Original size 2480x3500

POV в современной авторской анимации

48
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

POV (point of view) или субъективный взгляд — прием, который используется для передачи окружения персонажа его глазами. Съемка от первого лица появилась еще на заре кинематографа как один из экспериментальных ракурсов для демонстрации пространства, в котором разворачиваются действия. Сейчас этот прием применяется повсеместно — в кино, видеороликах, компьютерных играх и, конечно, анимации.

В авторской анимации режиссеры через свои истории доносят до аудитории определенные идеи, и всё содержимое фильма работает на то, чтобы зритель мог не только эту идею считать, но и задаться вопросами, поразмышлять, и сделать для себя открытия. Чтобы всего этого добиться, зрителя нужно заинтересовать, он должен проникнуться историей и сопереживать героям. Используя взгляд от первого лица, режиссер может глубже погрузить его в атмосферу и происходящее в анимационном фильме, сделать так, чтобы смотрящий был не просто сторонним наблюдателем, а увидел и почувствовал всё то, что чувствует персонаж.

При этом субъективный взгляд не всегда может верно отражать действительность — он лишь показывает, каким является мир для конкретного персонажа через призму его личного восприятия окружающего. Через анимацию можно передать всевозможные состояния и эмоции человека, некоторые из которых зрителю могут показаться знакомыми, а другие он, возможно, никогда не испытывал, но через взгляд персонажа представляется возможным всё это почувствовать.

big
Original size 1920x1080

«Nigel», Natasza Cetner, 2020

Рассказ истории с использованием субъективного взгляда вовлекает зрителя в происходящее и обращает его внимание на детали, которые важны для героя и, соответственно, для сюжета. Также помощью POV может демонстрироваться локация. Очень часто всё это сопровождается эмоциональной реакцией героя на увиденное, но существуют и анимационные фильмы, стиль которых предполагает полное повествование от первого лица, а также есть целый жанр, в котором всё повествование имитирует интервью с наблюдением за происходящим через камеру — мокьюментари.

Использование субъективного взгляда можно встретить в большом количестве игровых и анимационных фильмов, иногда этот приём показан достаточно наглядно, но в другой раз зритель может его и не заметить благодаря удачному монтажу, однако работает он от этого не менее эффективно.

Мне захотелось изучить способы использования POV в анимации для того, чтобы потом наиболее правильно применять эти знания в своих короткометражных анимационных работах. Изучая вариации применения взгляда от лица персонажа, я определила цели, с которыми в том или ином авторском фильме он был применен: 1. Чтобы усилить эмоцию; 2. Познакомить с окружением; 3. Показать восприятия мира персонажем; 4. Сделать акцент на предмете; 5. Сделать акцент на тексте или изображении; 6. Показать взгляд в отражение; 7. Показать взгляд через приборы и аппаратуру; 8. Показать взгляд на персонажа от лица другого персонажа или предмета.

Усиление эмоций

Original size 2480x457

«The Runt», Andreas Hykade, 2006

0

«Black Slide», Uri Lotan, 2021

Субъективный взгляд используется, когда необходимо придать драматичному моменту еще больше эмоциональности — усилить обиду, удивление, романтические чувства или, например, показать внутреннюю борьбу персонажа, как в анимационном фильме «The Runt», а также последовать вместе с героем навстречу его большому страху, как в фильме «Black Slide». В последнем используется переход от объективной к субъективной точке зрения — демонстрируется сначала эмоция мальчика, а затем то, что эту эмоцию вызывает.

Original size 2480x1350

«Good Intentions», Anna Mantzaris, 2018

В «Good Intentions» героиню мучает вина из-за того, что она скрылась с места аварии. В анимационном фильме присутствует сцена, в которой на неё лает собака. Сцена показана сначала со стороны, и такой ракурс не даёт зрителю повода задуматься о смысловой нагрузке данного эпизода, но когда мы видим взгляд собаки прямо на нас (на героиню), то со знанием контекста начинаем ощущать острое чувство тревоги из-за того, что секрет теперь может быть раскрыт, а собака проявляет агрессию на плохих людей. Субъективный взгляд в этой сцене ставит зрителя в некомфортное положение.

