
Пластик — уникальный материал, который получает вторую жизнь, когда сдаешь его в переработку. Многие дизайнеры считают пластик материалом неограниченных возможностей и используют для создания самых разных изделий: от украшений до арт-инсталляций. Важно показать преимущества пластика и изменить отношение общества к его вторичному использованию. Ведь все перемены к лучшему начинаются с нас самих.
Пластик не просто можно перерабатывать — делать это совершенно необходимо. И тогда он станет главным материалом XXI века. Ученые, дизайнеры и архитекторы создали различные технологии переработки пластиковых отходов и произвели из них множество полезных предметов — и это только начало освоения пластмассы как вторсырья. Существуют разработки на основе пластиковых бутылок, одноразовых тарелок, крышек и стаканчиков. У каждого вторичного материала особые свойства, но главное — из всех них получаются долговечные и прочные изделия: скажем, доски для причалов или черепица из переработанного пластика прослужат более 100 лет.
ЭКОЛОГИЯ И ДИЗАЙН
Дизайнеры думают об экологичности предмета с самых ранних стадий проектирования. Чтобы упростить утилизацию, они стараются использовать только один вид материала, а когда это невозможно — включать в конструкцию как можно меньше деталей из разных материалов. Кроме того, важно, чтобы изделие легко разбиралось на составные части. Прекрасный пример продукта, разработанного с учетом таких критериев, — стулья для уличных кафе «On & On» («Вновь и вновь») знаменитого британского дизайн-дуэта Barber & Osgerby. Стулья выполнены из одного вида вторичного пластика, а значит, по истечении срока службы они без лишних усилий и энергетических затрат отправятся на переработку. Основной недостаток пластика в том, что он столетиями не разлагается в естественной среде. Но недостаток можно обратить в достоинство. Об этом подумали разработчики компаний KWS, Wavin и Total — и осуществили совместный проект «Plastic Road» («Пластиковая дорога»). Модули из формованного пластика с полостями для труб водоотвода, водопровода и электросетей складываются, как лего, в дороги и парковые настилы. И могут служить бесконечно долго.
DAVE HAKKENS
Дейв Хаккенс (Нидерланды) Проект «Драгоценный пластик». 2013 — н. в.
Промышленный дизайнер и экоактивист. Цель Хаккенса — уменьшить количество отходов на планете. Он стремится изменить систему, восприятие и привычки людей, используя новые технологии и открытый исходный код.
Децентрализованный проект «Драгоценный пластик» («Precious Plastic») объединяет сообщество, члены которого разбросаны по всему миру, под девизом «Сделаем отходы драгоценными». Хаккенс сконструировал станок, измельчающий пластик для того, чтобы выплавлять из него новые предметы. Предоставляя открытый доступ к своей разработке на интернет-платформе сообщества, он дает людям возможность строить такие станки и самостоятельно перерабатывать отходы. Вовлеченность в процесс сбора, сортировки, измельчения, плавки и создания новых уникальных объектов позволит жителям планеты понять, что пластик не обязательно выбрасывать после однократного употребления.
STUDIO SWINE
Studio Swine (Великобритания) Морской стул. 2012 Искусство водоворота. 2015
Дизайн-студия Swine основана в 2011 году британским художником Александром Гроувзом и японским архитектором Азусой Мураками. Название расшифровывается как Super Wide Interdisciplinary New Explorers — «Новые междисциплинарные исследователи широчайшего профиля». В основе творческой деятельности Swine лежит внимательное изучение материалов и их будущего. Исходной точкой каждого проекта становится проблема, актуальная для того или иного региона Земли. Процесс работы фиксируется в документальном фильме, итогом же становится уникальный дизайнерский продукт.
«Морской стул» («Sea Chair») полностью изготовлен из пластика, извлеченного со дна океана при помощи рыбаков и переплавленного непосредственно на месте сбора. Это практичный предмет мебели — и в то же время напоминание о том, что пластиковым отходам требуются сотни или тысячи лет, чтобы разложиться в окружающей среде.
Проект «Искусство круговорота» («Gyrecraft») документирует морское путешествие длиною в 1000 миль, в которое Гроувз и Мураками отправились для того, чтобы дать выловленным из воды пластиковым отходам вторую жизнь при помощи солнечного экструдера — механизма для переплавки пластика за счет солнечной энергии.
BRODIE NEILL
Броди Нил (Австралия—Великобритания) Капсула. 2019
Дизайнер мебели из Австралии, живет и работает в Лондоне. С 2016 года использует вторичный пластик, преобразованный в авторский материал — «океанский терраццо». Материал этот производится по той же технологии, что и обычный терраццо, но вместо гранитной или мраморной крошки Нил утапливает в смолу сотни крошечных кусочков пластика. Так он создает покрытия для своей коллекции мебели.
