
Абстракцию можно понимать по-разному. Не всегда очевидно, где начинается абстракция и начинается предметность. Для примера, Википедия дает такое определение абстракции: «Абстра́кция (лат. abstractio „отвлечение“) — процесс отвлечения (абстрагирования) от тех или иных характеристик объекта для их избирательного анализа; при этом наблюдаемый объект замещается его идеализированным теоретическим образом — абстрактным объектом.»
В этом исследовании, конечно, будет идти речь об абстракции именно в визуальной области. Я хочу сформулировать свое понимание абстракции для этого исследования:
Абстракция — это визуальная единица, которая не репрезентует никакой материальный, реально существующий, узнаваемый нами объект. То, что не могло бы существовать в материальном пространстве.
Анимация — искусство, обладающее средствами, позволяющими крайне выразительно работать с абстракцией. С самого зарождения анимационного искусства, режиссеры пробовали работать с абстрактными формами, например, для передачи впечатлений от музыки. Можно вспомнить небезызвестную «Фантазию» Уолта Диснея или обратиться к немецкому авангарду 20-х годов. Уже тогда на общей волне авангардного искусства пробовали оживлять абстрактные формы такие новаторы как Ханс Рихтер, Вальтер Руттман, Оскар Фишингер и другие.
На сегодняшний день абстрактные фильмы продолжают создаваться, но примеров, где абстракция была бы представлена в чистом воплощении, не так много. Нам, как зрителю, приятно видеть образы, которые легко считать. Возможно поэтому чисто абстрактных работ относительно немного в общей массе существующих анимационных фильмов. При просмотре даже не нарративных и беспредметных историй мы часто ищем историю, драматургию, характер, за которым можно следить и эмпатировать ему.

Wonder/Mirai Mizue
Я очень люблю и предметность, и абстракцию. И я заметила, что особенно радостное ощущение испытываю, когда оба эти мира сталкиваются в одном произведении, заставляя нас как бы балансировать на острие между понятным и мистическим, конкретным и условным. На стыке явлений всегда рождается самое острое звучание. Такой прием, как правило, выглядит интересно и помогает освежить восприятие зрителя при определенном использовании. Он может помочь расставить акценты, выделить важные моменты фильма, задать атмосферу, передать сложные концепции, понятия, незаменим при передаче эмоций. Наверное, основная особенность абстракции — это ее загадочность. Человеческий мозг незамедлительно реагирует на то, что кажется ему неизвестным, чего нет в его понятной картине мира, что не названо и не принадлежит к миру конкретных вещей. Поэтому при появлении в предметной реальности, такие абстрактные элементы тут же приковывают внимание, кажутся интересными. Это работает и наоборот: в полностью абстрактной реальности взгляд стремится вычленить знакомые, понятные мозгу образы, поэтому в мире абстракций остро работает образность. Варианты работы с этим сочетанием, кажется, почти безграничны.
В этой работе исследуется, как и в каких ситуациях разные режиссеры анимации сочетают абстракцию и предметность в своем творчестве.
Будет рассмотрены такие аспекты использования абстракции: - Абстракция в качестве перехода - Абстракция как элемент визуального стиля - Абстракция как драматургический элемент - Абстракция как иллюстрация переживаний персонажа - Абстракция в качестве физического закона мира
Переход
Распадание объектов на абстрактные элементы и последующая их трансформация во что-то новое часто используется в качесве перехода или в клипах. Такой прием отлично работает на создание настроения, одновременно выполняя задачу чисто монтажного инструмента, бесшовно и эффектно связывая между собой кадры.
Cómo Te Quiero — Khruangbin/Cossa
Cómo Te Quiero — Khruangbin/Cossa
В клипе «Cómo Te Quiero» мексиканского режиссера Cossa идет повествование о взаимодействии внучки и дедушки, прикованного к кровати и умирающего. Дедушка с внучкой проводят удивительное совместное путешествие в мир совместных счастливых воспоминаний. Переходы между сценами через абстрактные образы, мерцающие и текучие, поддерживают тему волшебства их взаимодействия. Действие происходит то ли в магическом по природе сознании ребенка, то ли в лихорадочном сознании дедушки, но в основе своей выходы в абстракцию не являются элементом мира, а выполняют лишь настроенческую и связующую роль для зрителя.
