
Франциско Инфанте — один из основоположник кинетического искусства на российской арт-сцене, а также прародитель советского ленд-арта. Его работы на природе, в рамках которых Инфанте внедряет артефакты в окружающую среду путем расширения и дополнения пространства, стали одним из ключевых направлений в его арт-практике.
В дневниковых записях Инфанте часто встречается фраза — «Пейзаж диктует». Именно она с точностью отражает метод Инфанте в работе с пространством. Художник обнаруживает геометрию в природе, видит лакуны в ней, которые его сознание способно выделить и добавить к ним дополнительные измерения. Но эти внедрения не вступает с природой в конфронтацию — наоборот, так художник стремится к гармонии.
То есть Инфанте в своей работе с природным пространством сначала исходит из самого пейзажа, его особенных черт и структуры. Художник вступает с природой в диалог, внедряя в нее свои искусственные, то есть рукотворные артефакты и надстраивая над реальностью новые смыслы, улавливая дискретный момент и фиксируя это на камеру. Это и создает метафоры Инфанте.
Под названием «Пейзаж диктует» впоследствии, в 90-х годах, сформировалась целая серия артефактов. В ней Инфанте улавливает геометрию в природе, делает снимок, а потом с помощью наложения на фотографию своих цветных чертежей создает оптические иллюзии.
Артефакт из серии «Пейзаж диктует», 1997
Этот метод вырабатывался Инфанте довольно продолжительное время — его художественный поиск в этой траектории начался еще в 1968 году с серии работ «Супрематические игры». Это стало предвестников возникновения тех самых артефактов.
Инфанте взял за основу формы и геометрию из авангарда, расположил плоские цветные фигуры из картона на снегу и снял это на камеру «Любитель». Это стало отражением мыслей Инфанте о «беспощадной» бесконечности, а также обозначило один из его любимых природных медиумов — снег. Снег в оптике Инфанте — это материал, подчеркивающий быстротечность жизненных процессов, а также способ зафиксировать дискретный момент. В «Супрематических играх» снег также стал отсылкой к метафоре беспредельного пространства Малевича, одного из главных художников, определивших Инфанте.
Также снег фигурировал и в другой серии Инфанте 1996 года — она называется «Белые сооружения». В ней тоже нашли свое отражение идеи русских авангардистов, а именно Малевича и Родченко. Снег в этой серии стал носителем скульптурного начала, из которого родилась особая форма. Еще одной серией в этом направлении стал «Альпийский снег», где Инфанте передавал эфемерные состояния, миражи, возникающие в горах.
«Альпиский снег», 2008-2009 и «Белые сооружения», 1996
С 1970-х годов, после реализации серии «Супрематические игры», Инфанте окончательно разрабатывает концепцию художественной системы «артефакта» — рукотворной вещи, «автономной по отношению к природе». Соединяясь в одном пространстве, «природа и артефакт выступают на равных. Природа заключает в себе функцию бесконечности, а искусственный объект-артефакт — символ технической части мира. Мне кажется, система артефактов бесконечна, как природа или пейзаж», — говорил сам художник.
С этого момента Инфанте активно начинает внедрять в природное пространство рукотворные геометрические формы, подвижные конструкции и зеркала. Художник создавал свои артефакты и помещал их в ландшафт без особых следов — все технические приспособления, поддерживающие композицию, оставались за кадром.
«Жизнь треугольника», 1976
Серия «Жизнь треугольника» была начата Франциско Инфанте в середине 1970-х. Она стала продолжением его художественных поисков в контексте артефактов и была связана с экспериментами в области взаимодействия конкретной геометрической формы с природной средой. Здесь, как можно догадаться, главным действующим элементом становится треугольник, воплощающий искусственный порядок, символическую структуру, которая вторгается в естественный хаос. Треугольники Инфанте размещал в лесах, полях, на снегу, воде и на песке. В некоторых работах из серии треугольник двигается (например, подвешен и качается на ветру) или отзеркаливает окружающее пространство, создавая оптические иллюзии и будто бы преломляя действительность.
«Странствия квадрата», 1977
В тот же период Инфанте работает над серией «Странствие квадрата», делая одну из его излюбленных геометрических форм (в чем прослеживается сильное влияние на Инфанте Малевича) универсальным «персонажем», исследующим природу. Инфанте наделяет квадрат почти антропоморфными чертами: он «движется» сквозь пейзаж, «отражается» в воде, «прячется» среди деревьев и «преображается» под воздействием света. Этот прием позволяет художнику дематериализовать форму (зеркальные квадраты сливаются с окружением, становясь почти невидимыми) и создать нарратив, где каждая фотография или инсталляция фиксирует момент «путешествия», будто квадрат — герой абстрактной сказки.
