Original size 1140x1600

Эволюция технологий создания толпы в кино

15
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Современный кинематограф демонстрирует впечатляющие возможности в создании масштабных сцен с участием тысяч персонажей. Если раньше полагались на реальных статистов и сложную организацию съёмок, то с развитием компьютерных технологий появились принципиально новые методы генерации толпы. Это повлияло не только на визуальную эстетику фильмов, но и на восприятие: масштабные батальные сцены, городские панорамы, футуристические мегаполисы и апокалиптические события стали более детализированными и реалистичными.

Данное исследование направлено на анализ различных технологий создания толпы в кино, от ранних оптических эффектов до полностью цифровых решений. Основной фокус — на визуальных приёмах, которые позволяют режиссёрам управлять восприятием зрителя, создавая иллюзию многолюдности, хаоса или, наоборот, организованного движения.

Цель исследования — проследить, как менялись технологии создания толпы в кино.

В качестве ключевых примеров будут рассмотрены следующие знаковые фильмы: «Ганди» (1982) с его рекордной живой массовкой, «Звёздные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза» (1999) и «Атлантида, погибший континент"(1961), демонстрирующие оригинальные методы применения фальшивой толпы, «Форрест Гамп» (1994) с новаторским цифровым дублированием статистов, «Гладиатор» (2000) как пример гармоничного сочетания реальных массовок и CGI, а также современные блокбастеры «Хоббит: Битва пяти воинств» (2014) и «Мстители: Финал» (2019), в которых использовались передовые системы мультиагентного моделирования.

Исследование опирается на три основных типа источников: специализированные публикации журнала Cinefex, содержащие детальные анализы визуальных эффектов, интервью и комментарии ведущих VFX супервайзеров, а также официальные производственные брейкдауны от студий-разработчиков.

Исследование разделено на 3 основных блока по рассматриваемым технологиям:

1. Статисты и фальшивая толпа

2. CGI и композитинг

3. Система мультиагентного моделирования

Статисты и фальшивая толпа

Создание масштабных сцен с толпой всегда было сложной задачей для кинематографистов. Использование живых статистов — дорогостоящий и трудоёмкий процесс: нужно собрать сотни или даже тысячи людей, обеспечить их костюмами, организовать съёмку и синхронизировать движение масс.

«Ганди» (реж. Р. Аттенборо, 1982)

Хотя встречались достаточно впечатляющие и даже безумные примеры — например, в фильме «Ганди» (1982) задействовали рекордные 300 000 статистов для воссоздания похорон Махатмы — чаще такие масштабы просто недостижимы.

Поэтому специалисты искали альтернативные, порой неожиданные способы имитации толпы.

«Атлантида, погибший континент» (реж. Д. Пал, 1961)

Один из самых оригинальных методов применил А. Арнольд Гиллеспи, руководитель отдела спецэффектов студии MGM, во время работы над фильмом «Атлантида, погибший континент» (1961). Для создания иллюзии оживлённой толпы он использовал воду и пробковые крошки. В макеты декораций встраивались противни с жидкостью, на поверхности которой плавали мелкие кусочки пробкового дерева. При лёгком покачивании или дуновении воздуха эти частицы начинали хаотично двигаться, создавая впечатление шевелящейся массы людей. Такой трюк работал только на общих планах, где зритель не мог разглядеть детали.

«Звёздные войны: Эпизод 1 — Скрытая угроза» (реж. Д. Лукас, VFX супервайзер Д. Нолл, 1999)

Похожий принцип использовали и художники Industrial Light & Magic (ILM) при создании эпизодов «Звёздных войн: Эпизод I — Скрытая угроза» (1999). Для заполнения гигантского стадиона на планете Набу им нужно было изобразить тысячи зрителей. Вместо сложной анимации или дорогостоящих массовок они взяли обычные ватные палочки, покрашенные в разные цвета. На крупном плане они, конечно, выглядят забавно, но в общих кадрах стадиона создавали эффект плотно заполненных трибун.

CGI и композитинг

Форрест Гамп (1994)

Original size 2041x840

«Форрест Гамп» (реж. Р.Земекис, 1994); Сцена в Вашингтоне

При съемках сцены в Вашингтоне камера была изначальна закреплена на одном месте, и снят передний план с небольшой толпой людей.

«Форрест Гамп» (реж. Р.Земекис, 1994); Дублирование и позиционирование толпы

Затем, когда был снят основной кадр, толпа перемещалась по разным точкам вдоль бассейна.

Original size 2044x838

«Форрест Гамп» (реж. Р.Земекис, VFX супервайзер К.Ральстон, 1994)

Все отснятые кадры сливались воедино, создавая конечный вид сцены.

