста
Кадр из фильма «Атлантида» / «Cold Skin» (2017). Режиссер: Ксавье Жанс. VFX-супервайзер: Пау Коста
Сюжет кинокартины «Атлантида» (2017) выстраивается вокруг спрятанного в дальних водах островного маяка. Молодой мужчина, отправившийся на остров в 1914 году, принимается работать метеорологом. Скоро новый метеоролог осознаёт, что его предшественник умер не от тифа, как утверждает официальная версия, а от нападения ужасных существ, выходящих по ночам из воды.
Существо из «Атлантиды» было взято в качестве примера в рубрику антропоморфных существ, поскольку, согласно исследованию10, в его внешнем виде превалируют животные, нежели человеческие черты.
10 Seo Y. E., Park J. W. An Empirical Study on the Uncanny Valley Effect of the CG Characters in Horror Movies // Journal of Digital Contents Society. — 2020. — Т. 21. — №. 9. — С. 159
Процесс создания лица антропоморфного существа по слоям // Фильм «Атлантида» / «Cold Skin» (2017). Режиссер: Ксавье Жанс. VFX-супервайзер: Пау Коста
3D-модели от Leonstudio для фильма «Атлантида» / «Cold Skin» (2017). Режиссер: Ксавье Жанс. VFX-супервайзер: Пау Коста
Разработка дизайна антропоморфного существа из «Атлантиды» заняла примерно 2-3 года11 кропотливого труда концепт-артистов и VFX-специалистов.
11 Babieka Films. Cold Skin — Movie // Making Of BTS / Babieka Films. [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=FTK0QOYdk94&t (дата обращения: 23.11.2023).
Демонстрация грима на актрисе // Кадры из фильма «Атлантида» / «Cold Skin» (2017). Режиссер: Ксавье Жанс. VFX-супервайзер: Пау Коста
Послойный разбор сцены // Фильм «Атлантида» / «Cold Skin» (2017). Режиссер: Ксавье Жанс. VFX-супервайзер: Пау Коста
Реальная съемка с участием актеров (будущих монстров) применяется в качестве референса для дальнейшей анимации 3D-модели. Аура Гарридо отлично показала себя в роли Анерис, «более дружелюбного» представителя кровожадных жителей острова. Это особенно впечатляет, если учесть, что она постоянно покрыта густым гримом, что уже является свидетельством хорошо проделанной практической работы со спецэффектами.
Хотя грим и протезирование могут казаться безупречными, в некоторых неожиданно ужасных боевых сценах фильм неизбежно опирается на цифровую графику. Большая часть фильма визуально ошеломляет, а мрачная атмосфера максимально развивается и нагнетается в условиях одинокого острова, но некоторые из этих насыщенных эффектами сцен могут показаться «мультяшными».
Принципиально важно обратить внимание на анимацию в сцене нападения существ на маяк. Отчетливо видно, с какой непринужденной легкостью взбираются на возвышение монстры. В итоге — усиливается эффект «зловещей долины».
Послойный процесс создания сцены нападения существ на маяк // Фильм «Атлантида» / «Cold Skin» (2017). Режиссер: Ксавье Жанс. VFX-супервайзер: Пау Коста
Так, фильм «Атлантида» обладает выдающимися практическими эффектами, однако CGI технологии (в силу ограниченного бюджета) не отличаются необычностью.
Однако их и нельзя назвать заурядными, поскольку благодаря им раскрывается образ монстров-амфибий. Антропоморфные существа обретают «мертвый» взгляд, неловкость и неправильность движений и другие признаки эффекта «зловещей долины». Именно поэтому можно считать вышеперечисленные допущения концептуальным приемом выстраивания нарратива, средством художественной выразительности.
Режиссер: Том Хупер Супервайзеры по визуальным эффектам: Джейсон Биллингтон, Джулиан Берт, Фил Бреннан
Кадр из фильма «Кошки» / «Cats» (2019). Режиссер: Том Хупер. VFX-супервайзеры: Джейсон Биллингтон, Джулиан Берт, Фил Бреннан
Фильм-мюзикл «Кошки» (2019) основан на детских стихах Томаса Стернза Элиота из сборника «Популярная наука о кошках, написанная Старым Опоссумом».
