Original size 1140x1600

VFX за Зеркалами: Практические эффекты против цифровой графики

723
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 2048x857

«Не беспокойся, дорогая». 2022. Режиссер Оливия Уайлд. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Дэн Шрекер

Концепция

На протяжении практически всей истории кинематографа, в фильмах, сериалах и музыкальных клипах неизменно встречаются сцены с зеркалами и неразрывно сопутствующими зеркалам мотивами отражения или его отсутствия.

Это не кажется удивительным, учитывая конкретные последствия присутствия на экране зеркала, которое, в одно и то же время, создает между зрителем и мизансценой дополнительную преграду, изображая уже изображенное, и сближает зрителя с действующим лицом, помещая их в естественно объединяющую перспективу. Присутствующее в сцене зеркало — не только и не столько элемент мизансцены, сколько символическое олицетворение отражения как иллюзии внутри иллюзии и ее способности влиять на перспективу зрителя и степень его виртуального присутствия, сближая и разделяя зрителя и действующее лицо, а то и вовсе меняя их местами.

big
Original size 2480x524

Ник Нолти в роли Сэма Боудена, Джессика Лэнг в роли Ли Боуден. «Мыс страха». 1991. Режиссер Мартин Скорсезе

Благодаря столь высокой значимости мотива зеркал и отражений, сложилась целая система бытовых, фантастических и хоррор-тропов, так или иначе связанных с зеркалами, а вместе с ней и методы съемки подобных сцен.

Некоторые из этих методов столь просты в реализации, что, несмотря на свою долгосрочную популярность, могут вызвать предвзятое отношение у художников по визуальным эффектам, считающих их своего рода признаком низкобюджетной, любительской постановки. Мое исследование стремится показать, что несмотря на то, что современные проблемы не требуют современных решений, подобное впечатление может оказаться крайне обманчивым.

Original size 2480x1305

Дакота Джонсон в роли Сюзи Баннион, Тильда Суинтон в роли Хелены Маркос. «Суспирия». 2018. Режиссер Лука Гуаданьино

В этих целях я рассматриваю ставшие культовыми сцены с зеркалами и менее известные оммажи к ним, а также уникальные случаи, про которые можно сказать: «так еще никто не делал». Ключевыми характеристиками при их рассмотрении станут оригинальность решения, бюджет постановки, техническая или фактическая сложность исполнения и визуально-повествовательные качества достигнутого результата.

Ожидаемый итог настоящего исследования — создание представления об особенностях постановки, съемки и постобработки сцен с зеркалами, преимуществах, недостатках и подводных камнях, соответствующих каждому подходу, о том, как художественные запросы режиссера влияют на выбор того или иного метода, и, наконец, о том, кто или что может оказаться по ту сторону, в мире зазеркалья…

Когда зеркало на самом деле есть

Практические эффекты с использованием реальных отражений позволяют добиться максимально реалистичной картинки, но взамен требуют тщательного подбора угла, под которым снимает камера.

Такой метод выгоден в классических сценах, когда персонаж располагается перед стандартным одиночным зеркалом и с его отражением не должно происходить ничего сверхъестественного.

Частным случаем такого подхода в современном кинематографе является фрагментарное использование реального зеркала.

Так в ретро хорроре «Последняя ночь в Сохо» все необычное и требующее помощи CG-отдела происходит только с отражением главной героини, в то время как со стороны Джека (Мэтт Смит) отражение было гораздо выгоднее заснять в настоящем зеркале, расположив камеру там, где фрагмент зеркала отрезан, а уже в финальном изображении спрятать шов. Это решение позволило сэкономить часть бюджета и не потерять химии между актерами: они на самом деле стоят рядом и разговаривают друг с другом, а не совмещаются постфактум.

Original size 2480x514

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз, Мэтт Смит в роли Джека. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер

Однако, как только возникает необходимость снимать при большем количестве зеркал или задействовать нестандартные отражающие поверхности, приходится искать более креативные способы спрятать камеру.

Original size 1200x500

«Матрица». 1999. Режиссеры Лана Вачовски и Лилли Вачовски. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джон Гаэта

Иногда не спрятанная камера является частью авторской задумки. Например, создателям «Матрицы» хотелось снять эффектную сцену с зеркальной дверной ручкой, которую Нео поворачивает перед входом к Оракулу.

По задумке съемка должна была вестись якобы из самой ручки — объектив камеры в любом случае остался бы виден в финальном отражении, потому что хромированная поверхность отражает все вокруг, и подобрать нужный угол представляется невозможным, однако он довольно удачно размещен в центре оси ручки.

В остальном камеру оператора нужно было замаскировать под костюм Морфеуса. Чтобы она не бросалась в глаза, ее накрыли черным пиджаком и подобием продолжения галстука. Решение неидеальное: на крупном плане видно, что оборудование не до конца сливается с окружением, особенно в местах, где кожа блестит на свету, и это рушит иллюзию, создается эффект хамелеона.

Original size 2480x667

Рита Хейворт в роли Эльзы Баннистер. Орсон Уэллс в роли Майкла О’хары. «Леди из Шанхая». 1947. Режиссер Орсон Уэллс

При съемке сцены в зеркальной комнате для «Леди из Шанхая» местами использовались двусторонние зеркала. В то время, как актеры отыгрывали с отражающей стороны зеркал, камера находилась с противоположной стороны, за стеклом, и ее не было видно.

Original size 2480x1036

Джеймс Макэвой в роли Билла Денбро, Билл Скарсгард в роли Пеннивайза. «Оно 2». 2019. Режиссер Андрес Мускьетти. Супервайзеры по визуальным эффектам Николас Брукс, Джош Симмондс (Method Studios)

Схожий подход использовался в фильме «Оно 2», чтобы переключаться между отражениями клоуна Пеннивайза и героев.

Original size 2480x522

Брюс Ли в роли Ли. «Выход дракона». 1973. Режиссер Роберт Клауз. Оператор Гилберт Хаббс

Культовая сцена драки из «Выхода дракона» снималась в зеркальной комнате. Факт того, что съемочную команду со всех сторон окружали отражающие поверхности, превратил съемки в самый настоящий логистический кошмар: камера была видна вне зависимости от того, куда ее помещали.

