Original size 975x1444

Повседневность Ольги Гильдебрандт

11
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Ольга Гильдебрандт, актриса Александрийского театра из известной балетной семьи, не была профессиональным художником. Несмотря на это, её работы стали широко известны публике благодаря художественной группе «13», просуществовавшей с 1929 по 1931. Исследование представляет анализ выразительных средств в творчестве художницы.

big
Original size 2163x1558

Владимир Милашевский Юрий Юркун, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина, Ольга Гильдебрандт, Владимир Милашевский. 24 мая 1937 года в незабвенный вечер общего «бра». 1937 Собрание Алексея Савинова, Москва

Искусство группы «13» было раскритиковано на первой выставке за легкомысленность и буржуазность. Художники стремились передать в графике и живописи легкость и живое впечатление от окружающей действительности. В 1920-1930-х годах впервые организовываются выставки графики. Рисунок перестаёт считаться лишь рабочим материалом, набросок или этюд становится законченным и цельным произведением. Ольга Гильдебрандт участвовала во всех выставках группы «13», её работы приобретали для своих собраний А. А. Сидоров и П. Д. Эттингер. Она стала равноправным творческим партнером в компании многих поэтов и художников. Зрителей привлекала её оригинальная манера, интуитивность и стихийность, созданный автором хрупкий мир. Ольга Гильдебрандт не была стеснена отсутствием знаний анатомии и перспективы, в её художественной практике сохраняется непосредственность восприятия. По образности эти работы близки к стилю художественного объединения «Голубая роза», художники которого уделяли внимание нежности и символизму в своих произведениях.

Обаятельность Гильдебрандт видна и в натурных зарисовках. Главными средствами выразительности художницы были недосказанность, поэтичность и образность.

В них улавливается первое впечатление от объекта изображения, которое может даже более детально передать его характер и истинность, чем проработанный пластический рисунок. Она создает свой уникальный мир в пленэрных работах и не пытается подражать ни одному стилю. Эти произведения не пытаются четко задокументировать, отразить действительность или рассказать о ХХ веке.

Какими средствами художественной выразительности пользовалась Ольга Гильдебранд и какую философию несёт в себе её творчество?

Темп

Ольга Гильдебрандт — быстрый рисовальщик, ловец момента и жестов. Часто её зарисовки, натурные или композиционные эскизы превращаются в схематическое изображение, знак.

Original size 1186x827

Гильдебрандт Ольга Николаевна (1897/1898—1980) «Пейзаж». 1937. Бумага, графитный карандаш, акварель, 15,5×20,5 см

Художница делала зарисовки с натуры быстрыми движениями, какой бы материал не оказался у неё в руке. Мы можем проследить это по неровному грифельному следу, каракульным вихрям зеленого карандаша и по технике акварели по-мокрому, когда краска наносится на влажную подготовленную бумагу. Всё это позволяет добиться в изображении особой внутренней динамики.

Original size 3508x1087
Original size 3508x1045

О. Н. Гильдебрандт. Пейзаж с деревьями. 1950–1960-е гг. Бумага, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)

Наивность

Наивность в графике Ольги Гильдебрандт — это не подражание детскому рисунку, а истинная правда.

Original size 3508x1207

О. Н. Гильдебрандт «Танцующие девочки», 1935 г., собрание М. В. Сеславинского (Москва)., О. Н. Гильдебрандт «Девочки в стиле ар-деко», 1930 г., собрание М. В. Сеславинского (Москва)

В её «Девочках» нет неопытности: на листе расставлены акценты и пятна (края платья и прически), соблюдены ритмы и рифмовки линий.

Original size 1847x1458

О. Н. Гильдебрандт («Экзотический пейзаж», 1920-30-е г., собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка (Москва)

«Экзотический пейзаж» собрал все достоинства графики художницы: выбор точки зрения, деление на планы, ритмы горизонтальных и вертикальных объектов. Отсутствие знаний в области анатомии и перспективы раскрепощает графику Ольги Гильдебрандт, она становится на путь поиска новых подходов, приемов, экспериментирует с пространством и плоскостью.

Колорит

Одно из главных особенностей графики художницы — колористическое решение. Цветом Ольга передает изменчивое состояние в течение дня, наполняет лист атмосферой.

Original size 1110x950

Гильдебрандт Ольга Николаевна (1897/1898—1980) «Городской пейзаж». На обороте «Улица». Начало 1930-х. Бумага, акварель, белила, 34×29,3 см.

Original size 3508x1360

Гильдебрандт О. Н. «Улица». 1933 г., Гильдебрандт О. Н. «Весна». 1929 г.

Ее акварели разбиты на тоновые решения, они могут быть гармоничными, нюансовыми или контрастными, с пробелами непрокрашенной белой бумаги.

Original size 3508x2020

О. Н. Гильдебрандт «Городской пейзаж». На обороте «Улица». 1930-4 г., О. Н. Гильдебрандт. Дом у озера. 1950–1960-е гг. Бумага, тушь, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)

Цвета в ее акварелях не ограничены и часто случайны, они зависят от среды в которой она находится. Городской пейзаж она изображает в приглушенных тонах, в то время как природный наполнен разнообразием оттенков и ярких акцентов.

Статика

Original size 1692x1024

О. Н. Гильдебрандт («Южный пейзаж», 1932 г., собрание М. В. Сеславинского (Москва)

В её природных пейзажах с деревьями чувствуется статичность и спокойствие, изображение завораживает и приглашает к созидательности и созерцанию.

