Original size 2480x3500

Размытие в фотографии: брак или художественный приём?

67
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

+Концепция

Многие воспринимают отсутствие фокуса и чрезмерное размытие на снимках как брак. Блюр на фотографиях зачастую выглядит как непреднамеренное явление или случайность, из-за которой множество кадров уходят «в стол». Однако на протяжении истории можно увидеть большое количество «замыленных» и нерезких снимков. В современности дифференцированная фокусировка и эффект размытия являются мощными визуальными приёмами, которыми активно пользуются творческие деятели. С помощью них фотографы достигают тех самых зрительных ощущений, придающих особый смысл кадру.

Откуда?

Изначально с появлением фотографии и фотографических процессов в первой половине 19-го века та самая «замыленность» была обусловлена технически. Старые методы запечатления реальности зачастую не давали достаточной глубины резкости снимкам, а из-за длительного процесса экспонирования (выдержки кадра) при малейшем движении объект получался размытым. Так, многие дагеротипы и калотипы кажутся современному зрителю нечёткими. Во второй же половине 19-го века появляется пикториализм. Фотографы, придерживающиеся этого течения, специально в своих работах создавали ощущение масляной живописи, приближая их к произведениям импрессионистов и символистов. Так, «мыльность» и дымка, создающие ощущение таинственности и воспоминаний, пришли в фотографию. Знаменитые портреты, сделанные Джулией Маргарет Камерон, являются примером того, как приём размытия добавляет кадру нежности, лёгкости и некоторой наивности. Здесь это не случайность или техническая погрешность, а намеренный визуальный приём.

big
Original size 2557x1500

[1] Джулия Маргарет Камерон, «‎‎Грёзы»‎‎, 1869; [2] Джулия Маргарет Камерон, «‎Беатрис»‎‎, 1866

Постепенно с развитием технологий уменьшалась длительность выдержки фотографий и делать резкие кадры становилось намного легче. «Мыльность» снимков стала восприниматься большинством как технический брак или не профессионализм самого фотографа.

Брак или творческий замысел?

В современном же мире творческие эксперименты над фотографией безграничны. Сейчас блюр является одним из основных визуальных приёмов в фотоработах многих творческих деятелей. Намеренно размывая объекты в кадре они достигают нужного зрительного эффекта, вкладывая туда особый смысл. Этот приём помогает передать те ощущения, которых нельзя достичь при полной чёткости объектов. Так, фотографы, «играя» с глубиной резкости, иногда даже полностью размывая кадр, передают нежность и таинственность момента. Зачастую при использовании этого эффекта сам фотографируемый объект перестаёт считываться и уходит на второй план, становясь абстракцией и выводя на первое место по значимости свет и цвет. Иногда блюр обусловлен практически. Фотографы специально размывают некоторые части снимка, чтобы показать динамику, акцентировать внимание зрителя на определённых объектах или, наоборот, скрыть их.

Original size 3435x1500

[1] Анри Венн, фрагмент из диптиха «Как сделать их правдоподобными», 2015; [2] Ута Барт, Без названия, 21 век

В исследовании я анализирую применение приёма размытия в работах фотографов разных лет. Выявляю в каких случаях и целях используется дифференцированная фокусировка и какой визуальный эффект и метафору она создаёт. Анализирую как расфокусировка влияет на внимание зрителя и в каких случаях размытие обусловлено практически или технически.

Работа делится на три части, раскрывающие функции приёма размытия: метафоричность, художественность, практичность. В каждом разделе анализируется какой визуальный эффект производит дифферинцированная фокусировка и как он влияет на визуальное восприятие фотоснимка. Методы исследования — отбор визуального материала в виде фотографий, в которых есть размытие объектов и анализ причин появления этого эффекта на снимках. Цель работы — выявить основные случаи, когда используется расфокусировка в фотографии. Путём анализа работ разных жанров и лет понять творческую и смысловую ценности этого визуального приёма.

+Метафоричность

[1] Момент

Отсутствие фокуса, схожее по визуальному восприятию с картинами импрессионистов, создаёт впечатление едва уловимых воспоминаний, будто перед нами не точное изображение реальности, а только его образ, оставшийся в памяти.