Сцена все же состоялась благодаря идее Роберта Клауза спрятаться вместе с камерой и оператором в шкафу, отделанном снаружи зеркалами. В стенке шкафа проделали отверстия, через которые снимала камера. Это заметно уменьшило площадь объектов, что нужно было спрятать от зрителя: оставалось только перемещать шкаф в соответствии с хореографией актеров, чтобы спрятать отверстие. Так, в отличие от предыдущего примера, камера оказалась полностью спрятана, а бонусом стала возможность местами снять динамичные шоты.

Original size 2480x514

Брюс Ли в роли Ли. «Выход дракона». 1973. Режиссер Роберт Клауз. Оператор Гилберт Хаббс

Единственный момент из всей сцены, когда можно заметить отражение темного прямоугольного отверстия в двух местах — шот, где зеркальная стена с копьем проворачивается вокруг своей оси. Но даже в этом случае в кадре достаточно визуального шума, чтобы зритель не обратил внимание.

Original size 2480x514

Брюс Ли в роли Ли. «Выход дракона». 1973. Режиссер Роберт Клауз. Оператор Гилберт Хаббс. Фрагмент, в котором видно отверстие с камерой (слева), и бэкстейдж (справа)

Сцена из «Выхода дракона» (1973) затем была повторена в ряде фильмов. Ее продолжили снимать с реальными зеркалами и отражениями актеров — с тем отличием, что камеры стали подчищаться в цифре.

Original size 1440x640

Флоренс Пью в роли Элис Чамберс. «Не беспокойся, дорогая». 2022. Режиссер Оливия Уайлд. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Дэн Шрекер

В «Суспирии» (2018) к технологиям, использованным при съемке гротескной сцены смерти под воздействием ведьмовской магии в зеркальном танцевальном зале, добавился только грим и протезы всевозможных увечий и деформаций, что происходят с танцовщицей (Елена Фокина) в соседнем от ведьмы зале.

Помимо камер оператора из кадра стерты конечности актрисы: их закрыли зеленым хромакеем, а на замену прикрепили протезы сломанных рук и ног.

Original size 2480x675

Елена Фокина в роли Ольги. «Суспирия». 2018. Режиссер Лука Гуаданьино. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Лука Савиотти. Главный художник по гриму Марк Кулир

Та же сцена из «Выхода дракона» вдохновила режиссера второй части «Джона Уика» на создание боевой сцены в зеркальном лабиринте. Даже спустя 44 года затея представлялась логистическим кошмаром и серьезным ударом по бюджету, Чада Стахелски долго отговаривали снимать ее, однако он все же отстоял задумку.

Чад Стахелски не собирался бездумно копировать оригинал и использовать те же методы. Ему хотелось снять зеркальный лабиринт лучше, и для этого был проведен огромный ресерч всех методов, которыми снимали раньше и снимают в наше время. Итогом стало комбинирование целого ряда уже известных и устоявшихся методов и изобретение новых. По словам режиссера, практические и цифровые эффекты применялись в соотношении 60/40.

Original size 2480x930

Киану Ривз в роли Джона Уика. «Джон Уик 2». 2017. Режиссер Чад Стахелски. Кинооператор Дан Лаустсен. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Кирк Бриллон. Разбор визуальных эффектов от Iloura

На то, чтобы определиться с композицией, расположением зеркал и хореографией, ушло около трех месяцев. Команде каскадеров во главе с координатором трюков (Джей Джей Перри) потребовалось полторы недели работы на финальной локации.

Нужно было убедиться, что съемочную команду не будет видно в отражении, а, если с этим ничего не поделать, — что художникам по визуальным эффектам не составит труда удалить их отражения из кадра.

Original size 2480x930

Киану Ривз в роли Джона Уика. «Джон Уик 2». 2017. Режиссер Чад Стахелски. Кинооператор Дан Лаустсен. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Кирк Бриллон. Разбор визуальных эффектов от Iloura

Original size 2480x462

Киану Ривз в роли Джона Уика. «Джон Уик 2». 2017. Режиссер Чад Стахелски. Кинооператор Дан Лаустсен. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Кирк Бриллон. Разбор визуальных эффектов от Iloura

С помощью практических эффектов пытались сделать все возможное, чтобы облегчить работу CG-отделу.

Применялся ряд олдскульных трюков: например, помещали оператора в нужное место, а затем помещали еще одно зеркало за зеркало, чтобы использовать преломление света.

Original size 2480x462

Киану Ривз в роли Джона Уика. «Джон Уик 2». 2017. Режиссер Чад Стахелски. Кинооператор Дан Лаустсен. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Кирк Бриллон. Разбор визуальных эффектов от Iloura

Original size 2480x462

Киану Ривз в роли Джона Уика. «Джон Уик 2». 2017. Режиссер Чад Стахелски. Кинооператор Дан Лаустсен. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Кирк Бриллон. Разбор визуальных эффектов от Iloura

Original size 2480x462

Киану Ривз в роли Джона Уика. «Джон Уик 2». 2017. Режиссер Чад Стахелски. Кинооператор Дан Лаустсен. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Кирк Бриллон. Разбор визуальных эффектов от Iloura

Когда зеркала на самом деле нет

Все же чаще никакого зеркала на самом деле нет, и кинематографистам приходится делать тройную работу: реконструировать зазеркалье по образу и подобию сцены перед зеркалом, а затем создавать иллюзию присутствия стекла.

Происходящее по обе стороны от предполагаемого зеркала разделяют на планы: фон (все элементы окружения, декорации) и персонаж. В отношении каждого из них существуют свои подходы к съемке.

Отражение на фоне

Вторая комната

Олдскульный метод воссоздания зазеркалья заключается в постройке максимально идентичной копии комнаты.

Он хорош, когда окружение статичное, а декорации несложно воссоздать: например, герой находится в небольшой гримерке или коридоре.

Original size 2480x514

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер

Если зеркало находится где-нибудь над столом, также приходится имитировать отражение всего, что расположено на столе.

Это несложно сделать, закупив, помимо двух рам, которые располагаются друг напротив друга и обозначают, где должна быть плоскость отсутствующего зеркала, дубликаты предметов и расположив их зеркально по обе стороны.