King Gizzard and The Lizard Wizard — Shanghai/Amanda Bonaiuto
King Gizzard and The Lizard Wizard — Shanghai/Amanda Bonaiuto
В работе Amanda Bonaiuto на песню группы King Gizzard and The Lizard Wizard — «Shanghai», режиссер также использует переходы через абстракцию. Это выглядит очень органично и естественно, поскольку вся эстетика клипа построена на текучих и плавных движениях, все постоянно меняется, находится в динамике. Переход, приведенный выше, можно назвать абстрактным, но при этом в основной форме угадываются контуры бабочки, образ которой проходит как через текст, так и через весь визуальный ряд клипа. В данной ситуации превращение одного персонажа в другого дополнительно рифмуется с метаморфозой, через которую проходит само насекомое — бабочка.
Dans la danse (In the dance)/Katya Mikheeva
Похожий прием использует Катя Михеева в своей работе «Dans la danse „(In the dance). Я видела только трейлер этого фильма и, судя по нему, это что-то между клипом и анимационным этюдом. Катя анимирует условно решенных человечков, которые танцуют. Этот фильм — признание в любви к танцам и анимации. По трейлеру видно, что он весь построен на пластике, динамике движений танцоров. Периодическая трансформация героев в абстрактные формы доводит счастье от восприятия чистого анимационного движения до предела. Повествование становится еще более непрерывным, текучим, безвременным. Она позволяет разнообразить пластические ходы, образные решения и служит отличным переходом между танцевальными фрагментами. Кстати, режиссер в интервью рассказывала о том, что использовала в качестве референсов видео своих друзей-танцоров. Интересно, что появляется еще один шажок от реальности к абстракции, выстраивается дополнительная связь: реальный человек — персонаж — абстракция.
Стилистическое решение
Shugar Show/Лиана Макарян
Shugar Show/Лиана Макарян
Порой абстрактные элементы становятся частью художественного решения мира. Они могут не играть специальной драматической роли, а просто служить в качестве интересных визуальных пятен, поддерживая определенное настроение для зрителя. Например, в фильме Лианы Макарян «Sugar Show» в фоны интегрированы пятна из цветной бумаги. Порой они обозначают реальные объекты: деревья или кусты, оконную раму. В других случаях являются подложкой, например, под рисунком табуретки. А порой не обозначают ничего и просто вписываются в общее пространство в виде яркого пятна. Тут абстрактные элементы никак не взаимодействуют с персонажем, не влияют на сюжет. Но они прекрасно дополняют черно-белую графику и создают настроение легкости и игривости, которое присутствует в фильме, несмотря на эмоционально довольно тяжелую тему токсичных отношений, поднятую в нем.
mona by the water/Metias Gray
mona by the water/Metias Gray
Другой пример похожей работы с абстракцией — фильм режиссера Metias Gray «mona by the water». Он рассказывает о девочке, у которой родился младший сиблинг и теперь все внимание мамы направлено на него. Девочка проходит через принятие этого факта и учится любить маленького родственника. Это довольна короткая история, но визуально она сделана очень симпатично. Используются сочетание элементов коллажа, рисованных объектов и простой компьютерной векторной рисовки персонажей. Абстрактно решены цветы в природных сценах, при том, что сами ландшафты довольно реалистичные, со светотеневой моделировкой. В этом случае очень условные абстрактные цветы отлично оттеняют подробность и реалистичность других элементов мира. Натурализм и простота соединяются, создавая баланс и не давая заскучать зрителю от однообразия изобразительных приемов.