Original size 2031x836

«Форрест Гамп» (реж. Р.Земекис, 1994); Сцена на стадионе

Сцену на стадионе снимали похожим образом. Изначально отсняли лишь небольшую группу людей (около 100 статистов) с карточками «Go».

Original size 2033x842

«Форрест Гамп» (реж. Р.Земекис, VFX супервайзер К.Ральстон, 1994)

Затем толпы дублировали, заполняли пустое пространство и даже добавили дополнительный ярус, которого не было на изначальном стадионе.

Original size 2050x839

«Форрест Гамп» (реж. Р.Земекис, 1994); Пинг-понг

Съемки игры в пинг-понг проходили целиком в студии. Настоящим был лишь первый ряд зрителей.

Original size 2054x842

«Форрест Гамп» (реж. Р.Земекис, VFX супервайзер К.Ральстон, 1994)

Все остальные трибуны были полностью нарисованы, с небольшим добавлением шума, чтобы создавалось ощущение движения людей.

Гладиатор (2000)

Original size 1920x1080

«Гладиатор» (реж. Р.Скотт, VFX супервайзер Д. Нельсон, 2000)

В Mill Film разработали процедурное программное обеспечение для генерации толпы в сценах, изображающих Рим. Технология основывалась на данных захвата движения, которые использовались для управления тысячами упрощённо текстурированных CGI-персонажей. Разработчик Дэвид Ломакс создал метод, включающий карты плотности и сплайны, задающие направление и траектории движения цифровых агентов.

«Гладиатор» (реж. Р.Скотт, VFX супервайзер Д. Нельсон, 2000)

Для съёмок применялся комбинированный подход: часть толпы состояла из реальных актёров (до 2000 человек на площадке), а недостающий объём (до 33 000 персонажей) добавлялся с помощью компьютерной графики. В некоторых случаях массовку снимали в 2D и интегрировали в сцены Колизея.

VFX супервайзер Лоран Гугениот предложил метод съёмки людей по отдельности с последующим размещением их изображений на карточках. Этот подход использовался не только для заполнения трибун, но и для создания других масштабных сцен фильма.

Original size 1920x1080

«Гладиатор» (реж. Р.Скотт, VFX супервайзер Д. Нельсон, 2000)

Для увеличения вариативности было записано 30 дублей с актёрами, выполняющими разные действия. Каждый дубль снимали с трёх ракурсов: фронтально, под углом 45 градусов сбоку и под углом 45 градусов сверху. Дополнительно использовались три варианта освещения, что позволяло гибко интегрировать фигуры в любую часть Колизея с реалистичным соответствием солнечному свету.

Программное обеспечение Mill Film обеспечивало переключение между записанными вариантами, синхронизируя действия толпы с событиями на арене. Для повышения визуального разнообразия часть массовки снимали на зелёном фоне в синих тогах, что позволяло цифровым способом менять цвет одежды на постпродакшене.

Система мультиагентного моделирования

Хоббит: Битва пяти воинств (2014)

Original size 1920x817

«Хоббит: Битва пяти воинств» (реж. П.Джексон, VFX супервайзер М.Аиткен, 2014)

Original size 1916x810

«Хоббит: Битва пяти воинств» (реж. П.Джексон, VFX супервайзер М.Аиткен, 2014)

Weta Digital объединила живых персонажей переднего плана с цифровыми дублёрами для создания массовых сцен. На основе концепций Weta Workshop были созданы цифровые модели: восемь эльфов-героев, девять разновидностей орков, а также берсерки, гоблины и другие существа со сменными лицами и доспехами. Благодаря этому можно было легко варьировать внешний вид персонажей в массовке.

Original size 1920x890

«Хоббит: Битва пяти воинств» (реж. П.Джексон, VFX супервайзер М.Аиткен, 2014)

Original size 1919x809

«Хоббит: Битва пяти воинств» (реж. П.Джексон, VFX супервайзер М.Аиткен, 2014)

Для масштабных батальных сцен, в которых участвовали десятки тысяч персонажей, большая часть действий была создана в цифровом виде. Хореография боёв сначала отрабатывалась на сцене с использованием захвата движения, после чего редакторы движения, аниматоры и специалисты по массовой анимации интегрировали живые элементы с компьютерной графикой.

