Original size 1140x1600

Выставка «Границы видимости». О философии периферийного зрения

5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рецензия на выставку «Границы видимости».

ЦСИ «Винзавод» (Цех Красного и Цех Белого, 25.04.25–29.06.25 Куратор: Сергей Хачатуров

Художники: Саян Байгалиев, Иван Белов, Марина Белова и Алексей Политов, Дмитрий Булныгин, Алексей Васильев, Даниил Васильев, Екатерина Герасименко, Александр Гордеев, Миша Гудвин, ЕлиКука, Маргарита Журавлева, Платон Инфанте, Катика, Команда «Той», Егор Кошелев, Александр Лавров, Анна Лапшинова, Лена Лисица, Анастасия Литвинова, Георгий Литичевский, Сергей Лоцманов, Дарья Мальцева, Антон Мороков, Слава Нестеров, Глеб Никто, Алёна Пасхина, Павел Польщиков, Екатерина Попченко, Владимир Потапов, Саша Пучкова, Ваня Репкин, Михаил Рубанков, Роман Сакин, Никита Спиридонов, Алексей Старков, Анна Таганцева, Яков Хорев, Леонид Цхэ, Иван Чемакин, Владимир Чернышёв, Елена Шарганова

В чем уникальность периферийности визуального восприятия нашего мира? Какие «оптические аппараты» нам доступны, чтобы различать то, что не фиксируется напрямую?

0

Виды экспозиции в Цехе Красного и Цехе Белого

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Выставка «Границы видимости» куратора Сергея Хачатурова, проходящая в рамках программы «Винзавод.Гравитация», исследует тему центральной и периферийной оптик: того, что возникает на краю зрения, часто не поддающегося рациональной интерпретации. В проекте участвуют 42 художника. Экспозиция предлагает зрителю маршруты — через обходные траектории, искажения, зазоры — в пространство, где видимое уже не равно очевидному.

Original size 3444x2431

Михаил Рубанков. Фрагменты инсталляции «Осторожно! Возможно падение камня», 2025. Смешанная техника

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Проект проходит в Цехе Красного и Цехе Белого и состоит из трех элементов: архитектуры, архивных материалов (энциклопедические иллюстрации, гравюры XVII–XIX веков) и художественных высказываний. Архитектура организует экспонаты и создает определенные «режимы» и порой «стандарты» смотрения. Архитекторы проекта Константин Ларин и Арсений Бекешко посредством специальной застройки со всевозможными закрытыми и открытыми пространствами, прорехами, пустотами или намеренными преградами помогают встретиться с искусством с необычных и странных ракурсов.

0

Архитектура выставки

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Архивные материалы показывают, как тема взгляда развивалась начиная с эпохи Просвещения, становясь философской и культурной парадигмой.

Original size 3444x2431

Слева: Люсьен-Даниэль Карред. «Аллегория зрения», вторая половина XIX века / Справа: Рембрандт Харменс ван Рейн. «Сон Иакова». Фототипия с рисунка 1640 года

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

В небольшом вводном зале «Кабинет офтальмолога» представлены гравюры и скульптуры, отсылающие к зарождению интереса к вопросу взгляда, к первым оптическим открытиям и замысловатым аппаратам. Символическим спутником в дальнейшее погружение в тему зрения становится «Портрет офтальмолога» (2025) Артёма Рогачёва — скульптура, изображающая не то врача, не то иллюзиониста, не то самого Мефистофеля из «Фауста», который через приложенное к глазу увеличительное стекло наблюдает за миром во всех его мельчайших подробностях.

0

Зал «Кабинет офтальмолога». На третьем изображении: Артём Рогачёв. «Портрет офтальмолога», 2025. Гипс

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Далее следует раздел «Боковой обзор»: здесь работы скрыты в нишах, «ловятся» за углом, существуют на пересечениях одного с другим. Тематически секция посвящена сбору артефактов о маргинальных территориях. Взгляд художников на пограничные пространства задает тон общения с миром вне рамок и канонов (работы Саяна Байгалиева, Георгия Литичевского, Леонида Цхэ, Катики, Кати Попченко Елены Шаргановой).