Juan Wauters — Milanesa al Pan (ft. Zoe Gotusso)/Dante Zaballa
SNIPS/Dante Zaballa
Совсем иной подход мы встречаем в работах Dante Zaballa. Режиссер много работает с документалистикой и ротоскопом, обрисовывая поверх видео с телефона, но делает это в такой условной наивной манере, что порой мы не сразу узнаем все объекты. Мир превращается в кучу цветных пятен. Часто их смысл раскрывается только в движении, поддерживаемом звуком с оригинальной звуковой дорожки. Этот мир нельзя назвать абстрактным, так как каждое пятно имеет свое конкретное вполне реальное значение, но их предельная условность вынуждает нас балансировать между реальностью и абстрактностью.
Dan Oiuw — 6pm (radio edit)/Dante Zaballa
По-другому режиссер подходит к созданию клипа «Dan Oiuw — 6pm». Данте использует наложение ярких абстрактных текстур, где-то пластилиновых, где-то глитчевых, компьютерных. Все вместе работает на создание единой визуальной стилистики, создавая ощущения ирреальности и психоделичности.
Драматургический элемент
Абстракцию может ирать не только настроенческую и дизайнерскую, но и драматическую роль, помогать раскрыть идею фильма. Зачастую абстрактные образы используются для передачи каких-то нематериальных явлений. Абстракция, как чистая форма, воздействует непосредственно на чувства зрителя, не создавая дополнительных смыслов. Часто абстрактное изображение используют для визуализации музыки — пожалуй, самого абстрактного из искусств. Но также через абстракцию можно передать вкус и запах, душевное переживание, измененное состояние сознания, природное явление, переход в иное качество бытия и т. д.
At The Mouth Of Summer/Xinxin LIU
At The Mouth Of Summer/Xinxin LIU
Работа «At The Mouth Of Summer» японского режиссера Xinxin LIU представляет собой яркую зарисовку на тему пляжного отдыха. Весь фильм состоит из динамичных сцен, показывающих забавных разноцветных персонажей, проводящих жаркий летний день на морском берегу, купаясь, загорая и танцуя. Абстракция появляется внезапно и четко делит повествование, являясь кульминационным моментом фильма и знаменуя собой начало дождя. Также происходит перемена музыкального сопровождения, абстрактные образы идут в паре с джазовой импровизацией. Как и дождь для посетителей пляжа является неожиданностью, так и переход к абстракции для нас. В данном примере абстракции поддерживают яркий красочный визуальный ряд, не разрушая радостное игривое настроение, а даже усиливая его. Как будто несмотря на то, что это дождь, это еще и отличная смена ощузений для всех и это был отличный пляжный день.
Feral/Daniel Sousa
Совсем другой по настроению и приемам фильм «Feral»режиссера Daniel Sousa. Это фильм о мальчике, который рос в лесу, но затем был пойман и отправлен жить в человеческое общество. Костюм сковывает его движения, сверстники в школе смеются над ним, взрослые не знают, как себя вести и бросают мальчика в клетку. История рассказана вполне реалистическими классическими средствами, но есть в ней несколько магических метафоричных эпизодов. Самый яркий момент нарушения реальности происходит в конце, когда мальчику наконец удается убежать из заточения. Мир вдруг перестает казаться незыблемым, нарушаются законы физики: мальчик начитает летать, трансформироваться в диких животных. Ситуация разрешается, когда герой распадается на множество мелких бесформенных летящих частиц, парящих на фоне простора природных ландшафтов. Он переходит в иное состояние, обретает свободу. В таком реалистичном мире подобный магический финал можно рассматривать как метафору, преподнесенную зрителю. Создается впечатление, что есть реальность, возможно, более трагичная, оставшаяся в мире, доступном только живущим в нем героям, а такой переход в абстракцию — образ летящих светящихся частиц достается взгляду зрителя.
