Original size 1754x2481

Специалист против рынка: конференция по интерьеру

11

24 октября 2024 в пространстве HSE CREATIVE HUB мы выясняли вместе с руководителями, преподавателями и другими экспертами в области дизайна, как сейчас работают студии и бюро и кого они готовы брать к себе в команду.

Модератором мероприятия выступил Степан Бугаев — руководитель направления «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ. Основатель студии «Точка дизайна», участник рейтинга «100 лучших дизайнеров России».

Кратко рассказываем, о чем были доклады и что обсуждалось на дискуссии. Посмотреть полную версию ивента можно в видеозаписях в HSE DESIGN LAB.

0

TED «Работа в студии. Какой специалист сейчас востребован на рынке?»

Юлия Жаркова, генеральный директор и управляющий партнёр бюро светодизайна «Культура Света», рассказала о процессах работы и как строилась команда.

«Культура света» специализируется на создании проектов освещения, начиная с концепции и заканчивая рабочей документацией. Бюро работает с жилыми интерьерами и общественными городскими пространствами. Благодаря освещению можно испытывать положительные эмоции от места, в котором находишься. Именно эта идея объединяет команду, которая в самом начале состояла всего из трех человек.

Основой бюро являются светодизайнеры — профессия, которая сочетает в себе творческий подход дизайнера и фундаментальные знания инженера. Светодизайнер должен понимать, как свет взаимодействует с пространством и раскрывает смыслы архитектуры и интерьера. С помощью разных сценариев подсветки можно не только освещать помещение физически, но и воздействовать на человека эмоционально. В то же время светодизайнеру надо разбираться с технической стороной своих идей.

Юлия рассказала, как формировался коллектив бюро, который включает в себя представителей разных поколений. В начале присутствовали только люди из поколения Y (миллениалы) и X (иксы), которые ценили работу в офисе и традиционные подходы. Однако для развития бюро потребовалось приглашать молодых людей — студентов и выпускников, то есть представителей поколения Z (зуммеры).

Оказалось, что между поколениями существуют как плюсы, так и минусы: молодые быстрее обучаются, творчески подходят к решению задач, но могут быть менее ответственны и предпочитают удаленную работу.

Важно не только то, как компания выбирает сотрудников, но и как сотрудники выбирают компанию. Не только содержание работы имеет значение, но и атмосфера, культура и взаимодействие в команде.

Юлия пожелала нынешним и будущим поколениям перерасти в перенниалов — современных людей, свободных от ограничений, навязанных возрастом или общественными нормами. Они фокусируются на решении задач и взаимодействии с миром.

Original size 2000x1333

Преподаватель в Школе дизайна НИУ ВШЭ, архитектор-дизайнер, руководитель собственного бюро Иван Крашенинников говорил о том, что найти хороших специалистов сложно. Поэтому большинство компаний предпочитает работать с проверенными сотрудниками, которых рекомендуют друг другу.

Чтобы сейчас быть востребованным на рынке труда, нужно быть многопрофильным специалистом. Посещение профессиональных мероприятий даст полезные знакомства, в том числе с потенциальными работодателями. А изучение разных студий поможет в определении собственного стиля и поиске «своей ниши».

Затрагивая тему психологической совместимости, важно понимать структуру работы и уметь коммуницировать с коллегами, а именно проявлять профессионализм и пунктуальность. В случаях несоблюдения норм и правил студии есть риски вызвать негативные реакции от сотрудников и руководства.

Сооснователь студии дизайна интерьера «КубКвадрат» Татьяна Пономарёва поделилась своим опытом создания успешного бизнеса, основанного на гармонии и общих ценностях.

«КубКвадрат» — это не только про дизайн, но и про создание субкультуры, которая привлекает как талантливых сотрудников, так и клиентов. Татьяна также советует начинающим дизайнерам определиться со своими ценностями, чтобы понять, что для них важно в профессии и почему они хотят посвятить ей свою жизнь.

Original size 2000x1333

Студия «КубКвадрат» базируется на четырех основных принципах:

- Экологичность проявляется в выборе материалов, общении и образе жизни. Студия предлагает клиентам решения по сортировке мусора, экономии электроэнергии и воды.

- Умеренность — это эстетика и бережное отношение к окружающему миру. Философия «лагом», означающая «достаточно», близка студии и отражается в их стиле «нескучного минимализма».

- Практичность означает максимально эффективное использование пространства. Интерьеры должны быть удобными и функциональными.

- Уникальность — это творческая самореализация и стремление создавать интересные проекты, которые близки студии.