В 2019 году Нил представил «Капсулу» («Capsule») — современные песочные часы, наполненные океанским микропластиком. Это скорее приглашение к диалогу, нежели функциональный объект. Художник хочет напомнить зрителю, как мало у нас времени, чтобы спасти планету. Если мы не позаботимся о ней сейчас, наши пляжи и побережья вскоре будут покрыты микропластиком, который заменит обычный песок. Создавая такие объекты, Нил выступает в роли экологического активиста и призывает людей сознательно относиться к использованию природных ресурсов.
ECOPIXEL
Алессандро Мендини (Италия) Для Ecopixel (Италия) Кушетка Alex. 2017 Тор тер Кулве (Великобритания) для Weltevree (Нидерланды) Совместно с Ecopixel (Италия) Табурет Carrier. 2018
Компания Ecopixel производит из отходов полиэтилена низкой плотности одноименный материал, разработанный итальянцем Клаудио Милиото и голландцем Яном Пёйлартом. Материал экопиксель можно переплавлять неограниченное количество раз без потери функциональных характеристик, к тому же невысокая температура плавления предполагает значительное снижение экологического вреда при производстве. Помимо изготовления экопикселя на заказ компания выпускает товары под собственным лейблом.
Так, итальянский дизайнер Алессандро Мендини создал для Ecopixel кушетку Alex. Инновационная технология ротации под давлением обеспечивает гармоничность и четкость ее линий, напоминающих сгибы оригами.
Новый материал оказался востребованным и у других дизайнеров — например, живущий в Лондоне голландец Тор тер Кулве спроектировал из стали и экопикселя табурет Carrier («Переноска») по заказу нидерландской студии Weltevree. Точнее говоря, это не просто табурет, а многофункциональный предмет мебели: его каркас представляет собой стальную корзину, в которой можно, например, носить дрова или хранить игрушки, а экопиксельная крышка служит как сиденьем, так и контейнером для некрупных вещей.
POLIMEER
Polimeer (Нидерланды) Полимраморные вазы. 2019
Студия экологичного дизайна Polimeer была основана Алессандро Ядаролой и Бобом Восом в 2015 году. Ядарола и Вос позиционируют себя прежде всего как дизайнеров, а затем уже как ремесленников, производителей, предпринимателей и представителей IT-индустрии. Для них дизайн — это инструмент, позволяющий поставить под сомнение значимость обрабатывающей промышленности. Стремясь ускорить переход к экономике замкнутого цикла и создание самообеспечивающихся городов, они превращают пластик в искусство, а пластиковые отходы — в уникальные продукты вторичной переработки. Миссия Polimeer — предложить эффективные решения для развития экологичного производства и внедрения социальных инноваций.
Сочетая инновационные технологии с ручной обработкой, Polimeer продвигает новую эстетику. Так, основатели студии создали полимрамор — материал из вторичного пластика, пригодный для создания интерьерных объектов. Представленные на выставке вазы изготовлены из полимрамора.
JESSICA DEN HARTOG
Джессика ден Хартог (Нидерланды) Пленки с записью формата А4. 2018
Цель художницы из Маастрихта — раскрыть эстетический потенциал вторичных пластиков. Она начинает работу, экспериментируя с цветом материала, а затем старается подарить ему новую достойную жизнь. Опираясь на свои визуальные эксперименты, Джессика написала книгу «Возвращение цвета: новый подход к переработке».
«Пленки с записью формата А4» («Recorded Films А4») — это художественный взгляд на фрагменты пластиковой упаковки. Объекты произведены из бутылок от чистящих средств, лосьонов для тела и других подобных товаров. Джессика сама переработала пластик: рассортировала материал по цвету и составу, вымыла его, а затем изготовила тонкие пленки, цвета которых заданы исходными цветами использованных бутылок. Из пленок составлены коллажи: так пластиковые отходы приобретают эстетическую ценность.
FREITAG
Freitag (Швейцария) Сумки а аксессуары из тентов грузовиков. 1993 — н. в.
В 1993 году графические дизайнеры Маркус и Даниель Фрайтаги искали для своих работ прочную, удобную водоотталкивающую сумку — но не нашли. Вдохновленные пестрым потоком машин, громыхавших под окнами их цюрихской квартиры, братья создали собственную сумку-мессенджер из старых тентов грузовиков, велопокрышек и автомобильных ремней безопасности. Так появилась компания Freitag, вся продукция которой изготавливается из вторсырья.
На сегодняшний день братьями Фрайтаг спроектировано более 80 различных моделей. Фабрика, на которой собирают, моют и раскраивают тенты грузовиков, располагается в Цюрихе. Высочайшее качество сумок подкреплено гарантийными обязательствами: в случае порчи любая из них будет отремонтирована производителями. Изделия марки Freitag практически вечны.