Original size 2480x457

«Memories for sale», Manu Mercurial, 2020

Original size 2480x457

«Memories for sale», Manu Mercurial, 2020

В начале «Memories for sale» мы видим агрессию со стороны отца главного героя к нему, и в глазах мальчика фигура мужчины выглядит пугающе, но позднее зритель узнает причины такого поведения. Теперь глазами мальчика мы уже смотрим на человека, убитого горем из-за смерти жены. Взгляд на отрывки воспоминаний глазами персонажа, кому эти воспоминания принадлежат, не даёт зрителю шанса остаться в стороне, и эмоционально анимационный фильм становится сильнее.

Original size 1920x1080

«Night of the Living Dread», Ida Melum, 2021

Субъективный взгляд может не только наталкивать на рассуждения. Этот прием также используется для усиления элемента неожиданности, например, для работы скримера, ведь у режиссера стоит задача напугать зрителя, а не персонажа.

Original size 2480x674

«I see you», Ryo Sato, 2019

POV часто используется рядом с кадром персонажа, от чьего лица зритель смотрит на происходящее, иллюстрируя его отношение к увиденному.

Original size 2480x4052

«Girls night out» Joanna Quinn, 1987

Знакомство с окружением

Знакомство с локацией и с контекстом происходящих событий тоже может быть показано от первого лица. Взгляд глазами персонажа на окружающий его мир может использоваться представления места действия, усиления динамики происходящего, и, как это было в первом разделе, для того, чтобы усилить эмоцию или добавить нагнетания.

Original size 2480x683

«Snowfall», Rita Cruz, 2022

Original size 1920x1080

«The Runt», Andreas Hykade, 2006

0

«The box», Merve Cirisoglu, 2017

Original size 2480x683

«The Face Shop», Noella Borie, 2010

Передача восприятия мира персонажем

С помощью субъективной камеры можно показать уникальность восприятия мира определенным человеком, когда никто из других героев не видит окружающее так, как главный персонаж. Можно сказать, что зритель залезает ему в голову и разделяет с ним все ассоциации и образы, которых не существуют в остальном мире фильма.

Original size 2480x690

«Afternoon Class», Seoro Oh, 2014

Original size 2480x690

«Look at Me Only», Tomoki Misato, 2016

Original size 1920x1080

«Look at Me Only», Tomoki Misato, 2016

В анимационном фильме «Look at Me Only» вся первая половина происходящего показана глазами главного героя, который видит свою девушку монстром, и играется с морской свинкой, а затем зритель понимает, что реальность оказалась немного иной, и в отношениях этой пары парень не является жертвой девушки-собственницы, а милый грызун и вовсе все это время был мобильным телефоном.

Original size 1920x1080

«Slippery», Victoria Freund, 2017

Героиня «Slippery» рассказывает о своей новой мачехе, которая глазами девочки для зрителя выглядит змеёй. Не до конца понятно, является ли она змеёй на самом деле или таким образом её лишь воспринимает девочка, субъективный взгляд оставляет эти вопросы без ответа.

0

«Good Intentions», Anna Mantzaris, 2018

После того как главная героиня «Good Intentions» скрылась с места аварии её начинают мучить угрызения совести, что выливается в то, что девушка видит человека, сидевшего во второй машине, в похожих на него людях. Мы следим за проходящим персонажем, и уверены, что это тот самый мужчина, пока упавшая консервная банка не приводит героиню в чувства и теперь зритель наконец-то видит, что всё время это был совершенно другой человек.