«Кошки» вызвали в целом негативную реакцию критиков, многие из которых отнесли фильм к числу наихудших кинолент всех времен, при этом основная критика была адресована режиссеру Тому Хуперу, визуальным эффектам, сценарию и монтажу.
Кадр из фильма «Кошки» / «Cats» (2019). Режиссер: Том Хупер. VFX-супервайзеры: Джейсон Биллингтон, Джулиан Берт, Фил Бреннан
К сожалению, VFX breakdown не был предоставлен создателями, вероятно, из-за разгромной критики и массового недовольства аудитории.
Однако и итоговые рендеры могут о многом рассказать.
Кадры из фильма «Кошки» / «Cats» (2019). Режиссер: Том Хупер. VFX-супервайзеры: Джейсон Биллингтон, Джулиан Берт, Фил Бреннан
Сравнение пряжка актера с прыжком персонажа // Фильм «Кошки» / «Cats» (2019). Режиссер: Том Хупер. VFX-супервайзеры: Джейсон Биллингтон, Джулиан Берт, Фил Бреннан
Главной проблемой фильма «Кошки» являются сами кошки, которых VFX-специалисты наделили как человекоподобными чертами (сохранили фигуру человеческого тела, черты лица оставили практически неизменными), так и кошачьими признаками (кошачьи уши, усы, мех, игривый характер, повадки), далекими от понятия антропоморфного.
Генерация меха, хоть и выглядит достойно, однако в контексте танцующих человекоподобных кошек кажется нелепой. Несмотря на наличие вариативности визуальных образов (у одних меха больше, у других — меньше, у одних кошек он вьется, у других лежит, гладко прижавшись к «голому» человеческому телу) общее впечатление остается неизменным — неосознанный страх перед чем-то неизведанным, странно пугающим и отталкивающим.
Close-up кадры с лицами персонажей из фильма «Кошки» / «Cats» (2019). Режиссер: Том Хупер. VFX-супервайзеры: Джейсон Биллингтон, Джулиан Берт, Фил Бреннан
Подводя итоги рассмотрения фильма «Кошки» как яркого примера эффекта «зловещей долины», можно прийти к выводу о том, что стремление максимально достичь реалистичный человеческий образ, совмещение одновременно человеческих черт и анималистических признаков — кошачьих повадок — в одном персонаже пагубно сказывается на визуальном восприятии рассматриваемого объекта или субъекта, вызывает у зрителя дистресс.
Сравнение II
1. «Атлантида» / «Cold Skin» (2017) // 2. «Кошки» / «Cats» (2019)
В представленной для сравнения паре антропоморфные существа противоположны по ряду признаков.
Во-первых, в то время как в «Атлантиде» изображены земноводные монстры, в «Кошках» главные действующие лица — наземные существа. Отсюда и разный подход к раскрытию визуального образа существ. Во-вторых, если в «Атлантиде» характерные черты амфибии преимущественно достигаются при помощи практических эффектов (грима, протезирования), то в «Кошках» визуальной доминантой выступает генерация меха, пускай и искусно выполненная VFX-художниками, но абсолютно неподходящая гладким человеческим телам актеров.
Кроме того, в обоих фильмах замечено, как сильно создатели полагались на CGI технологии. Так выдвигается общая проблема — неестественность анимированных движений, из которых развивается эффект «зловещей долины».
Однако если в научно-фантастическом хоррор-фильме это выглядит уместно и допустимо, то в случае «Кошек» феномен стал главной причиной агрессивной критики и недовольства со стороны аудитории.
Андроиды / роботы
Исследование изображения роботов и андроидов в кинематографе особенно важно, поскольку именно с понятия о бездушной автоматической машине начинается развитие эмпирических трудов об эффекте «зловещей долины».