Drunk/Никита Мещеряков
Drunk/Никита Мещеряков
Drunk/Никита Мещеряков
Фильм «Drunk» Никита Мещеряков строит вокруг одного состояния — алкогольного опьянения. Основанный на работах Пауля Клее, «Drunk» весь целиком балансирует на грани абстрактности и предметности. В данном случае предметно-абстрактная природа фильма передает нечеткость, спутанность, неясность восприятия мира. Образы довольно условные и сам этот факт сильно приближает их к потере какой-бы то ни было образности. Они то распадаются на отдельные черточки, то увеличиваются в размерах или множатся до такой степени, что мы временами перестаем считывать фигуры предметов, людей. Тут нет четкой грани между абстрактным и предметным, но есть ощущение их постоянного синтеза. Конечно, можно сказать, что тут абстракция еще и элемент стиля, но поскольку он работает на раскрытие конкретного образа, я отнесла его к этой категории.
The clock in my room stops/Caibei Cai
Похожим приемом пользуется Caibei Cai в своем фильме «The clock in my room stops». В данном случае режиссер с помощью абстрактных и образных элементов передает ощущения человека, находящегося на границе сна и бодрствования. Закадровый голос озвучивает череду бесструктурно и свободно мыслей, протекающих в сознании засыпающего человека. Визуальный ряд поддерживает этот поток. Порой мы видим четкие образы, вырванные из небытия, порой лишь геометрические фигуры или разводы красок. Тонкое сочетание этих элементов дает нам ощущение нахождения на грани между мирами.
Apart (Spolu sami)/Diana Cam Van Nguyen
В работе «Apart» (Spolu sami) чешской режиссера Diana Cam Van Nguyen абстракция, напротив, используется очень деликатно и лимитировано. Фильм является анимадоком и поднимает тяжелую тему утраты близкого человека. Люди делятся своими историями переживания потери. Визуальное решение построено на сочетании видео с дорисовкой краской поверх, также присутствуют документальные кадры с кассет из личного архива.
Apart (Spolu sami)/Diana Cam Van Nguyen
Лишь в нескольких моментах включаются кадры с лаконичными белыми абстрактными элементами на черном фоне. Создается ощущение, что они помогают хоть в какой-то мере приблизиться к передаче самых тяжелых чувств, когда образов уже не хватает или они слишком мрачные. В этом контексте выход в абстракцию как бы деликатно собирает ту безмерную человеческую боль, сводя ее до простого и чистого образа, который уже легче для передачи и восприятия.
Orgesticulanismus/Mathieu Labaye
Другой анимадок — фильм Mathieu Labaye «Orgesticulanismus». Он повествует об отце режиссера, который был прикован к инвалидному креслу на протяжении 15 лет. Фильм имеет интересную структуру повествования, включая документальные снимки и анимацию людей в зацикленных моментах движения в системе координат.
Orgesticulanismus/Mathieu Labaye
Основную часть фильма занимает танец людей, образы которых мелькают, но движение остается единым. Танец набирает обороты, образы людей все более утрируются и искажаются пока человеческая плоть отстраняется от тела и взгляду обнажается структура, скелет. Этот образ становится последним точно узнаваемым, после этого танец происходит уже в плоскости абстракций. С одной стороны весь фильм представляет собой удивительное пластическое анимационное путешествие посредством бесконечных метаморфоз. С другой — документальная канва и закадровый текст в начале и в конце фильма не дают нам совсем уйти в это восприятие. Закадровый голос дает нам важное рассуждение том, как воспринимает мир человек, лишенный возможности двигаться физически. Трансформация в абстракцию в данном ключе приобретает значение перехода на другой уровень восприятия себя и мира, обретения внутренней жизни и свободы движени
Про бабу, которая хотела улететь/Саша Свирский
Работы Саши Свирского можно отнести практически ко всем разделам этой классификации. Это и элемент стиля, и отражение абстрактных понятий, и переход между кадрами. Вся его визуальная поэзия пронизана абстрактными элементами и представляет собой танец или игру на грани предметности и абстракции. Самобытная графика художника сочетается с коллажами, яркие запоминающиеся образы распадаются на силуэты и точки и вновь собираются по множество раз за фильм. Все постоянно меняется и дышит, существуя как будто сразу в нескольких измерениях ― реальном и совсем условном, линейно — геометрическом. Фильмы Саши Свирского выглядят зашифрованными посланиями из другого высшего мира, где люди общаются с помощью текстур, звуков и линий. Я решила отнести работы Саши Свирского к этому блоку, поскольку персонажи часто настолько мерцающи, что сложно их держать даже в рамках единого образа.