ECOBIRDY
ecoBirdy (Бельгия) Коллекция экологичной детской мебели. 2017 — н. в.
Бренд ecoBirdy («Экоптичка») основан в 2017 году дизайнерами из Антверпена Ванессой Юань и Йорисом Ванбрилем. Одноименная коллекция мебели, созданная согласно принципам устойчивого дизайна, развивает у детей творческие способности и экологическое сознание. Дизайнеры разработали не только сами предметы, но и весь производственный цикл — начиная со сбора старых пластиковых игрушек и заканчивая изготовлением мебели. Им важно, чтобы на каждом этапе соблюдались принципы социальной и экологической ответственности. Сопроводительный сборник рассказов и методическое пособие для школ помогают познакомить детей с экономикой замкнутого цикла и побудить их заботиться о будущем. Вторичная переработка пластика, дизайн и производство мебели ecoBirdy сосредоточены в Европе; справедливые условия труда лежат в основе этической концепции компании.
GLOBAL ECOBRICK ALLIANCE
Глобальное объединение Ecobrick Экокирпичи. 2010 — н. в.
Экокирпичи — это пластиковые бутылки, наполненные пластиковыми отходами, которые так плотно утрамбованы, что из полученных блоков можно строить. Они используются для изготовления модульной мебели, обустройства садовых пространств и возведения полномасштабных зданий, включая дома и школы. Эта некогда локальная технология, предлагающая сообществам простое и беззатратное решение пробле- мы утилизации пластиковых отходов, распространилась по всему миру: экокирпичи уже находят применение и в Азии, и в Африке, и в Латинской Америке.
Спроектированы они так, чтобы по максимуму использовать прочность и другие свойства пластика для создания практически вечного стройматериала. Движение Ecobrick основано на принципе открытого исходного кода: размещенные в интернете инструкции по изготовлению экокирпичей и обучающие видео доступны всем желающим.
RECYCLEDESIGN
RecycleDesign (США) Коллекция уличной мебели. 1993 — н. в.
Миссия созданной в 1993 году компании RecycleDesign — «превращать выброшенное в желанное»: она разрабатывает и выводит на рынок высококачественные, долговечные, не требующие специального ухода предметы из вторсырья.
RecycleDesign специализируется на уличной мебели, изготовленной из переработанной стружки полиэтилена низкой плотности. Продукция, предназначенная для использования в общественных местах — на торговых улицах, в парках и университетских городках, — должна выдерживать соответствующие нагрузки. Выбранный материал прекрасно для этого подходит: он устойчив к любым погодным условиям и не нуждается в том, чтобы за его состоянием постоянно следили. На сегодняшний день компания выпустила полдюжины коллекций мебели, в которые входят скамейки, столы, сиденья, урны для мусора.
OVERTREDERS W + BUREAU SLA
Overtreders W (Нидерланды) и Bureau SLA (НИДЕРЛАНДЫ) Народный павильон: 100% взаймы. 2017
Overtreders W — амстердамское агентство пространственного дизайна, основанное в 2006 году Рейндером Баккером и Хестер ван Дейк. Bureau SLA архитектора Петера ван Ассе существует с 2002 года и также находится в Амстердаме.
Главным местом встреч и центральной дискуссионной площадкой на Голландской неделе дизайна в 2017 году стал «Народный павильон» (People’s Pavilion). Получив заказ на проектирование объекта, Overtreders W и Bureau SLA предложили неординарный подход к «зеленому строительству». Все материалы, необходимые для создания павильона площадью 250 м², взяли в аренду на девять дней. Принцип «100% взаймы» предполагал, что детали нельзя ни привинчивать, ни склеивать, ни сверлить, ни пилить: они должны были вернуться к хозяевам неповрежденными. Детали скреплялись между собой ремнями и стальными лентами. Черепицу изготовили из бытовых пластиковых отходов по собственному проекту Bureau SLA и Overtreders W.
В целом же можно говорить о том, что проект «Народный павильон» открывает новые перспективы в «зеленой архитектуре»: выразительный дизайн в нем сочетается с формированием новых социальных партнерств и применением технологий интеллектуального строительства.
JAMES SHAW
Джеймс Шоу (Великобритания) Пластиковое барокко. 2014 — н. в.
Дизайнер Джеймс Шоу увлеченно экспериментирует с материалами.
При помощи ручного экструдера собственного изобретения он превращает пластиковое вторсырье (полиэтилен низкой плотности) в эффектные интерьерные объекты и мебель. Гранулы переработанного пластика загружаются в термопистолет, а на выходе переплавленной массе вручную придают необходимую форму. Эта технология предполагает высокую скорость работы, а значит — импровизацию.
