
Ольга Гильдебрандт, актриса Александрийского театра из известной балетной семьи, не была профессиональным художником. Несмотря на это, её работы стали широко известны публике благодаря художественной группе «13», просуществовавшей с 1929 по 1931. Исследование представляет анализ выразительных средств в творчестве художницы.

Владимир Милашевский Юрий Юркун, Николай Кузьмин, Татьяна Маврина, Ольга Гильдебрандт, Владимир Милашевский. 24 мая 1937 года в незабвенный вечер общего «бра». 1937 Собрание Алексея Савинова, Москва
Искусство группы «13» было раскритиковано на первой выставке за легкомысленность и буржуазность. Художники стремились передать в графике и живописи легкость и живое впечатление от окружающей действительности. В 1920-1930-х годах впервые организовываются выставки графики. Рисунок перестаёт считаться лишь рабочим материалом, набросок или этюд становится законченным и цельным произведением. Ольга Гильдебрандт участвовала во всех выставках группы «13», её работы приобретали для своих собраний А. А. Сидоров и П. Д. Эттингер. Она стала равноправным творческим партнером в компании многих поэтов и художников. Зрителей привлекала её оригинальная манера, интуитивность и стихийность, созданный автором хрупкий мир. Ольга Гильдебрандт не была стеснена отсутствием знаний анатомии и перспективы, в её художественной практике сохраняется непосредственность восприятия. По образности эти работы близки к стилю художественного объединения «Голубая роза», художники которого уделяли внимание нежности и символизму в своих произведениях.
Обаятельность Гильдебрандт видна и в натурных зарисовках. Главными средствами выразительности художницы были недосказанность, поэтичность и образность.
В них улавливается первое впечатление от объекта изображения, которое может даже более детально передать его характер и истинность, чем проработанный пластический рисунок. Она создает свой уникальный мир в пленэрных работах и не пытается подражать ни одному стилю. Эти произведения не пытаются четко задокументировать, отразить действительность или рассказать о ХХ веке.
Какими средствами художественной выразительности пользовалась Ольга Гильдебранд и какую философию несёт в себе её творчество?
Темп
Ольга Гильдебрандт — быстрый рисовальщик, ловец момента и жестов. Часто её зарисовки, натурные или композиционные эскизы превращаются в схематическое изображение, знак.
Гильдебрандт Ольга Николаевна (1897/1898—1980) «Пейзаж». 1937. Бумага, графитный карандаш, акварель, 15,5×20,5 см
Художница делала зарисовки с натуры быстрыми движениями, какой бы материал не оказался у неё в руке. Мы можем проследить это по неровному грифельному следу, каракульным вихрям зеленого карандаша и по технике акварели по-мокрому, когда краска наносится на влажную подготовленную бумагу. Всё это позволяет добиться в изображении особой внутренней динамики.
О. Н. Гильдебрандт. Пейзаж с деревьями. 1950–1960-е гг. Бумага, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)
Наивность
Наивность в графике Ольги Гильдебрандт — это не подражание детскому рисунку, а истинная правда.
О. Н. Гильдебрандт «Танцующие девочки», 1935 г., собрание М. В. Сеславинского (Москва)., О. Н. Гильдебрандт «Девочки в стиле ар-деко», 1930 г., собрание М. В. Сеславинского (Москва)
В её «Девочках» нет неопытности: на листе расставлены акценты и пятна (края платья и прически), соблюдены ритмы и рифмовки линий.
О. Н. Гильдебрандт («Экзотический пейзаж», 1920-30-е г., собрание Аллы Мамлиной и Владимира Иванюка (Москва)
«Экзотический пейзаж» собрал все достоинства графики художницы: выбор точки зрения, деление на планы, ритмы горизонтальных и вертикальных объектов. Отсутствие знаний в области анатомии и перспективы раскрепощает графику Ольги Гильдебрандт, она становится на путь поиска новых подходов, приемов, экспериментирует с пространством и плоскостью.
Колорит
Одно из главных особенностей графики художницы — колористическое решение. Цветом Ольга передает изменчивое состояние в течение дня, наполняет лист атмосферой.
Гильдебрандт Ольга Николаевна (1897/1898—1980) «Городской пейзаж». На обороте «Улица». Начало 1930-х. Бумага, акварель, белила, 34×29,3 см.
Гильдебрандт О. Н. «Улица». 1933 г., Гильдебрандт О. Н. «Весна». 1929 г.
Ее акварели разбиты на тоновые решения, они могут быть гармоничными, нюансовыми или контрастными, с пробелами непрокрашенной белой бумаги.
О. Н. Гильдебрандт «Городской пейзаж». На обороте «Улица». 1930-4 г., О. Н. Гильдебрандт. Дом у озера. 1950–1960-е гг. Бумага, тушь, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)
Цвета в ее акварелях не ограничены и часто случайны, они зависят от среды в которой она находится. Городской пейзаж она изображает в приглушенных тонах, в то время как природный наполнен разнообразием оттенков и ярких акцентов.
Статика
О. Н. Гильдебрандт («Южный пейзаж», 1932 г., собрание М. В. Сеславинского (Москва)
В её природных пейзажах с деревьями чувствуется статичность и спокойствие, изображение завораживает и приглашает к созидательности и созерцанию.