9 способов нарисовать человека/Саша Свирский
Но и в работах Свирского можно проследить различный подход к работе с абстракцией. Например, в фильме «9 способов нарисовать человека» стилистика изображения меняется в зависимости от способа, о котором идет речь. В разделе, где говорится о том, что человека можно нарисовать просто, изображение очень простое и условное, формы тяготеют к абстракции очень сильно. В разделе, где, напротив, раскрывается тезис о том, что человека можно нарисовать подробно, используемые образы очень конкретны, используется множество коллажных вставок.
Про бабу, которая хотела улететь/Саша Свирский
В другом своем фильме «Баба, которая хотела улететь» абстракцию является не только частью визуального кода режиссера, но и используется для создания драматического напряжения, чтобы подчеркнуть сложное эмоциональное состояние героини.
Wonder/Mirai Mizue
Фильм японского режиссера Mirai Mizue «Wonder» в отличие от всех предыдущих фильмов является больше абстрактным, чем предметным кино. И все же, и здесь можно говорить об образности. В череде разноцветных постоянно преобразующихся, сменяющихся форм можно вычленить некоторые вполне узнаваемые образы и даже проследить нарратив. Когда я смотрю это кино, то мне кажется, что оно показывает историю эволюции организмов, историю рождения человека, как вида и как конкретного живого существа. В начале фильма мы видим множество образов, ассоциативно связанных с жизнью микроорганизмов и клеток, по ходу развития сюжета образы усложняются, можно считать силуэты людей. В данном случае язык абстракции позволяет говорить о вещах почти волшебных, неразгаданных, составляющих таинство мира.
Me, Myself and I/Клаудиа Лархер
Еще один интересный пример — работа австрийского режиссер Клаудии Лархер «Me, Myself and I». Фильм представляет собой череду сменяющихся фотопортретов режиссера. Нескончаемая трансформация сделана с помощью искусственного интеллекта, за счет чего обычные фотографии зачастую начинают казаться неправильными и пугающими. Человеческие черты то и дело теряются и искажаются, сливаясь в одну бесформенную абстрактную массу, лишь отдаленно напоминающую человеческое лицо. На фоне закадровый голос ведет рассуждение о природе человеческого Я, его изменчивости, иллюзорности и неопределенности. Тяготеющие к абстракции фотографии человеческого лица поддерживают мысль о неуловимости собственного Я.
Субъективные переживания персонажа
Можно было бы не выделять отдельную категорию и объединить ее с предыдущей, но я решила провести здесь некоторое различие. Этот раздел является скорее подкатегорией предыдущего. Разница состоит в том, что при в эту категорию входят фильмы, где абстракция передает не просто какое-то ощущение, процесс, эмоцию, существующую внутри себя и для зрителя, а является отражением чувств конкретного персонажа. Кроме зрителя тут есть очевидно фигурирующий герой истории, который тоже является субъектом переживания.
Lah gah (Letting go)/Cecile Brun
В работе Cecile Brun «Lah gah» (Letting go) рассказывается история девочки. Она помогает своему папе готовить на кухне, они дурачатся, вместе взбивают венчиком кулинарную массу. Девочка играет с этой массой, но в какой-то момент массы становится слишком много и она уносит девочку. Она тонет в ней, как в бурной реке, пока рука папы не помогает ей выбраться. В данном случае масса представляет собой бесформенную субстанцию, обладающую тем не менее своими свойствами и законами. Мы явно не воспринимаем ее, как смесь яиц с сахаром и мукой, но скорее как некую абстрактную пугающую сущность. Не совсем очевидно, что обозначает эта субстанция, трактовка остается на волю зрителю. И этот простор для трактовки возникает именно из-за недосказанности, абстрактности массы, лишенной узнаваемых атрибутов.