0

Раздел «Боковой обзор». Изображение 3: Саян Байгалиев. «Боковой обзор», 2024. Холст, масло / Елена Шарганова. «Отнеси меня к реке», 2025. Текстиль, смешанная техника

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

В зоне «Слепое пятно и точка фиксации» художники работают с тем, что требует достраивания мозгом (воображением?), если образ полустертый, или наоборот фиксируют внимание на мельчайших деталях и подробностях визуального (Михаил Рубанков, Александр Гордеев, Александр Лавров, Егор Кошелев, Алена Пасхина, Даша Мальцева, Слава Нестеров, Яков Хорев, Алексей Старков).

0

Раздел «Слепое пятно и точка фиксации»

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

В Цехе Белого расположились зоны «Послеобразы», «Щель и порез в перспективной коробке» и «Таблица Амслера». Зритель выходит в изрезанное архитектурными элементами пространство с просветами между стенами и открытыми проходами, через желтый «портал» с цитатами и описаниями из истории культуры и литературы, касающимся оптических приборов и их влияния на человека.

Original size 3444x2431

Вход в Цех Белого

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

В секции «Щель и порез в перспективной коробке» художники работают с тем, что возникает буквально при глитчах, «странных порезах обыденной картины мира». Вывернутые предметы рутины (Владимир Потапов) или появляющаяся в лесу розетка для одинокой новогодней елки (Алексей Старков) — эти и другие образы «взрывают» мир и говорят о его сбоях и поломках.

0

Раздел «Щель и порез» Изображение 3: Владимир Потапов. «Как из прошлого…», 2025. Смешанная техника / Изображение 4: Алексей Старков. «Розетка», 2023. Бумага, фотопечать

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод

Рядом, в «Послеобразах», художники изучают то, что остается в памяти после длительного взгляда на предмет: чувственный и визуальный опыт, достигнутый в практике пристального вглядывания (Анна Лапшинова, Анастасия Литвинова, Дмитрий Булныгин, Миша Гудвин, Глеб Никто, Лена Лисица, Алексей Васильев, Иван Чемакин).

0

Раздел «Послеобразы» Изображение 1: А. Литвинова. «Квартира», 2023. Смеш. техника Изображение 3: А. Лапшинова. «Ах, если бы мне приснилось…», 2024. Смеш. техника

©Пресс-служба ЦСИ «Винзавод»

Финальная зона — «Таблица Амслера» — собрана вокруг идеи искаженной сетки: все вроде бы на месте, но линии дрожат, форма пульсирует, границы становятся зыбкими, происходят причудливые оптические эффекты и создаются увлекательные головоломки.

0

Раздел «Таблица Амслера» Изображение 3: Павел Польщиков. «VOID STUDIES», 2025. Смешанная техника / Изображение 4: Платон Инфанте. «Циклы», 2020. Смешанная техника

Границы видимости» — выставка про политику и этику взгляда. Не про то, что мы игнорируем, а про то, чему не позволили состояться как образу. Пространство призывает вчитаться, вглядеться, прислушаться и задержаться; посмотреть вокруг себя и заметить неизведанное ранее. Куратор Сергей Хачатуров предлагает способ приближения к вопросу функционирования нашего зрения. В пространстве многое о взгляде не говорится напрямую, но ощущается через смещения, повторы, визуальные уловки. Видимое — это не только то, что мы созерцаем прямо перед собой, но и то, что часто проскальзывает, существует на границах. Это и формирует новый взгляд на действительность.


Изображения предоставлены пресс-службой ЦСИ «Винзавод»

Автор текста: Майкл Арутюнян

Выставка «Границы видимости». О философии периферийного зрения
5