Original size 1140x1600

«Чересчур»: выставка о китче, или манифест о границах эстетики

11
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рецензия на выставку «Чересчур».

Мультимедиа Арт Музей, Москва, 21.11.24–29.06.25 Кураторы: Алексей Масляев, Катрин Борисов

Художники: 0331c, AES+F, Егор Giwe, Мария Авданина, Пётр Аксёнов, Даниил Антропов, Людмила Баронина, Мария Блащик, Аннушка Броше, Вита Буйвид, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Алина Глазун, Иван Горшков, Гриша, Александр Егоров, Александр Захаров, Ирина Корина, Алексей Корси, Валерий Кошляков, Саша Лемиш, Владислав Мамышев-Монро, Белла Матвеева, Наталья Менякина, Борис Михайлов, Дамир Муратов, Тим Парщиков, Оля Пегова, Дмитрий Журавлёв и Данила Поляков, Александр Савко, Айдан Салахова, Синий суп, Леонид Соков, Ростан Тавасиев, Ольга Тобрелутс, Катя Филиппова, Виктор Фрейденберг, Анастасия Цайдер, Дмитрий Шабалин, Дмитрий Шорин

0

Виды экспозиции

©Пресс-служба Фонда Ruarts

Выставка «Чересчур» в Фонде Ruarts, собранная кураторами Алексеем Масляевым и Катрин Борисов, — авторское высказывание о китче — «новой эстетике» и ее сильном влиянии на современную культуру. Китч воспринимается не как «дурной тон» и эстетическая ошибка, а возможность пересобирать, анализировать и критиковать эстетические каноны искусства. Экспозиция — своеобразная «копилка» занимательных визуальных и концептуальных находок в поле китча и кэмпа.

Original size 3444x2431

Алина Глазун. «Без названия», 2020. Металл, лайтбокс

©Пресс-служба Фонда Ruarts

Представленные работы художников с ранних постсоветских лет и вплоть до наших дней переосмысляют феномен как «определенный вид эстетизма, позволяющий увидеть мир как эстетическое явление». В своем тексте-манифесте Масляев выводит ряд критериев, составляющих основу китчевого искусства: доброе содержание, ирония, красота, гипертрофированность, цветы, дети, драгоценности, природа, мифологическое персонажи, селебрити, образы классического искусства (в частности — антика), любовь и многое другое.

Original size 3444x2431

Слева: Наталья Менякина. ''Multi Unitas'' из проекта ''OMNIA MUTANTUR'', 2024. Смешанная техника / Справа: Алина Глазун. «Без названия», 2022. Смешанная техника

©Пресс-служба Фонда Ruarts

Выставка построена по полифоническому принципу. На трех этажах Фонда возникают несколько пересекающихся сюжетных уровней. Зритель оказывается в потоке образов: пышных природных сцен, рефлексий на тему культа суперзвезд и цитат из канона высокой культуры.

Райская жизнь — первая из ключевых тем. Это визуальные размышления о природе как утопическом образе. Здесь художники используют мотивы флоры и фауны, доводя заложенную в них декоративность до предела. Пространство наполняют глитчевые цветовые переходы, избыточно яркие флоральные сцены, образы, балансирующие между реальностью и гиперреальностью.

0

Райская жизнь. Виды экспозиции

©Пресс-служба Фонда Ruarts

Например, картины Александра Захарова строятся как лубочные спекулятивные хроники о фьюжне древнейших эр Земли и природы, собранные из множества образов, работающие ради интенсивного зрительного наслаждения. Наталья Менякина играет с традициями барокко и рококо, создавая пышные, демонстративно красивые сцены, где растения и звери растворяются друг в друге.

0

Александр Захаров: «Нападение» из серии «Морские котики» (2016); «Как стрекоза (Камасутра)» (2008) / Наталья Менякина. Из серии ''Terrae Novae'', 2023–2024

©Пресс-служба Фонда Ruarts

Отдельным акцентом становятся миленькие плюшевые животные Ростана Тавасиева, размещенные вблизи фотомонтажей Александра Егорова. Здесь китч — не только радость, но и невинная уязвимость, напоминание о детском желании и, с другой стороны, о хаосе капитализма.