За последние годы Шоу создал целый ряд предметов — от посуды до мебели — в серии «Пластиковое барокко» («Plastic Baroque»). Своими экстравагантными, чувственными произведениями он отсылает к искусству барокко, используя при этом метод, резко отличающийся от привычных способов обращения с пластиком.
THE NEW RAW
The New Raw (Нидерланды) Проект «Напечатай свой город». 2016 — н. в.
Исследовательская дизайн-мастерская The New Raw расположена в Роттердаме. Возглавляют ее архитекторы Панос Саккас и Фотейни Сетаки. Основатели студии стремятся замкнуть производственные циклы, сократить выброс углекислого газа, сплотить сообщество и поддержать местных производителей. Залог устойчивого будущего они видят в сочетании дизайнерского мышления, тщательного изучения материалов и роботизации производства.
«Напечатай свой город» — это эксперимент по использованию пласти- ковых отходов при проектировании городского пространства. Само название проекта призывает к действию, объединяет людей с целью совместной переработки пластика и превращения его в сырье, из которого посредством 3D-печати производится мебель для общественных мест. Все предметы эргономичны и оснащены дополнительными функциями — предусматривают, например, велопарковку.
Первым продуктом, выпущенным в рамках проекта, стала скамья ХХХ, разработанная по заказу муниципалитета Амстердама. На изготовление одной скамейки уходит ровно столько пластиковых отходов, сколько производит в год среднестатистическая пара амстердамцев. Кроме того, проект продемонстрировал свой потенциал в Салониках (Греция) в рамках акции «Безотходное будущее», организованной компанией Coca-Cola. Мастерская The New Raw представила там инсталляцию из предметов уличной мебели.
PRECIOUS PLASTIC ESTONIA
Precious Plastic Estonia (Эстония) Часы из переработанного пластика. 2017 — н. в.
Эта группа энтузиастов, работающих с пластиковым вторсырьем, представляет собой эстонскую ветвь сообщества «Драгоценный пластик», основанного Дейвом Хаккенсом (см. выше). На своей базе в Таллине они изготавливают станки, перерабатывают пластик и конструируют предметы из полученного материала. Коллектив экспериментирует с разными видами пластика, неизменно создавая из любого сырья настенные часы. Их можно купить на сайте сообщества.
VANPLESTIK
vanPlestik (Нидерланды) Предметы интерьера из переработанного пластика. 2016 — Н.В.
Инженер-механик Нут Коой и архитектор Сэм ван Тил основали проект vanPlestik в Амстердаме в 2016 году. Они создали специальный 3D-прин- тер для работы с вторсырьем, превращающий использованный пластик в красивые, качественные и доступные по цене объекты — например, стулья, тумбы или цветочные горшки. Коой и ван Тил не только реализуют собственные разработки, но и сотрудничают с другими компаниями (Fairphone, HEMA), а также с муниципалитетом Амстердама. Их миссия — убедить мир в том, что пластик не одноразовый материал, а возобновляемый ресурс.
ECONYL
ECONYL (Италия) Переработанный нейлон. 2014
Под маркой Econyl производится революционный материал для индустрии моды и дизайна интерьеров — регенерированный нейлон, или эконил (ECONYL®). Из этих нейлоновых нитей, идентичных первичному брендированному нейлону, получаются чрезвычайно прочные купальники, сумки и ковры. Известные марки, среди которых Prada, Burberry, Adidas и H& M, используют восстановленный нейлон для создания продуктов, которые можно без потери качества перерабатывать снова и снова. Производство эконила начинается со сбора отходов — рыболовных сетей, ковровых покрытий, тканей и промышленного пластика — по свалкам всего мира, из морей и океанов. Вторсырье сортируется и очищается, чтобы извлечь из него максимум нейлона, и благодаря интенсивному процессу регенерации нейлоновые отходы возвращаются к исходному уровню чистоты. Каждые 10 000 тонн нитей Econyl позволяют сэкономить 70 000 баррелей нефти и сократить выбросы углекислого газа в атмосферу на 57 100 тонн.
SMILE PLASTICS
Smile Plastics (Великобритания) Пластиковые панели и изделия из них. 2014 — н. в.
Smile Plastics производит изысканные панели ручной работы из отходов: стаканчиков из-под йогурта, бутылок, разделочных досок, резиновых сапог, пластиковой упаковки, холодильников, клавиатур, водопроводных труб и даже банкнот. Основатели компании, дизайнер Адам Фейруэзер и ювелир Розали Макмиллан, стремятся изменить отношение к вторсырью и побудить людей заботиться о переработке пластика и других материалов. Инновационная продукция Smile Plastics используется в разных областях: от некрупных изделий до больших объектов и поверхностей в жилых и офисных помещениях.