Original size 2970x1000

[1-2] Такуро Тояма, из серии «Девенир», 2020-2021

Original size 3286x1000

[1] Вирджина Мак, из серии «Спокойный», 2020-е; [2-3] Вирджина Мак, из серии «Референс человека», 2020-е

Original size 4150x2000

[1] Вирджина Мак, из серии «Скрытая природа», 2020-е; [2] Вирджина Мак, из серии «Референс человека», 2020-е

Этот эффект используется на фотографиях ландшафтов и города. Он создаёт ощущение, будто это не отражение реальности, а воспоминание о том месте, где был автор.

Original size 2520x1824

Ута Барт, Без названия, 1998-2000

Original size 2557x1500

[1-2] Билл Джейкобсон, из серии «День Нового года», 2003

[2] Загадка

Размывая кадры и оставляя лишь едва уловимые силуэты, фотографы создают ощущение таинственности и загадки, которую зритель пытается разгадать. Некоторая эфемерность образов заставляет воображение дополнять фотографию, привнося новые смыслы в изображение.

Original size 3316x1500

[1-3] Франсуа Фонтен, из серии «Тишина!», 2012

Original size 0x0

Такуро Тояма, из серии «Девенир», 2020-2021

Original size 3500x2500

[1] Франсуа Фонтен, из серии «Тишина!», 2012; [2] Билл Армстронг, портрет, 1998

Многие фотографы экспериментируют с расфокусом, искажая пропорции лица и делая их неузнаваемыми, что является очень интересным визуальным приёмом. Этот эффект заставляет зрителя гадать и додумывать что же изначально было изображено. Из-за чего такие образы надолго остаются в памяти.

Original size 3316x1500

[1-3] На́сос Карабелас, из серии «Фигуры» #20, 2017

Original size 2426x1588

[1-2] Елена Оганесян, серия «САД ВЕНЕРЫ II», 2010-е

Original size 3500x1500

[1] Джек Девисон, для журнала Belly, 2021; [2] Джек Девисон, Без названия, 2020-е, [3] Джек Девисон, для журнала Belly, 2021

[3] Женственность

Мягкий фокус или почти полное его отсутсвие часто встречается в фотографиях, где изображены девушки. Такой эффект добавляет женственности и мягкости образу.

Original size 3500x1500

[1-2] Лиэнн Сёрфлит, из серии «Автопортрет», 2020-е

Original size 3500x2000

[1] Сара Мун, «Женская вуаль II», 2011; [2] Джулия Маргарет Камерон, «Дева Мария», 1867

Original size 2237x1500

Лор Альбин Гильо, «Обнаженное исследование. Париж», 1940

Original size 3500x2000

[1] Ли Миллер, женский портрет, 1927; [2] Джек Дависон, портрет Скарлет Йохансон для New York Times, 2019

Original size 2237x1500

Джек Девисон, из серии «26 Штатов», 2020-е

Однако, женственность это не всегда про нежность и мягкость. С помощью дифференцированной фокусировки фотографы показывают внутреннюю силу женщины, создавая «роковой» образ.

Original size 3500x2000

[1] Джек Дависон, портрет для New York Times, 2019; [2] Ира Бордо, женский портрет, 2000-е

[4] Обезличивание

Когда фокус внимания на фотографии не направлен на конкретного человека, а уходит в сторону других элементов, то зачастую используется приём блюра.

Original size 3500x1500

[1-3] Свен Пфроммер, из серии «Сторожевая башня 1», 2015

Так, фотограф Sven Pfrommer создал серию под названием Watchtower I, где он показал людей, которых он встречал целый день на улице в незнакомом городе. Все кадры находятся в расфокусе. Таким образом, автор показывает общий колорит местных жителей, не акцентируя внимание на их личности и черты.

Original size 3500x2000

Джон Бато, серия «Присутствующие и отсутствующие» (англ. Present & Absent), 1998

Другой пример изображён в сериях Interim Portrait и Interim Figure. Название в переводе на русский язык звучит как «Промежуточный портрет» и «Прмежуточная фигура». Так, фотограф, используя размытие кадра, делает композицию и светотеневой рисунок в этом жанре фотографии важнее, чем черты лица и тела человека.

Original size 4060x1500

[1] Билл Джейкобсон, «Промежуточный портрет» #502, 1993; [2] Билл Джейкобс, «Промежуточный портрет» #388, 1992; [3] Билл Джейкобсон, «Промежуточный портрет», 1992

Original size 3500x1989

[1] Билл Джейкобсон, «Промежуточная фигура» #616, 1993; [2] Билл Джейкобс, «Промежуточная фигура» #646, 1992

[5] Интимность

Для изображения личных романтических моментов жизни и оголённых частей и изгибов тела фотографы часто используют расфокус. Так, кадр приобретает романтичность и интимность.

