big
Искусство XXI века
25 художников, которых вам нужно знать

Эта лекция открывает блок премиальных материалов программы дополнительного образования «История искусства и дизайна».

Чем искусство XXI века отличается от того, что было в предыдущем столетии? Появились новые технологии как в плане создания произведений, так и в плане коммуникации со зрителями. Общество сталкивается с новыми проблемами и вызовами, художники не могут стоять в стороне. Границы искусства расширяются, дискурсы усложняются, темп увеличивается.

Первая половина ХХ века прошла под знаком модернистского стремления к обновлению жизни и искусства, вторая половина века была отмечена постмодернистским разочарованием в эпохе «больших надежд». Начало XXI века выдалось непростым, сохранять трезвость критического взгляда по-прежнему необходимо, и все же — для оптимизма тоже найдется место.

Посмотрим на нескольких ярких художников XXI века.

Джефф Кунс

big
Original size 1540x944

Джефф Кунс. Зеркальный шар (Ариадна). Одна из работ серии 2013–2016 гг.

Подход к искусству Джеффа Кунса можно назвать одним из самых ярких примеров постмодернизма, и те стратегии, которые он выработал в 1990-е годы, остаются актуальными и сегодня. Он совместил художественное образование с опытом биржевого брокера и поставил ребром вопрос о том, что такое искусство.

Позолоченная фарфоровая статуэтка Майкла Джексона, огромные фигурные шарики из зеркальной нержавеющей стали, щенок из живых цветов — все эти и многие другие работы Кунса объединяет то, что они невероятно притягательны. Это китч, пошлость… но как же красиво!

В платоновском диалоге «Пир» Сократ задавался вопросом о том, что представляет собой «прекрасное», и одним из первых очевидных ответов, которые он отметает, было золото. Да, конечно, не все золотое прекрасно и прекрасно не только золото… но блеск металла и драгоценных камней все-таки действует на наше эстетическое чувство. А художник пользуется этим. Противопоставляя себя высоколобым концептуалистам, Кунс создает блестящие пустышки, от которых невозможно оторвать взгляд. И продает их за десятки миллионов.

Серия работ «Зеркальный шар», как и многие проекты Кунса, сделана не просто эффектно, но и высокотехнологично: шар изготовлен из тяжёлого прозрачного стекла, покрытого с одной стороны слоем ярко-синей краски, а с другой — зеркальным напылением (алюминий или серебро). Это создаёт эффект «глубокого» отражения, который усиливается благодаря оттенку синегг — это знаменитый Yves Klein Blue. Это не просто синий, а ультрамариновый пигмент с высокой светоотражающей способностью.

Интересный факт: шары для этой серии производились в Германии на тех же предприятиях, где делают оптику для научных приборов — чтобы избежать искажений в отражениях. Цена одного шара достигает $500,000.

Название «Gazing ball» также можно перевести как шар для разглядывания. И в отражении зритель видит — самого себя.

Дэмиен Хёрст

Дэмиен Хёрст. «Святое место для потомков». 2006

Ироничному жизнелюбию Кунса можно противопоставить изысканный макабр проектов Дэмиена Хёрста, художника из поколения Young British Artists, про которых один художественный критик писал, что они создают «Высокое искусство, версию облегченную».

В 1990-е Хёрст взбудоражил арт-сообщество чучелом акулы в формалине, которое было продано на аукционе за фантастическую сумму. Потом был череп, инкрустированный сотнями бриллиантов. А теперь наиболее яркими работами художника стали картины-мозаики из крылышек бабочек.

Original size 1200x900

Дэмиен Хёрст. Благородный путь. 2019

Маурицио Каттелан

Original size 1275x837

Маурицио Каттелан. Голливуд (инсталляция в Палермо). 2001

В 2001 году Маурицио Каттелан, участвуя в 49-й Венецианской биеннале в четвёртый раз, решил радикально изменить контекст своего присутствия и перенёс проект в Палермо на Сицилии. Там, на холме рядом с городской свалкой, он возвёл гигантскую 22-метровую копию знаменитого голливудского знака длиной 180 метров — икону американской мечты и звёздной системы.

Открытие работы превратилось в провокационный перформанс: 150 приглашённых гостей — коллекционеров, критиков и кураторов — специальным рейсом прилетели из Венеции в Палермо, чтобы присутствовать на коктейле у инсталляции, после чего сразу вернулись обратно. Как часто бывает у Каттелана, работа существовала в основном благодаря слухам — лишь пара десятков человек стали свидетелями этого временного вмешательства в ландшафт.

