Original size 1200x1803

Эволюция стула как отражение культурных и технологических изменений

6
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Стул — один из самых древних и универсальных предметов мебели, сопровождающих человека на протяжении тысячелетий. Его форма, материалы и дизайн не только служили практическим целям, но и отражали социальные, культурные и технологические особенности эпохи. В процессе эволюции стула можно проследить развитие человеческого общества: от простых деревянных табуретов до современных эргономичных кресел с интегрированными технологиями.

Историческая динамика стула показывает, как менялись представления о комфорте, статусе и эстетике. В древности стулья были символами власти и богатства — их украшали резьбой, инкрустациями и позолотой. С развитием технологий появились новые материалы — металл, пластик, композиты — что позволило создавать более легкие, функциональные и массовые изделия. В современном мире дизайн мебели становится не только о практичности, но и о выражении индивидуальности, экологической ответственности и технологического прогресса.

Это исследование иллюстрирует ключевые этапы развития стула через визуальные материалы, демонстрирующие изменения форм, материалов и стилистики в контексте культурных ценностей каждой эпохи. Каждое изображение — это окно в прошлое, показывающее, как технологические инновации и культурные тенденции формировали предметы мебели.

big
Original size 1200x1080

Стулья, как неотъемлемая часть интерьера

Гипотеза

Эволюция стула является зеркалом развития человеческого общества: с его помощью можно проследить изменения в культуре, технологиях и эстетических предпочтениях. Чем более технологически продвинутым становилось общество, тем более сложными и функциональными становились формы стульев; одновременно их дизайн отражал ценности времени — от статуса до экологической ответственности.

Оглавление

1.Введение / Концепция 2.Гипотеза 3.Этапы развития стула  — Древние времена: простота и символизм  — Средние века: статус и монументальность  — Эпоха Просвещения: искусство и роскошь  — Индустриализация: массовое производство  — Современность: эргономика и технологии 4.Заключение 5.Библиография 6.Источники изображений

Этапы развития стула

Древний мир: простота и символизм

В древнем мире преобладали простые конструкции из дерева или камня. Стулья служили скорее утилитарной цели — сиденьем для повседневной жизни или ритуальных церемоний.

Original size 1592x642

Стул Хатнефера, ок. 1492–1473 гг. до н. э.

В Древнем Египте стулья были не просто предметом мебели, а важным символом власти и социального статуса. Фараоны и высокопоставленные чиновники использовали роскошные троны с высокими спинками, украшенные золотом, слоновой костью и драгоценными камнями. Особенно известен трон Тутанхамона, покрытый золотом и инкрустированный лазуритом и другими полудрагоценными камнями.

Золотой трон Тутанхамона, был обнаружен в 1922 г. до н. э.

Original size 944x484

Прототип одного из первых тронов правителя в Египте

Простолюдины вместо стульев обходились подушками или циновками, расстеленными прямо на земляном полу. Стулья с низкими ножками могли позволить себе зажиточные граждане. Чем значительнее было социальное положение персоны, тем солиднее и выше ему полагался стул.

Изготавливали стулья из древесины. В те времена в Египте, не имевшем своих лесов, этот материал стоил дорого. Сиденьями служили натянутые на раму тканые или кожаные полосы.

Табурет с Х-образными опорами / Образец стула в Древнем Египте

Так, например, данные примеры иллюстрируют, как простая форма подчеркивает функциональность, а украшения на табурете свидетельствуют о статусе владельца или культовых целях.

В Древней Греции стулья отражали гармонию эстетики и удобства, став прообразом классического мебельного дизайна. Наиболее известен клисмос — изящный стул с серповидными ножками из гнутого дерева, изображённый на древнегреческих вазах.

Original size 1905x1845

Краснофигурная гидрия, V в. до н. э.

Для симпосиев использовали дифрос — складной табурет на перекрещенных ножках, подобный найденному в гробнице Филиппа II Македонского. В Спарте практиковали аскетичные лаконикос — простые деревянные табуреты без украшений, соответствовавшие местным суровым нравам.

Складной греческий табурет, ок. 1800 г. до н. э. / Дифр, ок. 460 года до н. э.

Особый статус имел тронос — церемониальное кресло с высокой спинкой, как мраморный трон жрицы в Эпидавре (IV в. до н. э.). Эти образцы демонстрируют, как региональные традиции Эллады (от Аттики до Пелопоннеса) воплощались в мебельных формах, повлиявших на всю европейскую культуру.