Original size 2480x820

Фрагменты из музыкального клипа Би-2. Шот с ошибкой в отражении (слева) и без (справа). «Я никому не верю». 2022. Режиссер Макс Шишкин

Проблемы начнутся, если на предметах присутствует текст или они не симметричны, то есть их не достаточно развернуть на 180 градусов, чтобы они смотрелись как отражение.

Так в клипе Би-2 «Я никому не верю» действительно нашли две копии подходящих книги, свеч и ключей, однако проглядели одну важную деталь, которая заметна невооруженным глазом: узор мрамора в отражении стола явно не отражен относительно оригинала. В другом шоте проблема устраняется элементарно: снимают под другим углом, так, чтобы второй половины стола не было видно.

Хромакей

Более современное решение — снимать зазеркалье на фоне зеленого или синего экрана. Оно выгодно, если интерьер, что должен копироваться в отражении, сложен в дублировании, действие происходит в большом помещении и на фоне присутствует движение толпы.

Original size 2480x1036

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Разбор от DNEG

Область за спиной Элоиз (Томасин Маккензи) в «Прошлой ночью в Сохо» накладывали вместо зеленого экрана. Изображение на фоне отражено в обратную сторону.

Заснятые на фоне зеленого экрана актеры массовки могут добавляться в финальный шот, чтобы скрыть места, в которых стерли отражения операторов, а, чтобы скрыть рассинхронизацию в движениях при съемке одной сцены в несколько дублей, используют цифровой ретайминг.

Так в «Прошлой ночью в Сохо» танцоров на заднем плане искусственно ускоряли и замедляли.

Original size 2480x675

«Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Разбор от Insider

Отражение героя

Дублеры и близнецы по эту сторону

Работа с близнецами избавляет от проблем с подбором максимально похожего дублера, однако этот метод слишком специфичен и сильно ограничивает кинематографистов в выборе актера и завязан на везении, потому считается олдскульным и используется только в частных случаях. Слишком много факторов должно совпасть, чтобы трюк удался.

Original size 2480x1036

Линда Хэмилтон в роли Сары Коннор и ее сестра-близнец Лесли Хэмилтон, Арнольд Шварценеггер в роли Т-800. «Терминатор 2: Судный день». 1991. Режиссер Джеймс Кэмерон

Самым известным примером съемки с близнецами остается вырезанная сцена из фильма «Терминатор 2: Судный день», в которой Сара Коннор (Линда Хэмилтон) проводит операцию на Т-800 (Арнольд Шварценеггер). На месте отражения мы видим настоящих актеров, а на переднем плане — сестру-близнеца Линды (Лесли Хэмилтон), производящую те же манипуляции с манекеном головы.

Original size 2480x1036

«Запрещённый приём». 2011. Режиссер Зак Снайдер. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джон 'DJ' Де Жарден

Ключевой недостаток съемки с дублером заключается в том, что в случае, если актер совершит ошибку, недостаточно отработает хореографию, велик шанс, что мозг зрителя заметит несоответствие, и иллюзия будет разрушена. Человек физически не может в точности повторить движения другого, как это сделало бы настоящее отражение.

Чтобы замаскировать недочеты, такие сцены часто снимаются с одним из актеров в расфокусе.

Original size 2480x1395

«Эйфория». 2019. Режиссер Сэм Левинсон. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Дэвид Ван Дайк

Примером плохой синхронизации движений служит сцена с зеркалом из сериала «Эйфория». Даже в расфокусе заметно, как дублерша на переднем плане не попадает в более живые движения основной актрисы: ее левая рука отстает, плечо остается на месте, когда должно кокетливо подниматься, а корпус не поворачивается на выходе из кадра — как раз в момент, когда основная актриса резко отворачивается от камеры.

Original size 2480x1036

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз, Мэтт Смит в роли Джека. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер

С дублером снимали и сцену с поцелуем в будке из «Прошлой ночью в Сохо». Джека по одну сторону отыгрывает Мэтт Смит, а по другую — его дублер Мэттью Роман. Действия актеров также не вышли безупречно синхронными, однако на этапе постпродакшна их подогнали по времени с помощью ретайминга.

Существенным недостатком такого метода является то, что лицо актера всегда приходится отворачивать от зрителя, прятать.

Тот же актер по ту сторону

Если же в сцене с зеркалом требуется показать лицо, снимают несколько плейтов с одним и тем же актером, а затем совмещают их с помощью композитинга.

Original size 2480x1400

Концепт-арт Эйдана Робертса к фильму «Контакт». 1997

В знаменитой сцене из фильма «Контакт» мы видим, как маленькая Элли бежит по лестнице и коридору к шкафу с аптечкой. Камера следует впереди нее только чтобы затем раскрыть зрителю: все увиденное было отражением в зеркале.

Магия удалась благодаря использованию синих экранов. Первый шот с бегущей героиней сначала виден в полный экран и не предвещает иллюзии. Затем он же наложен вместо хромакея на дверцу шкафчика, вместо отражения в зеркале. На новом плейте мы видим «настоящую» героиню, что хватается за ручку и открывает шкаф.

Original size 2480x685

Джена Мэлоун в роли юной Элли Эрроуэй. Брэйкдаун сцены (слева) и фрагмент из фильма (справа) «Контакт». 1997. Режиссер Роберт Земекис. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Кен Ролстон

Original size 2480x514

Плейт с героиней (слева) и зловещим отражением (справа). Натали Портман в роли Нины Сейерс. «Чёрный лебедь». 2010. Режиссер Даррен Аронофски. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Дэн Шрекер

Для сцены с зеркалами в примерочной в «Чёрном лебеде» тоже снимали несколько плейтов: на одном была героиня (Натали Портман), на другом — ее зловещее отражение, выдающее себя неестественной рассинхронизацией в движениях. Изображения затем размножили, создавая эффект бесконечного зеркального лабиринта.

При съемке использовали односторонние зеркала. Съемочную команду стирали из финального кадра.