Художник едко высмеял саму систему художественных звёзд, как бы задавая неожиданный вопрос: а стал бы Голливуд мировой столицей кино, если бы не фильмы о сицилийской мафии?

Маурицио Каттелан. «Комедиант» на Art Basel Miami. 2019

Кунс и Каттелан в нашей подборке художников отвечают за арт-провокацию, эти художники-трикстеры, проявляют обычно незаметные механизмы работы арт-институций и нашего восприятия искусства.

Original size 2847x1932

Главный герой сериала «Молодой Папа». Паоло Соррентино. 2016

Бэнкси

0

Бэнски. Распроджа заканчивается сегодня. 2016 // Энди Уорхол среди коробок Brillo. 1970-е

Художник-загадка, рок-звезда в мире современного искусства, его работы знакомы всем, но никто не знает его в лицо. Именно благодаря Бэнкси протестный драйв граффити проник в художественные галереи. Сохраняя анонимность, он поднимает вопросы, которые редко произносятся вслух, и раз за разом обнажает конфликты и парадоксы, которые мы привыкли не замечать.

Визуальные высказывания Бэнкси понятны с первого взгляда, это язык уличного искусства, язык плаката и дерзкого афоризма. Как и Энди Уорхол в свое время, этот художник обращает наше внимание на то, от чего хотелось бы отмахнуться. Проблемы общества потребления, пожалуй, меньшая из тех проблем, к которым он обращается, но не она ли причина других «вывихов» нашего века?

Original size 996x665

Бэнкси. Следуй за мечтой. 2010-е

Аниш Капур

0

Вид экспозиции выставки Аниша Капура «Моя алая родина» в Еврейском музее и центре толерантности, Москва. 2015. Фото: Иван Гущин, courtesy Еврейский музей // Марк Ротко. № 14. 1960 (фрагмент)

Аниш Капур — один из тех художников, работы которого не так-то легко описать словами. Несложно рассказать о том, что он работает с отражающими или, напротив, поглощающими свет поверхностями, любит яркие цвета и тактильно запоминающиеся фактуры (вроде смести воска и вазелина), также легко заметить, что его работы оставляют сильное впечатление, запоминаются. Вот только работают они скорее на дословесном или бессловесном уровне. В этом плане Капур напоминает Марка Ротко, абстрактные полотна которого вызывают сильные и при этом невыразимые с помощью обычных слов чувства. Он был первым из современных художников, кто получил персональную выставку в главных залах Королоевской академии художеств в Лондоне, это было в 2009 году. До Капура в там проходили ретроспективы только классиков и признанных модернистов (Пикассо, Моне), но не актуальных молодых авторов.

Его работы наводят на размышления о жизни, витальности и смерти, о насилии и о надежде, о течении времени и нашем благоговении перед непостижимым. Масштабные проекты Капура как будто уклоняются от точных формулировок, но при этом стиль Капура невозможно с чем-либо спутать.

Original size 640x360

Аниш Капур. Погружение (Descension). 2014

Ай Вэйвэй

Original size 1520x1034

Ай Вэй Вэй. Семена подсолнуха. 2010

Ай Вэйвэй — китайский художник и куратор, чьи работы нарушают привычные «правила игры» в искусстве. Его работы сочетают минималистские и концептуальные традиции, но им не свойственна холодная интеллектуальность концептуализма 1970-х, напротив, Ай Вэйвэй обращается к темам, которые близки и понятны зрителю, к тому, что мы буквально «кожей чувствуем».

Инсталляция «Семена подсолнечника» в галерее Tate Modern — одна из самых ярких работ первой четверти 21-го века. 100 миллионов семечек рассыпано на цементном полу Турбинного зала… и только ступив на них, понимаешь, что это не просто семечки, а миниатюрные скульптуры, каждая из них является плодом труда 1600 мастеров, которые создавали их в течение двух лет. Отношение к Китаю как к фабрике массового производства бросовых товаров — повторяющаяся тема в искусстве Ай Вэйвэя. Кризис перепроизводства и перепотребления оказывается также и кризисом в отношении к человеку и его труду.

Сначала художник планировал сделать 3 миллиона семян, но оказалось, что это слишком мало.