Средние века: статус и монументальность

В эпоху Средневековья стулья служили ярким отражением феодальной иерархии и религиозного мировоззрения. Массивные дубовые троны с высокими спинками, украшенные резными готическими узорами (как епископское кресло в соборе Эксетера), предназначались исключительно для знати и духовенства, подчеркивая их высокий статус.

Original size 1856x1738

Стул времен Джироламо Савонаролы, ок.VI в.

Например, курульное кресло — складное кресло, которое несли за курульным эдилом ликторы и ставили его в случае необходимости; со временем превратилось в один из атрибутов государственной власти, знак высокой должности его обладателя.

Курульное кресло, Рим, ок. XV в. / Курульное кресло, Рим, ок. XV в.

Простолюдины же использовали грубые табуреты или сундуки, служившие одновременно и сиденьем, и местом хранения. Особый интерес представляют складные стулья-треноги, которые брали в походы рыцари, и монастырские кресла с подлокотниками для долгих богослужений.

Примеры табурета на высоких ножках, с вращающемся механизмом / без, ок. XVI в.

Характерной чертой средневековых стульев была их вертикальность — высокие спинки и прямые линии повторяли архитектуру готических соборов, создавая ощущение устремленности ввысь. Эти аскетичные, но выразительные формы демонстрируют, как мебель того периода воплощала идеалы духовного превосходства над телесным комфортом. Таким образом, стулья символизируют власть, а их дизайн подчеркивает важность статуса владельца.

Трон Ивана Грозного, XVI в. / Скульптура Марка Антокольского «Иван Грозный», Санкт-­Петербург, 1870­ г.

Так, например, трон Ивана IV выполнен в ренессансном стиле и украшен резными пластинами с изображениями эпизодов из жизни библейского царя Давида, что символизирует стремление Ивана Грозного стать приближённым к Богу в в глазах народа.

Эпоха Просвещения: искусство и роскошь

В эпоху Возрождения стулья превратились в настоящие произведения искусства, отражая новый гуманистический идеал комфорта и красоты. Итальянские мастера создавали богато украшенные кресла с высокими резными спинками (как, например, знаменитое sgabello), обитые бархатом и украшенные позолотой, которые становились статусными предметами в палаццо знати.

Sgabello, ок. 1575–1600 гг.

Мебель перестает быть просто функциональным объектом, превращается в произведение искусства, а дизайн подчеркивает богатство и вкус эпохи.

Мебельная столярная работа, кресла и бережеры, 1769 г. / Стул переходного стиля, Париж, ок. 1770 г.

Во Франции появились первые мягкие кресла с пышной обивкой, предвосхитившие будущие шедевры стиля барокко. Особое внимание уделялось пропорциям и симметрии — стулья проектировались с учетом анатомических особенностей человека, что особенно заметно в работах флорентийских мебельщиков.

Кресло à la Reine, Россия, конец XVIII в. / Стул а la Reine с прямоугольной спинкой в стиле французского неоклассицизма, Россия, 1780-1790-е г.

«План, разрез и развертки кресла в кабриолете», Париж, 1772 г. / «Планы и развертки различных модных стульов», Париж, 1772 г.

Можно заметить, что спинки и подлокотники стали всё чаще появляться в дизайне стульев, однако идея изогнутой спинки и мягкой обивки, а также использование тканей для отделки характерны именно эпохе Нового времени — стилям барокко, рококо и романтизму. Именно в этот период впервые появились такие концепции в Европе. До XIX века стул оставался предметом роскоши и символом достатка. Его украшения поражают своим разнообразием — не только в плане тканей и отделки, но и по форме: люди устали от грубых линий и жестких форм, поэтому всё чаще можно встретить более плавные и мягкие силуэты.

Кресло à la Reine, Париж, ок. 1775 г. / Кресло à la Reine из гарнитура для Салона игр короля в Сен-Клу, Париж, 1787–1788 гг.

Кресло а la Reine с фигурной спинкой в стиле раннего французского неоклассицизма, 1777–1783 гг. / Кресло à la Reine, Париж, ок. 1770–1775 гг.

Эти роскошные предметы мебели стали неотъемлемой частью ренессансных интерьеров, воплощая возрожденный интерес к античному наследию и новое понимание комфорта.