Original size 1920x1080

«Memorable», Bruno Collet, 2020

Original size 1920x1080

«Memorable», Bruno Collet, 2020

Original size 2480x621

«Memorable», Bruno Collet, 2020

С помощью субъективной камеры показывается восприятие окружающего мира страдающими от болезней персонажами. «Memorable» рассказывает историю о пожилом художнике с прогрессирующей деменцией. Единственное лицо, которое для художника всё еще знакомо, хотя и оно скоро будет забыто, — лицо его жены, только черты её лица в голове главного героя не искажены, когда остальные люди теряют какие-либо отличительные особенности. Художник путается во времени, живёт в прошлом, и не может больше воспринимать телефон, а фен напоминает ему пистолет, которым он пытается покончить жизнь — эти искаженные образы, показанные зрителю от первого лица, передают ощущения от невозможности видеть мир таким, какой он есть для всех остальных.

Original size 1920x1080

«But Milk Is Important», Anna Mantzaris, Eirik Grønmo Bjørnsen, 2012

0

«Eli», Nate Milton, 2019

Original size 1920x1080

«Man on the chair», Jeong Dahee, 2014

Прием также широко используется для иллюстрации ментального состояния. Персонажи воспринимают окружающее отлично от остальных, и их глазами зритель видит образы, которые могут являться как галлюцинациями, так и метафорами ментальных расстройств.

Акцент на предмете

Взгляд от лица персонажа на предмет используется, чтобы придать ему значимости для сюжета, выделить и показать привязку к этой вещи конкретного персонажа. Обычно эта деталь играет важную роль в дальнейшем развитии сюжета анимационного фильма.

Original size 2480x505

«Something Borrowed», Micky Wozny, 2020

Original size 2480x2095

«Pachyderm», Stéphanie Clément, 2021

Original size 1920x948

«Eli», Nate Milton, 2019

Original size 1920x1080

«But Milk Is Important», Anna Mantzaris, Eirik Grønmo Bjørnsen, 2012

Original size 1920x1080

«RA-MEN», Xai Yaj, 2023

Original size 1920x1080

«RA-MEN», Xai Yaj, 2023

Процесс приготовления еды очень часто показан именно от первого лица, и скорее всего в таком случае финальное блюдо будет иметь большое значение для истории.

Акцент на тексте или изображении

Взгляд на текст или фотографию от лица главного героя помогает зрителю узнать подробности или получить новую информацию, которая порой может изменить всё восприятие анимационного фильма. Такой кадр чаще всего также сопровождается реакцией героя.

Original size 2480x941

«Tick», Levin Tamoj, Fabienne Priess, 2019

Original size 1920x1080

«Tick», Levin Tamoj, Fabienne Priess, 2019

Original size 2480x674

«Archie», Ainslie Henderson, 2019

Original size 1920x1080

«Good Intentions», Anna Mantzaris, 2018

Original size 1920x1080

«Something Borrowed», Micky Wozny, 2020

Original size 2480x685

«I see you», Ryo Sato, 2019

Original size 1920x1080

«Memories for sale», Manu Mercurial, 2020

Original size 1920x1080

«Look at Me Only», Tomoki Misato, 2016

Взгляд в отражение

Взгляд в отражение — очень личный момент для человека. Он помогает собраться с мыслями, настроиться на внутренний диалог, утихомирить нахлынувшие эмоции или лучше понять себя. Используя вид от первого лица в таких сценах, режиссер даёт зрителю представление, каким видит себя персонаж, как он к себе относится, появляется доступ к его мыслям и памяти.

Original size 1920x1080

«Look at Me Only», Tomoki Misato, 2016

В «Look at Me Only» герой после взгляда на себя в зеркало начинает видеть яснее и понимает, что плохо относился к своей девушке и причинял ей боль, его иллюзорное восприятие мира рассеивается, и он вместе со зрителем начинает видеть правду.

Original size 1920x1080

«Pachyderm», Stéphanie Clément, 2021

Героиня «Pachyderm» в детстве переживала насилие со стороны своего дедушки. Спустя много лет после его смерти она вернулась на то озеро, где они вместе когда-то отдыхали. Девушка пытается утопить рог, символизирующий для нее пережитую боль, но при взгляде в свое отражение в воде видит себя ребенком, то и дело возвращаясь в воспоминаниях обратно в детство.