Original size 2480x514

Финальная композиция. Натали Портман в роли Нины Сейерс. «Чёрный лебедь». 2010. Режиссер Даррен Аронофски. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Дэн Шрекер

Original size 2480x514

Плейт с героиней (слева) и зловещим отражением (справа). Натали Портман в роли Нины Сейерс. «Чёрный лебедь». 2010. Режиссер Даррен Аронофски. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Дэн Шрекер

Аналогичным образом Дэн Шрекер снимал сцену галлюцинации в ванной для своего более позднего проекта — «Не беспокойся, дорогая» (2022).

Original size 2480x1036

Флоренс Пью в роли Элис Чамберс. «Не беспокойся, дорогая». 2022. Режиссер Оливия Уайлд. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Дэн Шрекер

Когда тогда требуется поместить отражение на альтернативную зеркальную поверхность (не плоское зеркало на стене), также используется композитинг. Фрагменты нескольких съемочных плейтов с объектами, отснятыми на фоне хромакея, совмещаются в одном кадре.

Original size 2480x1395

Киану Ривз в роли Нео, Лоренс Фишбёрн в роли Морфеуса. «Матрица». 1999. Режиссеры Лана Вачовски и Лилли Вачовски. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джон Гаэта

Для сцены с очками Морфеуса понадобилось целых 5 плейтов: основной с крупным планом лица Морфеуса в темных очках, чистый плейт с интерьером комнаты (накладывается на обе линзы), плейт с корпусом Нео (накладывается на обе линзы) и еще два с ладонью Морфеуса — для красной таблетки, за которой тянется рука Нео, и синей.

Original size 2480x1036

«Кэндимен». 2021. Режиссер Ниа Дакоста. Супервайзеры по визуальным эффектам Джеймс Макквейд и Эндрю Цинк (Luma Pictures)

Всех Кэндименов, появляющихся в отражении стекла машины, снимали на фоне синего экрана.

Original size 2480x493

«Кэндимен». 2021. Режиссер Ниа Дакоста. Супервайзеры по визуальным эффектам Джеймс Макквейд и Эндрю Цинк (Luma Pictures)

Некто другой по ту сторону

Особняком идет сюжет, когда герой видит в зеркале не себя. Героя в отражении отыгрывает другой актер или актриса.

Original size 2480x514

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Разбор от DNEG

Если зеркало присутствует на площадке, сцену снимают дважды: один раз ради отражения, второй — ради героя перед зеркалом. Затем плэйты совмещаются благодаря использованию ротоскопинга (когда требуется, чтобы герой мог перекрыть или пройти мимо своего отражения) и сплит-скрина (когда герои не пересекаются).

Original size 2480x1036

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер

Качество иллюзии сильно зависит от того, насколько синхронно актеры выполняют хореографию, зеркально повторяют движения друг друга перед тем, как отражение намеренно выдаст себя, начнет диссонировать с героем перед зеркалом, жить своей жизнью.

Original size 2480x514

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Бэкстейдж. Хореограф Дженнифер Уайт

Original size 2480x1036

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер

Original size 2480x1036

Флоренс Пью в роли Элис Чамберс, Кики Лэйн в роли Маргарет Уоткинс. «Не беспокойся, дорогая». 2022. Режиссер Оливия Уайлд. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Дэн Шрекер

Когда нужно, чтобы иногда отражение все же совпадало с героем перед зеркалом, сцена снимается дважды, а актеры меняются местами в дублях. Таким образом, в «Прошлой ночью в Сохо» решили две задачи: снять сцену, когда некто другой находится по ту сторону, и сцену, когда там та же актриса.

Original size 2480x1036

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Бэкстейдж (слева) и финальный шот (справа)

Если при этом в кадре планируется движение камеры, важно, чтобы в обоих шотах это оно должно быть максимально идентичным.

Для этого может использоваться система motion control. Современная технология безупречно повторяет движение камеры, сколько бы дублей не снималось, но среди ее недостатков можно отметить высокую стоимость, громоздкость, а также то, что поведение камеры полностью заскриптовано и весь съемочный процесс приходится планировать заранее. В итоге актер следует за камерой, а не наоборот.

Более популярный олдскульный аналог — «испанский motion control», когда запрограммированное движение заменяется оператором со стэдикамом. От такого оператора требуется знать хореографию и обладать удивительной мышечной памятью, что встречается редко, однако решение позволяет сильно сэкономить бюджет и позволяет режиссеру импровизировать на площадке.

Откуда ты взялся?

Обычно ожидаемое изображение заменяется другим моментально — где-то между кадрами. Однако, бывают и случаи, когда переход обыгрывается интереснее. Например, герой буквально сдирает с себя свое же лицо, и под ним оказывается другое.

Эффект чрезвычайно сложный в создании и потому встречается редко. Помимо синхронизации движений актеров требуется целый комплекс визуальных эффектов: грим с хромакеем, стоп-камера и ретайминг.

Original size 2480x1395

Клэнси Браун в роли брата Джастина, Ник Стал в роли Бена Хокинса. «Карнавал». 2005. Режиссер Джереми Подесва. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Дэвид Алтенау

В случае со сценой из «Карнавала» все осложняется еще и тем, что лица двух актеров сильно отличаются по пропорциям и форме лица, носа, челюсти.

С одной стороны, если бы речь не шла о сериале и данная сцена планировалась заранее, создатели могли бы сильно упростить себе работу кастом более похожих друг на друга актеров. Также это позволило бы избежать артефактов, когда «плывут» отдельные участки лица.

С другой, стоит отметить грамотный выбор того, кто будет сдирать лицо, а кто — появляться изнутри: голова Клэнси Брауна крупнее, что позволяет зрителю поверить, будто под слоем кожи, как в эдакой матрешке, действительно могла бы разместиться голова Ника Стала.

Цифровые зеркала

Секрет успеха сцен с разумными отражениями базируется на том, что сначала зрителя заставляют поверить в то, что перед ним реальное зеркало и обычное отражение.

Если персонаж пытается коснуться отражения, это создает иллюзию наличия зеркала. Очевидные преимущества этого трюка: он дешев в исполнении и может дополнить сцену вне зависимости от того, какие технологии в ней используются.