Индустриализация: массовое производство

К тому времени мебель становится доступной не только богатым людям, начинается массовое производство, что приводит к тому, что дизайн предметов, в том числе стульев, становится более простым и минималистичным. Изобретение парового двигателя и развитие механизации позволили значительно увеличить объемы производства и снизить его стоимость. Всё больше материалов — такие как чугун, сталь и пластмасса — начинают использоваться в изготовлении мебели, благодаря чему сложность форм уже не кажется такой трудной для реализации.

Original size 960x450

Ламинированный стул Thonet и чертеж с технологией его производства, 1836 год

Эпоха индустриализации XIX — начала XX веков радикально изменила производство стульев, сделав их доступными для массового потребителя. В Австрии Михаэль Тонет совершил революцию, запатентовав технологию гнутой древесины — его венские стульи модели № 14 (1859) производились миллионами экземпляров и стали символом демократичного дизайна.

Original size 0x0

Элементы стула Thonet Model № 14 и упаковка 36 стульев в ящике, 1859 г.

В Германии фабрика Thonet внедрила конвейерную сборку.Стулья поставлялись дилерам в разобранном виде по 36 штук в ящике и собирались на месте. Это значительно сократило издержки на хранение и транспортировку. Мебель Thonet была не только самой легкой и дешевой на мировом рынке, но еще и самой прочной: тонетовский стул оставался невредимым и после падения с Эйфелевой башни.

Семья Тонетов / Фабрика мебели Thonet

В США Чарльз Истлэйк популяризировал машинную резьбу по дереву, создав «стиль коттедж» для среднего класса. В то же время британские мануфактуры, такие как Jacob & Josef Kohn, выпускали тиражные стулья в эстетике Arts & Crafts, сочетая ручное качество с индустриальными методами.

Original size 940x412

Стулья производства компании Jacob & Josef Kohn: Josef Hoffmann Model № 371, 1905 г./ Gustav Siegel Model № 824, 1905 г./ Otto Wagner, 1905 г.

Стул Model № 9, Thonet, 1902 г. / Стул Model № 9, Thonet в интерьере

Особый вклад внесла Баухауская школа: Марсель Бройер в 1925 году создал стальной трубчатый стул «Василий» (Германия), а в СССР конструктивисты разрабатывали мебель из фанеры для рабочих клубов.

Кресло Василий, 1925 г. / Кресло Василий в интерьере

Так, эти инновации заложили основы современного мебельного дизайна, где технологичность сочетается с функциональностью.

Современность: эргономика и технологии

Мир стульев очень разнообразен, и в нем можно найти множество знаковых моделей. Поэтому я хотела бы сосредоточиться на нескольких из них, которые впечатлили меня, и при этом оказали значительное влияние на развитие промышленного дизайна. Например, легендарный стул ван дер Роэ.

Дизайнер, Людвиг Мис ван дер Роэ, говорил, что чувствует острую необходимость в соединении прошлого и настоящего, применив принципы функциональности и простоты, именно поэтому модель отсылает нас к складным стульям Древнего Египта.

Стул ван дер Роэ, 1929 г.

Также хочется упомянуть не совсем стул, но определенно культовую вещь 20 века, которая особенно популярна и сегодня — табурет Алвара Аалто, финского дизайнера, созданный специально для библиотеки в Выборге.

Табурет Алвара Аалто, 1933 г. / Табурет Алвара Аалто в интерьере

Модель Eames была создана в 1948 году Чарльзом и Реем Имзами, и разработана специально для массового производства.

Стул Eames, 1948 г. / Стул Eames в интерьере

Стул Series 7, 1955 г. / Стул Series 7 в интерьере

Процесс создания стула Эро Сааринен / Стул на пьедtстале, Knoll, 1956 г.

Кресло Sanluca, Gavina, 1959 г.

Стул Pantone, созданный одноимённым дизайнером, до сих пор покоряет сердца и явялется лидером продаж среди покупателей бренда.

Вернер Пантон / процесс создания стула

Стул Pantone, 1960 г.

Стулья 4999, Марко Дзанузо и Рихард Заппер, 1960–1964 гг.