Original size 2844x1600

Нередко слышны голоса возмущенных зрителей, которые задают вопрос: «Почему современное искусство такое непонятное?» Действительно, в художественном поле немало проектов, которые требуют сложной кураторской расшифровки, но есть и другие, такие, как работы Бэнкси и Ай Вэйвэя. Возможно, лет через сто нашим потомкам потребуется глубоко погрузиться в контекст социокультурных конфликтов, чтобы понять эти работы, но с нами здесь и сейчас — художники говорят на одном языке.

Original size 1024x683

Ханс Ульрих Обрист, автор книги «Пути кураторства»

Такаси Мураками и Ёсимото Нара

Original size 1022x678

Такаси Мураками. 727-727. 2009

В японском языке слово «каваи» (милый) оказалось созвучным слову «коваи» (пугающий), этот парадокс дает возможность внимательнее присмотреться к стилизованным в духе анимэ образам на картинах Такаси Мураками и Ёсимото Нара. Персонажи с прекрасными круглыми глазами бывают зубастыми, а за улыбкой может прятаться глубокая тоска.

Японское экономическое чудо возникло на руинах, оставшихся после войны и ядерной атаки, популярная массовая культура, ориентированная на детей, развивается в период демографического спада — эти контрасты сосуществуют и находят выражение в работах современных художников.

Original size 1500x1000

Ёсимото Нара. Вид персональной выставки «Рисунки за 31 год». 2019

KAWS

0

KAWS. Проект в дополненной реальности «Компаньон». 2020

KAWS (Брайан Доннелли) получил образование художника, работал в анимации и дизайне, совместил стилистику уличного искусства с концептуальной традицией и продолжает размывать границы между «высоким» и коммерческим в современной культуре. Его персонажи часто появляются не только в галереях, но и на полках магазинов, когда идет коллаборация с очередным брендами. Недавно KAWS расширил свой творческий инструментарий, сделав выставку в дополненной реальности и в пространстве компьютерной игры.

Original size 1583x1076

Выставка KAWS в виртуальном отделении галереи Serpentine в мире игры Fortnite

Глядя на современную арт-сцену, легко заметить, каким значимым оказалось наследие поп-арта. Идеи Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна и Класа Ольденбурга в XXI веке получили новое развитие, поскольку товары — это теперь не только вещи. Экономика впечатлений оказалась сложнее и коварнее классического рынка, осмысленного художниками прошлого столетия. Границы между реальным и воображаемым стали едва заметны.

Сяо Фей

Original size 1500x1000

Сяо Фей. Косплееры. 2004

Технологический рывок, который совершили страны Азии, создает ощущение, что в будущее можно шагнуть прямо сейчас. Только что ждет нас в этом будущем? Окажется ли оно миром наших грез, где технологии позволят стать тем, кем захочешь, или же это будет антиутопия, где люди прикованы к высокотехнологичным конвейерам?

Художница Сяо Фей исследует пересечения этих миров, дрейфуя между молодежными субкультурами, виртуальными мирами и китайскими фабриками.

0

Сяо Фей. Азия один. 2018 // Сяо Фей. Чья утопия. 2006

Джон Рафман

0

Джон Рафман. 9 глаз. 2008- // Эдвард Хоппер. Воскресенье. 1926. Эжен Атже. Версаль. 1921

«Девять глаз Google Street View» — это одновременно архивный проект и концептуальное размышление художника о современном состоянии фотографии, о том, что «взгляд машины» может сделать видимым для нас. Рафман тщательно изучил архив Google Street View и начал вычленять отдельные кадры из этой огромной базы данных. Какие-то снимки получились забавными, другие кажутся загадочными, третьи — печальными.

Эти снимки — побочный продукт большого проекта Гугл, результат не всегда стройной работы алгоритма, а если она напоминают работы Хоппера или Атже, пожалуй, это тот случай, когда красота «в глазах смотрящего».

Павел Отдельнов

0

Павел Отдельнов. Серия «Русское нигде». 2020

Тонкая и эмоциональная техника живописи соединяется в работах Отдельнова с отстраненным и беспристрастным «взглядом» машины. Знакомые пейзажи кажутся далекими и необжитыми. Над серией картин «Русское нигде» художник работал в период локдауна, когда вместо прогулки приходилось обращаться к виртуальным образам на картах. Отдельнов выбирал самые банальные и типичные снимки, по которым невозможно узнать, какой перед нами город и в каком времени он существует. Это собирательный образ необъятной страны, которая словно замерла перед пробуждением от сна.