Original size 2480x1036

Брюс Кэмпбелл в роли Эша Уильямса. «Зловещие мертвецы 2». 1987. Режиссер Сэм Рэйми

Во второй части «Зловещих мертвецов» актер действительно касается настоящего зеркала: мы видим, как стекло дрожит. Этого достаточно, чтобы ввести зрителя в заблуждение и оставить в нем даже после того, как зеркало незаметно уберут.

Original size 2480x1036

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер

В «Прошлой ночью в Сохо» никакого стекла между актрисами нет. Актрисы по обе стороны просто синхронно соприкасаются пальцами друг с другом в месте, где должно было бы быть зеркало. Поддерживает иллюзию то, что поверх накладывается звук, будто ноготь ударяется о стекло.

Но чаще всего недостаточно убедительно скопировать мир по обе стороны зеркала — если зеркала между ними нет, зритель заметит пустую рамку. По этой причине отсутствующие зеркала добавляются в кадр CG-художниками. Чем больше внимание к деталям, тем убедительнее иллюзия.

Original size 2480x493

Отпечатки на стекле (1), бэкстейдж с видом без зеркала (2), дорисованные в CG фаски (3-6) на зеркалах из «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер

Зеркальную поверхность имитируют за счет наложения всевозможных отпечатков пальцев на стекле, пыли, микротрещин, фасок с искажением.

Original size 2480x1036

Фаска на зеркале в фильме «Контакт». 1997. Режиссер Роберт Земекис. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Кен Ролстон

Original size 2480x1036

Яхья Абдул-Матин II в роли Энтони Маккоя. «Кэндимен». 2021. Режиссер Ниа Дакоста. Супервайзеры по визуальным эффектам Джеймс Макквейд и Эндрю Цинк (Luma Pictures)

Original size 2480x1036

Яхья Абдул-Матин II в роли Энтони Маккоя. «Кэндимен». 2021. Режиссер Ниа Дакоста. Супервайзеры по визуальным эффектам Джеймс Макквейд и Эндрю Цинк (Luma Pictures)

Original size 2480x930

Киану Ривз в роли Джона Уика. «Джон Уик 2». 2017. Режиссер Чад Стахелски. Кинооператор Дан Лаустсен. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Кирк Бриллон. Разбор визуальных эффектов от Iloura

Original size 2480x462

Киану Ривз в роли Джона Уика. «Джон Уик 2». 2017. Режиссер Чад Стахелски. Кинооператор Дан Лаустсен. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Кирк Бриллон. Разбор визуальных эффектов от Iloura

Искажения, кривые зеркала

Нередко встречается сюжет, когда герой пытается взаимодействовать с зазеркальем: дотронуться до него, а то и вовсе войти в иной мир.

Герой в фильме «Орфей» надевает особые перчатки и проходит через зеркало в загробный мир. По мере того, как руки героя проникают внутрь сквозь стекло, по зеркальной поверхности бежит рябь.

Эффекта жидкого зеркала добились за счет того, что на самом деле актер погружает руки в защитных перчатках в ртуть — как если бы зеркало превратилось в жидкость. Далее задействуется магия фотомонтажа и подбора выгодного угла обзора камеры.

Original size 2480x900

Жан Маре в роли Орфея. «Орфей». 1950. Режиссер Жан Кокто

Кейс с «Орфеем» опровергает миф о том, что динамических искажений в зеркале невозможно добиться без помощи компьютерной графики. Однако он заметно уступает современным технологиям как минимум потому, что требует взаимодействия с токсичной жидкостью и далеко не в каждый сюжет получится вписать волшебные резиновые перчатки.

Графика оказывается незаменимой в случае, если целью ставится создать контролируемый эффект искажения, оживить зеркало так, как того требует сцена и авторское видение, а не законы физики.

Original size 2480x1395

«Матрица». 1999. Режиссеры Лана Вачовски и Лилли Вачовски. Супервайзер по визуальным эффектам Джон Гаэта. Супервайзер компьютерной анимации Салли Голдберг. Глава отдела CGI анимации Доминик Паркер

Примечательна сцена их «Матрицы», в которой Нео (Киану Ривз) погружают в симуляцию. Завороженный колышущейся поверхностью зеркала, герой прикасается к ней, и жидкое зеркало стекает по его руке, покрывая все тело и затекая в горло.

Original size 2480x826

Концепт-арт Тани Кунитакэ из артбука «Искусство Матрицы», 2000 (слева) и фрагмент из фильма «Матрица» (справа). 1999. Режиссеры Лана Вачовски и Лилли Вачовски

Жидкая зеркальная поверхность анимирована покадрово. Симуляция жидкости при ее создании не использовалась — Салли Голдберг, супервайзер компьютерной анимации, поясняет, что ее поведение должно был быть настолько специфичным, что симуляция реальных законов физики только бы мешалась.

Глава отдела CGI анимации Доминик Паркер подтверждает: главное в их работе — получить эффектное изображение, а то, что все в кадре неизбежно должно подчиняться законам физики — лишь заблуждение, мешающее людям его профессии.

Original size 2480x826

Сетка для трекинга (слева) и фрагмент из фильма «Матрица» (справа). 1999. Режиссеры Лана Вачовски и Лилли Вачовски

Основной проблемой при создании сцены стал трекинг. Инструменты трекинга движений камеры и тела не были достаточно совершенны на момент съемок фильма, а среди команды не было даже намека на match-move департамент. Было практически невозможно добиться идеального соответствия и требовалось много дополнительных деформаций и правок в сторонних программах.

Создатели отсняли жидкости, бегущие по поверхностям, вроде стекла, чтобы понаблюдать за их поведением, и предположительно использовали ротомацию, чтобы получить реалистичные края жидкости.

Original size 2480x826

«Матрица». 1999. Режиссеры Лана Вачовски и Лилли Вачовски. Супервайзер по визуальным эффектам Джон Гаэта. Супервайзер компьютерной анимации Салли Голдберг. Глава отдела CGI анимации Доминик Паркер

Современные инструменты трекинга телодвижений позволяют с легкостью получить модель с готовым ригом, однако в те времена пайплайн не был настолько понятен и налажен.

Дорогостоящим способом, который действительно позволил реализовать задуманное, оказалась идея использовать трекинговое оборудование как эдакую шахматную сетку и закрепить ее на теле героя с помощью технологии 2d morph.