Еще одной интересной интерпретацией стула стало кресло. Так, в 1969 году Гаэтано Пеше спроектировал модель, вложив в этот проект феминистский подтекст. Кресло своими формами напоминает женщину, а шарик-пуф символизирует оковы, которые не дают ей стать свободной.

Original size 1800x1200

Кресло Up 5, 1969 г.

Кресло Пруст, 1978 г. / Кресло Пруст в интерьере

В 1999 г. Росс Лавгроув создал настоящий прорыв — культовый стул Go, который своей необычной абстрактной формой напоминает метеорит и подчеркивает всеобщий переход к технологическому процессу того времени.

Стул Go, 1999 г.

Немаловажную роль в создании новых открытий играет вдохновение. Так, дизайнер Филипп Старк при создании своей культовой модели — стула Louis Ghost из прозрачного поликарбоната вдохновился некогда известным креслом Людовика XV.

Стул Louis Ghost, 2000 г.

В наше время дизайн предметов интерьера становится более индивидуальным и технологичным, концентрируется на здоровье человека, фокусе на комфорт и, конечно, стремится поддержать экологическую ситуацию в мире.

Именно поэтому в 2021 г. бренд запустил производство мебели, напечатанной на 3-д принтере.

Стул Eburet YURA, 2021 г.

Стул Eburet BARNY 65, 2023 г.

Более лёгкий и мобильный в сравнении со своими предшественниками — стул VALERA. Получился путём долгих разработок и создания новой технологии печати на 3D-принтере.

За счет своего веса, стулья легко передвигать по пространству, а также они являются штабелируемыми.

Стул Eburet VALERA, 2024 г.

Дизайн стульев на протяжении всей истории отражал особенности человеческого быта и культурные традиции. Взглянув на современные тенденции или оглянувшись в прошлое, мы видим чёткую взаимосвязь между образом жизни и мебельным производством.

Скандинавские страны, к примеру, сделали акцент на практичности и лаконичности форм, тогда как азиатские мастера воплощают в своих работах философию минимализма и гармонии с природой, что проявляется как в выборе материалов, так и в силуэтах мебели. Урбанистическая среда с её динамичным ритмом требует компактных и многофункциональных решений.

Эти наблюдения носят общий характер — на самом деле факторов, влияющих на дизайн, значительно больше. Они затрагивают цветовую палитру, конструктивные особенности, выбор сырья и многие другие аспекты. Особую роль играет технический прогресс: непрерывное развитие производственных технологий закономерно приводит к эволюции мебельного дизайна.

Original size 1200x900

Стулья, как неотъемлемая часть дизайна интерьера

Заключение

Эволюция стула — это не только история развития мебели как предмета быта, но также отражение изменений в культуре, технологиях и эстетике общества. От простых деревянных табуретов до современных эргономичных кресел — каждый этап показывает прогресс в технических возможностях производства и меняющиеся ценности людей. Стул стал символом статуса, комфорта и инноваций — его развитие продолжает идти рука об руку с развитием человеческой цивилизации.

Bibliography
Show
1.

110 Стульев известных всем от именитых дизайнеров // EZAKAZ URL: https://ezakaz.ru/blog/10-stulev-izvestnyh-vsem-ot-imenityh-dizaynerov.html (дата обращения: 27.05.2025).

2.

Петер Беренс — пионер промышленного дизайна и отец Баухауса // Информационный портал Germania-online URL: https://germania-online.diplo.de/ru-dz-ru/kultur/kunst/-/2084842#: ~: text=Петер%20Беренс%20–%20пионер%20промышленного%20дизайна%20и%20отец%20Баухауса, -Петер%20Беренс%20–%20пионер (дата обращения: 27.05.2025).

3.

Культовые вещи. История венского стула // Дзен URL: https://dzen.ru/a/YMCgUnMaDieSD0PW (дата обращения: 27.05.2025).

4.

Malinowski Jerzy, Yanbukhtina Almira, Zagrebin Sergei, Potapov Alexander, Lozanova Sasha, Pashayeva Valide, Lobachevskaya Olga MAJOR INFLUENCES ON THE FORM-BUILDING OF CHAIRS AND ARMCHAIRS SINCE THE BEGINNING OF THE 21 ST CENTURY // ДИЗАЙН-ИСКУССТВО-ПРОМЫШЛЕННОСТЬ Международный сборник научных трудов. — Челябинск: 2012. — С. 99-108.

5.

