Original size 1596x2250

Визуальное исследование стрит-арта

PROTECT STATUS: not protected
76

Визуальное исследование рассматривает выставки «Коммуналка» и «Галерея не найдена», реализованные в частных пространствах «Триумф» и «Ц-1». Целью исследования является выделение основных кураторских подходов к экспонированию уличного искусства в пространстве «белого куба», а также выявление общих паттернов показа стрит-арта в частных выставочных пространствах.

«Галерея не найдена» в пространстве «Ц-1»

Loading...

В видеоролике представлен трейлер выставки-ретроспективы Notfoundgallery («Галерея не найдена») в пространстве «Ц-1».

Выбор пространства

Выбранное куратором Моникой Норс пространство в торговом центре обусловлено связью атмосферы универмага и концепцией проекта. Пространство располагается на нижнем этаже в ТЦ «Цветной», куда обычно приходят совершать ежедневные покупки. Это место стало возможным для реализации проекта Notfoundgallery как места для сохранения работ уличного искусства и свободы действия художников. Приглашения на вернисажи в пространство «Ц-1» составляются без указания времени и адреса. «Галерея, которая не найдена на карте, является само по себе невозможным пространством», — куратор Моника Норс.

big
Original size 1920x869

Куратор выставки «Галерея не найдена» Моника Норс

Экспозиционное решение выставки «Галерея не найдена»

В пространстве Ц-1 на выставке «Галерея не найдена» серый цвет стен верно подобран. Выставка грамотно лишена каких-либо визуальных дополнительных эффектов. Серый цвет, не кричащий и не вызывающий, максимально концентрирует внимание зрителя на работах без малейшего отвлечения на посторонние элементы. Стены, поцарапанные с застывшими каплями краски и дополняющие трубы, покрашенные в серый цвет, создают атмосферу уличного пространства, комфортной зоны реализации работ для стрит-артистов.

Original size 5250x3712

Деталь выставки «Галерея не найдена»

Original size 5261x3720

Basket, «Names», 2016

Недостатком является работа со светом. Смешаны холодные и теплые тона в экспозиции. Использован единственный прямой светильник оранжевого цвета, который создает неопределенность и рябь в пространстве. Искусственный свет в виде трековых светильников сходился в одну световую точку на работах художника Basket «Names». Из-за неточной проработки света появлялись блики на объектах и входной группе. Многие работы отбрасывали тень. На стеклянном стенде без антибликового стекла световая точка затрудняла прочтение текста, написанного мелким шрифтом.

Original size 1920x869

Серия работ Basket, «Names», 2016

Original size 1920x869

Кирилл Кто, из серии «Хит пропаж», 2019

Ошибки в освещении выставки можно расценивать как воссоздание энергии независимости уличного искусства. Пространство сохраняет естественную среду для работ, где светильники становятся отражением фонарных столбов.

Сочетание классического стрит-арта, занимающего основное пространство, с малым количеством инсталляций, гармоничное. В начале экспозиции располагалось фортепиано, предназначенное для проведения мероприятий в пространстве. Благодаря выполненным на нем граффити объект удачно встроился в экспозицию. Замыкали выставку инсталляция художника UK 11.5 из серии «My size» в видедорожных ограничителей.

Original size 3500x2334

Слева направо: Dioni, «Создатель», 2020; 56, «Без названия», 2016; Ведро, «Без названия», 2019; Sneksy, «Без названия», 2018

Зрительское понимание выставки «Галерея не найдена»

Кураторской текст, выполненный к выставке «Галерея не найдена», достаточно понятен и объективен. При первом и беглом прочтении воспринимается без затруднений. Этикетаж выполнен в едином принципе, состоит из: подписи автора, названия предмета, года создания, материала и технических параметров работы. Дополнительный сопроводительный элемент выставки выполнен на листе А4, на котором написаны имена и никнеймы участников выставки. Архитектура и навигация выставки ясны зрителем на интуитивном уровне.