0

Павел Отдельнов. Работа «Переселенцы» на выставке «Звенящий след». 2021 // Герхард Рихтер. Тетя Марианна. 1965

Фотография документирует события, становится свидетельством, опорой для памяти. Но в работах Отдельнова речь идет о стертом, ускользающем, забытом. Например, об атомном проекте на Урале и о закрытом научном городке, где жили ученые до того, как на реакторе произошла авария.

Время идет, образы стираются из памяти, на фотографиях люди, имена которых уже никто не вспомнит — и художник берется за проект, чтобы обратить наше внимание на это. Как на процесс медленного исчезновения образов, так и на то, что предается забвению, будь это события Второй мировой (о которых пишет картины Рихтер) или другие катастрофы недавно минувшего ХХ века.

Воображаемые миры, которые создают художники, могут казаться удивительными или, наоборот, знакомыми. И всякий раз они помогают нам понять что-то новое о настоящем.

:vtol:

0

: vtol: Гость (часть трилогии «Геология»). 2019

:vtol: (Дмитрий Морозов) соединяет науку и искусство, создавая конструкции, которые выглядят как хитроумно устроенные скульптуры, а на деле являются инструментами для лабораторных или полевых исследований. Например, работа «Гость» создана художником для взаимодействия с фрагментами метеорита, Сихотэ-Алинского метеорита, упавшего на Дальнем Востоке в 1947 году. Это наиболее изученный объект из всех, когда-либо падавших на Землю, и тем не менее художнику удается открыть в нем нечто новое: инфракрасная камера в контейнере преобразует тепловое излучение раскалённого метеорита в изображение. Научная картина мира в работах Морозова совмещается с научной фантастикой советского времени и современной sci-fi атмосферой.

Loading...

Аки Иномата

0

Аки Иномата. Я помню то небо. 2024

Научное знание постоянно открывает нам что-то о прошлом, но одно дело знать о нем, а другое дело — почувствовать, ощутить что-то, давно исчезнувшее. Японская художница Аки Иномата оживляет его, создавая утонченные произведения искусства, которые предлагают нам нежно коснуться того, что кажется эфемерным. Например, облаков, которые в начале прошлого века фотографировал метеоролог Масанао Абэ, или реконструированной ракушки, в которой жили предки современных осьминогов.

Помнят ли кончики пальцев то, какой прежде была реальность?

Loading...

Рефик Анадол

Original size 2400x1350

Рефик Анадол. Галлюцинация машины. Сфера. 2023

Рефик Анадол — медиахудожник, с помощью нейросетей создающий иммерсивные проекты, которые он называет AI Data Sculptures. Он берет большой массив данных (big data), загружает его в так называемую генеративно-состязательную сеть (GAN) и предлагает машине найти нестандартные статистические связи. Порой эти связи оказываются абсурдными, поэтому художник говорит о «галлюцинации» машины, но тем не менее такая не-человеческая точка зрения на собранные людьми сведения весьма любопытна. Далее включается визуальная составляющая: после обучения художником модель генерирует из собранных данных новые визуализации, которые не являются прямыми копиями исходной структуры информации, а скорее «снами», завораживающим танцем абстрактных форм на огромных экранах.

Original size 600x337
0

Рефик Анадол. Сон архива. 2016-2017 // Жорж Сера. Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884–1886

Рефик Анадол. Сон архива. 2016-2017

Вим Дельвуа и группа «Куда бегут собаки»

Вим Дельвуа. Перекрученный грузовик. 2013

В прежние времена возвещение готических арок и создание печатной книги были делом высочайшей технической сложности. Сегодня же художники адаптируют логику «каменного кружева» к возможностям металлических сплавов и используют алгоритмы для выявления паттернов в текстах книг. Мы постоянно повышаем планку, поднимаемся на новый уровень технонаучного прогресса, чтобы с этой высоты снова оглядеться и задаться вечными вопросами. Например о том, как выйти за пределы, ограничивающие разум.

Художники не упустят возможности отнестись к этом иронично: взять массив количество текстов с 1900 по 1917 год и с 2000-го по 2017-й, чтобы по ключевым словам определить «индекс трансцендентности», а потом на его основе взвесить ингредиенты для борща и сварить его с помощью робота.