Отталкивающая природа роботов глубоко связана с проявлением эмпатии. Так, андроиды могут вызвать дистресс у зрителя поскольку: 1) внешне отличные от людей, их неестественные движения могут выглядеть как физические нарушения; 2) самостоятельность неживого, но функционирующего объекта вызывает подсознательный страх; 3) симпатия блокируется после осознания: машина — это не человек.
Данный аспект рассматривается на примере фильмов «М3ГАН» (2022) и «Алита: Боевой ангел» (2019).
Режиссер: Джерард Джонстоун Супервайзеры по визуальным эффектам: Дэймон Дункан, Рис Диппи Техник по аниматронике (М3ГАН): Девин Семан
Кадр из фильма «М3ГАН» / «M3GAN» (2022). Режиссер: Джерард Джонстоун. VFX-супервайзеры: Дэймон Дункан, Рис Диппи
В центре повествования научно-фантастического фильма «М3ГАН» (2022) — Джемма, гениальный специалист в области робототехники, решивший поручить заботу о своей племяннице Кэйди своему последнему творению — механической помощнице в виде куклы-робота М3ГАН. Этот робот был разработан, чтобы стать идеальной подругой для детей и главной помощницей для родителей.
Однако, вскоре ситуация выходит из-под контроля, когда кукла обретает самосознание.
Сравнение кадра куклы (слева) и кадра с применением VFX (справа) // Кадры из фильма «М3ГАН» / «M3GAN» (2022). Режиссер: Джерард Джонстоун. VFX-супервайзеры: Дэймон Дункан, Рис Диппи
В фильме «М3ГАН» одновременно присутствуют и сосуществуют три разные «куклы» М3ГАН: аниматронная кукла, актриса в костюме и в маске робота, кукла с CGI обработкой. В фильме нет полностью 3D-ешной М3ГАН (в своем привычном состоянии), поскольку аниматронная кукла обладает большей «выразительностью»12 и способна более комплексно выполнить концептуальные и нарративные задачи, стоящие перед фильмом и командой создателей.
Именно поэтому отдается предпочтение физической форме М3ГАН (спроектированной студией MotoFX).
Три разные М3ГАН также были нужны, чтобы достичь иллюзию реальности существования такого андроида.
12 Frame Voyager. The CRAZY puppeteering behind making M3GAN | Behind the Scenes / Frame Voyager. [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=NO70-sSlFlo (дата обращения: 25.11.2023).
Turntable 3D-модели М3ГАН с увечьями от боя // Фильм «М3ГАН» / «M3GAN» (2022). Режиссер: Джерард Джонстоун. VFX-супервайзеры: Дэймон Дункан, Рис Диппи
Послойный процесс обработки глаз // Фильм «М3ГАН» / «M3GAN» (2022). Режиссер: Джерард Джонстоун. VFX-супервайзеры: Дэймон Дункан, Рис Диппи
Процесс создания М3ГАН без головы с участием живого актера // Фильм «М3ГАН» / «M3GAN» (2022). Режиссер: Джерард Джонстоун. VFX-супервайзеры: Дэймон Дункан, Рис Диппи
Как было ранее упомянуто, (помимо прочих) существует и «живая» М3ГАН, роль которой исполняет актриса Эми Дональд. Невозмутимость и безэмоциональность маски пугающим образом сочетается с активным телом, вызывая у зрителя неприятные ощущения.
Кроме того, в одних сценах поведение М3ГАН максимально соответствует роботу, размеренному и предсказуемому, в других — проявляет человеческое поведение, активно перемещается в пространстве. Непредсказуемость — вот, что пугает в этом роботе.
Этот эффект создатели фильма пытались достичь намеренно13.
13 Fame Focus. How M3GAN Was Brought To LIFE! / [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=zSuZzBDa54Q (дата обращения: 26.11.2023).
Сцена танца М3ГАН с участием живого актера в маске // Фильм «М3ГАН» / «M3GAN» (2022). Режиссер: Джерард Джонстоун
В отражении образа агрессивно настроенного андроида-убийцы создатели и VFX-художники фильма «М3ГАН» сводят использование цифровых технологий к минимуму (исключая те случаи, когда актриса или аниматронная кукла не могу участвовать в сцене из-за повышенной опасности, например в сцене кровопролитного боя), тем самым отдавая предпочтение практическим эффектам в контексте хоррор-фильма.