Original size 2480x1395

«Матрица». 1999. Режиссеры Лана Вачовски и Лилли Вачовски. Супервайзер по визуальным эффектам Джон Гаэта. Супервайзер компьютерной анимации Салли Голдберг. Глава отдела CGI анимации Доминик Паркер

Original size 2480x660

Миа Васиковска в роли Алисы. «Алиса в Зазеркалье». 2016. Режиссер Джеймс Бобин. Ведущий супервайзеры по визуальным эффектам Кеннет Нельсон, Кен Ралстон, Джей Редд, Теффт Смит

Современные технологии заметно упрощают процесс съемки подобных сцен, что приводит к росту их популярности. Однако далеко не всегда создатели фильмов стремятся к полному отказу от практических эффектов.

Original size 2480x1036

«Белоснежка и охотник». 2012. Режиссер Руперт Сандерс. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Фил Бреннан

Интересен кейс с Зеркалом из фильма «Белоснежка и охотник». Сказочный персонаж из жидкого золота полностью воплощен с помощью компьютерной графики с симуляцией физики материала-гибрида жидкости и ткани.

Original size 2480x637

«Белоснежка и охотник». 2012. Режиссер Руперт Сандерс. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Фил Бреннан

При этом на месте лица Зеркала мы видим отражение Злой Королевы. Изображение было получено при съемке с использованием практических эффектов: на месте, где в итоге должно было оказаться Зеркало, перед актрисой разместили модель с отражающей хромированной поверхностью и отверстием для камеры. В совокупности это позволило создать убедительное изображение, опираясь на качественные референсы.

Само отражение затем создавалось в 2д, чтобы за художниками оставался полный контроль над ним. Создатели боялись, что подход с использованием 3д исказил бы лицо героини до безобразия, в то время как сцене требовалось, чтобы и в отражении лицо Королевы оставалась узнаваемым, прекрасным и величественным. Как и в случае с «Матрицей», красота оказалась важнее слепого соответствия законам физики.

Original size 2480x514

«Белоснежка и охотник». 2012. Режиссер Руперт Сандерс. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Фил Бреннан

Разбитые зеркала

Для хорроров, в отличие от фантастики, более характерно разбивать зеркала. Если в них и присутствуют искажения, они с большей вероятностью складываются из осколков разбитого головой, кулаком или треснувшего под действием невидимой силы зеркала.

Старая школа в данном случае может предложить использование стоп-камеры: актер якобы ударяет головой со всей силы, но на деле разбивают стекло и добавляют на него следы крови между кадрами, а затем возвращают актера на место.

Это вдвойне удобно, потому что изображение актера в любом случае искажается и легкие отклонения от того, в каком положении он находился в предыдущем кадре смотрятся не критично, а то и вовсе не заметны. Заодно не приходится просчитывать, как в том или ином месте должны искажаться стекло и преломляться свет.

Original size 2480x841

Кайл Маклахлен в роли злого двойника агента Купера, Фрэнк Силва в роли Боба. «Твин Пикс». 1991. Режиссер Дэвид Линч

Таким образом поступили при съемке финала второго сезона «Твин Пикс». В сцене раскрывается, что, вместо агента Купера (Кайл Маклахлен), на виду у зрителей спрятался его злой двойник: герой поднимает голову, смотрит в зеркало и видит в нем отражение Боба (Фрэнк Силва).

На площадке актеры стояли друг напротив друга, разделенные стеклом, которое разбили в момент удара. В центре осталось пятно крови, а ее капли вместе с мелкими осколками остались на раме. Стоит отметить, что кровь не разлита как попало: ее узор действительно зеркально повторен с другой стороны, а также совпадает грим с кровью от разбитого лба и пара крупных осколков.

Original size 2480x630

Сцены с разбиванием стекла в «Леди из Шанхая». 1947 (слева) и «Выходе дракона». 1973 (справа)

Original size 2480x1036

Джеймс Макэвой в роли Билла Денбро, Билл Скарсгард в роли Пеннивайза. «Оно 2». 2019. Режиссер Андрес Мускьетти. Супервайзеры по визуальным эффектам Николас Брукс, Джош Симмондс (Method Studios)

Original size 2480x930

Трещины на стекле в зеркальном лабиринте из фильма «Джон Уик 2». 2017. Режиссер Чад Стахелски. Кинооператор Дан Лаустсен. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Кирк Бриллон

Впрочем, разбивать в кадре настоящее зеркало потенциально травмоопасно, дорого, дает мало контроля над результатом и пространства для экспериментов. Поэтому в современном кинематографе осколки и трещины чаще дорисовывают в цифре. К прочим преимуществам такого подхода относится то, что компьютерные осколки можно показать в движении, запечатлеть процесс того, как стекло постепенно покрывается трещинами.

Original size 2480x514

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер

Original size 2480x514

Сцена на зеркальной лестнице в «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Разбор визуальных эффектов от студии DNEG

Для сцены на лестнице из «Прошлой ночью в Сохо» построили настоящую зеркальную лестницу. С помощью компьютерной графики подтерли съемочное оборудование, убрали стыки на ступеньках, дорисовали продолжения отражений и трещины. Практические эффекты позволили сделать сцену убедительной, а цифровые технологии придали ей неповторимый стиль, создали ощущение не то кошмара, не то сна.

Original size 2480x514

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер

Сцена в танцевальной студии из «Не беспокойся, дорогая» раскрывает, насколько жутко могут смотреться искажения в разбитом стекле, когда по разные стороны зеркала оказываются разные персонажи.

Безупречными с точки зрения реализма отражения в ней не назовешь, однако то, на как изображение лица обеих героинь делится на блоки в паутине трещин, создает на редкость выразительную картину в кадре.

Original size 2480x1036

Флоренс Пью в роли Элис Чамберс, Кики Лэйн в роли Маргарет Уоткинс. «Не беспокойся, дорогая». 2022. Режиссер Оливия Уайлд. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Дэн Шрекер

Одна из наиболее насыщенных с визуальной точки зрения сцен в фильме «Доктор Стрэндж» поставлена в одной из наиболее иконических локаций Лондона: Скотленд Ярд, округ Вестминстер, своего рода символ стабильности, долговечности и неизменного превосходства порядка. Образ подчеркивается массивными, равномерно формирующими мизансцену зданиями, создающими впечатление незыблемой геометрической совокупности.