На фотографиях серии «Очаги искривленного пространства» Инфанте удалось запечатлеть отражения в зеркальном «Кресте», игру бликов, перемену погоды и другие мимолетные явления — так художник зафиксировал уникальные мгновения взаимодействия артефакта с природой.
«Я же, как художник, отношусь к зеркалу как к предмету, так называемой, второй природы, т. е. как к искусственному объекту. Я вижу, что наше время характеризуется появлением множества технических артефактов: машины, спутники, станки… Зеркало присутствует в каждом из них. Сама фотография в аналоговом своём эквиваленте зависит от способности зеркала отразить свет на пленку. Представить себе современный мир без зеркала уже невозможно», — так Инфанте объяснял свое стремление включить зеркала в диалог с природой.
В природном ландшафте был также реализован перформанс Инфанте «Щель в пространстве». Он прошел 16 октября 1982 года и проводился в присутствии около тридцати человек. На глазах очевидцев была воздвигнута спиральная зеркальная вертикаль высотой 8 метров. От дуновений ветра она закручивалась, а отраженные в зеркальной поверхности небо, деревья, земля будто перемещались вверх и вниз, в зависимости от направления вращения спирали. Это создавало ощущение, что Инфанте создал некую щель, выход в другое измерение.
Перформанс «Щель в пространстве», 16 октября 1982 года
В 1983 году появился цикл артефактов «Добавления». Импульсом для него послужило осознание Инфанте того, что пейзаж, каким был живописным он ни был, быстро наскучивает: концепция бездействующего созерцания красоты не устраивает Инфанте. Спасением от скуки он видит участие в пейзаже, структурное добавление в него искусственно-созданных артефактов, которые привносят новое символическое значение.
Если в «Артефактах» или «Странствии квадрата» акцент делался на гармоничном внедрении геометрии в пейзаж, то здесь Инфанте исследует парадоксальное вторжение рукотворных объектов в природу, где «добавленный» элемент не столько дополняет, сколько обнажает скрытые противоречия между искусством и стихией.
Инфанте не стремится с помощью своих «Добавлений» улучшить природу, а, напротив, подчеркивает ее самодостаточность через контраст с искусственными формами. Художник работает с тремя ключевыми принципами: Диссонанс: простые геометрические объекты (металлические стержни, зеркальные плоскости, проволочные конструкции) размещаются в лесу, поле или на воде так, чтобы их присутствие выглядело нарочито чуждым. Например, в работе «Добавление. Линия» (1976) прямая металлическая балка «пронзает» пространство между деревьями, нарушая их органичный ритм. Отражение: зеркальные поверхности, «добавленные» в пейзаж, не сливаются с ним, а дробят реальность, создавая визуальные конфликты («Добавление. Зеркало», 1975). Дискретность: многие объекты существуют лишь в момент фотографирования — снег заносит их, вода смывает, ветер сдвигает.
Артефакты из серии «Добавления», 1983
Серия «Добавления» — возможно, самая бескомпромиссная в творчестве Инфанте. Она не предлагает зрителю утешительной гармонии, а заставляет задуматься о хрупкости границ между культурой и природой. Эти работы — не украшение мира, а метки, оставленные художником-философом на полях бесконечного диалога человека со стихией.
В 1992 году Франциско Инфанте создает цикл «Геометрические горизонты», где достигает предельной чистоты в исследовании взаимодействия линии, пространства и времени. Если в предыдущих сериях художник работал с конкретными формами (треугольниками, квадратами, зеркальными структурами), то здесь он обращается к абстракции горизонта — символической границы между земным и небесным, материальным и идеальным.
Артефакты из серии «Геометрические горизонты», 1992
Инфанте деконструирует привычное восприятие горизонта, превращая его в геометрический артефакт. В этой серии линия горизонта искусственно «достраивается» с помощью минималистичных объектов — металлических рамок, деревянных реек, проволочных конструкций. Перспектива искажается: в одних работах горизонт «приподнимается» за счет зеркал, в других — «ломается» под углом. Цвет становится инструментом: синие, красные или золотые полосы дублируют или опровергают реальную линию горизонта.Ключевая идея: горизонт — не данность, а конструкция, которую человек проецирует на мир.
Серия «Геометрические горизонты» — это визуальная философия в действии. Инфанте не просто рисует линии в пейзаже, а ставит эксперименты над самим понятием пространства. Эти работы требуют от зрителя не созерцания, но соучастия — чтобы увидеть горизонт заново, как в первый раз.
Сам художник говорит, что его пластический язык — это попытка ухватить эфемерное в пространстве, едва уловимое и случайное. Его работа с природой — это симбиоз тщательного всматривания в ландшафт, ощущение от него и привнесение своего, созданного сознанием и руками артефакта.
«Франциско Инфанте. AUТОАЛЬБОМ. Продолжение. Искусство и семья», 2013
Франциско Инфанте. Нонна Горюнова. Артефакты, 2006