Снова и снова приходится задавать сложные вопросы, из массы идей и догадок варить этот трансцендентный борщ. Раньше это происходило в келье монастыря, теперь в лаборатории, но так или иначе — нам нужно трансцендировать, выходить за пределы каких-то сложившихся моделей восприятия и мышления. Становиться больше самих себя.

Original size 1253x782

Куда бегут собаки. Индекс трансцендентности. 2017

Сайнс-арт как синтез искусства и науки, сегодня привлекает внимание многих, потому что ставит вопросы о будущем человечества: генетические эксперименты, исследование космоса, развитие искусственного интеллекта — технический прогресс открывает захватывающие перспективы и одновременно вселяет тревогу. Сможем ли мы жить в мире совершенных машин? Пожалуй, да. Если не будем пытаться сами стать машинами, а больше внимания уделим своей человечности.

Original size 2152x1576

Борис Гройс, философ и теоретик современного искусства

Рикрит Тиравания

Рикрит Тиравания. Страх съедает душу. 2019-2020

Страх съедает душу, а суп — питает душу.

Рикрит Тиравания известен своими камерными, вовлекающими зрителя инсталляциями, в которых стирабтся границы между личным общением и коллективными ритуалами. Ведь похож на выставку современного искусства — тоже в каком-то смысле ритуал. Мы настраиваемся на созерцание и размышление, готовимся прикоснуться к прекрасному и вести светскую беседу, заходим в галерею… а там предлагают попробовать горячий суп по рецепту художника.

Эта не эстетика глубокомысленного путешествия от картины к картине, это «эстетика взаимодействия» (Николя Буррио), когда художник создает условия для того, чтобы люди могли общаться друг с другом вне привычных конвенций. Просто вместе поесть или послушать музыку. Это вызывает удивление и открывает новые возможности переосмыслить поле современного искусства и его значение.

Original size 1200x800

Рикрит Тиравания и Нико Докс. Без названия. 2011

Сонг Донг

Original size 1024x681

Сонг Донг и Жяо Синь Юан. Не выбрасывай! 2009

«Не выбрасывай! В хозяйстве пригодится» — знакомый совет, который нередко услышишь от людей старшего поколения, от тех, кто помнил времена до производственного бума, когда вещей было мало и они служили долго. К числу таких людей относилась и мать художника, Жяо Синь Юан, она была из поколения переживших китайскую Культурную революцию 1960-х и 1970-х годов, следуя принципу wu jin qi yong (не выбрасывай). Этот руководящий принцип гласил, что ресурсы должны быть использованы максимально эффективно и ничего не должно пропадать зря. Сбереженные вещи служат защитой от трудностей, которые нельзя исключать даже сегодня, в условиях улучшения экономических условий. А вдруг наступит «черный день»? Для матери художника это была вполне реальная перспектива, и она берегла все, что можно было сберечь. А он в свою очередь — сберег ее дом со всеми теми вещами, что помогали ей чувствовать себя спокойно. Инсталляция «Не выбрасывай» для художника стала данью памяти и уважения матери, а для зрителей — возможностью заглянуть в жизненный мир другого человека.

Original size 1093x741

Сонг Донг. Мудрость бедняков: Мыло 2. 2009-2011

Для таких художников, как Рикрит Тиравания и Сонг Донг, выразительность и эстетическая ценность кроются в самых простых, повседневных вещах и действиях. Своей материальностью их работы напоминают нам, что мы живем не только разумом (который с легкостью готов раствориться в цифровом контенте), но и всем телом. Здесь и сейчас.

Кимсуджа и Бучра Халили

Кимсуджа. Женщина-игла. 1999-2001

Художница неподвижно стоит на заполненных людьми улицах Токио, Лондона, Нью-Йорка, Мехико, Каира, Дели, Лагоса и Шанхая — что может быть проще? Стоять, не двигаясь. Но всматриваясь в эти видео, мы понимаем, что в них кроется конфликт. Мы видим явное несовпадение темпа движения людей на улице с тем, как течет время для Кимсуджи. Зритель оказывается перед выбором: ассоциировать себя с людьми в толпе и их «нормальным» жизненным ритмом, либо мысленно присоединиться к художнице в ее отстранении от потока событий, выпасть из течения времени, присоединиться к ее медитативному состоянию. Она стоит неподвижно, словно держа небесную ось в нашем изменчивом мире.