Original size 1920x1080

«Breast Friends», Caitlin Young, 2019

0

«The Face Shop», Noella Borie, 2010

Взгляд через приборы и аппаратуру

Original size 1920x1080

«The Lighthouse», Simon Scheiber, 2016

Original size 1920x1080

«But Milk Is Important», Anna Mantzaris, Eirik Grønmo Bjørnsen, 2012

Original size 1920x1080

«Last Shot», Aemilia Widodo, 2016

Original size 1280x720

«Things Used To Be Hidden», Tara Mercedes Wood, 2015

Трудно показать то, что видит персонаж в глазок, бинокль или фотокамеру, не прибегая к субъективному взгляду. В случае с фотокамерой зритель может наблюдать за историей глазами даже не главного героя, а персонажа, который всегда находится за кадром и снимает настоящих главных героев анимационного фильма, а знать и видеть зритель будет только то, что этот персонаж решит ему показать. При этом все остальные участники сюжета воспринимают нашего героя полноправным действующим лицом, идут с ним на контакт и ведут диалог — такой жанр называется мокьюментари, что обозначает псевдо-интервью.

Original size 1920x1080

«Less Than Human», Steffen Bang Lindholm, 2017

Взгляд на персонажа от лица другого персонажа или предмета

POV может принадлежать не только главному герою. Приём помогает создать ощущение подглядывания за персонажем истории, а «наблюдателем» в таком случае становится другой персонаж или неодушевленный предмет.

Original size 1920x1080

«Candy.zip», Tomoki Misato, 2017

Original size 690x388

«I see you», Ryo Sato, 2019

Original size 1920x1080

«Last Shot», Aemilia Widodo, 2016

Заключение

Использование субъективного взгляда широко применяется в современной анимации с различными целями. Для более эмоциональной передачи чувств персонажей, что, казалось бы, показывать необязательно, но такой прием добавляет глубину истории, и даёт зрителю возможность еще больше проникнуться происходящим. Субъективным взглядом режиссеры анимационного кино активно пользуются для отображения текущих состояний своих персонажей, иллюстрации их мыслей или воспоминаний, а также, чтобы показать мир людей с заболеваниями. На различные образы и ассоциации зритель смотрит в удивительных или пугающих мирах, существующих только в головах персонажей фильма, в которые анимационное кино пускает своих зрителей. POV также применяют для продвижения по сюжету — всё, что показывается на экране, имеет смысл для истории, и с помощью взглядов героев делаются акценты, создаются эмоциональные связи с окружающим, что добавляет интриги в историю.

Таким образом, POV кадры добавляют в анимационные фильмы больше интересных ракурсов, интриги и дарят зрителю эффект присутствия и соприкосновение с миром героев.

Bibliography
1.

Что Такое Субъективная Камера? / История Появления Приема В Кино // FilmTalk // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=kKdpEUc2PX4&t=73s (дата обращения 28.11.2023)

2.

The POV Shot // CG Layout // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=ScRPUZuFhd8 (дата обращения 28.11.2023)

3.

The POV Shot — The Art of the Subjective Camera and «Point of View Shot» // StudioBinder // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=BLCQAmTleP0&t=155s (дата обращения 28.11.2023)

Image sources
Show
1.

«Nigel», Natasza Cetner, 2020 (https://vimeo.com/391941242) (дата обращения 28.11.2023)

2.

«The Runt», Andreas Hykade, 2006 (https://vimeo.com/17184590) (дата обращения 28.11.2023)

3.

«Black Slide», Uri Lotan, 2021 (https://www.youtube.com/watch?v=LNgBJPzBobU&t=400s) (дата обращения 28.11.2023)

4.

«Good Intentions», Anna Mantzaris, 2018 (https://vimeo.com/482311708) (дата обращения 28.11.2023)

5.