Однако это не исключает использование CGI технологий совсем. Так, создатели кинокартины стремились передать эффект «зловещей долины» намеренно (и это оказалось успешным!) через глаза М3ГАН. Это было достигнуто именно благодаря визуальным эффектам и постпродакшену. Кроме того, наличие трех разных М3ГАН передает ощущения непостоянства, также свойственного эффекту «зловещей долины».
Режиссер: Роберт Родригес Главный супервайзер по визуальным эффектам: Джо Леттери Супервайзер по визуальным эффектам: Эрик Сэйндон Супервайзер по анимации: Майк Козенс
«Алита: Боевой ангел» / «Alita: Battle Angel» (2019). Режиссер: Роберт Родригес. Главный VFX-супервайзер: Джо Леттери, VFX-супервайзер: Эрик Сэйндон
В центре сюжета фильма «Алита: Боевой ангел» (2019) — кибернетический механизм-девушка, останки которой в начале кинокартины находит ученый.
Объектом безжалостной критики стала внешность главной героини-робота, которая подверглась цифровой обработке, оказавшейся избыточной и пугающей. Поскольку кинокартина снята по мотивам манги Юкито Кисиро GUNNM, внешний облик Алиты был вдохновлен персонажами из аниме и манги, характерной чертой которых как раз и являются большие выразительные глаза.
Послойный процесс создания образа киборга Алиты // Фильм «Алита: Боевой ангел» / «Alita: Battle Angel» (2019). Главный VFX-супервайзер: Джо Леттери, VFX-супервайзер: Эрик Сэйндон
Технология motion capture в создании анимации главной героини // Фильм «Алита: Боевой ангел» / «Alita: Battle Angel» (2019). Главный VFX-супервайзер: Джо Леттери
Как и в ранее рассматриваемых примерах, в фильме «Алита: Боевой ангел» применяется технология motion capture. Однако в отличие от Женщины-Халка, Алита обладает более выраженным и более ярким спектром эмоций. Аниматоры не боятся добавить мимических морщин и складок там, где они обычно и располагаются, чтобы достичь реалистичного эффекта, придать героине человекоподобные, убедительные черты. Однако складывается противоположная ситуация.
Из-за нарочитой экспрессивности и гиперреализма образ Алиты отталкивает. Это, вкупе с большими нечеловеческими глазами, придает ее образу вид некого гуманоида, нежели человека или андроида.
VFX-breakdown сцены // Фильм «Алита: Боевой ангел» / «Alita: Battle Angel» (2019). Главный VFX-супервайзер: Джо Леттери
Крупные планы с разными эмоциями, отражающие возможности рига 3D-модели Алиты // Фильм «Алита: Боевой ангел» / «Alita: Battle Angel» (2019). Главный VFX-супервайзер: Джо Леттери
Несмотря на желание создателей выказать дань уважения первоисточнику, сделав главной героине большие, выразительные глаза, данное решение оказалось неудачным в контексте фильма «Алита: Боевой ангел».
Фильм можно назвать и подростковым, и наивным, и зрелищным, но точно не привлекательным. И все из-за своей сомнительной и неубедительной эстетики.
Сравнение III
1. «М3ГАН» / «M3GAN» (2022) // 2. «Алита: Боевой ангел» / «Alita: Battle Angel» (2019)
Вопреки тому, что в двух сравниваемых фильмах присутствует робот-андроид, обладающий высоким уровнем осознанности и представлениями о мире, режиссеры ставили перед собой разные задачи.
Тогда парадоксально, что M3GAN и Алита вызывают у смотрящего схожий спектр неприятных эмоций. Несмотря на то, что героини выполнены в соответствии с разными технологиями (SFX и VFX), по-настоящему «оживить» робота специалистам по визуальным эффектам и спецэффектам не удалось. Однако получилось вызвать у зрителя. чувство психологического отторжения, страха, неудобства (как физического, так и психологического).