Эти ценности формируют субкультуру, которая привлекает клиентов, разделяющих их убеждения. Клиенты становятся единомышленниками, а не просто заказчиками.

Сооснователь архитектурного бюро «Берлога» Елена Тамбиева в своем выступлении рассказывала об опыте работы и делилась советами для начинающих дизайнеров.

Студия работает 14 лет — начинала с жилых проектов, но сейчас сосредоточена на общественных пространствах и пробует свои силы в более масштабных и интересных проектах.

Елена отмечает, что образование не всегда готовит к реальным задачам, которые встают перед дизайнером на практике. Нужно постоянно изучать архитектуру, интерьеры, искусство, чтобы развивать вкус. В практике молодым дизайнерам необходимо изучать нормы и правила, особенно в области жилых проектов, чтобы не создавать невозможных для реализации планировок.

Важно понимать специфику разных типов макетов: жилых и нежилых. В этих вопросах Елена рекомендует книгу Петера Нойферта, Людвига Неффа «Проектирование и строительство», которая содержит важную базовую информацию.

Original size 2000x1333

Понимание последовательности этапов проектирования — ключевое. Этапы от ТЗ до реализации должны быть четко определены и согласованы с заказчиком — это основа для успешного взаимодействия и помогает избежать недопонимания.

Становление архитектора или дизайнера — это постоянный процесс обучения. Начинающему и продвинутому специалисту необходимо задавать вопросы, изучать новую информацию и совершенствовать свои навыки на протяжении всего своего профессионального пути.

Проект Geometrium studio. Private Jet Villa, вилла в фюзеляже самолета

Валерия Литвиненко как арт-директор интерьерного направления Geometrium studio рассказала про поиск и найм дизайнеров в современных реалиях, причем с позиции работодателя.

Спикер выделяет две основные категории соискателей: профессионалы и начинающие специалисты. При этом пожелания у всех одинаковые: высокая зарплата, возможность удаленной работы, крутой офис, классный коллектив.

Найти подходящего профессионального коллегу сейчас непросто. Валерия привела в пример такие цифры: из 1828 резюме их компания выбрала и взяла на работу только 2 дизайнеров.

Один из важнейших критериев — качественное красивое портфолио с актуальными проектами. Тестовое задание может также показать, стоит ли брать человека на работу. Сейчас часто соискатели отказываются его выполнять, не соблюдают сроки или выполняют плохо — все это «красные флаги» для компании. Немаловажно уметь общаться с людьми и иметь опрятный внешний вид.

Валерия считает, что в рабочих отношениях лучший формат win-win, то есть взаимная выгода. Geometrium studio всегда стараются поощрять своих сотрудников различными весомыми бонусами.

Original size 2000x1333

Валерия Литвиненко: «Ваше портфолио должно быть понятным и сжатым, чтобы работодатель мог быстро и просто его посмотреть и пригласить на собеседование».

Руководитель отдела коммерческого дизайна студии BALCON Ася Бочевар поделилась практическими и психологическими советами, как оформить свою идею, подготовиться ко встрече и вступить в контакт с работодателем.

На примере проекта студии «Дух осеннего Нью-Йорка» Ася показала, как можно презентовать свою концепцию для клиентов. Сначала стоит рассказать о поиске стиля в архитектуре и визуальных образах, чтобы погрузить заказчика в атмосферу проекта. Потом можно объяснить, какие материалы вы используете в проекте.

Перед встречей важно понимать, какого результата вы хотите добиться. Также стоит учитывать время встречи и выбирать его в соответствие с образом жизни с клиента, который может быть жаворонком или совой, например.

Начиная общение с заказчиком, дизайнер должен помнить о человеческом факторе — уметь интуитивно считывать, в каком настроении его собеседник и какой лучше подобрать к нему подход.

Ася Бочевар: «Влюбляйте в свои проекты. Настаивайте на своих идеях. Объясняйте своим заказчикам, почему именно эти идеи вы реализуете в этом проекте».

Дискуссия «Поиск стиля»

Руководитель направления «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ и основатель студии «Точка дизайна» Степан Бугаев как модератор задал своим коллегам несколько вопросов для старта дискуссии:

Как попадать на работу в крутые компании?

Преподавательский опыт — как происходит формирование кадров в сфере дизайна?

Какие рекомендации по формированию и сохранению авторского стиля можно дать начинающим специалистам и профи?

Степан Бугаев: «Одна из важнейших задач для современного крутого продукта — это работать с контекстом».