O. Н. Гильдебрандт. Девочка в саду. 1930-е гг. Собрание P. Б. Попова (Санкт-Петербург), О. Н. Гильдебрандт. На набережной. 1932. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)
Ольга Гильдебрандт часто прорабатывает дальний план, чтобы показать широту и объем пространства, добавить больше воздуха героям. Драматургически на листах по прежнему ничего не происходит, мы следим за тем, как автор наблюдает мир его глазами.
О. Н. Гильдебрандт «В Африке». 1926., [Собрание Рюрика Попова] О. Н. Гильдебрандт «Городской пейзаж». 1930-е. Бумага, акварель, 19,5×27,7 см.
В ее статичных композициях ритм чаще всего повторяющийся и не хаотичный. Она добивается этого с помощью изображения объектов определенным упорядоченным способом: например, три пальмы центрально расположены в листе, или в ряд стоят дома.
Динамика
О. Н. Гильдебрандт «В порту южного города». 1929., Вологодская областная картинная галерея
О. Н. Гильдебрандт «Дворцовый мост». 1929., Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Городской пейзаж Ольги обычно выполнен с нарушением композиционного центра. Важные ключевые объекты стоят по сторонам. В этих работах мы видим больше массивных разнонаправленных линий.
О. Н. Гильдебрандт («Парусники», 1929 г., собрание М. В. Сеславинского (Москва)
Здесь автор предпочитает создавать пёстрые насыщенные полотна: добавляются узоры и вкрапления, как у французских импрессионистов, в лист возвращается динамика, происходит перенасыщение формами и движениями.
Сюжет
О. Н. Гильдебрандт «Две девочки», 1930 г., из собрания М. В. Сеславинского (Москва
В свои пейзажи Ольга добавляет аккуратных декоративных девушек ар-деко. Все ее героини элегантны и нарядны, между ними через мелочи и детали всегда прослеживается содружество.
О. Н. Гильдебрандт. В бамбуковом лесу. 22 февраля 1957 г. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)., О. Н. Гильдебрандт. Дорога. 1957. Бумага, акварель. Собрание Р. Б. Попова (Санкт-Петербург)
Обычно они идут куда-то не спеша, созерцают мир вокруг. Мы наблюдаем за ними издалека. Героини вписаны в среду, они не выделяются на ее фоне, а взаимодополняют своим присутствием царящую в среде одиночество и пустоту.
О. Н. Гильдебрандт. Девушка в парке. 1 февраля 1957 г., О. Н. Гильдебрандт «В аллее. Пейзаж с женской фигурой» 1935 г., O. Н. Гильдебрандт. «Прогулка». 1935.
Ее героини излучают уверенность и красоту. В них проявляется интерес Ольги Гильдебрандт к моде и дизайну, прослеживается её восхищение костюмами и шляпками.
О. Н. Гильдебрандт «На вокзале». 1920-е г., Государственный литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме
Композиция на «Вокзале» была создана под впечатлением от увиденного вживую эпизода. Художница изобразила сцену с ракурса прохожего, мы видим действие как будто краем глаза, и скоро пройдем мимо. Фигуры смещены к правому краю листа. Однако, как это часто бывает, если мы приметили что-то яркое, некоторое яркое привлекающее взгляд пятно, мы мгновенно считаем и другие тонкости и детали в уходящем моменте.
Заключение
Ольга Гильдебрандт стремилась изобразить ускользающий момент, передать вечное. Ее работы — это мир, каким она его запомнила или вообразила. Героини ее работ похожи на нее саму — они собрали в себе образы детства, они напоминают муз и от них веет тоской. Ее произведения лиричны, они не стремятся удивить, но поражают своим непосредственным взглядом на мир. Ольге удалось найти свой особый визуальный язык. Ее работы — это монолог художницы, размышление с самой собой наедине, который не требует постороннего зрителя. Вступая в диалог со зрителем, работы приглашают поддаться чистому очарованию простотой красоты изображенного момента.
Источники изображений
Рисунок и акварель в России. ХХ век. Издательство Palace Editions. Санкт-Петербург. 2008 г. 208 с.
Порет Алиса Ивановна (1902-1984) Живопись, графика, фотоархив, воспоминания./ Авт.-сот.: И. И. Галеев. — Изд. 2-е, доп. — М. Галеев-Галерея. 2014, 284 стр., ил 403.
«Галеев Галерея» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ggallery.ru/exhibitions/1449/ (дата обращения 16.11.24)
Музей русского импрессионизма/ Группа 13 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://group13.rusimp.su/ (дата обращения 16.11.24)
Издательство «Блюпринт» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://theblueprint.ru/culture/art/gruppa-13 (дата обращения: 20.11.24)
Аукционный дом «Литфонд» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litfund.ru/auction/55/171/ (дата обращения 18.11.24)
Аукционный дом «Литфонд» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litfund.ru/auction/275/90/ (дата обращения 18.11.24)
Аукционный дом «Литфонд» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litfund.ru/auction/326/136/ (дата обращения 16.11.24)
Аукционный дом «Литфонд» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.litfund.ru/auction/350/119/ (дата обращения 16.11.24)
«Галеев Галерея» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ggallery.ru/exhibitions/1449/ (дата обращения 16.11.24)
Музей русского импрессионизма/ Группа 13 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://group13.rusimp.su/ (дата обращения 16.11.24)
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.akhmatova.spb.ru/ (дата обращения 18.11.24)