Пусть эти эффекты и достигаются разными приемами, но итог один — горечь от ощущения на себе воздействия феномена «зловещей долины».
Заключение
Гиперреализм и эффект «зловещей долины» бросают серьезный вызов VFX-специалистам. Создать убедительный образ, обладающий правдоподобными реалистичными чертами, непросто, учитывая, как много факторов может сделать персонажа отталкивающим и непривлекательным. Однако этот эффект может послужить и сильным средством художественной выразительности, которое поможет добиться от зрителя яркой эмоции страха или отвращения.
Так, в ходе исследования был проанализирован эффект «зловещей долины» в контексте CGI технологий на примере трех категорий персонажей кино: людей, антропоморфных существ и роботов. Для воссоздания героев были использованы различные технологии: от «motion capture» до генерации шерсти и использования кукол. Было установлено, что, несмотря на качество исполнения визуальных эффектов, наличие признаков «зловещей долины» однозначно влияло на визуальное восприятие объекта/субъекта — в исключительно негативном ключе.
В то время, как одним фильмам эффект «зловещей долины» помогает решить ряд художественных и концептуальных задач, в других фильмах затрудняется процесс погружения (immersion), страдает их смысловая часть.
Таким образом, помимо амбивалентной природы самого эффекта «зловещей долины» присутствует также и вариативность в методах его визуального и технического исполнения.
Концепт-арт к фильму «Призрак в доспехах» / «Ghost in the Shell». Мачей Кучара (Maciej Kuciara). 2017
Катерный И. В. Каузальные объяснения эффекта «зловещей долины» в робототехнике: теории и исследовательские данные // Качество и жизнь. — 2017. — №. 4. — С. 88-96.
Талыбова Р. Ф., Кулиева А. К. Эмоциональное восприятие антропоморфных визуальных образов и феномен «зловещей долины» // PSY-Вышка. — 2020. — С. 154-156.
Assaf R., Kunz S., Teixeira L. The Presence of the Uncanny Valley Between Animation and Cinema: A Communication Approach // Multidisciplinary Perspectives on New Media Art. — IGI Global, 2020. — С. 97-118.
Brenton H. et al. The uncanny valley: does it exist // Proceedings of conference of human computer interaction, workshop on human animated character interaction. — Citeseer, 2005.
Charles Pulliam-Moore. She-Hulk: Attorney at Law review: a lean, green, uncanny valley machine / [Электронный ресурс] // The Verge: [сайт]. — URL: https://www.theverge.com/2022/8/17/23299874/she-hulk-attorney-at-law-review (дата обращения: 21.11.2023).
Chattopadhyay D., MacDorman K. F. Familiar faces rendered strange: Why inconsistent realism drives characters into the uncanny valley //Journal of Vision. — 2016. — Т. 16. — №. 11. — С. 7.
Digital Domain. She-Hulk: Attorney at Law — VFX Breakdown / Digital Domain. [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=vCIqrVOGHck (дата обращения: 25.11.2023).
Failes I. Alice in Wonderland: interview with VFX-supervisor / [Электронный ресурс] // fxguide: [сайт]. — URL: https://www.fxguide.com/fxfeatured/alice_in_wonderland/ (дата обращения: 15.11.2023).
Fame Focus. How M3GAN Was Brought To LIFE! / [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=zSuZzBDa54Q (дата обращения: 26.11.2023).
Frame Voyager. The CRAZY puppeteering behind making M3GAN | Behind the Scenes / Frame Voyager. [Электронный ресурс] // YouTube: [сайт]. — URL: https://www.youtube.com/watch?v=NO70-sSlFlo (дата обращения: 25.11.2023).
Full Cast & Crew of Alice in Wonderland / [Электронный ресурс] // IMDb: [сайт]. — URL: https://www.imdb.com/title/tt1014759/fullcredits (дата обращения: 17.11.2023).
Full Cast & Crew of Alita: Battle Angel / [Электронный ресурс] // IMDb: [сайт]. — URL: https://www.imdb.com/title/tt0437086/fullcredits (дата обращения: 16.11.2023).