Помимо классической коллекции панелей дизайнеры выпускают лимитированные серии и создают индивидуальные проекты. В начале работы над новым продуктом они исследуют возможности вторсырья, экспериментируя с различными потоками отходов, цветами и паттернами, и лишь затем подвергают образцы более серьезным испытаниям. Разработка материала может занять несколько месяцев, а иногда и лет.
EVERYTHING YOU BUY IS RUBBISH
Barber & Osgerby (Великобритания) Стул из серии «On & On». 2019
Эдвард Барбер и Джей Осгерби основали студию дизайна и архитектуры в 1996 году и в своих ранних работах много экспериментировали с формовкой листового материала. В 2012 году они создали факел для Олимпийских игр в Лондоне, а позднее — коллекции для брендов Vitra, B& B Italia, Venini, Cappellini, Magis, Swarovski и Flos.
Крупная американская компания Emeco поручила Барберу и Осгерби спроектировать стул для кафе нового поколения — простой, элегантный и неподвластный времени. В результате они изготовили объект, который выглядит современно и вместе с тем напоминает культовые стулья из гнутого дерева 1930-х годов. Для ресторанов и кафе важно, чтобы стулья легко штабелировались, были прочными и износостойкими — всего этого можно добиться, используя полиэтилентерефталат (ПЭТ).
На разработку серии «On & On» («Вновь и вновь»), в которую входят стулья, барные стулья и табуреты, ушло полтора года. Все предметы на 70% состоят из переработанного пластика, усилены стекловолокном и окрашены нетоксичными пигментами. Когда мебель отслужит свое, вся она может быть вновь переработана.
DIEDERIK SCHNEEMANN + ALDWIN VAN KRIMPEN
Дидерик Шнееман (Нидерланды) И Алдвин ван Кримпен (Нидерланды) Rubdish. 2018 — н. в.
Проекты дизайнера Дидерика Шнеемана часто посвящены повторному использованию предметов, изменению их внешнего вида или способа применения, за счет чего создается новое произведение, а ставшая ненужной вещь обретает вторую жизнь. Материалами для его работ становятся старые шлепанцы, коллекции спичечных коробков, флаконы из-под духов, фигурки смурфиков. Используя бытовые предметы в качестве сырья, он наполняет их иным смыслом.
С 2018 года Дидерик Шнееман и фотограф Алдвин ван Кримпен вместе работают над ироничным проектом «Rubdish» (от слов rubbish — «мусор», и dish — «блюдо», «яство»). Мусор, собранный по всему Роттердаму, сортируется на «ингредиенты», из которых дуэт создает аппетитные изысканные «блюда». Все этапы процесса — от сбора отходов до подачи на стол — фотографируются.
Отличительная черта проекта «Rubdish» — неограниченность возможностей, которые открываются перед творцом. Стоит лишь начать поиски, и вы будете находить «свежие» ингредиенты повсюду; вашим поставщиком может стать любая семья, предприятие или город. Эти дизайнерские «блюда» выводят фуд-стайлинг на новый уровень.
DIRK VAN DER KOOIJ
Дирк ван дер Коой (Нидерланды) Мебель из переработанного пластика. 2009 — н. в.
Дизайнер Дирк ван дер Коой разработал гигантский роботизированный манипулятор с 3D-принтером низкого разрешения для производства мебели из вторсырья. На нем он создал «Вечный стул» («Endless Chair»), удостоенный множества наград.
Внедрение новой цифровой технологии дало дорогу его последующим творениям, для которых характерны аскетичный дизайн, оказывающий сильное эмоциональное воздействие, и забота об экологической чистоте продукции — ван дер Коой всегда использует переработанный пластик. При помощи 3D-моделирования он проектирует стулья, столы, лампы и другие объекты, одновременно продолжая совершенствовать саму технологию. В частности, он разработал метод печати пустотелых конструкций, что позволяет сократить количество сырья.
В последнее время дизайнер практикует новый способ переработки пластмасс — переплавку в форме. Некоторые яркие и жесткие пластиковые предметы, такие как уличная мебель или игрушки, легко поддаются переплавке. Смешение цветов дает потрясающий эффект. В итоге выплавленные в котле столы по весу и внешнему виду практически неотличимы от мраморных.