Мокрые носочки Берты Райз/Александра Шадрина
Другой пример с точечным выходом в абстракцию — фильм «Мокрые носочки Берты Райз» режиссера Александры Шадриной. В кино представлен достаточно подробный реалистический мир с драматической историей. В фильме фигурируют проработанный интересные персонажи, он полон узнаваемых жизненных деталей. Но в один момент в кино на несколько кадров вводится абстракция. Это происходит в сцене, где главный герой падает с лодки и чуть не умирает. Тут мы видим череду тревожный карандашных закорючек затем переходящих в образы поющих девушек. Можно предположить, что нам показаны видения главного героя в критический момент. Данным способом подчеркивается драматичность и неординарность момента, запутанные закорючки создают ощущение тревоги и дискомфорта, которые испытывает тонущий персонаж.
Законы мира
Порой абстракция становится не только эффектным приемом или иллюстрацией сложных явлений или переживаний, но частью созданного на экране мира. В таком случае персонажи могут взаимодействовать с абстрактными элементами или даже состоять из них. Абстракция становится реальным физическим законом, одной из характеристик вселенной. В этой ситуации абстрактные элементы приобретают материальность, частично теряя свои абстрактные качества, но и создаваемый мир сразу становится более условным и загадочным. Изменение законов мира и применение абстрактных элементов сразу вызывает у зрителя интерес и желание понять, как это работает, как объекты взаимодействуют между собой. Порой для создания интересной истории достаточно добавить условности.
Have Heart/Will Anderson
Have Heart/Will Anderson
В фильме Will Anderson «Have Heart» мир упрощен до предела. Все объекты и персонажи состоят из геометрических форм и это свойство мира используется для достижения драматического эффекта. Мы видим героя в депрссивном периоде его жизни и из-за этого он сам буквально распадается на части, теряя антропоморфный облик. Предметы тоже рассыпаются на круги и овалы. Мир очень хрупок, можно представить, как все объекты могли бы рассыпаться на первоначальные геометрические элементы, преобразуясь в полный хаос.
Have Heart/Will Anderson
Еще один интересный прием — это то, что фильм обнажает пиксельную структуру двухмерного компьютерного изображения за счет очень сильного укрупнения кадра. Обычно это считается браком изображения растровой графики, но в данном случае автор использует это в качестве еще одного приема, создающего драматическое напряжение. Герой осознает себя запертым в фильме. И на этих крупных планах также теряется ощущение предметности, мы уже не можем точно распознать, видим ли мы персонажа или аквариум на столе.
Solar Walk/Réka Bucsi
Удивительным образом Réka Bucsi вводит абстракцию в свой фильм Solar Walk. Кино начинается с изображения различных загадочных механизмов из трехмерных геометрических форм, парящих в космическом пространстве. Нам кажется, что эти объекты существуют в какой-то метафорическом небытии, но в какой-то момент появляется рука, котрая берет один из этих абстрактных механизмов, далее мы видим необычных, но вполне себе понятных антропоморфных персонажей, взаимодействующих с этими загадочными механимзмами, которым сложно дать название. Далее на протяжении всего фильма будут использованы выходы в асбтракцию несколько раз.
Solar Walk/Réka Bucsi
Solar Walk/Réka Bucsi
Самый яркий и насыщенный различными техниками эпизод, в котором пара маленьких космонавтов летит на сверхзвуковой скорости через время и пространство. Этот момент передан путем череды различных абстрактных и предметных изображений. В этом фильме абстракция работает на поддержание загадочной, мистической атмосферы. С помощью нее в нас рождается ощущение чуда и непостижимости законов вселенной. Мы удивляемся, проникаемся тайной и трепетом перед неизвестным.