Full Cast & Crew of Cats / [Электронный ресурс] // IMDb: [сайт]. — URL: https://www.imdb.com/title/tt5697572/fullcredits (дата обращения: 15.11.2023).
Full Cast & Crew of Cold Skin / [Электронный ресурс] // IMDb: [сайт]. — URL: https://www.imdb.com/title/tt1034385/fullcredits/?mode=desktop&ref_=m_ft_dsk (дата обращения: 15.11.2023).
Full Cast & Crew of M3GAN / [Электронный ресурс] // IMDb: [сайт]. — URL: https://www.imdb.com/title/tt8760708/fullcredits (дата обращения: 20.11.2023).
Full Cast & Crew of She-Hulk: Attorney at Law / [Электронный ресурс] // IMDb: [сайт]. — URL: https://www.imdb.com/title/tt10857160/fullcredits (дата обращения: 20.11.2023).
Luiz H. C. [Review] «Cold Skin» Is Remarkably Well-Crafted Despite a Flawed Script / [Электронный ресурс] // Bloody Disgusting: [сайт]. — URL: https://bloody-disgusting.com/reviews/3506893/review-cold-skin-remarkably-well-crafted-despite-flawed-script/ (дата обращения: 21.11.2023).
Manaf A. A. A., Ismail S. N. F., Arshad M. R. Perceived visual cgi familiarity towards uncanny valley theory in film // International Journal of Applied and Creative Arts. — 2019. — Т. 2. — №. 1. — С. 7-16.
Matthews C. The Top 10 Biggest Money-Losing Movies of All Time [Электронный ресурс] // Time Magazine URL: https://business.time.com/2012/03/21/the-top-ten-biggest-money-losing-movies-of-all-time/slide/mars-needs-moms/ (дата обращения: 11.11.2023).
Mori M., MacDorman K. F., Kageki N. The uncanny valley [from the field] // IEEE Robotics & automation magazine. — 2012. — Т. 19. — №. 2. — С. 98-100.
Schwind V., Wolf K., Henze N. Avoiding the uncanny valley in virtual character design // interactions. — 2018. — Т. 25. — №. 5. — С. 45-49.
Seo Y. E., Park J. W. An Empirical Study on the Uncanny Valley Effect of the CG Characters in Horror Movies // Journal of Digital Contents Society. — 2020. — Т. 21. — №. 9. — С. 1585-1597.
Алиса в Стране чудес (Alice in Wonderland, реж. Тим Бёртон, 2010)
Атлантида (Cold Skin, реж. Ксавье Жанс, 2017)
Кошки (Cats, реж. Том Хупер, 2019)
Алита: Боевой ангел (Alita: Battle Angel, реж. Роберт Родригес, 2019)
М3ГАН (M3GAN, реж. Джерард Джонстоун, 2022)
Женщина-Халк: Адвокат (She-Hulk: Attorney at Law, реж. Джессика Гао, 2022)
https://www.artstation.com/artwork/3n54J (дата обращения: 12.11.2023)
https://clck.ru/36pZnD (дата обращения: 12.11.2023)
https://www.kuciara.com/gits (дата обращения: 15.11.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=KpIg4YG4nWg&t (дата обращения: 16.11.2023)
https://www.leonstudio.tv/coldskin (дата обращения: 17.11.2023)
https://www.youtube.com/watch?v=Ad9i7eOEP6c (дата обращения: 18.11.2023).
https://www.youtube.com/watch?v=nkF4OXSyqL0 (дата обращения: 19.11.2023).
https://www.youtube.com/watch?v=vCIqrVOGHck (дата обращения: 19.11.2023).
https://www.youtube.com/watch?v=ASPn_f2Caps (дата обращения: 21.11.2023).
https://www.youtube.com/watch?v=zSuZzBDa54Q (дата обращения: 21.11.2023).
https://www.youtube.com/watch?v=nuBvox8tp14 (дата обращения: 24.11.2023).
https://www.youtube.com/watch?v=_hyFryLpI8k (дата обращения: 25.11.2023).