Original size 1920x800

Лондон на разных этапах продакшна. «Доктор Стрэндж». 2016. Режиссер Скотт Дерриксон. Супервайзеры по визуальным эффектам Стефан Серетти и Винсент Чирелли (Luma Pictures)

Именно это место обеспечивает максимально выгодный фон, подчеркивающий дальнейшую последовательность спецэффектов как в силу визуального контраста, так и за счет очевидной оппозиционности идей. Незыблемость традиций вначале рушится сложным в исполнении эффектом фрактальных искажений по принципу калейдоскопа, потребовавшим значительных технологических усилий и материальных затрат. Затем, противопоставление визуального порядка и визуального же хаоса достигает своего пика в сцене зеркального раздробления, техническая разметка которой представлена на иллюстрации ниже.

Original size 1920x800

Лондон на разных этапах продакшна. «Доктор Стрэндж». 2016. Режиссер Скотт Дерриксон. Супервайзеры по визуальным эффектам Стефан Серетти и Винсент Чирелли (Luma Pictures)

В некоторой степени, сцена зеркального раздробления пространства олицетворяет творческую позицию ведущего художника по эффектам. По словам Винсента Чирелли, технологические проблемы, неизбежно возникающие в процессе реализации подобной затеи приветствовались, поскольку неконтролируемые пересечения плоскостей, проникающих друг в друга (ср. «клиппинг» в профессиональном жаргоне аниматоров) обеспечивали более интересную и разнообразную картинку, что кажется вполне объяснимым в контексте противостояния идеального порядка и абсолютной разрозненной фрагментарности, дополнительно усиленном призматическими аберрациями разбитых зеркал.

Original size 1920x800

Лондон на разных этапах продакшна. «Доктор Стрэндж». 2016. Режиссер Скотт Дерриксон. Супервайзеры по визуальным эффектам Стефан Серетти и Винсент Чирелли (Luma Pictures)

Взаимодействие с двойником

Закономерным продолжением искаженного или разбитого зеркала, а также тропа, когда отражение совершает ошибку, повторяя движения за героем, становится взаимодействие с отражением: сущность вырывается наружу и набрасывается на героя.

Original size 2480x1395

Брюс Кэмпбелл в роли Эша Уильямса. «Зловещие мертвецы 2». 1987. Режиссер Сэм Рэйми

Original size 2480x569

«Зеркала 2». 2010. Режиссер Виктор Гарсия. Супервайзеры по визуальным эффектам Шон Финдли, Трой Морган

Актер при этом просто нарушает границы невидимого зеркала: просовывает руки через дыру, окруженную рамой, или высовывается целиком. Осколки разбивающегося стекла могут накладываться для придания сцене большей экспрессивности на этапе постобработки.

Original size 2480x1036

Джеймс Макэвой в роли Билла Денбро, Билл Скарсгард в роли Пеннивайза. «Оно 2». 2019. Режиссер Андрес Мускьетти. Супервайзеры по визуальным эффектам Николас Брукс, Джош Симмондс (Method Studios)

Original size 2480x514

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди, Томасин Маккензи в роли Элоиз. Взаимодействие с двойником в «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер

Original size 1920x663

«Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Виз-девелопер Дэвид Бокильон Карраско

Original size 1920x663

«Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Виз-девелопер Дэвид Бокильон Карраско

Original size 1920x663

«Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Виз-девелопер Дэвид Бокильон Карраско

Original size 1920x663

«Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Виз-девелопер Дэвид Бокильон Карраско

Original size 2480x513

«Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Разбор визуальных эффектов от студии DNEG

Original size 1920x663

«Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Виз-девелопер Дэвид Бокильон Карраско

Original size 1920x663

«Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Виз-девелопер Дэвид Бокильон Карраско

Original size 1920x663

Аня Тейлор-Джой в роли Сэнди. «Прошлой ночью в Сохо». 2021. Режиссер Эдгар Райт. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Томас Проктер. Виз-девелопер Дэвид Бокильон Карраско

Когда отражаемого на самом деле нет

Цифровой двойник

Если же требования к сцене с зеркалами оказываются на грани фантастики, для нее создают CG-модели героев.

Original size 2480x514

Шейлин Вудли в роли Беатрис Прайор. «Дивергент». 2014. Режиссер Нил Бёргер. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джим Берни

Сцену испытания из «Дивергента», когда Беатрис (Шейлин Вудли) оказывается в зале, полоном ее отражений, было невозможно в принципе снять возможностями практических эффектов: из кадров пришлось бы удалять бесконечные копии операторов и осветительного оборудования.

Более того, в какие-то моменты Трис подходит к своему отражению и обходит его по кругу, тем самым нарушая границы зеркала, а вслед за ней вращается и камера.

Original size 2480x507

Шейлин Вудли в роли Беатрис Прайор. «Дивергент». 2014. Режиссер Нил Бёргер. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джим Берни

Создатели приняли решение, что около пяти наиболее приближенных к камере отражений Трис будут добавляться в кадр силами композитинга, остальные же версии героини на заднем плане будут сделаны в цифровой графике.

У команды не стояло цели сделать ротомацию и matchmove для 100% актерского исполнения: качество картинки и магия перформанса стояли на первом месте. Однако ротомация и симуляция ткани на одежде для копий вдалеке позволили сэкономить силы и закрыть вопрос того, как создать такое количество изображений героини.

Original size 2480x514

Шейлин Вудли в роли Беатрис Прайор. «Дивергент». 2014. Режиссер Нил Бёргер. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джим Берни

Актрису с разных ракурсов снимало 8 камер. Из-за наличия динамичных шотов то и дело приходилось прибегать к частичной ротомации Трис на переднем плане: реконструировать части лица и тела, перекрытые камерами во время съемки, воссоздавать элементы одежды и заново симулировать физику.