Original size 3268x2000

[1] Ман Рэй, «Анатомия», 1930; [2] Билл Якобсон, из серии «Мысли» #2319, 1997

Original size 2520x1720

Франсуа Фонтен, из серии «Тишина!», 2012

Original size 2807x2000

[1-2] Триша Капелло, серия «Переписанная любовь», 2010-е

«Этот проект, сочетающий в себе поэзию и фотографию, трансирует повторное открытие любви: символическую глубину её значения, её трещин, её искажений, её истины как права первородства и капитуляции, которая приветствует её целостность изнутри».

— Триша Капелло о фотопроекте Rewriting love

+Художественность

[1] Цвет

Расфокус в фотографии используют для того, чтобы подчеркнуть цветовые решения кадра. Так, размытый силуэт фотографируемого объекта становится частью палитры.

Original size 3266x2000

[1] Билл Амстронг, «Портрет #302», 2020-е; [2] Билл Амстронг, «Портрет #308», 2020-е

Original size 2520x1720

Билл Амстронг, из серии «Портрет», 2020-е

Original size 3289x2000

[1] Сара Мун, «К. П. Йоджи Ямамото», 1998; [2] Джек Девинсон, портрет Кейт Бланшетт для NYT Magazine, 2022

Original size 3775x1475

[1-3] Мацек Ясик, серия «В обход рационального», 2012

[2] Свет

Размытие помогает подчеркнуть свет в кадре. Этот визуальный приём используется как для дневного времени суток с активными лучами солнца, так и для сумерек, когда выделяются фонари и точечные источники света.

Original size 3164x1500

[1] Вирджина Мак, из серии «Самообладание 01» (Countenance 01), 2010-e; [2] Вирджина Мак, из серии «Самообладание 02» (Countenance 02), 2010-e

Original size 2923x1866

Ута Барт, «Поле № 14», 1996

Интересно этот эффект выглядит на фотографиях ночного города, где главным становится не архитектура и улицы, а огни города. Так свет фонарей, окон и фар машин создают цветовые пятна и композиционную основу. Сам же снимок максимально приближается к зрительному восприятию: мы будто смотрим на пейзаж, «расслабив» взгляд и улавливая только световые пятна.

Original size 2832x2000

[1-2] Марк Янкус, из серии «Ранние городские пейзажи», 2010-е

Original size 2923x1866

Марк Янкус, из серии «Ранние городские пейзажи», 2010-е

+Практичность

[1] Движение

Чтобы добавить динамику и создать ощущение стремительного движения в кадре фотографы используют длинную выдержку. Таким образом движущийся объект размывается и «оживает».

Original size 3500x1500

[1-3] Ян Грувер, серия фотографий, 1975

Original size 3500x1359

[1] Ирис Хамм, для Vogue «Фото дня», 21 век; [2] Ринко Каваучи, Без названия, из серии «Шурмурация», 2010

Original size 3018x2000

Д-р Аджай Кумар Сингх, Без названия, 2021

Original size 3500x1359

[1-2] Осаму Йоконами, из серии «Снег», 21 век

Этот приём идеально подходит для съёмки различных танцевальных или музыкальных мероприятий. Так, размытие погружает зрителя в динамику происходящего.

Original size 2549x1500

[1-2] Джек Дэвисон, из серии «Фламенко» для Sixteen Journal, 2023

[2] Акцент

Один из самых частых вариантов использования блюра. Однако с помощью этого эффекта размывают не только задний фон, чтобы выделить передний. Этот приём фокусирует внимание зрителя на определённом объекте и это не всегда тот, который находится в фокусе.

Original size 3286x1000

[1-3] Ута Барт, серия «…вскользь», 1995-1997

Original size 1417x643

Габор Ош, «Конструктивный взгляд», 2004

Original size 3500x2500

[1] Бернар Плоссю, «Альпы», 1970; [2] Флоренс Анри, «Композиция (персонаж и корзина на пляже)», 1930-1935

Original size 3709x1500

[1] Джек Девисон, Без названия, 2007-2019; [2] Кото Болофо, Без названия, 2015; [3] Джек Девисон, Без названия, 2007-2019

[3] Цензура

При изображении обнажённых тел фотографы часто используют приём расфокусировки. Так, они не только добавляют мягкости и нежности кадру, но и обходят цензуру.