Regular/Nata Metlukh
В фильме Натальи Мелих «Regular» тоже создан мир со своими причудливыми загадочными законами. Из работы может быть сперва сложно понять, что происходит, но помогают пояснения автора. Мы видим мир, населенный персонажами, которые олицетворяют собой шрифты. Все вместе они трудятся над созданием афиши к фильму, представленной в виде сада.
Regular/Nata Metlukh
Regular/Nata Metlukh
Мы видим разные элементы интерфейса графического редактора, внутри которого происходит работа персонажей-шрифтов. Сами по себе они узнаваемы, но есть и полностью выдуманные автором образы. Например, «негативное пространство», которое предстает пред нами в виде белой субстанции, запераемой Гельветикой и Ариал в куб. Все элементы в виде линий, шашачек, кубов визуализируют конкретные понятия или элементы интерфейса, но, перенесенные в материальный мир, тоже воспринимаются в качестве абстракций. Контраст усиливается тем, что в мире присутсвуют впролне узнаваемые объекты из нашей реальности, вроде вагона метро или фонтана.
Заключение
По рассмотренным примерам можно сказать, что сочетание абстракции и предметности дает широкий спектр инструментов для воздействия на зрителя через анимацию. Это можно использовать как в нарративном, так и в не нарративном кино. В современной авторской анимации этот прием широко и абсолютно по-разному используется режиссерами для достижения разнообразных задач.
Определение во Введении взято из нижеприведенной статьи Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F (Дата обращения: 10.11.23)
Cómo Te Quiero: https://www.youtube.com/watch?v=cxrotrIvqyY&list=PLcWFzg-II87ka3kH66imMTbuQQatotAKP&index=288 (Дата обращения: 10.11.23)
King Gizzard & The Lizard Wizard — Shanghai: https://vimeo.com/amandabonaiuto (Дата обращения: 10.11.23)
Trailer Dans la danse: https://vimeo.com/863361078 (Дата обращения: 10.11.23)
Sugar Show: https://vimeo.com/843809307 (Дата обращения: 10.11.23)
mona by the water:https://www.youtube.com/watch?v=Syabu7DwSYE&list=PLcWFzg-II87ka3kH66imMTbuQQatotAKP&index=338 (Дата обращения: 10.11.23)
Dante Zaballa’s channel: https://vimeo.com/podoboo (Дата обращения: 10.11.23)
At The Mouth Of Summer/Xinxin LIU: https://www.youtube.com/watch?v=K6s6y9k8mj4 (Дата обращения: 10.11.23)
Feral: https://vimeo.com/242837481 (Дата обращения: 10.11.23)
Drunk: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=EgVELfTw7-0 (Дата обращения: 10.11.23)
The clock in my room stops: https://vimeo.com/196103067 (Дата обращения: 10.11.23)
Apart / Spolu sami: https://vimeo.com/403252865 (Дата обращения: 10.11.23)
Orgesticulanismus: https://vimeo.com/150651516 (Дата обращения: 10.11.23)
Про бабу, которая хотела улететь: https://vimeo.com/435468067 (Дата обращения: 10.11.23)
9 способов нарисовать человека: https://vimeo.com/198117734
Wonder: https://www.youtube.com/watch? (Дата обращения: 10.11.23)v=GNtqywa7ASM
Me, Myself and I: https://www.coolconnections.ru/ru/titles/me-myself-and-i (Дата обращения: 10.11.23)
Lah gah (Letting go): https://vimeo.com/599291655 (Дата обращения: 10.11.23)
Мокрые носочки Берты Райз: https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=a73U53-efMk (Дата обращения: 10.11.23)
Have Heart: https://www.youtube.com/watch?v=A8oYt7d19r4&list=PLcWFzg-II87ka3kH66imMTbuQQatotAKP&index=316 (Дата обращения: 10.11.23)
Solar Walk: https://vk.com/video/@galochkin_rad? q=%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B8%20solar%20walk& z=video-58237268_456239516%2Fpl_34227327_-2 (Дата обращения: 10.11.23)
Regular: https://www.notofagus.com/films/regular (Дата обращения: 10.11.23)