0

Ростан Тавасиев. Из серии «Картины и игрушки», 2006. Смеш. техника / Александр Егоров. Из серии ''Trading'', 2020-е. Цифровая печать, дибонд

©Пресс-служба Фонда Ruarts

Культ селебрити и стандарты телесной и духовной красоты — вторая линия выставки. С одной стороны, художники здесь рефлексируют на тему бытовых представлений о красоте, о подходах конструирования медийной личности, способной эпатировать и удовлетворить большой поток интернет-пользователей (Егор Giwe, Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Мария Авданина, и др.).

0

Егор Giwe. «Красота», 2023. Холст, цифровая печать, стразы Swarovski / Большой холст: Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. «Новый год», 2002. Холст, масло

©Пресс-служба Фонда Ruarts

Original size 3444x2431

Мария Авданина. Из проекта ''Do you even know about me or what the *** is healing era'', 2023. Цифровая печать, музыкальный диск, аудио

©Пресс-служба Фонда Ruarts

Отдельно расположились работы о культе селебрити, о том, как человек возводит любимых поп-звезд до уровня икон и божеств, стремясь примерить их маски на себя и слиться с настоящим благолепием (работы Кати Филипповой и Владислава Мамышева-Монро).

Original size 3444x2431

Слева: Катя Филиппова. «Мэрилин Монро», «Марлен Дитрих» и «Грейс Келли», 2003. Смеш. техника / Справа: Владислав Мамышев-Монро: Из серии «Жизнь замечательных Монро», 1993

©Пресс-служба Фонда Ruarts

Еще один важный акцент поставлен на тему украшений: их значения в культуре потребления, в ритуалах демонстрации статуса (работы Аннушки Броше, Дмитрия Шабалина, Саши Лемиша).

Original size 3444x2431

Саша Лемиш. ''Real Things'', 2024. Смеш. техника / Дмитрий Шабалин: «Без названия», оба 2019. Смеш. техника; «Кибертрансформация человека-паука», 2021. Смеш. техника.

©Пресс-служба Фонда Ruarts

Высокая культура и ее эстетический канон — третий тематический блок выставки. Здесь работы художников восходят к образцам традиционной культуры, преимущественно к античности, однако встречаются и отсылки к христианской и средневековой иконографиям. Работая с первоисточниками, то есть мифами и преданиями, хрестоматийными визуальными образами, кодами и паттернами, авторы работ деконструируют их, создавая новые гибриды, «гипертексты» в оптике сегодняшнего дня (Ирина Корина, Ольга Тобрелутс, Людмила Баронина, Айдан Салахова и др.). В этой смеси старой и новой культуры зритель невольно задастся вопросом: «Что есть культура сегодня?».

Original size 3444x2431

Слева: Ирина Корина. «Голова Медузы Горгоны», 2024. Текстиль / Справа: Саша Лемиш. «Без названия» (Yeezy с гвоздями), 2023. Смешанная техника

©Пресс-служба Фонда Ruarts

0

Виды экспозиции с работами Ольги Тобрелутс, Ольги пеговой, Марии Авданиной, Тима Парщикова, 0331c и Гриши

©Пресс-служба Фонда Ruarts

Размеренность, перетекание из темы в тему, из образа в образ, неспешность повествования — любопытные аспекты выставки. «Чересчур» предлагает увидеть в китче не ошибку общества, а наоборот, перспективы для выхода искусства за собственные рамки и перестройки в новые концептуальные, визуальные и технологические системы. Китч отражает время, в котором он стремительно развивается. Если выражаться словами Масляева, то это и впрямь воплощение грез об идеалах, сенсации в повседневности, романтика, наслаждения, гедонизм, которого не надо стыдиться, в конце концов — забота и любовь. Экспозиция призывает относиться к изучаемому феномену без чувства вины, с внимательностью, удовольствием и иронией. Искусство, как и жизнь, нередко обретает себя именно в тех формах, которые вчера еще казались «ошибочными».


Изображения предоставлены пресс-службой Фонда Ruarts

Автор текста: Майкл Арутюнян

«Чересчур»: выставка о китче, или манифест о границах эстетики
11