Original size 2000x1333

Анна Доброковская как куратор годового курса и магистратуры «Дизайн интерьера» в Школе дизайна НИУ ВШЭ отметила, что даже за год обучения на программе ДПО студенты успевают обучиться азам и начать уверенно идти по новому карьерному пути. Однако многое зависит от самого человека.

Анна посоветовала также обращаться всегда к профессиональным источникам в поисках вдохновения и перенимать опыт профи, преобразуя его в своих работах.

Анна Доброковская: «Я всегда стараюсь делать фокус на анализе того, что мы делаем. Это раскрывает тот неповторимый потенциал внутри каждого творческого человека. Обязательно смотрите на своих коллег. Находитесь в конкурентной среде — это поможет вам раскрывать себя как профессионала. В течение обучения мы погружаем наших студентов в реальную среду».

Original size 2000x1333

Основатель Белкин бюро, член Союза Архитекторов Москвы (СМА) и преподаватель в школе Seasons Анна Белкина считает, что фундаментальное образование дает базу, но не учит составлению портфолио. Короткие курсы помогают раскрыть творческий талант и дают конкретные инструменты для работы, изучая некоторые моменты не так подробно. Поэтому у таких специалистов есть свои слабые стороны, над которыми им стоит работать.

По поводу собственного стиля спикер процитировала Марину Абрамович: «Если я буду смотреть на чужие идеи, я рискую не услышать свои».

Анна рекомендует смотреть кейсы не из своей рабочей области, а из смежных, то есть для дизайнеров интерьера — это может быть например мода. Чем шире и богаче кругозор и насмотренность творческого человека, тем оригинальнее у него могут возникать идеи в своей узкой специализации.

Анна Белкина: «Хорошему среднему уровню можно научиться. Этого достаточно, чтобы работать и облагораживать мир. Супер способностей нет у 90% людей. Но людям нужны просто красивые квартиры, офисы, рестораны, чтобы жить».

Главный редактор медиа INTERIOR+DESIGN Татьяна Белохина думает, что сейчас именно благодаря пересечениям разных дисциплин и направлений происходит прогресс и движение вперед.

«Наши тематические номера — это архитектура, урбанистика, промышленный дизайн, мода — это всё креативные индустрии, которые в диалоге с друг с другом рождают новые смыслы, развивают и питают творческую среду».

Татьяна ежедневно просматривает 60 проектов и ее внимание цепляют работы, в которых виден стержень человека. Если дизайнер умудряется выразить себя, даже находясь в рамках невероятных ограничений от заказчиков — это талант, который по-настоящему ценен.

Особенность нашего времени заключается в том, что молодые дизайнерские студии больше не стремятся опубликоваться в глянце. Татьяне и ее редакции надо искать их и предлагать им публикацию, хотя раньше процессы шли наоборот — инициатива исходила от дизайнеров.

Говоря про тренды, Татьяна, заметила, что индустрия предметного дизайна особенно явно развивается последние пару лет.

Татьяна Белохина: «Современный мир развивается на коллаборациях разных научных знаний. Человек должен заниматься собственным развитием, потому что это и есть творческий процесс. Ты собираешь знания, ощущения, эмоции, выбираешь их и, перерабатывая, выдаёшь как продукт собственного творчества».

Основательница собственного бюро и архитектор Ариана Ахмад начала работать, еще обучаясь на втором курсе. Поэтому к моменту окончания университета, она имела не только приличное портфолио, но и понимание того, как и где она хочет работать. Причем сначала Ариана работала на свой имидж, выполняя все пожелания клиентов, а затем уже стала больше внедрять свои идеи в проекты и выбирать клиентов.

«Мне нравится делать меньше, но качественнее, больше по площади и выше по уровню реализации».

Сейчас Ariana Ahmad Design как раз ищут нового сотрудника в свою компанию. Как работодателя Ариану особенно привлекает в соискателе искренняя заинтересованность своим делом, то есть архитектурой и дизайном.

Ариана Ахмад: «У меня изначально был подход, он и остаётся, что каждый проект — это, кроме того, что мой стиль и вкус, это всё равно характер клиента, который к тебе приходит. Наша профессия — это психология. Мы договариваемся с человеком и пытаемся его считать. Видим человека и представляем пространство для него».

В заключение дискуссии эксперты ответили на вопросы из зала. Посмотреть полную версию ивента можно в видеозаписях в HSE DESIGN LAB.

Loading...

Мероприятие прошло 24 октября с 18:30 до 22:00 в пространстве HSE CREATIVE HUB.

Подробнее об этом и других событиях, проходящих на площадке HSE CREATIVE HUB, можно узнать на сайте https://creative.hse.ru/hub.