«Night of the Living Dread», Ida Melum, 2021 (https://www.youtube.com/watch?v=oNUQwTaaKbc&t=217s) (дата обращения 28.11.2023)

6.

«I see you», Ryo Sato, 2019 (https://www.youtube.com/watch?v=yAEXNlPVxYk) (дата обращения 28.11.2023)

7.

«Memories for sale», Manu Mercurial, 2020 (https://www.youtube.com/watch?v=DwJ1ZcTQl-Y&t) (дата обращения 28.11.2023)

8.

«Girls night out» Joanna Quinn, 1987 (https://www.youtube.com/watch?v=EBHUIj_NOiA&t) (дата обращения 28.11.2023)

9.

«Snowfall», Rita Cruz, 2022 (https://www.youtube.com/watch?v=M5yDycPB85o) (дата обращения 28.11.2023)

10.

«The box», Merve Cirisoglu, 2017 (https://www.youtube.com/watch?v=KwCtWfwYlkw) (дата обращения 28.11.2023)

11.

«Afternoon Class», Seoro Oh, 2014 (https://www.youtube.com/watch?v=CAYDRIbXFAc) (дата обращения 28.11.2023)

12.

«Look at Me Only», Tomoki Misato, 2016 (https://www.youtube.com/watch?v=JhsRjAPZ6eQ&t) (дата обращения 28.11.2023)

13.

«Memorable», Bruno Collet, 2020 (https://vimeo.com/386669902) (дата обращения 28.11.2023)

14.

«But Milk Is Important», Anna Mantzaris and Eirik Grønmo Bjørnsen, 2012 (https://vimeo.com/50600924) (дата обращения 28.11.2023)

15.

«Eli», Nate Milton, 2019 (https://vimeo.com/332708894) (дата обращения 28.11.2023)

16.

«Man on the chair», Jeong Dahee, 2014 (https://vimeo.com/680825358) (дата обращения 28.11.2023)

17.

«Slippery», Victoria Freund, 2017 (https://vimeo.com/221300467) (дата обращения 28.11.2023)

18.

«Something Borrowed», Micky Wozny, 2020 (https://www.youtube.com/watch?v=bRAmHK5k4Sk) (дата обращения 28.11.2023)

19.

«Pachyderm», Stéphanie Clément, 2021 (https://www.youtube.com/watch?v=YgKj2v5poz8) (дата обращения 28.11.2023)

20.

«RA-MEN», Xai Yaj, 2023 (https://www.youtube.com/watch?v=2OqElN1YkNk&t) (дата обращения 28.11.2023)

21.

«Tick», Levin Tamoj, Fabienne Priess, 2019 (https://www.youtube.com/watch?v=680fKWgnDY0&t) (дата обращения 28.11.2023)

22.

«Archie», Ainslie Henderson, 2019 (https://www.youtube.com/watch?v=5c9wtTqMT0E) (дата обращения 28.11.2023)

23.

«Breast Friends», Caitlin Young, 2019 (https://vimeo.com/396392696) (дата обращения 28.11.2023)

24.

«The Face Shop», Noella Borie, 2010 (https://www.youtube.com/watch?v=-S4d4ru1WWU) (дата обращения 28.11.2023)

25.

«The Lighthouse», Simon Scheiber, 2016 (https://www.youtube.com/watch?v=PNp4IdDm74A) (дата обращения 28.11.2023)

26.

«Last Shot», Aemilia Widodo, 2016 (https://vimeo.com/160784104) (дата обращения 28.11.2023)

27.

«Things Used To Be Hidden», Tara Mercedes Wood, 2015 (https://vimeo.com/311976844) (дата обращения 28.11.2023)

28.

«Less Than Human», Steffen Bang Lindholm, 2017 (https://www.youtube.com/watch?v=Kp1paRWGYPY) (дата обращения 28.11.2023)

29.

«Candy.zip», Tomoki Misato, 2017 (https://www.youtube.com/watch?v=SLemmIBVqwo&t) (дата обращения 28.11.2023)

POV в современной авторской анимации
48