GISPEN
Петер ван де Ватер (Нидерланды) Для Gispen (Нидерланды) Софа Sett CE. 2018
Петер ван де Ватер — дизайнер мебели и предметов интерьера из Амстердама. За проект софы Sett CE, созданный для голландского мебельного бренда Gispen, он был удостоен премии Dutch Design Award 2019 в номинации «Лучший продукт». Sett CE — это диван вневременного дизайна, на 95% изготовленный из переработанных материалов: Gispen использует в производстве свои собственные пластиковые отходы. Каркас Sett CE напечатан на 3D-принтере из вторичного материала, разработанного в сотрудничестве с Техническим университетом Делфта и компанией Searious Business. Он может подвергаться переработке без добавления нового сырья до десяти раз. Сиденье и спинка софы сделаны из вторичного полиуретана. Все использованные материалы могут быть разделены при утилизации и стать частью новых изделий. Выпуская на рынок такой продукт, Gispen демонстрирует результат многолетних исследований, проводимых из стремления перейти к замкнутому циклу производства.
Использование 3D-печати для создания столь крупного предмета мебели заслуживает уважения. Это прекрасный пример аналитической работы и ответственного отношения к тому, что мы оставим после себя.
SHAHAR LIVNE
Шахар Ливне (Израиль-Нидерланды) Литопласт. 2017–2018
Шахар Ливне родом из Израиля, а сейчас живет в голландском Эйндховене. Как дизайнер она интересуется наукой, прежде всего биологией и геологией, и фокусируется в своем творчестве на концептуальных исследованиях материалов.
Созданный ею литопласт (Lithoplast) — экспериментальный композитный материал, плод научных изысканий, посвященных вопросам формирования новых соединений в геологических слоях Земли. Название прямо указывает на свойства материала: lithos означает «камень», plast — «способный изменять форму». Литопласт производится из промышленных и бытовых отходов. Технология сродни метаморфизму — геологическому процессу трансформации горных пород в земных недрах. При нагревании этот материал становится податливым, как глина, и из него можно вручную лепить функциональные скульптурные формы. Концептуально же изобретение литопласта ставит под вопрос существование границ между натуральным и искусственным после всех тех изменений, которые произошли с материалами и ресурсами под воздействием человека.
ALEXANDER SCHUL
Александр Шуль (Германия) Коллекция «Крепкая мебель». 2019
В 2019 году Александр Шуль победил в номинации «Дизайн» на конкурсе Ro Plastic Prize, организованном миланской галеристкой Россаной Орланди для того, чтобы поощрять создание новых способов переработки и повторного использования пластика. Победу ему принесла коллекция мебели, полностью изготовленная из пластиковых отходов.
Предметы из серии «Крепкая мебель» («Substantial Furniture») сделаны из листов ударопрочного полистирола. Шуль стремится, чтобы разработанные им конструкции были практичны, универсальны и легко могли производиться большими партиями с применением эффективных технологий. В коллекцию входят стул, светильник и прикроватный столик, выпускаемые в разных цветах.
REFORM STUDIO
Reform Studio (Египет) Текстиль из использованных пластиковых пакетов. 2019
Студия Мариам Хазем и Хенд Риад существует с 2012 года и распо- ложена в Каире. Дизайнеры-основательницы разработали пластекс (Plastex) — новый экологичный материал из отслуживших свое пластиковых пакетов. Увидев в пакетах перспективное сырье, а не отходы, Риад и Хазем сумели превратить их в долговечную ткань ручной работы. Теперь Reform Studio производит из пластекса линейку ярких текстильных изделий, включая сумки, рюкзаки, коврики, подушки и косметички. Применяя тот же материал для изготовления предметов мебели — пуфов и стульев, — Риад и Хазем надеются сформировать отношение к полиэтиленовым пакетам как к ценному ресурсу. Коллекция была удостоена награды в номинации «Текстиль для дома» на конкурсе Ro Plastic Prize 2019, организованном миланской галеристкой Россаной Орланди.
BETTER FUTURE FACTORY
Better Future Factory (Нидерланды) Материалы из переработанного пластика. 2012 — н. в.
Миссия студии экодизайна Better Future Factory («Фабрика лучшего будущего») — создание знаковых экологичных проектов и товаров сегодня для того, чтобы завтра наступило лучшее будущее. Студия была основана в 2012 году, когда стартовал проект «Вечный пластик» («Perpetual Plastic Project»). Это первая в мире интерактивная установка, позволяющая прямо на месте перерабатывать пластиковые отходы в новые продукты при помощи 3D-печати. «Вечный пластик» охватывает весь цикл переработки: сбор и измельчение отходов и превращение их в нить, которая впоследствии загружается в 3D-принтер.
Better Future Factory проводит мастер-классы и распространяет свои станки по всему миру, обучая будущих пользователей и вдохновляя их на переход к экономике замкнутого цикла. Дизайнеры студии разработали ряд комплектующих, которые позволяют инновационно и творчески использовать отходы. Их линейка нитей для 3D-принтеров полностью изготовлена из разных видов пластикового вторсырья, в частности, из приборных панелей автомобиля. Кроме того, они внедрили «новый мрамор» (New Marble) — пластиковую плитку, которая выглядит как мрамор, хотя на 100% состоит из переработанных бутылок из полиэтилентерефталата (ПЭТ).