Original size 3508x1328

O. Н. Гильдебрандт. Девочка в саду. 1930-е гг. Собрание P. Б. Попова (Санкт-Петербург), О. Н. Гильдебрандт. На набережной. 1932. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)

Ольга Гильдебрандт часто прорабатывает дальний план, чтобы показать широту и объем пространства, добавить больше воздуха героям. Драматургически на листах по прежнему ничего не происходит, мы следим за тем, как автор наблюдает мир его глазами.

Original size 3508x1208

О. Н. Гильдебрандт «В Африке». 1926., [Собрание Рюрика Попова] О. Н. Гильдебрандт «Городской пейзаж». 1930-е. Бумага, акварель, 19,5×27,7 см.

В ее статичных композициях ритм чаще всего повторяющийся и не хаотичный. Она добивается этого с помощью изображения объектов определенным упорядоченным способом: например, три пальмы центрально расположены в листе, или в ряд стоят дома.

Динамика

Original size 1248x900

О. Н. Гильдебрандт «В порту южного города». 1929., Вологодская областная картинная галерея

Original size 1201x900

О. Н. Гильдебрандт «Дворцовый мост». 1929., Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Городской пейзаж Ольги обычно выполнен с нарушением композиционного центра. Важные ключевые объекты стоят по сторонам. В этих работах мы видим больше массивных разнонаправленных линий.

Original size 1432x1198

О. Н. Гильдебрандт («Парусники», 1929 г., собрание М. В. Сеславинского (Москва)

Здесь автор предпочитает создавать пёстрые насыщенные полотна: добавляются узоры и вкрапления, как у французских импрессионистов, в лист возвращается динамика, происходит перенасыщение формами и движениями.

Сюжет

Original size 1169x827

О. Н. Гильдебрандт «Две девочки», 1930 г., из собрания М. В. Сеславинского (Москва

В свои пейзажи Ольга добавляет аккуратных декоративных девушек ар-деко. Все ее героини элегантны и нарядны, между ними через мелочи и детали всегда прослеживается содружество.

Original size 3508x2480

О. Н. Гильдебрандт. В бамбуковом лесу. 22 февраля 1957 г. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)., О. Н. Гильдебрандт. Дорога. 1957. Бумага, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)

Обычно они идут куда-то не спеша, созерцают мир вокруг. Мы наблюдаем за ними издалека. Героини вписаны в среду, они не выделяются на ее фоне, а взаимодополняют своим присутствием царящую в среде одиночество и пустоту.

Original size 3508x1636

О. Н. Гильдебрандт. Девушка в парке. 1 февраля 1957 г., О. Н. Гильдебрандт «В аллее. Пейзаж с женской фигурой» 1935 г., O. Н. Гильдебрандт. «Прогулка». 1935.

Ее героини излучают уверенность и красоту. В них проявляется интерес Ольги Гильдебрандт к моде и дизайну, прослеживается её восхищение костюмами и шляпками.

Original size 1090x900

О. Н. Гильдебрандт «На вокзале». 1920-е г., Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Композиция на «Вокзале» была создана под впечатлением от увиденного вживую эпизода. Художница изобразила сцену с ракурса прохожего, мы видим действие как будто краем глаза, и скоро пройдем мимо. Фигуры смещены к правому краю листа. Однако, как это часто бывает, если мы приметили что-то яркое, некоторое яркое привлекающее взгляд пятно, мы мгновенно считаем и другие тонкости и детали в уходящем моменте.

Заключение

Ольга Гильдебрандт стремилась изобразить ускользающий момент, передать вечное. Ее работы — это мир, каким она его запомнила или вообразила. Героини ее работ похожи на нее саму — они собрали в себе образы детства, они напоминают муз и от них веет тоской. Ее произведения лиричны, они не стремятся удивить, но поражают своим непосредственным взглядом на мир. Ольге удалось найти свой особый визуальный язык. Ее работы — это монолог художницы, размышление с самой собой наедине, который не требует постороннего зрителя. Вступая в диалог со зрителем, работы приглашают поддаться чистому очарованию простотой красоты изображенного момента.

Источники изображений

Bibliography
Show
1.

Рисунок и акварель в России. ХХ век. Издательство Palace Editions. Санкт-Петербург. 2008 г. 208 с.

2.

Порет Алиса Ивановна (1902-1984) Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сот.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М. Галеев-Галерея. 2014, 284 стр., ил 403.

3.

«Галеев Галерея» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ggallery.ru/exhibitions/1449/ (дата обращения 16.11.24)

4.

Музей русского импрессионизма/ Группа 13 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://group13.rusimp.su/ (дата обращения 16.11.24)

5.

Издательство «Блюпринт» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://theblueprint.ru/culture/art/gruppa-13 (дата обращения: 20.11.24)

Image sources
Show
1.

Аукционный дом «Литфонд» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litfund.ru/auction/55/171/ (дата обращения 18.11.24)

2.

Аукционный дом «Литфонд» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litfund.ru/auction/275/90/ (дата обращения 18.11.24)

3.

Аукционный дом «Литфонд» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litfund.ru/auction/326/136/ (дата обращения 16.11.24)

4.

Аукционный дом «Литфонд» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litfund.ru/auction/350/119/ (дата обращения 16.11.24)

5.

«Галеев Галерея» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ggallery.ru/exhibitions/1449/ (дата обращения 16.11.24)

6.

Музей русского импрессионизма/ Группа 13 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://group13.rusimp.su/ (дата обращения 16.11.24)

7.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.akhmatova.spb.ru/ (дата обращения 18.11.24)

Повседневность Ольги Гильдебрандт
11