Original size 3292x1500

[1-2] На́сос Карабелас, из серии «Фигуры» #12, 2017

Original size 2246x1500

Франсуа Фонтен, из серии «Тишина!», 2012

Original size 3500x2000

[1-2] Билл Джейкобсон, из серии «День Нового года», 2003

+Заключение

Приём размытия в фотографии зачастую не является случайностью или погрешностью автора, кроме того, в объективе профессионала он выглядит уместно и помогает раскрытию творческого замысла. Расфокусировка является мощным визуальным инструментом в руках фотографа. Таким образом они подчёркивают идею фотографии, придают ей большую художественность или используют его как рациональный метод для достижения практических целей: управление вниманием зрителя, добавление динамики или обход цензуры. Каждый фотограф вне зависимости от времени использует этот эффект по-разному, однако он всегда «цепляет» и запоминается.

Bibliography
Show
1.

Blur — Photo Elysée [Электронный ресурс]. URL: https://elysee.ch/en/exhibitions/blur/ (дата обращения: 10.05.2024).

2.

Interview: Bill Armstrong — Musée Magazine [Электронный ресурс]. URL: https://museemagazine.com/features/2019/9/18/interview-bill-armstrong (дата обращения: 10.05.2024).

3.

Tricia Gahagan, Photography, Fine Art // triciagahagan [Электронный ресурс]. URL: https://www.triciagahagan.com (дата обращения: 10.05.2024).

4.

Bailey M. Embracing Blur in Photography // The Shutterstock Blog [Электронный ресурс]. URL: https://www.shutterstock.com/blog/blur-photography (дата обращения: 10.05.2024).

5.

Dillon B. An Alluring History of Photographic Blur // The New Yorker. 2023.

6.

Shape of light: experiments in photography and abstract art — in pictures // the Guardian. 2018.

Image sources
Show
1.

Bailey M. Embracing Blur in Photography // The Shutterstock Blog [Электронный ресурс]. URL: https://www.shutterstock.com/blog/blur-photography (дата обращения: 10.05.2024).

2.

Behance Nasos Karabelas // Behance [Электронный ресурс]. URL: https://www.behance.net/Nasos-Karabelas (дата обращения: 10.05.2024).

3.

Dillon B. An Alluring History of Photographic Blur // The New Yorker. 2023.

4.

Shape of light: experiments in photography and abstract art — in pictures // the Guardian. 2018.

5.

Self-isolation // Leanne Surfleet [Электронный ресурс]. URL: https://www.leannesurfleet.co.uk/self-isolation (дата обращения: 10.05.2024).

6.

Blur — Photo Elysée [Электронный ресурс]. URL: https://elysee.ch/en/exhibitions/blur/ (дата обращения: 10.05.2024).

7.

LENA OGANESYAN • DREAM WITHIN A DREAM [Электронный ресурс]. URL: https://elenaoganesyan.ru/ (дата обращения: 10.05.2024).

8.

François Fontaine | Works [Электронный ресурс]. URL: https://francoisfontaine.com/works (дата обращения: 10.05.2024).

9.

Tricia Gahagan, Photography, Fine Art // triciagahagan [Электронный ресурс]. URL: https://www.triciagahagan.com (дата обращения: 10.05.2024).

10.

トヤマタクロウ | IMAGRAPHY | IMA ONLINE [Электронный ресурс]. URL: https://imaonline.jp/imagraphy/takuroh-toyama/#img8 (дата обращения: 10.05.2024).

11.

Home — Bill Jacobson [Электронный ресурс]. URL: https://www.billjacobsonstudio.com/wp/ (дата обращения: 10.05.2024).

12.

John Batho / Present & Absent — Lydia Jackson Art [Электронный ресурс]. URL: https://lydiajackson96.wordpress.com/2015/12/01/john-batho-present-absent/ (дата обращения: 10.05.2024).

13.

Sarah Moon // Michael Hoppen Gallery [Электронный ресурс]. URL: https://www.michaelhoppengallery.com/artists/29-sarah-moon/ (дата обращения: 10.05.2024).

14.

Laure Albin-Guillot — Grigiabot [Электронный ресурс]. URL: https://grecobello8id.wordpress.com/tag/laure-albin-guillot/ (дата обращения: 10.05.2024).

15.

Gallery I // Virginia Mak’s Portfolio [Электронный ресурс]. URL: https://www.virginiamak.com/home (дата обращения: 10.05.2024).

Размытие в фотографии: брак или художественный приём?
67
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old