MUIMA
Muima (Нидерланды–Кения) Игрушки из переработанного пластика. 2016 — н. в.
Бренд Muima основали в 2016 году студенты Технического университета Делфта Рейноуд де Клерк и Марейн Дювекот. Во время поездки в Кению они заинтересовались работой фабрики Muima Industries, производящей изделия из пластиковых отходов. Еще во время учебы де Клерк и Дювекот заключили контракт с производством. Они объединили усилия для конструирования новых предметов, получаемых методом литья под давлением, и поиска рынков сбыта для продукции фабрики.
Первыми поступившими в продажу товарами стали игрушечные автомобили и часы. Все они полностью изготовлены из местных пластиковых отходов. Поставщикам вторсырья — сборщикам пластика — компания выплачивает достойную зарплату. На кенийской фабрике занято 11 семей, им же принадлежит вся прибыль.
INEKE HANS
Инеке Ханс (Нидерланды) Уличная мебель из переработанного пластика. 1997–2005
Промышленный и мебельный дизайнер Инеке Ханс работает как сама по себе, так и для важных международных брендов, среди которых Arco, Cappellini, Lensvelt, Royal VKB, Swarovski и Magis.
В 1997 году Инеке спроектировала коллекцию уличной мебели, которая на первый взгляд кажется обыденной, простой и безыскусной — и по сути не воспринимается как дизайнерская. Изначально в серию входили стол и два стула, позднее добавились лавки, скамьи со спинкой, низкое кресло и журнальный столик. Дизайнер черпала вдохновение в народном творчестве, то есть в формах, которые использовались много веков подряд, но при этом именно она одной из первых начала работать с переработанным пластиком.
Мебель изготовлена из черного пластикового композита из вторсырья. Поверхности столешниц и сидений имеют похожую на дерево зернистую структуру, что обусловлено особенностями технологического процесса. Срок службы этого материала составляет 50 лет, и он не нуждается в особом уходе.
VERONIKA GEIGER
Вероника Гейгер (Дания–Швейцария) Пластигломерат. 2019
Мультидисциплинарный художник Вероника Гейгер любит экспериментировать с природными процессами и явлениями. Работая над своими проектами, она часто прибегает к помощи ученых и инженеров.
«Пластигломерат» («Plastiglomerate») — это скульптура из отреставрированных кирпичей старого дымохода и новых блоков переработанного пластика. Источником вдохновения послужил недавно открытый геологический феномен с тем же названием. Геологи Патриция Л. Коркоран, Чарльз Дж. Мур и художница Келли Джазвак стали первыми, кто обнаружил пластигломерат на гавайском пляже Камило в 2012 году. Они определили его как новый тип камня.
Пластигломерат состоит из смеси попавших в океан полимерных отходов и осадочных пород: вымываемый на берег пластик перемешивается с песком, ракушками и корягами и сплавляется с ними под воздействием разводимых у воды костров. Научное определение пластигломерата — «окаменелый многокомпонентный материал, отвердевший за счет агглютинации породы и расплавленного пластика». Считается, что пластигломерат — первое вещественное свидетельство антропоцена. Геолог Алексей Павлов предложил этот термин в начале XX века для описания эпохи, в которую климат и атмосфера будут меняться в результате человеческой деятельности.
CHRISTIAN FISCHBACHER
Christian Fischbacher (Швейцария) Ткани «Benu» из переработанного сырья. 2009 — н. в.
На протяжении двух столетий бренд Christian Fischbacher занимает лидирующие позиции в текстильной промышленности кантона Санкт-Гал- лен, который с XIII века остается центром производства тканей. Под этой маркой выпускаются интерьерный текстиль, ковры, постельные принадлежности и аксессуары класса люкс.
Идея коллекции «Benu» родилась из желания наладить производство качественного текстиля с использованием вторичных материалов. Из переработанных ПЭТ-бутылок изготавливаются престижные интерьерные ткани, получившие множество наград, в том числе Red Dot Design Award и Interior Innovation Award. Выброшенный пластик собирают, измельчают, расплавляют и скручивают в полиэфирные филаментные нити. Компании Christian Fischbacher одной из первых удалось изготовить из пряжи, на 100% состоящей из переработанных пластиковых бутылок, огнеупорный материал. Ткани «Benu» поставляются в 30 цветах и рисунках.