Original size 1920x816

«Хоббит: Битва пяти воинств» (реж. П.Джексон, VFX супервайзер М.Аиткен, 2014)

Ключевым инструментом стала «Система мультиагентного моделирования в виртуальной среде» (Massive), которая использовала искусственный интеллект для симуляции поведения толпы. Эта система использовалась еще во «Властелине колец» и была сильно усовершенствована vfx супервайзером Джоном Аллиттом. Massive позволяет создавать сложные сцены с тысячами персонажей, взаимодействующих друг с другом и с героями, анимированными вручную или с помощью захвата движения.

Original size 1920x844

«Хоббит: Битва пяти воинств» (реж. П.Джексон, VFX супервайзер М.Аиткен, 2014)

Original size 1920x910

«Хоббит: Битва пяти воинств» (реж. П.Джексон, VFX супервайзер М.Аиткен, 2014)

Данные захвата движения обрабатывались и адаптировались для массовых сцен, что позволяло бесшовно смешивать анимацию, живые элементы и агентов Massive в одном кадре. В результате достигался высокий уровень детализации, при котором зритель не мог отличить, где заканчивалась анимация на основе motion capture и начиналась симуляция толпы.

Мстители: Финал (2019)

«Мстители: Финал» (реж. Э.Руссо, Д. Руссо, VFX супервайзер Д. ДеЛиу, 2019)

Original size 1920x1080

«Мстители: Финал» (реж. Э.Руссо, Д. Руссо, VFX супервайзер Д. ДеЛиу, 2019)

В финальной сцене Avengers: Endgame для создания масштабной битвы также использовалась система Massive

«Мстители: Финал» (реж. Э.Руссо, Д. Руссо, VFX супервайзер Д. ДеЛиу, 2019)

Original size 1400x737

«Мстители: Финал» (реж. Э.Руссо, Д. Руссо, VFX супервайзер Д. ДеЛиу, 2019)

Она позволила анимировать тысячи воинов с обеих сторон, сохраняя их уникальные боевые стили: вакандцы, асгардцы, колдуны и разрушители сражались против читаури, наездников и сакаарцев.

Original size 1400x737

«Мстители: Финал» (реж. Э.Руссо, Д. Руссо, VFX супервайзер Д. ДеЛиу, 2019)

Original size 1400x737

«Мстители: Финал» (реж. Э.Руссо, Д. Руссо, VFX супервайзер Д. ДеЛиу, 2019)

Чтобы добиться реалистичности, команда записывала на motion-capture небольшие групповые схватки (например, 3 вакандца против 3 читаури), а затем масштабировала их, создавая хаотичную, но детализированную битву.

Заключение

Таким образом, технологии создания толпы в кино прошли путь от простых статистов и оптических трюков до сложных цифровых систем, способных имитировать поведение тысяч индивидуальных агентов. Если раньше массовка требовала огромных ресурсов и была ограничена физическими возможностями съемки, то сегодня технологии CGI и мультиагентного моделирования позволяют не только заполнять кадр бесчисленными персонажами, но и наделять их правдоподобным поведением. Дальнейшее развитие машинного обучения и рендеринга в реальном времени, вероятно, сделает массовые сцены ещё более детализированными и органичными.

Bibliography
Show
1.

Cinefex #60 Forrest Gump (1994)

2.

Cinefex #82 Gladiator (2000)

3.

Cinefex #141 Hobbit: The Battle of the Five Armies (2014)

4.

Cinefex #165 Avengers: Endgame (2019)

5.6.

The Hobbit: The Battle of the Five Armies VFX (URL: https://www.youtube.com/watch?v=qkyLDE_o0FM) Просмотрено: 02.05.2025

7.

Из истории спецэффектов: Как в кино делают большие скопления людей? (URL: https://dzen.ru/a/YXET7I__fRSRCEqD) Просмотрено: 05.05.2025

Image sources
Show
1.

The Hobbit: The Battle of the Five Armies VFX (URL: https://www.youtube.com/watch?v=qkyLDE_o0FM) Просмотрено: 02.05.2025

2.3.

Forrest Gump Visual Effects Behind the Scenes (URL: https://www.youtube.com/watch?v=BB7Mblb5AIE) Просмотрено: 28.04.2025

4.

Из истории спецэффектов: Как в кино делают большие скопления людей? (URL: https://dzen.ru/a/YXET7I__fRSRCEqD) Просмотрено: 03.05.2025

5.

Ганди (1982). Самая большая массовка в истории кино (URL: https://dzen.ru/b/Y7mLVH_FfF1dKBuR) Просмотрено: 06.05.2025

6.

Marvel Studios Avengers: Endgame — Making the Final Battle! (URL: https://www.youtube.com/watch?v=G61QhQjsvpw) Просмотрено: 15.05.2025

Эволюция технологий создания толпы в кино
15