История табурета сквозь века // Calameo URL: https://www.calameo.com/books/0075084566416cbce1788 (дата обращения: 27.05.2025).

6.

Форти А.Объекты желания. Дизайн и общество с 1750 года / Адриан Форти; [пер. с англ. И. Форонова].– 3-е изд.– М.: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2021.– 456с.: ил.

7.

Galen Cranz The Chair: Rethinking culture, body, and design. — 1 изд. — New York: W.W. Norton, 1998. — 288 с.

8.

Ликбез: 10 стульев, которые должен знать каждый // mydecor URL: https://mydecor.ru/heroes/design-history/la-storia-del-design-10-sedie-che-non-puoi-non-conoscere-id6838342/ (дата обращения: 27.05.2025).

9.

Арутюнов Е. А. Сложный дизайнер. — М: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2023. — 192 с.

10.

Ходж С. Почему это шедевр. 80 историй уникальных предметов / С. Ходж. — М., 2015.

11.

50 + 1 предмет, который изменил мир: новейшая история промышленного дизайна в картинках // Среда обучения URL: https://interior.sredaobuchenia.ru/50andone (дата обращения: 27.05.2025).

12.

Стул венский. Братья Тонет // Artefact URL: https://ar.culture.ru/ru/subject/stul-venskiy (дата обращения: 27.05.2025).

13.

Красно-синий стул // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Красно-синий_стул (дата обращения: 27.05.2025).

14.

100 лет дизайна: стул Pantone Вернера Пантона // INTERIOR+DESIGN URL: https://www.interior.ru/education/predmeti/9155-100-let-dizaina-stul-pantone-vernera-pantona.html (дата обращения: 27.05.2025).

Image sources
Show
1.

https://ru.pinterest.com/pin/57983913946586882/ — дата обращения: 27.05.2025

2.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Трон#/media/Файл: Boscoreale_fresco_woman_kithara.jpg — дата обращения: 27.05.2025

3.

https://ru.pinterest.com/pin/970807263415518811/ — дата обращения: 27.05.2025

4.

https://ru.pinterest.com/pin/5840674510081468/ — дата обращения: 27.05.2025

5.

http://xn--90aagfb0bbcy1l.xn--p1ai/mebel-drevnego-egipta. — дата обращения: 27.05.2025

6.

https://ru.pinterest.com/pin/521502831862590200/. — дата обращения: 27.05.2025

7.

https://frino.ru/blog/mebel-drevnih-vremen/ — дата обращения: 27.05.2025

8.9.

https://ru.pinterest.com/pin/825988387934717899/ — дата обращения: 27.05.2025

10.

https://interior.sredaobuchenia.ru/50andone — дата обращения: 27.05.2025

11.

https://ru.pinterest.com/pin/654271119537457/. — дата обращения: 27.05.2025

12.

https://ru.pinterest.com/pin/366339750951006179/ — дата обращения: 27.05.2025

13.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D043;на_ (кресло)#/media/%D0%A4_%D1%83_%D1%84_%D1%83_%D1%84_%D1%83_%D1%84_%D1%83_%D1%84_%D1%83_%D1%84_%D1%83_%D1%84_%D1%83_%D1%84_%D1%83_%D1%84_%D1%83_%D1%84_ (дата обращения: 27 мая 2025)

14.

https://ru.pinterest.com/pin/488640628331217657/. — дата обращения: 27.05.2025

15.

https://ru.pinterest.com/pin/353251164504998590/. — дата обращения: 27.05.2025

16.17.

https://ru.pinterest.com/pin/589041988699930405/ — дата обращения: 27 мая 2025

18.19.

https://ru.pinterest.com/pin/97908935730388429/. — дата обращения: 27 мая 2025

20.

https://i.pinimg.com/736x/e5/bb/73/e5bb738e62f846a846a016a7aa2f9546.jpg — дата обращения: 27 мая 2025

21.

https://ru.pinterest.com/pin/5488830789012543/ — дата обращения: 27 мая 2025

22.

https://www.famous.totalarch.com/thonet/ — дата обращения: 27 мая 2025

23.

https://villagio-vip.ru/magazine/design-world/up-chair/ — дата обращения: 27 мая 2025

24.

https://antiqueland.ru/articles/1518/ — дата обращения: 27 мая 2025

Эволюция стула как отражение культурных и технологических изменений
6