HOT WIRE EXTENSIONS
Hot Wire Extensions (Великобритания) Мебель и светильники из отработанного нейлона. 2020
Молодой экологичный бренд, основанный в Лондоне швейцарским дизайнером Фабио Андри, внедряет совершенно новый способ производства на базе своих экспериментов с материалами и методами проектирования. В этом процессе участвует отработанный нейлоновый порошок — отходы выборочного лазерного спекания (SLS) при 3D-печати. (Обычно он используется несколько раз, а потом выбрасывается.) Внутрь контейнера, заполненного смесью кварцевого песка и нейлонового порошка, помещают нихромовую проволоку. Через нее пропускают электрический ток — нейлон оплавляется и принимает заданную форму. Так сыпучее вещество превращается в твердый, безупречно спаянный материал, подобный кости.
Эта технология открывает безграничные возможности для создания объектов самых разных форм, размеров и назначения. Hot Wire Extensions делает мебель, светильники, скульптуры и пространственные инсталляции, а также выполняет специальные заказы. Среди клиентов Фабио Андри — государственные учреждения, галереи дизайна, магазины и частные лица.
ENGEL
Engel (Нидерланды) Сумки и аксессуары из переработанного пластика. 2005 — н. в.
Вся продукция компании Engel (в переводе «Ангел») производится из экологически чистого сырья. Их линейка сумок сделана из ткани, полученной при переработке бутылок из полиэтилентерефталата (ПЭТ), при этом вторичный материал сохраняет свойства пластика: он очень легкий и водонепроницаемый. Девиз компании — «Радуйся жизни», что в полной мере проявлено в дизайне: детям предлагается большая красочная коллекция рюкзаков, школьных ранцев, разных сумок и пеналов. Engel демонстрирует, что забота об окружающей среде может быть веселой и приятной.
KULLA DESIGN
Kulla Design (Израиль) Проект «50% опилок». 2010–2011
Основатели студии промышленного дизайна Kulla — Ади Шпигель и Керен Томер. Занимаясь конструированием мебели и светильников, они уделяют самое серьезное внимание исследованию материалов (в частности, переработке пластика) и создают инновационные технологии. Проект «50% опилок» («50% Sawdust») стал результатом разработки нового метода, основанного на изучении свойств материалов. Этот эксперимент объединил в одном изделии два типа отходов, принадлежащих к разным мирам, — полиэтиленовые пакеты и древесные опилки. Производственный процесс состоит из смешивания пластиковых и древесных опилок в равных пропорциях, прессовки в алюминиевой форме и запекания. Под воздействием высокой температуры пластмасса ведет себя как смола, скрепляя сырье без применения химикатов. Впервые технология была использована в 2010 году при производстве табурета, позднее появились настольные лампы и другие изделия.
PLASTIC WHALE
Plastic Whale (Нидерланды) Офисная мебель из переработанного пластика. 2017
Мариус Смит начал в 2011 году с того, что проводил акции по вылавливанию пластика из каналов Амстердама. В 2014-м, когда из переработанных пластиковых отходов была изготовлена его первая лодка, активист основал производственную компанию Plastic Whale и одноименный фонд с общей миссией: вдохновлять других на освобождение водоемов от пластика. На сегодня флот компании состоит из 11 лодок, большинство из которых базируется в Амстердаме, где Смит и его команда каждую неделю собирают горожан ловить в каналах отходы.
В 2017 году Plastic Whale выпустила коллекцию офисной мебели из переработанных материалов совместно с экологически ответственными дизайнерами LAMA Concept и мебельной фабрикой Vepa. Этой мебелью, произведенной по технологии замкнутого цикла, можно обставлять рабочие кабинеты и залы заседаний. Дизайнеров вдохновлял образ кита: форма его хвоста, ребер и даже прилипших к бокам моллюсков нашли свое выражение в серии, в которую входят стол, стулья, светильники и акустические панели. В качестве сырья использованы ткани и фетр, полученные из переработанного пластика, собранного в амстердамских каналах.
UAUPROJECT
UAUPROJECT (Польша) Предметы интерьера из переработанного пластика. 2011 — н. в.
Варшавская студия дизайна UAUPROJECT основана Юстиной Фалдзинской и Милошем Дабровски. Промышленные дизайнеры по образованию, они активно экспериментируют с оборудованием для 3D-печати в домашних условиях, стремясь показать, что это лучший способ сделать хороший дизайн доступным и экологичным.
Созданные UAUPROJECT предметы — подсвечники, вазы, миски, игрушки и прочее — можно скачать в виде 3D-моделей на сайте студии (иногда бесплатно, иногда за небольшое вознаграждение дизайнеру) и напечатать как самостоятельно, так и у местных компаний, оснащенных необходимым оборудованием. Юстина и Милош заботятся об окружающей среде, поэтому все их проекты печатаются только из материалов, пригодных для вторичной переработки, или из биоразлагаемого пластика — например полилактида (PLA). Есть выбор из примерно сотни цветов. Часть вещей дизайнеры могут изготовить и сами — под заказ, в течение одной-двух недель.