Женщина-игла прошивает различные пространства, соединяет их, не замечая языковых и культурных барьеров, а Бучра Халили просит переселенцев прочертить по карте тот путь, которым им пришлось пройти, пересекая границы в поисках лучшей жизни. В эпоху глобализации каждый может оказаться в роли путешественника, мигранта, «гражданина мира».

Кимсуджа. Сверток (Bottari). 2011 // Кимсуджа. Грузовик со тюками — Мигранты. 2007

Original size 1440x907

Бучра Халили. Проект картографирования путешествий. 2008-2011

Ширин Нешат и Таус Махачева

Original size 1280x853

Ширин Нешат. Турбулентный. 1999

Ширин Нешат родом из Ирана, а Таус Махачева — из Дагестана, в их творчестве происходит переосмысление стереотипных представлений о «Востоке», а также о роли женщины в традиционной культуре. Авторы поднимают сложные темы, заостряя конфликты, которые не видны тем, кто не погружен в их традицию. Так в работе «Турбулентный», получившей Золотого льва на Венецианской биеннале Ширин Нешат рассказывает о том, что женщинам в ее стране запрещены публичные выступления, они не могут петь и танцевать на людях (в отличие от мужчин), и даже самые прекрасные голоса — звучат в пустоте. А Таус Махачева, которой свойствен более ироничный взгляд, посвящаяет видеоработу «Усилие» своим дагестанским родственницам, подразумевая, что для изменений нужно бесконечно много сил.

Original size 2858x1582

Таус Махачева. Усилие. 2010

Фиона Тан

Фиона Тан. Нелли. 2013

Когда-то Восток и Запад были разными мирами, культурные и торговые связи между которыми были то делались крепче, то прерывались, но всякий раз сохранялась дистанция. Путешествия были долгими и зачастую опасными, а воспоминания тех, кто проделал этот путь, обрастали небылицами. Сегодня за несколько часов можно преодолеть большое расстояние, путешествия даются легко, а глобальные информационные сети с готовностью предоставят информацию о любой точке мира — почему же мы остается в плену стереотипных представлений и по-прежнему смотрим на «Восток» взглядом западного колониста? Ответы на эти вопросы ищет Фиона Тан, художница, в биографии которой восточное и западное начала оказались неразделимы.

Original size 1320x743

Фиона Тан. Disorient. 2009

Фиона Тан. Disorient. 2009

Локализация и глобализация, национальная идентичность и межкультурные связи, границы государств и пересечения миров — художники исследуют эти сложные феномены, открывая нам глаза на устаревшие стереотипы и рассказывая личные истории, которые помогают лучше понять нечто, касающееся всех нас.

Рагнар Кьяртанссон

Original size 1778x1000

Рагнар Кьяртанссон. Sumarnótt. 2019

Семиканальная видеоинсталляция «Sumarnótt» переносит зрителя в исландскую долину у подножия вулкана Лаки, увиденную в лучах полуночного солнца. Героями стали две пары, каждая из которых включает одного из близнецов, переходящих с одного экрана на другой. Они тихо напевают мелодию, рефреном которой стала фраза «death is elsewhere» («смерть — в другом месте»).

Умиротворение и легкая меланхолия, юмор и полное принятие — такими словами можно описать работы Рагнара Кьяртанссона, возможно, единственного настоящего метамодерниста.

0

Рагнар Кьяртанссон. Гости. 2012

Рубеж XX и XXI веков был переломным периодом для искусства, когда интеллектуальное поле захлестнула волна постмодернизма. Казалось, что кроме гнетущих сомнений и язвительных выпадов искусство больше ни на что не способно. Но время идет, и несмотря на то, что первая четверть нового века тоже выдалась непростой, художники показали, что «прекрасное» по-прежнему на многое способно.