0

Вернисаж выставки «Галерея не найдена»

«Коммуналка»

Проект под кураторством Полины Могилиной, проведенный в галерее «Триумф» с 23 января по 1 марта 2020 года, объединяет художников, которые работают в разных стилях, от классического граффити до пространственных инсталляций и видео, но принадлежат к питерскому стрит-арту. В основе выставки лежит система связей, выработанная благодаря коммунальным квартирам, жизнь в которых вынуждала людей искать точки соприкосновения.

Loading...

В видеоролике представлен репортаж с вернисажа выставки «Коммуналка» в галерее «Триумф».

Выбор пространства

Выбор пространства «Триумф» для реализации выставки «Коммуналка» обусловлен задумкой основателей галереи Дмитрия Ханкина и Емельяна Захарова. В московском музее современного искусства регулярно и с одинаково высоким уровнем интересом показывают работы российских и европейских творцов, начинающих и коммерчески успешных.

Original size 2048x1366

Куратор выставки Полина Могилина и участники проекта «Коммуналка»

Экспозиционное решение выставки «Коммуналка»

Холодное световое решение для выставки выбрано грамотно. В основном в залах пространства выбран рассеянный свет. Искусственный прямой создает световые круги и тень на объектах. На фальш-стене с работой Егора Shen «S как $» прямой свет противоречит с основным рассеянным. Этикетки выполнены на прозрачном фоне, гармонично смотрятся в экспозиции. Недостаток — неаккуратность пространства. Провода, подключенные к работе Никита Dusto «Натюрморт», не убраны и выделяются в пространстве на полу.

0

Егора Shen «S как $», 2020 и Миша Vert, «Старый город против новых людей (1)», 2020

Original size 1920x869

Никита Dusto, «Натюрморт», 2020

Намеренные неточности сохраняют естественность уличной среды, из которой были взяты работы для экспозиции «Коммуналка».

0

Владимир Абих, «Воспрещение», 2017

Зрительское понимание выставки «Коммуналка»

Кураторский текст обладал некоторыми замысловатыми текстовыми оборотами, однако общий смысл выставки считывался. Текст был составлен грамотно и цельно. Этикетаж на выставке подобран грамотно. Композиционно состоял из основных элементов, таких как: автор, название работы, год создания, используемые техника и материалы. На выставке отсутствовали дополнительные сопроводительные бумажные элементы. Навигационная составляющая на выставке отсутствовала, архитектура выставки внятна зрителем.

0

Вернисаж выставки «Коммуналка»

Выводы о проектах «Галерея не найдена» и «Коммуналка»

Выставки «Галерея не найдена» в пространстве «Ц-1» и «Коммуналка» в галерее «Триумф» объединены общей концепцией репрезентации уличного искусства как свободы самовыражения и творчества, где критика «белого куба» и его тотальных институциональных правил отходит на второй план.

В выставках кураторами намеренно используются в пространствах приглушенные световые тона с целью сохранения камерности и бесшумности пространства, напоминающего улицу, естественную среду реализации подобных работ. Технические неточности и неаккуратность дополняют уличную атмосферу.

Несмотря на различные подходы и ценности пространств, которые заключаются в иных взаимодействиях со зрителем насмотренным и осознанным к изучению современного искусства (галерея «Триумф») и зрителем неопытным («Ц-1»), кураторы обратили внимание на отбор объектов размещение в «белом кубе»: в одной экспозиции собраны классические работы, в другой соединены классические и инсталляции с видео-артом.

В проектах институциональная критика музеефикации «уличного» умело обыграна кураторами с помощью сохранения свободы художников. Галереи становятся институциями, исследующими уличное искусство, пытаются сохранить работы художников.

Bibliography
Show
1.

https://monicanorse.com/ (дата обращения: 25.09.2023)

2.3.

А.Арутюнова. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента

4.5.

https://lenta.ru/articles/2011/05/26/inthestreets/ (дата обращения: 06.10.2023)

6.

Филип Хук. «Завтрак у Sotheby’s»

7.

https://artguide.com/events/15153 (дата обращения: 06.10.2023)

8.9.10.

https://di.mmoma.ru/news?mid=3595&id=1668 (дата обращения: 19.10.2023)

Визуальное исследование стрит-арта
76