Original size 2480x507

Шейлин Вудли в роли Беатрис Прайор. «Дивергент». 2014. Режиссер Нил Бёргер. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джим Берни

Original size 2480x614

Шейлин Вудли в роли Беатрис Прайор. «Дивергент». 2014. Режиссер Нил Бёргер. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джим Берни

Наряду с реальным псом также использовали CG-копию. Она использовалась для реконструкции собаки, а также замены челюсти и языка в кадрах. Двойник особенно пригодился в шотах, где собака бросается на героиню.

Сложной мимики для модели не требовалось: большую часть времени пес убегает от камеры или повернут к ней боком. Однако команда поработала над системой шерсти, мышц, jiggle-физикой, ощетиниванием шерсти и многими другими деталями.

Original size 2480x513

Шейлин Вудли в роли Беатрис Прайор. «Дивергент». 2014. Режиссер Нил Бёргер. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джим Берни

Сцены с зеркалами в «Кэндимене» (2021) сами по себе не требовали создания цифрового двойника. Кэндимена изначально должен был играть актер в гриме, а с помощью компьютерной графики плпнировалось лишь добавить деталей, вроде дыры в глазу и чуть большего количества крови.

Однако на этапе постпродакшна создатели фильма посчитали образ в гриме недостаточно реалистичным и в должной мере передающим суть персонажа.

Luma Pictures пришлось в сжатые сроки создавать полностью цифровую версию персонажа. Как показывает шоурил, это означало создание 3д-модели, анимаций к ней, а также подбор текстур и цветов, которые смотрелись бы убедительно в глазах фанатов хорроров.

Original size 2480x1036

Шоурил цифровой 3д-модели Кэндимена. «Кэндимен». 2021. Режиссер Ниа Дакоста. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джеймс Макквейд

Производство осложнял тот факт, что персонаж изначально не задумывался цифровым, и, как следствие, у департамента не было ни записей с захватом лицевой мимики, ни видео-референсов с игрой актера.

Команде пришлось создавать сложный риг для лицевой анимации, что вдохнул бы в Кэндимена жизнь в лицевую мимику и добавил бы ей нюансов. Благодаря тому, что персонаж не произносит диалоговых реплик, от него не требовалось отыгрывать ярко выраженные эмоции, однако тонкие детали в улыбке и взгляде позволили создать образ, вызывающий у зрителя больше эмпатии.

Original size 2480x936

«Кэндимен». 2021. Режиссер Ниа Дакоста. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джеймс Макквейд

Original size 2480x896

Скульптинг и текстуринг головы Кэндимена. «Кэндимен». 2021. Режиссер Ниа Дакоста. Ведущий супервайзер по визуальным эффектам Джеймс Макквейд

Модель должна была хорошо смотреться в том числе и в кадрах с крупными планами. Этим оправдана высокая детализация физических увечий, вдохновением для которых послужила судебная фотография, травмы после аварий, травмы, нанесенные тупыми предметами, и референсы из медицины.

Компьютерная графика позволила добиться максимальной выразительности образа, к которой так стремились создатели: передать всю жестокость полицейских-расистов, с какой персонаж хоррора был убит годами ранее, и создать ощущение застывшего времени — зритель будто бы смотрит не на героя, истекающего кровью, а на фото, снятое на месте преступления.

Original size 2480x1036

Исходный плейт, анимация цифрового двойника и финальное изображение для шота сцены с зеркалом в коридоре. «Кэндимен». 2021. Режиссер Ниа Дакоста

Плейт для сцены с зеркалом в коридоре, где Шерман замещает отражение Энтони, был снят с реальными актерами и максимально идентичной хореографией, однако информации в нем оказалось недостаточно, чтобы удовлетворять критериям трекинга (match-move).

На плечи анимационного департамента во главе с Рафаэлем Пиментелем легло заполнение всех пустот в движениях кистей, рук, ног и выражений лица, перекрытых актером, сыгравшим Энтони.

Original size 2480x1036

«Кэндимен». 2021. Режиссер Ниа Дакоста. Супервайзеры по визуальным эффектам Джеймс Макквейд и Эндрю Цинк (Luma Pictures). Глава департамента анимации Рафаэль Пиментель

Чтобы правильно передать перспективу отражения, пришлось создать зеркальный риг Шермана. То, что раньше являлось правой рукой с крюком, становилось левой рукой с крюком и так далее.

Затем этот риг помещали за зеркало — как он должен был бы располагаться в пространстве, а как только у кого-то появлялись сомнения, вроде: «Не знаю. Что-то с ним не так. Мне не кажется, что у отражения правильная глубина», — команда снимала дополнительные референсы с актером перед зеркалом и вносила правки в свою работу.

Original size 2480x1036

«Кэндимен». 2021. Режиссер Ниа Дакоста. Супервайзеры по визуальным эффектам Джеймс Макквейд и Эндрю Цинк (Luma Pictures). Глава департамента анимации Рафаэль Пиментель

Эндрю Цинк противопоставляет такой подход альтернативам, среди которых упоминаются достройка второй комнаты с помещением актера в нужное место и рендер идеально точного с точки зрения физики зеркального отражения.

Первый кажется ему излишним при работе с цифровым двойником, а второй не позволяет постоянно обмениваться с художниками обратной связью и корректировать процесс.

Вывод

Можно заключить, что наиболее выигрышным методом съемки сцен с зеркалами на сегодняшний день считается сочетание некоторой базы, отснятой с помощью практических эффектов, с последующей обработкой в компьютерной графике.

Большинство показавших себя удачными сцен, где в зеркале оказывается буквальное отражение героя, чуть ли не клонируются из фильма в фильм и обросли множеством тропов и клише. Со временем зрителю становится все менее интересно за ними наблюдать.

На смену им приходит тренд на сцены, когда в отражении вместо героя оказывается некто другой. Сам переход между образами и эволюция образа в отражении чаще всего остаются за кадром или происходят без участия зеркала. В противном случае сложность производства как минимум удваивается и по-прежнему нет гарантии идеального результата.

В связи с этим стоит предположить, что в ближайшем будущем нас ждет рост спроса на цифровых двойников, так как с точки зрения повествования через визуал эта технология позволяет максимально выразительно раскрыть альтернативный образ персонажа — изобразить искаженное, извращенное, инородное отражение его души или последовательную трансформацию его субъективного восприятия собственного «я».

Источники

VFX за Зеркалами: Практические эффекты против цифровой графики
723