Original size 2946x1962

Соня Бойс. Чувствуя по-своему. 2022

Image sources
Show
1.

https://www.guggenheim.org/wp-content/uploads/2024/10/architecture-srgm-parapet.jpg (дата последнего обращения 07.07.2025)

2.

https://cdn.mos.cms.futurecdn.net/NHBsmf7SDcSxxSLojn6xVH.jpg (дата последнего обращения 07.07.2025)

3.

https://www.jeffkoons.com/artwork/gazing-ball-sculptures (дата последнего обращения 07.07.2025)

4.

https://webneel.com/daily/3-balloon-dog-sculpture-jeff-koons (дата последнего обращения 07.07.2025)

5.6.7.

https://artguide.com/posts/911?page=5 (дата последнего обращения 07.07.2025)

8.

https://www.sfmoma.org/artwork/97.524/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

9.

https://i.pinimg.com/736x/09/48/92/094892a862492de1cc8625de24281f82.jpg (дата последнего обращения 07.07.2025)

10.

https://i.etsystatic.com/53826427/r/il/d8ef22/6151988138/il_570xN.6151988138_b0n1.jpg (дата последнего обращения 07.07.2025)

11.

https://www.perrotin.com/artists/Maurizio_Cattelan/2/hollywood/7127 (дата последнего обращения 07.07.2025)

12.

https://cdn.finestresullarte.info/rivista/immagini/2024/fn/banane-cattelan.jpg (дата последнего обращения 07.07.2025)

13.

https://img.pravda.ru/image/preview/article/3/0/3/2233303_five.jpeg (дата последнего обращения 07.07.2025)

14.15.

https://banksyexplained.com/sale-ends-today-2006/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

16.17.

https://banksyexplained.com/banksy-murals-overview/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

18.

https://unitlondon.com/2019-03-15/ai-weiwei-on-dissidence-and-sunflower-seeds/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

19.

https://asiasociety.org/images/120105_sunflower_seeds.jpg (дата последнего обращения 07.07.2025)

20.

https://static.dezeen.com/uploads/2010/10/dzn_Sunflower-Seeds-2010-by-Ai-Weiwei-2.jpg (дата последнего обращения 07.07.2025)

21.22.

https://cms.guggenheim-bilbao.eus/uploads/2012/05/2009-Murakami-727-727-1024x678.jpg (дата последнего обращения 07.07.2025)

23.24.

https://news.artnet.com/art-world/kaws-augmented-reality-1800375 (дата последнего обращения 07.07.2025)

25.

https://news.artnet.com/art-world/kaws-family-koming-to-sfmoma-2635035 (дата последнего обращения 07.07.2025)

26.

https://flash---art.com/article/cao-fei/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

27.

https://9-eyes.com/page/5 (дата последнего обращения 07.07.2025)

28.

https://artguide.com/posts/286 (дата последнего обращения 07.07.2025)

29.

https://otdelnov.com/ru/gallery-russian-nowhere (дата последнего обращения 07.07.2025)

30.

https://otdelnov.com/ru/gallery-ringing-trace (дата последнего обращения 07.07.2025)

31.

https://vtol.cc/filter/works/guest (дата последнего обращения 07.07.2025)

32.

https://www.aki-inomata.com/works/remember/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

33.

https://www.aki-inomata.com/works/kiku-ishi/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

34.

https://refikanadol.com/works/machine-hallucinations-sphere/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

35.

https://refikanadol.com/works/archive-dreaming/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

36.

https://wimdelvoye.be/work/gothic-works/twisted-dump-truck/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

37.

https://wheredogsrun.art/2020/01/transcendence-index/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

38.

https://www.davidzwirner.com/artists/rirkrit-tiravanija (дата последнего обращения 07.07.2025)

39.40.

https://live.staticflickr.com/2486/3695667885_d55e0b4f1d_b.jpg (дата последнего обращения 07.07.2025)

41.

https://static2.abitare.it/wp-content/uploads/2012/02/SongDong_JHO_9579__450px.jpg?v=178269 (дата последнего обращения 07.07.2025)

42.43.

https://gemmaschiebefineart.wordpress.com/2014/03/20/artist-research-kimsooja-a-needle-woman/ (дата последнего обращения 07.07.2025)

44.45.46.47.48.

https://images.app.goo.gl/2EsAB1swM9aadhVQ8 (дата последнего обращения 07.07.2025)

49.

https://www.theartnewspaper.ru/posts/5218/?ysclid=mcvqbl16vx80973946 (дата последнего обращения 07.07.2025)

50.

https://fionatan.nl/work/disorient (дата последнего обращения 07.07.2025)

51.52.53.54.55.56.

https://www.thenation.com/article/culture/venice-biennale-2024/# (дата последнего обращения 07.07.2025)

57.